textarchive.ru

Главная > Документ


Дон с Кавказа?

Об авторе

Жаворонков Виктор Иванович, родился 26.02.1959 в селе Ольховка Томаровского района Белгородской области. До службы в Вооруженных силах проживал в городе Харькове. Офицер запаса. Кавалер «Ордена Мужества». Краевед. Член Союза журналистов России. Специальный корреспондент газеты «Приазовский край» (2006-2008). Корреспондент газеты СКВО «Военный вестник Юга России» с 2008 года.


Содержание

От автора ……………………………3

Донские зарисовки………………….5

Маныч - слёзы матерей……………

Легенды приморья…………………

Легенды и мифы степей юга России…………………….

Легенды и мифы Кавказских гор……

Пословицы, поговорки и афоризмы….

Фотопутешествие………………………….

Миниатюры в прозе по пути………………..

Миниатюры о людях…………………..

Вместо эпилога……………………………….

Библиография……………………………….

От автора

Вначале пришла Мысль. Она образовала Слово. Из него состоялось Предложение, которое материализовалось в написанное на бумаге, впоследствии, набранное в электронном виде, пригодном для восприятия многими и доступное как информация. Каждый, кто ознакомится с ней, находит свой Смысл. Одно из желаний - правильно донести Смысл Мысли!

Перед Вами одно из моих первых литературных произведений, поэтому заранее благодарен всем, кто все шероховатости, неясные обороты и разного рода ошибки в книге примут с пониманием к начинающему автору. При подготовке к печати использованы некоторые материалы из работ других авторов, которые приведены в разделе «Библиография». В тексте приведены стихи Александра Колодяжного, потомственного казака из станицы Раздорской, которому благодарен за предоставленную возможность использовать его поэзию. Верю, что изложенное в издании найдет своего читателя, доброго критика и помощника в деле последующих произведений о нашей многонациональной семье. Заранее благодарен всем, кто найдет возможность прислать материалы о легендах, мифах, сказаниях и байках своего родного края, которые в дальнейшем будут использованы на благое дело сохранения народной памяти о предках и местах их проживания.

Донские зарисовки

Возвращение.

Тяжки расставания, годы ожидания.

Кажется не будет то, чего так ждешь.

Но проходит время, наступает встреча.

И разлука долгая исчезает прочь.

Я снова здесь и берег Дона

Меня встречает как тогда

Я снова здесь и окна дома

Как будто Родины глаза.

Будет мне дорога, будет и удача.

Только в сердце вечно к Родине тоска.

То чему свершиться Богу лишь известно.

Возвращаясь к дому, ты найдешь себя.

Я снова здесь и берег Дона

Меня встречает как тогда

Я снова здесь и окна дома

Как будто Родины глаза.

Отчий дом.

Отчий дом на бугре

По ночам снится мне.

А под яблонькой стол во дворе.

В доме гости.

Собралась вся родня,

Но сон подводит меня.

Просыпаясь на утро, не помню

Смеются они или плачут.

Отчий дом на бугре

Месяц ясный в огне.

В доме чисто, уютно, тепло,

Я мальчишка.

Мать мне песню поет,

Но сон опять не дает,

Просыпаясь на утро, не помню,

Смеется она или плачет.

Яблонька кислица

Что, скажи приснится?

Или пир веселый,

Или плач тяжелый.

Отчий дом на бугре

Сад весной на заре.

По вишневой алее бегу.

Мячик скачет.

И тут руки отца

Вдруг подхватят меня.

Просыпаясь на утро не помню.

Смеется он или плачет.

Отчий дом на бугре

По ночам снится мне.

Возвращаясь к тебе наяву,

Я под яблонькой сяду.

Я не вру,

Не грешу.

Слаще меда он мне.

Лучше вкуса не знаю!

Яблонька кислица

Что скажи приснится?

Или пир веселый,

Или плач тяжелый.

Что ты помнишь степь донская?

Что ты помнишь степь донская моя?

Что видишь ночью темной во сне?

Слышишь гул табунов, смех и плач казаков

Да серебряный свист багровых клинков.

Казаки за тебя свою кровь проливали,

А что сделали мы? Всю тебя распахали.

Распахали ковыль, и лазорь, и чебрец.

И тем самым приблизили твой печальный конец.

Что ты помнишь Батюшка Дон, скажи мне?

Что видишь ночью темной во сне?

По весне не разлиться по раздольным лугам.

Расселилась зараза по твоим берегам.

Казаки за тебя свою кровь проливали,

А что сделали мы? Все тебя отравляли.

С каждым годом мелей и вода все темней.

Пополняется русло от кислотных дождей.

Что ты помнишь

Степь донская,

Батюшка Дон,

Скажи мне?

Казачьи куреня.

Куреня, казачьи куреня,

Как вас осталось мало по родной станице

Кругом крутые дачи,

Ну а вы обречены, как раненые птицы.

Стоите вы в печали и тоске

И вспоминаете как многих согревали

Есть некоторым уже по сотне лет и более,

Как много вы узнали

Низы да верхи, балясы да ставни,

Не крашенный пол, в углу образа

И старый казак со своею семьею

Сидят за столом и мне смотрят в глаза.

Со всех сторон окна наполнены светом,

Казачий курень – символ жизни былой.

В твоих сводах память, а это святое.

Казачий курень для меня ты живой.

Куреня, казачьи куреня,

Как вас осталось мало по родной станице

Я земляков прошу, чтоб сохранили вас

И не страдали вы как раненые птицы.

И чтобы также дружно за большим столом

Семья сидела и теплый хлеб ломился

Чтоб согревали куреня своим теплом казачьи души,

Пусть будет род их вечно длиться!

Переправа.

Июль сорок второго.

Пришлось нам отступать.

Мы Дон врагу сдавали,

Как больно вспоминать.

В Раздорской переправа

Бомбежка, взрывы, стон.

А по фашистским танкам

Надежно бьет заслон.

Калмыцкие тюльпаны,

Донские ковыли.

Скажите мне, поведайте

О подвиге Эрдни.

На месте переправы

Я молча постою.

Донская чайка криком

Усилит боль мою.

Стоять придется на смерть.

Чтоб все смогли уйти.

Калмыцкий парень Эрдни

Стреляй, громи, круши.

Свои вернутся снова

Победа будет, верь.

В бессмертье этот подвиг

Тебе откроет дверь.

Калмыцкие тюльпаны,

Донские ковыли.

Скажите мне, поведайте

О подвиге Эрдни.

Прошло, промчалось время.

Но помнить будем мы

Об этой переправе,

О подвиге Эрдни.

Простой калмыцкий парень,

Степей калмыцких сын.

Калмыкию и вольный Дон

Навек объединил.

Калмыцкие тюльпаны,

Донские ковыли.

Скажите мне, поведайте

О подвиге Эрдни.

Александр Колодяжный

«Калмыцкие тюльпаны, донские ковыли…»

«Июль сорок второго, пришлось нам отступать,

Мы Дон врагу сдавали, как больно вспоминать..»

В июле этого года исполняется 65 лет кровопролитных боев частей Красной Армии прикрывающих отход наших войск через Раздорскую переправу с немецкими танковыми частями, рвущимися на Кавказ. Рубеж от хутора Пухляковского до станицы Раздорской оборонял эскадрон 273-го кавалерийского полка 110-й отдельной калмыцкой кавалерийской дивизии.

24 июля 1942 года немцы под прикрытием крупных сил авиации и бронемашин начали теснить наши части, оборонявшие переправу через Дон. Самый ответственный участок находился в секторе расчета противотанковых ружей, которым командовал сержант Эрдни Тельджиевич Деликов. Семь суток бойцы в неравной схватке сдерживали яростные атаки бронетехники противника. В один из критических моментов боя командир точным огнем из противотанкового ружья уничтожил три броневика немцев, чем создал замешательство в боевых порядках противника. В ходе очередного шквала наступления он лично тремя точными огневыми выстрелами поджег три грузовых автомашины, уничтожив при этом до 60-ти солдат и офицеров.

Во время очередного налета вражеской авиации Эрдни Деликов был смертельно ранен. Истекая кровью, без ног, он еще пытался стрелять, а умирая из последних сил прошептал подчиненным бойцам расчета: - Возьмите мое ружье и бейте фашистов…. В этом бою пали смертью храбрых все бойцы отделения сержанта Деликова, но враг не прошел. Командиру было всего 19 лет.

За образцовое выполнение боевых заданий, исключительную храбрость и стойкость Указом Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года сержанту Деликову Эрдни Тельджиевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

В станице Раздорской , где похоронен герой, установлен памятник защитнику донской земли. Жители станицы бережно хранят память о тех тяжелых военных временах, трепетно ухаживают за могилами в бойцов-героев. На высоком берегу Дона в районе переправы 42-го установлен обелиск из черного камня с высеченными словами в память о тех трагических днях. Вечная память павшим!

«На месте переправы, я молча постою,

Донская чайка криком, усилит боль мою»

Станица Раздорская

Великие лета колыбели донского казачества!

(1 сентября 2006 года Раздорский Престол )

В дельте реки Северский Донец, впадающей в Дон, на острове Поречный располагался Раздорский городок, первое упоминание о котором в летописях относится к 1549 году. В 16-ом веке и в первой половине 17-го века он являлся первой казачьей столицей Дона. Именно сюда, на Войсковой круг, в 1570 году царь Иоанн Грозный прислал грамоту о службе донцов Российскому государству.

Раздорский городок – родовое гнездо донского казачества. Здесь родились знаменитые казачьи полководцы – Герои Отечественной войны 1812 года: наказной Атаман Области войска Донского М.Г. Власов, командир лейб-гвардии Атаманского полка Ф.С. Балабин, генерал-майор П.Т. Басов и другие. В 1806 году в станице Раздорской проживала знаменитая «кавалерист-деввица» Н.А. Дурова.

Неизгладимой славой в веках покрыли себя раздорские казаки в годы Великой Отечественной войны. Они сражались в разных частях, в том числе в прославленном 5-м Гвардейском Донском казачьем кавалерийском корпусе. Уроженец станицы М.П. Ковалев принимал участие в штурме Рейхстага. Он входил в группу прикрытия знаменосцев Егорова и Кантария, водрузивших знамя Победы над поверженным гитлеровским зданием правительства. При обороне раздорской водной переправы в июле 1942 года совершил бессмертный подвиг сержант Э.Т. Деликов, за который посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В настоящее время в станице действует Раздорский этнографический музей-заповедник, где квалифицированные сотрудники, практически на личном энтузиазме хранят традиции казачества и передают их потомкам.

От всей души и чистого сердца поздравляем жителей станицы Раздорской с праздником и желаем процветания и благополучия во всех добрых делах.

«Маныч – слезы матерей».

Однажды, в тихий безоблачный день, мы со знакомыми выехали на машине в командировку на юго-восток нашего региона. Путь наш проходил вдоль реки Маныч. Через некоторое время следования, при закрытых окнах авто, я скорее почувствовал, чем услышал, нарастающий гул. Это был какой-то природный звук, не похожий на производимые техническими устройствами. Мои попутчики, не сговариваясь, переглянулись вопросительными взглядами. Вокруг трассы лежала бескрайняя калмыцкая степь, а слева несла свои потоки река. Когда мы открыли окна, то поразились еще больше – этот непрерывный гул исходил от стремительно несущейся воды. Сделав непредвиденную остановку, стоя у живой реки, нас переполняли необъяснимые чувства, так как издаваемый водой звук напоминал что-то ранее слышимое. Мне припомнилось название с топографической карты - Маныч Гудило, настолько точно передававшее происходящее. Следуя дальше мы еще долго обсуждали услышанное и увиденное, а позже я узнал одну из легенд о необычной реке, которую хочу изложить.

Давно это было. Так давно, что уже никто и не помнит. Началась война, и войско отправилось в поход. Год проходит, два прошло – нет вестей от войска. Минуло много лет, жены состарились без мужей, а войска все нет. Наконец добрался до ханства долгожданный гонец, но плохой вестью. Он принес черный бунчук на копье – погибло войско. Скорбный плач поднялся над степью, горе пошло по калмыцким хотонам, осиротели дети. Одна из матерей, потерявших на войне сына, решила найти мертвое тело воина и обратилась к зурхачи (астрологу). Тот по расположению звезд вычислил, что ее сын погиб на другом конце земли, а добраться к этому месту можно только выкопав глубокую яму. Но такую глубокую, чтобы проделать в земле сквозную дыру и выйти на другой конец земли. Тогда женщина собрала всех матерей, у которых на войне погибли сыновья и стали они лопатами рыть землю в том месте, где им указал зурхачи. Много лет рыли несчастные, пока не совсем не обессилили, но не прорыли и половины. Поняли они тогда, что не достигнуть им края земли и не увидеть при жизни тела сынов. Побросали лопаты и стали плакать. Горькие слезы стекают в вырытую яму. Через некоторое время слезы заполнили огромную яму, а женщины все плачут и нет этим слезам конца. Разлилось морем вода из слез и скрыла этих женщин с головой. Так до краев этот котлован и заполнился. Говорят, что матенри эти под водой до сих пор плачут и копают, и копают землю. Поэтому летом вода в Маныче убывает, а весной прибывает. Интересно то, что когда вода убывает, то тихо становится вокруг, а потом вдруг долгий стон доносится со дна Маныча. И от этого стона все все животные и птицы покидают Маныч, но когда он прекращается, то снова возвращаются к воде. А вода в реке Маныч горько-соленая от слез матерей.

Легенды приморья

«Борей или Буря?»

Часто слышал о разрушениях и бедствиях, которые приносит ветер в районе Новороссийска и Анапы. Все называют его необычным словом – бора. Это местный сильный холодный ветер, случающийся обычно в зимние месяцы, который прорывается вниз по склонам невысоких гор к теплому морю.

Не так давно на автотрассе у Семигорья Анапы испытал неприятное чувство беспомощности перед шквальными порывами этого ветра. Автомобиль с четырьмя взрослыми пассажирами как влаг на рее сносило с дороги под беспощадным натиском воздушной массы и только мастерство водителя, с трудом сдерживающего руль, помогло избежать полета в обрыв.

Кто этот бора, мне пояснило местное сказание. В стародавние времена обитал в этих местах ревнивый и мстительный бог Сива. Только позабудут земледельцы славословит Сиву, тот тут же насылает на их посевы и селения двух своих коней. А те кони - ветры ураганные: Сивка или Сиверко – ветер северный, да Бурька – ветер восточный. Много бед натворят кони, что не сосчитать, не сложить.

Помощь людям всегда оказывал бог весны, земледелия, первой пахоты – Ярило, который воскрешал природу, зажигая во всем живом любовь.

Разобрались боги между собой, а вот зловредные кони-ветры попрятались в горах, и каждый год в зимние месяцы обрушиваются на приморскую местность Сивка да Бурька и бесчинствуют здесь как разбойники. По привычке они любят переворачивать да выбрасывать на мель корабли.

В наше время их называют норд-остом, то есть северо-восточным ветром. Кстати в русских народных сказках это один персонаж – «Сивка-Бурка - вещая каурка». Многие думают, что название «бора» произошло от имени древнегреческого бога Борея. Однако, имя Борея проистекает от слова «буря», означающего ненастье с сильным разрушительным ветром, серо-коричневого цвета.

Как было изначально сложно предположить, поэтому мнений существует множество.

Кубань ушла к молодому Азову.

Не одна сотня рек берет начало с вечных ледников Седого Кавказа, у каждой свой путь (русло), который приводит кого в безводные степи, кого в горько-соленые озера, кого в бескрайние воды морей.

Не одиножды, во время поездок по различным городам и станицам Северного Кавказа, приходилось пересекать русло изменчивой Кубани. Много слышал легенд и рассказов о знаменитой реке. Есть среди них и о любви …..

Тысячи лет впадала красавица Кубань в Черное море.

Она отдавала ему быстротекущую воду, золотистый песок и всю свою любовь. Но однажды, в сильный паводок, ее воды дошли до Азова. И приглянулся ей молодой и красивый Азов. Стала Кубань по ночам бегать к своему возлюбленному, а когда стало совсем невмоготу от горячей любви – бросила она навсегда Черное море и ушла в Азовское. С тех пор стала красавица отдавать только Азову свою воду и рыбу.

Нет в мире другой такой реки, которая бы за всю свою жизнь впадала в два моря – только наша красавица Кубань. Бросила Анапу и ушла в Темрюк. Вот изменница.

В XIX веке река Кубань впадала в Кизилташский лиман, вблизи Анапы. В последние годы в лимане добывают целебные грязи для курортов России. Больше всего ее накопилось на участке лимана, называемом Старым гирлом Кубани.

Даже для рек любовь это великая сила!

«Тьма Тараканов».

Во времена Киевской Руси часто шли междоусобные войны. Как-то в разгар борьбы киевских Олеговичей за власть, князь Игорь нелестно отозвался об Изяславе, сказав, что если тот не сверчок, прячущийся на печи, - пусть выходит со своей дружиной в чисто поле и сразится, а попусту не шумит и не хвалится.

Князь Изяслав, не стерпев таких оскорбительных слов, и применил военную хитрость. Под покровом ночи вместе со своими немногочисленными, храбрыми воинами переправился через Днепр и внезапно напал на дружину Игореву. И риск оправдался, малочисленные войска Изяслава разбили трехкратно превосходящие полки князя Игоря, вынудив их с позором уйти в Чернигов.

В те стародавние времена дружина в 10000 воинов (торкан) называлась «тьмой». Вот и получилось, что «Сверчок тьму таракан победил». Отсюда и пошло иносказательное название древнерусского княжества на Тамани – Тьмутараканское, в котором княжил Изяслав. А народная пословица про находчивого сверчка дошло в наше время.

Как не вспомнить слова генералиссимуса Суворова: «Воюй не числом, а умением».

Юноши-воины.

На Таманском полуострове в далеком прошлом проживал народ – синды (по одной из версий - далекие предки адыгов). Синды поклонялись Солнцу и легенда донесла фрагмент ритуала посвящения юношей в воины.

На берегу вулканического озера до появления первых солнечных лучей собирались старейшины, закаленные в кровавых сечах воины, зрители и юноши. Обнаженных юношей покрывали влажными пелитами (глиной), изверженными вулканом, и посыпали золотистым песком. Они стояли на вершине вулкана, и как только вспыхивали на вершине солнечные лучи, обливая юношей потоками света, стройные тела начинали ослепительно искриться, и божественное Солнце, любуясь великолепием молодости и силы, признавало посвещаемых своими мужественными сыновьями. Это было изумительное зрелище – золотые юноши купались в солнечных лучах.

Посвященные всходили с дарами на приготовленный плот и следовали к центру озера. Они бросали дары в бездонный кратер-озеро для свирепого чудовища, жившего в глубинных водах. Воды озера почитались освященными, и юные воины совершали вних омовение, смывая золотой песок. Чудовище, удовлетворенное богатыми дарами, надолго засыпало, а юноши, покинув вулкан, занимались состязаниями в силе и ловкости. Если чудовищу дары казались не столь обильными, оно приходило в ярость, выбрасывая клубы дыма и тучи пепла на светлые головы посвященных. Долго мог бушевать страшный вулкан, до тех пор, пока, как рассказывают, окрестные жители не приносили ему в жертву самую красивую девушку.

Грустная легенда, но утешает то обстоятельство, что красота ценилась всегда, а чудовищу ничто человеческое не чуждо.

Спаситель от Тамерлана.

В давние времена жил в Анапе мудрый и ученый человек, воспитывавший мальчика. Когда пришло время умирать, старик передал юноше, ставшему мужественным и одаренным, небольшой сундучок. Он сказал, что этот подарок может очень пригодиться воспитеннику, ничего более необъяснив.

Прошло время и однажды юноша открыл сундучок. Он был очень уливлен и озабочен, увидев на дне две свечи – одну целую, другую наполовину сгоревшую. Не понимая столь странного наследства, он зажег половинку свечи. И тут мгновенно перед ним предстал див. На просьбу юноши повидаться со своим воспитателем див ответил: - Умершие находятся в другом мире, с которым я не имею сношений, Все другие желания будут исполнены, как только зажжешь свечу.

Удивленный юноша попросил доставить ему на встречу самую красивую на Кавказе невесту. На берегу моря в городе Дербенте жил великий повелитель Аксак Темир и была у него дочь красоты неописуемой. Так вот эта красавицакаждую ночь стала переносится дивом к юноше в Анапу. Между молодыми и прекрасными людьми возникли самые нежные чувства, название которым – любовь. Вначале девушке происходящее казалось сном, но заподозрив неладное, она открыла свою тайну родителям. Отец впал в гнев и решил во что бы то ни стало найти соблазнителя и жестоко покарать его. Собрав большое войско, он отправился на поиски по всему Кавказу, покоряя по пути все племена и народы, дойдя до крепости Анапы. Испуганные жители города вышли встречать полководца, кроме одного юноши, оставшегося в своем доме. Покоритель города решил казнить дерзкого смельчака, но дочь сердцем почувствовала, кем был для нее этот юноша, и удержала отца от жестокого поступка.

Когда юноша рассказал полководцу о своем чудодейственном талисмане и о нежных чувствах к его дочере, тотсогласился отдать ему дочь в жены. В Анапе состоялась богатая свадьба и счастливая молодая пара отправилась с отцом в Дербент. В знаменование столь радостного события жених попросил доброго дива провести широкую канаву с валом по всему пути: от Анапы до Дербента.

Остатки этого вала сохранились и поныне. Черкессы называют его Мальхашагос, что в переводе означает «зять дорогу вел». А Аксак Темиром горцы называли не кого иного, как Темир Ленга – Темерлана. Так сказание переплелось с былью.

Факт истории: турецкий писатель XVII века Эвлия Челеби писал: .. завоеватель, хромоногий Тимур, во время похода в Крым на хана Тохтамыша разрушил окрестности и пригород Анапы, оставив почему-то саму крепость в целости».

Гора Сары-кум.

По мере движения к Махачкале взгляд путника невольно приковывает желтоватое марево, появляющееся на фоне гор. Оно растет и растет, приобретая очертания оплывшей пирамиды. Это особенная, песчаная гора Сары-кум («желтый песок»), западная вершина которой достигает солидной высоты – 250 метров. Растений, дающих тень, здесь почти нет, негде укрыться от жары и влажности от близости к морю. Этот великолепный пустынный пейзаж горы Сары-кум с барханами, вметнувшимися к синеве небес и всегда крутящимися при порывах ветра, явился фоном кинофильма «Белое солнце в пустыни». Тихая лирика и смертельная схватка с басмачами – многие события развивались в этих прикаспийских песках.

Мне рассказали несколько из множества легенд о происхождении этой гигантской дюны близ скалистых гор. В одной говорится о соперниках-великанах, один из которых, по имени Арин, пересыпал сюда морской песок. По другой легенде под большим слоем желтого песка горы Сары-кум похоронен великан Замти. По третьей, здесь была привязана к столбу неверная жена кумторкалинского хана – Загидат, затем засыпанная песком.

У ученых более прагматичная версия, по которой гора появилась в результате столкновения ветро, несших песок с развеваемых речных террас. По составу этот песок отличается от морского. 13 апереля 1978 года территория горы Сары-кум объявлена охраняемым памятником природы.

Легенды и мифы степей юга России

Хан Времени.

У наших южных соседей – калмыков существует интересная особенность календаря. Иногда в месяце встречаются два одинаковых числа, а иногда одно число пропускается.

Легенда гласит, что во вселенной живет могущественный хан, управляющий временем. Именно от него зависят наши дни. До этого хана никто не может добраться и никто не может ему приказывать.

У Хана Времени есть тридцать прекраснейших жен. Ханши так лучезарно красивы, что при этом сиянии даже ночью можно заниматься рукоделием. Хан Времени не сидит на одном месте, а беспрерывно ходит по свету. Так он создан, и если перестанет ходить, то остановится время, и тогда все живое на Земле погибнет.

Тридцать прекраснейших ханш имеют тридцать сказочных дворцов, расположенных во всех частях света. В каждом из дворцов живет одна ханша. Когда Хан Времени ходит по свету, то живет у каждой ханши по одному дню. У тридцати ханш он проводит тридцать ночей. Так и получается месяц. Но не всегда он проводит у каждой ханши по одному дню. Если какая-нибудь из них нравится ему больше других, то он проводит у нее два дня подряд, а если какая-нибудь не нравится, то он проходит мимо этого дворца.

Поэтому и происходит, что когда он проводит у одной из ханш подряд две ночи, то получаются два одинаковых числа, а когда хан проходит мимо дворца ханши, тогда число отбрасывается.

А если серьезно, то калмыцкая астрология имеет лунный календарь, основанный на фазах Луны. Лунный месяц составляет период между новолуниями. Лунные дни не одинаковы по длине. Если в какой-то день нет лунного дня, то дата пропускается. Если же в одну дату начинаются два лунных дня, то дата удваивается. Каждые три года добавляется 13-й дополнительный лунный месяц.

Три дороги.

По верованиям калмыков, в потустороннем мире существуют три дороги и белый город. Дороги эти начинаются от аспидной горы, которая земным жителям видится наподобие облака. Первая дорога серебрянная, другая – медная, а третья – железная – находится ниже первых двух и ведет к белому городу, в котором живет Эрлик-Номин-хан .(владыка подземного царства мертвых).

Железная дорога к концу утончается в волос. Благодаря этому Эрлик-хан избавлен от многих хлопот, ибо непомнящие за собою никакого благодеяния не могут пройти по такому тонкому пути, а , сорвавшись с дороги, попадают прямо на место казни.

Медная дорога тянется повыше и ведет к месту обитания тридцати трех тенгриев (небожителей), что среднее место успокоения.

Серебрянная дорога, которая находится всех выше, тянется на восток и ведет к раю, где обитает Абида-бурхан (Бог).

Лагань.

В степи, у склона невысокого холма, как бы спрятавшись от шальных ветров и недобрых глас, одиноко стояла кибитка, в которой влачила свое жалкое существование одна семья. И вдруг эту семью постигла страшная беда, еще нестарые хозяин и хозяйка скончались в одночасье. Тела их почернели, словно обуглились, кожа местами полопалась. Удивительно, но дряхлого Цагаду, отца хозяина, и его юного внука, которого звали Лаг, смерть миновала. Молоко, оставшейся в живых коровенки быстро поставило их на ноги и они решили покинуть родные места. Долго шли они, подгоняемые в спину ветром – лихим степняком, пока не набрели на густой, высокий, по пояс, травостой, по которому, как по водной поверхности, перекатывались волна за волной. Вот и пришли мы к морю Синему, сказал Цагада и выбрал сухое место, чуть возвышавшееся над округой, с твердой почвой и решил обосноваться.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мифы древнего китая (юань кэ)

    Документ
    ... на юго-запад, на юг, на ... Эволюция и развитие мифов. Мифы и суеверия. Миф и легенда. Миф и сказание о ... бросили в голой степи. А они ... России в 1892 г. Это была книга профессора Петербургского университета С.М. Георгиевского «Мифические воззрения и мифы ...
  2. Россия и Европа ГЛАВА I 1864 и 1854 годы Вместо введения

    Руководство
    ... оказывали поддержку рабовладельческому Югу. Россия, напротив, выражала ... чем крымская степь от прочих степей южной России (совершенно ... древнеримский поэт Овидий излагал мифы о превращениях людей в ... Владимиром считается легендою. Ежели это легенда, то она ...
  3. Лето 1889 года выдалось на юге России жарким и на редкость засушливым

    Документ
    ... Лето 1889 года выдалось на югеРоссии жарким и на редкость ... рассказывать извозчику о персидском походе Степана Разина. Тогда я запущу ... написала, что я намеренно измыслил миф о непонятной причине смерти, понимая ... Это не вязалось с легендой, которую он для ...
  4. |›‹|Россия и последние войны ХХ века (fb2)

    Документ
    ... по сей день муссировать миф о стихийной демократической революции. ... , в конечном варианте легенды, стихийным бедствием, а ... Великой Степи с народами Центральной и Юго-Восточной ... после оставления Вооруженными Силами ЮгаРоссии и Северного Кавказа в ...
  5. |›‹|Россия и последние войны ХХ века (fb2)

    Документ
    ... по сей день муссировать миф о стихийной демократической революции. ... , в конечном варианте легенды, стихийным бедствием, а ... Великой Степи с народами Центральной и Юго-Восточной ... после оставления Вооруженными Силами ЮгаРоссии и Северного Кавказа в ...

Другие похожие документы..