textarchive.ru

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Вопросы истории, международных отношений

и

документоведения

Выпуск 6

Под редакцией кандидата исторических наук

П.П. Румянцева

Издательство Томского университета

2010

УДК 93/99 +327(082)

ББК63+66

В74

Редакционная коллегия: профессор В.П. Зиновьев, доцент А.В. Литвинов, ассистент П.П. Румянцев (отв. редактор), аспиранты С.А. Меркулов, А.Н. Сорокин, Д.В. Хаминов. Вопросы истории, международных отношений и документоведения.

В74 Сборник трудов студентов и аспирантов исторического факультета. Вып. 6. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010 – 154 с.

ISBN 978-5-7511-1938-6

Представлены материалы ежегодной научной конференции студентов и аспирантов исторического факультета. Исследуются малоизученные и актуальные проблемы археологии и этнологии, всеобщей и отечественной истории, теории и практики современных международных отношений, архивоведения и документоведения.

Для студентов и преподавателей исторических факультетов вузов, всех интересующихся проблемами истории, международных отношений и документоведения.

ISBN 978-5-7511-1938-6

© П.П.Румянцев, В.П. Зиновьев редактирование, макет, 2010

© Авторы статей, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ДОСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (ДО НАЧАЛА XX в.)

Агеев И.А. История эксплуатации Обь-Енисейского водного пути

Васильев А.В. История понятия «дух времени» в России в первой четверти XIX в.

Кривулина А.В. Реклама в периодической печати Сибири (60 – 90-е гг. XIX в.)

Леонова А.Н. Понятия «дар» и «поминок» в дипломатической практике Московского

государства XVI – XVII вв.

Новикова А.В. Изменение социальной роли женщины в середине XIX века на примере

дневников В.С. Аксаковой и А.Ф. Тютчевой

Сутягина О.Е. Влияние сибирского купечества на формирование архитектурного облика

Омска и Иркутска

Угрюмова Н.М. Система мер и весов в российском законодательстве в XIX – начале XX в.

СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (XXXXI вв.)

Болдышев А.Д. И.А. Ильин о последствиях распада России

Матюжина В.М. Стиляги: молодежная субкультура СССР конца 1940 – начала 1960-х гг.

Мигурская А.С. «Осиновый кол в традиции белоподкладочников»: разбирательство дела

«черных котов»

Перемитин Е.А. Антисоветская деятельность организации украинских националистов на

Западной Украине в предвоенный период и борьба с ней советских органов госбезопасности

Сахарных И.А. Основание свердловского рок-клуба

Торокова Н.Г. Образ «кулака» в периодической печати 1929 – 1930 гг. (по материалам

газет «Правда» и «Красное знамя»

ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Заплатина О.А. Образование в среде коренного населения Аляски во

второй половине XIX – начале XXI вв.

Зиатова М.В. Подготовка педагогических кадров для татарских школ в Томской губернии

(1920 – 1930-е гг.)

СадыковаЭ.К. The science of Kazakhstan: analysis, problems and partnership

Сорокин А.Н. Институт прикладной физики в 1922 – 1928 гг.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ

Беспятова И.Е. Французский королевский двор конца XVI века глазами Пьера де Брантома

Гильминтинов Р.Р. Верность в самурайской и рыцарской этике

Гулик З.Н. К вопросу об историко-психологическом различии отношения к детям в

средневековой Руси и Западной Европе

Зайцев Д.В. Стратегическое значение островных полисов Эгеиды в период архаики в

эллинской нарративной традиции

Коробейников И.Н. Балканские кампании Роберта Гвискара

Криванкова И.С. К проблеме датировки книги Даниила

Полякова А.С. Проблема отношений монарха и двора в контексте повышения лояльности

придворного общества королевы Елизаветы I Тюдор

Тебенев К.Г. Специфика гендерного дискурса в средневековой Европе на примере

творчества Чосера и Боккаччо

Харитонова В.Д. Похоронный обряд зороастризма: традиции и современность

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

Жарчинская К.А. Восприятие академической истории представителями сообщества, лояльного

к славяно-арийской и гиперборейской идее, на примере томской аудитории 2009 г.

Каратовская В.В. «Норманнская проблема» и современная художественная литература

(на примере романа Б.Л. Васильева «Вещий Олег»)

Коломина А.А. Северокорейский ядерный кризис в работах российских исследователей

Куприянова В.В. Развитие представлений о пространстве и времени на ранних этапах

человеческого развития

Филипчик Е.А. Личность Бориса Годунова в оценке Н.И. Костомарова

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Иволина С.Д. Вьетнамский синдром американской внешней политики

Кудашева Л.О. Баланс «мягкой» и «жесткой» силы во внешней политике США и его

влияние на мировое общественное мнение (конец XX – начало XXI вв.)

Пивоварова Н.С. Плебисцитарная демократия в Венесуэле как механизм

авторитаризации режима

Седова Л.Д. Изменение отношения католичества к иудаизму после Второй мировой войны

Сычёва Н.В. Чрезвычайная комиссия по изучению торгового дефицита США (1999 – 2000 гг.):

попытки решения экономической проблемы политическими средствами

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Алексеева Е.А. Динамика американо-японских военно-политических отношений в

исторической ретроспективе в период 1951 – 1996 гг.

Борисов Д.А. Экологическое сотрудничество в рамках Шанхайской организации

сотрудничества

Казимова Ю.Р. Информационная война между США и Ираком в ходе Иракского конфликта

Куцых М.Е. Концепции геополитики как средство исследования международных отношений

МокрушинаА.Ю. Sources and the beginning of the European integration

Петрикова Д.А. Фактор США в возникновении Южноосетинской войны (август 2008 г.)

Повышев В.В. К вопросу о теории государственного суверенитета в историческом контексте

ПоливцеваЕ.А. Identite europeenne mise en question

Смолина Р.М. Проблемы ратификации Лиссабонского договора на примере

Ирландии и Чехии

Соседов Т.Ю. Проблема безопасности России в режиме Черноморских проливов

Шкроб Е.Ю. Современное состояние внешнеэкономических связей Томской области и КНР

Эмбрехт Р.В. Презентация Томской области на Ганноверской промышленной ярмарке

(1997 – 2010 гг.)

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

Конова Е.А. Система лоббирования в Европейском союзе

МаксимоваА.М. Realism and european political integration

ОвчаренкоА.Н. Le développement durable comme l’évolution du discours sur l’écologie

et le modèle socio-économique

Ооржак Н.Ш. Социальная критика войны борьбы с терроризмом

Погорельская А.М. Миграционная политика Европейского союза

Тарасенко А.К. Механизмы и инструменты достижения целей России и Китая в

Центральной Азии в области безопасности

Теплова Т.С. Европейский центральный банк: место среди институтов ЕС и в

мировой финансовой системе

ЧелаковаЮ.А. Gender equality policy of the European Union

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Осташова Е.А. Политические технологии на парламентский выборах 1999 года

Колобекова У.А. Правовое регулирование допуска персонала к коммерческой тайне

Ксенофонтова С.Н. Специфика газеты исторического факультета Томского государственного

университета «Феникс» как инструмента внутренних PR

Пушкина Е.С. Единое информационное пространство как уровень информационного

обмена в условиях информационного общества

АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Валетская М.Н. Керамический комплекс городища Шайтан I

Водясов Е.В. Хронологическая и культурная принадлежность городища Усть-Таган

Гриняева Е.В. Модельные предметы в могильниках томского Приобья и среднего Причулымья

эпохи развитого Средневековья

Зинченко А.С. Комплекс конской амуниции из погребения кургана 11 могильника

Шайтан II

Комова Н.Г. К вопросу о происхождении височных колец могильника Шайтан II

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

АнтоноваА.В. The causes and consequences of the conflict between china and zhungaria in

the 18th century

Ворожищева О.М. Из истории формирования корейской диаспоры в Западной Сибири

Гачегова С.Ф. Даосские и буддийские секты средневекового Китая: сравнительный анализ

Глинкин В.С. Становление китайской диаспоры в Японии (до 1945 года)

Гулина О.Е. Стратегия развития атомной энергетики и меры экологического контроля

в Китае

Ефимова Я.С. Национальные меньшинства Японии: юридически-правовой статус

Козел М.Ф. Влияние Китая и Японии в Юго-Восточной Азии, или кто в доме хозяин?

Мажинский С.В. Деятельность Красного Креста в Китае: эволюция и роль

Новичков В.С. К вопросу об истоках Арабо-израильского конфликта

Свитайло Е.С. Китайская программа экономического стимулирования во время кризиса:

первые успехи и ошибки

Солодникова Е.С. Традиция и модерн в представлениях о правах человека в современном

китайском обществе

Федотов Е.Н. Кемеровская область и город Чунцин: проблема выбора внешнеэкономического

партнера

Чичканова О.Ю. Сибирские научные центры в создании Университета Шанхайской

Организации Сотрудничества

Шишкина Е.Е. Менталитет и хуацяо: американский опыт

АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ДОСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (ДО НАЧАЛА XX в.)

И.А. Агеев

ИСТОРИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЬ-ЕНИСЕЙСКОГО ВОДНОГО ПУТИ

Дается обзор эксплуатации Обь-Енисейского соединительного водного пути. Работа канала выразилась в доставке рельс для строительства Транссибирской магистрали в течение одной навигации и в нескольких опытах проведения частных грузов.

Ключевые слова: транспорт, пути сообщения.

Обь-Енисейский канал должен был соединить бассейны крупнейших сибирских рек – Оби и Енисея. Назначение водного пути заключалось в непрерывной доставке грузов из Западной Сибири в Восточную, и начало строительства было встречено с большим воодушевлением, ибо потребность в таком соединительном пути на момент начала строительства действительно была. Однако со временем наступило разочарование – купцы не нашли в использовании канала определенной выгоды. Сложилось впечатление, что водный путь совсем не использовался по назначению. Тем не менее, между началом строительства и прекращением работы состоялось несколько опытов проведения грузов и пароходов через соединительную систему, на основании которых и был сделан вывод о невозможности дальнейшей его эксплуатации.

По вновь созданному пути опытные проводы грузов начались сразу после сооружения «прокопа», т.е. собственно канала, проложенного на водоразделе. Первый случай переброски товара относится к 1888 г., когда было проведено 2500 пудов муки-крупчатки купца Горохова [1]. Переход был очень трудным, осуществлялся несколько дней. Фактически лодка была проведена руками, а не паровым катером [2]. Весной следующего, 1889 г., было проведено 8000 пудов хлебных грузов [3]. Ямщики в том же году сообщали, что чайных грузов им досталось меньше, чем обычно, якобы значительное количество товара было перевезено по Обь-Енисейскому каналу [4]. Отсутствие воды на канале в 1890 г. вынудило потенциальных грузоотправителей изменить свое решение [5]. В 1892 г. купец Чекулаев изъявил желание провести по каналу 20000 пудов разных грузов: соли, графита и муки. Из-за опоздания грузы пришлось проводить после схода большой воды. Переход оказался неудачным. Грузы остались на канале до зимнего пути [6]. По другим данным, Чекулаевым было проведено только 6000 пудов муки и пароход «Опыт» [3]. В навигацию 1893 г. предположительно было провезено 2000 ящиков чая [7] и пароход купца Черемных «Сибирячка» [3]. В 1894 г., по непроверенным данным, по каналу проведено 700 пудов соли все того же Чекулаева [8]. В 1895 г. проведены казенные землечерпательные машины, 2000 пудов казенного цемента и катер Сибирякова [9]. В 1896 г. – казенный пароход «Евгений» и пароход Кнорре «Пионер», а также до 40 семей переселенцев с имуществом на двух паузках [9]. Помимо этого, администрация канала принимала заявки на провод 10 тыс. пуд. крупчатки казенным пароходом, но из-за отсутствия подходящих барж заказ не смог быть выполнен [9]. В том же году говорилось что «к концу навигации… по каналу направляются грузы» [10]. Еще планировалось провести казенный пароход «Николай», правда, с частичной его разборкой [11]. Самая крупная партия грузов была проведена через систему в 1905 г. В тот год в связи с Русско-японской войной увеличилась нагрузка на недавно построенную Транссибирскую магистраль. Однако работы продолжались, и для доставки строительных материалов требовались альтернативные пути – тогда и вспомнили про Обь-Енисейский канал [12]. Тогда же писали о причинах «закупорки» Транссибирской магистрали – из-за уничтожения транзитного пароходства запретительными тарифами смешанных перевозок на железнодорожном транспорте. Обь-Енисейский канал оказался в такой ситуации как нельзя кстати – при полной недоступности железных дорог для гражданских грузов предприниматели хватались за любую возможность доставки своих товаров на восток. Водный путь пришлось весьма основательно готовить к навигации – рабочие построили специальную «маломерную флотилию» – баржи, подходящие по размеру к габаритам канала [13]. Опыт перевозки состоялся – за навигацию было перевезено 50000 пудов рельсов: казенными баржами – по каналу и реке Кас, затем пароходами Гадалова – в Красноярск [14]. За это казна заплатила 40 тыс. руб. [15. С. 1]. В 1918–1919 гг. предпринималась переброска парохода «Первый», которая сопровождалась большими затруднениями, вплоть до созыва специальной комиссии, решавшей судьбу парохода.

Из уже известных источников мы имеем сведения, что по каналу за период его эксплуатации проведено 93500 пуд грузов (1496 т), как минимум 8 пароходов и землечерпательных машин, а также около 40 семей переселенцев на двух паузках. Это подтверждает, что опытные проводы грузов и машин имели место, другое дело, что конечный результат их оказывался неудовлетворительным – купцы убеждались в неудобствах, возникавших при передвижении по каналу.

В первые годы строительства купцы сами обращались в контору канала с просьбами провести их грузы по вновь построенному пути. Провод грузов осуществлялся весной, когда уровень воды достигал максимальных отметок, как и предусматривала конструкция. Однако в скором времени выявились такие недостатки, которые не позволяли проводить грузы с минимальными рисками. Эти недостатки стали отпугивать купцов от идеи воспользоваться каналом. Главным недостатком был короткий период половодья, что в сочетании с низкой скоростью движения по каналу создавало риск для груза в буквальном смысле остаться на канале до следующей навигации. Короткое половодье усугублялось удаленностью канала – от Томска пароход с грузом шел от одной до двух недель, теряя драгоценное время большой воды на канале. Еще одним затруднением судоходства были карчи и заломы, но не только на канале, где обслуживающий персонал мог быстро их ликвидировать, а на реках, где все эти затруднения за полным отсутствием местного населения приходилось устранять силами команд пароходов, что также замедляло их продвижение.

Нельзя сказать, таким образом, что канал не работал, но каждый случай провода судов фиксировался источниками отдельно, а это значит, что масштабы судоходства на канале не были большими. В двух случаях переброски пароходов из бассейна Оби в бассейн Енисея имели место затруднения. В 1897 г. пришлось частично разобрать пароход, в 1918–1919 гг. пароход был задержан до следующей навигации, и неизвестно, прошел ли он канал в следующем сезоне. Решение о проведении ремонта было принято на заседании специально созванной комиссии в составе администрации канала и должностных лиц Томского округа путей сообщения. Достаточно обширна переписка о проведении парохода «Первый» из обского бассейна в енисейский. Проведение этого парохода заняло более одной навигации. О неготовности канала к проведению по нему парохода говорилось заранее [16. Л. 2–2об.]. (Справка из районного комитета Обь-Енисейской системы датирована 27 апреля 1918 г.). Решением районного комитета была оставлена в силе рекомендация инженера Гаккеля об отмене проводки парохода в навигацию 1918 г., несмотря на это, пароход проследовал к каналу. Пароход видели на Кети около 7 июня 1918 г., о чем было доложено в Томский районный комитет [16. Л. 75]. В письме от 10 февраля 1919 г. говорится о том, что провод парохода согласовывался заранее, для подготовки выделялись средства, но по причине низкого уровня воды и неподготовленности шлюзов провод парохода не был произведен [17. Л. 23–23об.]. 2 декабря 1918 г. на канале состоялось совещание администрации канала и капитанов парохода и служебных баркасов, принадлежащих каналу. На этом совещании было выяснено состояние канала и решено, какие меры будут предприниматься для приведения канала в пригодное для судоходства состояние [17. Л. 20–21, 23об.–24]. В этих документах канал признавался полуразрушенным, но ввиду острой необходимости проводки парохода от идеи приведения канала в должное состояние не отступались – распределяли объемы работ между заинтересованными учреждениями: Томским округом путей сообщения и Срочным казенным пароходством [17. Л. 24–24об.]. На настоящий момент достоверно неизвестно, состоялся ли провод парохода, однако следует отметить, что все эти мероприятия проходили в условиях гражданской войны. Тюменский предприниматель Логинов в своем письме начальнику Обь-Енисейского участка сообщает, что «Баржа «Вах», принадлежавшая а/о «В. Логинов» уведена во время большевизма пароходом «Первый»…и находится в данный момент на Обь-Енисейском канале» [17. Л. 35], и при этом он просит подтвердить имеющиеся у него сведения и по возможности вернуть принадлежавшую его товариществу баржу обратно [17. Л. 35].

Все вышеперечисленное подтверждает, что эксплуатация канала имела место, по нему проведено определенное количество грузов в виде опыта. Канал также разгрузил Транссибирскую магистраль, а значит, хоть и в минимальном объеме выполнял свои функции.

Литература

  1. Обь-Енисейский водяной путь // Сибирский вестник. 1889. 19 апреля.

  2. Сибирская летопись // Сибирский вестник. 1889. 8 сентября.

  3. Обь-Енисейский водный путь // Томский листок. 1897. 1 марта.

  4. Сибирская летопись // Сибирский вестник. 1889. 3 декабря.

  5. Корреспонденция с Обь-Енисейского канала // Сибирский вестник. 1890. 3 октября.

  6. Обь-Енисейский канал в 1892 году // Сибирский вестник. 1892. 26 сентября.

  7. Итоги постройки Обь-Енисейского пути // Сибирский вестник. 1893. 20 ноября.

  8. Текущие заметки // Сибирский вестник. 1894. 9 июля.

  9. Местная хроника // Сибирский вестник. 1896. 16 февраля.

  10. Местная хроника // Сибирский вестник. 1896. 23 августа.

  11. Местная хроника // Сибирский вестник. 1896. 14 февраля.

  12. Сибирские очерки // Восточное обозрение. 1905. 31 мая.

  13. Сибирские вести // Восточное обозрение. 1905. 25 марта.

  14. Сибирские вести // Восточное обозрение. 1905. 13 сентября.

  15. Чугунов С. Жизнь и природа на Обь-Енисейском канале // Естествознание и география. 1909. № 8.

  16. Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. 134. Оп. 1. Д. 659.

  17. ГАТО. Ф. 134. Оп. 1. Д. 701.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопросы истории международных отношений и документоведения Выпуск 6 Под редакцией кандидата исторических наук 2010

    Документ
    ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Вопросыистории, международныхотношений и документоведенияВыпуск 6 Подредакциейкандидатаисторическихнаук П.П. Румянцева Издательство Томского университета 2010 УДК 93/99 ...
  2. Вопросы истории международных отношений и документоведения

    Документ
    ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Вопросыистории, международныхотношений и документоведенияВыпуск 5 Издательство Томского университета 2010 УДК 93/99 + 327 ...
  3. Под редакцией к э н к э н к э н

    Бюллетень
    ... Выпуск 5 Подредакцией ... кандидата экономических наук 18-20 сентября 2002 г. в Москве состоялась международная ... 92. 9. Историянауки. Персоналии ... документоведения ... отношений и инфраструктуры на период до 2010 ... вопросы, связанные с теоретическими, историческими ...
  4. Пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения

    Документ
    ... международныхотношений ... выпуск ... подредакцией ... 2010 г., была направлена против кандидата ... документоведения ... историческойнауки и выделения из нее истории ... вопросов культуры, в том числе театра. Исследователи, пользуясь пришедшей и в историческуюнауку ...
  5. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ научно-практическОЙ конференциИ

    Документ
    ... наукимеждународного права и соответствующей учебной дисциплины. Сравнивая, например, учебник 1947 г. подредакцией ... ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ») Вопрос ... Федосова С.В. – кандидатисторическихнаук, доцент кафедры ...

Другие похожие документы..