Главная > Документ


Педагогическое образование

Г. М. Коджаспирова

А. Ю. Коджаспиров

СЛОВАРЬ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

(междисциплинарный)

Предназначен для учащихся, студентов, аспирантов,

учителей и преподавателей вузов

Издательский центр «МарТ»

Москва — Ростов-на-Дону

2005

ББК 74.00

К 56

Рецензенты:

Е. А. Ливанова — профессор, доктор педагогических наук
(МПГУ, Москва)
Н. М. Конышева — профессор, доктор педагогических наук

(МГПУ, Москва)

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

К 56 Словарь по педагогББК 74.00 ике. — Москва: ИКЦ «МарТ»;

Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.

Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы ­-
ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание
которых необходимо при изучении курса педагогики.

Издание предназначено для всех, кто изучает педагогику и ин -­
тересуется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до
профессорско-преподавательского состава и исследователей в обла-
­сти педагогики.

ISBN 5-241-00477-4 ББК 74.00

© Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., 2005

© Оформление: Издательский центр «МарТ», 2005

© Оформление: ИКЦ «МарТ», 2005

Определяйте значение слов. Этим вы избавите че­-
ловечество от половины его заблуждений и недора- ­

зумений.

Р. Декарт

«... аще где в книге сей грубостию моей пропись

или небрежением писано, молю вас: не зазрите мое-

­му окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не

ангел божий, но человек грешен и зело исполнен не­

ведения».

Обращение к читателю

древнерусских книжников

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что

говоришь.

Русская пословица

Чем богаче определяемый предмет, тем более раз­

нообразными могут быть определения его различных

сторон.

Г. Гегель

ВВЕДЕНИЕ

В любой науке постоянно идет процесс переосмысления поня­тийного аппарата, что характерно и для педагогики. Возвращение к гуманистическим истокам вновь делает центральной фигурой педагогического взаимодействия ребенка. Субъект-субъектный ха­рактер современной педагогической парадигмы, разработка техно­логий педагогического процесса сделали еще более значимой вза­имосвязь педагогики и психологии, педагогики и социологии, педа­гогики и философии, что обогатило педагогику терминологией из смежных наук, поэтому в словаре немало понятий из разных обла­стей знания, особенно из философии, социальной педагогики, психологии, социологии, сексологии и др. Кроме того, в настоящее время в связи с гуманитаризацией образования педагогику ввели в


СЛОВАРЬ ПО ПЕДАГОГИКЕ 4

стандарт всех профессиональных образовательных стандартов и ее преподают во всех вузах страны, что значительно расширило круг обучаемых, которым необходимо овладеть педагогической терми­нологией. Повысился уровень обучения в педагогических учили­щах, многие из которых стали колледжами, дающими начальное высшее образование, что значительно приблизо преподавание в них к вузовскому обучению, а значит и к усложнению и более вы­сокому научному уровню преподаваемых курсов, в том числе и пе­дагогики. Составители данного словаря предприняли попытку по­казать смысловое содержание основных терминов курса «Педаго­гика», которые активно используются как в словаре современных исследователей, так и практиков, чтобы приблизить научные педа­гогические издания к широкому кругу читателей.

В силу учебного характера данного словаря, адресованного в первую очередь студентам педагогических учебных заведений и учителям, которых затрудняет чтение ряда современных психоло­го-педагогических работ из-за насыщенности их текстов малозна­комой или незнакомой терминологией, в нем по необходимости в краткой и доступной форме даны свыше 1800 понятий, многие из которых в педагогику вошли сравнительно недавно или не исполь­зовались в силу господствующей до недавнего времени авторитар­ной парадигмы. Словарь содержит много новых понятий, содержа­ние и определение которых еще достаточно условно.

Совершенно очевидно, что при отборе словарного состава из­дания и определения сущности терминов, невозможно было все учесть и все свести в единую непротиворечивую целостность, да в этом, на наш взгляд, и нет необходимости. Однако собственно пе­дагогические понятия даны с позиций целостного педагогического процесса. Предлагаемые дефиниции формулировались прежде все­го исходя из соображений их достаточной точности, ясности и пол­ноты, понимая в то же время, что и в таком виде не все читатели примут то или иное толкование без определенных уточнений или возражений. Но такова, как нам представляется, участь всех спе­циальных словарей.

При отборе терминов для словаря использовались различные словари, монографии, учебники, методические пособия, научные сборники и статьи из периодических изданий, содержащие новей­шую психолого-педагогическую лексику. Основные из использо­ванных источников указаны в списке литературы в конце словаря. В словаре незначительно представлены педагогические понятия, не представляющие сложности в понимании и, как правило, оди­наково трактуемые авторами различных пособий по педагогике.

Если определяемое понятие имеет несколько значений, они обозначаются цифрами. При уточнении смысла понятия разъясне­ния идут через точку с запятой. Понятие, раскрываемое в статье, при упоминании в тексте обозначается начальной заглавной бук­вой. Если оно названо в виде словосочетания, то последующие сло­ва также обозначаются в тексте при упоминании одной начальной буквой, но маленькой.

Связи между словарными статьями прослеживаются посред­ством кустового расположения терминов, следующих в алфавит­ном порядке после базового слова и выделенных различным шриф­том или ссылкой на соответствующие статьи словаря. Словарь снабжен списком сокращений и алфавитным указателем.

В конце издания дается разговорный словарик, с указанием наиболее часто используемых слов и выражений учительской речи, нередко вызывающих определенные затруднения.

Издание адресовано всем, кто изучает педагогику или интере­суется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до про­фессорско-преподавательского состава и исследователей в облас­ти педагогики.

Составители словаря будут признательны читателям за отзывы, пожелания и критические замечания.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

амер.

— американский

англ.

— английский

в. (вв.)

— век (века)

греч.

— греческий

г. (гг.)

— год (года)

Д. б.

— должен быть

др.

— другой (другие)

европ.

— европейский

ЗПР

— задержка

психического

развития

итал.

— итальянский

к.-л.

— какой-либо

(кого-либо)

канад.

— канадский

к.-н.

— кого-нибудь

(какой-нибудь)

к-рый

— который

лат.

— латинский

мед.

— медицинский

м

(м-цев)

— месяц

(месяцев)

млн

— миллион

м. б.

— может быть

напр.

— например

НТР

— научно-техни-

ческая револю

ция

н. э.

— наша эра

нек-рое

(нек-рым) — некоторые (некоторым)

нем.

— немецкий

пед.

— педагогический

полит.

— политический

польск.

— польский

пр.

— прочее

психол.

— психологический

разг.

— разговорное

РФ

— Российская

Федерация

см.

— смотри

соц.

— социальный

СМИ

— средства

массовой

информации

т.д.

— так далее

т. к.

— так как

т. е.

— то есть

т. (тт.)

— том (тома)

т. п.

— тому подобное

Фр-

— французский

анс

— центральная

нервная

система

швейц.

— швейцарский

юрид.

— юридический

А

Абстракция — мысленное выделение к.-л. признака или свойства предмета, явления, с

целью его лучшего изучения.

Автоматизированная обучающая система (АОС)— система программного

обеспечения ЭВМ, предназначенная для разра­ботки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результа­тов обучения.

Автономия пространственная — неприкосновенность личного пространства.

Автономный— самодостаточный, независимый, самоуправля­емый.

Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая

характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить

своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во

властности, склонности человека к использованию недемократичных мето­дов

воздействия на окружающих в форме приказов, распоряже­ний, указаний,

наказаний и т. п. Все эти черты ярко проявляют­ся у авторитарного учителя.

Авторитарное воспитание— воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле вос­питателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивиду­альности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессо­вую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенно­стей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим спо­собам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авто­ритарной педагогики — учитель-субъект, а ученик —объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регламентирован, ак­цент — на воспитывающем обучении. Яркий представи­тель — Иоганн Фридрих

Гербарт (1776-1841). Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: дог­матизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестакт­ность, безаппеляционность в суждениях. Одно из его прояв­лений в педагогической деятельности — морализирование.

Авторитет (от лат. autoritas — влияние, власть) — 1. влияние ин­дивида, основан-

ное на занимаемом им положении, должности; 2. степень доверия чело-

веку, внутреннее признание окружаю­щими за человеком права на при-

нятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятель-

ности; 3. высокий ста­тус личности в группе, в коллективе.

Авторитет положения— власть, которой обладают все представители

определенного должностного уровня в рамках организации над

всеми теми, кто занимает в ней подчиненное положение,

вне зависимости от наличия каких бы то ни было иных

социальных различий между предста­вителями этих двух групп.

Авторитет родителей— высокая значимость личных ка­честв и

жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная

на этом сила родительского влияния на их поступки и поведе-

ние.

Ложные родительские авторитеты (А. С. Макаренко):

авторитет доброты— чрезмерная мягкость, доброта,

уступчивость по отношению к поведению ребенка. В та-

кой семье очень скоро дети начинают командовать роди-

телями (самый неумный вид авторитета);

авторитет дружбыстремление создать с раннего воз-

раста отношения с ребенком как равным — дружес­кие; в

крайних формах в этом случае начинается обрат­ный процесс —

воспитание родителей;

авторитет любвистремление ежеминутно и повсе­местно

показывать свою любовь к ребенку и показная демонстрация

любви ребенка к родителям (самый рас­пространенный вид

ложного авторитета);

авторитет педантизмаповседневное проявление

«бюрократического» внимания к ребенку. Родитель требует

от ребенка безусловного подчинения; авторитет подавления

повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями,

жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его

действи­ям и поступкам. Такой авторитет приучает детей дер­-

жаться подальше от жестоких родителей, вызывает дет­скую

ложь и человеческую трусость, воспитывает же­стокость (самый

страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный);

авторитет подкупа— послушание достигается путем подкупа подарками и обещаниями (самый безнрав­ственный вид

авторитета);

авторитет расстояния— родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как на­чальники;

авторитет резонерства— бесконечные назидания и

наставления ребенка. Такие родители считают, что в поучениях

— главная педагогическая мудрость;

авторитет чванствавозвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома (осо­бый вид авторитета расстояния, но более вредный).

Авторитет руководителяразделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей по­ложительное мнение о личностном соответствии данно­го руководителя требованиям занимаемой должности.

Авторитет учителя— особая профессиональная позиция,

определяющая влияние на учащихся, дающая право при­нимать

решения, выражать оценку, давать советы. Под­линный А.у

опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на

высокие личностные и профессиональ­ные качества воспитателя:

демократический стиль сотруд­ничества с воспитанниками,

эмпатию, способность к от­крытому общению, позитивную

Я-концепцию учителя, его стремление к постоянному

совершенствованию, эру­дированность, компетентность,

справедливость и добро­ту, общую культуру. Иррадиация

авторитета учителя — перенос авторитета на те сферы

жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние

еще не проверя­лось. Спецификация авторитета — признание

авторитет­ности человека лишь в одной из сфер, а в др. он не выс­ -

тупает в качества авторитета.

Авторская школа— образовательное учреждение, работающее по собственной

оригинальной программе, отличной от программ массовой школы.

Агрессия (от лат. agressio — нападение) — целенаправленное дес­труктивное поведение,

противоречащее нормам и правилам со­существования людей в обществе,

причиняющее физический вредили вызывающее отрицательные переживания,

состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные действия могут

выступать как средство достижения к.-л. цели, как спо­соб психической разрядки,

удовлетворения блокированной потребности личности и переключения

деятельности, как фор­ма самореализации и самоутверждения. А.: физическая, вер­бальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинения, са­моуничижение, самоубийство), враждебная (причинение вре­да), инструментальная.

Адаптация психическая — психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответ­ствии с новыми требованиями

окружающей среды.

Адаптация социальная — 1. активное приспособление человека к изменившейся

среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые спосо­бы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2. оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ори­ентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3. процесс и результат ос­воения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значи­мых для самого ребенка и его социальное окружения — родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.

Адаптивная модель школы — новая модель разноуровневой и многопрофильной




Похожие документы:

  1. Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения

    Документ
    ... воспитания в современном педагогическом вузе как междисциплинарную проблему, необходимо « ... Полонский, В.М. Словарьпообразованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высш. шк. , 2004. – 512 с. Дошкольное образование. Словарь терминов / [сост ...
  2. Программа и методические рекомендации по итоговому государственному экзамену предназначены для студентов педагогических вузов обучающихся по специальности «050706-Педагогика и психология» и включает в себя пояснительную записку содержание

    Программа
    ... педагогическогообразования. Программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности «050706-Педагогика и психологии» включает вопросы по психологии и педагогике. На междисциплинарном ...
  3. Хроменков петр александрович межнаучная коммуникация в интеграции педагогического образования студентов вуза 13 00 01 - общая педагогика история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    ... педагогическогообразования; моделирование интеграционных процессов в педагогической науке и в педагогическомобразовании; метод экстраполирования результатов исследования междисциплинарных, межпредметных связей педагогики ...
  4. Хроменков петр александрович межнаучная коммуникация в интеграции педагогического образования студентов вуза 13 00 01 - общая педагогика история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    ... педагогическомобразовании; метод экстраполирования резуль-татов исследования междисциплинарных, межпредметных связей педагогики ... Хроменков, П.А. Словарь в области межнаучных коммуникаций по формированию педагогического профессионализма студентов [ ...
  5. Педагогическое образование контекстно-биографический подход

    Монография
    ... специальности: - педагогическая психология - общая педагогика - теория и методика профессионального образования Координационный совет по непрерывному педагогическомуобразованию Лаборатории ...

Другие похожие документы..