textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Рекомендуемая литература

  1. Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991.

  2. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры./Культурология. XX век. М., 1995.

  3. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб., 1994.

  4. Зотов А.Ф. Новый тип глобальной цивилизации. Полис. 1993. №4.

  5. Мировая художественная культура. М., 2000.

  6. Назартян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического процесса). М., 1996.

  7. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1991.

  8. Сумерки богов. М., 1989.

  9. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

  10. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Тема 15. Отечественная культура

Культура Древней и Средневековой Руси

  1. Основные факторы формирования русского самобытного типа и русской ментальности.

  2. Культурно-историческое развитие дохристианской Руси.

  3. Крещение Киевской Руси.

  4. Самобытность культуры Киевской Руси.

  5. Культура Московской Руси.

  6. Особенности новгородской и псковской культуры.

  7. Особенности культуры Московской Руси.

Прежде чем описывать и осмыслять историю национальной культуры как закономерный, социально обусловленный процесс, при этом обладающий и собственными особенностями, необходимо представить фундамент, на котором строятся и развиваются социокультурные процессы и явления на всем протяжении развития данной нации и ее культуры. Для описания всех этих разнообразных, но тесно взаимосвязанных явлений было введено понятие «менталитет». Рассматривая менталитет как наиболее общее основание социокультурных процессов на протяжении всей истории, нельзя говорить об одном национально-русском менталитете. При этом нужно отметить, что важную роль в формировании менталитета играют геополитические и природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы.

Изучение народом своего прошлого осуществляется не только для любознательности, оно должно питать современность историческим опытом, что подтверждается словами Д.С. Лихачева: «Мы должны поставить памятники прошлого на службу будущему. Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками2».

Изучение русской культуры обычно начинается с периода становления Руси как самостоятельного государства, хотя истоки русской культуры уходят вглубь веков, в историю славянских племен и их предков, руссов или россов. О культуре славян того периода известно очень мало, а сохранившиеся памятники говоря о том, что до образования государства жизненный уклад славян был организован по законам патриархального или родового быта; религиозные верования представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, а с другой – культ предков. Определяющую роль в жизни славян играли три фактора: лес, река и степь.

Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Наряду с новой религией от Византии были приняты книжная культура, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образцы прикладного искусства, что повлекло подъем культуры.

Говоря о самобытности культуры Киевской Руси, необходимо обратить внимание на распространение письменности, благодаря Кириллу и Мефодию, которые не только создали славянский алфавит, но и наряду с письменностью передали опыт, накопленный Византией и полученный ею в наследство от античной цивилизации. Рассматривая различные памятники древнерусского искусства, необходимо обратить внимание на архитектуру, скульптуру, живопись, музыка. При этом надо отметить, что широкое распространение получила литература, как светская, так и церковная. Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись («Повесть временных лет», 1068 г.), житие, поучения («Поучение Владимира Мономаха», 1096 г.). Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси отличается большим разнообразием, высоким техническим мастерством, совершенством художественного вкуса.

При рассмотрении данного культурного периода нужно отметить, что татаро-монгольское нашествие 1237 – 1241 гг. застигло Киевскую Русь цветущей державой, но постоянные междоусобицы подорвали ее могущество. В результате был прерван блестящий расцвет искусства, и хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, тем не менее и здесь в период усиления угрозы набегов культурное развитие приостановилось.

Однако полностью остановить культурный процесс было невозможно, и в первой половине XIV века в Северо-Восточной Руси происходит объединение княжеств, при этом Москва сыграла значительную роль в культурном возрождении русского народа после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле. Расцвет русской культуры этого времени связывается с подъемом национального самосознания. На смену культуре Киевской Руси постепенно приходит культура Московской Руси, но прежде чем её рассматривать, необходимо отметить вклад новгородской и псковской культур в культуру Руси.

На протяжении XV – XVI веков продолжается расцвет русской культуры, в связи с чем XV век называют золотым веком древнерусского искусства и культуры. При этом наиболее характерной чертой этого периода является обращение к внутреннему миру человека, к его эмоциональной сфере во всех областях культуры. В этот период широкое распространение получают летописи, развивается своеобразная русская архитектура. Особое внимание надо обратить на живопись (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).

Культура России Нового времени

  1. Петровские реформы как опыт государственной секуляризации культуры.

  2. Реформы в области образования, развитие научного знания. Укрепление культурных связей с Западом.

  3. Расцвет дворянской культуры екатерининского времени.

  4. Особенности русского Просвещения.

XVIII в. был временем широкого и всестороннего расцвета русской национальной культуры. Этот факт обусловлен, прежде всего, коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, осуществляемыми в России Петром I. В отличие от средневековой эпохи, когда культура носила преимущественно культовый характер, в ХVIII в. начинают бурно развиваться светские формы многих видов искусства, В частности, живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство, гравюра. Cтоль интенсивное развитие можно объяснить, с одной стороны, тем, что в эпоху Петра I стали интенсивнее привлекаться европейские культурные традиции. Переход к светским формам художественного творчества в России по сравнению с европейскими странами осуществлялся с некоторым опозданием. Но поскольку переход этот был подготовлен всем развитием культуры России, новое русское искусство очень скоро обрело профессиональную зрелость. Это проявилось, например, в процессе строительства столицы России – Петербурга – и ряда других городов государства с их многочисленными дворцами, общественными зданиями и сооружениями. Широкую известность получают творения Баженова, Старова, Казакова. Бурное строительство повлекло за собой развитие декоративной пластики, живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые в сочетании друг с другом придавали неповторимую красоту многим архитектурным ансамблям. Культура ХVIII в. формировалась главным образом на основе национальных традиций, в то же время она впитывала творческие черты наиболее прогрессивных европейских культур, в частности, классицизма.

Одна из основных черт Нового времени заключается в том, что уже в первой половине ХVIII в. заметно повышается роль человека как личности в обществе, соответственно, это оказывает влияние на все стороны развития культуры страны. Совершенствуется политическая система государства, развивается промышленность, наука, культура. Все это требует энергичных, предприимчивых и умелых людей, а как следствие, предпочтение отдавалось таланту человека, а не его титулу или родовитости. Государственной политикой становится утверждение в искусстве светских начал.

Хорошо понимая насущные потребности страны, Петр I решительными мерами добивался того, чтобы Россия как можно скорее заняла достойное место среди других европейских государств. Им поощрялось использование европейского опыта во всех областях техники, науки и искусства. Неслучайно, именно в петровские времена впервые возникла идея создания Академии художеств. Для петровской эпохи характерно, что сам Петр, гордясь талантом россиян, помогал их творческому росту и, руководствуясь идеей государственного блага, всячески поощрял их деятельность.

Переходя к следующему вопросу, нужно сказать, что Просвещение было крупным идейным течением, охватившим большинство европейских стран, не миновало оно и Россию. Просветители с различной степенью глубины и обоснованности стремились проанализировать общественные отношения и государственные формы с позиции свободного, ничем не ограниченного разума. Просвещение в России не было итогом внутреннего развития страны, его идеи были заимствованы, в основном у французов, небольшой прослойкой дворянской интеллигенции, исповедующей идеологию Просвещенного абсолютизма.

Оригинальным проявлением нашего Просвещения была попытка создания «новой породы людей». Восприняв идею Руссо, согласно которой в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального, совершенного во всех смыслах, русские педагоги-утописты решили ее осуществить, не учтя, правда, мнения Руссо, что дабы ребенка изолировать, его нужно пометить на Луну или необитаемый остров.

Русская культура XIX – начала XX века

  1. Консервативный характер политической культуры царской России, экономические противоречия и взлет культуры.

  2. Достижения русской науки.

  3. «Серебряный век» русской культуры.

Петровские реформы явились важным условием формирования национальной культуры. В рассматриваемый период наблюдается рост национального самосознания. В культуре это находит выражение в проповеди личной, внесословной ценности человека.

Культурным событием колоссальной важности, независимо от общей концепции и политической направленности, стало, с точки зрения выражения национального самосознания, появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. По свидетельству А.С. Пушкина, «появление сей книги наделало много шуму... Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную». Затем последовало «философическое письмо» П.Я. Чаадаева – первая философия истории России. В 1839 г. появились статьи А.С. Хомякова «О старом и новом» и И.В. Киреевского в ответ Хомякову. Это послужило началам полемики между так называемыми славянофилами и западниками, которые при резких расхождениях по ряду общих вопросов, искали пути превращения русского народа в русскую нацию. Позднейшие исследователи по разному оценивали эти направления, но никто не отрицал их значения для развития русского национального самосознания в широких кругах общества. По существу, в рамках модифицированных основ этих идейных направлений и по сей день в разных сферах культуры ведется спор об историческом предназначении России, ее прошлом, настоящем и будущем.

Культура советского общества,

современная социокультурная ситуация

  1. Приобщение широких народных масс к культуре и искусству.

  2. Культура в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

  3. Утверждение советского патриотизма и гражданственности в искусстве. Искусство «шестидесятников».

  4. Экономический и социально-духовный кризис в обществе. Рост аморализма, коммерциализация и вестернизация культуры, массовая культура.

  5. Проблемы и перспективы культурного развития России, её место в мировом сообществе.

Сложный и противоречивый путь прошла культура советского общества. В широчайшем спектре суждений и выводов, которые высказываются и публикуются сегодня, можно найти совершенно противоположные точки зрения и оценки всего происходившего в этот период. Многие мнения весьма категоричны, односторонни – от полного отрицания всех достижений советской культуры до чрезмерного их возвеличивания. Однако следует помнить, что любое общественное движение, тем более такое масштабное и всеобъемлющее, как культурно-исторический процесс, сложно, многомерно и не подлежит однозначной оценке.

Очевидно, можно согласиться с одной из точек зрения современных ученых на историю советской культуры, что в ней прослеживаются наиболее отчетливо три крупных периода3:

  • первый период (1917 – 1934 гг.) характеризуется тенденцией, получившей бурное развитие еще в дореволюционной России, многовариантного культурного развития, но с другой стороны – тенденция к подавлению альтернативных позиций;

  • во втором периоде (1934 – 1956 гг.) преобладала именно указанная выше тенденция, господствовал метод социалистического реализма;

  • третий период (1956 – 1985 гг.) – период возврата к культуре полифонического развития.

Говоря о культуре СССР, необходимо указать на ряд достижений в науке, искусстве, литературе, образовании и др. Кроме того, нельзя не отметить диалог культур народов бывшего СССР (Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, К. Кулиев, Э. Межелайтис и ряд других деятелей культуры, олицетворявших феномен советской культуры).

Культура советского периода – сложное, многогообразное явление состоялась, она внесла много яркого, неповторимого в мировую культуру прежде всего потому, что по российской традиции поставила человека в центр своих поисков и надежд.

Рассматривая вопрос об экономическом и социально-духовном кризисе в обществе, о коммерциализации и вестернизации культуры, необходимо упомянуть о процессах демократизации, начавшихся во второй половине 80-х гг., способствовавших проявлению плюрализма в культурных процессах и явлениях. Но в начале XXI в. отечественная культура находится в кризисном состоянии. Разрушение социалистического общественно-политического уклада и резкая смена ценностных ориентаций, вступление России в рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели российское общество и российскую культуру к системному кризису, к девальвации образования, духовных ценностей и культуры в целом, к разрушению материальной базы и инфраструктуры сферы культуры, к ориентации учреждений культуры не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Экспансия западной, прежде всего американской, культуры разрушает основу национального самосознания, формирует «рыночного человека-потребителя», готового быть тем, на что имеется спрос. Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры на селе и в городах, научных учреждений, падение спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост численности безграмотных детей – все это признаки кризиса отечественной культуры.

Преодоление кризиса культуры, реализация потенциала материальной и духовной культуры для возрождения Отечества возможны в том случае, если будет действовать единая государственная политика, направленная на приоритетное развитие отечественной культуры.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие факторы определяют менталитет?

  2. В чем заключается своеобразие культуры Киевской Руси?

  3. Каковы особенности культуры Московской Руси?

  4. Какое влияние оказали на развитие культуры реформы Петра I?

  5. В чем особенности русского Просвещения?

  6. Дайте характеристику дворянской культуре екатерининского времени.

  7. Каковы основные черты культуры XIX века?

  8. Культура в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

  9. Каковы достижения и потери отечественной культуры XX века?

  10. Каковы проблемы и перспективы культурного развития России?

  11. Охарактеризуйте донскую культуру.

Рекомендуемая литература

  1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

  2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: В 3-х т. М., 1991.

  3. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. Философский аспект. М., 1992.

  4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990.

  5. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

  6. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993.

  7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.

  8. Гарднер К. Между Востоком и Западом: возрождение даров русской души. М., 1993.

  9. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М., 2001.

  10. Дадаян В.С. Терновый венец России: истоки национальной беды. М., 1994.

  11. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М., 2003.

  12. Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993.

  13. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов./Сост. В.Ф. Патракова, В.В. Черноус. Ростов-на-Дону, 1990.

  14. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад - Восток» в культурологии. М., 1994.

  15. Карамзин Н.М. История государства Российского.

  16. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2003.

  17. Ключевский В.О. Курс русской истории//Соч.: в 9 т. М., 1987. Т.1. С.83–84.

  18. Кондаков И.В. введение в историю русской культуры. М., 1994.

  19. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990. Кн. 1-2.

  20. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

  21. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

  22. Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992.

  23. Струве Н. Православие и культура. М., 1992.

  24. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х т. СПб., 1991 – 1992.

  25. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

  26. Фроянов И.Я. Октябрь семнадцатого. М., 2002.

  27. Щербина В.В. Распад культуры и сценарий возможного развития России/ Личность. Культура. Общество. 2000. Т.II. Вып.2(3). С.10 – 28.

Донская культура

  1. Исторические корни Донской культуры.

  2. Формирование культурных традиций Дона.

  3. Памятники истории культуры Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Один из аспектов проблемы состояния Донской культуры предполагает сегодня изучение её корней в пределах Подонья периода VI-II вв. до н.э. Культуру Подонья этого периода целесообразно рассматривать на примере культуры савроматов и ранних сарматов. Археологами и историками установлено, что ранние сарматы и савроматы являются, по существу, современниками скифов. Следовательно, и тех, и других можно рассматривать в контексте культуры эпохи раннего железного века на основе анализа сообщений греческих и римских историков, географов и писателей.

Географическое положение земель, заселенных сарматами и савроматами, в частности, факт пересечения миграционных путей кочевых племен наложил определенный отпечаток на все сферы духовной и материальной культуры народов, живших на территории Нижнего Дона. При изучении рассматриваемого вопроса важно учитывать границы расселения различных племен, их локализацию на территории Дона в различные периоды их пребывания.

Культурные традиции Дона были заложены донским казачеством, которое возникло из беглых российских крестьян и станичников. Они пришли на Дон, чтобы жить свободно и защищать эту свободу, В сущности, это была первая российская «эмиграция» – эмиграция крестьянская, бережно хранившая любовь к труду земледельца и к матушке России. За более чем 400-летнюю историю донского казачества – она, по справедливой мысли В.Г. Белинского, «побочная река, впадающая в большую реку русской жизни» – сложилась его богатая духовная культура. Она имеет большую эстетическую, историко-литературную и познавательную ценность как высокохудожественный памятник русской культуры и свидетельство важнейших событий в жизни казачества. Многообразны жанры донского фольклора, представленные поэтическими традициями: былины, эпические песни о птицах и зверях, исторические песни о Ермаке, Разине, Пугачеве, песни обрядовые, бытовые, плясовые, пословицы, поговорки и т.д.

Донская земля взрастила многие дарования в различных сферах искусства, которые стали затем гордостью отечественной культуры. Так, художники В. Часовников, М. Греков и др. талантливо передали красоту родного края, сильные и яркие характеры его жителей, трагизм народа в годы гражданской войны.

Драматические театры Ростова, Таганрога и Новочеркасска содействовали расцвету дарования В. Коммисаржевской, Ю. Завадского, В. Марецкой, Р. Плятта, Ф. Раневской и др.

Композиторы С.В. Рахманинов, М. Гнесин, Д. Покрас и др. обогатили русскую музыку новыми жанрами, темами и мелодиями, способствовали выявлению молодых дарований.

Богата история литературы Дона. На Донской земле жили и ра­ботали А.П. Чехов, К.М. Станюкович. Н.В. Кукольник и др. От донской истории неотделимы творческие биографии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М. Горького, С.А. Есенина и др.

Памятники истории культуры, оставшиеся на донской земле, связаны с этапными событиями в развитии науки, искусства, просвещения и иных сфер культуры.

Список литературы ко всем темам

Учебные пособия:

  1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

  2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

  3. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2003.

  4. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб, 1997.

  5. Кравченко А.И. Культурология. М., 2000.

  6. Культурология/Под науч. Ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1998.

  7. Культурология: История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. Под ред. Марковой А.Н. М., 1995.

  8. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов/Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2002.

  9. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Мн., 1998.

  10. Малюга Ю.Я. Культурология. М., 1998.

  11. Мировая художественная культура: учеб. пособ./Колл. авт. Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев и др.; Под ред. Б.А. Эренгросс. М., 2001.

  12. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М., 1997.

  13. Поликарпов В.С. Золотой век в истории мировой культуры. Ростов-на-Дону, 2000.

  14. Радугин А.А. Культурология. М., 1996.

  15. Силичев Д.А. Культурология. М., 2000.

Дополнительная литература

  1. Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991.

  2. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры./Культурология. XX век. М., 1995.

  3. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб., 1994.

  4. Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? М., 2002.

  5. Зотов А.Ф. Новый тип глобальной цивилизации. // Полис, 1993, №4.

  6. Мировая художественная культура. М., 2000.

  7. Назартян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического процесса). М., 1996.

  8. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1991.

  9. Поликарпов В.С. Горизонты третьего передела мира. СПб., 1997.

  10. Культурология/Под науч. Ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1998.

  11. Сумерки богов. М., 1989.

  12. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

  13. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

  14. Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. О языке архитектуры, скульптуры, живописи. К., 1989.

  15. Вёрман К. История искусства всех времен и народов. В 2-х т. М., 2000.

  16. Гусев Г.М. Странствия Великой Мечты. М., 1987.

  17. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

  18. Сорокин П.А. Человек. Цивилизации. Общество. М., 1992.

  19. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

  20. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1994.

  21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

  22. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии/ Личность. Культура. Общество. 2000. Т.II. Вып.2(3). С.244 – 265.

  23. Человек и общество (Культурология). Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1996.

  24. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

Список контрольных вопросов

1 модуль

  1. Раскройте этимологию слова «культура».

  2. Назовите основные подходы в определении культуры.

  3. Назовите основные функции культуры.

  4. Соотнесите понятия «архетип» и «менталитет».

  5. Назовите основные социальные институты культуры.

  6. Первобытная культура

  • Генезис культуры. Значение докультурного этапа становления человечества.

  • Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, ритуал.

  • Мифология как универсальная форма духовной жизни первобытного общества.

  1. Культура древних цивилизаций

  • Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология.

  • Сакрализация власти фараона. Теократия и заупокойный культ.

  • Культурное наследие Месопотамии в истории человечества.

  • Искусство Двуречья.

  • Основные черты и система ценностей индо-буддийской культуры.

  • Искусство, архитектура и литература Древней Индии.

  • Ритуал, этика и церемонии в Древнем Китае.

  • Своеобразие древнекитайского искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи.

  1. Культура античной Греции

  • Генезис и основные этапы развития античной культуры.

  • Древнегреческий полис и его особенности.

  • Основные черты культурного мировоззрения Древней Греции. Причины и механизмы перехода от мифа к логосу в культурном процессе.

  • Особенности художественной культуры Древней Греции.

2 модуль

  1. Понятие социальной статики.

  2. Понятие социальной динамики.

  3. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

  4. Концепция О. Шпенглера.

  5. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби.

  6. Концепция П.А. Сорокина.

  7. Концепция осевого времени К. Ясперса.

  8. Концепция З. Фрейда.

  9. Концепция марксизма.

  10. Информационная концепция культуры А. Моля.

11. Культура эпохи Средневековья.

  • Истоки европейской культуры – античность и варварство, христианство и язычество.

  • Вклад христианства в формирование средневекового мировоззрения. Теоцентризм как основная черта культуры.

  • Особенности художественной культуры средневековья: романский и готический стили.

  • Философская и научная мысль средневековья.

12. Культура эпохи Возрождения

  • Возрождение как качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Проблема периодизации.

  • Антропоцентризм и гуманизм как этический и эстетический идеал Ренессанса.

  • Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения.

  • Специфика и особенности Северного Возрождения.

13. Культура эпохи Реформации и Нового времени

  • Генезис и основные черты учения протестантизма. Протестантская мораль и становление личности нового типа.

  • Основные условия и предпосылки социокультурной революции XVII в. Механическая картина мира и ее роль в формировании нового общекультурного мировоззрения.

  • Воздействие науки и философии на эстетическую теорию и художественную практику. Барокко и классицизм.

14. Культура эпохи Просвещения.

  • Истоки Просвещения и завершение перехода к современной европейской культуре.

  • Национально-культурные особенности европейского просвещения.

  • Влияние общественной и научной мысли на духовную культуру XVIII в.

  • Основные направления и стили искусства Просвещения.

3 модуль

  1. Понятие эстетической деятельности и ее виды.

  2. Социальные функции искусства.

  3. Типы и формы современного художественного синтеза.

  4. Религия как феномен культуры. Основные признаки и черты религии.

  5. Основные черты и тенденции развития отечественной культуры.

  6. Дайте характеристику концепции «Москва – III Рим».

  7. Социальные функции искусства.

  8. Понятие культурного прогресса и регресса.

  9. Основные тенденции современного образования.

  10. Идеи современного кризиса.

  11. Основные черты культуры XX века.

    • Мировые противоречия и кризисы на рубеже веков. Крушение гуманистических идеалов в результате мировых войн.

    • Всемирный характер культурных процессов XX в. Массовая культура как средство культурной войны.

    • Влияние НТР на культуру 2-ой половины XX в. Рост глобальных проблем и место духовности в сфере бытия и культуры.

    • Модернизм в искусстве и его основные направления.

  12. Отечественная культура.

  • Культура Древней Руси.

  • Культура России Нового времени.

  • Русская культура XIX – нач. XX века.

  • Культура советского общества.

  • Культура постсоветского периода.

  • Проблемы и перспективы культурного развития России, ее место в мировом сообществе.

  • Донская культура.

Ороев Николай Андрианович

Папченко Елена Викторовна

Методические рекомендации

по курсу «Культурология»

Для студентов всех специальностей

Ответственная за выпуск Папченко Е.В.

Редактор Белова Л.Ф.

Корректор

ЛР №020565 от 23 июня 1997 г.

Подписано к печати

Формат 60*84 1/16 Бумага офсетная

Офсетная печать. Усл. п. л. – Уч.-из. л. –

Заказ № . Тираж экз.

«С»

Издательство Таганрогского государственного

радиотехнического университета

ГСП 17 А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44.

Типография Таганрогского государственного

радиотехнического университета

ГСП 17, Таганрог, 28, Энгельса, 1.

1 Секуляризация – отделение государства от церкви.

2 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967. С.361.

3 Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М., 2001. С.420–421.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методическое пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения Минск БГУИР 2009

    Методические рекомендации
    ... для самоподготовки, вопросы к зачету покурсу «Культурология». Длястудентоввсехспециальностей ... Методическиерекомендациипо изучению курса «Культурология» и выполнению контрольных работ 4 Тематическое планирование покурсу «Культурология» ...
  2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009

    Методические указания
    ... КУЛЬТУРОЛОГИЯМетодические указания к самостоятельной работе длястудентоввсехспециальностейпо дисциплине «Культурология» ... по дисциплине «Культурология» включает в себя программу курса, сопровождающуюся методическимирекомендациями, вопросами для ...
  3. Философия контрольные работы для студентов всех специальностей бгуир заочной и дистанционной форм обучения

    Методическое пособие
    ... Контрольные работы длястудентоввсехспециальностей БГУИР заочной и дистанционной форм обучения Методическое пособие Под ... Рабочая программа покурсу «Философия». Рабочая программа покурсу «Культурология». Спиркин А. Г. Философия : учебник для техн. ...
  4. УЧЕБНЫЙ КУРС КУЛЬТУРОЛОГИЯ Для студентов

    Учебный курс
    ... дисциплин УЧЕБНЫЙ КУРСКУЛЬТУРОЛОГИЯДлястудентов, обучающихся на дневной форме обучения (СО) специальность 03.05 ... -методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по ...
  5. » МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ Методические указания и рекомендации для студентов всех специальностей Гродно 2010

    Учебно-методическое пособие
    ... РЕФЕРАТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ Методические указания и рекомендациидлястудентоввсехспециальностей Гродно 2010 ... теории, политических учений, культурологии, социологии, политической ... - содержит работы и учебные курсыпо политологии. Авторские статьи о ...

Другие похожие документы..