textarchive.ru

Главная > Доклад


IX. Научно-методическая работа педагогического коллектива.

1. Структура, направления и реализуемые формы научно-методической работы

Структура научно-методической службы гимназии уточняется, корректируется на каждом этапе деятельности по реализации программы развития в соответствии с поставленными перед педагогическим коллективом задачами.

В 2011-2012 уч.г. научно-методическая работа была направлена на выполнение задач 3-го этапа работы по единой методической теме «Формирование социально мобильной личности в оптимальной воспитательно-образовательной среде» и их реализацию через программу развития гимназии и учебно-воспитательный процесс. Целью этапа являлась практическая работа по реализации 3 проектов программы развития и проекта перспективного развития на 2011-2015 гг.:

- «Здоровое поколение» – формирование физического и нравственного здоровья учащихся в условиях оптимальной воспитательно-образовательной среды;

- «Информационная образовательная среда: шаг в будущее» – разработка оптимальной информационно-образовательной среды для получения учащимися глубоких, разносторонних знаний, интеллектуального развития;

- «Компетентность, инициатива, творчество» – повышение профессионализма и творческой активности педагогов для формирования компетентности, развития инициативы и творчества учащихся.

Основными аспектами изучения и диагностирования в 2011-2012 уч.г. были:

- физическое и нравственное здоровье учащихся, воспитательно-образовательная среда;

- интеллектуальное развитие учащихся, информационно-образовательная среда;

- профессиональный рост и творческая активность педагогов, уровень компетентности, инициативы и творчества учащихся.

Основными направлениями практической деятельности педагогического коллектива на 3 этапе реализации программы развития и работы по единой методической теме являлись следующие:

- практическая работа с учащимися по программе действий на 2011-2012 уч.г.;

- практическая работа педагогов в рамках проекта «Компетентность, инициатива, творчество»;

- отработка системы диагностики результативности реализации проектов и методики обработки результатов;

- пополнение банка научно-методических материалов и их систематизация;

- пополнение электронной базы данных по проблемам, разрабатываемым в рамках 3 проектов программы развития;

- промежуточный мониторинг результативности реализации проектов;

- проблемно-ориентированный анализ результативности реализации проектов;

- анализ и корректировка программы действия по проектам с учетом диагностических данных.

Основа этой деятельности – психологическая диагностика ученического, педагогического и родительского коллективов, педагогическая диагностика и анализ.

Приоритетные направления научно-методической работы:

• исследовательская работа в рамках научного общества учащихся под руководством педагогов гимназии;

• работа республиканской опытно-экспериментальной площадки ИРО РБ «Преемственность детского сада и школы как условие адаптации детей к школе» (совместно с ДОУ № 18);

• инициативный поиск творчески работающих учителей, обоб­щение эффективного опыта – работа педагогов по индивидуальным методическим темам, в мобильных группах, обобщение педагогического опыта на уровне гимназии, города, республики.

В образовательном процессе гимназии используются современные педагогические технологии и методики:

- система развивающего обучения (курс Л.В.Занкова);

- рейтинговая система обучения на уроках физики, истории;

- крупно-блочный метод обучения предметам естественнонаучного цикла;

- методика опорных конспектов-схем на уроках физики, истории, культуры Башкортостана;

- исследовательский метод на уроках литературы и занятиях НОУ;

- интеграция естественнонаучных знаний на уроках химии, биологии, физики, географии;

- проектная методика на уроках технологии и иностранных языков, во внеклассной воспитательной работе;

- методика Штейнберга на уроках иностранного языка и биологии;

- использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе и внеклассной внеурочной деятельности;

- расширение компьютерной базы данных ;

- диагностирование всех направлений деятельности гимназии;

- обучение по программам спецкурсов для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.

Научно-методической службой была спланирована деятельность с учетом всех аспектов образовательного процесса, разработаны общешкольный план, при этом использовались различные формы деятельности педагогического коллектива:

- научно-методическая и социально-психологическая работа;

- коллективная, групповая и индивидуальная работа педагогов;

- педагогический совет;

- кафедры;

- методическая мастерская «Его Величество Урок»;

- методические совещания;

- работа по индивидуальным методическим темам;

- психолого-педагогические семинары;

- мастерская классного руководителя;

- работа республиканской опытно-экспериментальной площадки.

В 2011-2012 учебном году продолжили свою деятельность 3 научно-методические кафедры, сформированные в 2009 г. соответствии с 3 направлениями программы развития и 3 проектами:

- кафедра интеллектуального развития личности (рук. – Фартунина В.В., Василькова Т.В.);

- кафедра воспитания (рук. Сидорова В.Н.);

- кафедра социализации личности (рук. Фексон И.М.).

Педагоги выступали на заседаниях кафедр, занятиях методической мастерской «Его Величество Урок», заседаниях педагогического совета, изучали теоретические аспекты проблем, связанных с содержанием деятельности кафедр, вели практическую работу по реализации проектов.

МО традиционно являются подразделениями кафедр и решают вопросы, связанные со спецификой и методикой преподавания, формами и методами контроля знаний.

В гимназии в 2011-2012 уч.г. в рамках реализации программы развития продолжился процесс развития информационной среды, внедрения ИКТ в образовательный процесс. Цели данной деятельности:

- создание и развитие информационно-образовательной среды;

- совершенствование компетентности педагогов в педагогической и информационной областях в условиях модернизации образования;

- методическая и консультативная помощь учителям-предметникам, использующих ИКТ в своей деятельности.

Проблема информатизации в гимназии решалась комплексно и была связана с реализацией одного из главных направлений проекта «Информационная образовательная среда: шаг в будущее» в рамках программы развития на 2009-2014 гг.– соединение в единое образовательное пространство информационные среды учителей, учеников, классных руководителей, методических служб.

В течение учебного года учителя гимназии повышали свою квалификацию в различных формах:

►участие в вебинарах

- «Непрерывные курсы русского языка и литературы в Образовательной системе «Школа 2100» в условиях подготовки к введению ФГОС на ступени основного общего образования» (АПКиПРО) – 2 чел.;

- «Обеспечение личностных результатов образования средствами УМК «Школа 2100» (на примере курсов литературного чтения, духовно-нравственной культуры и окружающего мира)» (АПКиПРО) – 2 чел.;

- «Непрерывные курсы истории и обществознания в Образовательной системе «Школа 2100» в условиях подготовки к введению ФГОС на ступени основного общего образования» (АПКиПРО) – 1 чел.;

- «Обеспечение личностных результатов образования средствами УМК «Школа-2100» (на примере курсов литературного чтения, духовно-нрав-ственной культуры и окружающего мира)» (проект ФЦПРО «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации») – 4 чел.;

- «Непрерывные курсы русского языка и литературы в Образовательной системе «Школа 2100» в условиях подготовки к введению ФГОС на ступени основного общего образования» (АПКиППРО, Интернет-портал «Сетевое образование. Сетевая экспертиза в образовании. Учебники») – 2 чел.;

► участие в семинарах

- республиканский научно-практический семинар «Организация участия образовательных учреждений Республики Башкортостан в межрегиональном олимпиадном движении» (ИРО РБ) – 3 чел.;

- республиканский семинар «Подготовка председателей ПМК к проверке и оцениванию результатов государственной итоговой аттестации (география) в 9 классе в новой форме» (ГОАУ ДПО ИРО РБ) – 1 чел.;

► обучение на курсах

- модуль курсов повышения квалификации «Воспитательный диалог как средство реализации ФГОС» (АПКиПРО) – 1 чел.;

- программа «Совершенствование методики проведения занятий по физической культуре и спорту в условиях введения ФГОС нового поколения» (ГОАУ ДПО ИРО РБ) – 3 чел.;

► участие в работе дискуссионных площадок – 20 чел.;

► участие в конференциях и форумах

- II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Проблема модернизации высшего профессионального образования в условиях технического вуза» (филиал ФГБОУ ВПО «УГАТУ») – 1 чел.;

- Всероссийская педагогическая видеоконференция «Мастерство эффективной коммуникации» – 1 чел.;

- Международный экологический форум «Город будущего. Трансфер знаний и технологий» (МГУТУ им. Разумовского, Мелеуз, ЮНЕСКО, общество дружбы «Башкортостан – Германия») – 4 чел.;

- IV Международный педагогический форум «Современное образование в опыте педагогов разных стран» (Санкт-Петербург) – 1 чел.;

- республиканская научно-практическая конференция «Киекбаевские чтения-2011» – 1 чел.;

- республиканская научно-практическая конференция «Воспитание гражданской идентичности на основе изучения военной истории России (на примере Отечественной войны 1812 года)» – 20 чел.;

- семинар педагогов в рамках регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике (МО РБ) – 1 чел.

Одно из направлений научно-методической работы – аттестация педагогических работников. В соответствии с разработанным планом проводились собеседования, компьютерное тестирование, открытые уроки и мероприятия. Подтвердили высшую категорию 8 чел.,первую – 1,были аттестованы на высшую категорию – 1 чел.,на первую – 3 чел.

МБОУ Гимназия №1 продолжает сотрудничество с ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы», Кумертауским филиалом Оренбургского государственного университета и Кумертауским филиалом Уфимского государственного авиационно-технического университета. Гимназия на протяжении 19 лет работает совместно с кафедрой физического воспитания Кумертауского педагогического колледжа. Учащиеся старших классов принимают участие в олимпиадах и научно-практических конференциях, организуемых Кумертаускими филиалами ОГУ, УГАТУ и КИЭП.

2. Опытно-экспериментальная работа

В 2009-2010 учебном году при ИРО РБ была открыта республиканская экспериментальная площадка на базе муниципального автономного дошкольного учреждения Центра развития ребенка – детский сад № 18 «Светлячок» и МОУ Гимназии № 1 по теме «Преемственность между детским садом и школой как условие осуществления непрерывного образования и воспитания личности», научный руководитель – Гасанова Р.Х., профессор, зав. кафедрой ДиПО, к.п.н., члена-корреспондента МАНПО.

Первый этаписследования – 2009-2010 уч.г. былпроблемно-поисковым

Второй этап исследования2010-2012уч.гг.опытно-экспериментальный, цель которого моделирование, проектирование и опытно-экспериментальная проверка программы по осуществлению преемственности между ДОУ и школы.

Объект исследования: процесс воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия по созданию преемственности между детским садом и школой.

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия преемственности между детским садом и начальной школой.

Гипотеза исследования: обеспечить благоприятную психолого-педагогическую среду безболезненного перехода детей к одной ступени образования на другую возможно при условии:

- организации сотрудничества воспитателей ДОУ и учителей начальных классов;

- организации совместных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста и учащимися начальной школы;

- введение родительского всеобуча через семейные клубы на базе ДОУ или школы;

- организация на базе начальной школы развивающих занятий для детей, не посещающих ДОУ и мероприятия по адаптации детей старшего дошкольного возраста к школе.

Задачи исследования:

  1. Провести сравнительный анализ форм работы ДОУ и школы по организации преемственности между детским садом и школой.

  2. Определить перспективные направления работы по преемственности ДОУ и школы.

  3. Разработать программу по осуществлению преемственности между детским садом и школой.

  4. Определить критерии адаптации детей к школе.

  5. Выявить позитивное и негативное в вопросе преемственности между ДОУ и школой.

  6. Разработать методические рекомендации по организации работы по осуществлению преемственности ДОУ и школы.

Методы исследования: сравнительно-педагогический анализ, диагностический, проектирование форм преемственности между ДОУ и школы, педагогический эксперимент, сравнительно-контрольная диагностика, обобщение результатов работы.

Экспериментальные группы – старшая группа (18 детей), подготовительная к школе группа (24 ребенка), башкирская группа (12 детей), санаторная группа (6 детей), 2 средние группы (18 и 20 детей).

В эксперименте в 2011-2012 учебном году участвовали администрация и педагоги гимназии:

- Кудинова Людмила Петровна – директор гимназии;

- Сафаргалиева Рамиля Мударисовна – заместитель директора по УВР, курирующий начальные классы;

- Сидорова Валентина Николаевна – заместитель директора по воспитательной работе;

- Казьмина Марина Александровна – учитель начальных классов;

- Богданова Светлана Яковлевна – учитель начальных классов;

- Кабелькова Наталья Леонтьевна – учитель начальных классов;

- Посниченко Ектерина Александровна –психолог.

Работа экспериментальной площадки осуществлялась в соответствии с утвержденным научным руководителем планом на 2011-2012 уч.г.

Цель работы – реализация программы республиканской опытно-экспериментальной площадки.

Задачи:

1. Осуществление преемственности образовательных программ ДОУ и МБОУ Гимназии № 1.

2. Формирование социальной позиции будущих школьников, предотвращение школьной дезадаптации.

3. Обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы.

4. Организация совместной деятельности педагогов гимназии и воспитателей ДОУ по анализу материалов эксперимента.

Содержание работы

Реализация

Методическая работа

1.

Изучение педагогами ДОУ и ОУ теоретических и практических материалов по теме опытно-экспериментальной работы

изучались в течение учебного года

2.

Создание совместного банка данных по теме опытно-экспериментальной работы

работа проводилась в течение уч. года, будет продолжена в 2012-2013 уч.г.

3.

Составление плана работ опытно-эксперимен-тальной площадки на 2011-2012 уч.г.

составлен в августе руководителями ДОУ и ОУ

4.

Взаимопосещение занятий и уроков с целью обеспечения преемственности в обучении и воспитании

работа проводилась в течение

учебного года

5.

Совместный семинар «Помочь ребенку адаптировать к школе. Где? Когда? Как?»

проведен координаторами ДОУ и ОУ в ноябре

6.

Обобщение педагогами материалов экспериментальной работы и экспертиза материалов научным руководителем

будет проводиться в 2012-2013 уч.г. координаторами и педагогами-экспери-менаторами

7.

Итоговый совместный педсовет «Итоги реализации программы опытно-экспериментальной площадки»

перенесен научным руководителем на 2012-2013 уч.г.

8.

Выпуск брошюры по организации работы родительского клуба, программы коррекции школьных страхов

собирался в течение года материал для брошюры

Практическая работа с детьми

1.

Диагностика развития детей, поступающих в гимназию, процесса адаптации уч-ся 1-х классов к школе

проводилась в сентябре, октябре и мае педагогами ДОУ и ОУ

2.

Организация воспитательной и интеллектуально-развивающей деятельности дошкольников и младших школьников на основе единого подхода по основным направлениям:

- осуществление воспитания в игре;

- формирование физической, психологической и интеллектуальной готовности к обучению в школе;

- внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов

организовывалась в течение учебного года координаторами эксперимента ДОУ и ОУ, педагогами-эксперимен-таторами

3.

Обеспечение своевременного медицинского осмотра дошкольников, учащихся 1-х классов

проводился в течение уч. г. медицинскими работниками ДОУ и ОУ

4.

Проведение экскурсий для воспитанников экспериментальных групп с целью ознакомления со школой, участие в их совместных мероприятиях и гимназических праздниках: День знаний, День гимназии, Праздник букваря, День творчества, спортивные праздники, Празднике последнего звонка и др.

данная работа проводились в течение учебного года педагогами-эксперименаторами

5.

Проведение тематических развлечений и праздников в ДОУ с участием гимназистов 1-2-х классов: День знаний («Приключение Незнайки в стране Знаний»), «Веселые старты»; «Бал выпускников» и др.

проводились в течение учебного года педагогами-экспериментато-рами ОУ и ДОУ

6.

Оказание ДОУ шефской помощи, проведение театрализованных представлений народным театральным коллективом «Факел» для дошкольников

проводилась работа в течение учебного года

Работа с родителями

1.

Организация работы родительского клуба «Школа дошкольных наук»

проводилась по плану педагогами-экспериментаторами

2.

Участие педагогов гимназии в родительском собрании в подготовительной группе

участвовали проводилась по плану педагогами-экспериментаторами

3. Участие в международном проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный доклад дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества «радуга»

    Доклад
    ПУБЛИЧНЫЙДОКЛАД Муниципального ... городского округа город Уфа РеспубликиБашкортостан. МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» ... способности для достижения конкретных целей и задач, проявляется в богатстве мысли ... № 131, 68, 100, гимназия №111, гимназия №58, НОШ № 33, ...
  2. Публичный доклад городского округа город стерлитамак

    Доклад
    Публичныйдоклад Муниципального ... и РеспубликиБашкортостан» «Любимый город над Стерлей» «Решение задач с целыми числами» ... профессиональных училищ микрорайона «Краснознаменский »(4)- МБОУ «Гимназия №6», МБОУ «СОШ №22», Политехнический техникум ...
  3. Публичный доклад за 2011-2012 учебный год»

    Доклад
    ... район РеспубликиБашкортостанПубличныйдоклад «О ... 1. Цели и задачи муниципальной системы ... МБОУгимназия №1 7 8 2 МБОУ СОШ №2 5 6 3 МБОУ СОШ №3 3 4 4 МБОУ СОШ №5 1 2 5 МБОУ СОШ №6 3 3 6 МБОУ СОШ №8 0 2 7 МБОУ СОШ №9 5 6 8 МБОУ СОШ №11 3 3 9 МБОУ ...
  4. Республики башкортостан публичный доклад

    Расписание
    ... гимназия с. Раевский муниципального района Альшеевский район РеспубликиБашкортостанПубличныйдоклад ... гимназия с.Раевский 2005 г. МОУ гимназия с.Раевский 2006 – 2007 г. МБОУгимназия ... соответствии с поставленными целями и задачами, методическая работа ...
  5. Республики башкортостан (2)

    Документ
    ... район РеспубликиБашкортостанПУБЛИЧНЫЙДОКЛАД о результатах ... РеспубликиБашкортостан; вышестоящая организация – отдел образования администрации муниципального района Янаульский район. МБОУ ... цели и задачи на ... гимназий Мин Обр РБ 1.Родной Башкортостан ...

Другие похожие документы..