textarchive.ru

Главная > Программа


Аннотации к программам дисциплин (модулей)

Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Современные проблемы науки и образования»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла ООП. Изучение дисциплины «Современные проблемы науки и образования» основывается на знаниях, умениях и видах деятельности, сформированных в процессе изучения дисциплин: «Философия», «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире», «Математика», «Современные информационные технологии».

Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» является основой для изучения дисциплин: «Инновационные процессы в образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности»; для последующего освоения других дисциплин вариативной части базового и профессионального циклов, а также для выполнения научно-исследовательской работы магистра.

Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» является самостоятельным модулем.

2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» является формирование знаний, умений и навыков, а также личностных качеств студентов, обеспечивающих: понимание обучающимися тенденций развития современной науки и образования, перспективных проблем научных исследований в сфере образования; адаптацию и применение современных достижений науки и наукоемких технологий при популяризации научных знаний, обновлений содержания учебных дисциплин и элективных курсов для старшеклассников; осуществление профессионального самообразования и личностного роста магистров; формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления педагогической, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности.

3. Структура дисциплины

Современное состояние техногенной цивилизации, ее познавательных и образовательных установок. Наука и образование в контексте глобализационных процессов. Основные направления модернизации и развития научных исследований и образования в РФ. Актуальные проблемы теории и практики социализации и воспитания подрастающего поколения.

4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные технологии общения, методы и формы проведения занятий (лекции, практические занятия, консультации, самостоятельные работа, научно-исследовательская работа и др.), так и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий-лекций с элементами проблемного изложения, анализ конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, проектные методики, дискуссии и др.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способности совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

  • способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • способности разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

  • знать методические ориентиры и принципы становления постнеклассической науки, основные тенденции развития современного естественнонаучного и социогуманитарного в т.ч. педагогического знания, перспективные направления модернизации системы образования в РФ и мире;

  • уметь анализировать тенденции развития современной науки и образования, определять перспективные направления научных исследований, составлять, обобщать и критически осмысливать научную информацию, получаемую из разных источников;

  • владеть (быть в состоянии продемонстрировать) навыками совершенствования и развития своего научного потенциала, расширения и углубления научного мировоззрения, опытом активного общения по актуальным проблемам современной науки и образования.

6. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 академических часов)

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.

8. Составитель

Пашков Александр Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и методики воспитания КГУ.

Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Методология и методы научного исследования»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП), в модульной структуре ООП.

Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла ООП магистратуры.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Методология и методы научного исследования» относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин ООП бакалавриата.

Дисциплина «Методология и методы научного исследования» является основой для изучения дисциплины «Современные проблемы науки и образования».

2. Цель изучения дисциплины.

Изучение данного курса имеет целью познакомить магистранта с современными методологическими концепциями в области философии науки и способствовать освоению современных методов научного исследования.

3. Структура дисциплины.

Цели и задачи методологического анализа научного исследования. Теория и метод. Метод и методология. Современные методологические концепции и их философские основания. Единство эмпирического и теоретического уровней научного исследования. Проблема классификации методов. Методы эмпирического исследования. Методы теоретического познания. Общелогические методы и приемы исследования. Понимание и объяснение. Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии.

4. Основные образовательные технологии.

Лекции, объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения, практические занятия, активные и интерактивные методы, индивидуальные занятия, контрольные работы.

5. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

  • готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

  • способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать современные методологические концепции и их философские основания;

владеть основами методологии научного познания;

уметь применять методы научного познания в своей исследовательской работе.

6. Общая трудоемкость дисциплины.

3 зачетные единицы (108 академических часов).

7. Формы контроля.

Защита реферата. Зачет.

8. Составитель.

Мороз Виктория Васильевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии КГУ.

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «История и методология естественнонаучного образования»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, модульной структуре ООП

Дисциплина «История и методология естественнонаучного образования» включена в вариативную (профильной) часть общенаучного цикла.

Изучение данного курса базируется на знаниях, умениях и навыках полученных при изучении дисциплин на предыдущем уровне образования: «Педагогика», «Психология», «Методика обучения биологии».

Дисциплина «История и методология естественнонаучного образования» способствует оптимальному освоению следующих дисциплин «Современные проблемы общей биологии», «Инновационные процессы в образовании», «Теория и практика профильного обучения», «Методика организации и проведения биологических опытов и наблюдений», «Современные проблемы зоологии»

2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «История и методология естественнонаучного образования» является формирование системы знаний по важнейшим проблемам истории и методологии естественнонаучного образования, основным фундаментальным положениям естественных наук и естественнонаучного образования, развитие общекультурных компетенций и компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

3. Структура дисциплины

Содержание понятий «знание», «познание», «наука». Общеметодологические проблемы. Основные этапы развития естественнонаучного образования. Основные методологические принципы исследования. Соответствие естественнонаучного образования уровню современных естественных наук. Системный подход в естественнонаучном образовании и его сущность. Специфические проблемы естественнонаучных исследований и образования. Постнеклассическая наука в естественнонаучном цикле дисциплин: развитие и становление. Постнеклассическая парадигма естествознания: исторический аспект. Естествознание: концепция универсального эволюционизма. Неклассическое естествознание: концепция самоорганизации. Постнеклассическое естественнонаучное образование: исторический и содержательный аспекты. Развитие естественнонаучного образования: историко-философский аспект. Постнеклассическое естественнонаучное образование: содержательный аспект. Постнеклассическое естественнонаучное образование и концепция самоорганизации. Основания переноса постнеклассических моделей естествознания на естественнонаучное образование. Проблемное поле синергетического познания образования. Отражение становления постнеклассического естествознания в зеркале философско-методологического знания. Конвергенция естественных наук и философии в образовании: эволюционный аспект. Состояние и перспективы развития естественнонаучного образования.

4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины «История и методология естественнонаучного образования» используются элементы как традиционных, так и инновационных образовательных технологий: модульного обучения, информационного обучения, объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения, профессионально-ориентированного обучения, группового обучения.

При изучении дисциплины используются активные и интерактивные методы и формы обучения: лекция, практические занятия, самостоятельная работа, консультация.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины «История и методология естественнонаучного образования» происходит развитие следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК- 5);

- готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта в профессиональной области (ПК-9);

- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

- готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать основные исторические этапы развития естественнонаучного познания; философский, общенаучный и методический уровни методологии науки, структуру научного знания, методологические школы, методологические принципы в естественнонаучном образовании, структуру методологического знания, исследовательские методики и классификацию методов по направлению.

уметь четко и правильно определять проблему, тему, объект, гипотезу и концепцию исследования, формулировать задачи и выбирать методы исследований, публично обсуждать результаты собственных исследований, делать адекватные выводы из полученных результатов.

владеть навыками использования исследовательских методик и процедур обработки и интерпретации научных знаний, обработки, систематизации, анализа и обобщения полученной информации, проектирования разнообразных видов деятельности, ориентированных на самообразовательную деятельность.

6. Общая трудоемкость дисциплины

4зачетные единицы (144 академических часа).

7. Формы контроля

Промежуточная аттестация – экзамен

8. Составители

Малышева Наталья Семеновна, доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии и теории эволюции КГУ.

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Инновационные процессы в образовании»

1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в бакалавриате и в результате освоения дисциплин ООП подготовки магистров «Современные проблемы науки и образования», «Информационные технологии в педагогической деятельности».

Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» предваряет циклы дисциплины «Теория и практика профильного обучения», является основой для изучения других дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для прохождения научно-исследовательской и педагогической практик.

Тип модуля – обязательный. Год обучения – 2-й год обучения. Семестр – В.

2. Цель изучения дисциплины

Получить первоначальное представление о теоретических основах управления инновационными процессами в организации в условиях реализации стратегии модернизации образования в России; новых парадигмах управления образовательными системами в условиях инновационной деятельности, сущности государственной политики в области модернизации общего образования, философии инновационной деятельности; механизмах реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении; приоритетных направлениях инновационной деятельности в различных типах образовательных учреждений; развитие умения планировать инновационный процесс, разрабатывать портфель новшеств и инноваций в целях обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения; развитие умения оценивать инновационные идеи на основе существующих критериев; разрабатывать инновационную программу развития образовательного учреждения, ее ресурсного обеспечения.

3. Структура дисциплины

Содержание учебной дисциплины включает следующие модули. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности в образовании. Инновационный процесс и его основные характеристики. Планирование и организация инновационной деятельности в образовательном учреждении. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности. Анализ эффективности и качества инновационной деятельности в образовании.

4. Основные образовательные технологии

При проведении занятий предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм занятий (интерактивных лекций с использованием электронных образовательных ресурсов в компьютерном классе, семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, case-study, групповых дискуссий, творческих мастерских менеджеров образования, презентаций результатов работы студенческих исследовательских групп) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с руководителями инновационных образовательных учреждений, проведение педагогических мастерских, творческих лабораторий, мастер-классов руководителей по изучению опыта инновационной деятельности, круглых столов, управленческих практик.

В программе предложены разнообразные виды научно-исследовательской деятельности магистров: библиографическая работа по составлению электронных каталогов образовательных ресурсов по определенным проблемам; работа с электронными образовательными порталами (Народное образование // www.intelligent.ru; Директор школы // www.direktor.ru; Практика административной работы в школе // www.direktor.ru;Завуч // www.ppoisk.nm.ru;Управление персоналом // www.top-personal.ru; Административно-управленческий портал; Элитариум: центр дистанционного образования // www. elitarium. ru; HR-portal); реферирование и аннотирование научных работ и научных статей известных теоретиков и практиков инновационного менеджмента; изучение степени разработанности исследуемой проблемы в теории инновационного менеджмента, в теории внутришкольного управления; проведение сравнительно-сопоставительного анализа различных научных школ, концепций; проведение проблемно-ориентированного анализа состояния изучаемого феномена; выявление противоречий и установление причинно-следственных связей между явлениями и процессами; разработку авторских управленческих проектов.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 0501000.68 Педагогическое образование.

а) общекультурные (ОК):

- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5)

б) профессиональными(ПК)

в области научно-исследовательской деятельности:

- способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

в области методической деятельности:

- готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

в области управленческой деятельности:

- готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

- готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

- готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

- готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

в области проектной деятельности:

- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

в области культурно-просветительской деятельности:

готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20)

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основы государственной политики в области модернизации образования в Российской Федерации;

- принципы и основные направления государственной политики в области развития общего образования в условиях экономики, основанной на знаниях;

- современные тенденции инновационного развития образовательных систем;

- принципы использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности;

- сущность инновационного процесса, его структуру;

- механизмы управления инновационными процессами;

- критерии инновационных процессов в образовании;

- теоретические основы педагогической инноватики;

- типологию педагогических инноваций;

- сущность инновационного проектирования в образовании;

- основы управления изменениями в ходе реализации инновационных проектов;

- технологию разработки концепции развития образовательного учреждения;

- основы проектирования инновационной программы развития образовательного учреждения;

- основные подходы к планированию инновационной деятельности; требования к разработке плана действий, бизнес-плана;

- методологию управления рисками в инновационной деятельности;

- сущность формирования политики качества инновационных образовательных продуктов;

- инновационные формы работы со стратегическими партнерами образовательного учреждения в условиях модернизации системы образования;

- особенности управления персоналом в условиях инновационной деятельности;

- принципы анализа эффективности инновационной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (15)

    Основная образовательная программа
    ... 8.3. Структура и содержание программы коррекционной работы Программа включает в себя пять модулей: ... реализации Основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования отвечают характеристикам современногообразования. требованиям ...
  2. Аннотация к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «история и методология науки» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... наук, доцент кафедры методики преподавания технологии КГУ. Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Современныепроблемы профессионального образования» 1. Местодисциплины в структуреосновнойобразовательнойпрограммы, в модульнойструктуреООП ...
  3. Основная образовательная программа (245)

    Пояснительная записка
    ... основнойобразовательнойпрограммой начального общего образования целесообразно договориться о рабочих терминах и понятиях, используемых в тексте ООП. 1.1.Качество образования Качество образование ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (69)

    Основная образовательная программа
    ... образовательного стандарта начального общего образования (далее– Стандарт) к структуреосновнойобразовательнойпрограммы, определяет содержание и организацию образовательного ... о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека ...
  5. Основная образовательная программа (236)

    Основная образовательная программа
    ... план по основнойобразовательнойпрограмме приведен в приложении 3. 4.3. Рабочиепрограммы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) В ООП ВПО приводятся рабочиепрограммы всех ...

Другие похожие документы..