textarchive.ru

Главная > Документ


Встречается и довольно воинственное отстаивание диаспоры как принципа: «Мы против исторического требования совершать алию. Мы сами не чувствуем себя в изгнании» (американский профессор Леонард Фейн). В июне 1994 «Президент Всемирного Еврейского Конгресса Шошана Кардин агрессивно заявила израильтянам: "Мы не собираемся становиться фуражной алией в Израиль и сомневаемся, что у вас есть хоть какое-то понятие о богатстве и гармоничности жизни американских евреев"»56. — То с пафосом: «Если мы чем-то по-настоящему интересны миру, то не своими государственными формами, а диаспорой, признанной одним из величайших чудес мировой истории»57.— То с иронией: «Один хитрец придумал... элегантное оправдание: дескать, избранность еврейского народа в том и состоит, чтобы вечно жить в рассеянии»58. — «Чудо восстановления Израиля задним числом сообщило диаспоре новый смысл, а заодно гениально развязало грозивший затянуться сюжет — короче, увенчало чудо диаспоры. Увенчало, но не отменило»59. — Но «в этом также есть доля иронии, поскольку цели, которых мы так тяжело добивались и которые наполняли нас чувством гордости и исключительности, уже достигнуты»60.

Как понимать и предсказывать судьбу диаспоры — во многом зависит от смешанных браков. Смешанные браки — это самое могучее и неуклонное средство ассимиляции. (Не случайно Библия так строго запрещает их. «Господу они изменили, ибо родили чужих детей», Осия 5:7.) Когда Арнольд Тойнби предложил смешанные браки как средство борьбы против антисемитизма — сотни раввинов выступили против того. — «Как только смешанные браки становятся массовым явлением, они означают конец еврейства»61.

Отмечают резкий рост смешанных браков в странах Запада: «Документированные данные статистики "исчезновения" вызывают озноб. В 1960-х годах количество "смешанных браков" в США, крупнейшей еврейской общине мира, оценивалось примерно в 6%. Сегодня [в 90-х], спустя только одно поколение, их уже 60% — десятикратный рост. Уровень "смешанных браков" в Европе и Латинской Америке примерно такой же... Более того, если не считать ортодоксов, почти во всех еврейских семьях западных стран чрезвычайно низкая рождаемость». И ко всему сказанному: «лишь незначительный процент детей из "смешанных семей" готовы вести явно выраженный еврейский образ жизни»62.

А в России? Израильская энциклопедия даёт такие цифры: в 1988 в РСФСР в смешанных браках состояли 73% женатых мужчин-евреев и 63% замужних евреек (рост по сравнению с 1978 — на 13% для мужчин и на 20% для женщин). «Состоящие в таких браках объективно значительно быстрее теряют еврейское самосознание и чаще склонны декларировать принадлежность к иной национальности при переписях населения»63.

Итак, почти всюду в большей или меньшей степени происходит «эрозия еврейской жизни», «размывание расовых, религиозных и этнических делений, которые до последнего времени служили барьерами для ассимиляции и "смешанных браков"». Сегодня, «когда бытовой антисемитизм так резко сократился... потеряны многие великие принципы, бывшие мощными опорами самоидентификации в прошлом»64.

«Галутные» евреи зачастую вызывают резкую критику со стороны израильтян. Через 30 и 40 лет после создания государства Израиль раздавались оттуда насмешливые, а то и сердитые к диаспоре вопросы: «А что же будет с нынешними евреями? Скорее всего, они навсегда останутся на своей настоящей исторической родине — в галуте»65. — «Евреи Алжира предпочли Францию Израилю, а затем и евреи Ирана, оставившие страну Хомейни, опять же обошли в своей массе Израиль»; «снимаясь со своих мест, они ищут страны с более высоким уровнем жизни и цивилизации. Любовь к Сиону сама по себе недостаточна»66. — «Вечный образ классической "нависшей катастрофы" уже не может привлечь евреев в Израиль»67. — «Евреи — народ, развращённый безгосударственным, внеисторическим существованием»68. — «Евреи не выдержали испытания. Они по-прежнему не хотят возвращаться на родину. Они предпочитают сидеть в галуте и жаловаться на антисемитизм всякий раз, как кто-то их критикует... И чтоб никто слова плохого об Израиле не смел сказать, ибо критика Израиля — это "антисемитизм"? Если они так болеют за Израиль, чего же они не приезжают сюда и не живут здесь? Но нет, как раз этого-то они не хотят!»69 — «Большинство евреев мира уже решило: они не хотят быть независимыми... Посмотри на евреев России. Часть из них захотела независимости, остальные хотят продолжать жизнь клеща на теле русской собаки. А если русская собака стала немножко больной, немножко злой, они ищут себе американскую собаку. В конце концов, евреи жили так две тысячи лет»70.

И вот еврей диаспоры «перед лицом израильтянина... нередко комплексует, готов таскать на себе горб непонятной вины... не решаясь разделить с израильтянином его судьбу. Эта недостаточность компенсируется напряжённым поддержанием своего еврейства... нарочитым выпячиванием мелкой еврейской символики»; а при том «еврей диаспоры берёт на себя специфический риск одиночного противостояния антисемитской стихии»; но, «как бы ни повёл себя израильтянин, у диаспоры нет выхода: она тихо станет за его спиной, как нелюбимая, но верная жена»71.

Есть и такой прогноз: «К 2021 году диаспора, по всей видимости, уменьшится ещё на миллион тел и душ». — «Глубинные процессы еврейской истории... делают наиболее вероятным дальнейшее уменьшение численности мирового еврейства и постепенное сосредоточение большинства его уже не в диаспоре, а в Сионе»72.

А может быть, совсем не так? И прав был русский еврей Иосиф Бикерман, уверенно заявлявший, что диаспора неуничтожима: «Я приемлю галут, в котором мы прожили две тысячи лет, где мы только образовали тесное единство и где мы и впредь должны жить и проявлять себя»73. Может быть, те два голоса, которые, по Гершензону, всегда звучат еврею: смешаться со средой или беречь в себе национальную исключительность, — звучать будут вечно?

Солидный автор-историк заключает (после Второй Мировой войны): «Парадокс в жизни современного еврейства: всё усиливающееся укоренение евреев в жизни других народов не затушёвывает их национального самосознания, а порой даже углубляет его»74.

Вот, в советское, «интернационалистическое» время, свидетельства из разных кругов русских евреев.

«Я всегда очень остро ощущал себя евреем... Вошёл в круги, где еврейский вопрос был основной темой, лет с семнадцати, как только вышел из школьных пелёнок». И отец — «человек с сильными еврейскими настроениями. Совершенно без традиций, не соблюдающий мицвот, не знающий языка — но... всё, что он знает, каким-то образом, внутри него, еврея, подчинено его еврейской самоидентификации»75.

А писатель-одессит Аркадий Львов: «Десятилетним мальчиком я выискивал евреев среди учёных, среди писателей, среди политических деятелей и — юный пионер! — прежде всего, среди членов правительства», и вот Лазарь Каганович был на третьем месте, впереди Ворошилова и Калинина, «и я гордился сталинским наркомом Кагановичем... Я гордился Свердловым, гордился Урицким... гордился Троцким — да, да, Троцким!» Считал, что Остерман [при Петре] был еврей, а когда узнал, что — немец, «было чувство досады, чувство потери», зато «говорил всем с гордостью: Шафиров — еврей»76.

Но и как много было в России евреев таких, кто не боялся «утонуть в громаде ассимилирующего тела»77, кто предался русской стихии, русской культуре самозабвенно:

«В старое время только единицы из евреев испытали эту долю: Антокольский, Левитан, Рубинштейн и немногие другие. Позже их было больше. Как глубоко постигли они Россию, постигли её своей древней и изощрённой интуицией ума и сердца! Россия давалась их постижению — в своём мерцании, в загадочной игре света и тьмы, в своих борениях и страданиях. Она привлекла их сердца своей драматической борьбой добра и зла, своими роковыми зарницами, своими слабостями, своей силой, своим обаянием. — Но несколько десятилетий назад на культурную ниву России пришли уже не единицы, а тысячи евреев... И многие из них так искренно почувствовали себя русскими — душой, мыслями, вкусами и привычками... И всё же что-то есть в душе еврея... какой-то один звук, какой-то диссонанс, какая-то одна небольшая трещинка, но в неё в конце концов просачивается: извне — недоверие, насмешка и враждебность; а изнутри — какое-то древнее воспоминание.

Кто же я? Кто я? Я русский?

— Нет, нет. Я русский еврей»78.

Да, очевидно, у ассимиляции — свои, непереходимые пределы; в том и кроется отличие полной духовной ассимиляции от ассимиляции культурной, тем более — от широко разлитой гражданско-бытовой. Евреи — судьбоносно для еврейства — сохраняют себя и при всех внешних признаках ассимиляции, сохраняют «внутренний облик еврея» (Соломон Лурье).

Движение — слиться с остальным человечеством до конца, вопреки жёстким преградам Закона, — кажется естественным, живым. Но — осуществимо ли оно? Ещё и в XX в. кому-то из евреев казалось так: «Объединение всего человечества — идеал юдаистического мессианства»79. — Но так ли? Но существовал ли когда такой идеал?

Гораздо больше слышим энергичных возражений: «Никто не убедит и не принудит меня отказаться от своей, еврейской точки зрения, пожертвовать своими, еврейскими интересами ради универсальной идеи — будь то "пролетарский интернационализм"» (в какой мы, дураки, в 20-е годы поверили), «"великая Россия", "торжество христианства", "благо всего человечества" и тому подобное»80.

Но и ещё иные настроения встречаем у несионистской и безрелигиозной, на три четверти ассимилированной еврейской интеллигенции. Из таковых женщина большого развития и широких политических интересов, Т.М.Л., высказала мне в Москве в 1967: «Ужасно было бы жить среди одних евреев. Самое ценное в нашем народе — космополитизм. Ужасно, если все соберутся в маленькое милитаристское государство. Для ассимилировавшихся евреев это совершенно непонятно». Я ей в ответ, робко: «Но для ассимилировавшихся евреев тут и проблемы нет, они ведь уже не евреи». Она: «Нет, какие-то гены в нас остаются».

Ключ — не в фатальности происхождения, не в крови, не в генах, а: чья боль прилегает ближе к сердцу: еврейская или коренной нации, среди которой вырос? — «Национальность не исчерпывается, увы, ни знанием языка, ни приобщением к культуре, ни даже привязанностью к природе и жизненному укладу страны. Она имеет другое измерение — общность исторической судьбы, которая для каждого человека определяется мерой его сопричастности к истории и судьбе собственного народа. Но если для других эта сопричастность дана изначально, то для еврея она, во многом, — вопрос выбора, и нелёгкого»81.

Пока что — ассимиляция явлена недостаточно убедительно. Все, кто предлагали пути ассимиляции всеобщей, — обанкротились.

Проблема ассимиляции сохраняется в своей трудной разрешимости. И хотя в мировом огляде процесс ассимиляции зашёл очень далеко, — из этого никак нельзя заключить, что он отменит диаспору.

«Стопроцентно ассимилированного еврея [даже] советская жизнь... не породила — такого, чтобы он был ассимилирован на самом глубоком, психологическом уровне»82. — И заключает еврейский критик: «Куда ни бросишь взгляд, везде найдёшь в ассимилированной жидкости нерастворимый еврейский осадок»83.

Но отдельные яркие судьбы, но индивидуальные ассимилянты большой полноты — бывают. И мы в России — от души приветствуем их.

«Русский еврей... Еврей, русский... Сколько вокруг этого соединения-разделения пролилось крови, слёз, сколько нагромоздилось несказанных страданий, которым ещё не видать конца, и сколько здесь всё же было радости духовного и культурного роста... Было и осталось очень много евреев, которые подняли на свои плечи этот тяжкий крест: быть русским евреем и русским. Две любви, две страсти, два борения... Не слишком ли много для одного сердца? Да, слишком много. Но в этом и состоит фатальный трагизм этого двуединства. От слова не станется, и двуединство — всё-таки не есть единство. Здесь равновесие — не данность, а заданность»84. — Это написано, оглядываясь на дореволюционную Россию из парижской эмиграции 1927 года.

Прошло полвека — и, оглядываясь из Израиля, другой русский еврей, чья жизнь прошла в России советской, говорит:

«Мы евреи, мы выросли в России, мы странный гибрид — русские евреи... О нас говорят: евреи по национальности, русские по культуре. Разве культура и национальность — это костюм на манекене...? Когда чудовищный пресс вгоняет один металл в другой, их потом нельзя разделить, даже разрезав. Нас прессовали под огромным давлением, десятки лет. Мои национальные чувства уже не имеют иного выражения, кроме как в моей культуре. Моя культура насквозь проросла моими национальными жилками. Разделите меня, мне тоже интересно узнать, какие клетки моей души окрашены в русский, какие в еврейский цвет? — Но было не только давление, не только насильственное сращение — было ещё и неожиданное сродство этих проникающих друг в друга начал в каких-то глубинных душевных пластах. Словно бы они дополняли друг друга до новой полноты: пространство временем, душевную широту — душевной глубиной, всеприятие — всеотрицанием; и была взаимная ревность об избранничестве. — Поэтому у меня нет двух душ — враждующих друг с другом, обессиливающих одна другую, раздваивающих меня. Душа у меня одна... не двойственная, не раздвоенная, не смешанная — одна»85.

А из России ему:

«Я верю, что неспроста это получилось на путях России — этот контакт души иудейской и души славянской, что было тут какое-то предназначение»86.

ОТ АВТОРА

В 1990 году, заканчивая «Апрель 1917» и приводя в порядок огромный материал, оставшийся за пределами «Красного Колеса», я решил представить часть этого материала в виде исторического очерка о евреях в российской революции.

Почти сразу стало ясно, что для понимания происшедшего очерк неизбежно должен отступить по времени, — и так он отступал, даже к первому включению евреев в Российскую Империю в 1772, с чего и был начат; с другой стороны, революция 1917 стала динамическим толчком в судьбе российских евреев, — и очерк естественно протянулся в историю послереволюционную. Так родилось и название: «Двести лет вместе».

Однако я не сразу оценил тот отчётливый исторический рубеж, который положила широкая эмиграция евреев из СССР, начавшаяся в 70-х годах XX века, — как раз к 200-летию пребывания евреев в России, — и ставшая вполне свободной к 1987. Этот рубеж впервые отменил недобровольность состояния российских евреев: они более не прикреплены к жизни здесь, их ждёт Израиль, им доступны все страны мира. Ясно обозначившийся этот рубеж внёс поправку в мой план довести повествование до середины 90-х годов — ибо замысел книги исчерпан: с момента Исхода исчезает и уникальность русско-еврейской переплетённости.

Теперь открылся совсем новый период в истории уже свободного российского еврейства и его взаимоотношений с новой Россией. Этот период явил стремительные и существенные перемены, но ещё короток, чтобы предсказывать его дальние результаты и судить о том, насколько характерны окажутся для него черты именно русско-еврейские, или же будут проявляться общемировые законы еврейской диаспоры. Следовать за развитием этой новой темы — уже за пределами жизненных сроков автора.

Примечания к главе 27:

1 И.М. Бикерман. К самопознанию еврея: Чем мы были, чем мы стали, чем мы должны быть. Париж, 1939, с. 17.

2 С.Я. Лурье. Антисемитизм в древнем мире. Тель-Авив: Сова, 1976, с. 160 [1-е изд. — Пг.: Былое, 1922].

3 Там же*, с. 64, 122, 159.

4 С.Я. Лурье. Антисемитизм в древнем мире*, с. 160.

5 М. Гершензон. Судьбы еврейского народа // "22": Общественно-политический и литературный журнал еврейской интеллигенции из СССР в Израиле. Тель-Авив, 1981, № 19, с. 109-110.

6 С. Цирюльников. Философия еврейской аномалии // Время и мы (далее — ВМ): Международный журнал литературы и общественных проблем. Нью-Йорк, 1984, № 77, с. 148.

7 А.-Б. Иошуа. Голос писателя // "22", 1982, № 27, с. 158.

8 Макс Брод. Любовь на расстоянии // ВМ, Тель-Авив, 1976, № 11, с. 197-198.

9 Амос Оз. О времени и о себе // Континент: Литературный, обществ.-политический и религиозный журнал. М., 1991, № 66, с. 260.

10 А.-Б. Иошуа. Голос писателя // "22", 1982, № 27, с. 159.

11 С. Цирюльников. Философия еврейской аномалии // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 77, с. 149-150.

12 П. Самородницкий. Странный народец // "22", 1980, № 15, с. 153, 154.

13 Е. Фиштейн. Из галута с любовью // "22", 1985, № 40, с. 112-114.

14 М. Шамир. Сто лет войны // "22", 1982, № 27, с. 167.

15 Еврейская Энциклопедия (далее — ЕЭ): В 16 т. СПб.: Общество для Научных Еврейских Изданий и Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1906-1913. Т. 3, с. 312.

16 Там же, с. 313.

17 Там же.

18 М. Кроль. Национализм и ассимиляция в еврейской истории // Еврейский мир: Ежегодник на 1939 г. (далее — ЕМ-1). Париж: Объединение русско-еврейской интеллигенции, с. 187.

19 И.Л. Клаузнер. Литература на иврит в России // Книга о русском еврействе: От 1860-х годов до Революции 1917 г. Нью-Йорк: Союз Русских Евреев, 1960, с. 506.

20 М. Гершензон. Судьбы еврейского народа // "22", 1981, № 19, с. 111-115.

21 Н. Подгорец. Евреи в современном мире: [Интервью] // ВМ, Нью-Йорк, 1985, № 86, с. 117.

22 В. Левитина. Стоило ли сжигать свой храм... // "22", 1984, № 34, с. 194.

23 В. Богуславский. Заметки на полях // "22", 1984, № 35, с. 125.

24 О. Рапопорт. Симптомы одной болезни // "22", 1978, № 1, с. 122.

25 Л. Цигельман-Дымерская. Советский антисемитизм — причины и прогнозы: [Семинар] // "22", 1978, № 3, с. 173-174.

26 Г. Шакед. Трудно ли сохранить израильскую культуру в конфронтации с другими культурами // "22", 1982, № 23, с. 135.

27 Вл. Жаботинский. На ложном пути // Вл. Жаботинский. Фельетоны. СПб.: Типография «Герольд», 1913, с. 251, 260-263.

28 Он же. Четыре статьи о "чириковском инциденте" (1909) // Там же, с. 76.

29 ЕЭ, т. 4, с. 560, 566-568.

30 Вячеслав Иванов и М.О. Гершензон. Переписка из двух углов. Пг.: Алконост, 1921, с. 60, 61.

31 О. Рапопорт. Симптомы одной болезни // "22", 1978, № 1, с. 123.

32 М. Кроль. Национализм и ассимиляция в еврейской истории // ЕМ-1, с. 191-193.

33 Макс Брод. Любовь на расстоянии // ВМ, Тель-Авив, 1976, № 11, с. 198-199.

34 Мартин Бубер. Национальные боги и Бог Израиля // ВМ, Тель-Авив, 1976, № 4, с. 117.

35 Артур Кестлер. Иуда на перепутье // ВМ, Тель-Авив, 1978, № 33, с. 104-107, 110.

36 Там же, с. 112.

37 Артур Кестлер. Иуда на перепутье // ВМ, Тель-Авив, 1978, № 33, с. 117, 126.

38 В. Богуславский. Галуту — с надеждой // "22", 1985, № 40, с. 135.

39 А.-Б. Иошуа. Голос писателя // "22", 1982, № 27, с. 159.

40 Ю. Винер. Хочется освободиться // "22", 1983, № 32, с. 204-205.

41 М. Гольдштейн. Мысли вслух // Русская мысль, 1968, 29 февраля, с. 5.

42 М. Каганская. Наше гостеприимство... // "22", 1990, № 70, с. 111.

43 А. Воронель. Оглянись в раздумье...: [Круглый стол] // "22", 1982, № 24, с. 131.

44 А.Черняк. Неизвестное письмо Эйнштейна // "22", 1994, № 92, с. 212.

45 А. Каценеленбойген. Антисемитизм и еврейское государство // "22", 1989, № 64, с. 180.

46 И. Либлер. Израиль — диаспора: Кризис идентификации // "22", 1995. № 95, с. 168.

47 Н. Гутина. Двусмысленная связь // "22", 1981, № 19, с. 124.

48 М. Каганская. Миф против реальности // "22", 1988, № 58, с. 141.

49 И. Либлер. Израиль — диаспора... // "22", 1995, № 95, с. 149-150, 154, 157.

50 Sonja Margolina. Das Ende der Liigen: Rufiland und die Juden im 20. Jahrhundert. Berlin: Siedler Verlag, 1992, S.95, 99.

51 С. Марголина. Германия и евреи: вторая попытка // Страна и мир, 1991, № 3, с. 143.

52 И. Либлер. Израиль — диаспора... // "22", 1995, № 95, с. 150, 155.

53 Н. Подгорец. Евреи в современном мире: [Интервью] // ВМ, Нью-Йорк, 1985, № 86, с. 113, 120.

54 З. Бар-Селла. Исламский фундаментализм и еврейское государство // "22", 1988, № 58, с. 182-184.

55 Е. Фиштейн. Из галута с любовью // "22", 1985, № 40, с. 112.

56 И. Либлер. Израиль — диаспора... // "22", 1995, № 95, с. 152.

57 Е. Фиштейн. Глядим назад мы без боязни... // "22", 1984, № 39, с. 135.

58 Н. Воронель. Оглянись в раздумье...: [Круглый стол] // "22", 1982, № 24, с. 118.

59 Е. Фиштейн. Из галута с любовью // "22", 1985, № 40. с. 114.

60 И. Либлер. Израиль — диаспора... // "22", 1995, № 95, с. 156.

61 Эд. Норден. Пересчитывая евреев* // "22", 1991, № 79, с. 126.

62 И. Либлер. Израиль — диаспора... // "22", 1995, № 95, с. 151, 152.

63 Краткая Еврейская Энциклопедия. Иерусалим: Общество по исследованию еврейских общин, 1996. Т. 8, с. 303. Табл. 15.

64 И. Либлер. Израиль — диаспора... // "22", 1995, № 95, с. 156.

65 Н. Гутина. Двусмысленная связь // "22", 1981, № 19, с. 125.

66 С. Цирюльников. Философия еврейской аномалии // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 77, с. 148.

67 И. Либлер. Израиль — диаспора... // "22", 1995, № 95, с. 165.

68 З. Бар-Селла. Исламский фундаментализм и еврейское государство // "22", 1988, № 58, с. 184.

69 А.-Б. Иошуа. Голос писателя // "22", 1982, № 27, с. 158.

70 Бени Пелед. Соглашение не с тем партнёром // "22", 1983, № 30, с. 125.

71 Е. Фиштейн. Из галута с любовью // "22", 1985. № 40, с. 115, 116.

72 Эд. Норден. Пересчитывая евреев // "22", 1991, № 79, с. 120, 130-131.

73 И.М. Бикерман. К самопознанию еврея, с. 62.

74 Ш. Эттингер. Новейший период // История еврейского народа / Под ред. Ш. Эттингера. Иерусалим: Гешарим; М.: Мосты культуры, 2001, с. 587.

75 А. Этерман. Третье поколение: [Интервью] // "22", 1986, № 47, с. 123-124.

76 А. Львов. Веди за собой отца твоего // ВМ, Нью-Йорк, 1980, № 52, с. 183-184.

77 Вл. Жаботинский. На ложном пути // Вл. Жаботинский. Фельетоны, с. 251.

78 Рани Арен. В русском галуте // "22", 1981, № 19, с. 135-136.

79 Г.Б. Слиозберг. Дела минувших дней: Записки русского еврея: В 3 т. Париж, 1933-1934. Т. 1, с. 4.

80 Ш. Маркиш. Ещё раз о ненависти к самому себе // "22", 1980, № 16, с. 189.

81 Л. Цигельман-Дымерская. Советский антисемитизм — причины и прогнозы: [Семинар] // "22", 1978, № 3, с. 175.

82 Ю. Штерн. Двойная ответственность // "22", 1981, № 21, с. 127.

83 О. Рапопорт. Симптомы одной болезни // "22", 1978, № 1, с. 123.

84 Ст. Иванович. Семен Юшкевич и евреи / Публикация Эд. Капитайкина // Евреи в культуре Русского Зарубежья. Иерусалим, 1992. Т. 1, с. 29.

85 [Р. Нудельман.] Колонка редактора // "22", 1979, № 7, с. 95-96.

86 Л-ский. Письма из России // "22", 1981, № 21, с. 150.

Коллекция ссылок. Рецензии на книгу.

Ссылки не систематизированы по дате и источнику публикации, отношению авторов к труду Великого Писателя.

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Жорж Нива, политолог, литературовед. 26.06.2001

Александр Архангельский. ПРАВО НЕ ЗНАТЬ?

Интервью главного редактора газеты "МН" Виктора Лошака с Александром Солженицыным. РАСКАЛЕННЫЙ ВОПРОС

Владимир Зекель. ПИСАЛ ЛИ ЭТО СОЛЖЕНИЦЫН?

"Комсомольская Правда" от 18 июля 2001 г. РУССКИЕ И ЕВРЕИ: 200 ЛЕТ ВМЕСТЕ

"Комсомольская Правда" от 25 августа 2001 г. КНИГА АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА "РУССКИЕ И ЕВРЕИ: 200 ЛЕТ ВМЕСТЕ": ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕ ИМЕЮТ РЕШЕНИЯ?

Ирина Подлесова. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС В "РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ"

Александр Архангельский. РУССКИЙ ОТВЕТ НА ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС

Александр САБОВ. ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ ИЛИ ОДИНОЧЕСТВО ВДВОЕМ

Андрей Немзер. КАК МЫ ВМЕСТЕ МОСТИЛИ ДОРОГУ В АД.

Павел Басинский. ОТДУШИНА

Денис Иоффе. ЕВРЕЙСКИЙ ОТВЕТ НА ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС

Сергей Иванов. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС.

Полит. РУ: ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ. ВОЙНА И МИР РУССКО-ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ОТ АВТОРА "КРАСНОГО КОЛЕСА"

Владимир Кукушкин. ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТО. ВОЙНА И МИР РУССКО-ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ОТ АВТОРА "КРАСНОГО КОЛЕСА"

Николай Руденский. В КРУГЕ ПЕРВОМ АНТИСЕМИТИЗМА

Илья Мильштейн. ДВЕСТИ ЛЕТ КАК ЖИЗНИ НЕТ

Леонид Кацис. ЕВРЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - ОРГАН АНТИСЕМИТСКОЙ МЫСЛИ?!

Наталья Солженицына. ПОЛЕМИКА. ОТВЕТ Л. КАЦИСУ

Аркадий Красильщиков. О КНИГЕ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА "ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ"

Яков Карандашенка. ЧТО ОН ХОЧЕТ СКАЗАТЬ?

Лионель Дадиани.СОЛЖЕНИЦЫН: АНТИСЕМИТ ИЛИ СИОНИСТ?

Танкред Голенопольский. ДОБРУ И ЗЛУ ВНИМАЯ РАВНОДУШНО?

Наталья Дардыкина. СОЛЖЕНИЦЫН ВЛЕЗ В ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС

Юлия Глезарова. СОЛЖЕНИЦЫН ОБЖЕГСЯ

Андрей Немзер. "НЕ ГОВОРИТЕ: "ТО - БЫЛОЕ"

Владимир Бондаренко. ЦИТАТНИК СОЛЖЕНИЦЫНА

Газета "Завтра" от 28.08.2001: КАК ОБРЕСТИ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО?

Газета "Советский Сахалин" от 29.08.2001: ЗАЧЕМ СОЛЖЕНИЦЫН ПОДНЯЛ ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС?

Николай Ильин. СОЛЖЕНИЦЫН: ЛОЖЬ "ПОД ТРЕЛИ СОЛОВЬЕВА”

Йоханан Петровский-Штерн: СУДЬБА СРЕДНЕЙ ЛИНИИ

Арон Черняк: ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ: ГЛАЗАМИ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА

Александр Воронель: ДВЕСТИ ЛЕТ...

Александр Мелихов: КАЛЕННЫЙ КЛИН

Лев Аннинский: С ДВУХ СТОРОН

Лев Аннинский: БИКФОРДОВ ШНУР ДЛИНОЮ В ДВЕСТИ ЛЕТ

Журнал "Наш современник" № 12-2001: А. Казинцев. ЕВРЕИ, РУССКИЕ И СОЛЖЕНИЦЫН

Газета "Завтра": ГЛАЗУНОВ И СОЛЖЕНИЦЫН

Дмитрий Галковский: 80 ЛЕТ ВМЕСТО

Танкред Голенопольский: КАК ОБРЕСТИ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО?

Михаил Назаров: "ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ" ИЛИ ДВЕСТИ ЛЕТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Александр Бовин: СОЛЖЕНИЦЫН РАЗРУШАЕТ КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, СИДЯЩИЙ У РУССКИХ, КОТОРЫЙ И СЛУЖИТ ПОЧВОЙ ДЛЯ АНТИСЕМИТИЗМА

Игорь Чубайс: БРАТ ЗА БРАТА НЕ ОТВЕТЧИК

Православное обозрение РАДОНЕЖ: ЗАЧЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ

Православное обозрение РАДОНЕЖ: ОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА"200 ЛЕТ ВМЕСТЕ"

Александр Панарин: РАЗРУШИТЕЛЬ ТАБУ

Мариэтта Чудакова: ПО ЛЕЗВИЮ НОЖА

А. Мелихов: КАЛЕНЫЙ КЛИН

Газета "Советская Россия": ЕВРЕИ, РУССКИЕ И СОЛЖЕНИЦЫН

Сергей А. Иванов: ПРОКОЛЫ СИАМСКИХ БЛИЗНЕЦОВ

В. Пригодич: "ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ" ИЛИ О ЗАКВАСКЕ И ТЕСТЕ

Н. Горбаневская: ШАГИ ИСТОРИИ

В. Каджая: "ДЕЛО БЕЙЛИСА" И АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН

М. Молоствов: ДВЕ КОШКИ И КРОТ

Генрих Иоффе: А. СОЛЖЕНИЦЫН. ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ

Сергей Максудов: НЕ СВОИ

Виктор Балан: СОЛЖЕНИЦЫН, СНИТКОВСКИЙ И ДРУГИЕ...

ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ ИЛИ ДВА ПО СТО ОДИНОЧЕСТВА?

"ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ" ИЛИ О ЗАКВАСКЕ И ТЕСТЕ...

Петр Калитин: О РУССКО-ЕВРЕЙСКОМ ТОЖДЕСТВЕ ИЛИ АБСУРДЕ

Станислав Куняев: УДОСТОВЕРЕНИЕ ГЕНИЯ ИЛИ ПСИХ СО СПРАВКОЙ

Николай Руденский. ЕЩЕ ОДНА КНИГА АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧА

Журнал "МОСКВА": ДИСКУССИЯ ПО КНИГЕ "ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ"

Дмитрий Быков: ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТО

Ник Пэтон-Уэлш: СОЛЖЕНИЦЫН НАРУШАЕТ ПОСЛЕДНИЙ ЗАПРЕТ РЕВОЛЮЦИИ

Наталья Кожевникова: ИЗГОИ, ГЕРОИ, ИЗГНАННИКИ, ПРОСТО ЕВРЕИ

Владимир Бондаренко: 200 ЛЕТ СПУСТЯ

Марк Левин: РОССИЙСКИЕ ЕВРЕИ ПРОТИВ СОЛЖЕНИЦЫНА

Валерий Каждая: КАК ВОЕВАЛИ ЕВРЕИ: ПО СОЛЖЕНИЦЫНУ И В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Валерий Каждая: "ЕВРЕЙСКИЙ СИНДРОМ" СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ И ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ ОКАЗАЛСЯ ЕМУ ВЕРЕН СОЛЖЕНИЦЫН

DAVID KLINGHOFFER: The Changing Face of Antisemitism in Modern-Day Russia

Richard Pipes: Solzhenitsyn and the Jews, Revisited

Лев Пирогов: ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ. ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ

Юрий Пущаев: ПОЧВЕННИК ГЭНДАЛЬФ И ЕВРЕИ

Серия статей Владимира Опендика: 200 ЛЕТ ЗАТЯЖНОГО ПОГРОМА

То же в виде книги

В.Витенберг: ВОКРУГ ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА

Валерий Лебедев: КАКОЙ РУССКИЙ ПОЛЮБИТ ВСЕХ ЕВРЕЕВ

Константин Мильчин: ЕЩЕ СТО ЛЕТ НЕНАВИСТИ

Sam Greene: Fatal Heritage

Григорий Померанц: ДОГМАТЫ ПОЛЕМИКИ

Ефим Клейнер: АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН О ЕВРЕЯХ

Юрий Кувалдин: ОДНОМЕРНЫЙ СОЛЖЕНИЦЫН

Василий Пригодич: ДВЕСТИ ЛЕТ РЯДОМ ч.1

Василий Пригодич: ДВЕСТИ ЛЕТ РЯДОМ ч.2

Семен Резник: ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ?

Александр Пименов: ПРОИЗВОЛЬНЫЙ НАБОР АРГУМЕНТОВ В ЗАЩИТУ СОЛЖЕНИЦЫНА

Даниил Голубев: БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ ВЫСТЛАНА ДОРОГА В АД.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Двести лет вместе Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН

    Документ
    ДвестилетвместеАлександрИсаевичСОЛЖЕНИЦЫН ВХОД В ТЕМУ Сквозь полвека работы ... АЛЕКСАНДРАИСАЕВИЧА Журнал "МОСКВА": ДИСКУССИЯ ПО КНИГЕ "ДВЕСТИЛЕТВМЕСТЕ" Дмитрий Быков: ДВЕСТИЛЕТВМЕСТО Ник Пэтон-Уэлш: СОЛЖЕНИЦЫН ...
  2. Александр исаевич солженицын (2)

    Библиографический указатель
    ... отца России и правдолюбца – АлександраИсаевичаСолженицына. Краткая биография А.И.СолженицынаАлександрСолженицын родился 11 декабря 1918 ... вопрос в России глазами АлександраСолженицына: [по страницам книги «Двестилетвместе»] / Арон Черняк // ...
  3. Александр Исаевич Солженицын Двести лет вместе (1795 - 1995)

    Документ
    АлександрИсаевичСолженицын. Двестилетвместе (1795 - 1995). Часть I --------------------------------------------------------------- Воспроизведено с издания: А. И. Солженицын. ДВЕСТИЛЕТВМЕСТЕ (1795 - 1995). Часть I. "Исследования новейшей ...
  4. Александр Исаевич Солженицын Двести лет вместе (1795 - 1995)

    Документ
    АлександрИсаевичСолженицын. Двестилетвместе (1795 - 1995). Часть I --------------------------------------------------------------- Воспроизведено с издания: А. И. Солженицын. ДВЕСТИЛЕТВМЕСТЕ (1795 - 1995). Часть I. "Исследования новейшей ...
  5. Двести лет вместе Часть вторая

    Документ
    Двестилетвместе. Часть вторая АлександрИсаевичСолженицын =================================== Больше книг на =================================== Двестилетвместе #2 АлександрИсаевичСолженицынДвестилетвместе. Часть вторая (1917-1995) В ...

Другие похожие документы..