textarchive.ru

Главная > Документ


УДК 55(476)(075.8)

ББК 26.3(4Беи)я73

М91

Рекомендовано

Ученым советом географического факультета

21 декабря 2006 г., протокол № 4

Рецензент

доктор геолого-минералогических наук,

профессор Э. А. Высоцкий

М91

Мурашко, Л. И.

Геология Беларуси: лабораторный практикум / Л. И. Мурашко. – Минск : БГУ, 2007. 46 с.

Лабораторный практикум составили задания, методические рекомендации по их выполнению, учебный фактический материал – карты, описания разрезов скважин, основанные на оригинальных источниках и адаптированные к учебному процессу, а также контрольные вопросы для самостоятельного закрепления полученных знаний.

Предназначено для студентов географического факультета.

УДК 55(476)(075.8)

ББК 26.3(4Беи)я73

© Мурашко Л. И., 2007

© БГУ, 2007

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей задачей современного высшего образования становится поиск таких образовательных подходов, которые способны повысить эффективность процесса обучения, привить навыки практического использования теоретических знаний, стимулировать научно-исследовательскую деятельность студентов. Основная роль при этом отводится лабораторно-практическим занятиям. Практикум является одним из основных элементов образовательного процесса и важной составной частью учебно-методического комплекса образовательной дисциплины.

«Геология и полезные ископаемые Беларуси» ­ региональная часть курса «Общая геология и геология Беларуси», базовой учебной дисциплины, преподаваемой студентам первого курса всех специальностей географического факультета БГУ. Она имеет особое значение в системе высшего географического образования, поскольку геологическое строение территории и геологические процессы, на ней происходящие, оказывают определяющее влияние на состояние всех оболочек географической среды: рельеф, почвенно-растительный покров, гидрографическую сеть, климат. Состояние и развитие минерально-сырьевой базы во многом определяет экономическое развитие любого государства. Геологические памятники природы являются неотъемлемой частью культурного наследия общества. Кроме того, геология Беларуси, как и любая другая региональная наука, играет важную роль в процессе патриотического воспитания студенческой молодежи. Именно поэтому преподавание курса должно проводиться на высоком научном и педагогическом уровне, с максимальной эффективностью.

На аудиторные лабораторные и полевые практические занятия приходится свыше 70% образовательного времени. Благодаря этому студенты имеют возможность не только на практике познать основные закономерности геологического строения и развития территории Беларуси, но и приобретают навыки исследования одной из важнейших оболочек Земли – литосферы.

Программой на лабораторный практикум по геологии Беларуси отводится 10 аудиторных часов. Практические занятия проводятся малыми группами (подгруппами) по 10-15 человек. Каждое занятие начинается с блиц-опроса, цель которого подготовить студентов к предстоящей работе. В конце занятий студенты получают творческие задания для самостоятельной работы. Результаты блиц-опросов, практических работ и творческих заданий входят в состав накопительной рейтинговой оценки.

методические УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ лабораторных ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОт

Практическая работа 1

(2 часа в аудитории + самостоятельная работа)

Тема.КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ

Цель работы. Формирование представлений о строении, глубине залегания, рельефе поверхности, возрасте и составе пород кристаллического фундамента территории Беларуси.

Необходимые материалы. Рабочая тетрадь,тектоническая карта Беларуси М-б 1:1250000 (Нацыянальны атлас, 2003, с. 46-47), схема структурного районирования территории Беларуси (рис. 1), карта кристаллического фундамента Беларуси М-б 1:2000000 (Нацыянальны атлас, 2003, с. 41, рис. 2), контурная карта или трафареты контуров границ республики, простые и цветные карандаши.

Задание 1. Построить схему структурного районирования территории Беларуси по поверхности кристаллического фундамента (М-б 1:5 000 000).

Последовательность выполнения. 1). Простым карандашом в границах республики провести контуры следующих тектонических структур: Украинский щит, Балтийская и Московская синеклизы, Белорусская и Воронежская антеклизы, Подлясско-Брестская впадина, Припятский и Днепровский грабены, Жлобинская, Латвийская, Полесская и Брагинско-Лоевская седловины, Центрально-Белорусский массив, Ивацевичский, Бобовнянский, Бобруйский, Вилейский, Мазурский, Суражский и Гремячский погребенные выступы, Микашевичско-Житковичский выступ, Луковско-Ратновский и Центрально-Оршанский горсты, Городецко-Хатецкая и Дивинская ступени, Волынская моноклиналь, Могилевская и Витебская мульды, Воложинский и Клинцовский грабены, Червенский структурный залив, Ошмянский, Налибокский, Северо- и Южно-Припятский разломы. 2). Тушью или гелевой ручкой подписать перечисленные структуры и вычертить нанесенные в черновом (карандашном) варианте контуры. 3). Раскрасить положительные тектонические структуры красным цветом, отрицательные - синим, нейтральные - желтым.

Задание 2. Построить схему геологического строения кристаллического фундамента территории Беларуси (М-б 1:5 000 000).

Последовательность выполнения. 1). В границах республики нанести области распространения трех основных комплексов пород кристаллического фундамента и подписать названия их наиболее крупных массивов: гранулитового (Белорусско-Прибалтийский пояс, Брагинский и Витебский массивы, Минский, Борисовский, Витебский, Щучинский, Ивьевский, Кореличский блоки, Рудьмянская зона), амфиболит-гнейсового (Центрально-Белорусская и Околовская зоны), вулканоплутонического (Осницко-Микашевичский пояс). Нанести линию Кореличского разлома и подписать его. 2). На схеме общепринятыми знаками указать возраст пород каждого комплекса в единицах геологического летоисчисления. 3). Раскрасить схему различными оттенками красного цвета. Насыщенность тона уменьшается от более древних пород к молодым.

Творческое задание. Выберитедва населенныхпункта на территории Беларуси: тот, где живут ваши родители и еще один по вашему усмотрению. Анализируя карты, письменно в рабочей тетради ответить на следующие вопросы: 1). В пределах какой тектонической структуры кристаллического фундамента расположены выбранные вами населенные пункты? 2). На какой глубине находится кристаллический фундамент в районе этих населенных пунктов? 3). Породами какого возраста (в геологическом летоисчислении) и какого комплекса сложен кристаллический фундамент в районе выбранных вами населенных пунктов? Не забудьте указать местонахождение выбранных вами объектов (названия города, деревни, района).

Контрольные вопросы и задания

  1. Как называется тектонический этап формирования кристаллического фундамента территории Беларуси?

  2. Когда территория Беларуси находилась на доплатформенном этапе своего развития? Назовите стадии доплатформенного этапа развития территории Беларуси.

  3. Какими породами (комплексами, сериями) сложен кристаллический фундамент территории Беларуси?

  4. Укажите геологический возраст (в единицах геологического летоисчисления) кристаллического фундамента территории Беларуси? Каков изотопный возраст самых древних пород Беларуси. Где расположены эти породы?

  5. На каких глубинах находится кристаллический фундамент на территории Беларуси? Укажите максимальную глубину залегания фундамента. В каком районе она установлена? Где на территории республики породы фундамента выходят на поверхность?

  6. Кто и когда первым установил выходы пород фундамента на поверхность?

  7. Какими методами изучаются породы фундамента в Беларуси?

  8. Укажите количество скважин, вскрывших породы фундамента территории Беларуси.

Frame1

Рис. 1. Тектоническое районирование территории Беларуси по поверхности кристаллического фундамента [13]

Границы: 1 – выходов фундамента по подошве юрско-четвертичных отложений, 2 – структур I порядка, 3 - структур II порядка, 4 - структур III порядка. Разломы: 5 – суперрегиональные (а) и региональные (б), 6 – субрегиональные (а) и локальные (б)

  1. Покажите на карте основные пликативные и дизъюнктивные структуры поверхности фундамента (перечислены в задании 1). Дайте характеристику структурам I порядка (местоположение, границы, форма, размер, строение, глубина залегания кристаллических пород).

Рис. 2. Геологическое строение кристаллического фундамента территории Беларуси [13]

Комплексы кристаллических пород фундамента: 1–4 - гранулитовые, 5-6 – амфиболит-гнейсовые, 7-8 – вулканоплутонические

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2

(2 часа в аудитории + самостоятельная работа)

Тема. ПЛАТФОРМЕННЫЙ ЧЕХОЛ ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ

Цель работы. Формирование представлений о процессах и последовательности образования, возрасте, строении, составе и мощности платформенного чехла территории Беларуси.

Необходимые материалы. Рабочая тетрадь,палеогеографические карты территории Беларуси (Нацыянальны атлас, 2003, с. 44-45), литолого-палеогеографические схемы периодов и эпох (раздаточный материал) и схемы распространения основных систем платформенного чехла (рис. 3-15), трафареты контуров границ республики, простые и цветные карандаши.

Задание. Построить шесть литолого-палеогеографических карт территории Беларуси для следующих (талассократических) отрезков времени: волынское время раннего венда, средний девон, оксфордский век поздней юры, ранний мел, поздний мел, киевское время эоцена.

Последовательность выполнения. 1).В тетради, пользуясь трафаретами,простым карандашом нанестиконтуры границ республики. 2). На карте волынского времени раннего венда нанести границы распространения морских отложений и изопахиты (линии, соединяющие точки с одинаковыми мощностями одновозрастных отложений) 50, 100, 150, 200, 300, 400 м. Красным карандашом провести границы распространения трапповой формации. На остальных картах нанести границы распространения морских отложений, три-четыре скважины (по выбору) с указанием в них мощности отложений каждой системы (отдела, яруса, горизонта) и следующие изопахиты: на карте среднего девона - 50, 100 и 150 м; на карте оксфордского века поздней юры - 10, 40, 60 и 80 м; на карте раннего мела - 25, 50 и 75 м; на карте позднего мела - 10 и 50 м; на карте киевского времени эоцена – изопахиты 25 и 50 м. 3). Раскрасить карты различными оттенками синего цвета. Насыщенность тона уменьшается по мере уменьшения мощности пород.

Творческое задание. Анализируя карты (Нацыянальны атлас, 2003, с. 44-45, рис. 3-15, раздаточный материал), письменно в рабочей тетради ответить на следующие вопросы: 1). Отложения каких систем участвуют в строении платформенного чехла на территории вашего населенного пункта? 2). Какова мощность платформенного чехла на территории вашего населенного пункта? 3).Когда, в какие периоды (эпохи, века) территория вашего населенного пункта представляла собой горную систему, когда она испытала самую первую морскую трансгрессию, когда последнее море покинуло территорию вашего населенного пункта? 4). Перечислите периоды (эпохи), когда территория вашего населенного пункта развивалась в геократическом режиме (воздымалась и была сушей).

Контрольные вопросы и задания

  1. Перечислите названия эонов (эонотем), эр (эратем), периодов (систем) и эпох (отделов) Международной стратиграфической шкалы, а также основные подразделения Региональной шкалы докембрия Восточно-Европейской платформы.

  2. Когда начался платформенный этап развития территории Беларуси? Укажите время в геологическом летоисчислении.

Рис. 3. Схема распространения отложений белорусской серии среднего – верхнего рифея на территории Беларуси [13]

1 - лапичская свита верхнего рифея, 2 – оршанская свита среднего – верхнего рифея, 3 – пинская свита среднего рифея;здесь и на всех других схемах распространения отложений незаштрихованные или незачерненные поля означают отсутствие отложений

Рис. 4. Схема распространения верхнепротерозойских отложений на территории Беларуси [1]. 1 - рифей, 2 - венд, 3 - рифей и венд

Р
ис. 5.
Схема распространения кембрийских отложений на территории Беларуси [1]

Рис. 6. Схема распространения ордовикских отложений на территории
Беларуси [1]

Рис. 7. Схема распространения силурийских отложений на территории
Беларуси [1]

Рис. 8. Схема распространения девонских отложений на территории Беларуси [1]. а - нижний и средний девон, б – верхний девон

Рис.  9. Схема распространения каменноугольных отложений на территории Беларуси [1]

Рис. 10. Схема распространения пермских отложений на территории
Беларуси [1]



Рис. 11. Схема распространения триасовых отложений на территории Беларуси [1]

Рис. 12. Схема распространения юрских отложений на территории Беларуси [1]

Рис. 13. Схема распространения отложений меловой системы на территории Беларуси [1]


Рис. 14. Схема распространения палеогеновых отложений на территории Беларуси [1]

Р
ис.
 15. Схема распространения неогеновых отложений на территории Беларуси [1]

  1. Когда началось формирование платформенного чехла территории Беларуси? Укажите время в единицах геологического летоисчисления.

  2. Перечислите названия этапов формирования платформенного чехла территории Беларуси.

  3. Когда начался неотектонический этап геологического развития территории Беларуси? Укажите время в единицах геологического летоисчисления.

  4. Какие системы и отделы участвуют в строении платформенного чехла территории Беларуси?

  5. Какова мощность платформенного чехла на территории Беларуси? Укажите районы минимальной и максимальной мощности чехла.

  6. Когда на территорию Беларуси проникла первая морская трансгрессия?

  7. Перечислите самые крупные по площади акваторий морские трансгрессии на территории Беларуси.

  8. Когда последнее море покинуло территорию республики? Укажите время в астрономических единицах (млн лет) и единицах геологического летоисчисления.

  9. Какие ископаемые организмы используются в стратиграфии платформенного чехла территории Беларуси? Укажите руководящие формы для каждой системы.

  10. В каких отложениях платформенного чехла установлены самые древние окаменелости на территории Беларуси? Как называются самые древние органогенные породы Беларуси?

  11. Кто из живых организмов, судя по ископаемым остаткам, первым заселил нашу территорию?

  12. Назовите системы (отделы), в состав которых входят породы ледникового комплекса.

  13. Как называется серия самых древних на территории Беларуси ледниковых пород?

  14. Назовите отделы (их три), в составе которых установлены древние вулканогенные образования.

  15. Укажите районы платформенного вулканизма на территории Беларуси.

  16. Назовите районы траппового магматизма на территории Беларуси.

  17. Перечислите известные вам серии и горизонты пород нижнего, среднего и верхнего рифея, нижнего и верхнего венда.

  18. В состав какого материка входила территория Беларуси в позднем протерозое, и водами какого океана она омывалась?

  19. В состав какого материка входила территория Беларуси на каледонском этапе своего развития, и как называется океан, из которого на нашу территорию трансгрессировали моря в раннем палеозое?

  20. В состав какого материка входила, и водами какого океана омывалась территория Беларуси в девонском и каменноугольном периодах?

  21. В состав какого материка входила территория Беларуси в пермском, триасовом и начале юрского периодов?

  22. В состав какого материка входила территория Беларуси, начиная с середины юрского и в меловом периодах?

  23. Из какого океана на территорию Беларуси проникали морские трансгрессии на киммерийско-альпийском этапе тектонического развития?

  24. Когда (в каком периоде) территория Беларуси была расположена на экваторе?

  25. Где расположен самый крупный на территории Европы метеоритный кратер?

  26. Когда самый крупный из установленных метеорит упал на территорию нашей республики? Укажите время в астрономических единицах (млн лет) и единицах геологического летоисчисления.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3

(2 часа в аудитории + самостоятельная работа)

Тема. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ПРИПЯТСКОГО ПРОГИБА

Цель работы. Приобретение навыков построения геологической колонки и анализа кернового материала. Формирование представлений о составе и строении осадочной толщи территории Припятского прогиба и связанных с ней полезных ископаемых.

Необходимые материалы. Рабочая тетрадь,описаниекерна буровой скважины, условные обозначения (рис. 16), стратиграфическая схема (табл. 2), линейка, простые и цветные карандаши.

Задание. Построить геологический разрез скважины по ее описанию.

Последовательность выполнения. 1).В тетрадь перенести условные обозначения. 2). На развернутом тетрадном листе начертить таблицу по образцу (табл. 1). В названии таблицы указывается номер скважины и ее географическая привязка. Слева от таблицы начертить масштабную линейку. Масштаб выбирается произвольно, в зависимости от глубины скважины. Важно, чтобы весь разрез поместился на одном развернутом листе. 3). Последовательно сверху вниз нанести выделенные в разрезе слои. При согласном залегании слоев граница между ними проводится прямой линией, при несогласном залегании – волнистой. Для каждого слоя указать глубину подошвы, мощность, геологический возраст (отдел или система). Условными знаками отобразить литологический состав пород. 4). Одновозрастные слои раскрасить цветом отдела или системы (см. Международную стратиграфическую шкалу или легенду к геологической карте дочетвертичных отложений Беларуси).

Таблица 1

Скважина № …

Расположена …

Возраст слоя

Литологическая

колонка

Глубина подошвы слоя, м

Мощность слоя, м

Литологические толщи девона

Творческое задание. 1).Вдевонской части разреза выделите следующие литологические толщи: подсолевую терригенную, подсолевую карбонатную, нижнюю солевую, межсолевую, верхнюю солевую, надсолевую. Подпишите эти толщи в последнем столбце таблицы. 2). Перечислите в тетради эпохи (периоды), в которые район расположения скважины развивался в геократическом режиме (был сушей). Перечисление ведется в геохронологической последовательности (от более древних к молодым). 3). Где, в какой части Припятского прогиба можно встретить такой разрез? Чтобы ответить на этот вопрос вам, кроме описания скважины, понадобятся литолого-палеогеографические карты и схемы территории Беларуси (Нацыянальны атлас, 2003, с. 44-45, рис. 3-15). Запишите в тетради ход ваших рассуждений. 4). Запишите в тетради, какие полезные ископаемые Беларуси содержатся в осадочных породах Припятского прогиба?

оооооо

Рис. 16. Условные обозначения к геологическим разрезам и профилям

Описания керна скважин Припятского прогиба

Скв. 1

Расположена возле д. Воронец

  1. 0,0–35 м – Q – Песок желтовато-серый, полевошпатово-кварцевый, с гравием;

  2. 35–115 – Е2kv+ch – Песок зеленовато-серый, глауконитово-кварцевый, слюдистый;

  3. 115–222 – К2 t – Мел, мергель с включением обломков кремня и фосфорита;

  4. 222–237 - К2 с – Песок серовато-зеленый, глауконитово-кварцевый;

  5. 237–252 – К1 – Песчаник зеленовато-серый, слюдистый, с фауной моллюсков;

  6. 252–312 – J3 ох – Известняк серый, коралловый с прослоями мергеля светло-серого;

  7. 312–343 – J2 cl - Известняк темно-серый, с фауной брахиопод;

  8. 343–455 – Т1 – Песчаник пестроцветный, разнозернистый, кварцевый;

  9. 455–556 – Р2– Песок, вверх по разрезу переходящий в алеврит, затем в глину кирпично-красного цвета;

  10. 556–585 – Р1 – Глина красноцветная с прослоями песчаника;

  11. 585–673 – С2 – Глина пестроцветная (фиолетовая, сиреневая, горчичная) с прослоями песка;

  12. 673–994 – С1t+v – В нижней части пески и песчаники пестроцветные («железистая толща»), в верхней – глины белые, каолиновые, с редкими тонкими прослоями бурых углей;

  13. 994–1043 – D3 – Глина зеленовато-серая, аргиллитоподобная;

  14. 1043–1180 - D3– Соль каменная;

  15. 1180–1553 - D3– Мергель темно-серый, с прослоями аргиллита;

  16. 1553–2285 - D3 – Соль каменная, с прослоями ангидрита реже гипса;

  17. 2285–2508 - D3 – Переслаивание известняка темно-серого, доломита светло-серого, глины зеленовато-серой;

  18. 2508–2535 - D3 – Песчаник светло-серый;

  19. 2535–2587 – D2 – Глина в основании слоя темно-серая, в вершине зеленовато-серая, с прослоями песчаника;

  20. 2587–2601 - D2 – Песчаник темно-серый;

  21. 2601–2621 м – АR–РR1 – Гранит темно-серый.

Скв. 2

Расположена возле д. Шарпилы

  1. 0,0–13  м – Q – Песок с прослоями супеси моренной;

  2. 13–26 – Е3сh – Песок зеленовато-серый, глауконитово-кварцевый, слюдистый;

  3. 26–63 – Е2 kv – Алеврит зеленовато-серый, глауконитово-кварцевый, слюдистый;

  4. 63–73 – Е1 sm – Глина темно-серая, опоковидная;

  5. 73–152 – К2 (с+t) – Мел, вниз по разрезу переходящий в мергель, затем в песок;

  6. 152–200 – К1– Песок с прослоями глины;

  7. 200–206 – J3 ох – Известняк коралловый;

  8. 206–285 – J2 cl – Снизу вверх: глина черная, алевролит, песок темно-серый;

  9. 285–314 - J2 bt – Глина серая, снизу вверх переходящая в песчаник;

  10. 314–364 – Т1– Глина пестроцветная с прослоями алеврита;

  11. 364–492 – Р2 – Песчаник кирпично-красный, конгломерат в основании;

  12. 492–540 – С1 v – Глина желтовато- белая, каолиновая;

  13. 540–792 – С1 t – Глина светло-серая, в основании – песчаник серый и красно-бурый, сильно ожелезненный;

  14. 792–1158 – D3 – Глина кирпично-красная, внизу темно-серая;

  15. 1158–1319 - D3 – Доломит, внизу слоя – известняк;

  16. 1319–2123 - D3 el – Туффит сиреневато- и зеленовато-серый, с прослоями туфа;

  17. 2123–2379 – D3 zd - Известняк коралловый, в основании – доломит;

  18. 2379–2706 - D3 – Туф, туфобрекчия, внизу – известняк пестроцветный;

  19. 2706–2780 - D3 vr - Аргиллит пестроцветный;

  20. 2780–2798 м - АR–РR1 – Гранит темно-серый.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений (библиографический указатель книг поступивших в библиотеку в декабре 2009 года )

    Бюллетень
    ... ПОСТУПИВШИХ В БИБЛИОТЕКУ в декабре 2009 года) Архитектура 1. ... дело 144. 640.4 М91 Мусакин А. А. Малый ... : ИЦ "Академия", 2008. - 304 с. ; 21 см. - (Высшее профессиональное образование) Экземпляры ... . Книгу можно рекомендовать секретарям, работникам ...
  2. Бюллетень новых поступлений (библиографический указатель книг поступивших в библиотеку в декабре 2009 года)

    Бюллетень
    ... ПОСТУПИВШИХ В БИБЛИОТЕКУ в декабре 2009 года) Архитектура ... дело 144. 640.4 М91 Мусакин А. А. Малый ... : ИЦ "Академия", 2008. - 304 с. ; 21 см. - (Высшее профессиональное образование) Экземпляры ... . Книгу можно рекомендовать секретарям, работникам отдела ...
  3. Нтб ргупс бюллетень новых поступлений литературы (5)

    Бюллетень
    ... сама жизнь! 170. И(Япо) М91 Мураками Х. Хроники Заводной Птицы : ... и потребителей туристского продукта. Книга рекомендуется к использованию студентами специальности "Социально ... : утв. приказом Минтранса России от 21декабря 2010 г. № 286. -[М.], 2010. - ...
  4. Бюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу за 2003 год оглавление (для перехода в нужный раздел наведите курсор на рубрику и щелкните ссылку удерживая нажатой клавишу ctrl) география биографии история биографии

    Бюллетень
    ... от 21 мая 1998 года № 574. С изменениями и дополнениями на 1 декабря ... оперирования с дискретными объектами. Книга рекомендована всем изучающим и применяющим дискретную математику ... текста. 1878. 802.0(075.8) М91 Муратов Э. Н.Муратов, Эльбек Нурулаевич ...
  5. Бюллетень новых поступлений (66)

    Бюллетень
    ... с использованием аппарата"РАПФИС":Метод.рекоменда- ции/ Авт.- ... проф. Ф.Г.Мухордова,декабрь 1998 г.-Кемерово: ... , Л.В. Сборник текстов М91 по специальности"Экономика": Немецкий язык ... А. М. - 116 Афонин О.Д. - 21 Афонькин В.Н. - 587 Ахматова А.А. - 1102 ...

Другие похожие документы..