textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Орловский Алексей Яковлевич

Школьные учебники по русской истории в России

в конце XIX – начале ХХ в.

(опыт создания и методического построения)

Специальность 13.00.02 – “Теория и методика обучения и

воспитания (история)”

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель –

доктор педагогических наук,

профессор А.Г. Колосков

Москва – 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава I. Историография и источники по теме исследования ……………..9

1. Анализ историко-педагогической литературы ………………...........…. 9

2. Обзор источников ............……………………….…….........................….35

Глава II. Политика Министерства народного просвещения

в вопросах оценки и внедрения учебника истории

в среднюю школу .................................................…………….…...………..48

1. Государственная экспертиза учебника истории в процессе

его создания ....................................…………………………………………48

2. Формы и способы правительственного контроля

за распространением учебника ......................................…………………...65

Глава III. Дидактико-методические аспекты создания

и методического построения школьных учебников

русской истории …..........................…………………………………….......82

1. Вопросы теории школьного учебника истории в трудах дореволюционных историков и методистов ……….........................……...82

2. Сравнительный анализ учебников для систематического курса

русской истории с точки зрения их методического построения ........…..99

Заключение ………………………………………………………………...138

Список литературы ..............……………………………………………....142

Приложения ………………………………………………………………..162

ВВЕДЕНИЕ

Глубокие перемены в различных сферах жизни российского общества, которые произошли за последнее десятилетие ХХ в., вызвали существенные изменения в школьном историческом образовании, в подготовке учебной литературы. Вместо монополии одного учебника по отдельному курсу изданы параллельные учебные книги, отличающиеся разнообразием методологических принципов и подходов. В современных условиях модернизации образования в нашей стране вопросы подготовки и качества школьных учебников истории постоянно находятся в поле зрения правительства Российской Федерации и Министерства народного образования, активно обсуждаются в обществе. Это связано с ролью учебника – материального носителя не только содержания, но и методической системы обучения, средства организации учебного процесса, в воспитании гражданина и патриота своего Отечества. Подобные преобразовательные процессы в области школьного исторического образования, в том числе, связанные с созданием и методическим построением учебников истории, а также формированием процедуры государственной экспертизы и распространением учебных книг по истории происходили в России и в конце XIX – начале ХХ в., что свидетельствует о схожести исторической ситуации.

Данная проблематика являлась предметом научных поисков отечественных дидактов, методистов, ученых-историков разных поколений. Проведенный анализ историко-педагогической и методической литературы показал, что опыт подготовки и методического оснащения учебников по русской истории, действовавших в России на рубеже XIX и ХХ в., не получил целостного освещения в дореволюционные годы, в советский и постсоветский периоды. В такой постановке эта важная педагогическая проблема специально не исследовалась. Внимание дидактов, методистов и историков (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Д.Д. Зуев, А.И. Стражев, Н.В. Андреевская, В.Н. Бернадский, М.А. Зиновьев, Л.П. Бущик, Ф.П. Коровкин, Ш.И. Ганелин, В.С. Ситник, А.Н. Шаханов, М.Т. Студеникин, Т.В. Сафонова и др.) привлекали лишь отдельные ее аспекты. Не восполняют этот пробел, при всей их научной значимости, и кандидатские диссертации (О.В. Волобуев, В.П. Золотарев, А.Н. Фукс, И.В. Бабич, Е.С. Скворцова, М.Г. Белофост, В.А. Ищенко, С.А. Чечеткин), рассматривающие некоторые стороны деятельности Министерства народного просвещения, вопросы классификации учебников, историко-методологические позиции авторов, их вклад в подготовку учебной литературы и развитие методики.

Итак, общественная значимость школьного учебника истории в обучении и воспитании подрастающих поколений, отсутствие специальных исследований данной проблемы, важность изучения прошлого опыта создания и функционирования параллельных авторских учебников с различной идеологической направленностью с целью его творческого использования в современных условиях модернизации исторического образования в Российской Федерации и обусловили, на наш взгляд, актуальность избранной темы. При ее выборе, диссертант принимал во внимание труды предшественников, представленные в отечественной историографии, опирался на них, определяя общий замысел исследования и конкретные направления работы.

Объект исследования школьный учебник конца XIX – начала XX в. для систематического курса русской истории.

Предмет исследования – опыт создания и методического построения школьного учебника для систематического курса русской истории.

Цель исследования: изучить опыт создания и методического построения школьных учебников для систематического курса русской истории в России конца ХIX – начала ХХ в.; выявить тенденции этого процесса.

Задачи исследования:

  • проанализировать и обобщить историко-педагогическую и методическую литературу по избранной теме, выявить уровень ее разработанности в отечественной историографии;

  • определить общественно-политические, научно-исторические и психолого-педагогические факторы, влиявшие на процесс создания, типологию и методическое построение школьных учебников по русской истории;

  • выявить степень влияния и характер требований Министерства народного просвещения к подготовке и совершенствованию учебников по истории для школ и гимназий России;

  • изучить вклад историков, методистов и педагогов дореволюционной России в теорию и практику создания школьных учебников по русской истории;

  • раскрыть особенности государственной экспертизы и внедрения разнотипных альтернативных учебников по одному и тому же курсу в средние учебные заведения;

  • провести сравнительный анализ учебников по русской истории с точки зрения их методического построения.

Методологическую основу исследования составляют

  • принципы историзма и системности, предполагающие рассматривать во взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом конкретно-исторических условий все факторы, влияющие на изучаемые процессы; приоритет источников;

  • нормативные правительственные акты, документы и циркуляры Министерства народного просвещения, касающиеся вопросов школьного исторического образования;

  • основополагающие труды дидактов и методистов по проблеме школьного учебника.

Методы исследования:

  • теоретический анализ историко-педагогической и методической литературы;

  • изучение архивных материалов и нормативных документов Министерства народного просвещения;

  • сравнительный анализ содержания и методического построения учебников по русской истории;

  • комплексное использование источников;

  • обобщение и систематизация полученных данных.

Организация и ход исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалась историческая, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Это позволило очертить задачи исследования и определить структуру диссертации.

На втором этапе (2000-2001 гг.) проводился отбор и анализ источников (архивные материалы Центрального исторического архива г. Москвы, нормативные документы Министерства народного просвещения, рецензии в дореволюционной периодической печати).

На третьем этапе (2001-2002 гг.) обобщались материалы исследования, сформулированы его результаты и основные выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования характеризуется прежде всего тем, что диссертация ориентирована на целостное рассмотрение опыта создания и методического построения учебников по русской истории для школ и гимназий дореволюционной России. Новым является и то, что впервые раскрыто своеобразие этого историко-педагогического процесса, показаны позитивные качественные изменения в содержании и методической оснащенности учебников истории, изданных в начале ХХ в., определено влияние на их создание общественно-политических, научно-исторических и педагогических факторов, использованы не привлекавшиеся ранее архивные материалы и нормативные документы Министерства народного просвещения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при подготовке школьных учебников по истории, лекций по методике преподавания предмета, проведении спецкурсов и спецсеминаров для студентов исторического факультета педагогических институтов и университетов, в работе органов народного образования по оценке и распространению учебной литературы по истории.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обусловлены методами теоретического исследования, адекватных его объему, предмету и задачам.

Апробация работы. По теме диссертации проведены семинарские занятия на историческом факультете МПГУ, а также опубликованы три статьи в “Научных трудах МПГУ” (2001, 2002 гг.) и журнале “Преподавание истории и обществознания в школе” (2001, №10).

На защиту выносятся:

  1. обобщенный опыт создания, совершенствования и внедрения в практику школ разнотипных параллельных учебников по русской истории, действовавших в России на рубеже XIX – ХХ вв., важное место среди которого занимал этап государственной экспертизы;

  2. оценка функциональных особенностей школьных учебников по истории, позволяющая сделать вывод о складывании в России в конце XIX – начале ХХ в. лишь отдельных элементов теории школьного учебника;

  3. результаты анализа содержания и методического построения дореволюционных учебников для систематического курса русской истории, свидетельствующие о необходимости их совершенствования с учетом социальных целей школы, достижений исторической науки, развития дидактики и методической мысли;

  4. тенденции, определявшие процедуру подготовки и замены, типологию и научно-методические основы учебников по истории для средних учебных заведений: государственная поддержка учебников религиозно-монархической направленности, участие учителей гимназий и реальных училищ на равных с университетскими преподавателями в создании учебников, смена и усовершенствование учебных книг в зависимости от принятия новых программ по истории.

Настоящая работа имеет следующую структуру:

В первой главе дан анализ историко-педагогической литературы по проблеме исследования (§ 1) и обзор источников (§ 2).

Во второй главе определено значение государственной экспертизы школьного учебника истории в процессе его создания (§ 1), характеризованы формы и способы правительственного контроля за распространением учебника (§ 2).

В третьей главе освещены основные вопросы теории школьного учебника по истории (§ 1), проведен сравнительный анализ методического построения учебников для систематического курса русской истории (§ 2).

В заключении указаны особенности процесса создания и совершенствования учебников по русской истории для средних учебных заведений России в конце XIX - начале ХХ в.

В приложении помещены такие источники, как “Правила для санитарного контроля за учебниками и учебными пособиями”, Учебные планы и программы 1890 и 1913 гг., приведен список учебников, получивших официальное разрешение Ученого комитета на использование в средних учебных заведениях, а также дана “Структура государственных и общественных образовательных учреждений, задействованных в процессе создания и совершенствования школьного учебника”. Данные материалы не только дополняют, но и конкретизируют информацию, содержащуюся в основной части диссертационной работы.

Глава I. Историография и источники по теме исследования

§1.Анализ историко-педагогической литературы

В данном параграфе показано, насколько основательно в отечественной историографии представлена проблема создания и методического построения дореволюционного школьного учебника истории.

Еще в начале ХХ в. отечественными методистами была предпринята попытка систематизировать огромную массу используемой в России школьной учебной литературы по истории. Впервые обзорную характеристику учебников по всеобщей и отечественной истории для элементарного и систематического курсов, изданных в период с 1884 по 1911 гг., дал педагог-практик Н.П. Покотило в своем труде “Практическое руководство для начинающего преподавателя истории” (136). Автор поставил перед собой задачу познакомить начинающих преподавателей истории с существовавшими учебниками, их критикой в периодической печати, помочь выбрать то учебное руководство, которое соответствовало бы современному состоянию исторической науки, дидактико-методическим требованиям, предъявляемым к основной учебной книге для учащихся.

В основу классификации учебников систематического курса русской истории им был взят критерий расположения исторического материала. Разделив учебные руководства на две группы (с “хронологически-биографической” и “систематической” структурой), Н.П. Покотило проанализировал их структуру, отбор и расположение материала, обратил особое внимание на освещение главных и второстепенных фактов, соответствие предлагаемого содержания возрасту учащихся.

Было отмечено, что в учебниках первой группы исторические события излагались в хронологической последовательности, причем центральное место отводилось политической истории, к которой добавлялись биографии исторических личностей и факты социально-экономической и культурной сферы жизни общества. Однако, по мнению методиста, неравномерное освещение сфер жизни общества можно легко исправить, расположив материал так, чтобы все стороны исторического процесса рассматривались как более или менее равнозначные. Данный порядок изложения был удобен для заучивания и соответствовал программам средних учебных заведений. Главное его достоинство заключалось в “ясности и отчетливости исторической перспективы” (136, 321).

В свою очередь, все учебники, составленные по “хронологически-биографической структуре” были разделены на две подгруппы. Отнесенные к первой подгруппе учебники Д.И. Иловайского, С.М. Соловьева, С.Е. Рождественского, К.В. Елпатьевского, П.Н. Полевого, И.В. Скворцова, В.Е. Романовского, А.Я. Ефименко выделяли характеристику социально-экономического, политического строя и культуры допетровской Руси в особые главы, охватывающие большие периоды (XI – XII вв., XIII – XIV вв., XVI – XVII вв.). Авторы учебников позволили себе включить в эти главы достаточный для раскрытия темы материал, однако ознакомиться с ним учащиеся могли только в конце изучения крупного тематического раздела. Подобное расположение материала было крайне неудобно для работы учителей в классе. В учебниках же К.А. Иванова, С.Ф. Платонова, которые вошли во вторую подгруппу, данные сведения о “внутреннем состоянии” допетровской Руси излагались применительно к политической истории небольших периодов, обеспечивая тем самым целостное представление эпохи.

В учебниках с “систематическим планом”, к которым методист относил учебные руководства И.М. Катаева и М.Н. Коваленского, исторический материал излагался в следующем порядке: 1) политический строй; 2) общественный строй; 3) культура и быт; 4) внешние отношения, изменения территории. В результате многие главные исторические факты рассматривались по отдельности, без установления причинно-следственных связей. В процессе изучения темы ученики утрачивали понимание причинно-следственных связей между историческими событиями, что усложняло осмысление материала.

Другую классификацию предложил методист и автор учебных руководств по всеобщей и русской истории Н.А. Рожков, разделив существовавшие к началу ХХ в. учебники по истории на три группы в зависимости от их объема и функциональных возможностей (173). В первую группу вошли учебники, содержавшие множество хронологических дат, имен, описаний событий, анекдотов. Такие учебники могли служить справочным пособием и в какой-то степени заменить книги для чтения. Для них характерно перенасыщение материалом, что лишало учеников самостоятельности, затрудняло работу с учебником на уроке и при подготовке домашнего задания.

Ко второй группе были отнесены учебники, включавшие в себя “сжатое и ясное изложение общих выводов, получившихся в результате урока, и небольшое число хорошо подобранных и вкратце намеченных конкретных фактов, иллюстрирующих общие положения и необходимые для ясности последних” (173, 35). Такой учебник был незаменим при использовании учителем лабораторного метода (практической работы с документом), сторонником которого был Н.А. Рожков. Однако учебные руководства, основанные на конспективном изложении исторического материала, были трудны для запоминания.

Третья группа включала учебники, “имеющие в виду дать учащимся ряд картин, конкретных образов, за которыми – с большим или меньшим постоянством, смотря по учебнику, - скрываются общие выводы, не формулированные прямо в тексте” (173, 35). Необходимым требованием для них выступала художественность, пластичность изображения разных сторон исторического процесса. Методист Я.С. Кулжинский считал, что такого рода учебники являются наиболее приемлемыми для преподавания, поскольку содержащаяся в них информация легче усваивалась учениками и не требовала зубрежки.

Классификации, представленные дореволюционными методистами, давали лишь общую картину состояния тех школьных учебников, которые появились до 1911 г. Как видим, единого подхода к их оценке и систематизации в рассматриваемый период еще не было выработано, но в качестве критериев были выбраны именно особенности их методического построения, включая подходы к отбору содержания.

Следующая попытка осмыслить дореволюционный опыт функционирования учебников истории была предпринята в советский период. Весь комплекс историко-педагогической и методической литературы этого времени рассмотрен нами, исходя из интереса исследователей:

  1. к определению факторов, повлиявших на процесс создания и функционирования школьной учебной литературы по истории;

  2. к вопросу о классификации дореволюционных школьных учебников истории;

  3. к содержанию и методическому построению учебников истории для средних учебных заведений.

В контексте сказанного следует прежде всего назвать в хронологической последовательности работы историков, методистов и дидактов А.И. Стражева, Н.В. Андреевской, В.Н. Бернадского, М.А. Зиновьева, Л.П. Бущика, О.В. Волобуева, В.П. Золотарева, Ф.П. Коровкина, Ш.И. Ганелина, В.С. Ситник, Д.Д. Зуева, А.Н. Фукса, А.Н. Шаханова, И.В. Бабич.

Главным фактором, повлиявшим на развитие методической мысли в начале ХХ в. и приведшим к существенному изменению школьной учебной литературы по истории, Н.В. Андреевская и В.Н. Бернадский считали первую российскую революцию 1905-1907 гг. (3). Происшедшие события привели к подъему русской общественно-педагогической мысли и появлению учебников по истории, в основе которых лежало материалистическое понимание истории (учебные руководства Коваленского М.Н., Рожкова Н.А., Покровского М.Н. и др.).

С этими событиями Ф.П. Коровкин связывал формирование либерального и радикального направлений в развитии школьного исторического образования (105). Кроме того, им были указаны и такие факторы, как: возникновение и активная деятельность общественно-педагогических организаций, успешное развитие буржуазной исторической науки (работы Ключевского В.О., Виноградова П.Г.), складывание целых методических систем, объединявших общей педагогической идеей отдельные методы (формальный, реальный, лабораторный и др.). По его мнению, творческий поиск новых типов учебных книг был вызван, в первую очередь, стремлением ряда русских дореволюционных методистов активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения истории, расширить их кругозор и повысить их интерес к истории.

В качестве одного из определяющих факторов, влияющих на создание и содержание школьных учебников по истории, А.Н. Фуксом в кандидатской диссертации “Историографическое значение учебников и учебных пособий по русской истории для средних учебных заведений (90-е годы XIX в. - 1917 г.)” (208) названы идеологические, исторические и методологические взгляды автора учебника, а также уровень развития исторической науки. На основе анализа учебных руководств по русской истории для средних учебных заведений исследователь попытался показать отражение в них процесса становления, развития, эволюции, смены, борьбы и взаимовлияния основных течений и направлений отечественной историографии конца XIX - начала XX вв. и в то же время доказать необходимость и правомерность обращения к исторической учебной литературе как к историческому источнику.

При историографическом анализе учебников А.Н. Фукс учитывал, что данная учебная литература содержит в себе двойную информацию. Во-первых, в ней реализуются социально-политические функции исторической науки, главным образом, идейно-воспитательные (в школьном преподавании обнаруживается связь между историей и современностью). Во-вторых, концентрированно отражая уровень развития научной мысли, учебники являются источниками по изучению концепций авторов и историографических школ.

Влиянию государственной политики на школьное историческое образование, а именно деятельности Ученого комитета Министерства народного просвещения, занимавшегося проверкой школьных учебных книг и определявшего допуск их на рынок учебной литературы, посвящена кандидатская диссертация И.В. Бабич (6). Обращение к анализу учебников позволило автору исследования выяснить, в какой мере программные установки Министерства народного просвещения удалось реализовать при подготовки учебников истории. По ее мнению, политика Министерства народного просвещения являлась определяющим фактором, оказавшим влияние на процесс создания школьных учебников. Это было связано с тем, что именно от решения Ученого комитета во многом зависела степень распространения учебника в российских школах.

На примере учебников Д.И. Иловайского исследователем оценивалась эффективность в начале ХХ в. министерского контроля за распространением учебной литературы по русской истории. Отмечено, что не министерство, а именно свободная конкуренция обеспечила преобладание на книжном рынке многих параллельных учебников по одному и тому же курсу. Таким образом, “в сложившихся условиях не могло быть и речи ни о возможности направления учебной литературы в то или иное русло, ни о сколько-нибудь действенном контроле, являвшемся главным предназначением Ученого комитета” (6, 187). Выходившие в этот период и одобрявшиеся ведомством учебники подчинялись министерским требованиям в структурном отношении. Вместе с тем конкретное содержание этих книг не укладывалось в рамки, намечаемыми официальными идеологическими установками. В результате выявилась неспособность власти к формированию ценностных установок исторического сознания учащейся молодежи в обозначенный период.

Таким образом, в советской историографии были определены следующие факторы, оказавшие влияние на процесс создания и совершенствования школьного учебника по истории в России конца XIX – начала ХХ вв.: 1) общественно-политическая ситуация в России в начале ХХ в. (либеральные тенденции, активизация различных оппозиционных течений), 2) развитие методики преподавания истории, 3) государственная политика в отношении школьной учебной литературы, 4) развитие исторической науки, 5) авторская позиция. Предметом специальных исследований, проведенных в 80-х гг. ХХ в., стали три последних фактора. Причем осталась не выясненной степень влияния методических взглядов авторов учебников на процесс создания учебных книг. Не показана динамика развития методической мысли на рубеже веков, а также оценка школьного учебника учителями. Государственная политика в отношении школьных учебников по истории рассмотрена только на уровне функционирования центральных органов власти, а именно Министерства народного просвещения. Недостаточно широко раскрыто влияние первой российской революции на школьное историческое образование.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Орловский Алексей Яковлевич Школьные учебники по русской истории в России в конце XIX – начале ХХ в

    Автореферат диссертации
    ... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи ОрловскийАлексейЯковлевичШкольныеучебникипорусскойистории в России в концеXIXначалеХХ в. (опыт создания и методического построения) Специальность ...
  2. Русская наука об античности оглавление

    Документ
    ... Яковлевич ... Б. И. Орловского ("Фавн ... Алексей Николаевич ... по классической филологии, которые появились в России в концеXIX ... школьныхучебникахистории ... история и ее представителив России в XIX и началеХХ в., ч.I-II, Л., 1929-1931; ФроловЭ.Д. Русская ...
  3. История отечества часть 1

    Список учебников
    ... учебникапорусскойистории. Его «Древняя Российская история» ... концу века в городах проживало 10% населения страны. К началуXIX в. в России ... , Орловская, ... Яковлевич ... началеХХ века. Первая революция в России (начало ХХ в. – 1914 г.). Россия в началеХХ ...
  4. В судьбе русских писателей и журналистов

    Библиографический указатель
    ... Орловской губернии ... учебниковпо биологии», Н. В. Сперанс­кий закончил свои «Очерки поистории ... началеХХ ... РоссииконцаXIX ... конца жизни — профессор русскойистории Московского университета, читал общий курс порусскойистории с древнейших времен до XIX ...
  5. «история северного кавказа в печатных изданиях» библиографический справочник ii нормативно-правовые акты

    Интернет справочник
    ... Русский музей представляет: А.О. Орловский ... (учебник). – М., 1914. Комиссия по ... материалов поРусско – Турецкой ... История евреев на Кавказе. В 2-х томах. Т.1-2. – Тель–Авив,1989. Ищенко В.А. Школьное историческое образование в России в концеXIXначале ...

Другие похожие документы..