textarchive.ru

Главная > Программа


Государственная программа по предупреждению эпидемии ВИЧ/СПИДа и ее социально-экономических последствий в КР на 2006-2010 годы

Утверждена
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 6 июля 2006 года N 498  

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

по предупреждению эпидемии ВИЧ/СПИДа и ее социально-экономических последствий в Кыргызской Республике на 2006-2010 годы

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

АПМ КР - Аппарат Премьер-министра Кыргызской Республики

АРВ - Антиретровирусная терапия

АРЗ - Альянс по репродуктивному здоровью

ВААРТ - Высокоактивная антиретровирусная терапия

ВБ - Всемирный банк

ВВП - Валовый внутренний продукт

ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека

ВИЧ-инфекция - заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ГУИН МЮ КР - Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Кыргызской Республики

ГФСТМ - Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией

ДКТ - Добровольное консультирование и тестирование

ДНК - Дезоксирибонуклеиновая кислота (носитель наследственной информации)

ДФИД - Министерство международного развития Великобритании

ЗОЖ - Здоровый образ жизни

ЗТМ - Заместительная терапия метадоном

ИФА - Иммуноферментный анализ

ИОК - Информация, образование и коммуникация

ИОП - Информационно-образовательная программа

ИПН - Инъекционные потребители наркотиков

ИППП - Инфекции, передающиеся половым путем

ИЦ - Информационный центр

КАРХАП (CARHAP) - Центрально-Азиатская региональная программа по ВИЧ/СПИДу

КГМА - Кыргызская государственная медицинская академия

КР - Кыргызская Республика

ЛЖВС - Лица, живущие с ВИЧ/СПИДом

ЛПВС - Лица, пострадавшие от ВИЧ/СПИДа

МЗ КР - Министерство здравоохранения Кыргызской Республики

МВД КР - Министерство внутренних дел Кыргызской Республики

МиО - Мониторинг и оценка

МИЦ - Медицинский информационный центр

МО КР - Министерство обороны Кыргызской Республики

MOM - Международная организация по миграции

МОНМП КР - Министерство образования, науки и молодежной политики Кыргызской Республики

МСМ - Мужчина, имеющий половую связь с мужчиной

МТСЗ КР - Министерство труда и социальной защиты Кыргызской Республики

МЮ КР - Министерство юстиции Кыргызской Республики

НКО (НПО) - Некоммерческая (неправительственная) организация

ОВД - Отдел внутренних дел

ОЗМиР - Охрана здоровья матери и ребенка

ОИ - Оппортунистическая инфекция

ОО - Общественная организация

ООН - Организация Объединенных Наций

ОФ - Общественный фонд

ПАВ - Психоактивное вещество

ПОШ - Пункт обмена шприцев/игл

ППМР - Предотвращение передачи от матери к ребенку

ПРООН - Программа Развития Организации Объединенных Наций

ПЦР - Полимеразная цепная реакция

РКВД - Республиканский кожно-венерологический диспансер

РО "СПИД" - Республиканское объединение "СПИД"

РЦН - Республиканский центр наркологии

СВ - Снижение вреда

СМКК - Страновой многосекторальный координационный комитет при Правительстве Кыргызской Республики по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией

СПИД - Синдром приобретенного иммунодефицита

СР - Секс-работник

ССГАООН - Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН

СДС - Центр по контролю заболеваний (CDC)

ТоТ - Тренинг для тренеров

УК - Уголовный кодекс Кыргызской Республики

ЭРС - Экспертный редакционный совет

ЮНИСЕФ - Детский фонд ООН

ЮНОДС - Организация ООН по контролю наркотиков и преступности

ЮНФПА - Фонд ООН в области народонаселения

ЮНЭЙДС - Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу

ЮСАИД - Американское агентство по международному развитию

 

ВВЕДЕНИЕ

 "Пандемию СПИДа необходимо признать как одну из наиболее серьезных угроз нашему будущему прогрессу и стабильности - наравне с такими чрезвычайными угрозами как ядерное оружие или глобальное изменение климата. Следовательно, такая пандемия требует ответных мер, столь же исключительных... Эта пандемия является исключительной, поскольку не видно ее стабилизации, ввиду серьезности и длительности ее воздействия, а также ввиду особых проблем, которые она представляет с точки зрения осуществления эффективных общественных действий".

Питер Пиот, Исполнительный директор Объединенной Программы ООН по СПИДу.

 

ВИЧ/СПИД - это глобальный кризис человечества, который создает угрозу жизни человека, а также препятствует социально-экономическому развитию и угрожает национальной безопасности наиболее пострадавших стран. Борьба с ВИЧ/СПИДом является одной из восьми целей развития тысячелетия, принятых на Саммите Тысячелетия в 2000 году. В этом же году было проведено заседание Совета Безопасности ООН, посвященное вопросам здравоохранения, где было впервые признано, что мировое сообщество проиграло войну со СПИДом в странах Субсахариальной Африки, где эта проблема приняла характер национальной катастрофы. Все это послужило основанием для проведения специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИДу. Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятая на данной сессии, определяет, что основой мер реагирования должно быть предотвращение ВИЧ/СПИДа.

В последние четыре года эпицентр эпидемии сместился в страны Восточной Европы и Центральной Азии, где наблюдались самые высокие в мире темпы роста новых случаев заболеваний ВИЧ/СПИДом. Согласно оценкам ЮНЭЙДС, общее количество лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом в данном регионе, достигло 0,9 процента от всего взрослого населения. Более высокие показатели зарегистрированы только в Африке и странах Карибского Бассейна. ВИЧ/СПИД распространяется преимущественно среди молодежи до 30 лет и все больше поражает женщин и детей. Такие же тенденции наблюдаются в Кыргызской Республике. Распространение ВИЧ/СПИДа в Кыргызской Республике связано преимущественно с инъекционным потреблением наркотиков.

Согласно данным ВОЗ и ЮНЭЙДС, не менее 2 процентов от взрослого населения Кыргызской Республики употребляют инъекционные наркотики, существует огромный потенциал для быстрого распространения ВИЧ/СПИДа. По состоянию на 1 мая 2006 года, в Кыргызской Республике официально зарегистрировано 910 случаев заражения ВИЧ-инфекцией, из которых почти половина выявлена в городе Ош и Ошской области.

Сдерживание распространения ВИЧ/СПИДа и его социально-экономических последствий является одной из приоритетных задач Правительства Кыргызской Республики в области охраны здоровья населения. В стране принимаются эффективные меры по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа. В 2005 году принят Закон Кыргызской Республики "О ВИЧ/СПИДе в Кыргызской Республике", завершена Государственная программа по профилактике СПИДа, инфекций, передающихся половым и инъекционным путем, в Кыргызской Республике на 2001-2005 годы (далее - Государственная программа по профилактике СПИДа на 2001-2005 годы).

Приоритетами Государственной программы по профилактике СПИДа на 2001-2005 годы было сокращение темпов распространения ВИЧ/СПИДа путем проведения целенаправленных мероприятий среди наиболее уязвимых групп населения. Девять стратегий программы обеспечивали всесторонний многосекторальный подход с участием Правительства Кыргызской Республики, заинтересованных министерств, государственных комитетов и административных ведомств, учреждений, гражданского общества, а также сообщества уязвимых групп и религиозных организаций.

Несмотря на прилагаемые усилия, темпы распространения ВИЧ/СПИДа остаются стабильно высокими в стране. При этом, в Ошской области отмечена уже вторая - концентрированная стадия распространения ВИЧ/СПИДа, где, по данным дозорного эпидемиологического надзора, распространенность ВИЧ/СПИДа среди инъекционных потребителей наркотиков составила 13,6 процента.

Реализация Государственной программы по профилактике СПИДа на 2001-2005 годы была ограничена по объему охвата представителей уязвимых групп, так как осуществлялась главным образом в городах Бишкек и Ош и практически не реализовывались на областном уровне. Все эти факторы не позволили в полной мере повлиять на снижение темпов распространения ВИЧ/СПИДа.

Государственная программа по профилактике СПИДа завершена в 2005 году. В связи с необходимостью дальнейшего регулирования отношений, сложившихся в области ВИЧ/СПИДа, Правительством Кыргызской Республики, при поддержке международных организаций, была сформирована межсекторальная рабочая группа по разработке Государственной программы по предупреждению эпидемии ВИЧ/СПИДа и ее социально-экономических последствий в Кыргызской Республике на 2006-2010 годы (далее - Государственная программа по ВИЧ/СПИДу на 2006-2010 годы).

Актуальность разработки Государственной программы по ВИЧ/СПИДу на 2006-2010 годы обусловлена:

- продолжающимся распространением ВИЧ/СПИДа в стране;

- необходимостью институционализации мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа на территории Кыргызской Республики;

- необходимостью повышения эффективности комплекса мероприятий путем совершенствования многосекторального подхода и системы государственного управления программами по ВИЧ/СПИДу.

Проект Государственной программы по ВИЧ/СПИДу на 2006-2010 годы разработан многосекторальной рабочей группой, которая основывалась на экспертных данных по оценке Государственной программы по профилактике СПИДа на 2001-2005 годы, с учетом накопленного опыта и изучения международных инициатив.

Государственная программа по ВИЧ/СПИДу на 2006-2010 годы предусматривает комплексный, многосекторальный подход к вопросам предупреждения распространения ВИЧ/СПИДа и взаимосвязь с другими национальными и государственными программами в области развития здравоохранения, а также отражает основные направления, стратегические цели и задачи государственной политики в области ВИЧ/СПИДа на 2006-2010 годы.

Основной целью Государственной программы по ВИЧ/СПИДу на 2006-2010 годы является повышение эффективности принимаемых мер по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа в Кыргызской Республике с целью ограничения его распространения и снижения социально-экономических последствий, путем институционализации мероприятий среди уязвимых групп населения и оказания помощи лицам, живущим с ВИЧ/СПИДом.

Реализация программы будет строиться на основе законодательства Кыргызской Республики, приоритетах прав человека, преодоления стигмы и дискриминации, развития партнерства в соответствии с международными обязательствами Кыргызской Республики.

Государственная программа по ВИЧ/СПИДу на 2006-2010 годы будет осуществляться путем формирования соответствующих ведомственных планов, совершенствования правовой нормативной базы, механизмов управления, а также решения других вопросов в области ВИЧ/СПИДа.

 

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

1.1. Анализ ситуации по ВИЧ/СПИДу в Кыргызской Республике

 

Государственная политика Кыргызской Республики по ВИЧ/СПИДу имеет многосекторальный подход, предусматривающий совместную деятельность государственного и гражданского секторов, людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, а также взаимодействие всех заинтересованных сторон в рамках реализации государственных программ. Кыргызская Республика присоединилась к ряду стратегических международных инициатив в области ВИЧ/СПИДа, в том числе к Целям развития тысячелетия (2000 год), Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН (2001 год), Дублинской декларации о сотрудничестве и партнерстве в Европе (2003 год).

Законодательство. Кыргызская Республика, как субъект международных правоотношений, выполняет свои обязательства в соответствии с международными договорами и ратифицированными конвенциями, включая Конвенцию о защите прав человека, Конвенцию о правах детей, Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и другие международные договоры и соглашения. Приоритет принципов и норм международного права установлен Конституцией Кыргызской Республики и подтверждается принятием соответствующих нормативных правовых актов.

Экономика. Кыргызская Республика, получившая независимость в 1991 году, до настоящего периода проходит период становления, который сопровождается социально-экономическими проблемами. Несмотря на экономический рост, в пределах 7 процентов за 2003-2004 годы, в стране сохраняется низкий уровень экономического развития. Расходы на здравоохранение составляют 2,6 процента от ВВП. Почти половина населения (45,9%) живет ниже уровня бедности. В 2005 году официально зарегистрировано 68,5 тысяч безработных.

Экономические трудности и дефицит рабочих мест приводят значительную часть населения страны к поиску источников доходов в других странах с более высоким уровнем развития экономики. Значительное число трудовых мигрантов выезжает в страны с более высоким уровнем распространения ВИЧ/СПИДа, где наблюдается больший риск заражения ВИЧ/СПИДом. Все эти факторы сопровождаются ростом потребления наркотиков, распространением ВИЧ/СПИДа и инфекций, передающихся половым путем, в Кыргызской Республике.

Здравоохранение. Недостаточное финансирование организаций здравоохранения приводит к угрозе внутрибольничной передачи ВИЧ-инфекции при переливании крови и проведении медицинских процедур. Провозглашенный в процессе реформирования здравоохранения равный доступ к медицинским услугам реализуется не в полной мере. Требования регистрации в медицинском учреждении, отсутствие соответствующих документов лишает представителей уязвимых групп возможности получить гарантированные государством бесплатные услуги здравоохранения. В льготную категорию включены лица, живущие с ВИЧ/СПИДом, однако, все услуги для них финансируются за счет средств Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Право на бесплатную медицинскую помощь имеют лица, находящиеся под предварительным следствием и отбывающие наказание, в том числе по приговору суда, но из-за недостаточного финансирования объем и качество таких услуг весьма ограничены. На фоне роста заболеваемости наркоманией количество наркологических учреждений и мест уменьшилось на 47,6 процента по сравнению с 1976 годом.

Ситуация с ВИЧ/СПИДом. В Кыргызской Республике за последние 5 лет общее число официально зарегистрированных случаев заражения ВИЧ/СПИДом увеличилось в 15,6 раза. Среди граждан Кыргызской Республики этот показатель вырос в 52,6 раза, а в наиболее пострадавшей Ошской области - в 200 раз по сравнению с периодом 1987-2000 годов. По состоянию на 1 мая 2006 года, в Кыргызстане выявлено 910 случаев заражения ВИЧ-инфекцией (Рис. 1). По оценкам Министерства здравоохранения Кыргызской Республики (далее - Министерство здравоохранения), количество лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, в Кыргызской Республике в 5 раз выше и достигает 4500 человек.

 

 

Случаи заражения ВИЧ-инфекцией зарегистрированы во всех областях республики, за исключением Таласской области. Распространение ВИЧ/СПИДа связано, преимущественно, с инъекционным употреблением наркотиков, однако, увеличение числа женщин, живущих с ВИЧ/СПИДом, и детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, свидетельствует о переходе ВИЧ/СПИДа из среды потребителей наркотиков в общую популяцию.

Количество женщин, живущих с ВИЧ/СПИДом, за последние пять лет увеличилось в 43 раза. 14 случаев ВИЧ/СПИДа зарегистрировано среди детей до 18 лет, в том числе у семерых детей раннего возраста (до 5 лет). Распространенность ВИЧ/СПИДа продолжает увеличиваться, и даже при эффективном осуществлении профилактических программ можно ожидать увеличения новых случаев ВИЧ/СПИДа до 20% в год, с постепенным снижением. Таким образом, к 2010 году количество ЛЖВС может вырасти до 9000 человек.

Наркопотребление. Расположение Кыргызской Республики на одном из трех основных путей наркотических троп из Афганистана в Российскую Федерацию и страны Европы привело к росту наркопотребления. Число потребителей наркотиков за последние 10 лет увеличилось более, чем в 6 раз, существенно возросло инъекционное потребление наркотиков. Всего на официальном учете в Республиканском центре наркологии по состоянию на 1 января 2005 года состояло 6865 человек. Однако, по оценкам ЮНОДС от 2002 года, реальное количество наркопотребителей составляет 80000-100000 человек или 1644-2054 человек на 100000 населения, что в 1,5 раза выше, чем в Республике Казахстан и 5,6 раза выше, чем в Республике Узбекистан. При этом, около 70 процентов наркопотребителей (около 54000 человек) употребляют инъекционные наркотики. Отсутствие адекватной медицинской помощи и информационных программ, опасные способы употребления наркотиков приводят к распространению ВИЧ/СПИДа и разных типов гепатита среди этой группы.

Инфекции, передающиеся половым путем (далее - ИППП). За последние 10 лет (1995-2005 годы), по официальным данным, 44995 человек заболели сифилисом. Несмотря на стабильное снижение числа новых случаев, заболеваемость сифилисом почти в 20 раз превышает данные 1991 года. Также высок уровень незарегистрированных случаев заболевания ИППП. Так, по данным дозорного эпидемиологического надзора, в городах Бишкек и Ош позитивные результаты на антитела к сифилису выявлены у 24,4 процента пациентов дерматовенерологических клиник и заключенных, 13,6 процента потребителей инъекционных наркотиков, 27,2 процента - "секс-работников", а также у 2,8 процента - беременных женщин. Наличие ИППП у пациентов существенно увеличивает риск заражения ВИЧ/СПИДом и свидетельствует о большой группе лиц, которые потенциально могут быть заражены ВИЧ/СПИДом.

Гендерные факторы уязвимости к ВИЧ/СПИДу. В стране действует законодательство в области гендерного равенства, однако, необходимо улучшить механизмы реализации соответствующих норм для снижения уровня уязвимости женщин к ВИЧ/СПИДу.

Из числа зарегистрированных в Кыргызстане женщин, живущих с ВИЧ/СПИДом, 65,9% заразились половым путем, при этом 88% от их числа заразились от постоянного партнера.

Культурные факторы уязвимости к ВИЧ/СПИДу. Недостаточность информационных программ, особенно для лиц старшего возраста, приводит к недопониманию проблем ВИЧ/СПИДа. Сохраняются культурные барьеры, связанные с неприемлемостью средств защиты и сексуального образования молодежи.

В результате специального исследования были установлены факты особой уязвимости жителей сельских регионов, связанной с отсутствием доступа к адекватной информации и неприятием безопасных способов сексуальных отношений. Вместе с тем имеется и положительный опыт развития комплексных профилактических программ в сельской местности.

Недостаток знаний, наличие стереотипов по вопросам, связанным с ВИЧ/СПИДом, приводят к высокой степени стигматизации и дискриминации лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, и правовой незащищенности представителей уязвимых групп. Это, в свою очередь, ограничивает доступ этих лиц к профилактическим программам.

Принудительное тестирование на ВИЧ/СПИД, ограничение доступа к предварительному психосоциальному консультированию, боязнь разглашения конфиденциальной информации и отсутствие эффективных программ помощи обуславливает малую активность людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, а также провоцируют случаи добровольного ухода из жизни после установления диагноза заражения ВИЧ-инфекцией.

Факторы, способствующие профилактике ВИЧ/СПИДа:

- наличие единой государственной политики в области ВИЧ/СПИДа;

- законодательство Кыргызской Республики, в целом не противоречит принципам и нормам международного права;

- политическая поддержка программ по предотвращению ВИЧ/СПИДа государственными органами;

- мобилизация усилий гражданского общества и эффективное сотрудничество с религиозными лидерами, средствами массовой информации, а также представителями уязвимых групп и лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом;

- наличие ресурсного и кадрового потенциала в государственных органах и учреждениях гражданского сектора;

- финансовая и техническая поддержка донорского сообщества;

- наличие значительного опыта в области профилактики ВИЧ/СПИДа в государстве.

Факторы, препятствующие профилактике ВИЧ/СПИДа:

- необходимость приведения отдельных норм законодательства в соответствие с принципами и нормами международного права в области соблюдения прав человека, а также совершенствования механизмов правоприменения нормативных правовых актов;

- факты гендерного неравенства на бытовом уровне, повышающего уязвимость женщин к ВИЧ/СПИДу;

- высокая распространенность поведения высокого риска;

- недостаточность профилактических программ по ВИЧ/СПИДу на областном и местном уровнях;

- недостаточная гарантия сохранения конфиденциальной информации при предоставлении услуг, связанных с ВИЧ/СПИДом, наличие стигмы и дискриминации по отношению к уязвимым группам населения;

- недостаточный доступ к информации, средствам защиты и услугам для молодежи и уязвимых групп населения;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утвержден Указом Президента Кыргызской Республики от 20 августа 2007 года N 369 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН действий по достижению гендерного равенства в Кыргызской Республике на 2007-2010 гг

    Документ
    ... "ГосударственнаяпрограммапопредупреждениюэпидемииВИЧ/СПИДа и еесоциально-экономическихпоследствий в КРна2006-2010 гг.", утвержденная Постановлением Правительства КР от 6 июля 2006года N 498. Согласно Программегосударственных гарантий ...
  2. В их числе житель села Бакур Юрий Тимофеевич Рочев - двухкратный рекордсмен Коми АССР и РСФСР по лёгкой атлетике

    Документ
    ... эпидемий ... программы «Государственная поддержка карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия на2006-2010годы» ... с ВИЧ/ СПИДом, ... программысоциально-экономического ... по укреплению сотрудничества в сфере предупреждения и ликвидации последствий ...
  3. Объединенные второй третий и четвертый периодические доклады кыргызской республики о выполнении международного пакта о гражданских и политических правах за период с 2007 по 2011 годы

    Кодекс
    ... программа «Туберкулез IV» и Национальная программапоВИЧ/СПИДуна 2012-2016 годы. 270. Государственная комиссия по ... на 2002-2006 гг. и 2007-2010 гг. 341. 27 октября 2008 года в составе отдела социального ... последствия или когда такое предупреждение ...
  4. Створення загрози національній безпеці держави в інформаційній сфері порушення права на інформацію та прийняття судом необгрунтованих рішень

    Доклад
    ... программеэкономического и социального развития Харьковской области на 2007 год Харьковская областная государственная ... году в Украине была объявлена эпидемия. Эксперты Министерства здравоохранения прогнозируют, что уже к 2010году количество ВИЧ ...
  5. " Манас таалими"

    Программа
    ... по международному развитию 1. Введение 1.1. Национальная программа реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на2006-2010годы и ее ...

Другие похожие документы..