textarchive.ru

Главная > Программа


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Кафедра естественно-математического образования

УТВЕРЖДЕНА _________________2012 г.

На заседании Ученого совета

ГБОУ ДПО ИРОСО

Протокол № ____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ЛОГИКЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Южно-Сахалинск

2012

Повышение эффективности и качества преподавания математики в логике нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации/ Сост. Панова Н.В., заведующая кафедрой естественно-математического образования, Сакович Л.П., кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работе, доцент кафедры естественно-математического образования. Южно-Сахалинск, 2012

  1. ВВЕДЕНИЕ

Математическое образование в системе среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности ребенка.

Качественное математическое образование является одним из ключевых ресурсов, обеспечивающих инновационное развитие России, сильным конкурентным преимуществом нашей страны.

В процессе разработки и введения Федерального Государственного образовательного стандарта, обновления содержания образования, изменения потребностей личности, общества и государства в образовании, формируется социальный заказ системе повышения квалификации педагогических работников, выражающийся в требованиях к повышению профессиональной компетентности учителей математики, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни, выполнение которых должно привести к новому уровню личностного развития учащегося и развития его способностей.

Программа курсов повышения квалификации учителей математики и сопровождающие её учебные материалы разработана в соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. и следующими ведущими компонентами Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования:

  • требованиями к структуре основных образовательных программ основного общего образования;

  • требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • требованиями к квалификации педагогических кадров.

Программа адресована слушателям системы повышения квалификации: учителям математики образовательных учреждений.

Актуальность создания данной программы определяется необходимостью подготовки педагогических работников к реализации Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования,ориентация их на ценностные установки, цели и задачи современного образования, определенные государственным стандартом.

Цель программы: повышение профессиональной компетентности учителей математики в соответствии с современными требованиями к преподаванию математики в условиях модернизации образования.

Программа направлена на решение ряда задач, в том числе:

  • освоение педагогами идеологии Федерального Государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению;

  • освоение педагогами структуры и содержания основных документов Федерального Государственного образовательного стандарта;

  • формирование знаний педагогов о решении проблем личностного и когнитивного развития ребенка, в том числе, отбора эффективных инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка;

  • освоение педагогами новой системы требований к оценке итоговой образовательной деятельности обучающихся;

  • содействие в самообразовании и личностном развитии педагога;

  • освоение педагогами современных педагогических стратегий обучения детей и др;

  • формирование готовности учителей к использованию ЭОР, что будет

способствовать повышению эффективности деятельности учителей, а также обеспечению нового качества образования, повышению его доступности и эффективности в условиях реализации ФГОС ООО.

Учебная программа курсов повышения квалификации выполняет следующие функции:

  • образовательную;

  • консультативную;

  • методическую;

  • проектную;

  • внедренческую;

  • экспертную;

  • информационную;

  • рефлексивную.

На реализацию программы курсов повышения квалификации учителей математики отводится 108 часов.

Программа включает в себя 3 ведущих раздела:

  1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности.

  2. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работника образования.

  3. Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности.

Особенностью программы является наличие в её содержании инвариантной (разделы 1,2) и вариативной части (раздел 3), а также различные формы обучения.

В зависимости от состава слушателей курсов количество учебных часов на изучение инвариантных и вариативных разделов может меняться. При проведении курсов возможна корректировка содержания с учетом конкретных запросов слушателей, выявленных затруднений педагогов и наполнения вариативной части программы содержанием «под заказ».

Содержание программы повышения квалификации работников образования ориентировано на активную работу каждого слушателя в деятельностном режиме. Для этого планируются разные формы сотрудничества между слушателями и преподавателями: работа в группах, проектирование, освоения техник личностного общения, диалогового взаимодействия, коллективной мыследеятельности, а также обучение в дистанционной форме (модуль 2.6). В содержании (программе) разделов определено оптимальное соотношение лекционных и практических занятий.

Форма обучения: очная с отрывом от производства и дистанционная без отрыва от производства.

Формы учебной работы: лекции, лекции-диалоги, семинары, дискуссии, практические занятия, сценирование занятий, индивидуальные консультации, проектирование, проведение педагогических мастерских, мастер-классы, круглый стол и др.

Формы текущего и итогового контроля: контрольная работа, защита проекта, зачеты.

Ожидаемые результаты курсов повышения квалификации:

Критерии компетентности слушателя по итогам прохождения курсов.

В результате прохождения курсов слушатель должен знать:

  • Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности, в том числе нормативно-правовые основы образовательной области «Математика»;

  • психолого-педагогические основы преподавания математики в современной школе, в том числе приемы и методы развития математических способностей у школьников в урочной и внеурочной деятельности;

  • современные подходы к преподаванию математики с использованием современных педагогических технологий, в том числе технологии проектного обучения, технологии деятельностного подхода;

  • содержание коллекций существующих ЭОР по математике, их особенности и существенные характеристики;

  • основные направления и модели использования современных ЭОР по математике; существенные характеристики деятельности учащихся по освоению математического содержания на основе использования ЭОР;

  • современные требования к итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы;

  • дидактические основы конструирования современного учебного занятия по математике.

В результате прохождения курсов слушатель должен уметь:

  • применять полученные знания в учебно-воспитательном процессе;

  • разрабатывать уроки с использованием технологий деятельностного подхода к обучению;

  • конструировать современные учебные занятия с учетом требований к преподаванию математики;

  • проводить анализ и самоанализ учебного занятия;

  • моделировать и выстраивать деятельность по профессиональному саморазвитию.

  • использовать методику организации и проведения исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочной и внеурочной работе по математике;

  • осуществлять отбор содержания для обучения математике на основе ЭОР;

  • критически оценивать потенциальные возможности ЭОР для получения результатов обучения математике в соответствии с ФГОС;

  • осуществлять деятельность по анализу и отбору ЭОР по математике для использования их в процессе обучения математике;

  • разрабатывать содержание и планы проведения уроков различного типа на основе ЭОР при обучении математике

  • применять методические приемы подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основной и старшей школы

Нормативно-правовая база:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 № 313-ФЗ).

  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

  3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

  4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.– М.: Просвещение, 2009.

  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2008.

  6. Примерные программы по учебным предметам (Математика 5-9 классы). Проект. – 3-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2011.

  1. СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности (6 часов).

Модуль 1.1 Общество и образование (2 часа).

Тема 1.1.1. Государственная политика в области образования. Государственные образовательные стандарты второго поколения, их роль в сохранении единого образовательного пространства (2 часа).

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Общие положения Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями: требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования; требования к условиям реализации основной образовательной программы (кадровые условия, психолого-педагогические, информационно-методические и др.).

Проект Федерального Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Модуль 1.2. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности (2 часа).

Тема 1.2.1. Закон Российской Федерации «Об образовании». Трудовые правоотношения в образовании (2 часа).

Основные положения закона Российской Федерации «Об образовании».

Трудовой договор. Режим работы и отдыха педагогических работников. Условия оплаты труда. Льготы и компенсации. Типовые положения, локальные акты, определяющие деятельность образовательных учреждений различных типов и видов (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др.).

Модуль 1.3. Правовые основы аттестации работников образования

(2 часа).

Тема 1.3.1. Роль аттестации для педагога. Нормативные документы по аттестации педагогических работников (2 часа).

Роль аттестации в стимулировании целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности, профессиональной, коммуникативной, информационной, духовной культуры педагога.

Раздел 2. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работника образования (52 часа).

Модуль 2.4. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности (8 часов).

Тема 2.4.1. Понятие о жизненном кризисе, виды кризисов, пути и способы их преодоления. Профессиональный кризис педагога и его специфика (2 часа).

Определение кризиса как особого психического образования, которое возникает в ситуации решить возникшую жизненную проблему обычными, приемлемыми способами. Бытовое, философское и психологическое понимание кризиса. Положительное и отрицательное в кризисе. Специфика кризиса педагога в современных условиях. Пути и способы преодоления кризиса, в том числе и путем саморазвития.

Тема 2.4.2. Основные механизмы саморазвития (2 часа).

Состояние профессиональной деятельности российского учителя. Тенденция эмоционального выгорания. Тенденция использования достижений прошлого. Задачи изменения отношения к профессиональной деятельности.

Тема 2.4.3. Моделирование путей и способов саморазвития, профессиональное саморазвитие. Возможные проблемы и трудности в этой деятельности (2 часа).

Метод, методика, технология. Моделирование. Особенности технологизации деятельности по саморазвитию. Этапы моделирования и построения деятельности по саморазвитию.

Практическая работа: Моделирование путей и способов саморазвития, профессиональное саморазвитие (2 часа).

Тема 2.4.4. Самосознание как основное условие развития личности (2 часа).

Адаптивное поведение и профессиональное саморазвитие. Система представлений человека о самом себе. Структура самосознания. Система ценностей при саморазвитии и самообразовании.

Практическая работа: Структурирование системы ценностей при саморазвитии и самообразовании (2часа).

Модуль 2.5. Современные педагогические технологии (8 часов).

Тема 2.5.1. Технологии обучения и воспитания (2 часа).

Понятие «педагогическая технология». Классификации. Функции и задачи педагогической технологии. Структура педагогической технологии. Образовательные технологии, направленные на формирование метапредметных результатов

Тема 2.5.2. Проектирование как ведущая технология формирования УУД (2 часа).

Педагогическое проектирование как деятельность, осуществляемая в условиях образовательного процесса и направленная на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Компоненты проектирования: цель, объект проектирования, субъект проектирования, средства проектирования. Методы проектирования. Результат проектирования. Основные требования к использованию метода проектов. Особенности метода проектов. Требования к написанию проектов. Возможные критерии.

Тема 2.5.3. Образовательные технологии, направленные на формирование метапредметных результатов (4 часа).

Практическая работа: Разработка и защита проекта учебного занятия с использованием образовательных технологий, направленных на формирование метапредметных результатов (4часа).

Модуль 2.6. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (36 часов).

Тема 2.6.1. Использование ЭОР в процессе обучения математике в основной школе. Типология ЭОР по математике, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения математике (16 часов).

Типы и особенности электронных образовательных ресурсов. Обоснование необходимости использования ЦОР и ЭОР в образовательном процессе. Понятие и структура ЭОР и ЦОР. Федеральные порталы системы образования.

Типы ЭОР предметной области «Математика» в каталоге Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР). Характеристика ЭОР в разделе «Основное общее образование».

Типы ЭОР предметной области «Математика» в каталоге Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК). Рубрикаторы каталога: «Наборы цифровых ресурсов к учебникам», «Поурочные планирования», «Методические рекомендации», «Инновационные учебные материалы», «Инструменты учебной деятельности». Содержание разделов «Электронные издания», «Коллекции», «Инструменты».

Практическая работа «Знакомство с типами ЭОР по математике в сети Интернет» (4 часа).

Общие направления использования электронных образовательных ресурсов

Общие сведения о Единой коллекции образовательных ресурсов. Система навигации в этой коллекции. Использование материалов всех разделов рубрикатора для поиска информации. Применения наборов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющих учебники, инновационных учебных материалов (ИУМК), информационных источников сложной структуры (ИИСС). Общие сведения о коллекции ФЦИОР. Система навигации в этой коллекции. Использование материалов раздела «Основное общее образование». Использование материалов разделов рубрикатора «Инструменты учебной деятельности», «Инструменты организации учебной деятельности»: платформа «1С Образование 3.0», математический конструктор, инструменты для построения графиков функций, интерактивный задачник и др. Статичные и интерактивные ЭОР, их специфика. Примеры инструментов. Инструментарий в коллекции ФЦИОР. Возможности К – модулей и П – модулей коллекции ФЦИОР: тренажёры, исследования, лабораторные работы и др. Использование материалов разделов рубрикатора Единой коллекции «Методическая поддержка», «Наборы цифровых ресурсов к учебникам», «Поурочные планирования», «Методические рекомендации», «Инновационные учебные материалы» для формирования моделей уроков и построения образовательного процесса. Примеры материалов. Модули методической поддержки в коллекции ФЦИОР. Их возможности.

Практическая работа «Формы и способы учебной деятельности при использовании ЭОР в качестве источника информации» (4 часа).

Практическая работа «Формы и способы учебной деятельности при использовании ЭОР в качестве образовательного инструментария» (4 часа).

Практическая работа «Формы и способы учебной деятельности при использовании методических материалов для создания уроков» (4 часа).

Тема 2.6.2. Подготовка и проведение уроков различного типа по математике в основной школе на основе ЭОР (12 часов).

Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала. Новации при введении нового материала. Цели использования ЦОР в учебном процессе. Формы проведения уроков введения нового материала. Использование ЦОР на различных типах уроков: лекция, семинар и др. Использование различных модулей коллекции ФЦИОР для создания моделей уроков. Роль интерактивных мультимедийных ЭОР при реализации деятельностного обучения математике на этапе объяснения. ЭОР по математике как новое средство наглядности на уроке: иллюстрации, видео фрагменты, аудио записи, презентации. Примеры ЦОР из коллекций. Использование возможностей ИИСС для подготовки уроков введения нового материала.

Практическая работа «Отбор и анализ ресурсов для подготовки к уроку введения нового материала» (4 часа).

Специфика использования ЭОР на уроках закрепления знаний и формирования умений. Формы проведения уроков формирования умений, навыков и закрепления знаний. Примеры уроков: лабораторная работа, практикум и др. Использование практических модулей коллекции ФЦИОР для создания моделей уроков. Новации на этапах закрепления, обобщения. Роль интерактивных, мультимедийных ЭОР при реализации проблемного, деятельностного обучения математике на этапах закрепления и обобщения. Электронные обучающие и контролирующие системы. Практические и контрольные модули ФЦИОР. Примеры ЦОР из коллекций. Использование возможностей ИИСС для подготовки уроков формирования умений, навыков и закрепления знаний.

Практическая работа «Отбор и анализ ресурсов для подготовки к уроку формирования умений и навыков» (4 часа).

Специфика использования ЭОР на уроках обобщающего повторения и контроля. Формы проведения уроков обобщающего повторения и контроля. Примеры уроков: зачёт, консультация, лабораторная работа и др. Использование практических и контролирующих модулей коллекции ФЦИОР для создания моделей уроков. Использование ЭОР при обобщающем повторении. Применение ЭОР для контроля усвоения учебного материала. Примеры ЦОР из коллекций. Использование возможностей ИИСС для подготовки уроков обобщающего повторения и контроля.

Практическая работа «Отбор и анализ ресурсов для подготовки к уроку обобщающего повторения и контроля» (4 часа).

Тема 2.6.3. Формирование математической деятельности учащихся на основе использования ЭОР (4 часа).

Формирование элементов математической деятельности на основе использования ресурсов ИУМК и ИИСС. Виды математической деятельности. Модель математической деятельности. Использование материалов раздела рубрикатора «Инновационные учебные материалы». Роль комплексных учебных средств в решении задачи формирования и развития современной личности. Организация учебного процесса в полимедийной среде ИУМК. Применение возможностей ИИСС для создания моделей уроков. Примеры ИУМК, ИИСС.

Практическая работа «Формы и способы учебной деятельности при использовании ресурсов ИУМК по математике» (4 часа).

Тема 2.6.4. Организация самостоятельной деятельности учащихся по математике в основной школе на основе ЭОР (4 часа)

Организация самостоятельной работы учащихся: урочная и внеурочная деятельность. Проблемы организации учебно-исследовательской и самостоятельной работы. ЭОР как средство организации полноценной самостоятельной работы: механизмы обратной связи. Различные методы организации самостоятельной работы учащихся: проблемное обучение, частично-поисковые, исследовательский метод. Роль учителя в организации работы с ЭОР. Проектная деятельность и электронная образовательная среда. Средства мотивации творческой проектной деятельности в ЭОР: мультимедиа уроки, творческие задания. ИУМК «Алгебра в основной школе, 7-9», «КИТ: Компетентность. Инициатива. Творчество» как основа для обучения проектной деятельности учеников 5-6, 7-9 классов. Возможности практических модулей коллекции ФЦИОР для организации исследовательской деятельности учащихся. Интерактивные ЭОР: интерактивные иллюстрации, анимации, видеофрагменты и др. Межпредметные связи при организации проектной деятельности, проекты на стыке дисциплин.

Практическая работа «Формы и способы организации внеурочной деятельности учащихся» (4часа).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы

    Пояснительная записка
    ... ЗАПИСКА Основнаяобразовательная программа начального общегообразования разработана в соответствии с требованиями федеральногогосударственногообразовательногостандарта начального общегообразования к структуре основнойобразовательной программы ...
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования – вектор индивидуализации обучения в основной школе

    Основная образовательная программа
    ... 1 декабря 2007 года), новыйФедеральныйгосударственныйобразовательныйстандартосновногообщегообразования теперь позволяет самому образовательному учреждению распределять количество часов ...
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования содержащая не менее 6 разделов примерная основная образовательная программа основного общего образования – вектор индивидуализации обучения в основной школе

    Пояснительная записка
    ... 1 декабря 2007 года), новыйФедеральныйгосударственныйобразовательныйстандартосновногообщегообразования теперь позволяет самому образовательному учреждению распределять количество часов ...
  4. Основная образовательная программа основного общего образования (2)

    Программа
    ... повышенияэффективности ... федеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразования; ''Приказ по образовательному учреждению о введении федеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразования ...
  5. Основная образовательная программа основного общего образования (1)

    Основная образовательная программа
    ... педагогические технологии в образовательном учреждении, наиболее эффективные для реализации требований Федеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразования. Новыеобразовательные результаты как условие ...

Другие похожие документы..