Главная > Рабочая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

МОУ Морткинская СОШ

Рабочая программа

по дисциплине «Информатика»

Мортка

2009

Содержание программы

Аннотация……………………………………………………………………..

3

Пояснительная записка……………………………………………………….

4

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий………………………………………………..

8

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ»

(3 класс)………………………………………………………………………..

10

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ»

(5 класс)………………………………………………………………………..

12

Содержание курса «Информатики и ИКТ» в 5 классе……………………..

13

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ»

(7 класс)………………………………………………………………………..

14

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ»

(8 класс)………………………………………………………………………..

15

Содержание курса «Информатики и ИКТ» в 7 – 9 классах…..…………...

16

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ»

(10 класс)………………………………………………………………….......

21

Содержание курса «Информатики и ИКТ» в 10 классе……………………

22

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ»

(11 класс)………………………………………………………………………

24

Содержание курса «Информатики и ИКТ» в 11 классе…….……………..

25

Учебно-методическое обеспечение курса………………………………….

27

Материально-техническое обеспечение курса…………………………….

28

Критерии оценивания умений и навыков учащихся по курсу «Информатика»……………………………………………………………….

29

Единая система оценивания уч-ся МОУ Морткинской СОШ

30

Список литературы…………………………………………………………...

32

Сведения о составителе………………………………………………………

33

Приложение № 1 «Информационное письмо Министерства образования РФ от 26.04.2004 г. № 14 – 51 – 105/13»

Приложение № 2 «Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ»

Аннотация

рабочей программы курса «Информатика и ИКТ»

Составитель: О.А. Ильиных

В 2009 – 2010 учебном году курс «Информатики и ИКТ» реализуется с 3 по 11 класс. С целью обеспечения непрерывного усвоения курса в начальной школе реализуется 1 уровень системно-информационной концепции Н.В. Макаровой, пропедевтический курс, в 5, 6 классе программа Босовой Л.Л., в среднем и старшем звене – программа Угриновича Н.Д. Рабочая программа разработана на основе учебно-методических комплектов:

  • Макарова Н.В. Системно-информационная концепция. 5 – 11 класс. – СПб: Питер, 2008.

  • Босова Л.Л. Информатика. 5, 6 класс. – М.: БИНОМ, 2009

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 7, 8, 9, 10, 11 класс.- М.: БИНОМ, 2009.

Предлагаемая программа обучения информатике и ИКТ, методически обеспеченная комплектом учебников, полностью отражает обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендуемый Министерством образования и науки Российской Федерации, и определяется потребностями и задачами информационного общества.

Данная программа составлена на основе выше обозначенных учебно-методических комплектов. Программа курса рассчитана на 34 часа в 3, 5, 7, 8 классах, также 34 часа в 10 и 11 классах, поскольку на изучение курса отводится 1 час в неделю, при 34 учебных неделях в 2009 – 2010 учебном году.

Пояснительная записка

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.

В 2009 – 2010 учебном году курс «Информатики и ИКТ» реализуется с 1 по 11 класс. С целью обеспечения непрерывного усвоения курса в начальной школе реализуется 1 уровень системно-информационной концепции Н.В. Макаровой, пропедевтический курс, в 5, 6 классе программа Босовой Л.Л., в среднем и старшем звене – программа Угриновича Н.Д. Рабочая программа разработана на основе учебно-методических комплектов:

  • Макарова Н.В. Системно-информационная концепция. 5 – 11 класс. – СПб: Питер, 2008.

  • Босова Л.Л. Информатика. 5 класс. – М.: БИНОМ, 2009

  • Босова Л.Л. Информатика. 6 класс. – М.: БИНОМ, 2009

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 7 класс.- М.: БИНОМ, 2009.

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8 класс.- М.: БИНОМ, 2009.

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 9 класс.- М.: БИНОМ, 2009.

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10 класс.- М.: БИНОМ, 2009.

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 11 класс.- М.: БИНОМ, 2009.

Цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-6 классах могут быть определены следующим образом:

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, вы­ражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

В основу курса информатики для 5-6 классов положены такие принципы, как:

  1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомитель­ного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (базо­вый курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.

  2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрас­тных особенностей обучаемых). Имеют место упрощение, адаптация набора понятий для школьников.

  3. Ориентированность на практику, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиск нужной ин­формации, инструментирование всех видов деятельности на базе общепринятых средств ин­формационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности ин­формационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

  4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для на­учного обобщения в старших классах.

  5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обра­ботки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифици­ровать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, прово­дить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более ус­пешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме - залог формирования не частных, а обще­учебных умений. В рамках данного направления в курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное об­щество, научить каждого школьника пользоваться ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются по­лученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной ра­боты.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессе в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьнике освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают
информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи
через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и
информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматри­ваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формаль­ные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов. Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса информатики основной школы реализуется в соотношении 50 х 50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин­формационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компь­ютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), органи­зовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который ус­ваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятель­ности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оце­нивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельно­сти и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирова­ние современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, био­логических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуника­ционные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различ­ных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Курс старшей школы строится на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления «Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих законо­мерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимуще­ственно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значи­тельное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисцип­линами.

С точки зрения деятельности это дает возможность сформировать методологию ис­пользования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информа­ции (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструменталь­ное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Предлагаемая программа обучения информатике и ИКТ, методически обеспеченная комплектом учебников, полностью отражает обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендуемый Министерством образования и науки Российской Федерации, и определяется потребностями и задачами информационного общества.

Данная программа составлена на основе выше обозначенных учебно-методических комплектов. Программа курса рассчитана на 34 часа в 3, 5, 7, 8 классах, также 34 часа в 10 и 11 классах, поскольку на изучение курса отводится 1 час в неделю, при 34 учебных неделях в 2009 – 2010 учебном году.

Требования к уровню подготовки обучающихся в области информатики и ИКТ

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий (5 класс). Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «ин­формационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам пред­ставления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информа­ционных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню «Пуск»;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения «Калькулятор»;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требо­вания безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования по информатике и информационным технологиям

Ученик должен знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискрет­ного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветв­ление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных техно­логий;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по дисциплине «Архитектура компьютера» для специальности «Физика и информатика»

    Рабочая программа
    ... экзамене неудовлетворительную оценку. Рабочаяпрограммаподисциплине «Архитектура компьютера» для специальности «Информатика и английский язык», второе ...
  2. Рабочая программа по дисциплине «теория вероятностей и математическая статистика» распределение учебного времени

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММАподисциплине «Теория вероятностей и ... в радиотехнике, оптике, акустике, информатике. Стохастичность сигналов и помех в радиоэлектронных ... 4.8. Гмурман В.Е. Руководство по решению задач по теории вероятностей и математической ...
  3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»

    Рабочая программа
    ... Пасмурнов «___» ______________ 2009 г. РАБОЧАЯПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» для специальности 200401 «Биотехнические и ... основании примерной программыдисциплины «Информатика», утвержденной «15» ноября 2000 г. УМО по образованию в ...
  4. Рабочая программа модуля (дисциплины) информатика

    Рабочая программа
    ... Турнаев «___»_____________2011 г. РАБОЧАЯПРОГРАММА МОДУЛЯ (ДИСЦИПЛИНЫ) ИНФОРМАТИКА НАПРАВЛЕНИЕ ООП Управление ... по разделам дисциплины Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе ...
  5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА

    Рабочая программа
    ... «___»______________2010 г _____________ В.И. Гунин. РАБОЧАЯПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИНФОРМАТИКА для специальности 130501 «Проектирование, сооружение ... для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым не предусмотрены ...

Другие похожие документы..