Главная > Методические рекомендации


Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

А.П. Чуприян

«

»

2012 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

федеральным органам исполнительной власти и подведомственным организациям

по разработке и представлению материалов в ежегодный государственный доклад

«О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации

от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2012 году»

Москва, 2012

«Методические рекомендации федеральным органам исполнительной власти и подведомственным организациям по разработке и представлению материалов в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2012 году» (далее – Методические рекомендации) предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти и подведомственными организациями при подготовке материалов в государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2012 году» (далее – Госдоклад).

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Общие положения ………………………………………………….…….......

4

2. Структура Госдоклада ………………………………….……………….......

5

3. Содержание материалов по разделам Госдоклада ………….……….......

7

ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ………………………………………..……

7

Глава 1.

Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера……….…..…………………………..……

7

Глава 2.

Пожарная безопасность ………….………………………….……..

14

Глава 3.

Обеспечение безопасности людей на водных объектах …………

15

Глава 4.

Деятельность военизированных горноспасательных частей….....

15

ЧАСТЬ II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СНИЖЕНИЕ ИХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ …………….……….

16

Глава 5.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций ……………………….

16

Глава 6.

Мероприятия по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций

22

ЧАСТЬ III. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ…

32

Глава 7.

Государственное регулирование деятельности РСЧС ………..….

32

Глава 8.

Функционирование РСЧС ……………………..…………………..

34

ЧАСТЬIV. ПРОГНОЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ …………….......

37

Глава 9.

Прогноз чрезвычайных ситуаций на 2013 год ………….

37

ЧАСТЬ V. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …….……..…………

37

Глава 10.

Выводы и предложения ……….……………………………….…..

37

1. Общие положения

1. Госдоклад разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 г. № 444 «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Госдоклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации систематизированной аналитической информацией о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Методические рекомендации определяют состав, структуру и требования к содержанию материалов, представляемых в Госдоклад федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ).

3. Материалы для подготовки Госдоклада представляются в МЧС России до 1 февраля 2013 года. В них отражаются:

результаты реализации основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 15 ноября 2011 г. N Пр-3400);

сведения, характеризующие деятельность ФОИВ и подведомственных организаций в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в сравнении с аналогичными показателями за прошлый год и среднемноголетними значениями (за 5 лет и более);

достигнутые результаты работы ФОИВ и подведомственных организаций в области защиты населения и территорий от ЧС за отчетный период и предложения по комплексу мер, направленных на ее совершенствование;

результаты оценки рисков потенциальных опасностей, прогнозирования новых угроз, а также предложения по совершенствованию деятельности ФОИВ и подведомственных организаций в указанной области.

5. При разработке материалов, представляемых в Госдоклад, следует использовать официальные данные, положения нормативных правовых документов в области предупреждения и ликвидации ЧС, аналитические разработки органов государственной власти, осуществляющих деятельность в области предупреждения и ликвидации ЧС, а также результаты научных исследований по проблемам безопасности населения, повышения устойчивости функционирования объектов промышленного и социального назначения.

Содержание, состав и форма материалов, представляемых для подготовки Госдоклада, должна соответствовать Методическим рекомендациям, не содержать сведений, составляющих государственную тайну и служебную информацию ограниченного доступа.

6. Материалы направляются в МЧС России:

в Департамент гражданской защиты (далее – ДГЗ) на бумажном носителе и в электронном виде по адресу в сети Интернет: SDGZ.OP@mail.ru.

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) – в электронном виде в сети Интернет: 11naprav@mail.ru

7. Материалы, представленные в Госдоклад должны содержать фотоматериалы в формате JPG с комментариями к фотографиям, а также их ссылкой в тексте.

8. Материалы предоставляются по следующей форме: поля верхнее, нижнее, левое – 2 см, правое – 1 см, основной текст – 12 шрифт Times New Roman, абзац – 1,25 см, выравнивание по ширине, межстрочный интервал – одинарный. Шрифт в таблицах Times New Roman – 12, межстрочный интервал – одинарный, заголовок в таблице Times New Roman – 12 полужирный шрифт с автопереносом на другую страницу.

2. Структура Госдоклада

Введение

ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

Глава 1. Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1.1. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2012 году

1.2. Опасности в техносфере

1.3. Природные опасности

1.4. Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии

1.5. Обобщенный показатель состояния защиты населения от потенциальных опасностей

Глава 2. Пожарная безопасность

2.1. Состояние обстановки с природными пожарами

2.2. Оперативная деятельность, реагирование на природные пожары

2.3. Дознание по делам о пожарах

2.4. Деятельность испытательных пожарных лабораторий

2.5. Лицензирование и сертификация в области пожарной безопасности

2.6. Развитие сил и средств пожарной охраны

2.7. Научно-техническое сотрудничество в области пожарной безопасности

2.8. Деятельность добровольной пожарной охраны

Глава 3. Обеспечение безопасности людей на водных объектах

3.1. Статистические данные о погибших и пострадавших на водных объектах

3.2. Мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах

Глава 4. Деятельность военизированных горноспасательных частей

4.1. Состояние обстановки на объектах, обслуживаемых военизированными горноспасательными частями

4.2. Развитие сил и средств военизированных горноспасательных частей

ЧАСТЬ II.  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СНИЖЕНИЕ ИХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Глава 5. Предупреждение чрезвычайных ситуаций

5.1. Профилактика чрезвычайных ситуаций

5.2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации

5.3. Профилактика эпидемий, эпизоотий и эпифитотий

5.4. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

5.5. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

5.6. Системы обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов

5.7. Меры противодействия терроризму

Глава 6. Мероприятия по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций

6.1. Деятельность по повышению готовности органов управления РСЧС к ликвидации чрезвычайной ситуации

6.1.1. Деятельность Национального центра управления в кризисных ситуациях

6.1.2. Повышение готовности сил и средств РСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций

6.2. Оповещение органов управления РСЧС и населения в чрезвычайных ситуациях, развитие систем связи

6.3. Обеспечение защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного и природного характера

6.4. Мероприятия по защите населения (инженерные, обеспечение средствами индивидуальной защиты, медицинские и противоэпидемические, эвакуационные)

6.5. Подготовка руководящего состава и работников РСЧС, обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях

6.6. Состояние резервов материальных и финансовых ресурсов

6.7. Страхование и социальная поддержка населения

6.8. Мероприятия, проведенные во взаимодействии со средствами массовой информации

6.9. Деятельность Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей»

ЧАСТЬ III. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Глава 7. Государственное регулирование деятельности РСЧС

7.1. Совершенствование нормативной правовой базы

7.2. Федеральные целевые программы

7.3. Экономическое регулирование

7.4. Деятельность Экспертного совета МЧС России

7.5. Международное сотрудничество

Глава 8. Функционирование РСЧС

8.1. Функциональные подсистемы РСЧС

8.2. Территориальные подсистемы РСЧС

8.3. Деятельность сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций

8.4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в муниципальных образованиях

ЧАСТЬIV. ПРОГНОЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Глава 9. Прогноз чрезвычайных ситуаций на 2013 год

9.1. Природные чрезвычайные ситуации

9.2. Техногенные чрезвычайные ситуации

9.3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации

ЧАСТЬ V. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Глава 10. Выводы и предложения

10.1. Выводы о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

10.2. Предложения по совершенствованию защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Содержание материалов по разделам Госдоклада

ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

Формирование статистических данных для сравнительной оценки потенциальных опасностей для населения и территорий в 2012 году, выполнения оценки риска возникновения ЧС. Результаты анализа выполнения комплекса мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Глава 1. Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1.1. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2012 году

Систематизированные статистические данные о ЧС в Российской Федерации представляются по форме, приведенной в табл. 1.1.

1.2. Опасности в техносфере

Аналитические материалы, содержащие информацию, характеризующую:

опасности, которые возникают в процессе эксплуатации промышленных и гражданских зданий и сооружений, объектов жилищно-коммунального хозяйства, систем жизнеобеспечения и коммуникаций, потенциально опасных объектов (далее – ПОО), при использовании химически опасных и радиоактивных веществ;

основные источники возникновения техногенных ЧС;

потенциальные опасности в промышленности и энергетике (крупные аварии на трубопроводном транспорте, данные о разливах нефти, состоянии основных производственных фондов трубопроводного транспорта, состоянии топливно-энергетического комплекса);

состояние железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта;

результативность предпринимаемых мер в данной области с сопоставлением сведений за аналогичный период прошлого года;

радиационную опасность (об обеспечении радиационной безопасности на атомных станциях, решении проблемы радиоактивных отходов, вывода из эксплуатации радиоизотопных термоэлектрических генераторов, основных источниках радиоактивного загрязнения;

состояние систем жизнеобеспечения и предпринимаемых мерах по обновлению (реконструкции) инженерных сетей и теплоэнергетического оборудования;

функционирование систем мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля (наименование учреждений, состав, оснащение, виды производимых анализов, дислокация);

состояние работы по ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений;

комплекс мер по предупреждению ЧС и снижение их негативных последствий;

результативность принимаемых мер, с анализом сравнительных данных за аналогичный период прошлого года и среднемноголетними значениями по форме, приведенной в табл. 1.2.

Таблица 1.1

Сведения о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Российской Федерации в 2012 году

Чрезвычайные ситуации по характеру

и виду источников возникновения

Классификация чрезвычайных ситуаций

Количество,

чел.

Спасено,

чел.

Ущерб,

млн.

руб.

всего

локальных

муници-пальных

межмуници-

пальных

региональных

межрегио-нальных

федеральных

погибло

пострадало

Техногенные ЧС

Аварии грузовых и пассажирских поездов

Аварии грузовых и пассажирских судов

Авиационные катастрофы

ДТП с тяжкими последствиями

Аварии на магистральных и внутрипромысловых нефтепроводах

Аварии на магистральных газопроводах

Взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов

Взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения

Обнаружение (утрата) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ

Внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород

Обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения



Скачать документ

Похожие документы:

  1. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации

    Методические рекомендации
    ... Федерации поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра Российской Федерации поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий ...
  2. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий методические рекомендации

    Методические рекомендации
    ... Федерации. В целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайныхситуаций Министерство Российской Федерации поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ...
  3. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии)

    Документ
    ... поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (вместе с Инструкцией о порядке выплаты гражданскому персоналу региональных центров поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации ...
  4. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии) (1)

    Документ
    ... Федерации поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (утверждено Положением о Министерстве Российской Федерации поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий ...
  5. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий центр стратегических исследований гражданской защиты мчс россии

    Документ
    ... центра поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; с 2002 по 2004 — зам. Министра РФ поделамгражданскойобороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий ...

Другие похожие документы..