textarchive.ru

Главная > Литература


/wenwang/index.htm

Среди множества загадок, которые связаны с древнекитайской “Книгой перемен” (И цзин), есть одна очень важная. Она касается последовательности гексаграмм, имеющей название “порядок Вэнь-вана”. Многие исследователи пытались найти принцип расположения гексаграмм в этом порядке. Но их труды оказались в целом безуспешными. Благодаря им были выявлены только некоторые отдельные закономерности. Между тем, разгадка алгоритма построения порядка Вэнь-вана позволила бы вывести изучение “Книги перемен” на качественно новый уровень. Можно было бы, анализируя структурно-математические связи между гексаграммами, сопоставить их со смысловыми связями. Это привело бы к уточнению кодируемых гексаграммами значений, которые, без сомнения, за долгие годы существования “Книги перемен” претерпели ряд существенных искажений. Поэтому, предполагая, что эта задача может быть, в принципе, решена, я обращаюсь ко всем, кто читает данные строки и имеет математические склонности:

Кто разгадает загадку порядка Вэнь-вана?

  • Исходные данные

  • Порядок Вэнь-вана и лунные стоянки

  • Система 36 пар гексаграмм

  • Исследования И. Бурдонова

  • Литература

  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Исходные данные

В основе символики “Книги перемен” лежат два вида черт (яо). Прерывистая (“сломанная” - чжэ) черта обозначает принцип инь, а сплошная (“одинарная” - дань) - принцип ян (рис. 1).

Рис. 1

Помимо прерывистой и сплошной черт, в символической системе “Книге перемен” применяются еще два символа. Один из них должен обозначать прерывистую черту, превращающуюся в свою противоположность, т.е. в черту, у которой две половинки соединяются (  ), - “сплетающуюся” (цзяo). А другой обозначает сплошную черту, разрывающуюся на две половинки (  ), - “раздваивающуюся” (чун). Эти два символа называются “старыми” (лао), в отличие от предыдущих, называемых “молодыми” (шао). “Старый ян” может обозначаться кружочком и числом 9, а “старая инь” - диагональным крестиком и числом 6 (рис. 2). “Молодые” ян и инь имеют числовую символику 7 и 8. Динамика взаимодействий всех четырех принципов выражается следующим образом: “молодые” черты “стареют”, т.е. превращаются в “старые” черты, не меняя знака, а последние уже его меняют, “умирая” и превращаясь в противоположные “молодые” черты, которые вновь “стареют”, и т.д.

Рис. 2

При сочетании сплошной и прерывистой черт в двух позициях образуются четыре диграммы, называемые “сян” (“символы”). Два символа, “большие” (тай) инь и ян, имеют в двух позициях одинаковые черты, а два других, “малые” (шао) инь и ян, - различные (рис. 3).

Рис. 3

Символы, составленные из комбинирующихся черт, находящихся в трех позициях, называются “гуа”, а в китаеведении их принято называть “триграммами”. Чтобы упростить оперирование триграммами, можно перекодировать их в двоичный код, в котором цифры 0 или 1 при расположении их слева направо (поз. 3, 2, 1) в кодовом знаке (триграммный оператор) соответствуют прерывистой или сплошной чертам в позициях триграмм от верхней до нижней (рис. 4). Следует отметить, что выбор данных цифр не является принципиальным. Можно использовать знаки “-“ и “+”, традиционные обозначения черт цифрами 6 и 9 и проч.

Рис. 4

В китайской традиции выделятся несколько последовательностей триграмм. Так, последовательность, представленная на рис. 4, называется “порядком Фуси” (читается справа налево). Принцип построения данного порядка очевиден. Он отражает процесс дихотомического деления некоего единого начала (великий предел - Тай цзи), проходящий в три этапа, которые совпадают со счетом позиций снизу вверх (рис. 5).

Рис. 5

Указанный счет снизу вверх не является обязательным при построении порядков триграмм методом дихотомического деления. В описании этого метода в “Си цы чжуани”, являющемся важнейшим комментарием к “И цзину”, не указывается, что последовательность должна быть именно такой. Чередуя последовательности прохождения позиций, можно получить в общей сложности 6 порядков триграмм, представленных в нижеследующей таблице (табл. 1; порядок Фуси здесь обозначается как В1).

Таблица 1

Серия А

Серия В

A3

A2

A1

B3

B2

B1

Поз. 3-2-1

Поз. 2-1-3

Поз. 1-3-2

Поз. 3-1-2

Поз. 2-3-1

Поз. 1-2-3

111 - М

111 - М

111 - М

111 - М

111 - М

111 - М

110 - Д

011 - М

101 - О

101 - О

110 - Д

011 - М

101 - О

110 - Д

011 - М

110 - Д

011 - М

101 - О

100 - П

010 - В

001 - Д*

100 - П

010 - В

001 - Д*

011 - М

101 - О

110 - Д

011 - М

101 - О

110 - Д

010 - В

001 - Д*

100 - П

001 - Д*

100 - П

010 - В

001 - Д*

100 - П

010 - В

010 - В

001 - Д*

100 - П

000 - П

000 - П

000 - П

000 - П

000 - П

000 - П

В этой таблице также приведена корреляция триграмм и стихий: Цянь и Дуй - металл (М); Кунь и Гэнь - почва (П); Сюнь и Чжэнь - дерево (по корреляциям с этими триграммами будем условно различать “первичное” и “вторичное” дерево - Д и Д*); Кань - вода (В); Ли - огонь (О). В синологии не установлено время ее возникновения. Известно только, что она встречается в сохранившихся письменных источниках, относящихся к сунской эпохе. Так, например, эта корреляция приводится в сочинении неоконфуцианца Шао Юна (1011-1077) “Мэй хуа и шу” (“Числа перемен цветов сливы”). Несмотря на такую позднюю датировку, можно с уверенностью сказать, что происхождение указанной корреляции триграмм и стихий значительно более раннее, поскольку в ней отражены основные закономерности оперирования со стихиями, известные с доханьского времени.

Триграммы, имеющие во всех позициях одинаковые знаки, называются “старшими”. Одна из них, имеющая три янских черт, - это “отец” (111 - Цянь), а другая, имеющая три иньских черт - это “мать” (000 - Кунь). Остальные триграммы называются “младшими”, или “детьми”. Они также подразделяются на янские и иньские, что определяется их структурой. Во всех “младших” триграммах одна черта по знаку противостоит двум другим. “Сыновьями” будут три триграммы, имеющие только одну сплошную черту, а остальные - прерывистые. Сплошная черта в первой позиции - “старший сын” (001 - Чжэнь), во второй позиции - “средний сын” (010 - Кань), в третьей позиции - “младший сын” (100 - Гэнь). “Дочери” имеют только одну прерывистую черту при остальных сплошных: в первой позиции - “старшая дочь” (011 - Сунь); во второй позиции - “средняя дочь” (101 - Ли); в третьей позиции - “младшая дочь” (011 - Дуй).

Триграммы, противоположные по “полу” и одного “возраста”, можно рассматривать как “дополнительные”. У них в одних и тех же позициях имеются различные черты, и эти триграммы можно преобразовывать друг в друга при помощи инверсии черт, или “противоположности” (дуй). Есть еще триграммы, которые образуются одна из другой при помощи “переворачивания” (фань). Это “старшие” и “младшие” триграммы одного “пола” (тр. Чжэнь - Гэнь; Сунь - Дуй). Остальные триграммы при этой операции не модифицируются, так как у них в нижней и верхней позициях имеются одинаковые черты, иначе говоря, они симметричны относительно средней позиции (рис. 6).

Рис. 6

Гексаграммы (гуа), т.е. символы “Книги перемен”, состоящие из шести позиций с прерывистыми и сплошными чертами, можно рассматривать либо как результат процесса дихотомического деления (подобного тому, что представлен на рис. 5), произведенного в шесть этапов, либо как сочетания трех диграмм или двух триграмм. Для определения взаимоотношений диграмм или триграмм, составляющих гексаграммы, применяется маркировка их позиций категориями Небо (тянь), Земля (ди), Человек (жэнь) (рис. 7).

Рис. 7

Комбинации из прерывистой и сплошной черт, записанных в шести позициях, позволяют составить 64 символа. Счет позиций в гексаграммах начинается снизу. Первая позиция (вэй) (или черта-яо) в гексаграммах называется “начальной” (чу), а шестая - “верхней” (шан). Нечетные позиции (“начальная”, 3-я и 5-я) считаются “янскими”, четные (2-я, 4-я и “верхняя”) - “иньскими”.

В системе записи в двоичном коде при счете позиций сверху вниз гексаграммы будут записываться слева направо. К этой записи можно добавить цифру после дефиса, которая означает номер гексаграммы в порядке Вэнь-вана. Так, гексаграмма Би обозначится как 100101-22, а Сюнь - как 110110-57 (рис. 8).

Рис. 8

Гексаграммы имеют канонизированные порядки расположения, связанные с именами Вэнь-вана и Фуси. Существуют табличная, или “квадратная” (фан ту фан вэй), и круговая (юань ту фан вэй) запись этих порядков.

В табличной записи порядок Вэнь-вана читается справа налево и сверху вниз (рис. 9). Единственный и достаточно очевидный принцип связи гексаграмм, обнаруженный пока в этом порядке, заключается в том, что они группируются в пары по принципу переворачивания (фань), а там, где переворачивание приводит к исходной гексаграмме, - по принципу дополнительности (дуй). Пар, составленных только по принципу дополнительности, имеется всего четыре - № 1-2, 27-28, 29-30 и 61-62. Существует также четыре пары, которые совмещают с себе принципы дополнительности и переворачивания: № 11-12, 17-18, 53-54 и 63-64. Остальные пары строятся только по принципу переворачивания.

Рис. 9

Порядок Вэнь-вана в канонической части “Книги перемен” подразделяется на две неравных части, которые состоят соответственно из 30 и 34 гексаграмм (табл. 2).

Таблица 2

1 часть (верхняя)

2 часть (нижняя)

111111-01

000000-02

111101-13

101111-14

111001-25

100111-26

011100-31

001110-32

011111-43

111110-44

001101-55

101100-56

010001-03

100010-04

000100-15

001000-16

100001-27

011110-28

111100-33

001111-34

011000-45

000110-46

110110-57

011011-58

010111-05

111010-06

011001-17

100110-18

010010-29

101101-30

101000-35

000101-36

011010-47

010110-48

110010-59

010011-60

000010-07

010000-08

000011-19

110000-20

 

110101-37

101011-38

011101-49

101110-50

110011-61

001100-62

110111-09

111011-10

101001-21

100101-22

 

010100-39

001010-40

001001-51

100100-52

010101-63

101010-64

000111-11

111000-12

100000-23

000001-24

 

100011-41

110001-42

110100-53

001011-54

 

Задача нахождения закономерности в расположении гексаграмм в порядке Вэнь-вана может быть разделена на две части. Надо выяснить, по какому правилу выстраиваются в ряд пары гексаграмм и чем определяется очередность гексаграмм внутри пар. При этом можно пользоваться любыми структурно-математическими принципами или основываться на сопоставлении порядка Вэнь-вана с известными нижеследующими порядками гексаграмм, принцип построения которых вполне ясен. Не исключено, что в том или ином месте порядка Вэнь-вана имеются искажения, которые допустимо исправить при наличии соответствующего обоснования.

Порядок Фуси фиксируется в китайской традиции достаточно поздно - в 11 в. В табличной записи он читается справа налево и снизу вверх (рис. 10).

Рис. 10

Порядок Фуси удобно рассматривать как результат комбинирования в составе гексаграмм верхних и нижних триграмм, располагающихся в порядке Фуси (табл. 3, отмечены номера гексаграмм в порядке Вэнь-вана).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Китайская книга книг [cхемы к статье]

    Книга
    ... которого пока не разгаданы. Нет однозначного ... к разрешению этой загадки, в результате чего ... литературой, и те, кто изучал исторические памятники, ... пространственной ориентацией соответствующих триграмм согласно порядкуВэнь-вана. К примеру, в афоризме ...
  2. КИТАЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ «КНИГА ПЕРЕМЕН» 2-е издание исправленное и дополненное под редакцией

    Книга
    ... которого пока не разгаданы. Нет однозначного ... к разрешению этой загадки, в результате чего ... литературой, и те, кто изучал исторические памятники, ... пространственной ориентацией соответствующих триграмм согласно порядкуВэнь-вана. К примеру, в афоризме ...
  3. Чертеж антропокосмоса

    Документ
    ... движения до сих пор не разгадана, и, может быть, обобщенная ... рассмотренных случаях (как для порядкаВэнь-вана, так и для порядка Фуси; исключение составляет ... Сфинкс всякого, кто не справляется с очередной загадкой. Но главная загадка - это сама ...
  4. Но мир! Но жизнь! Ведь человек дорос

    Документ
    ... в порядкеВэнь-вана , этих кана- лов нет вообще. Для меня это оказалось загадкой. Почему ... сих пор для меня остается загадкой,- кто эти люди, откуда они пришли ... сам танец. А следовательно нельзя было разгадать его тайны и последствия его применения ...
  5. Символы и числа " книги перемен"

    Документ
    ... воодушевлением принят теми, кто понимал его практические ... того, что (кто) оказывает действие, и того, что (кто) испытывает воздействие, ... разгадать основную загадку “И цзина” — на каких принципах основывается расположение гексаграмм в порядкеВэнь-вана ...

Другие похожие документы..