textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ

МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

Настоящие Методические рекомендации разработаны сотрудниками Главного управления МЧС

России по Московской области на основании требований федерального законодательства,

нормативной правовой базы Московской области, руководящих документов МЧС России для

оказания содействия органам местного самоуправления в работе по решению вопросов, входящих в

компетенцию этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,

обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

I. Осуществление полномочий в соответствии

с законодательством Российской Федерации

Перечень полномочий местного значения для каждого из типов муниципальных образований

(городской округ, муниципальный район, поселение) определен статьями 14-18 Федерального закона

от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

В нем подчеркивается, что вопросом местного значения является организация и осуществление

мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения

пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Таким образом, органы местного

самоуправления несут ответственность за комплекс мероприятий, имеющий конечной целью

минимизировать риски, повысить безопасность проживающего населения и сохранность

материальных средств.

В соответствии со статьями 40, 41, 96 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

необходимо внести в уставы муниципальных образований по вопросам в области обеспечения

защиты населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

следующие положения, дополнив статьи уставов муниципальных образований:

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Поселение               Муниципальный район     Городской округ                 

Участие в предупреждении Участие в предупреждении Участие в предупреждении и      

и ликвидации последствий и ликвидации последствий ликвидации последствий          

чрезвычайных ситуаций в чрезвычайных ситуаций на чрезвычайных ситуаций в границах

границах поселения      территории              городского округа               

муниципального района  

Организация и           Организация и           Организация и осуществление     

осуществление           осуществление           мероприятий по гражданской      

мероприятий по          мероприятий по          обороне, защите населения и     

гражданской обороне,    гражданской обороне,    территории городского округа от 

защите населения и      защите населения и      чрезвычайных ситуаций природного

территории поселения от территории              и техногенного характера, включая

чрезвычайных ситуаций   муниципального района от поддержку в состоянии постоянной

природного и            чрезвычайных ситуаций   готовности к использованию систем

техногенного характера  природного и            оповещения населения об         

техногенного характера  опасности, объектов гражданской 

обороны, создание и содержание в

целях гражданской обороны запасов

материально-технических,        

продовольственных, медицинских и

иных средств                    

Осуществление           Осуществление           Осуществление мероприятий по    

мероприятий по          мероприятий по          обеспечению безопасности людей на

обеспечению безопасности обеспечению безопасности водных объектах, охране их жизни

людей на водных         людей на водных         и здоровья                      

объектах, охране их     объектах, охране их    

жизни и здоровья        жизни и здоровья       

Обеспечение первичных   Обеспечение первичных мер       

мер пожарной            пожарной безопасности в границах

безопасности в границах городского округа               

населенных пунктов     

поселения              

Создание, содержание и  Создание, содержание и          

организация деятельности организация деятельности        

аварийно-спасательных   аварийно-спасательных служб и   

служб и (или)           (или) аварийно-спасательных     

аварийно-спасательных   формирований на территории      

формирований на         городского округа               

территории поселения   

1. Участие в предупреждении и ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций на территории городского округа,

муниципального района и в границах поселений

Для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

чрезвычайных ситуаций необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления,

предусматривающие:

1. Для городских округов:

создание городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС (далее - МосЧС);

создание координационного органа единой государственной системы предупреждения и

ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуаций и обеспечению пожарной безопасности местного самоуправления (положение и состав);

создание органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единой дежурно-диспетчерской службы "01"

муниципальных образований;

создание при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления,

специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций;

создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

организация обучения населения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о

возникновении ЧС;

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или)

аварийно-спасательных формирований;

обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;

осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране

их жизни и здоровья;

подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и

территорий от ЧС.

2. Для муниципальных районов:

создание районного звена МосЧС;

создание координационного органа единой государственной системы предупреждения и

ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (положение и

состав);

создание органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единой дежурно-диспетчерской службы "01"

муниципальных образований;

создание при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления,

специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций;

создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

организация обучения населения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о

возникновении ЧС;

осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране

их жизни и здоровья;

подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и

территорий от ЧС.

3. Для поселений:

а) городских:

создание городского поселкового звена МосЧС;

создание координационного органа единой государственной системы предупреждения и

ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуаций и обеспечению пожарной безопасности местного самоуправления (положение и состав);

создание органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единой дежурно-диспетчерской службы "01" городского

поселения;

создание при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления,

специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций;

создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

организация обучения населения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о

возникновении ЧС;

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или)

аварийно-спасательных формирований;

обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения;

осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране

их жизни и здоровья;

подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и

территорий от ЧС;

б) сельских:

создание сельского поселкового звена МосЧС;

назначение в органе местного самоуправления уполномоченного должностного лица,

специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций;

создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

организация обучения населения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о

возникновении ЧС;

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или)

аварийно-спасательных формирований;

обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения;

осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране

их жизни и здоровья;

подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и

территорий от ЧС.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 (в

настоящее время в редакции постановления Правительства РФ от 27.05.2005 N 335) "О единой

государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" для исполнения

своих полномочий в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной

безопасности и безопасности людей на водных объектах органам местного самоуправления

необходимо создать:

а) для городских округов:

координационные органы;

постоянно действующие органы управления;

органы повседневного управления;

силы и средства;

резервы финансовых и материальных ресурсов;

аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование;

системы связи, оповещения и информационного обеспечения органов управления и населения;

б) для муниципальных районов и городских поселений:

координационные органы;

постоянно действующие органы управления;

органы повседневного управления;

силы и средства;

резервы финансовых и материальных ресурсов;

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или)

аварийно-спасательных формирований;

системы связи, оповещения и информационного обеспечения органов управления и населения;

в) для городских и сельских поселений:

органы повседневного управления;

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

силы и средства;

резервы финансовых и материальных ресурсов;

систему оповещения и информационного обеспечения населения.

Координационными органами являются:

для городских округов, муниципальных районов и городских поселений (в пределах территории

муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектах экономики - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

и обеспечению пожарной безопасности организации.

Образование, реорганизация, упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции,

утверждение руководителей и персонального состава осуществляются органами местного

самоуправления и организациями.

Основные задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и

обеспечению пожарной безопасности, уровень их компетенции, основные требования к

функционированию определены в постановлении Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (в ред.

постановления Правительства РФ от 27.05.2005 N 335).

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и

ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями органов

местного самоуправления и организаций в соответствии с правовыми актами органов местного

самоуправления.

Постоянно действующими органами управления являются:

для городских округов - управления или отделы гражданской защиты;

для муниципальных районов - управления или отделы гражданской защиты;

для городских поселений - отделы, группы гражданской защиты или должностное лицо,

специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций;

для сельских поселений - отделы, группы гражданской защиты или должностное лицо,

специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций;

на объектовом уровне - структурные подразделения или должностные лица организаций,

уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций и гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления создаются в составе администраций органов

местного самоуправления. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления

единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами.

Органами повседневного управления являются:

единые дежурно-диспетчерские службы городских округов, муниципальных районов и

городских поселений;

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

дежурно-диспетчерские службы организаций.

ЕДДС рекомендуется создавать в составе постоянно действующих органов управления

администраций органов местного самоуправления.

К силам и средствам относятся специально подготовленные силы и средства органов местного

самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые

(привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. В состав сил и средств входят силы и

средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на

чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной

готовности). Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их органы

местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них

задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных

формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально

уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления и

организаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в

случае возникновения ЧС и включают: продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество,

медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства

индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Резервы материальных ресурсов для

ликвидации ЧС создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций,

предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования

имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов

материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за созданием, хранением,

использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются органом, их создавшим.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на

объектах, предназначенных для их хранения и имеющих возможность их оперативной доставки в

зоны ЧС. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются

при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению

непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания

временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной

материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением

жизнедеятельности пострадавшего населения.

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляются органами местного

самоуправления и организациями в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской

Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской

Федерации от 24 марта 1997 г. N 334. Органы местного самоуправления осуществляют сбор,

обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в

порядке, определенном Правительством Московской области.

Организация обучения населения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС:

Для успешного функционирования муниципального звена подсистемы предупреждения и

ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением Правительства Российской

Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

ситуаций природного и техногенного характера", в целях совершенствования подготовки населения в

области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены

группы населения, проходящие обязательную подготовку по этим вопросам.

Обязательной подготовке подлежат:

а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов

управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций (далее именуются "работающее население");

б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются "неработающее

население");

в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего

и высшего профессионального образования (далее именуются "обучающиеся");

г) руководители органов местного самоуправления и организаций;

д) работники органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные

решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включенные в состав

органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций (далее именуются "уполномоченные работники");

е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и

организаций (далее именуются "председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям").

Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N

304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные

ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях,

размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов

чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на: локальные,

межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой территория, на которой

сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона ЧС), не выходит за

пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб

здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба

окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба)

составляет не более 100 тыс. рублей. Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется

силами и средствами организации.

К муниципальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой зона чрезвычайной

ситуации не выходит за пределы территории одного поселения, при этом количество пострадавших

составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей,

а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий,

учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются

"организации"), органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная

ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

К межмуниципальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой зона

чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории двух и более поселений или

межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо

размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.

Ликвидация межмуниципальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами

органов местного самоуправления.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой зона чрезвычайной

ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта, при этом количество пострадавших

составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет

свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Ликвидация региональной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами

МосЧС.

При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной

чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться

за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям, проводить рассмотрение

вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению

мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Типовые нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций пожарной безопасности и обеспечения безопасности на водных объектах ярославль

    Автореферат диссертации
    ... с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайныхситуаций и обеспечениюпожарной безопасности других органовместногосамоуправления муниципальных образований области, организациями и предприятиями по вопросам ...
  2. Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Статья
    ... , органовместногосамоуправления, организаций, расположенных на территории области, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорииотчрезвычайныхситуаций ...
  3. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий методические рекомендации

    Методические рекомендации
    ... органовместногосамоуправления в области защиты населения и территорийотчрезвычайныхситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, поорганизации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, по ...
  4. Методические рекомендации и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных

    Методические рекомендации
    ... -Петербурга, органовместногосамоуправления в Санкт-Петербурге и организаций при решении вопросов в области защиты населения и территорийотчрезвычайныхситуаций и обеспеченияпожарной безопасности ...
  5. Методические рекомендации и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных

    Методические рекомендации
    ... -Петербурга, органовместногосамоуправления в Санкт-Петербурге и организаций при решении вопросов в области защиты населения и территорийотчрезвычайныхситуаций и обеспеченияпожарной безопасности ...

Другие похожие документы..