textarchive.ru

Главная > Монография


1.3. Регресс медиапедагогической деятельности в эпоху тоталитарного идеологического контроля (1935-1955)

1.3.1.Медиаобразование на материале кинематографа и фотографии

С середины 30-х жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей. Многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934 году, когда было принято решение распустить ОДСКФ. О.А.Баранов считает, что именно со времени прекращения деятельности ОДСКФ "в педагогической науке понятие о школьном кинематографе стало складываться как об учеб­ном пособии" (1, 7). Данный период в истории развития медиаобразования характеризовался тем, что в работе кино/фотокружков (как, впрочем, и в любой иной образовательной деятельности на материале медиа) преобладала ярко выраженная практическая направленность. Со второй половины 30-х до первой половины 50-х разрешены были в основном лишь пропагандистские кино/фотомероприятия, деятельность любительских кружков кино/фотосъемки, да выпуск стенгазет, полностью превращенных в пропагандистский рупор сталинского режима (3; 4; 11).

«Система тоталитарного мышления нанесла огромный вред не только художественному процессу, но и зрителю. Мощная машина образования и воспитания ориентировала и художника и зрителя на однозначность, на стандарт» (2, 4). Борьба с развитием самостоятельного, творческого, критического мышления в области медиаобразования шла во второй половине 30-х - первой половине 50-х годов и в высшей школе. Многие киновузы были закрыты, либо перепрофилированы, поэтому аудиовизуальное образование в России было сосредоточено только в двух высших учебных заведениях...

Кроме того, в данный период возник официальный ориентир "истинного" искусства, просуществовавший вплоть до 80-х годов: так называемый "соцреализм". В рамках этого «самого передового в мире художественного метода» должно было создаваться практически любое произведение искусс­тва, будь то кинофильм, роман или театральная пос­тановка. За соответствием того или иного медиатекста идеологическим критериям «соцреализма» следила строгая государственная цензура: ''невозможен был даже единичный случай, когда Наркомпросс взял бы или заказал для своего фонда фильм без соответствующего разрешения … методистов и экспертов'' (14, 28).

Действительно, дальнейшая история разви­тия кинообразования в России на протяжении почти полувека была связана с постоянным идеологическим давлением со стороны властей. Перед создателями фильмов, например, ставилась задача - ''помогать учителю формировать социалистическое мировоззрение учащихся. Представлялось целесообразным использовать фильмы как дополнение к учебнику в качестве экскурсионного и хроникально-агитационного материала'' (14, 26). При этом совершенно забывалось о богатых перцептивных возможностях кинематографа, его художественной специфике. "Школа фак­тически самоустранилась от работы с произведениями кинематографа, по­казывая учащимся лишь учебные фильмы как иллюстрацию к урокам" (1, 8).

В этой ситуации к концу 30-х годов число кино/фотокружков резко сократилось. Они были разрознены и лишены методической и материальной поддержки, которую прежде им оказывало ОДСК(Ф). Несмотря на это, многие педагоги продолжали говорить о больших воспитательных возможностях киноискусс­тва, выдвигая, однако, на первый план его идеологическую функцию. В 1937 году известный педагог А.С. Макаренко, выступая с лекциями по воспитанию, отмечал что "кино является самым могучим фактором не только по отношению к де­тям, но и по отношению к взрослым... В подавляющем числе наши кино­фильмы являются прекрасным и высокохудожественным воспитательным средством" (8, 423). В то же время он обращал внимание на опас­ность, которую таит в себе пассивное "проглатывание" школьниками легко доступного кинематографического зрелища, и в связи с этим предлагал ограничить количество посещений кинотеатров детьми двумя походами в месяц. Причем просмотренный фильм, по мнению А.С.Макаренко, обязательно должен был обсуждаться в семье.

В 30-х годах публиковались результаты исследований, затрагивающие вопросы влияния учебного кино на успеваемость учащихся. Например, В.И.Крапчатов в 1936 году привел следующие данные: “киноуроки в процессе проработки тем по различным предметам дают повышение успеваемости от 14,5%-17% до 33,2%-50% и повышают прочность запоминания изучаемого материала на 72,7%-84,5%” (7, 3-10).

Были разработаны специальные требования к фильмам, например: ''связь материала фильма с задачами социалистического строительства''. К каждому учебному фильму должна была прилагаться методическая разработка для киноурока (14, 29), проникнутая тогдашней политической конъюнктурой и коммунистической идеологией. Осмысление медиатекстов происходило вне художественной сферы, на первый план высту­пали воспитательно-идеологические задачи и обучение школьников практическому обращению с аудиовизуальной техникой. Тенденция использования кино на утилитарно-прикладном уровне закрепилась на долгие годы. Киноленты применялись лишь как ил­люстрации к беседам и мероприятиям, как средства информации о различ­ных явлениях и событиях (13, 85).

В целом методика кинообразования на данном историческом этапе заключалась в следующем:

1) учителя просматривали, обсуждали и отбирали фильмы, которые рекомендовались для просмотра детьми. Более того, обсуждению под­вергались даже тексты вступительного слова, с которым обращался перед сеансом учитель к детскому коллективу. Была разработана примерная те­матика вступительных слов: например, в качестве вступления к фильму "Чапаев", была рекомендована тема "Победа Советской Армии в годы граж­данской войны", а перед фильмом "Сельская учительница" проводилась бе­седа "Что дала советская власть женщине" и т.п. (13, 86).

2) после определения кинорепертуара и текста вступительной речи следовал этап формирования у ребят конкретной установки на углубленное восприятие основной идеи, давались четкие рекомендации, какую литера­туру, связанную с темой кинофильма, следует прочитать. Готовились выс­тавки работ детей на тему просмотренного фильма: фотографии, плакаты, лозунги, монтажи и т.д., разучивались песни по данной тематике. Школьники проводили викторины по обществоведению или родному языку, органи­зовывали тематические выставки по теме киноленты (13, 82).

3) Перед просмотром фильма с детьми проводились эстафеты, игры, пляски, чтение книг, настольные игры и т.д. для так называемой ''эмоциональной подготовки''. Непосредственно перед се­ансом учитель обращался к аудитории с вступительным словом (текст ко­торого, как мы уже знаем, был заранее подготовлен и согласован с дру­гими учителями). По ходу фильма педагог комментировал происходящее на экране. На этом же этапе предполагалось ''воспитание у учащихся чувства сознательности и ответственности за киноурок'' (14, 33).

4) После просмотра проводилась так называемая "закрепительная" работа, то есть обсуждение, диспут или суд над фильмом (13, 81-84), где опять-таки на первый план выходили идеологические вопросы и, как правило, не затрагивались художественные.

В учебном пособии для средних и высших учебных заведений ''Методика и техника киноработы в школе'' были выдвинуты требования к киноуроку, при построении которого ''педагог обязан исходить из единого принципа – не тема урока для кинофильма, а кинофильм для тематики предмета урока, т.е. материал фильма привлекается только для лучшего разрешения и углубленного содержания прорабатываемых вопросов'' (10, 33).

В период 40-х - 50-х годов произошли значительные изменения в методике интегрированного кинообразования. Одной из главных задач стал поиск путей ''разведения в сознании учащихся литературы и кино как двух разных искусств'' (5, 8). Подобное ''разведение'', а проще говоря, отделение литературы от кино и наоборот, происходило путем сопоставления позиций режиссеров и писателей, знакомства с особенностями этих искусств. Данная методика применялась для того, чтобы чтение литературных произведений не подменялось их экранизацией.

В годы Великой отечественной войны кино/фотолюбительство про­должало жить, хотя за это время ''было уничтожено около 4000 комплектов кинопроекционной аппаратуры и свыше 18 тысяч фильмокопий'' (14, 42). Но несмотря на это, снимались любительские кино/фоторепортажи, многие из которых потом стали классикой. "На первый план, как и в годы гражданской войны, выдвинулась хроника'' (16, 106), которая активно использовалась в публицистических фильмах и киножурналах.

В конце 1945 года состоялась конференция по на­учно-педагогической кинематографии (Ленинград). На ней было принято решение восс­тановить кинофотосекции и кружки в клубах и домах культуры. Но до конца 50-х в силу разного рода идеологических и материальных причин особых изменений в области кино­работы не произошло.

Исследования по проблемам кинообразования, начатые Государствен­ным институтом кинематографии в 30-х годах были прерваны, не использо­вались и работы исследователей 20-х годов. В учительской среде киноискусство считалось самым доступным и легким из искусств, "восприятие которого не требует особой подготовки" (13, 86), что, несомненно, оказало большое влияние на всю систему кинообразова­ния в 30-е - 50-е годы, и выдвинуло на первый план практические компоненты использования кино. Огромное внимание уделялось ''проблеме использования кино как важнейшего дидактического средства политехнического обучения'' (14, 69).

В послевоенные годы фото/кинолюбительское движение (прежде всего – детское) стало развиваться более активно. Был проведен ряд кинолюбительских конкурсов для школьников. Детские кинолюби­тельские объединения снимали документальные, мультипликационные, игро­вые, научно-популярные киноленты, а также "кинопортреты", киноочерки и т.д. Работа над кинолентами и фотосъемка требова­ла от учащихся разнообразных знаний, причем не только технических, но в какой-то степени - и в области искусства.

В первой половине 50-х состоялась защита первых кандидатских диссертаций, посвященных медиаобразовательной тематике на аудиовизуальном материале. Б.П.Кащенко (6), Е.А.Меньших (9), Е.М.Сычева (12) и К.В.Чиркова (15) исследовали проблемы использования учебного кино и экранных пособий в школе (в основном на уроках дисциплин обязательного цикла, включая физику, историю и т.д.).

Итак, российское медиаобразование 1935-1955 годов практически игнорировало художественные задачи. Основная ставка, как мы уже отмечали, делалась на практические подходы и технические средства обучения. И всё это при неусыпном и резко усилившемся идеологическом контроле педагогического процесса.

Примечания

1.Баранов О.А. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: Дис. … канд. искусств. М., 1968. 238 с.

2.Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия//Специалист. 1993. № 5. С. 3-6.

3.Васильев В.В. Фотографический кружок в школе. М., 1949. 16 с.

4.Веселов Ю. Учись фотографировать. М.: Молодая гвардия, 1948. 32 с.

5.Дорофеева М.Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьника. Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб, 2000. 21 с.

6.Кащенко Б.П. Учебное кино в сов. семилетней школе: Дис. … канд. пед. наук. М., 1951.

7.Крапчатов И. Киноурок как наиболее эффективный метод работы //Учебное кино. М., 1936. №3. С.3-10.

8.Макаренко А.С. Сочинения М., 1957. Т.4. С. 423.

9.Меньших Е.А. Применение кино в преподавании физики: Дис. … канд. пед. наук. М., 1952.

10.Полонский М., Польман М., Новиков А. За кинофикацию школы //Искусство и дети. М., 1932. №4. С.33.

11.Рапков В., Пекелис В. Юный киномеханик. М.: Молодая гвардия, 1954. 112 с.

12.Сычева Е.М. Учебное кино как средство обучения в средней школе: Дис. … канд. пед. наук. М., 1955.

13.Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1988. 362 с.

14.Черепинский С.И. Учебное кино: история становления, современное состояние, тенденции развития дидактических идей. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. 166 с.

15.Чиркова К.В. Экранные пособия как одно из средств наглядности на уроках истории в V-VIII классах средней школы: Дис. … канд. пед. наук. Л., 1955.

16.Юренев Р.Н. Чудесное окно. М.: Просвещение, 1983. 287 с.

1.3.2. Медиаобразование на материале радиовещания и прессы

Уже к концу 30-х годов радио и пресса стали полноправными партне­рами в решении коммуникативных задач. Более того, 30-е - 40-е годы считают­ся "золотым веком" радиовещания тоталитарного образца (1, 48). Строгая идеологическая цензура в стране привела к тому, что те­матические планы детских радиопрограмм печатались на страницах журна­лов, обсуждались педагогами, партийными и общественными деятелями. В предвоенные годы наиболее популярными передачами для детей были "Пионерская зорька", "КЛЮР", "Эстрада - детям" и др. (7, 56). Радиовещание 40-х выполняло в основном агитационную, пропагандистскую, образовательную, воспитательную, просветительскую, в меньшей степени - художественно-эстетическую функции (7, 61). Программы художественного цикла были представлены радиопостановками, передачами об искусстве, литературе.

В послевоенное время продолжало увеличиваться количество эфирного времени, отведенного для детского радиовещания. Значительно расширились рубрики детских передач: появ­ились радиопрограммы по литературе ("Друзья книг"), музыке ("Музы­кальная шкатулка"), географии ("Клуб знаменитых капитанов") и т.д. Работники детского радиовещания возобновили выпуск радиожурналов.

Правящая идеология по-прежнему сильно влияла на развитие прессы (в том числе - самодеятельной). Пресса была не другом и советчиком, а ментором и судьей. Причем нормы и ценности, провозглашае­мые со страниц детских изданий, должны были восприниматься как единственно правильные и неизменные. Дети для этих изданий играли роль пассивного объекта воспитания, послушных исполнителей приказов взрослых (8, 27). Школьная печать была в данный период представлена стенными, фото/радио/световы­ми и "живыми" газетами, которые получили "широкое распространение в средней школе, прочно вошли в жизнь ученических коллективов" (4, 1).

О школьной печати в послевоенные годы писали А.Н.Капралова (3), К.А.Мезько (5), Ф.Я.Денцис (2) и другие исследователи. К примеру, А.Н.Капралова, ос­вещая опыт самодеятельной стенной газеты московской женской школы № 19 выделяла такие ее разделы, как пропаганда и идеология (естественно, коммунистическая), учебная работа и т.д. Задачи школьной печати в работах тех лет виделись в том, чтобы помогать ''учителям, комсомольской и пионерской организации сплачивать учащихся в дружные, целеустремленные классные и общешкольные коллекти­вы, бороться за высокую успеваемость, сознательную дисциплину и актив­ное участие в общественной работе всех школьников, развивать в ученическом коллективе критику и самокритику, воспитывать высокоидейное общественное мнение" (4, 13). Эти задачи ставили перед школьной прессой и руководящие органы образования. Например, приказ ми­нистра просвещения от 12 декабря 1951 года призывал: "больше использовать школьную печать для воспитания правильного общественного мнения уча­щихся'' (6, 247). Недаром в этот период продолжали выпускаться юмористические, сатирические газеты (разделы), рассказывающие об отстающих учениках, опоздавших и т.д., что, по мнению педагогов, должно было способствовать решению вышеуказанных задач.

Так называемая ''воспитательная действенность'' печати для детей и юношества базировалась на следующих основных критериях: коммунистическая идейность и целеустремленность школьной печати; ''правдивость и точность'' (опять-таки в рамках строгой идеологической цензуры) ее выступлений; плановость и регулярность выпуска газет; злободневность и разносторонность тематики и содержания; ''острая форма'' подачи содержания и яркость оформления; массовое участие детей в подготовке к выпуску газеты; ''быстрое и правильное реагирование коллектива''; согласованность в работе редколлегий. Каждой школе, в свою очередь, рекомендовалось иметь не более одной-двух общешкольных редакционных коллегий, одну дружинную редколлегию. В каждом классном коллективе также имелась своя редакционная коллегия, которая готовила классные стенгазеты и материалы для общешкольных и дружинных изданий (4, 249-250).

Словом, медиаобразование на материале прессы и радио было чрезвычайно формализованным, «идейно выдержанным» и строго контролируемым. Об этом свидетельствуют даже сами названия тогдашних публикаций и педагогических исследований. Так в 1955 году Я.И.Колдунов успешно защитил кандидатскую диссертацию на симптоматичную для тех лет тему: «Школьные газеты как средство коммунистического воспитания учащихся средней школы» (4).

Примечания

1.Беспалова А.Г. Становление и развитие отечественных аудиовербаль­ных средств массовой коммуникации: Дис. ... канд. филол. наук. Рос­тов, 1993. 181 с.

2.Денцис Ф.Я. Классная стенная газета и работа с ней//Воспи­тательная работа классного руководителя. М.: Учпедгиз и АПН РСФСР, 1949.

3.Капралова А.Н. Ежедневная школьная стенная газета. М.: АПН РСФСР, 1949.

4.Колдунов Я.И. Школьные газеты как средство коммунистического вос­питания учащихся средней школы: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1955. 287 с.

5.Мезько К.А. Школьная стенная газета//Начальная школа. 1950. .№5.

6.Об укреплении дисциплины в школе: приказ министра просвещения РСФСР//Сб. руководящих материалов о школе. М.: АПН РСФСР, 1952. C. 247.

7.Руденко И.А. Радиовещание для детей и юношества (становление, развитие, проблемы современного функционирования): Дис. ... канд. филол. наук. М., 1986. 210 с.

8.Школьник А.Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков: Дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 1999. 143 с.

1.4. Либерализация педагогических концепций медиаобразования в период “оттепели” (1956-1968)

1.4.1.Медиаобразование на материале кинематографа

Данный исторический период, на наш взгляд, можно охарактеризовать как этап либерализации медиаобразования в России в период так называемой политической «оттепели», сопровождавшейся официальным осуждением сталинизма (но в полной мере сохранявшей ориентацию на коммунистическую идеологию). В конце 50-х – начале 60-х движение кинообразования в обычных российских вузах и школах стало активно расширяться, чему способствал и очевидный ренессанс российского кинематографа (фильмы М.Калатозова, С.Урусевского, А.Тарковского, М.Хуциева, С.Параджанова и других мастеров). Увеличилось число учебных заведений, в которых проводились занятия по кинообразованию (Москва, Воронеж, Ростов, Самара, Курган, Тверь, Таганрог и др.). В школах и внешкольных учреждениях медиаобразование на материале киноискусства про­водилось по нескольким направлениям: кинокружки, кинолектории, киноклубы. Эти направления были достаточно условны, а границы между ними - подвижны, в некоторых случаях наблюдалось их переплетение, но основным занятием для всех видов кинообразования был анализ фильма (1, 26).

В целом эстетическое воспитание стало рассматриваться как средство гармонического развития человека, приобщения его к искусству (в том числе - к кинематографу), ос­воения художественного языка, формирования образного мышления. Несмотря на то, что партийно-классовая установка не могла не присутс­твовать практически во всех научных трудах (прежде всего - в педагогических), во многих из них получили продолжение гуманис­тические идеи российской педагогики XIX века, полезные для развития творческих задатков аудитории направления эстетического воспитания 20-х годов ХХ века. Именно в этом русле развивалась деятельность основоположников отечественного медиаобразования О.А.Баранова, С.Н.Пензина, Ю.М.Рабиновича и др.

О.А.Баранов, например, с 1957 года работал учителем и воспитателем калининской школы-интерната №1. Сначала он руководил кружком киномехаников. Позже этот кружок перерос в киноклуб им. А.Довженко, который в сочетании с киномузеем просуществовал более двадцати лет (до 1971 года). По мнению О.А.Баранова, кинообразование способствует расширению эстетического восприятия (обращая вынимание школьников на многослойную структуру кинопроизведений); выработке точного, а в идеале – адекватного понимания кинематографического языка; знакомству с ''условиями игры'' киноискусства. Он справедливо считает, что ''решение этих задач возможно только в условиях коллективной увлеченности экраном, в атмосфере дружеского общения, споров, обмена знаниями и мнениями, в психологическом климате совместного творческого познания'' (2, 8-9).

На протяжении многих лет О.А.Баранов активно использовал потенциальные возможности межпредметных связей, сочетая киноискусство с различными предметами школьной программы (литературой, музыкой, историей и т.д.). Он считает, что кинообразование, направленное на воспитание и развитие личности, можно начинать с младшего школьного возраста, используя ряд игровых методик. Не потеряло актуальность высказывание О.А.Баранова о том, что ''общие понятия о структуре фильма – о кадре, плане, ракурсе, монтаже и т.д. – должны быть наглядными, игровыми'' (2, 17). Причем, принцип игры сохраняется в работе с учащимися вплоть до старшего школьного возраста (конкурсы, КВНы, викторины и т.д.).

В своем диссертационном исследовании (1968) О.А.Баранов писал, что, изучая со школьниками киноискусство, надо ''идти от непосредственного восприятия фильма к его идейно-художественному осмыслению, определению своего отношения к нему и использованию приобретаемых знаний и опыта в решении жизненно-этических вопросов'' (1, 169). Для более глубокого и эмоционального раскрытия сущности теоретических вопросов кинематографа он считал целесообразным использовать специальные иллюстрации-кинофрагменты. В процессе кинообразования школьников О.А.Баранов считал весьма важным изучение истории и теории киноискусства, творчества классиков российского экрана, обсуждение и рецензирование кинофильмов. Все это помогало учащимся получать эстетическое наслаждение «от сложных по структуре и тонких по языку поэтических и интеллектуальных фильмов'', содействовало ''усвоению законов условного и вместе с тем образного выражения мысли'' (1, 169).

О.А.Баранов справедливо полагал, что ''обсуждение фильмов позволяет закрепить эмоции, возникшие при просмотре, раскрывает перед учащимися значение художественных образов, композицию кинопроизведения, идейное содержание фильма, пополняет знания по теории и истории киноискусства'' (1, 165). Художественный анализ кинопроизведений шел в процессе коллективного обсуждения, появлялась возможность более подробно познакомиться с авторской концепцией, эстетическими особенностями экранного текста. Кроме того, мнения, высказываемые учащимися в процессе обсуждения, помогали развитию самостоятельности суждений о фильмах (1, 165).

Анализ произведений киноискусства базировался на единстве ''его идейного содержания и художественной формы. Способность учащихся видеть, какими художественными средствами в фильме создается образ, и как выражаются через него мысли и чувства автора, является важным условием способности к более глубокому проникновению в художественные произведения'' (1, 166). Рецензирование кинопроизведений признавалось О.А.Барановым ''одним из важнейших средств кинематографического воспитания'', так как данная форма работы способствовала ''росту потенциальных возможностей учащихся в восприятии искусства, активизации мыслительной деятельности'', творческих способностей (1, 167).

Другой видный российский медиапедагог Ю.М.Рабинович (1918-1990) стал родоначальником ''курганской школы'' медиаобразования. Основными ее направлениями были: кинообразование учащихся средних учебных заведений, киноклубная работа, подготовка педагогических кадров в области кинообразования (в частности, в Курганском педагогическом институте, а позже – в Областном институте усовершенствования учителей). Последнее направление, например, осуществлялось на вузовских спецкурсах и спецсеминарах, в ходе которых проводился анализ кинофильмов и киноведческой литературы, изучалась история киноискусства, теория и методика кинообразования. Ю.М.Рабинович являлся активным сторонником ''эстетического'' медиаобразования, основанного на взаимодействии кинематографа и литературы.

Другой известный отечественный деятель медиаобразования, ярко проявивший себя в эпоху “оттепели”, - С.Н.Пензин. Еще в 1957 году он попытался ввести факультативный курс "Введение в киноведение" в одном из Воронежских вузов. В 60-х он стал одним из первых медиапедагогов, работавших на новом тогда телевизионном материале. В дальнейшем С.Н.Пензин написал масштабную исследовательскую работу, систематизировавшую и описавшую опыт российских школ и вузов, накопленный в области кинообразования (анализ учебных пособий, учебных программ, практических подходов) и кино/видеоклубного движения (10).

В конце 50-х годов ХХ века вопросы кинематографического воспитания школьников были разработаны по-прежнему недостаточно. Отсутствовала стройная теоретическая система кинопедагогики. Вот почему практика “являлась экспери­ментом, подходом к теоретическим положениям. Приходило время кинообра­зования. ... Кино, как средство воспитания эстетических взглядов, пот­ребностей, вкуса приобретало необыкновенное значение" (15, 58).

В 1960 году журнал "Искусство кино" опубликовал открытое письмо тогдашнему президенту Академии педагогических наук РСФСР, где говорилось о необходимости сближения киноискусства и школы (11, 1-3). Это письмо вызвало довольно оживленную дискуссию: как на страницах журнала, так и среди российских педагогов. В 1964/65 году была предпринята очередная попытка использования потенциальных возможностей киноискусства в процессе воспитания подрастаю­щего поколения. Союз кинематографистов совместно с Бюро пропаганды советского киноискусства и кинотеатром юного зрителя "Родина" подготовили и провели цикл лекций по ки­нообразованию с демонстрацией художественных фильмов для молодежи. Однако О.А.Баранов с сожалением констатирует, что программу этих лекций нельзя было признать удачной: ее основным недостатком была бессистемность тематики (1, 34).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Медиаобразование в педагогических вузах методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов

    Документ
    ... с. ISBN 5-901625-08-0. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткаяисторияразвития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория ...
  2. Медиаобразование в педагогических вузах методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов

    Документ
    ... с. ISBN 5-901625-08-0. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткаяисторияразвития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория ...
  3. Медиаобразование в педагогических вузах медиаобразование в педагогических вузах

    Документ
    ... Медиаобразование») Таганрог 2003 УДК378.148. ББК434 (0+2) 6 Ф33 Федоров А.В. Медиаобразование ... . ISBN 5-901625 ... – С. 21-33. Баженова Л.М., ... Медиаобразование в России: Краткаяисторияразвития. – Таганрог, 2002. – 266 с. Шариков А.В. Медиаобразование ...
  4. Медиаобразование в педагогических вузах медиаобразование в педагогических вузах

    Документ
    ... Медиаобразование») Таганрог 2003 УДК378.148. ББК434 (0+2) 6 Ф33 Федоров А.В. Медиаобразование ... . ISBN 5-901625 ... – С. 21-33. Баженова Л.М., ... Медиаобразование в России: Краткаяисторияразвития. – Таганрог, 2002. – 266 с. Шариков А.В. Медиаобразование ...
  5. Александр Федоров МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

    Документ
    ... с. ISBN 5-901625-08-0. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткаяисторияразвития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория ...

Другие похожие документы..