Главная > Основная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Утверждаю Ректор ______________ Е.А. Ваганов

«____» ______________ 2011 г.

__________________________

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

высшего профессионального образования

Направление подготовки

150400.62 – Металлургия

Профиль 150400.62.00.06 – Обработка металлов давлением

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

очная

Красноярск, 2011

Содержание

1 Общие положения………………………………………………………….

3

1.1 Цели и задачи образовательной программы подготовки бакалавра….

3

1.2 Нормативные документы для разработки программы подготовки
бакалавра……………………………….……………………………………..

3

1.3 Общая характеристика программы подготовки бакалавра……………

4

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения
программы подготовки бакалавра…………………………………………..

5

2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника
программы подготовки бакалавра по направлению
150400.62 – Металлургия …………………………………………………...

6

2.1 Область профессиональной деятельности выпускника……………….

6

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника…………..….

6

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника……………..…..

7

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника……………..…

7

3 Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате
освоения программы подготовки бакалавра……………….……………..

8

4 Документы, регламентирующие содержание и организацию
образовательного процесса при реализации программы подготовки
бакалавра…………………………………………………………………….

10

4.1 Календарный учебный график……………………………………….…

11

4.2 Учебный план подготовки бакалавра………………………………..…

11

4.3 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин……..…

11

4.4 Программы практик и организация научно-исследовательской
работы обучающихся……………………………………………………...…

11

5 Фактическое ресурсное обеспечение программы подготовки
бакалавра……………………………………………………………………..

12

6 Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие
общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников…

15

7 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества
освоения обучающимися программы подготовки бакалавра…………….

21

7.1 Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля,
успеваемости и промежуточной аттестации…………………………….…

22

7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников программы
подготовки бакалавра…………………………………………………….….

22

8 Права и обязанности обучающихся по направлению
150400 Металлургия …………………………………………………….….

22

Приложение 1 Календарный учебный график…..……………………....…

24

Приложение 2 Учебный план…………………………....………………….

25

Приложение 3 Аннотации программ дисциплин….………………….……

26

Приложение 4 Программы практик……………………………………….

27

Приложение 5 Матрица соответствия компетенций,
составных частей ООП….………………………….………………………..

46

1 Общие положения

1.1 Цели и задачи образовательной программы подготовки бакалавра

Основная образовательная программа (ООП) включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию подготовки бакалавра по направлению 150400 Металлургия.

Целью реализации образовательной программы является подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего профессионального профилированного образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

В задачи образовательной программы входит:

- обучить студента фундаментальным положениям, лежащим в основе технологии металлургических процессов;

- научить анализировать производственные ситуации;

- приобрести навыки и умения нахождения оптимальных решений конкретных технологических проблем;

- обеспечить преемственность изучения дисциплин образовательного цикла;

- рассматривать технологические, экономические и экологические проблемы металлургии на уровне достижений мировой науки в этих областях.

1.2 Нормативные документы для разработки программы
подготовки бакалавра

Настоящая образовательная программа разработана на основе:

- Федеральных законов Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

- Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля
2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки 150400 Металлургия высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения (бакалавриат), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. № 734.

- Устава СФУ.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, настоящая образовательная программа содержит совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 150400 Металлургия, а также отражает решения Сибирского федерального университета, имеющего государственную аккредитацию по данному образовательному направлению, и соответствующую лицензию, в части вопросов разработки образовательных программ, по которым вузу предоставлено право принятия собственных решений.

1.3 Общая характеристика программы подготовки бакалавра

1.3.1 ООП бакалавриата является программой первого уровня высшего профессионального образования и имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций.

Данная ООП ВПО – это комплексная развернутая социальная норма институционального (вузовского) уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным характеристикам ВПО для направления подготовки 150400 Металлургия, квалификации бакалавр, призванная обеспечить:

- реализацию (выполнение) требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 150400 Металлургия (бакалавриат) как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (далее СФУ) с учетом особенностей научно-образовательной школы университета и актуальных потребностей рынка труда Красноярского края;

- социально-необходимое качество высшего образования в СФУ на уровне не ниже, установленного требованиями соответствующего ФГОС ВПО;

- основу для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения в СФУ;

- основу для объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности СФУ.

ООП подготовки бакалавров по направлению 150400 Металлургия ориентирована:

- на личностное развитие студентов, раскрытие их интеллектуального и духовно-нравственного потенциала, формирование готовностей к активной профессиональной и социальной деятельностей по окончании вуза;

- усиление направленности на диагностику достижений студентов и выпускников, которые они, с точки зрения компетентностного подхода, обязаны продемонстрировать в режиме заданных оценочных средств и технологий;

- увеличение степеней свободы студентов в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий.

В определении трудоемкости ООП используется кредитная система (система зачетных единиц), совместимая с ECTS (отражение одной из ведущих тенденций болонских реформ).

1.3.2 Нормативный срок и общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование ООП

Квалификация

Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск

Трудоемкость, в зачетных
единицах

код, в соответствии с принятой классификацией ООП

наименование

ООП бакалавриата

62

бакалавр

4 года

240

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения
программы подготовки бакалавра

Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

Абитуриент для успешного освоения ООП подготовки бакалавра по направлению 150400 Металлургия должен обладать следующими компетенциями:

- владеть культурой мышления, уметь воспринимать информацию;

- логически верно и ясно строить устную и письменную речь;

- работать в команде, руководить людьми и подчиняться;

- учитывать этические и правовые нормы в межличностном общении;

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- использовать компьютер как средство управления информацией;

- оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы;

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

- уметь использовать фундаментальные знания;

- уметь сочетать теорию и практику для решения задач;

- уметь организовывать работу коллектива для достижения поставленной цели.

2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника
программы подготовки бакалавра по направлению 150400.62 – Металлургия

2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

- процессы переработки руд и других материалов с целью получения концентратов,

- процессы получения металлов и сплавов, металлических изделий требуемого качества, а также процессы обработки, при которых изменяются химический состав и структура металлов (сплавов) для достижения определенных свойств.

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

- технологические процессы и устройства для переработки минерального и техногенного сырья, производства и обработки черных и цветных металлов, а также изделий из них;

- процессы и устройства для обеспечения энерго- и ресурсосбережения и защиты окружающей среды при осуществлении технологических операций;

- исследование процессов, материалов, продукции и устройств;

- проекты, материалы, методы, приборы, установки, техническая и нормативная документация, система менеджмента качества, математические модели;

- производственные, проектные и научные подразделения.

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 150400 Металлургия готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- производственно-технологической;

- организационно-управленческой;

- научно-исследовательской;

- проектной.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются СФУ совместно с обучающимися и объединениями работодателей – металлургические предприятия Красноярского края.

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 150400 Металлургия должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

а) производственно-технологическую:

- осуществление технологических процессов переработки минерального природного и техногенного сырья;

- осуществление технологических процессов получения и обработки металлов и сплавов, а также изделий из них;

- осуществление мероприятий по защите окружающей среды от техногенных воздействий производства;

- выполнение мероприятий по обеспечению качества продукции;

- организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;

- контроль за соблюдением технологической дисциплины;

- организация обслуживания технологического оборудования;

б) организационно-управленческую:

- информационное обеспечение организации производства, труда и управления, метрологическое обеспечение;

- составление необходимой технической и нормативной документации;

- проведение работы по управлению качеством продукции;

- организация работы коллектива исполнителей;

- разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

- проведение анализа эффективности и результативности деятельности производственных подразделений;

в) научно-исследовательскую:

- проведение экспериментальных исследований;

- выполнение литературного и патентного поиска, подготовка технических отчетов, информационных обзоров, публикаций;

- изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

г) проектную:

- сбор информации для технико-экономического обоснования и участие в разработке проектов новых и реконструкции действующих цехов, промышленных агрегатов и оборудования;

- конструирование и расчет элементов технологической оснастки;

- разработка проектной и рабочей технической документации.

3 Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате
освоения
программы подготовки бакалавра

В результате освоения ООП бакалавра выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-3);

- самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-4);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-5);

- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-7);

- работать в команде, руководить людьми и подчиняться (ОК-8);

- учитывать этические и правовые нормы в межличностном общении (ОК-9);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-10);

- использовать компьютер как средство управления информацией
(ОК-11);

- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

- оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОК-13);

- владеть нормами деловой переписки и делопроизводства (ОК-14);

- владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16);

- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-17).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

а) общепрофессиональными:

- уметь использовать фундаментальные общеинженерные знания (ПК-1);

- уметь критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ПК-2);

- уметь осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ПК-3);

- уметь сочетать теорию и практику для решения инженерных задач (ПК-4);

- уметь применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-5);

- уметь использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-6);

- уметь выбирать средства измерений в соответствии с требуемой точностью и условиями эксплуатации (ПК-7);

- уметь следовать метрологическим нормам и правилам, выполнять требования национальных и международных стандартов в области профессиональной деятельности (ПК-8);

- уметь использовать принципы системы менеджмента качества (ПК-9);

б) производственно-технологическая деятельность:

- уметь осуществлять и корректировать технологические процессы в металлургии и материалообработке (ПК-10);

- уметь выявлять объекты для улучшения в технике и технологии
(ПК-11);

- уметь осуществлять выбор материалов для изделий различного назначения с учетом эксплуатационных требований и охраны окружающей среды (ПК-12);

- уметь оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов (ПК-13);

в) организационно-управленческая деятельность:

- уметь применять методы технико-экономического анализа (ПК-14);

- использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом (ПК-15);

- уметь использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности (ПК-16);

- уметь организовывать работу коллектива для достижения поставленной цели (ПК-17);

г) научно-исследовательская деятельность:

- иметь способности к анализу и синтезу (ПК-18);

- уметь выбирать методы исследования, планировать и проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы (ПК-19);

- уметь использовать физико-математический аппарат для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-20);

- уметь использовать основные понятия, законы и модели термодинамики, химической кинетики, переноса тепла и массы (ПК-21);

- уметь выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов (ПК-22);

д) проектная деятельность:

- уметь выполнять элементы проектов (ПК-23);

- уметь использовать стандартные программные средства при проектировании (ПК-24);

- уметь обосновывать выбор оборудования для осуществления технологических процессов (ПК-25).

4 Документы, регламентирующие содержание и организацию
образовательного процесса при реализации
программы
подготовки бакалавра

В соответствии с п. 39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 150400 Металлургия содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется: учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы ...
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    ... основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения. Начальная школа/сост.Е.С.Савинов. М., 2010. Примерная основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения – М.: «Просвещение», 2010. 8. Программа ...

Другие похожие документы..