textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ


ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ XX в.

И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ


ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО



КОНЦЕПЦИЯ НАДСТРОЕЧНОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ


ЧЕТЫРЕ ЭПОХИ В КУЛЬТУРОЛОГИИ К. ЯСПЕРСА


Концепция культуры О. Шпенглера




Концепция культуры П.А. Сорокина


З. Фрейд и его понимание культуры


Вопросы для самоконтроля:

      1. Дайте характеристику культурной статики и культурной динамики.

      2. Чем отличаются «циклические» и «нелинейные» взгляды на культуру?

      3. Назовите основные источники динамики культуры.

      4. Концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и П. Сорокина чем отличаются и что их объединяет?

      5. Почему период между 800 и 200 гг. до н.э. К. Ясперс обозначил как осевое время?

      6. В чем особенности взглядов на культуру З. Фрейда?

Рекомендуемая литература

  1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003.

  2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000.

  3. Сорокин П.А. Социокультурная динамика/Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  4. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

  5. Фрейд З. Недовольство в культуре/ Философские науки. 1989. №1.

  6. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема 6. Первобытная культура

  1. Генезис культуры. Значение докультурного этапа становления человечества.

  2. Зачатки предрелигиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, ритуал.

  3. Мифология как универсальная форма духовной жизни первобытного общества.

Определить время, которое можно было бы назвать началом появления культуры, с точностью невозможно. Однако началом культурного бытия человека можно считать момент, когда человек выделил себя из окружающего мира, осознал другого человека таким же, как он сам, и попытался урегулировать свои взаимоотношения с окружающим миром и людьми.

Вопросы исторического происхождения культуры рассматривались многими историками, философами, культурологами; первыми систематическими исследованиями данной проблемы были работы представителей эволюционного направления в изучении истории и культуры: Г. Спенсера, Л. Моргана, Э.Б. Тайлора, Ф. Энгельса.

Трудно выделить одну какую-либо причину появления культуры, поскольку речь должна идти о комплексе причин, действующих в совокупности. В связи с этим существуют различные концепции культурогенеза, среди которых можно выделить орудийно-трудовую, социальную, биологическую, магическую, игровую, символическую, космологические и др.

История становления человеческого общества, формирования его культуры охватывает самый протяженный по времени период. Кроме того, культура первобытной эпохи лежит в основе развития всей последующей культуры, поскольку многие явления жизни современного общества зародились именно в этот период. И сегодня первобытная культура продолжает жить в отдельных местах земного шара.

Изучая первобытную культуру, необходимо рассмотреть археологическую периодизацию, основную на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (каменный век, бронзовый век, железный век). Особое внимание следует уделить рассмотрению неолитической революции (около 10 тысяч лет назад).

В человеческом сообществе культура постепенно становится регулятором всей общественной жизни и деятельности, при этом регулирование может принимать разнообразные формы (религиозные запреты, нормы морали, юридические установки). Так, табу является одним из важнейших понятий первобытной культуры, связанным с необходимостью социальной жизни человека и осознанием определенных ограничений на свободу своих действий в рамках сообщества (например, запрет на кровосмешение). Тем не менее, первобытные люди еще не отделяли материального от идеального, подобное восприятие мира, мощное присутствие натурализма в его понимании стали естественной основой для формирования магических представлений. В связи с этим следует охарактеризовать некоторые понятия, означающие наиболее значимые и характерные явления для первобытной культуры: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Кроме того, необходимо рассмотреть роль мифологии в первобытном обществе, где она представляла собой основной способ понимания мира, выступала как наиболее ранняя форма мировосприятия, понимания мира и места человека в нем, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

На данном этапе развития культуры новым явлением стало первобытное искусство, которое способствовало закреплению и передаче знаний, умений, навыков, служило средством общения между людьми, регулировало и направляло социальные процессы в обществе, выступало средством формирования духовного мира человека. При этом первобытное искусство не составляло автономной области в сфере деятельности человека, творчество было неразрывно связано со всеми существовавшими формами культуры, что образовывало синкретизм. Рассматривая первобытное искусство, необходимо показать не только его синкретичность, но и жанры первобытного искусства (каменная скульптура, наскальная живопись и др.).

Вопросы для самоконтроля

  1. Чем вызвано появление культуры? В чем её предназначение?

  2. Назовите и дайте характеристику концепциям культурогенеза.

  3. Дайте периодизацию первобытной культуры.

  4. В чем значение неолитической революции?

  5. Перечислите и охарактеризуйте ранние формы религиозных верований.

  6. В чем проявляется синкретизм первобытной культуры?

  7. Какие достижения первобытного искусства вам известны?

Рекомендуемая литература

    1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999.

    2. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

    3. История первобытного общества. М., 1982.

    4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

    5. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

    6. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980.

    7. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 20-е изд. Т.20.

Тема 7. Культура древних цивилизаций

Культура Древнего Египта и Месопотамии

  1. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология.

  2. Сакрализация власти фараона. Теократия и заупокойный культ.

  3. Культурное наследие Месопотамии в истории человечества.

Новый шаг в развитии культуры сделали великие цивилизации Древнего Востока – Египет и Месопотамия.

При изучении культуры Древнего Египта необходимо указать то, что данная культура носила религиозный характер, кроме того, ей присуща деспотическая форма правления, то есть сосредоточение власти в руках одного человека – фараона, почитаемого наследником Бога на земле. Характерно деление мира на земной и загробный, который представляет собой улучшенный вариант земного мира, в связи с чем, земная жизнь человека являлась лишь подготовкой к будущей загробной жизни, но она была предопределена богами.

Рассматривая культуру Древнего Египта, нельзя не упомянуть о достижениях искусства: архитектуре, скульптуре, литературе, живописи.

Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития: от возникновения к расцвету и упадку. Но все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры.

Одновременно и параллельно с цивилизацией Египта в междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамия) возникли и развивались центры других древнейших культур: Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии. Однако поскольку в культурном плане между ними много сходства, то часто ученые описывают три типа культуры как стадии развития одной цивилизации. Говоря о культуре Месопотамии, необходимо отметить, что именно в эту культурную эпоху произошел революционный переворот в истории человечества – от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Не менее значимым достижением шумеро-аккадской культуры было усовершенствование письменности.

Культурное наследство древних народов Месопотамии было использовано и переработано в эпоху создания значительно более высокой цивилизации и имело непреходящее значение для дальнейшего развития мировой культуры.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте периодизацию древнеегипетской культуры.

  2. Какие изобретения были сделаны древними египтянами?

  3. Назовите отличительные черты египетского изобразительного искусства.

  4. Какой вклад внесла культура Месопотамии в развитие мировой культуры?

Рекомендуемая литература

    1. Древние цивилизации. М., 1989.

    2. Замарский В. Их величества пирамиды. М., 1986.

    3. История Древнего Востока. М., 1983.

    4. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

    5. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

    6. Культура Древнего Египта. М., 1976.

    7. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М., 1990.

Культура Древней Индии и Древнего Китая

  1. Основные черты и система ценностей индо-буддийской культуры.

  2. Искусство, архитектура и литература Древней Индии.

  3. Ритуал, этика и церемонии в Древнем Китае.

  4. Своеобразие китайского искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи.

Индия и Китай – самые древние из существующих ныне цивилизаций, имеющие много общего с культурой Древнего Египта и Месопотамии: традиционализм, ритуальность, каноничность, тесную связь культуры с религиозно-философскими взглядами.

Рассматривая культуру Древней Индии, необходимо отметить, что в Индии представлены все основные религии мира, что характеризует довольно сложное идейное и социальное устройство индийского общества и неизбежно влияет на многообразие индийской культуры. Кроме того, индийские религии создали в искусстве неповторимую атмосферу движения, мерцания жизни, способствовали укреплению принципа незавершенности. Самобытность индийского искусства заключается в своеобразии мышления – религиозного и художественного. Не менее яркими являются музыка, литература, театр, танец.

В отличие от других восточных культур, китайская культура является более рациональной и прагматичной. Развитие духовной культуры Древнего Китая представляет собой длительный процесс формирования родового мифологического сознания, а впоследствии религиозного мировоззрения и первых философских концепций. При этом необходимо отметить, что в культуре Китая большую роль играли два философско-религиозных учения – конфуцианство и даосизм.

При рассмотрении ритуала, этики и церемонии в Древнем Китае, целесообразно воспользоваться работами китаеведа и культуролога, профессора Тамкангского университета В.В. Малявина.

Изучая культуру Древнего Китая, следует обратить внимание на литературу, изобразительное искусство, театр, декоративно-прикладное искусство.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите религиозно-философские системы Древней Индии.

  2. Каковы основные черты культуры Древней Индии?

  3. Каковы особенности менталитета древних китайцев?

  4. В чем заключается своеобразие китайского искусства?

  5. Какие изобретения и открытия были сделаны в Древнем Китае?

Рекомендуемая литература

  1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

  2. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

  3. Гусева Н.Р. Индия: тысячелетия и современность. М., 1971.

  4. Древние цивилизации. М., 1989.

  5. Искусство управления/Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. М., 2003.

  6. Китайская цивилизация./Под ред. В.В.Малявина, М., 2000.

  7. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1965.

  8. Культура Древней Индии. М., 1975.

  9. Мифы Древней Индии. Литературное изложение В.Г. Эрмана и Э.Н. Темкина. М., 1975.

Тема 8. Культура Древней Греции

  1. Генезис и основные этапы развития культуры Древней Греции.

  2. Древнегреческий полис и его особенности.

  3. Основные черты культурного мировоззрения Древней Греции.

  4. Особенности художественной культуры Древней Греции.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Однако особую роль исследователи отводят античной (греческой) культуре, чьи литература, искусство и философия стали отправной точкой в развитии всей последующей (европейской) культуры, оказали большое влияние на другие культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы – меру всех вещей.

При изучении культуры Древней Греции главным источником для исследователей являются философские и литературные тексты, археологические памятники, уцелевшие архитектурные комплексы. Очень важно при этом ознакомление с научной разработкой истории культуры античной Греции. Особый интерес в этом плане представляют исследования XX в. (работы А. Бонара, Ж.-П. Вернана, А.Ф. Лосева. Ф.Х. Кессиди). В целом для античной культуры характерен рациональный (теоретичный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика, индивидуальное своеобразие в решении тех или иных проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в форме комментирования древних учений, ставших каноническими, увековечивания традиций.

Историю Древней Греции принято подразделять на следующие периоды, которые одновременно являются и культурными: крито-микенский (III – II тыс. до н.э.), гомеровский (XI – IX вв. до н.э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.), эллинистический (вторая половина IV – середина I в. до н.э.).

У истоков греческой культуры стоят Крит и Микены, чью культуру еще нельзя считать водоразделом между древним Востоком и Западом. Более того, характерная для этой эпохи (2 тыс. до н.э.) так называемая «дворцовая» культура сближает ее с восточными прототипами: наблюдается та же централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической жизни, что и в культуре Египта, наличие жреческого сословия и мощной бюрократии, где ключевой выступает фигура писца и пирамиду власти венчает царь-жрец. Преобладает хтоническая религиозность (религия земли и плодородия), хотя известны имена греческих богов, позднее вошедших в семью олимпийцев, которые олицетворяют другие силы.

Крушение централизованных систем Крита и Микен развязало руки родовой знати – басилеям в их борьбе за славу, доблесть и богатство. Подвиги греческих героев-аристократов воспевались в поэме Гомера «Илиада», возвращение самого «интеллектуального» греческого героя Одиссея домой, на Итаку – в «Одиссее».

Своеобразие гомеровской эпохи (XI-IX вв. до н.э.) состоит в том, что основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные личностные нормы культуры. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность – воинская доблесть («арете»), ее достижение регламентируется «героическим кодексом», приводит к славе, вслед за которой идет чествование – соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» – непосредственно осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующе самосознание. Боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен строить с ними отношения рационально. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность («агон») как норму культуротворчества и закладывает агональный фундамент всей европейской культуры.

Последующая, архаическая эпоха (VIII – VI в. до н.э.) демонстрирует результат нового типа общественных связей – закон («номос») как безличную правовую норму, равнообязательную для всех, формируется полис (город-государство), в котором каждый полноправный гражданин – собственник и политик, выражающий частные интересы через поддержание общественных. Равное положение граждан перед законом вводит механизм ограничения в агональную культуру: на первый план выдвигаются мирные добродетели («справедливость», «рассудительность», «благочестие»), а необходимость поддержания общего блага ставит граждан в позицию принудительного социального творчества. Боги охраняют и поддерживают новый социальный и природный порядок (келюс), в котором отношения регулируются принципами космической компенсации и меры, подлежат рациональному осмыслению в различных натурфилософских системах.

Эпоха классики (V в. до н.э.) – кратковременный взлет греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Эпоха подготовлена накопленным эффектом самосознания (победа греков над персами, осознание преимуществ закона перед произволом и деспотизмом), формируется представление о человеке как самостоятельной (автаркичной) личности, закон приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению. Воспеваются достижения человека, общественная жизнь служит саморазвитию (эпоха Перикла). В то же время начинают осознаваться проблема человеческой индивидуальности (полемика софистов и Сократа), перед греками открывается бездна проблемы бессознательного (иррационального), которую классическая культура Греции пытается компенсировать рациональной системой обоснования онтологической безопасности (Платон, Аристотель). Проблемы атараксии (невозмутимость души) и личного спасения – последнее «прости», послание древней Греции Европе в эпоху эллинизма, ликвидировавшего самостоятельность греческих полисов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите периоды развития культуры Древней Греции и дайте их характеристику.

  2. Что такое древнегреческий полис?

  3. Перечислите и охарактеризуйте основные черты древнегреческой культуры.

Рекомендуемая литература

    1. Античность как тип культуры. М., 1988.

    2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

    3. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1990.

    4. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1978.

    5. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995.

    6. Ивлиев В.А. Античность. Таганрог, 2000.

    7. Мировая художественная культура. М., 2000.

    8. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 2000.

    9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Тема 9. Культура эпохи Средневековья

  1. Истоки европейской культуры – античность и варварство, христианство и язычество.

  2. Вклад христианства в формирование средневекового мировоззрения. Теоцентризм как основная черта культуры.

  3. Особенности художественной культуры Средневековья: романский и готический стили.

  4. Философская и научная мысль Средневековья.

Византийская империя возникает в IV в. при распаде Римской империи и существует до 1453 года. В отличие от западно-европейской, византийская культура не испытала значительного влияния варваров. Напротив, последние, в первую очередь славяне, активно перенимали и усваивали византийские культурные нормы. Религия с самого начала оформилась как христианская: всякая значительная мысль выражалась в образах христианской мифологии, когда Библия и труды «отцов церкви» играли роль абсолютно авторитетного источника. Характерно христианское мироотношение к земной жизни: пренебрежение земными благами (по крайней мере, декларируемое), рассмотрение в качестве основной задачи человеческой жизни подготовку к смерти и переходу в вечность. Высшие ценности (в соответствии с христианским каноном) – смирение и благочестие, ощущение собственной греховности и аскетизм.

Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. Оно имеет социальные и духовные, религиозные корни. В социальных выражаются потребности мировоззренческого освоения и обеспечения нарождающейся новой реальности – феодальных отношений, требующих во многом нового понимания и реализации личной свободы. Если в языческой античности свобода и гражданство взаимообуславливали друг друга, то феодализм предполагал свободу человека как отказ от гражданства, поглощающего личность, а также рабства, сковывавшего развитие производства.

Христианство в значительной мере было подготовлено греко-римской языческой духовной культурой. В ней появляются имеющие принципиальное значение для христианства идеи Бога как бесконечно чистого духа, связи человеческой души с Божеством, внутренней свободы человеческой личности в ее отношении к внешнему миру, его противоположности миру духа, потребности в искуплении, наконец, идея Логоса как посредника между богом и людьми.

В становлении христианства сыграли большую роль религиозные тенденции позднего эллинизма – синкретизм (взаимное проникновение) различных верований, в частности, восточных мифов о страдающем, умирающем и воскресающем боге; сближение всех религий, усиление идеи единобожия; индивидуализация религии как личного дела человека; необходимость чуда, сверхъестественной помощи для избавления от греховности земной жизни, враждебной человеку; личностное понимание абсолюта.

Как мировая религия, христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и социальной организации. Основные идеи христианства – греховность человеческого рода; спасение, необходимое каждому человеку; искупление грехов перед богом, сострадание.

В христианстве религией становится всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям в их сыновности божьей, равенство людей перед богом. Христианство явилось удачным ответом на потребности масс в положительном идеале. Оно ставило перед людьми новую цель, соединяя надежду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом царстве божьем, обосновывало идею братства людей, равных в грехе и искуплении, санкционировало разрыв верующих с враждебным им земным миром.

Христианство во многом отличается, часто до противоположности, от античного язычества. Для христианства характерны: ориентация на внутренний мир человека (античность – на внешний); вера в чудо, авторитет (разум); греховность земной жизни (радость земного бытия); приоритет духовного над телесным (культ телесного бытия); смирение человека (активность); аскетизм (полнота жизни); установка на улучшение человека (помощь)) и др. Последнее является важной особенностью Христианства как выраженной нравственной религии, имеющей установку на духовное совершенствование человека с целью пробудить стремление к единению о богом и, тем самый, обрести лучшую жизнь.

Став мировой религией, христианство проповедовало смирение перед государственной властью, хотя и пыталось стать выше ее, обнаружило нетерпимость в отношении античного свободомыслия и гуманизма и в этом смысле нанесло удар по античной культуре.

Вместе с тем христианство высветило роль духовной жизни человека, внесло в мировоззренческий хаос народов наступающего средневековья начало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской культуры.

Рассматривая средневековую культуру, обратите внимание на арабо-мусульманскую культуру раннего средневековья, которая сложилась в VII – Х вв. в процессе взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы.

Наивысший расцвет арабской культуры наблюдается в IX–Х вв., когда она обогащает своими достижениями многие народы, в том числе и средневековой Европы. В середине X в., после распада халифата, роль арабской культуры в общем развитии падает. В последующем усилия деятелей культуры направлены на систематизацию и детализацию достижений эпохи расцвета.

Европейская средневековая культура имеет два источника: романский (римский) и германский (франки, англы, саксы). Формирование средневековой культуры и государственности происходило при активном вторжении германских племен в пределы разрушающейся Римской империи, которое расценивается исследователями как «германское вторжение». Вторгшиеся прежде всего в пределы Галлии германские племена несли свои обычаи, учреждения, нравы, духовную культуру, но, оседая на землях империи, они не могли оказаться вне влияния древней культуры, хотя большая часть которой, как показывает исторический опыт, оказалась длительное время (включая до XIV в.) невостребованной.

Интересным представляется вопрос: какое из двух начал оказало решающее воздействие на формирование основ средневековой культуры, был ли возможен их синтез, и если да, то каковы его результаты? Культурным наследием Рима было право (римское право затем было не раз затребовано в революционном обновлении Европы), наука, искусство и философия, с одной стороны и религия, с другой. Однако культурное воздействие на германские племена происходило и до их прихода, в период «римского нашествия», когда Рим вел постоянные войны с германцами, отстроил дороги и крепости на территории «варварства», способствуя их более быстрому общественному развитию.

Хотя народы, осевшие на землях Рима, сохранили латынь (варварская латынь) и многочисленные архитектурные памятники, духовное богатство Рима (его литературные, философские и научные трактаты) хранила церковь. Все же римское начало проникает в структуру средневекового общества гораздо глубже: в недрах римской империи складывались основы феодальных отношений, наряду с рабами появляются вольноотпущенники и колоны (прообраз будущих феодальных крестьян).

Германские племена сформировали на римской социальной и культурной основе свою государственность – так называемые «варварские государства» (характерное для них – Франкское королевство). В их пределах происходит разрушение общины и формирование сословной иерархии, освященной авторитетом церкви. На этой основе формируется своя (не римская) система ценностей, развиваются институты церкви, на смену науке и философии приходит богословие.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какое влияние на культуру средневековья оказала придворная литература?

  2. Какое влияние на культуру средневековья оказала поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров?

  3. Охарактеризуйте культуру монастырей и культуру соборов.

  4. Каким образом в период Средневековья была поднята культура образования?

  5. Дайте характеристику куртуазной культуре средневековья.

Рекомендуемая литература

    1. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М., 1986.

    2. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990.

    3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

    4. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 1997.

    5. ИвановК.А. Многоликое Средневековье. М., 2001.

    6. Кёнигсбергер Г.Г. Средневековая Европа, 400 – 1500 годы/Пер. с англ.; Предислов. Д.Э. Харитоновича. М., 2001

    7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1986.

    8. Тяжелов В.И. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методическое пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения Минск БГУИР 2009

    Методические рекомендации
    ... для самоподготовки, вопросы к зачету покурсу «Культурология». Длястудентоввсехспециальностей ... Методическиерекомендациипо изучению курса «Культурология» и выполнению контрольных работ 4 Тематическое планирование покурсу «Культурология» ...
  2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009

    Методические указания
    ... КУЛЬТУРОЛОГИЯМетодические указания к самостоятельной работе длястудентоввсехспециальностейпо дисциплине «Культурология» ... по дисциплине «Культурология» включает в себя программу курса, сопровождающуюся методическимирекомендациями, вопросами для ...
  3. Философия контрольные работы для студентов всех специальностей бгуир заочной и дистанционной форм обучения

    Методическое пособие
    ... Контрольные работы длястудентоввсехспециальностей БГУИР заочной и дистанционной форм обучения Методическое пособие Под ... Рабочая программа покурсу «Философия». Рабочая программа покурсу «Культурология». Спиркин А. Г. Философия : учебник для техн. ...
  4. УЧЕБНЫЙ КУРС КУЛЬТУРОЛОГИЯ Для студентов

    Учебный курс
    ... дисциплин УЧЕБНЫЙ КУРСКУЛЬТУРОЛОГИЯДлястудентов, обучающихся на дневной форме обучения (СО) специальность 03.05 ... -методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по ...
  5. » МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ Методические указания и рекомендации для студентов всех специальностей Гродно 2010

    Учебно-методическое пособие
    ... РЕФЕРАТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ Методические указания и рекомендациидлястудентоввсехспециальностей Гродно 2010 ... теории, политических учений, культурологии, социологии, политической ... - содержит работы и учебные курсыпо политологии. Авторские статьи о ...

Другие похожие документы..