Главная > Методические рекомендации


3. Основа и система обеспечения пожарной безопасности

В связи с тем что основой предупреждения пожаров является организация обеспечения

пожарной безопасности, в Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты в

области обеспечения пожарной безопасности, которые:

во-первых, определяют общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения

пожарной безопасности в Российской Федерации;

во-вторых, регулируют в этой области отношения между органами государственной власти,

органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими)

хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и

форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами,

гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства;

в-третьих, устанавливают ответственность за несоблюдение правил противопожарной

безопасности.

Федеральный закон ";О пожарной безопасности"; от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ является

основным нормативным правовым актом в области обеспечения пожарной безопасности.

Основой обеспечения пожарной безопасности является соблюдение:

мер пожарной безопасности, то есть действия по обеспечению пожарной безопасности, в том

числе по выполнению требований пожарной безопасности;

противопожарного режима, то есть правила поведения людей, порядок организации

производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение

нарушений требований безопасности и тушение пожаров;

требований пожарной безопасности, под которыми подразумеваются специальные условия

социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной

безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или

уполномоченным государственным органом, следовательно, нарушением требований пожарной

безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной

безопасности.

Под системой обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации в соответствии с

Федеральным законом ";О пожарной безопасности"; понимается совокупность сил и средств, а также

мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера,

направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы

государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие

участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области

пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной

безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению

пожарной безопасности;

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по

обеспечению пожарной безопасности;

производство пожарно-технической продукции;

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и

подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее -

подтверждение соответствия);

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

учет пожаров и их последствий;

установление особого противопожарного режима.

4. Осуществление полномочий органов местного самоуправления

в области пожарной безопасности

С 01.01.2006 вступили в силу и начали действовать на территории Российской Федерации

положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ ";Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации";. Положения данного Федерального закона, как и

положения Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ ";О пожарной безопасности"; (в

редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) четко разграничили полномочия в области

обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений

между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится

обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений <1>.

--------------------------------

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

<1> Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ ";О пожарной безопасности";.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения

первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских

округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Необходимость принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов по указанным

вопросам требует федеральное законодательство. Принятые нормативные правовые акты должны

устанавливать правила поведения для населения муниципального образования и организаций,

действующих на его территории.

Отсутствие нормативного акта по любому из перечисленных вопросов свидетельствует о

ненадлежащей работе депутатов и главы муниципального образования и может стать основанием для

применения санкций по отношению к органам местного самоуправления.

Если органы местного самоуправления поселений в силу тех или иных причин не могут

самостоятельно решать стоящие перед ними задачи по обеспечению первичных мер пожарной

безопасности в границах населенных пунктов поселений, в этом случае они вправе заключать

соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче части своих

полномочий. При этом поселение должно гарантировать муниципальному району субвенции из

своего бюджета на выполнение этих полномочий.

В соглашении между поселением и районом должны быть оговорены сроки передачи

полномочия (срок действия соглашения), основания и порядок прекращения действия соглашения, в

том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, финансовые санкции за

неисполнение соглашения.

Кроме того, в соглашении должно четко и понятно указываться, какое именно полномочие

передается от одного муниципального образования другому.

С другой стороны, часть вопросов местного значения, отнесенных к ведению поселений, более

успешно может решаться на уровне муниципального района. В этом случае заключается аналогичное

соглашение между поселением и муниципальным районом.

В соответствии со статьями 40, 41, 96 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

необходимо внести в уставы муниципальных образований по вопросам в области обеспечения

защиты населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

следующие положения, дополнив статьи уставов муниципальных образований:

для поселений:

обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов

поселения;

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или)

аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

для городских округов:

обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или)

аварийно-спасательных формирований на территории городского округа.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

5. Организация обеспечения первичных мер

пожарной безопасности

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает:

муниципальное правовое регулирование вопросов организационно-правового, финансового,

материально-технического обеспечения в области пожарной безопасности;

разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

муниципальных образований и объектов муниципальной собственности, включение мероприятий по

обеспечению пожарной безопасности в планы и программы развития территории (в том числе

организацию и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов и торфяников, создание

условий и проведение мероприятий по тушению лесных и торфяных пожаров, обеспечение

надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, организацию работ по

содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и

общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, составление перспективных

программ строительства пожарных депо, обеспечение пожарной безопасности жилого

муниципального фонда и нежилых помещений);

разработку, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на

пожарную безопасность (в том числе на содержание муниципальной и добровольной пожарной

охраны, закупку пожарно-технической продукции, разработку и организацию выполнения целевых

программ);

создание, реорганизацию и ликвидацию подразделений муниципальной пожарной охраны,

установление численности этих подразделений и контроль за их деятельностью;

установление порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения

аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования;

осуществление контроля за состоянием пожарной безопасности на соответствующих

территориях, установление особого противопожарного режима на территории муниципального

образования, установление на время его действия дополнительных требований пожарной

безопасности, согласованных с противопожарной службой субъекта Российской Федерации;

осуществление контроля за градостроительной деятельностью, соблюдением требований

пожарной безопасности при планировке и застройке территорий поселения;

муниципальное дорожное строительство, содержание дорог местного значения в границах

поселения и обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

телефонизацию поселений;

организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области

пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

определение порядка и осуществление информирования населения о принятых органами

местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности;

осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами;

осуществление мер по правовой и социальной защите работников муниципальной пожарной

охраны и членов их семей;

организацию тушения пожаров в границах городских и сельских поселений, городских округов и

муниципальных районов, а также организаций, находящихся в муниципальной собственности, в том

числе разработку и утверждение планов привлечения сил и средств для тушения пожаров;

организацию взаимодействия муниципальных образований по привлечению сил и средств для

тушения пожаров на межселенных территориях;

утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создаются объектовые

подразделения муниципальной пожарной охраны;

установление формы одежды и знаков отличия для работников муниципальной пожарной

охраны;

размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности;

организацию муниципального контроля за соответствием жилых зданий, находящихся в

муниципальной собственности, требованиям пожарной безопасности;

создание условий для прохождения гражданами альтернативной гражданской службы в

подразделениях муниципальной пожарной охраны.

Осуществление первичных мер пожарной безопасности необходимо осуществлять с

привлечением населения к их проведению в порядке, устанавливаемом правовыми актами органов

местного самоуправления для выполнения социально значимых работ в области пожарной

безопасности.

6. Проведение противопожарной пропаганды и обучение

населения мерам пожарной безопасности

Статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ определено, что основными

элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти,

органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении

пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности на органы

государственной власти, органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению

противопожарной пропаганды и обучению населения мерам пожарной безопасности.

Статья 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ определяет, что противопожарная

пропаганда - это целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения

пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания

и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических

выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством

Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят

органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

В целях реализации положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ органами

местного самоуправления организуется и обеспечивается проведение противопожарной пропаганды

и обучение населения мерам пожарной безопасности. Противопожарная пропаганда и обучение

мерам пожарной безопасности является одной из форм профилактики пожаров и гибели людей.

Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности по месту

жительства осуществляется через:

тематические выставки, смотры, конференции, конкурсы;

средства печати - выпуск специальной литературы и рекламной продукции, листовок, памяток;

публикации в газетах и журналах;

радио, телевидение, обучающие теле- и радиопередачи, кинофильмы, телефонные линии,

встречи в редакциях;

устную агитацию - доклады, лекции, беседы;

средства наглядной агитации - аншлаги, плакаты, панно, иллюстрации, буклеты, альбомы,

компьютерные технологии;

работу с творческими союзами (союз журналистов, союз художников, союз композиторов и т.д.)

по пропаганде противопожарных знаний.

Еще одной формой противопожарной пропаганды могут быть сходы граждан, на которых также

принимаются решения и по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах

муниципального образования.

Обучение учащихся средних общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных

учреждений мерам пожарной безопасности осуществляется через:

преподавание в рамках уроков ОБЖ;

тематические творческие конкурсы среди детей любой возрастной группы;

спортивные мероприятия по пожарно-прикладному спорту среди школьников и учащихся

высших, средних специальных учебных заведений и учебных учреждений начального

профессионального образования;

экскурсии в пожарно-спасательные подразделения с показом техники и открытого урока

обеспечения безопасности жизни;

организацию тематических утренников, КВН, тематических игр, викторин;

организацию работы в летних оздоровительных лагерях;

создание дружин юных пожарных (ДЮП) (приложение N 5);

оформление уголков пожарной безопасности.

Для организации работы по пропаганде мер пожарной безопасности, обучения населения мерам

пожарной безопасности на территории муниципального образования руководителем органа местного

самоуправления соответствующим муниципальным нормативным актом назначается ответственное

должностное лицо, определяется порядок контроля и учета работы, проводимой органами местного

самоуправления поселений, городских округов, руководителями организаций, учреждений, учебных

и дошкольных заведений независимо от формы собственности.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за проведение

противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, ведет всю

необходимую документацию по планированию и учету работы, контролирует ее ведение

руководителями органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций.

Органы местного самоуправления являются основными организаторами и исполнителями

мероприятий по противопожарной пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности

на территории муниципального образования.

Кроме этого, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной

безопасности может возлагаться на инструкторов пожарной профилактики.

На противопожарную пропаганду и обучение в местных бюджетах в обязательном порядке

предусматриваются денежные средства.

Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности проводятся

на постоянной основе и непрерывно.

7. Создание муниципальной и добровольной пожарной охраны,

привлечение сил и средств

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ к основным видам

пожарной охраны относится:

государственная противопожарная служба;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Добровольная пожарная команда (ДПК) - оперативное подразделение добровольной пожарной

охраны, на вооружении которого имеются пожарные машины.

Добровольная пожарная дружина (ДПД) - оперативное подразделение добровольной пожарной

охраны, не имеющее на вооружении пожарных машин.

Согласно Федеральному закону ";Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации"; вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах

населенных пунктов поселения и городского округа являются вопросами местного значения (подп. 9

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

п. 1 ст. 14 и подп. 10 п. 1 ст. 16). Одним из таких вопросов является создание, реорганизация и

ликвидация подразделений муниципальной пожарной охраны, установление численности этих

подразделений и контроль за их деятельностью.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ

муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории

муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны,

порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного

самоуправления.

Согласно ст. 13 Федерального закона ";О пожарной безопасности"; добровольная пожарная

охрана является формой участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности,

участие граждан в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ,

устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Кроме того, в соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона финансовое обеспечение

мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе

добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования.

Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов

поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного

самоуправления (ст. 19 Федерального закона ";О пожарной безопасности";).

Следует отметить, что статья 18 указанного Закона, устанавливающая полномочия органов

государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, не

относит к полномочиям субъектов Российской Федерации регулирование вопросов добровольной

пожарной охраны.

Анализ текста Федерального закона N 69-ФЗ (статьи 10, 11.1, 12.1, 13 и 19) не дает оснований

считать создание муниципальной пожарной охраны обязательным для муниципальных образований.

Муниципальная пожарная охрана может быть создана в качестве добровольной в порядке,

предусмотренном статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ.

Порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны именно на территориях

муниципальных образований подтверждается также действующим до настоящего времени приказом

Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 апреля 2001 г. N 390.

Муниципальные подразделения пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются

по решению руководителя органа местного самоуправления (форма постановления главы

муниципального образования об утверждении Положения о муниципальной пожарной охране -

приложение N 3), целесообразно на базе подразделений противопожарной службы создание единой

пожарно-спасательной службы, способной комплексно реагировать на различные деструктивные

события и чрезвычайные ситуации любого характера и масштаба. В таблице 1 представлен вариант

нормирования общего количества технических и кадровых ресурсов подразделений пожарно-

спасательной службы в поселениях в зависимости от численности населения и площади территории

населенного пункта.

Таблица 1

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

ВАРИАНТ НОРМАТИВОВ ОСНОВНЫХ РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ

ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

N  Население, S <1>, кв. км N <2> Количество ОПСА по видам Р <3> Численность л/с по должностям <4>  Общая числ-ть    

п/п тыс. чел. л/с <5>          

ОПА <6> СА  АПП ОПА <7> ПМ  ВС ПС  ст. ПС КО  ПНК НК  R1   R2   R3   

1  До 3      < 20 <8>  1  1   1    1   3 1 2 2 1 - - 1 7 28 21

2  3-5   < 20    1  1   1    1   3 1 2 2 -  1 - 1 7 28 21

3  5-10  < 20    1  2   1    1   4 1 3 5 2 1 - 1 13 52 39

4  10-25  < 20    1  2-3  1  1 1   5-6 1 4 8 2 1 1 1 18 72 54

5  25-50  < 20    2  4   2  1 1-2  8-9 2 5 12 3 2 1 2 27 108 81

6  50-100 < 20    2  5   2  2 2   11 2 7 15 4 2 2 2 34 136 102

20-40    3  5   2  2 3   12 2 7 15 4 2 2 2 34 136 102

7  100-150 20-40    3  6   3  2 2   13 3 8 18 3 3 3 3 41 164 123

40-60    3  6   3  3 3   15 3 9 18 3 3 3 3 42 168 126

8  150-200 20-40    4  7   3  3 3   16 3 10 20 6 3 3 3 48 192 144

40-60    4  7   4  3 3   17 4 10 20 6 3 3 3 49 196 147

60-80    5  8   4  3 4   19 4 11 24 4 4 4 4 55 220 165

9  200-300 40-60    5  8   5  3 4   20 5 11 24 4 4 4 4 56 224 168

60-80    5  9   5  4 4   22 5 13 25 5 5 5 5 63 252 189

80-100   6  10   6  4 5   25 6 14 27 5 6 6 6 70 280 210

10 300-400 40-60    6  10   6  4 5   25 6 14 27 5 6 6 6 70 280 210

60-80    7  11   6  4 5   26 6 16 30 6 6 6 6 76 304 228

80-100   8  12   6  5 5   28 6 17 36 6 6 6 6 83 332 249

100-120   9  12   7  6 6   31 7 18 36 6 6 6 6 85 340 255

--------------------------------

<1> S - площадь территории города (населенного пункта).

<2> N - количество пожарно-спасательных депо.

<3> Р - общая численность пожарно-спасательных автомобилей (боевой расчет + резерв);

<4> Численность личного состава по должностям: ПМ - парамедик; ВС - водитель-спасатель;

ПС - пожарный-спасатель; ст. ПС - старший пожарный-спасатель; КО - командир отделения; ПНК -

помощник начальника караула; НК - начальник караула.

<5> Общая численность личного состава: R1 - количество личного состава, находящегося на

круглосуточном боевом дежурстве на основных пожарно-спасательных автомобилях; R2 - общая

численность личного состава на основных пожарно-спасательных автомобилях МПСС при 4-

сменном графике дежурства; R3 - общая численность личного состава на основных пожарно-

спасательных автомобилях МПСС при 3-сменном графике дежурства.

<6> ОПА - количество основных пожарных автомобилей в боевом расчете.

<7> ОПА - количество основных пожарных автомобилей в резерве.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

<8> При непопадании города ни в одну из представленных категорий работает правило

ближайшего соседа.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ добровольная

пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ,

устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

В каждом муниципальном образовании (включая сельские поселения) должны быть созданы

добровольные пожарно-спасательные формирования, укомплектованность которых техническими и

кадровыми ресурсами должна, в первую очередь, зависеть от расстояния до ближайшего места

дислокации подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации или

муниципальной пожарной охраны и состояния подъездных дорог к поселениям муниципального

образования, защищаемых добровольной пожарной охраной. Порядок создания подразделений

добровольной пожарной охраны на территории муниципальных образований, а также регистрации

добровольных пожарных указан в приложении N 4. В таблице 2 представлены оценочные

нормативы укомплектования добровольных пожарно-спасательных формирований техникой и

личным составом в сельских муниципальных образованиях.

Таблица 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Типовые нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций пожарной безопасности и обеспечения безопасности на водных объектах ярославль

    Автореферат диссертации
    ... с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайныхситуаций и обеспечениюпожарной безопасности других органовместногосамоуправления муниципальных образований области, организациями и предприятиями по вопросам ...
  2. Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Статья
    ... , органовместногосамоуправления, организаций, расположенных на территории области, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорииотчрезвычайныхситуаций ...
  3. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий методические рекомендации

    Методические рекомендации
    ... органовместногосамоуправления в области защиты населения и территорийотчрезвычайныхситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, поорганизации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, по ...
  4. Методические рекомендации и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных

    Методические рекомендации
    ... -Петербурга, органовместногосамоуправления в Санкт-Петербурге и организаций при решении вопросов в области защиты населения и территорийотчрезвычайныхситуаций и обеспеченияпожарной безопасности ...
  5. Методические рекомендации и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных

    Методические рекомендации
    ... -Петербурга, органовместногосамоуправления в Санкт-Петербурге и организаций при решении вопросов в области защиты населения и территорийотчрезвычайныхситуаций и обеспеченияпожарной безопасности ...

Другие похожие документы..