Главная > Методическая разработка


Муниципальное образовательное учреждение

Болтинская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

Иформационно-коммуникационные технологии

как эффективное средство развития повышения познавательного

интереса у обучающихся на уроках географии и экономики

Горшкалева Татьяна Леонидовна

учитель географии и экономики

МОУ Болтинская СОШ

контактные телефоны:

дом.: 8(4855) 295-743

сот.:89109795872

E-mail: tat-gorshkaleva@

2012 год

Содержание

Введение................................................................................................................... 3

I. Методическая система учителя……………………………………………… 4

1.1.Учебно-методическое, дидактическое и материально-техническое

обеспечение процесса обучения с использованием данной технологии..4

1.2. Здоровьесберегающий эффект использования технологии………….5

II. ЭОР как главный ресурс ИКТ……………………………………………6

2.1. ЭОР на уроках географии………………………………………………...8

2.2. ЭОР на уроках экономики……………………………………………….11

III. Методические разработки с использованием ИКТ ………………………13

3.1. Разработка урока по теме: «Рыночное равновесие. Механизм

установления равновесной цены»…………………………………………...13

3.2 Учебный проект по географии для учащихся 8-9 классов…………...23

3.3 Учебный проект по географии для учащихся 6-7 классов…………...24

Заключение …………………………………………………………………………26

Литература ………………………………………………………………………….27

Приложения ………………………………………………………………………. .28

Введение

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.  

Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

Актуальность постановки проблемы использования информационно-коммуникационных технологий как эффективного средства повышения качества образования обучающихся на уроках географии и экономики усу­губляется рядом противоречий, имеющих место в преподавании географии и экономики:

- между признанием в среде педагогов значимости использования ИКТ в образовательной деятельности и отсутствием конкретных методических и психолого-педагогических рекомендаций их применения по отдельным курсам или разделам;

- между содержанием имеющихся мультимедийных продуктов, наце­ленных на передачу «основ науки», и значимостью прикладного, практического характера предметного обучения, при котором результаты обучения признаются значимыми за пределами системы образования;

- между необходимостью индивидуализировать процесс обучения и слабой информационной культурой учащихся.

Основная идея педагогического опыта и ее инновационный характер заключается в том, что я рассматриваю управление качеством образования на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, через решения задач на уровне ученика: осуществить дифференцированный подход к обучению, формировать положительную мотивацию учебной деятельности, развивать информационную культуру и умения ориентироваться в различных информационных потоках. На уровне учителя: построить процесс обучения в режиме субъектно-субъективных отношений; направить деятельность не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения с целью получения максимальной отдачи от обучения, осуществлять обратную связь в процессе выполнения заданий, мотивировать на протяжении всего изучения предмета.

Цель - выработать системный подход к применению информационно-коммуникационных технологий,  который будет способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности, поможет повысить качество образования по географии и экономике.

I. Методическая система учителя

Структура методической системы на протяжении пяти лет выстраивалась поэтапно как на методическом, так и содержательном уровне:

  • Первый этап – пропедевтический: прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе «Intel» «Обучение для будущего» (ГОУ ЯО ИРО, 2004 г. № док. ЯИ № 000161), изучила методическую литературу, познакомилась с образовательными Интернет-сайтами, опытом работы инновационных учебных заведений региона. Провела анализ учебных программ по предмету; выявила блоки учебного материала, возможные для использования ИКТ. Определила ожидаемые предметные зна­ния, умения и навыки для обучающихся; уточнила приоритеты в использовании методических приемов и технологий. 

  • Второй этап – формирующий: опробовала возможности программы Word, Power Point, Excel и Publisher, тестовые оболочки MAMI Testing и MyTestX Tests  в преподавании географии и экономики. Провела диагности­ку результатов достигнутых знаний, умений и ценностных отношений школьни­ков разных параллелей; выявила оптимальные методические приемы и техноло­гии. Создала «Банк компьютерных презентаций» по каждому разделу учебных предметов. Систематизировала накопленный опыт через «Личное портфолио учителя» на внутреннем электронном образовательном пространстве МОУ Болтинской СОШ.

  • Третий этап работы над методической темой – аналитический: по анализу образовательных результатов про­извела коррективы содержательной и технологической части работы. Своим опытом делиться с коллегами на методических объединениях и семинарах, через образовательные Интернет-порталы.

С точки зрения использования современных информационных технологий, условно выделяю четыре мини-модели методической системы, которые я прошла и которые мне предстоит осуществить: «пользовательский», «ищущий», «владеющий» и «творческий»:

    • «Пользовательский» - успешно владею пользовательскими компьютерными навыками, умею работать с программами презентации, использовать Интернет-ресурсы при подготовке к урокам.

    • «Ищущий» - ведущими явились также цели-результаты; использование средств современных ИТ, которые подтолкнули к поиску эффективных методов организации деятельности учащихся.

    • «Владеющий» - использование средств ИКТ направленно на организацию проектной деятельности, взаимодействие учащихся между собой в творческих группах, что способствует расширению содержания предмета, осуществлению межпредметных связей, формированию навыков исследовательской деятельности, т.е. возможность комбинирования инновационных оргформ с традиционными.

Сегодня я стою на пороге методической мини-модели - «творческий», где ведущими являются те же цели-ценности, но на основе использования ИКТ создается образовательная среда, способствующая творческому развитию, участию школьников в дистанционных олимпиадах, предметных конкурсах, телеконференциях, Интернет-семинарах.

1.1.Учебно-методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения с использованием данной технологии

Оснащение кабинета географии соответствует всем требованиям образовательного процесса. Закрепленный за мной кабинет географии соответствует санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02). В кабинете имеется два смежных помещения: классное и лаборантское.

Из технических средств в кабинете есть компьютер и мультимедиапроектор. Из средств телекоммуникации - локальная школьная сеть, выход в Интернет. По моей просьбе были приобретены: интерактивная доска ACTIVboard, вебкамера и сканер.

Администрация школы по моему запросу обновила ряд характерных для географии средств:

  • карты и картографические пособия. (Наряду с традиционными физическими, тематическими, социально-экономическими картами мира, материков, России, имеются карты нового содержания - природоохранные, экологические, комплексные);

  • приборы для проведения наблюдений и измерений на местности;

  • учебные модели.

Для максимально эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе использую новые интерактивные средства обучения географии и экономики — электронные мультимедиа-учебники и программно-методические комплексы допущенные Министерством образования. Провела систематизацию имеющегося видеоматериала, произвела его реконструкцию на современные CD носители.

Из научно-методической литературы по предмету география в наличии есть: стандарт по географии и примерные программы Министерства образования и науки, рабочие программы, учебники и учебные пособия, допущенные Министерством образования и науки, рабочие тетради, соответствующие используемым учебникам. По моей инициативе приобретен большой комплект печатных пособий для 5-10 классов - таблицы, содержание которых соответствует разделам стандарта, портреты ученых и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте, современные карты мира, карты материков, их частей и океанов, карты России. В кабинете имеется набор учебных топографических карт. Весь печатный комплект активно использую на уроках и во внеурочной деятельности по преподаваемому предмету.

Для проведения уроков средствами ИКТ имеется весь требуемый список мультимедийных обучающих программ образовательной коллекции 1С. Мной дополнительно приобретены и используются для подготовки к урокам продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия по географии» с 6 по 10 класс, которые разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Для активного использования интерактивной доски приобрела ряд интерактивных наглядных пособий издательства «Дрофа».

По предмету экономика для учебно-методического обеспечения реализации образовательного стандарта среднего (полного) общего образования имеется весь необходимый учебно-методический и дидактический комплект.

Наличие знаний в области компьютерных технологий позволило мне создать электронную картотеку учебно-методического материала по географии и экономике. Ученики с удовольствием участвуют в создании электронных презентаций, тестов, публикаций на заданные темы. Созданные мною мультимедийные презентации, электронные тесты обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Весь материал по преподаваемым предметам систематизирован и имеет открытый доступ для учителей и учеников школы.

1.2. Здоровьесберегающий эффект использования технологии

Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков. К «сохраняющей среде», в первую очередь, я отношу санитарно-гигиенические требования. Современное изучение предмета и выбранная мной технология обучения требует активно использовать компьютер, общаясь с которым, не соблюдая определенных норм и правил, можно нанести больший вред здоровью растущему организму.

Для сохранения здоровья учащихся в кабинете соблюдаются все условия работы: температурный режим и освещение кабинета, имеется специализированная мебель. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на ребенка. Нагрузка на зрение во время работы за компьютером снижена за счет улучшения качества мониторов.

При планировании урока учитываю время работы за компьютером моих учеников, по  нормам СанПина («Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» 2.2.2./2/4/1340-03) непрерывная работа за компьютером  учащихся не превышает 15-30 минут за урок, в зависимости от возраста обучающегося. Обращаю особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживаю детей на своих уроках с учетом состояния их зрения.

Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, слежу за посадкой учащихся; провожу психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз.

Считаю, что не маловажную роль при сохранении здоровья играет рациональная организация урока. Я стараюсь использовать разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, смену позы, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления.

Большое внимание уделяю системе оценивания результатов обучения, использую систему оценивания, которую также можно отнести к «сохраняющей здоровье среде»: самооценка, оценка товарища, друга по парте, коррекционная оценка, совместная оценка учителя и ученика, оценка через тестовые оболочки.

Среди здоровьесберегающих технологий особо выделяю технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика. Сюда я отношу технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, который я использую в сохранении психилогического здоровья обучающихся.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках и внеурочной деятельности, способствуют укреплению и сохранению здоровья обучающихся. Развивают их творческий потенциал, снимают стресс и повышают активную познавательную деятельность по предметам география и экономика.

II. ЭОР как главный ресурс ИКТ

Учитель не может работать как раньше. Он должен научить учеников пользоваться ИКТ и самостоятельно добывать информацию. Для достижения этого большая часть урока должна быть посвящена организации самостоятельной познавательной деятельности. В условиях обычного урока сделать это достаточно сложно. Преодолеть существующие трудности помогают мне электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. 

Электронные образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы:

  • Электронные средства обучения: электронные учебники, программы, тренажеры, программы тестирования.

  • Инструментальные и прикладные программы: инструментальные программ являются программы-оболочки

  • Информационные ресурсы Интернета

В совокупности можно сказать, что ЭОР - это новое обобщающее понятие «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств.

Применение ЭОР не только облегчает усвоение учебного материала, помогает повысить качество образования, но и представляет  новые  возможности  для  развития  творческих  способностей учащихся:

  • повысить мотивацию учащихся к обучению; 

  • активизировать познавательную деятельность; 

  • развить мышление и творческие способности учащихся;

  • индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся

как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

  • способствовать формированию различных приемов логического мышления: анализа,

синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, группировки.

Возможности ЭОР в обучении экономики и географии

Табл.1

ЭОР в преподавании:

ЭОР в учении:

Цели и задачи обучения

- возможность учителю изучать социальный заказ общества, который помогает осмыслять  им цели и задачи экономического и географического обучения

 

- возможность ученику самостоятельно определять (в рамках отведенных часов на самостоятельную работу) личностно-значимые задачи экономического и географического образования в зависимости от физиологических, индивидуальных и психологических особенностей

Принципы обучения

- возможность учителю наиболее полно реализовывать  на практике:

-принцип индивидуализации обучения

-принцип наглядности

-принцип связи обучения с жизнью

 

- возможность выбирать собственный темп освоения предмета, получать интересующий наглядный материал, находясь в классе за компьютером.

Формы обучения

- возможность совершенствовать формы обучения:

на уроках экономики

- компьютерные деловые игры позволяют моделировать  функционирование и взаимодействие различных экономических субъектов в различных экономических ситуациях.

- раздел «Персоналии» - это виртуальныевстречи с интересными людьми (предпринимателями, депутатами и др.) существенно расширяют возможности классно-урочной системы экономического обучения.

- проведение семинаров существенно расширяют возможности экономического обучения.

на уроках экономики и географи:

- Тесты и задания существенно расширяют возможности классно-урочной системы экономического обучения.

- учебное исследование можно осуществлять прямо не выходя из класса, благодаря ЭОР

- индивидуальное обучение  благодаря ЭОР получает новое содержание и возможности

- возможность через игры, учебные исследования принимать решения, касающихся реальных экономических ситуаций, проигрывать разнообразные модели поведения;

- через виртуальные встречи, семинары, олимпиады, решения тестовых задач – расширять собственный кругозор; через индивидуальную работу выстраивать собственный темп освоения предмета.

Содержание обучения

- возможность учителю совершенствовать содержание обучения:

- коррекция содержания обучения,

- выбор способов подачи экономического и географического материала.

 

- возможность  получать текущую информацию, узнавать новости, получать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в учебниках:

- хрестоматия и произведения экономистов (по экономике)

 - биографии экономистов и исследователей, ученых,

- разнообразие наглядного представления учебного материала,

- краткая характеристика основных тем,

- экскурсы в историю 

Методы обучения

- возможность учителю экономики совершенствовать:

- метод иллюстрации через таблицы, диаграммы, карты находящиеся на сайтах Интернет,

- метод демонстрации позволяет показать экономические явления и процессы в динамике, благодаря возможностям анимации и цифровым видеосюжетам метод демонстрации в экономическом обучении «получает новую жизнь».

 -метод изучения конкретного случая

в ЭОР имеются готовые разработки, которые позволяют готовить самостоятельно кейс-стадии.

- метод проектов

- возможность благодаря разнообразным офисным программам, Интернет-сайтам, самостоятельно искать, и преобразовывать информацию, а так же систематизировать и хранить на разнообразных электронных носителях.

Средства обучения

- возможность учителю совершенствовать средстваобучения, за счет использования:

 - цифровых образовательных инструментов; - цифровых фотографий, цифровых видеосюжетов, анимированных слайд-шоу, интерактивных моделей, игр и цифровых виртуальных карт

- возможность выбирать наиболее подходящее для себя средства обучения.

-разнообразие информационных образовательных ресурсов  позволяет максимально учитывать индивидуальные интересы и возможности.

Контроль результатов обучения

- возможность учителю экономики и географии совершенствовать систему контроля знаний, умений и навыков учащихся.

 

 -возможность ученику выбирать уровень сложности теста, получить подсказки, с случае необходимости, оценить самостоятельно уровень освоения курса по экономике или географии, вести учет индивидуальной успеваемости.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... познавательной игры «Мой балл», которая применяется каксредство пробуждения интереса к учению и создания ситуации новизны науроке ...
  2. Программа на 2005-2010 годы «школа самореализации» содержание программы развития муниципального

    Программа
    ... Н.А. Развитиепознавательногоинтереса с использованием ИКТ постоянно Черемисина М.В. Формирование социальной активности науроках русского языка и литературы средствами ...
  3. Анализ работы муниципального общеобразовательного учреждения

    Документ
    ... : Цель: Развитиепознавательногоинтереса и творческих способностей учащихся науроках ИЗО, музыки и технологии. Заявленные задачи: 1. Развитие творческих способностей ...
  4. Введение 5 Паспорт Программы 6 Раздел I Оценка итогов социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2005−2009 годы 12 1 1 Общие положения 12 1 2 Основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2005−2009

    Программа
    ... и гражданам на основе информационно-коммуникационныхтехнологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средствна создание и развитие государственных (муниципальных ...
  5. Программа социально-экономического развития удмуртской республики на 2010−2014 годы содержание

    Программа
    ... и гражданам на основе информационно-коммуникационныхтехнологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средствна создание и развитие государственных (муниципальных ...

Другие похожие документы..