textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Тема 10. Культура Возрождения и Реформации

  1. Понятие «Возрождение» и общая характеристика эпохи.

  2. Итальянское Возрождение.

  3. Культура Возрождения отдельных стран Европы.

  4. Генезис и основные черты учения протестантизма.

Возрождение представляет переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. Рассматривая данный период, необходимо отметить, что феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов, произошла грандиозная культурная революция, завершившаяся созданием нового типа мировоззрения, в центре которого находился человек, и нового типа культуры. Кроме того, новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Рассматривая культуру Возрождения, необходимо отметить, что это эпоха крупных перемен в истории народов Европы, характеризующаяся кризисом феодализма, зарождением капитализма, формированием новых классов (буржуазия и наемные работники), созданием государств и формированием наций.

Изучая культуру эпохи Возрождения, выделяют следующие периоды: Проторенессанс (вторая половина XIII – XIV в.) – переходный этап от культуры средневековья к Возрождению, которая вызревает в рамках средневековой культуры; Ранний Ренессанс (XV в.) – представляет культуру Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями; Высокий Ренессанс (до второй трети XVI в.) – наивысший расцвет культуры Возрождения; Поздний Ренессанс (вторая треть XVI – первая половина XVII в.) – спад в развитии культуры Италии, связанный, прежде всего, с потерей независимости, с войнами, с усилением власти церкви.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, поэтому, когда говорят об этой культурной эпохе, прежде всего, подразумевается Италия.

Изучая культуру эпохи Возрождения, необходимо рассмотреть творчество Данте, Петрарки, Боккаччо, Джотто, Брунеллески, Донателло. Несомненно, необходимо выделить то, что период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким и связан, прежде всего, с именами гениальных мастеров Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, при этом расцвет культуры пришелся на период экономического и политического упадка Италии.

Однако Возрождение помимо Италии охватило Нидерланды, Германию, Францию, Испанию, в связи с чем появился специальный термин «Северное Возрождение». При этом необходимо отметить, что Возрождение в Германии неразрывно связано с Реформацией – движением за реформу католической церкви, за создание «дешевой церкви» – без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера, выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Кроме того, Реформация положила начало протестантизму, а победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры.

При этом в период Реформации замечательного расцвета достигло изобразительное искусство (Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший /Германия/, Эль Греко, Диего Веласкес /Испания/, Питер Пауль Рубенс /Фландрия/, Рембрандт Ван Рейн /Голландия/). Говоря о подъеме, необходимо отметить достижения, сделанные в области литературы (Ганс Сакс, Иоганн Фишарт /Германия/, Вильям Шекспир /Англия/, Мигель де Сервантес, Лопе де Вега /Испания/, Франсуа Рабле, Пьер де Ронсар /Франция/).

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте характеристику антропоцентризму и гуманизму как этическому и эстетическому идеалу Ренессанса.

  2. Охарактеризуйте флорентийскую и венецианскую школы.

  3. Период Высокого Ренессанса связан с именами гениальных мастеров, расскажите об их творчестве.

  4. Назовите, в чем заключаются специфика и особенности Северного Возрождения:

Рекомендуемая литература

    1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

    2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

    3. Дж. Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.

    4. Ильина Т.В. История искусства. Западноевропейское искусство. М., 1993.

    5. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.

    6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1983.

    7. Леонардо да Винчи. Избранные произведения/Пер. В.П. Зубова, А.А. Губера и др. Мн., М., 2000.

Тема 11. Культура Нового времени

  1. Основные условия и предпосылки социокультурной революции XVII в. Механическая картина мира и ее роль в формировании нового общекультурного мировоззрения.

  2. Воздействие науки и философии на эстетическую теорию и художественную практику.

  3. Основные направления в искусстве Нового времени. Барокко и классицизм.

Культура XVII века – начало культуры Нового времени. Если Ренессанс определяется как эпоха, поворотная от средневековья к Новому времени, то XVII в. – это этап, обладающий только ему присущими качествами.

В процессе изучения данного вопроса обратите внимание на то, что в это время происходят грандиозные экономические, политические и социальные изменения, которые привели к новому пониманию мира и человека, новой картине мира, а соответственно, к новым эстетическим вкусам.

Этот период связан со сложными процессами формирования национальных культур. В этой тенденции прослеживаются контуры единой мировой культуры. Наиболее активную роль в этом процессе играет европейская культура. Благодаря этому активно проводятся идеи европоцентризма.

XVII век можно с полным правом назвать веком науки и научной революции. В данном процессе условно можно выделить следующие этапы: первый, связанный с деятельностью Г. Галилея, второй – с Р. Декартом и формированием теоретическо-методологических основ науки; третий – с И. Ньютоном, положившим начало новой, механико-материалистической картине мира. В это время отмечена деятельность блестящих ученых И. Кеплера, У. Гарвея, Р. Бойля, Э. Мариотта и ряда др. Благодаря открытиям названных ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира – жидкости, газа, твердого тела, Земли, неба и всей Вселенной.

XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они являлись логическим следствием успехов науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астрономия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Оно стало не только веком науки, но и веком искусства – по числу художников XVII век, видимо, превосходит все остальные, включая Возрождение. Причем если в эпоху Ренессанса Италия в области искусства не знает себе равных, то в XVII веке искусство переживает подъем во всех европейских странах, а Франция теперь смотрится предпочтительнее.

Как и другие области культуры, искусство испытало воздействие дифференциации. Его обособленность становится все более рельефной и отчетливой. Даже связь с религией заметно ослабевает. Внутри искусства также идет процесс дифференциации, изменяются существующие жанры и возникают новые. В живописи полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригинальных композиционных решений цвета, живописности, колорита.

В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди (1567–1643), написавший оперу «Орфей», которая была поставлена в 1607 г. и стала настоящим шедевром оперного искусства. Музыка в ней впервые не просто дополняет стихи, но и является главным действующим лицом, выражающим смысл всего происходящего на сцене. Помимо оперы в музыке также возникают кантаты и оратории.

Быстрое разрушение традиционных культурных ценностей приводило к полярным стилям жизни: с одной стороны, это настроение «пира во время чумы», а с другой стороны – мирской аскетизм и рационализм (классицизм).

Приступая к изучению третьего вопроса, определите художественные особенности этих двух стилей.

XVII век иногда называют эпохой барокко, поскольку оно отчетливо выражало общественную направленность искусства того времени. Барочный образ активен по отношению к зрителю, он обращен к его эмоциям, поражает своими динамическими эффектами. Особенно отчетливо это проявляется в архитектуре, где прослеживается необычная пространственная динамика, энергичная пластика масс и переизбыток форм.

В отличие от барокко, классицизм связывают с культурой абсолютизма. Свой эстетический идеал классицизм видел в античной культуре, поэтому одним из основных его принципов было единство формы и содержания. Теоретики классицизма главной задачей искусства считали воспитание общества, где должен действовать сильный нравственный критерий, воодушевляющий человека и направляющий его поступки.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные условия и предпосылки социокультурной революции XVII века.

  2. Какие тенденции прослеживаются в науке и философии и каковы особенности новой картины мира?

  3. Каким образом открытая новая картина мира оказала воздействие на эстетическую теорию и художественную практику?

  4. Дайте характеристику основным чертам искусства барокко и классицизма.

Рекомендуемая литература

  1. Берцольд М., История Реформации в Германии. М., 1965.

  2. Власов В.Г. Смысл в искусстве. Словарь. СПб., 1994.

  3. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970.

  4. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981.

  5. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987.

Тема 12. Культура Просвещения

  1. Истоки Просвещения и завершение перехода к современной европейской культуре.

  2. Влияние общественной и научной мысли на духовную культуру XVIII в.

  3. Основные направления и стили искусства Просвещения.

Рассматривая культуру эпохи Просвещения, необходимо показать становление просветительского движения в европейских странах, при этом отметить, что оно было связано со становлением буржуазных экономических отношений, обусловивших основные доминанты культуры XVIII в. В Англии это время ознаменовалось веком промышленной революции, во Франции –политической, в Германии – духовной (философской и эстетической). В этот период европейская культура обнаруживает динамизм развития, одним из проявлений которого стал процесс изменения социально-политической структуры и политической системы.

Кроме того, необходимо отметить, что Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

Также необходимо рассмотреть процесс секуляризации1, который в эпоху Просвещения приобретает широкие масштабы, наука и рациональность определяют характер мироощущения.

Говоря о культуре эпохи Просвещения, нельзя не отметить появление блестящей плеяды философов-просветителей, таких как Д. Юм, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье, П. Гольбах, И. Кант и др. При этом главными лозунгами просветителей являются «наука» и «прогресс».

Рассматривая вопрос о направлениях и стилях в искусстве, необходимо выделить следующие: классицизм, основанный на рационализме и возвращении к идеалам античности; сентиментализм, являющийся противоположностью классицизму, ему присущи чувствительность, чрезмерная нежность, сострадательность; рококо, являющийся легким, игривым стилем, создающим атмосферу праздности, беззаботности.

В заключении можно отметить, что в этот период складывается музыкальная культура, послужившая основой для музыкальной культуры XIX и XX веков, при этом необходимо отметить творчество величайших немецких и австрийских композиторов Генделя, Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы предпосылки эпохи Просвещения?

  2. Каковы педагогические идеи просветителей и их роль в культурном контексте эпохи?

  3. Дайте характеристику основным жанрам искусства эпохи Просвещения.

Рекомендуемая литература

  1. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М., 1962.

  2. Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М., 1956.

  3. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

  4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

  5. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Т. / Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1988.

  6. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

  7. Момфиян Х.Н. Французское просвещение XVIII  в. М., 1993.

Тема 13. Культура XIX века

  1. Переоценка ценностей и новая культурная доминанта в западноевропейской культуре XIX в. Либерализм как продолжение культурных движений гуманизма, Реформации и Просвещения.

  2. Романтизм как духовное течение первой половины XIX в. и формы его проявления в различных сферах культуры.

  3. Позитивизм и художественная система критического реализма.

  4. Основные противоречия культурного процесса XIX в.

В культуре нового времени XIX век занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и затем вступила в стадию кризиса. Именно такую оценку дали этому времени выдающиеся мыслители Ф. Ницше, О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет.

В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих посылах, что и вся культура Нового времени, а именно: рационализм, антропоцентризм, сциентизм (ориентация на науку), европоцентризм (оценка других культур с позиций исключительно европейских ценностей).

Считается, что историческое лицо XIX в. обозначили три фактора: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Другое событие – Великая французская буржуазная революция 1789–1793 гг., идеалами которой вдохновлялись и лидеры Американской революции, – одновременно обозначило кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.

Рассматривая второй вопрос, необходимо отметить, чторомантизмсформировался в начале XIX в. как выражение активной неудовлетворенности результатами французской буржуазной революции со стороны как феодальных классов, так и широких демократических слоев общества. Поэтому романтизм принимал различные по своей социальной направленности формы, выступая и как феодально-аристократическая оппозиция буржуазному прогрессу, и как проявление недовольства убожеством прозы жизни с позиций высоких героических идеалов личности, духа бунтарства и идеализации красоты борьбы во имя добра и справедливости.

Для романтического мировоззрения характерны резкий раскол, несовместимость действительности и мечты, отрицание действительности с её эгоистическими интересами, мелочностью, грубостью и косностью, враждебными красоте и человечности, противопоставление ей художественно воплощенной мечты о совершенстве человека и мира. При этом романтический герой не ограничивается пассивной ролью человека, примирившегося с враждебными обстоятельствами, а вступает чаще всего в активное противоборство с ними.

В этом случае представители реакционного направления в романтизме пессимистично оценивали перспективы такого противоборства и идеализировали роковые мотивы в культуре настоящего и прошлого, а прогрессивная тенденция в романтической культуре воплощалась в оптимистической трагедии осуществления высоких идеалов будущего, самопреодоления и самоутверждения героя в борьбе. В романтизме сила и непреодолимость зла и несовершенства мира не могут оправдать бездействия человека, а наоборот, требуют от него напряжения всех сил в борьбе со злом вопреки неудачам и даже без надежды на успех.

Приступая к обсуждению следующего вопроса, отметим, что реализм – сформировавшееся в XIX в. в Европе и России направление в художественной культуре, характеризующееся верностью правде жизни, глубоким в нее проникновением, постижением и выражением ее сущности с исключительной силой художественного воздействия. Важнейшим проявлением реализма как художественного метода является принцип историзма, конкретно-историческая правдивость воспроизведения человеческих судеб и характеров, типических обстоятельств, которые в художественно-образной форме выражают наиболее существенные черты определенного этапа общественного развития. Реализм предполагает правдивое художественно-творческое воспроизведение реальных жизненных характеров как конкретно-исторический результат и перспективу общеисторического развития.

В XIX в. происходит пересмотр ценностей, как в общественной жизни, так и в культуре. Искусство Европы, начиная с конца 50-х гг., вступает в эпоху декаданса (упадка). Культура декаданса в Западной Европе с 50-х гг. XIX в. до его конца отражала кризис, безнадежность, пессимизм.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каким образом формирование индустриального общества отразилось на культуре Западной Европы XIX в.?

  2. В чем особенности таких направлений, как романтизм и реализм?

  3. Каковы основные противоречия культурного процесса XIX в.?

Рекомендуемая литература

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

  2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973.

  3. Зарубежная литература XIX в. Романтизм. М., 1990.

  4. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.

  5. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Тема 14. Культура XX века

  1. Мировые противоречия и кризисы на рубеже веков. Крушение гуманистических идеалов в результате мировых войн.

  2. Всемирный характер культурных процессов XX в. Массовая культура как средство культурной войны.

  3. Влияние НТР на культуру 2-ой половины XX в. Рост глобальных проблем и место духовности в сфере бытия и культуры.

  4. Модернизм в искусстве и его основные направления.

Кризис культуры представляет собой сложный социально-исторический феномен, порождающий множество философско-социологических интерпретаций как в русле теорий социокультурного прогресса, так и в аспекте специальных дисциплин. Под кризисом культуры понимаются кардинальные изменения в духовной ситуации эпохи, состоящие в разрыве с основными воззрениями прошлого, переоценкой традиционной системы ценностей (Ф. Ницше, Ю. Бохеньский и др.); переход культуры в стадию цивилизации, сопровождающийся смертью культуры; «омассовление» культуры, её упрощение, утрата метафизической ориентированности (X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс и др.) И. Хеизинга и X. Ортега говорят об эпохах кризиса культуры как эпохах «одновременно зрелых и надламывающихся». Именно эта последняя характеристика наиболее уместна при рассмотрении периода конца XIX – на­чала XX в., парадоксально сочетающего значительный технико-эконо­мический прогресс с типичными для духовной атмосферы того времени настроениями упадка, безнадежности, душевной расколотости и уста­лой подавленности, страха перед необратимым ходом времени, полу­чившими название декаданса.

Суть кризиса культуры рубежа веков – это кризис раннебуржуазной цивилизации, предчувствие ее перехода на качественно иную стадию, несущую с собой сложный комплекс новых проблем и противоречий.

Говоря о сущностной характеристике кризиса европейской культуры, основанной на христианской религии и морали, Ф. Ницше использует понятие декаданса. Рухнула вера в категории Разума, оказавшиеся принадлежностью чистого вымысла, рухнула вся система традиционных ценностей, выявив свою нежизненность, рухнула вера в бога, «как не заслуживающая доверия» («Бог умер, это мы его умертвили!»), и в результате «мы распались на мелкие куски». Воссоздание целостности в новой культуре связано о «переоценкой всех ценностей», отходом от христианской морали на позиции «по ту сторону добра и зла». Ф. Ницше одним из первых обратил внимание на тот момент, который станет определяющим в воззрениях мыслителей XX в.: господство рабской культуры массы обусловливает регресс, декаданс истории.

Мотивам упадка, настроениям пессимизма, страха перед будущим как нельзя лучше соответствовала книга О. Шпенглера «Закат Европы», обобщившая опыт «ужасных и несчастных» десятилетий конца XIX – начала XX в. Уподобив развитие культуры биологическому циклу организма, проходящего стадии рождения, развития и смерти, Шпенглер соотнес цивилизацию со старостью культуры, наступающей вслед за реализацией всего богатства внутренних возможностей. Кризис культуры и есть ее переход в стадию цивилизации, сопровождающийся свертыванием «жизненных токов», «окостенением» всего живого, надломом жизненных сил и в конечном счете умиранием культуры. Симптомы кризиса – прогресс науки и техники, борьба материализма и идеализма, социальные революции, атеизм. Надежды на социальный прогресс напрасны, крах общества и культуры неминуем – так отвечает О. Шпенглер на мучивший общество вопрос: «Что потом?».

При рассмотрении этого вопроса следует отметить, что большинство современных авторов связывает кризис культуры, основанной на вере в общественный прогресс, с более поздним историческим периодом – серединой XX в. (анализ опыта мировых войн, негативных последствий НТР, омассовление культуры и т.д.). Так, Ортега называет Гете и Ницше пророками современного кризиса культуры, а Хёйзинга считает, что «декадентские настроения 90-х гг. прошлого века не распространились далее сферы влияния литературной моды», в то время как лейтмотивом общих настроений в культуре оставалось убеждение в незыблемости движения по пути единения и процветания. Соглашаясь с тем, что конец XIX в. дает «полную зрелость исторической жизни», «исполнение времен», Ортега вместе с тем отмечает, что полная удовлетворенность всегда есть начало конца, поэтому ей свойственны тоска и уныние. Кроме того, XIX в. вывел на широкие просторы массы, господство которых чревато возвратом к варварству, т.е. гибелью цивилизации и культуры, что наиболее полно как черта культуры проявится в XX в.

Рассмотрение проблемы воздействия технического прогресса на общество, культуру, индивида является одной из наиболее актуальных, поскольку связано с перспективами современной цивилизации. О. Шпенглер одним из первых отметил, что если XIX в. поставил проблему взаимоотношения техники и культуры, то скепсис и отчаянье XX в. развернули её в плоскость возможности самой мировой истории, поскольку прогресс научно-технической цивилизации приводит к кризису исторических культур. Вслед за О. Шпенглером, Л. Мэмфорд подверг обстоятельной критике индустриальную цивилизацию капитализма вместе с её материальным и духовным продуктом – массовой культурой. Г. Маркузе обратил внимание на парадоксальную корреляцию крайне поверхностной культуры и высокого уровня экономического, научного, технического развития капитализма. Хюбнер и Зомбарт в качестве истоков современной культуры указали на «машинную» цивилизацию, протестантскую этику, буржуазное «евангелие труда», воспитавшие фрагментарного челове­ка, принесшего в жертву труду, порядку и накоплению все богатство своего духовного мира.

Стремление теоретически разрешить противоречие между традиционной культурой и техническим измерением современной цивилизации лежит в основе множества философских и социологических интерпретаций научно-технического прогресса, затрагивающего основные сферы человеческого бытия: отношение человека к природе; отношение человека к другому человеку, обществу в целом; отношение Человека к самому себе. Принято выделять концепции технологического оптимизма и технологического пессимизма, оценивающие воздействие НТР на культуру с прямо противоположных позиций.

Поскольку культура – это «переплавленная» трудом натура, и мир культуры немыслим вне природы, первое направление влияния НТР касается отношения «человек – природа». При рассмотрении этого отношения НТP изображается либо как единственная спасительница oт всевозможных экологических конфликтов, либо как главная разрушительная сила экологической среды, а с нею – всего мира культуры.

С позиций техницизма и сциентиама (Д. Бэлл, Т. Кун и др.) экологические дисгармонии – суть издержки и болезни роста. Главное условие их устранения – рост промышленной культуры, преодоление техники управлением. С позиций экологического пессимизма (Тоффлер и др.) установление глобального равновесия в системе «общество – наука – техника-природа» связано с консервацией материального производства, уменьшением народонаселения, самоограничением общества в пользовании достижениями цивилизации и культуры.

Общепризнанно, что главный результат наступления техники – появление «массового общества», массовой культуры. Это связано с изменением места человека как в системе производства, так и во всех других областях жизнедеятельности. НТР в результате автоматизации и компьютеризации лишает человека чувства сопричастности трудовому коллективу, хотя с другой стороны, всемерно интеллектуализирует и эстетизирует трудовой процесс. Появляется дизайн – вид технической эстетики. Будучи широко растиражированной на массового, среднего потребителя, культура приводит, в конечном счете, к утрате духовности, гибели «высокой» культуры и искусства. Массовое же искусство, романтизирующее технику, воспевающее наслаждения, веселую чепуху жизни, преклоняющееся перед насилием, утрачивает свое сущностное содержание и в качестве предмета развлечения приближается к спорту (К. Ясперс, Х. Ортега и др.). Что же касается технократов, то они положительно оценивают факт утверждения в массовой культуре «единой системы идей, образов, и развлечений, представляемых вниманию народной аудиторий» (Д. Бэлл).

Наконец, в сферу отношения человека к самому себе, развития самосознания, возможностей самореализации НТР также вносит существенные изменения. Усугубляемое НТР противоречие между творческим началом в человеке и универсальной технической заданностью приводит к кризису культуры, ориентировавшей человека на индивидуальное выполнение своей социальной роли, к утрате ощущения ценности своей личности, самого человеческого существования. Так считают техно-«пессимисты». А с точки зрения представителей технологического оптимизма, именно НТР создает наилучшие условия для самореализации человеческой личности, преодоления противоречия цивилизации и культуры, поскольку современные наука и техника – продукт мысли и труда самого человека – субъекта и объекта всего технического развития.

Таким образом, теоретические интерпретации проблемы «техника-культура» весьма существенно отличаются друг от друга, и это является лишь отражением факта крайне противоречивого, многогранного воздействия НТР на современный мир культуры и цивилизации.

Приступая к рассмотрению последнего вопроса данной темы, необходимо отметить, что возникновение в истории культуры и, в частности, художественной культуры, школ, стилей, направлений совпадало с разными периодами утверждения человеческой индивидуальности (будь то Возрождение, где процессы, влиявшие на формирование нового человека, носили один характер, или романтизм, где особенности человеческой личности обусловлены иными процессами).

Словом «модернизм» принято называть совокупность направлений (течений) в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., выражающих идеологию кризиса традиционной буржуазной культуры, «потерянности» человека в мире, отказа от реализма.

Кубизм (родина Франция, теоретики – поэт Г. Аполлинер, живописцы Ж. Меиценже, А. Глез). В этом направлении на первый план выдвигаются эксперименты с формой, ее объемное конструирование на плоскости, выделение простых устойчивых геометрических фигур (куб, конус, цилиндр). Такой подход разрушает образы реального мира, сводит к минимуму познавательные возможности изобразительного искусства.

Экспрессионизм (от лат. слова «выражение, выразительность», родина Германия). Направление в европейском искусстве 10–20-х гг. XX в., провозглашавшее единственной реальностью для художника субъективный духовный мир человека, а целью его творчества не изображение действительности, а «выражение» ее сути через внутреннее «Я» художника. Социально-психологические причины – урбанизация, мировая война, революционная ситуация, неустойчивость мира, пессимизм, отчаянье. Экспрессионизм идеологически неоднороден. Одно его крыло аполитично, другое – революционно. Стилистика экспрессионизма – стилистика «антиклассичности», отказа от гармонических форм, ясности, тяготение к абстрактному обобщению, яростной экспрессии, взвинченности художественной интонации, устремленность к сознательной деформации. Экспрессионизм проявился во всех видах искусства (в литературе – Ф. Кафка, в изобразительном искусстве – П. Клее, В. Кандинский).

Абстракционизм (от лат. отвлечение, выделение) – возникает в начале XX в. (Россия, Франция). Это направление характеризует принципиальный отказ от изображения форм реальной действительности. Два основных течения: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний (пятен) и создание геометрических абстракций (фигур, линий).

Сюрреализм (от фр. – сверхреализм, Франция, 20-е гг. XX в.). Это направление провозглашает источником художественных образов сферу подсознательно-инстинктивного: сны, бред, галлюцинации, алогичные озарения. Предтечи – Г. Аполлинэр, С. Дали. В сюрреализме нет абсолютного отхода от образности, как, например, в абстракционизме, но всегда представлена особая, ассоциативная, ирреальная художественная данность.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем проявилось крушение гуманистических идеалов в XX в.?

  2. Дайте характеристику массовой культуре как феномена.

  3. В чем состоит взаимосвязь между НТР и глобальными проблемами?

  4. Почему в XX в. имеет место такое многообразие художественных стилей и направлений?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методическое пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения Минск БГУИР 2009

    Методические рекомендации
    ... для самоподготовки, вопросы к зачету покурсу «Культурология». Длястудентоввсехспециальностей ... Методическиерекомендациипо изучению курса «Культурология» и выполнению контрольных работ 4 Тематическое планирование покурсу «Культурология» ...
  2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009

    Методические указания
    ... КУЛЬТУРОЛОГИЯМетодические указания к самостоятельной работе длястудентоввсехспециальностейпо дисциплине «Культурология» ... по дисциплине «Культурология» включает в себя программу курса, сопровождающуюся методическимирекомендациями, вопросами для ...
  3. Философия контрольные работы для студентов всех специальностей бгуир заочной и дистанционной форм обучения

    Методическое пособие
    ... Контрольные работы длястудентоввсехспециальностей БГУИР заочной и дистанционной форм обучения Методическое пособие Под ... Рабочая программа покурсу «Философия». Рабочая программа покурсу «Культурология». Спиркин А. Г. Философия : учебник для техн. ...
  4. УЧЕБНЫЙ КУРС КУЛЬТУРОЛОГИЯ Для студентов

    Учебный курс
    ... дисциплин УЧЕБНЫЙ КУРСКУЛЬТУРОЛОГИЯДлястудентов, обучающихся на дневной форме обучения (СО) специальность 03.05 ... -методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по ...
  5. » МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ Методические указания и рекомендации для студентов всех специальностей Гродно 2010

    Учебно-методическое пособие
    ... РЕФЕРАТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ Методические указания и рекомендациидлястудентоввсехспециальностей Гродно 2010 ... теории, политических учений, культурологии, социологии, политической ... - содержит работы и учебные курсыпо политологии. Авторские статьи о ...

Другие похожие документы..