textarchive.ru

Главная > Урок


Урок русского языка в 6 классе

Тема. Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография»

Цели:

1.Обобщить и закрепить знания по теме ( морфемы слова, способы словообразования, орфограммы).

2.Развивать умение выполнять морфемный и словообразовательный разбор; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; развивать память, мышление , речь учащихся, орфографическую зоркость

3.Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока:

I.Организационный момент. Запись в тетрадях даты, вида работы.

II.Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Запись темы в тетради.

- Ребята, у нас сегодня урок обобщения и повторения изученного по теме «Словообразование». Запишите тему в тетради. Перед нами стоит цель: повторить порядок морфемного и словообразовательного разбора, способы образования слов и те орфограммы, которые были изучены.

III. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что изучает раздел науки о языке «Словообразование» (состав слова и способы образования слов).

-А с каким разделом языка тесно соприкасается наша тема? ( с орфографией).

-А что изучает орфография? ( правильное написание слов).

-Каким образом связано словообразование с орфографией?

( мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания).

Перейдем к заданиям.

IV. Задания на закрепление изученного материала.

1. Игра «Угадай словечко».

-А давайте проверим, как вы умеете находить слова по отдельным морфемам.

- Что такое морфема? ( часть слова).

-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. (скрыто слово тигрята).

-Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).

-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).

-Предположите, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).

-Что называем окончанием?

-Можно ли, изменив окончание, образовать однокоренное слово?

- Для чего нужно окончание? ( для связи слов в предложении и словосочетании).

-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»? (тигрята).

- Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).

-Какой вывод можно сделать? Что такое корень? ( корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова. Без корня слов не бывает).

- А что обычно находится после корня? (суффикс) Для чего он служит? (для образования новых слов)

Назовите суффикс в этом слове. - ят - обозначает детёнышей животных, птиц.

Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята)

- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)

-Что такое основа? (часть слова без окончания)

-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной)

-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)

Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)

- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

2. Упражнение «Составь слово».

- А сейчас попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ.

-От глагола подать взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось? Подарок. Запишите это слово.

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.

- Какое слово получилось? Беленький. Запишите это слово.

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание.

Какое слово получилось? Прилетит. Запишите это слово.

Выполним морфемный разбор этих слов.

3.Физминутка.

4. Словообразовательный разбор

- А теперь давайте вспомним, какими способами образуются слова в русском языке.

-Вы должны сделать словообразовательный разбор слов и определить способ словообразования.

- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу?

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Турпоход ← туристический поход. (сложносокращённое слово)

5. Словарный диктант.

-На доске записаны слова, в которых, если не знать орфографии и словообразования, можно сделать много ошибок.

Пр…плыть, пр…градить, пр…морский. пр…большой, пр…шить, пр…быть в город, пр…бывать в задумчивости, пр…лечь, к…саться, к...снуться, заг...релый, под…грать, сверх…нтересный.

Проверка.

6. Тестирование.

1. Слово может состоять из:

а)приставки и суффикса

б)корня, суффикса и окончания

в)приставки, суффикса и окончания

2. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а)вода, водолаз, водитель

б)лес, у леса, к лесу

в)повар, сварка, варит

3. Каким способом образовано слово опилки:

а) приставочный

б) суффиксальный

в) приставочно-суффиксальный

4.В каком ряду в обоих словах пропущена буква и:

а)Пр..школьный, пр..странный;

б)пр..шить, пр..открыть;

в)пр..брежный,пр..рвать,пр..увеличить.

5.В каком ряду в обоих словах пропущена буква а:

А)прик..снулся, перег..реть;

Б)заг..релый,к..сание;

В) прик..сается, заг..р.

V. Итоги урока:

-Итак, мы неплохо сегодня поработали. Пора подвести итоги и сделать выводы.

- Что же изучает раздел «Состав слова и словообразование?»

- Для чего мы должны знать состав слова? (чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы).

Оценки за урок.

V. Домашнее задание

Подбери сложные слова к слову вода.

(водопровод, водопад, водоросль, водоснабжение, водохранилище, водоём, водоочистительный, водораздел, полноводный, водоплавающий, водомер, водоотталкивающий).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок русского языка в 7 классе (к учебнику русского языка под редакцией М Разумовской)

    Урок
    ... класса к уроку. Сообщение темы и цели урока (слайды 2, 3 см. «Приложение»). Повторениеизученного материала по лингвистике, орфографии, пунктуации: а) Индивидуальные задания по ...
  2. Урок русского языка в 6 классе по теме «морфемика орфография»

    Урок
    Урокрусскогоязыка в 6 классепотеме: «Морфемика. Орфография» Тип урока: урокповторенияизученного. Цели урока: •1. Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы ...
  3. Уроки русского языка в 5 классе по учебному комплексу для классов и школ с углублённым изучением русского языка книга для учителя

    Книга
    Л.Д. БЕДНАРСКАЯ УРОКИРУССКОГОЯЗЫКА В 5 КЛАССЕпо учебному комплексу В.В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучениемрусскогоязыка КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Учебный ...
  4. Мудрость слова урок русского языка

    Урок
    ... Циклы упражнений порусскомуязыку для 10-го классапотеме "Лексика", целью которых является повторениеорфографии и пунктуации ...
  5. Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

    Урок
    ... задания Словообразование. Орфография. Культура речи. (24ч+4ч) 25 Повторениеизученного в 5 классепотеме: «Морфемика» 1 Урок обобщения и повторения Написание диктанта, повторение ...

Другие похожие документы..