Главная > Документ


1.4. Пояснения и рекомендации методистам – сценаристам ЭУМ

Рисунок 3.


В

Рисунок 3.

настоящее время ЭУМ, проигрываемые при помощи плеера, выглядят так, как показано на рисунке 3. Разработчик ЭУМ может управлять только белой рабочей зоной. Хотелось бы сузить верхнюю и нижнюю клетчатые служебные полосы, предоставив больше места содержанию для укрупнения иллюстраций и текста.

1.4.1. Рекомендации методистам – сценаристам ЭУМ

  1. лучше виден светлый жирный Arial не менее 20 шрифта (для показа всему классу на большом экране) на тёмном фоне, т.к. много экранного света раздражает глаза, особенно в распространённых ещё в школах CRT-мониторах [2], правда при чтении с TFT-мониторов возможен белый фон). Нужны вариативы для слабовидящих людей, к сожалению, не реализуемые в этом гранте.

  2. соотношение: текста – не больше 40 %, формул - не больше 20 %, а остальная площадь – изображения: размещение не плотно, а всё в целом - не более половины экрана.

  3. для объектов рекомендуется соблюдать пропорции «золотого сечения» (√`5 -1) / 2 ~ 5/8 ~ 0.62 по высоте и ширине внутренней области.

  4. вместо повторения сделайте гиперссылку.

  5. для ускорения разработки и сокращения объёма используйте рисунки и анимации из имеющейся базы данных.

  6. не забывайте подписывать объекты, в том числе, для их поиска.

  7. не меняйте обозначения в тексте одной и той же величины от ЭУМ к ЭУМ.

  8. оговорите часто используемую единицу измерения, используемую по умолчанию.

  9. шире используйте мультимедийные возможности:

    • Рисунок 4.

      заменяйте рисунки, схемы процессов на интерактивные анимации, как на рисунке 4.

    • вставляйте видеофрагменты, трёхмерные интерактивные образы, звук.

  1. разбивайте на фрагменты для паузы и повтора, учитывайте время прокрутки.

  2. звуковые объекты сопровождайте не только регулятором громкости (стандартный внизу) для монопольного использования, но и текстом (при необходимости выключения звука при одновременном использовании в компьютерном классе без наушников).

  3. сделайте сводную таблицу (например, определений, формул, схем, персоналий и т.п.) для удобства поиска (например, формул по тексту, т.к. символы могут отсутствовать или неправильно отображаться на машине пользователя).

  4. задание может быть оформлено различными способами:

  • интегрировано внутрь модели или оформлено в виде текста:

  • при считывании результатов с экрана инструкции располагайте рядом с моделью;

  • в виде дополнительных вопросов (лучше – интерактивных) по выводам после работы с моделью.

  1. повышайте уровень активности учащегося, описав самостоятельные действия и анимацию.

  2. автоматизируйте стандартные действия из реальных лабораторных работ (например, заполнение таблицы по графику функции) для экономии времени с целью дополнительных исследований.

  3. типы практических заданий П1 с целью контроля не только знаний, но и навыков, как в ходе выполнения, так и по его результатам:

  • Рисунок 5.

    произвести измерения

  • осуществить сборку, разборку, настройку оборудования

  • определить причины неисправности

  • определить состав и количественное соотношение

  • изготовить макет, изделие

  • оказать услугу

  • проанализировать ситуацию

  • поставить эксперимент (рисунок 5).

  1. малочисленные (ввиду сложности разработки) виртуальные лабораторииП1 и 2 на основе математического моделирования не требуют реального оборудования и расхода материалов, безопасны, позволяют контролировать ход и время выполнения. Они не позволяют пощупать реальные объекты и приборы для их изучения, поэтому не следует просто осуществимые опыты заменять на П1. Автоматизация позволяет повышать исследовательскую культуру: планирование, регистрацию и обработку данных, выделение критических значений и зависимостей (как в статистических пакетах).

  2. используйтеинтерактив: вопросы для самопроверки автоматически проверяются по вариантам правильного ответа (что облегчит работу преподавателя). В И и П задания могут быть открытым с выдаваемым потом вариантом правильного ответа на:

  • определение

  • сравнение

  • объяснение причины

  • выявление основных характерных черт, признаков, или качеств предметов

  • обоснование выбора.

  1. для выполнения исследовательского заданияП3 понадобится интерактивная модель или анимация, и вопросы, которые входят в ЭУМ; а также внешние модули (например, поисковая система Яndex). Результаты творчества учащегося принимает учитель. На этом типе заданий для повышения мотивации уместно поощрение. Лучшие работы можно отправлять на конкурсы. При этом развиваются умения личности обучаемых:

  • самооценки, критики и самокритики – для выявления затруднений в процессе обучения и отношений в группе с целью воспитания и устранения препятствий для повышения активности, достижения успеха.

  • рефлексии – комплексного самоанализа для выявления затруднений в процессе обучения с целью осознания достижений и установления перспектив.

  1. структура П4 схожа с П1 и 2, но добавлены игровые параметры. Примеры индивидуальных игр (предметный тетрис, викторина, загадка и т.п.). Игровое задание может не проверяться, а быть поощрением. Ряд параметров может контролироваться учителем:

  • относительный (по сравнению с другими) результат прохождения задания;

  • победа (если ЭУМ предполагает совместную работу нескольких учащихся, например, при расчёте валентности выбранного элемента в химическом соединении или 2-го корня квадратного уравнения).

  1. практикумыП5 и 6 аналогичны аттестационным К1 и 2 (см. ниже), но решать эти задания можно многократно. Итоговая оценка может ставиться или нет. Должна быть общая рекомендация, например, «Вернитесь к изучению конкретного предыдущего модуля».

  2. для решения задачи в П6 нужно применить несколько формул или рассуждений (шагов). На каждом шаге предлагается найти промежуточную величину или ответить на качественный вопрос, позволяющий уточнить условие задачи или ход её решения. Учащийся может запросить подсказку в виде решения очередного шага. Этот вариатив предназначен для учащихся профильных классов.

  3. в тех сценах, которые содержат автоматически проверяемые задания, пользователь должен ввести ответ и нажать кнопку «Проверить». Результат проверки выдаётся на экран пока только в виде стандартной выбираемой наугад фразы «Правильно» / «Верный ответ» или «Неверно» / «Неверный ответ» / «Неправильно». Для перехода к следующей сцене, пользователь должен нажать стандартные «Вперед» или «Назад». Можно пропустить сцену, вернувшись к ней позже, или не возвращаясь вовсе. Тестовые задания и задачи можно «проходить» несколько раз, учащийся может сделать несколько попыток. Результат выполнения ЭУМ П и К может сопровождаться общей рекомендацией.

  4. длявыявления затруднений в процессе обучения предусмотрена обратная связь – контроль знаний, умений, навыков. Виды:

  • текущий (устный фронтальный, индивидуальный или комбинированный опрос (долго и нельзя проверить всех по одинаковому вопросу), индивидуальные: тест (легко автоматизировать), письменная контрольная работа в виде диктанта, ответов на вопросы, решения задач, составления тезисов, выполнения чертежей и схем), а также работа с дидактическим материалом (для учёта индивидуальных особенностей) с целью помощи обучаемым,

  • обобщающий в виде реферата, сочинения (аудиторный или больший по объёму домашний для работы с разнообразными источниками) для формирования готовности решать сложные задачи и итоговый (зачёт, экзамен, защита творческого проекта) с целью аттестации.

Перечислим компьютерные - по типологии ЕГЭ с рекомендациями по баллам:

  1. простой тест К1 состоит из 5–10 автоматически проверяемых закрытых заданий. Неверные варианты ответов должны быть правдоподобными (некорректными или неполными). Перечислим возможные типы тестовых заданий с рекомендациями по количеству вариантов:

      • выбор одного варианта ответа (singleChoice) – 4.

      • выбор нескольких вариантов ответов (multiChoice), например, свойств – 4-6.

      • заполнение пропусков (insert) при проверке знания определений – 1-4, на каждый пропуск по 2–3 варианта заполнения.

      • сортировка (sorting) при установлении правильного порядка по определённому критерию (как правило, возрастанию или убыванию) - 4–8.

      • классификация (classification) при установлении соответствия между 2-мя типами объектов вида текста или изображения, а также распределение однородных (4–10) объектов по (2–4) группам. Допускаются лишние объекты. Распределение должно быть однозначно и равномерно.

      • указание1-го объекта (hotspot) при проверке знания изображения (устройства приборов, структуры процессов, явлений и природных объектов).

      • перемещение объектов (dnd) при проверке знания устройства приборов и приспособлений, структуры процессов, явлений и природных объектов – 2-5.

Внешний вид тестовых заданий продемонстрирован на скриншотах рисунков 6 и 7:

Рисунок 6.

Рисунок 7.

  1. в закрытых заданиях есть вероятность угадывания М ответов из N предложенных вариантов: CMN = (N-M)! M! / N! В среднем, на каждые 5–10 заданий на выбор одного варианта ответа из предложенных должно приходиться 1 задание на выбор нескольких вариантов ответа из предложенных, что сложнее даже безотносительно содержания и поэтому балл выше. За выбор неправильного варианта из максимального балла вычитается штраф. Минимальный балл за ответ установим 0. В таблице 3 приведём баллы, обратно пропорциональные вероятности угадывания при известном количестве верных вариантов М из общего количества N – таблица 3:

    балл\ М из N

    1 из 2

    1 из 3

    1 из 4

    1 из 5

    1 из 6

    2 из 4

    2 из 5

    2 из 6

    3 из 6

    1 из 7

    максимальн.

    2

    3

    4

    5

    6

    6

    10

    15

    20

    7

    1 неверный

    0

    0

    0

    0

    0

    2

    4

    5

    10

    0

    2 неверных

    -

    -

    -

    -

    -

    0

    0

    0

    4

    -

  2. задания открытого типа - ввод строки (stringAnswer) при проверке знания научных терминов, фамилий ученых с однозначностью грамматической формы ответа или числа (valueAnswer).

  3. К2 (в отличие от К1) состоит из 3–5 задач расчётного характера. Рекомендуется группировать базовый уровень (простейшие формулы на одно действие) и повышенный (более сложные задачи). Для верности приближённого ответа (введённого числа) в сценарии указывайте требуемую точность единицы измерения.

  4. порядка 20 % от общего количества заданий могут быть параметризованы и некоторые численные данные будут при каждом появлении на экране новыми. Правила: параметризации не подлежат константы, порядок значений параметризуемых физических величин должен оставаться в разумных пределах, ответы должны получаться «круглыми» и т. п.

  5. т.к. сложные объекты в тестах много весят, то допустимо 50 - 90 % с объектами из базы данных образовательных объектов.

  6. комментарии не должны являться решением задания, а должны помогать ответить на вопрос. Форма обращения ко второму лицу множественного числа.

  7. при группировке заданий в тесты:

  • т.к. время выполнения от 2 минут (для простых заданий на выбор варианта ответа) до 5–10–15 минут (для заданий нестандартных типов), то максимальное количество - 10.

  • только для итоговых аттестационных ЭУМ могут быть задания из различных тем по целым главам предмета.

  • разнообразьте задания для удовольствия от работы, но различные числовые данные генерируются при параметризации.

  1. результат выполнения тестовых заданий передаётся в OMС-плеер. Его можно видеть на экране при помощи специальной страницы с журналом. Способ выставления оценки по умолчанию следующий – таблица 4:

Доля Σ очков от максимального количества

[0; 0,4)

[0,4; 0,6)

[0,6; 0,8)

[0,8; 1]

Оценка

2

3

4

5

Автор может предложить свое распределение очков и сопровождающую общую рекомендацию.

1.4.2. Распределение ЭУМ по уровням интерактивности

Необходимо отметить, что общего разрабатываемого к концу 2007 года количества ЭУМ (1000 штук по физике и 500 по естествознанию) едва хватает, чтобы покрыть лишь базовый уровень по каждому предмету с минимальным уровнем вариативности.

На профильный уровень, а тем более, на альтернативные линии учебников этого количества недостаточно. Тем не менее, порядка 10 % всех ЭУМ планируется разработать для профильного уровня– для обеспечения требуемой вариативности ЭУМ – таблица 5:

Уровень интерактивности

Описание

Доля от общего кол-ва ЭУМ

I

Условно-пассивный

Чтение текста, просмотр графики и видео, прослушивание звука

10–30 %

II

Активный

Навигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы

45–80 %

III

Деятельностный

Задание на ввод численного ответа, перемещение и совмещение объектов, работа с интерактивными моделями

10–25 %

IV

Исследовательский

Работа с виртуальными лабораториями

До 5 %

1.4.3. Пятиступенчатая система контроля ЭУМ

  1. проверка научной составляющей;

  2. проверка педагогической составляющей;

  3. проверка дизайн-эргономической составляющей;

  4. проверка на соответствие нормам литературного русского языка;

  5. техническое тестирование.

1.5. Модуль методической поддержки (ММП)

ММП – это методическое дополнение к собранным ЭУМ. Он включает в себя как технологическую часть, так и описательную часть, которую создают авторы-методисты. Каждый ММП покрывает собой несколько ЭУМов, например: «одно ММП – один класс», «одно ММП – крупная тема или предмет или «одно ММП к каждой главе поурочного планирования», что удобнее для учителей.

Минимум две возможные причины существования различных ММП по одной и той же теме (вариативность в терминологии заказчика):

  • Различным учащимся можно давать ЭУМ различного уровня сложности – например, в зависимости от их способностей. Т.к. уровень сложности каждого ЭУМ «зашит» внутри него, то наборы ЭУМ могут отличаться отдельными ЭУМами по уровню сложности.

  • ЭУМы, входящие в ММП, могут различаться не только качеством (уровнем сложности), но и количеством. На роль дополнительных ЭУМ для успевающих учащихся могут претендовать, например, модули повышенной сложности.

  • Существуют различные учебники, по которым учатся школьники. В них может отличаться порядок подачи материала (на практике это приведет к вариациям взаимного расположения ЭУМ внутри темы или даже вариациям взаимного расположения тем). Отличие может состоять и в обозначениях, используемых в ЭУМ - придется использовать собственные ЭУМы с ММП, составленные для определенного учебника.

Форма и содержание описания ММП не регламентированы контрактом, поэтому описание каждого ММП может состоять из четырех основных частей:

  1. фрагментов государственного стандарта по предмету, имеющих отношение к данной теме, включая требования к уровню подготовки учащихся;

  2. статистических сведений:

  • поурочное планирование в рамках данной темы;

  • перечень ЭУМов, входящих в ММП;

  • количество ЭУМ каждого типа («И», «П», «К») входит в ММП;

  • количество ЭУМ каждого уровня интерактивности.

  1. материалов для учителя;

  2. материалов для учащегося.

Материалы для учителя должны включить методику изучения темы, список дополнительной литературы и Интернет-ресурсов, возможные примеры деятельности учителя и учащихся с использованием ЭОР, но не последовательное изложение сценария каждого урока, т.к. вариантов много.

Фрагмент карты обеспеченности урока в форме сводной таблицы по использованию ЭУМ – таблица 6:

Урок

Название ЭУМ

Тип ЭУМ

Уровень и задачи учащегося

Для учителя

Для учащегося

Особенности использования

49

Полет сквозь Солнце

П2

Высокий

Задачи:

формирование…,

развитие …

перечень бумажных и электронных источников

перечень бумажных и электронных источников

Возможно использование по 2 человека за одним компьютером или как домашнее задание

Пока для надёжного получения частей ЭОР по сети наложено ограничение на информационный объём ММП-zip – не больше 1 Мб.

Необходимо пополнение ММП инструктивными материалами (нет отмеченных ";*";):

а) организации индивидуальной работы:

      1. инструктаж* по направлениям и способам выполнения практической или проектной работы для приобретения навыков самостоятельного поиска и отбора необходимых знаний

      2. руководство по проведению упражнений и экспериментов для превращения абстрактных знаний тематических универсальных текстов в конкретные предметные представления

      3. курсовой текст* с вопросами для овладения теоретическими знаниями по всем темам предмета

      4. регламентирующий текст* для практической деятельности на рабочем месте в лаборатории

      5. технологический текст* для понимания технологий и способов их реализации в конкретных условиях

      6. указания для выполнения типовых практических заданий

      7. требования* к оформлению отчётов.

б) организации индивидуальной работы на компьютере:

      1. объяснения* правил работы с ЭУМ разных типов,

      2. объяснения* порядка установки на домашний компьютер.

Использование «открытой образовательной модульной мультимедиа системы» (ОМС) допускает:

  • расширение ОМС по осям: по мере получения новых знаний по предмету в систему легко включается новая тема, новые педагогические методики или прогресс компьютерных технологий отражаются в новых вариативах ЭУМ

  • соавторство учебного курса: пользователь (преподаватель, учащийся) может сделать ЭУМ для локального или всеобщего использования или свою методику из сочетаний выбранных вариативов ЭУМов.

2. Организация учебного процесса на основе разрабатываемых ЭОР



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М іністерство освіти і науки україни бердянський державний педагогічний університет збірник наукових праць (1)

    Документ
    ... Морозов И.О., Попова О.В., Смольникова И.А. Создание открытой образовательной модульной мультимедиа системы ... С. 25-33. 6. Сосницкая Н.Л., Волошина К.А. Электронныеобразовательныересурсыновогопоколения по физике / Н.Л. Сосницкая, К.А. Волошина // ...
  2. Московский областной общественный фонд новых технологий

    Документ
    ... систему для создания и распространения электронных научно образовательныхресурсов для Интернет обучения; информационные ресурсы внешних ... на основе ИТ возможно создание и развитие образовательных систем новогопоколения. Применение ИТ в учебном ...
  3. УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТЧЕТ о работе за 2010-2011 учебный год Ижевск

    Отчет
    ... П.В., Вострокнутова Н.В., Смольникова О.А., Шарапова Т.В.). ... образовательный стандарт третьего поколения». Цель: внедрение и реализация ФГОС СПО новогопоколения в образовательный ... работы по созданиюэлектронныхобразовательныхресурсов. Краснопёрова ...
  4. Программа конференции «Современная образовательная среда» и программа совещаний

    Программа
    ... Смольникова И.А., Минобразование России ДОКЛАДЫ «Созданиеэлектронных ... образовательныхэлектронныхресурсов для средней школы» 5. Соболева Н.Н., Мамонтов Д.И., Касьянов О.А., Брагин В.Е. «Анализ технологических аспектов создания ... новогопоколения ...
  5. «Подготовка к единому государственному экзамену

    Конкурс
    ... и образовательный стандарт новогопоколения ... электронныхобразовательныхресурсов ......................................... 108 Зенкина С. В., Чернобай Е. В. Подготовка учителей к использованию ИКТ для созданияэлектронныхобразовательныхресурсов ...

Другие похожие документы..