textarchive.ru

Главная > Монография


В самом деле, такое направление кинооб­разования, как любительская съемка, с помощью ОДСК развивалось весьма успешно. В 1927 г. кинофотосекция этого общества приняла решение заключить согла­шение с Совкино об использовании в киножурналах хроники, снятой кино­любителями (7, 7). Совкино в свою очередь обязалось выделять для кружков ОДСК пленку и киноаппаратуру. Многие кинолюбители отправлялись в экспедиции для съемок отдаленных уголков страны с профессиональными операторами, приобретая ценный опыт для будущей работы и орга­низации новых ячеек ОДСК. Материальную поддержку кинолюбителям предос­тавляли профсоюзные и партийные организации. Кинолюбители кроме работы над фильмами- хрониками занимались и просветительской киноработой: чи­тали лекции, проводили кинорейды, выставки и т.д.

В связи с тем, что количество кинокружков постоянно росло, воз­никла необходимость в их объединении. Поэтому ОДСК организовало 25 съ­емочных кинобаз в разных городах (Ростове-на-Дону, Вороне­же и др.), освещавших текущие события на производстве, в сельском хозяйс­тве и т.п. Репортажи местной хроники выпускались регулярно и использо­вались во всесоюзных и местных киножурналах, а также демонстрировались на коммерческих сеансах. Популярность кино, в том числе и любительского с одной стороны, и слабая техническая осве­домленность самодеятельных кино- и фотокорреспондентов - с другой, привели к тому, что возникла необходимость в консультировании кино/фотокружковцев по техническим вопросам (особенно из отдаленных районов). Для консультационной работы привлекались инструк­торы, которые числились в штатном расписании ОДСКФ.

Кинолюбители активно использовали новые методы работы над хроникой. Например, ими применялся так назы­ваемый принцип: "Сегодня снимаем - завтра показываем". Этот принцип позволял оперативно освещать события из жизни страны, что, безусловно, имело немаловажное значение в случаях, когда любительские фильмы ис­пользовались в информационных сборниках Совкино.

Историческая обстановка в стране сложилась таким образом, что к концу 20-х годов заметно усилился цензурный контроль практически над всеми средствами массовой коммуникации, включая прессу и радио. Поэтому только любительская киносъемка и фотография была в состоянии более или менее реально отразить жизнь советских людей той эпохи, хотя вскоре и она ощутила над собой сильное цензурное давление, которое, как мы знаем, привело к ликвидации ОДСКФ (в 1929 году ОДСК был переименован в ОДСКФ: Общество друзей советской кинематографии и фотографии), в первой половине 30-х годов.

Пока же кино/фотолюбители продолжали свою работу в разных городах, открывали все новые ячейки и отделения. С конца 20-х годов школы стали оснащаться кинопроекторами и фильмоскопа­ми, началось формирование фильмотек. Большое значение приобретал вопрос об учебном кинематографе, который должен был ''вступить в борьбу с экраном городских кино'' (14, 62). Педагоги констатировали, что ''тяги к знанию через кино у наших ребят мы не улавливаем. Научная картина еще не завоевала их симпатии''. В связи с этим нужно ''приучать их видеть в кино не пустое развлечение'' (14, 61-62). Тем не менее, учебное кино развивалось. В 1928 году совещание по вопросам детского ки­но приняло резолюцию под названием "Учебно-образовательная лента для детей", где был намечен ряд мер по улучшению работы над учебными и популярными кинолентами. В частности, данная резолюция признала за учебными фильмами "огромное и разностороннее образователь­ное значение" и призывала применять их в школах всех типов. Кроме то­го, предполагалось приступить к "методической проработке учебного фильма", так как опыт по использованию учебных кинолент в других стра­нах "не может быть целиком использован ввиду своеобразной системы на­шей школы". К важным вопросам методологического характера были отнесены также метраж фильмов, способы их демонстрации, установление "твердой те­матики" фильмов и т.д. Методологические и практические подходы должны были прорабатываться в специально организованном "опытном кинокабинете" в Москве. В клубах и на коммерческих сеансах предпола­гался просмотр популярных лент, а также ставился вопрос о производстве "особых научно-популярных лент для детей".

Острой проблемой оставался и вопрос подготовки профессионалов. Несмотря на то, что первые учебные заведения, готовящие профессиональных кинематографистов, появились еще в 1919 го­ду, в стране чувствовался их дефицит, хотя профессиональных операторов, режиссеров готовили несколько учебных заведений: киношкола в Москве, Высший институт фотографии и фототехни­ки в Ленинграде и др.

В 1929 году произошло объединение организаций кино- и фотолюбителей (ОДСКФ), так как их деятельность во многом имела общие цели и задачи. И те, и другие освещали жизнь и труд людей, делали репортажи с места событий, активно занимались в кружках и т.д. На наш взгляд, с политической точки зрения этот альянс позволял значительно упростить контроль над медиаобразовательным движением в стране. Кроме этого, в данный исторический период была сильна тенденция к коллективизации и массовости любых объединений (в том числе и творческих). И действительно, к концу 20-х годов ОДСКФ стало самым массовым объединением в области культуры в стране, а к 1930 го­ду количество ее членов составляло около 110 тысяч человек (16, 125). С.М.Эйзенштейн писал: "На каждом крупном заводе, в деревнях созданы филиа­лы этой организации. Общество производит опрос зрителей, ... интересуется их мнением о каждой картине, собирает их высказывания о форме, о том, понятна ли картина, какие в ней недостатки и насколько она отвечает запросам зрителей" (22, 548).

Однако с 1932 года, то есть с принятия партийного постановления "О пе­рестройке литературно-художественных организаций" и прозвучавшего на нем вывода о "количественном и качественном росте" литературы и ис­кусства, работа ОДСКФ (тогда уже "Общества за пролетарское кино и фо­тографию") была практически сведена на нет. Власти посчитали, что данная организация уже не нужна.

На первый взгляд, такое решение выглядело парадоксально: зачем надо было уничтожать массовую организацию, находящуюся под строгим идеологическим контролем, провозгласившую своим лозунгом пропаганду социалистических идей и достижений нового строя средствами кино и фотографии? Однако резоны, и довольно основательные, все-таки были. Несмотря на строгую цензуру, клубы ОДСКФ в той или иной степени развивали не только самодеятельное творчество, но и критическое мышление аудитории, а, следовательно, могли вызвать и нежелательные для тогдашних властей мысли, касающиеся не только фотографии, прессы или кино, но и окружающей жизни, социального устройства страны. Да и камеры любителей из ОДСКФ тоже могли снять что-то не слишком парадное, не санкционированное свыше...

В итоге в 1934 году Общество за пролетарское кино и фотографию было ликвидировано, а его бывший руководитель Я.Рудзутак спустя три года был репрессирован сталинским режимом и в 1938 году расстрелян как «враг народа». Были репрессированы и многие другие бывшие члены ОДСК…

Примечания

1.Баранов О.А. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: Дис. … канд. искусств. М., 1968. 238 с.

2.Бернштейн А.Я. На уроке – художественный фильм. М.: Изд-во БПСК, 1971. 52 с.

3.Гельмонт А.М. Изучение детского кинозрителя. М.: Роскино, 1933. 65 с.

4.Гельмонт А.М. Кино как фактор воспитания//Вестник просвещения. 1927. № 5. С.9-21.

5.Диканская В. Школа и кино//Советское кино. 1924. №1 С.17.

6.Дорофеева М.Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьника: Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб, 2000. 21 с.

7.Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Кинолюбительство: истоки и перспективы. М.: Искусство, 1986. 110 с.

8.Кандырин Б.Н. Детское и учебное кино//Искусство в школе. 1929. № 2-3. С. 57-58.

9.Кино – дети – школа/Под ред. А.М.Гельмонта. М.: Работник просвещения, 1929. 240 с.

10.Луначарская С.Н. Кино – детям//Искусство в школе. 1928. № 5. С. 14-16.

11.Люблинский П.И. Кинематограф и дети. М.: Право и жизнь, 1925. 122 с.

12.Менжинская Ю.И. Ближайшие задачи в области кино для детей//На путях к новой школе. 1927. № 3. С.5-14.

13.Менжинская Ю.И. Задача массовой работы с детьми в кино//Искусство в школе. 1927. № 1. С.18-20.

14.На путях к новой школе. 1927. №11. С. 61-62.

15.Парамонова К.К. Рождение фильма для детей. М.: Изд-во ВГИК, 1962. 37 с.

16.Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 176 с.

17.Пудовкин В.И. Собр. соч.: В 3 т. М., 1975. Т. 2. С.174, 239, 395.

16.Революция – искусство– дети. Материалы и документы//Сост. Н.П.Старосельцева. М.: Просвещение, 1967. 416 с.

19.Совещение по вопросам детского и школьного кино//На путях к новой школе. 1927. № 3. С.111-115.

20.Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1988. 362 с.

21.Черепинский С.И. Учебное кино: история становления, современное состояние, тенденции развития дидактических идей. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. 166 с.

22.Эйзенштейн С.М. Избран. Произв.: В 6 т. М., 1964. Т. 1. С.548, 568.

23.Юренев Р.Н. Чудесное окно. М.: Просвещение, 1983. 287 с.

1.2.2. Медиаобразование на материале грамзаписи и радиовещания

Одним из средств медиаобразования в 20-х годах была грамзапись. Еще во время гражданской войны был возобновлен выпуск пластинок. К примеру, в 1919-1920 годах в России бы­ло выпущено более 500 тысяч дисков (6, 37). Направленность этой продукции имела ярко выраженный по­литический и агитационный характер. В основном их тематика была тако­ва: речи известных политических деятелей, инструкции, касающиеся болезней и эпидемий. Пластинку называли "млад­шей сестрой" газет, книг и "всего агитационного материала" (4, 19). Что касается литературно-музыкального репертуара, то его количество в общем потоке выпускаемой звукозаписи было незначительным, а ре­пертуар не отличался большим разнообразием: героические и рево­люционные песни, стихи одобренных цензурой авторов и т.п. Недаром этот период называли вершиной развития агитационной звукозаписи (1, 44). Бесспорно, в учебном процессе тех лет использовались в основном именно агитационные «аудиотреки»…

После появления радиовещания, пластинка, до сих пор представлявшая собой основной вид аудиопублицистики, несколько утратила былую популярность. Только с 1933 года аудиорепертуар несколько расширился. Впрочем, он, как и раньше, носил ярко выраженную политическую окраску: постановления и торжественные заседания партии и правительства, политические праздни­ки, митинги, парады и т.п. Наряду с революционными песнями и маршами по­являлось большое количество пластинок с народными мелодиями и классичес­кими произведениями. В публицистической грамзаписи начала 30-х проявилась тенденция к расширению спектра изобразительно-выразительных средств. Например, широко использовалось музыкальное сопровождение, дик­торский комментарий, шумовые эффекты.

Радио, конечно, было более доступно широким слоям населения как в материальном смысле, так и в плане возможности охватить значительно большую аудиторию (в первую очередь – школьную, молодежную). С 1924 года радиопрограммы в России стали выходить регулярно. Они оказывали замет­ное влияние на периодическую печать (1, 48). В 1925 году по радио началась трансляция радиоконцертов, в ко­торых в основном звучали революционные и пионерские песни, марши, тан­цевальная музыка и т.п.

Первые годы своего развития отечественное ра­дио активно использовало опыт детской журналистики по части содер­жания, форм и жанров передач. Широко применялись материалы прессы, зачастую "на ходу вырезались статьи из печатной газеты и журналов для очередной передачи" (7, 26). Шел постоянный поиск новых форм и методов работы. Практически со дня регулярного выхода в эфир радиопрограмм появились радиогазеты, ставшие вскоре основной формой радиовещания. Они "представляли собой серьезный шаг к осознанию журна­листикой своей специфики, своих возможностей, выразительных средств, к формированию собственных жанров" (3, 78-79). Пресса, в свою очередь, оказывала всяческую поддержку радиовещанию.

В 1925 году появились специальные детские ра­диожурналы "Радиооктябренок" и "Радиопионер", выходившие поочередно шесть раз в неделю. Эти радиожурналы практически не отличались друг от друга по форме. Разница же между ними заключалась в учете возрастных особен­ностей адресатов. Нужно отметить, что в данный исторический этап такие спе­цифические особенности радио, например, "устность, обращенность к слу­ховому восприятию, высокая эмоциональность, способность передать все многозвучие жизни" использовались очень мало. Основной акцент делался на охват и одновременное воздействие на большое количество людей, возможность быстро реагировать на интересы и настроения аудитории и т.д. Рассказы, стихи, сказки, очерки и т.п. носили преимущественно развлекательный характер (10, 21-22).

С 1926 года за радиовещанием прочно закрепилась воспитательная функция, усилилась его идеологическая направленность. Вышеупомянутый журнал "Радиопионер" приобрел статус общественно-поли­тической передачи, которая поднимала вопросы “коммунистического строи­тельства”, государственной политики, общественных организаций. Кроме этого, радиожурнал знакомил слушателей с новостями науки и техники (10, 24).

В 1927 году, когда пионерская организация пришла в шко­лу, радио развернуло активную агитацию этого движения. С этой целью готовились специальные циклы передач и радиопостановок. В такого рода передачах основным приемом было сопоставление жизни детей до и после вступления в пионеры, естественно, с показом преимуществ пионерской жизни. Были созданы циклы радиопрограмм о событиях октябрьского государственного переворота 1917 года, их участниках и т.п. (10, 26). 1 октября 1928 года "Радиопионер" переименовали в "Пионерскую правду по радио". В ней активно использовались материалы деткоров (детских корреспондентов) из разных регионов страны. Юные кор­респонденты зачастую выступали в роли ведущих, был даже создан специальный раздел "Голоса деткоров".

Эстетическую функцию радиовещания, кроме ставших уже традиционными радиоконцертов, взяли на себя музыкальные передачи. Напри­мер, "Час музыкальной культуры для детей" транслировал классические музыкальные произведения и произведения современных авторов, рассказы о жизни композиторов и т.п. Причем структура данных программ была дос­таточно устойчивой: первый раздел был подготовлен для младших, а вто­рой - для старших школьников. Однако позже был сделан вывод, что такая структура значительно затрудняла восприятие детей (нарушалась целостность прог­раммы), что повлекло за собой значительные изменения, приведшие к от­делению разделов друг от друга и перерастание их в самостоятельные циклы (10, 28).

Согласно тогдашним идеологическим установкам, юнкоровское движение находилось под постоянным контролем комсомольской организации. Детское радиовещание осве­щало все крупные события в общественной жизни молодежи (съ­езды комсомольцев, пионеров и т.п.). В тот период организационная функ­ция детского радио виделась в превращении "неорганизованной детво­ры" в "организованное, стройное целое: в братскую, дружную, пионерскую семью" (8, 5). Особое значение придавалось обратной связи с аудиторией - велась работа с коррес­понденцией, которая приходила от радиослушателей. К примеру, в 1929 го­ду в адрес детской радиостанции ежемесячно доставлялось более двух тысяч пи­сем от юных радиослушателей, которые высказывали свои пожелания и предложения в адрес программ, рассказывали о своей жизни (2, 3).

С 1929 года школьники стали активными участниками подготовки и проведения таких программ как "Час детской самодеятельности", радиоэкскурсии в парки, музеи и т.д. В том же году ''по пожеланиям юных радиослушателей'' вышли в эфир новые передачи "Час октябренка" и "Час пионера и школьника". Они содержали раз­делы, посвященные науке, технике, литературе, религии, природе и т.д. Программа "Час пионера и школьника" была впоследствии (в силу своей разобщенности) признана сложной для восприятия детей, и ее характер существенно изменился в сторону дифференциации по интере­сам. На смену ей пришли радиопередачи "Дружные ребята" (1927), "Искор­ка" (1928) и др. Выходили в эфир программы, подготовленные для детей из города и сельской местности: например, "Мурзилка" (для городских школьников), "Дружные ребята" (для сель­ских) (10, 35).

Создатели многих передач тех лет чрезмерно увлекались "звуковой натурой" - в радиопередачах о производстве постоянно слышал­ся стук молотков, шум станков, в передачах о природе - пение птиц. Впоследствии этот прием был менее распространен, чем в 20-е – 40-е годы (10, 33).

В конце 20-х годов в подготовке и ведении детских радиопрограмм участвовали известные деятели литературы и искусства (А.Толстой, Б.Житков, К.Чуковский и др.). Мно­гие из них писали свои произведения специально для детского радио (как, напри­мер, С.Я.Маршак - знаменитого "Мистера-Твистера").

В 1928-1932 годы происходило дальнейшее развитие массового радиове­щания. Передачи подразделялись по тематике, формам, при их подготовке учитывались возрастные особенности аудитории и т.д. Кстати, в 30-е го­ды радиопередачи готовились для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, а программы для старшеклассников появились позже - в конце 50-х (10, 105). Временные рамки радиовещания для детей значительно расширились: вместо 30 минут ежедневного эфира, к началу 30-х детские радиопередачи стали занимать 1,5 часа эфирного времени (10, 29).

С 1932 года на детском радио применялись элементы игры. К примеру, в радиожурнале "Малыш", впервые применившем игровой принцип, ведущим был популярный народный герой Петрушка. В различных рубриках передачи звучали народные и авторские литературные и музы­кальные произведения. О популярности данной программы говорили следующие цифры: в феврале 1933 года в ее адрес получено 500 писем, среди которых раздел "Петрушкина почта" был назван любимым в письмах 71,5% респондентов. Радиосказки выбрали 19% юных слушателей, выступления К.Чуковского - 12,4% и т.д. (5, 27). Впоследствии радиожур­налы в силу редкой периодичности, а также в связи с появлением ежедневных радиопрограмм стали постепенно терять популярность детской аудитории (10, 42).

Постановление Всесоюзного радиокомитета "О детском вещании" (1932) отметило большую роль радиовещания в воспитании, которое должно было "ставить своей задачей воспитание в детях элементарных навыков культу­ры и знаний науки средствами эмоционального воздействия на чувства ре­бят в пределах и направлениях, предъявляемых партией к школе и пионерорганизации" (11, 4). С ужесточением идеологического контроля менялась тематика программ, преобладающими стали такие темы как работа пионер­ской организации, политическое воспитание, трансляция результатов рейдов по проверке выполнения решений партии в школе и т.д. В 1933 году радио передало в эфире первую Всесоюзную перекличку пионеров и школьников при поддержке ведущих центральных газет. Сухая информация, которую по­лучали школьники от такого рода программ, привела к снижению популяр­ности детского радиовещания, и выходившая ежедневно с 1934 года "Пио­нерская зорька" старалась применять более разнообразные формы работы: очерки, заметки, фельетоны, рассказы и т.п.

Заметным событием в развитии медиаобразования на радиоматериале стал радиоклуб "КЛЮР" (Клуб Любопытных Ребят"), открывшийся в 1933 году. Эти передачи проводились в виде заседаний школьников под руко­водством профессора Головоломки: ребята обсуждали новости, знакомились с открытиями и неизвестными фактами науки и техники, проводили конкур­сы, викторины и т.п. “КЛЮР” пользовался немалой популярностью у учащихся: к примеру, на конкурс юных изобретателей пришло более 400 чертежей и проектов, созданных детьми из разных уголков страны.

Вместе с ростом интереса к радиовещанию, активизировалось стремление школьников заниматься в радио­любительских кружках. Они стали появляться в школах и внеш­кольных учреждениях, где основное внимание уделялось технической стороне (сборка самодельных радиоприемников и др.), то есть явно обозначилась тенденция к так называемому “практическому медиаобразованию”.

И.А.Руденко выделяет следующие общественные функции радио в обществе тех лет: воспитательную, образовательную, организаторскую и эсте­тическую (10, 57).. Нам кажется, что к этим функциям можно добавить идеологическую, которая к 30-м годам стала приоритетной.

Примечания

1.Беспалова А.Г. Становление и развитие отечественных аудиовербаль­ных средств массовой коммуникации: Дис. ... канд. филол. наук. Рос­тов, 1993. 181 с.

2.Горкина А. Дети о радио//Радиослушатель. 1929. №33. С.3.

3.Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание. Страницы истории. М., 1976. С.78-79.

4.Жирков Г.В. Советская журналистика первых лет советской власти (ноябрь 1917-1920 гг.). Л., 1989. 109 с.

5.Коновалова У. Письма дошкольников// Говорит СССР. 1934. №11. С.27.

6.Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т.2. С.37.

7.Преображенский С. Красногалстучный рупор//Говорит СССР . 1934. №2. С.26.

8.Поляновский Г. О детских концертах по радио//Новости радио. 1927. №49. С.5.

9.Поляновский Г. О. Реорганизация детских передач//Радиослушатель. 1929. №16. С.2.

10.Руденко И.А. Радиовещание для детей и юношества (становление, развитие, проблемы современного функционирования): Дис. ... канд. филол. наук. М., 1986. 210 с.

11.Янков П. За коммунистическое воспитание детей//Гово­рит СССР. 1932. №34. С.4.

1.2.3. Медиаобразование на материале прессы

Параллельно шло активное развитие медиаобразования школьников и молодежи на материале прессы. «Правительство активно способствовало этому процессу, преследуя (...) две основные цели: широкое распространение коммунистической идеологии; ликвидацию неграмотности населения (напомним, что почти половина населения даже не умела читать). Эти две цели были теснейшим образом связаны между собой. И это вело к значительному увеличению роли медиа в советском обществе. (...) Наблюдается появление десятков газет и журналов, создаваемых разного рода организациями школьников, союзами молодежи и т.п. Часто «юнкоры» и «деткоры» объединялись в кружки, в которых профессиональные журналисты обучали их готовить материалы для газет и журналов» (5, 29-30). Юные корреспонденты создавали свои юнкоровские посты на местах, участвовали в ликвидации безграмотности, уборке урожая, экспедициях и т.д.

Многотиражная пресса, стенгазеты в 20-е годы выпускались коллективами учащихся практически во всех российских городах. В школах, клубах, в кружках и в отрядах выхо­дили свои газеты - рукописные, на стеклографе, типографским способом (6, 24). Большую популярность приобрели так на­зываемые световые газеты. Световая газета представляла собой серию "кадров", включавших рисунки и текст, выполненные на бума­ге или стекле. Текст был мало пригоден для чтения на большом расстоя­нии, поэтому внимание детей главным образом привлекали рисунки, связанные по смыслу, и снабженные короткими комментариями. "Чтение" световой газе­ты осуществлялось с помощью эпидиаскопа или проекционного фонаря.

Отметим еще одну необычную форму прессы - «живую газету», то есть драматизацию «выпусков новостей» или театрализацию информации. Иногда это напоминало своего рода «телевещание» без эфира, иногда - веселый театральный «капустник» (1). "Жи­вая" газета состояла из серии сцен, поставленных самими детьми или под руководс­твом взрослых, посвященных единой тематике (например, о жизни класса). В отличие от школьных спектаклей "живая" газета расска­зывала о различных новостях, интересных событиях, не создавая ''худо­жественные образы школьников'', так как это не входило в ее задачи (2, 44).

Разнообразные виды газет вносили в жизнь ее создателей и зрителей игровые элементы, способствующие развитию во­ображения, самодеятельному творчеству. Широкое распространение получи­ли сатирические и юмористические газеты: "Крокодил", "Колючка", "Еж" и т.п., которые были разновидностью обычных стенных и радио­газет (2, 46). В середине 20-х годов в стране ежедневно выходило 90-100 тысяч рукописных газет, в создании которых участвовало до полумиллиона деткоров (6, 24).

Помимо самодеятельной прессы в Москве выходили детские газеты и журналы, созданные профессиональными коллективами журналистов: "Юные товарищи" (1922), "Барабанщики"(1923), "Юный ленинец" (1923), "Дети Октября"(1923) "Пи­онер"(1924), "Пионерская правда"(1925) и др. Аналогичные издания печатались и в провинции. Ясно, что особое внимание в этих изданиях (что ощутимо даже в самих названиях журналов и газет) уделялось идейному воспитанию школьников в духе коммунистической идеологии.

С 1921 по 1930 год в Москве существовал Институт детского чтения, занимавшийся изучением специфики детской периодики, психологии читателей и т.д. Вопросами детской журналистики занималась студия детской литературы при институте дошкольного воспитания, учреждения культуры и учебные заведения. Они проводили анкетирования, опросы читателей, выявляли самые популярные детские издания, рубрики и публикации (4, 30).

Понятно, что пионерская и комсомольская организации постаралась использовать юнкоровское движение в своих идеологических и пропагандистских целях. И, судя по всему, довольно успешно: центральный совет комсомола в своем поста­новлении "О работе с юнкорами" в 1932 году отметил крупные успехи юных корреспондентов, "глубокое проникновение их в узловые вопросы хо­зяйственного и культурного строительства" (3, 124-126).

Итак, расцвету самодеятельной детской прессы в 20-е годы, на наш взгляд, способствовал ряд факторов, среди кото­рых можно выделить:

-тенденцию к разного рода "агитации" во всех сферах жизни (начиная от борьбы с эпидемиями, заканчивая призывами к вступлению в пионерскую организацию, которая в то время существовала как самостоятельно существующее, независимое от школы объединение и т.д.);

-борьбу с безграмотностью;

-новизну самодеятельной прессы для широкого круга учащихся (до 1917 года самодеятельные издания существовали преимущественно в частных учебных заведениях);

-развитие детского общественного движения, самодеятельного твор­чества учащихся;

-относительно "мягкий" (по сравнению с пиком эпохи сталинизма) идеологический контроль.

Вместе с тем к началу 30-х годов детская и самодеятельная пресса начала испытывать все большее идеологическое давление. Тут нельзя не согласиться с А.Я.Школьником, который среди основных причин упадка медиаобразовательного движения на материале прессы выделяет оконча­тельное утверждение административно-командной системы и тоталитарной педагогики в обществе (6, 26).

Примечания

1.Афанасьева А., Берман Л. Пионерские живые газеты. Л.: Прибой, 1929. 192 с.

2.Колдунов Я.И. Школьные газеты как средство коммунистического вос­питания учащихся средней школы: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1955. 287 с.

3.Комсомольская и молодежная печать (1919-1972гг.). М., 1973. С.124-126.

4.Руденко И.А. Радиовещание для детей и юношества (становление, развитие, проблемы современного функционирования): Дис. ... канд. филол. наук. М., 1986. 210 с.

5.Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. 66 с.

6.Школьник А.Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков: Дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 1999. 143 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Медиаобразование в педагогических вузах методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов

    Документ
    ... с. ISBN 5-901625-08-0. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткаяисторияразвития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория ...
  2. Медиаобразование в педагогических вузах методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов

    Документ
    ... с. ISBN 5-901625-08-0. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткаяисторияразвития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория ...
  3. Медиаобразование в педагогических вузах медиаобразование в педагогических вузах

    Документ
    ... Медиаобразование») Таганрог 2003 УДК378.148. ББК434 (0+2) 6 Ф33 Федоров А.В. Медиаобразование ... . ISBN 5-901625 ... – С. 21-33. Баженова Л.М., ... Медиаобразование в России: Краткаяисторияразвития. – Таганрог, 2002. – 266 с. Шариков А.В. Медиаобразование ...
  4. Медиаобразование в педагогических вузах медиаобразование в педагогических вузах

    Документ
    ... Медиаобразование») Таганрог 2003 УДК378.148. ББК434 (0+2) 6 Ф33 Федоров А.В. Медиаобразование ... . ISBN 5-901625 ... – С. 21-33. Баженова Л.М., ... Медиаобразование в России: Краткаяисторияразвития. – Таганрог, 2002. – 266 с. Шариков А.В. Медиаобразование ...
  5. Александр Федоров МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

    Документ
    ... с. ISBN 5-901625-08-0. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткаяисторияразвития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория ...

Другие похожие документы..