Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
микрорайона Вынгапуровский г.Ноябрьск.
«Рассмотрено» на заседании МО учителей информатики и математики и рекомендовано к утверждению: Протокол № ____ от «___» сентября 2010___г. Руководитель МО _____________/ / | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________/ / «___» сентября 2010__г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ Приказ №_____от_____2010г. _________/ / «___» сентября 2010г. |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 9 класса.
Составитель: учитель информатики II категории
МОУ СОШ м-на Вынгапуровский
Ушакова И.А.
2010 - 2011 уч .год
Пояснительная записка к рабочей программе по информатике и ИКТ.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 9 класса составлена на основе:
-Федерального компонента Государственного Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г);
- Федерального базисного учебного плана;
- Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312);
- Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы). И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова
Рабочая программа содержит следующие разделы:
1.Пояснительная записка.
2.Требования к уровню знаний обучающихся.
3.Учебно-тематический план.
4.Содержание тем рабочей программы.
5.Контрольно-измерительный материал.
6.Литература для учителя и учащихся.
К рабочей программе прилагается календарно-тематическое планирование и материалы для итогового контроля.
Данная рабочая учебная программа предусматривает приведение УМК Семакина И.Г. по информатике для 9 класса в соответствие с примерной программой по информатике, составленной на основе ФК ГОС общего образования по информатике, федерального базисного учебного плана и программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (И.Г. Семакин,Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова). Исходя из Учебного плана МОУ СОШ м-на Вынгапуровский и БУП программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю), в том числе предусмотрено резервное время в объеме 4 часа.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Приоритетным направлением в развитии образования является компетентностный подход,
основным продуктом которого является разработка общепредметных компетенций, интегрирующих на горизонтальном уровне предметные компетенции информатики.
Ключевые компетенции | Общепредметные компетенции | Предметные компетенции |
Коммуникативная компетенция | Устный диалог | Постановка вопросов собеседнику; конструирование ответа на вопрос |
Диалог «человек» - «техническая система» | Понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды | |
Диалог в письменной форме | Использование электронной почты для переписки/ | |
Полилог (коллективная дискуссия) | Работа с помощью чат-технологий (режим реального времени) | |
Владение стилевыми приёмами оформления текста | Создание текстовых документов по шаблону, использование правил подачи информации в презентации. | |
Языковая, лингвистическая компетенции | Понимание факта многообразия языков (формальных языков, систем кодирования); владение языками программирования | |
Работа в группе | Работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д. | |
Толерантность | Существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удалёнными собеседниками | |
Информационная компетенция | Поиск информации | Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах |
Извлечение информации | Извлечение информации с различных носителей; | |
Систематизация, анализ и отбор информации | Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы | |
Хранение информации | Сохранение информации на электронных носителях | |
Преобразование информации | Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п. | |
Работа с различными устройствами информации | Владение навыками работы с мультимедийными справочниками, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, и т.п. | |
Выделение главного, оценивание степени достоверности информации | Оценивание релевантности запроса, сетевые мистификации | |
Применение информационных и телекоммуникационных технологий | Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения широкого класса учебных задач | |
Ценностно-смысловая компетенция | Формулировка собственной учебной цели | Формулирование цели изучения информатики, изучения темы, создании проекта, выборе темы доклада |
Принятие решения, ответственности на себя | Лидерство в групповом проекте, принятие решения в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…) | |
Социально-трудовая компетенция | Осознание наличия определённых требований к продукту своей деятельности | Требование к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п. |
Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта | Проектирование разного типа. | |
Этика трудовых и гражданских отношений | Виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права т. д. | |
Общекультурная компетенция | Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и так далее | Создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков |
Понимание места данной науки в системе других наук, её истории и путей развития | Тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и другое | |
Компетенция личностного совершенствования | Создание комфортной здоровьесберегающей среды | Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать своё рабочее время, распределить силы и так далее |
Создание условий для самопознания и самореализации | Компьютер как средство самопознания, тренажёры, нахождение новых способов самореализации – создание собственного сайта – самопрезентация в сети, публикация работ, получение авторитета в сетевом сообществе и другое | |
Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы | Выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и так далее | |
Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области | Участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности | |
Учебно-познавательная компетенция | Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности | Планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием |
Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат | Моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент и другое | |
Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей | Практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и другое | |
Умение работать со справочной литературой, инструкциями | Знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе. | |
Умение оформить результат своей деятельности, представить их на современном уровне | Построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций | |
Создание целостной картины мира на основе своего опыты | Создание целостной картины мира на основе своего опыта |
Новизна рабочей учебной программы заключаетсяв следующем:
- конкретизирована программа для данного курса обучения: предлагается распределение часов по темам с включением проектной работы в рамках реализации личностно-ориентированного подхода;
- определены резервные часы;
- используются разнообразные формы обучения.