Главная > Рабочая программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Двулученская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей естественно математического цикла

___________ Шварева В.Н.

Протокол № ___ от

«____»___________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

МОУ «Двулученская СОШ»

___________ Борзенко А.А.

«____»____________2011 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Двулученская СОШ»

__________ Щелычев Ф.А.

Приказ № ____

от «» 2011 г.

Рабочая программа

«Информатика и ИКТ»

для 8 класса

Учитель информатики: Щелычев Ф.А.

2011-2012 уч. год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) автор – Н.Д. Угринович, рекомендованной Министерством образования РФ (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007), авторской программы Угринович Н.Д. (Авторская программа/Информатика и ИКТ/Угринович Н.Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представ­лений об информации, информационных процессах, систе­мах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами ин­формации с помощью компьютера и других средств инфор­мационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятель­ность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с уче­том правовых и этических аспектов ее распространения; из­бирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседнев­ной жизни, при выполнении индивидуальных и коллектив­ных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ;

- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

- освоение ключевых компетенций.

Изменения, внесенные в программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.

В авторской программе изучение предмета ориентировано на ОС Windows. В связи с переходом общеобразовательного учреждения на ОС Linux, в рабочей программе предусмотрено изучение предмета на ее основе и ее прикладных программ, т.е. содержание некоторых тем уроков и практических работ адаптировано на используемое программное обеспечение в общеобразовательном учреждении (Linux)».

УМК:

  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 20010»;

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов; в неделю – 1 час.

Количество практических работ: 15.

Количество контрольных работ: 4.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные

Формы текущего контроля ЗУН (ов):

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практические и самостоятельные работы;

  • тестирование.

Формы итогового контроля ЗУН (ов):

  • контрольная работа;

  • зачет.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать:

□ виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

□ единицы измерения количества и скорости передачи ин­формации; принцип дискретного (цифрового) представле­ния информации;

□ основные свойства алгоритма, типы алгоритмических кон­струкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомога­тельного алгоритма;

□ программный принцип работы компьютера;

□ назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

□ выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойст­ва этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

□ оперировать информационными объектами, используя гра­фический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; пред­принимать меры антивирусной безопасности;

□ оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения ин­формации; скорость передачи информации;

□ создавать информационные объекты, в том числе:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку право­писания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• создавать и использовать различные формы представле­ния информации: формулы, графики, диаграммы, табли­цы (в том числе динамические, электронные, в частно­сти, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирова­ния с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проек­тирования; осуществлять простейшую обработку цифро­вых изображений;

• создавать записи в базе данных;

• создавать презентации на основе шаблонов;

□ искать информацию с применением правил поиска (постро­ения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, не­компьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении зада­ний и проектов по различным учебным дисциплинам;

□ пользоваться персональным компьютером и его периферий­ным оборудованием (принтером, сканером, модемом, муль­тимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных техно­логий;

□ использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизнидля:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использовани­ем готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространст­ва, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

Часы учебного времени

Итоговая аттестация

(подготовка к ГИА)

Домашнее задание

Деятельность учащихся

Сроки прохождения

Раздел

Тема

практические

контрольные,

тестирование

Плановые

фактически

1.

Информация и информационные процессы – 9 часов

Вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения для учащихся в кабинете информатики. Информация и информационные процессы в живой и неживой природе.

1

п. 1.1.1 – 1.1.2

2.

Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике.

1

п. 1.1.3 – 1.1.4

3.

Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

1

Часть 1, №2

п. 1.2.1 – 1.2.2, заполнить таблицу

4.

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1

Кодирование и декодирование информации

п. 1.2.3, решить задание из ГИА

5.

Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний. Определений количества информации.

1

Часть1, №1

п. 1.3.1 – 1.3.2

6.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №1. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора.

1

п. 1.2.3,

ответить на вопросы

КП

7.

Алфавитный подход к определению количества информации.

1

Вычисление информационного объёма сообщения

п. 1.3.3.,

решить задание из ГИА

8.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра.

1

Вычисление информационного объёма сообщения

Подготовиться к контрольной работе

КП

9.

Контрольная работа № 1. Кодирование информации. Определение количества информации.

1

К/Р

10.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 часов

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №3. Определение разрешающей способности мыши.

1

п. 2.1-2.2,

подготовить сообщение

КП

11.

Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №4. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

1

Файловая система

Часть 1, №6

п. 2.3, решить задание из ГИА

КП

12.

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение.

1

Программное обеспечение компьютера

п. 2.4, решить задание из ГИА

13.

Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №5. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.

1

п. 2.5-2.6

КП

14.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №6.Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

1

Защита информации от компьютерных вирусов

п. 2.7,

подготовить сообщение

КП

15.

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №7. Форматирование дискеты.

1

п. 2.8,

подготовиться к тестированию

КП

16.

Контрольная работа №2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (тестирование).

1

К/Р

17.

Коммуникационные технологии-

16 часов

Повторный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения для учащихся в кабинете информатики. Передача информации.

1

п. 3.1

18.

Локальные компьютерные сети.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №8.Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

1

Компьютерные сети

п. 3.2

КП

19.

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета.

1

Компьютерные сети

п. 3.3 – 3.3.1, решить задание из ГИА

20.

Адресация в Интернете.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №9. Подключение к Интернету.

1

Адресация в Интернете

п. 3.3.2, решить задание из ГИА

КП

21.

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №10. «География» Интернета.

1

Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала

Часть 2, №19

п. 3.3.3, решить задание из ГИА

КП

22.

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

1

Компьютерные сети

Часть 2, №20

п. 3.4 – 3.4.1

23.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №11. Путешествие по Всемирной паутине.

1

Подготовить сообщение

КП

24.

Электронная почта.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №12. Работа с электронной Web-почтой.

1

п. 3.4.2

КП

25.

Файловые архивы.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №13. Загрузка файлов из Интернета.

1

Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала

Часть 2, №17

п. 3.4.3, решить задание из ГИА

КП

26.

Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1

Компьютерные сети

п. 3.4.4 – 3.4.6,

решить задание из ГИА

27.

Поиск информации в Интернете. ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №14. Поиск информации в Интернете.

1

Часть 2, №20

п.3.5

КП

28.

Электронная коммерция в Интернете.

1

п.3.6

29.

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

1

п. 3.7-3.7.3

30.

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

1

Часть 2, №12

п. 3.7.4-3.7.7, подготовить электронный материал для сайта

31.

ИНСТРУКТАЖ по ТБ.

Практическая работа №15.Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.

1

подготовиться к контрольной работе

КП

32.

Контрольная работа № 3 Коммуникационные технологии (тестирование).

1

К/Р

33.

Повторение –

3 часа

Повторение. Определение количества информации. Решение задач.

1

Вычисление информационного объёма сообщения

п. 1.3.2

34.

Повторение. Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1

п.1.2, подготовиться к контрольной работе

35.

Итоговая контрольная работа №4. Решение заданий ГИА (1и 2 части).

1

К/Р

Всего: 35 часов.

Содержание программы учебного предмета

 Разделыстандарта

Главы, параграфы и пункты учебника

Практические работы

Кол-во часов

Информационные процессы.

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Глава 1. Информация и информационные процессы

1.1. Информация в природе, обществе и технике

1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе

1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе

1.1.3. Человек: информация и информационные процессы

1.1.4. Информация и информационные процессы в технике

1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем

1.2.1. Знаки: форма и значение

1.2.2. Знаковые системы

1.2.3. Кодирование информации

1.3. Количество информации

1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

1.3.2. Определение количества информации

1.3.3. Алфавитный подход к определению количества информации

Практическая работа 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора

Практическая работа 1.2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера

9

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов

Глава 2. Компьютер как универсальное устройствообработки информации

2.1. Программная обработка данных на компьютере

2.2. Устройство компьютера

2.2.1. Процессор и системная плата

2.2.2. Устройства ввода информации

2.2.3. Устройства вывода информации

2.2.4. Оперативная память

2.2.5. Долговременная память

2.3. Файлы и файловая система

2.3.1. Файл

2.3.2. Файловая система

2.3.3. Работа с файлами и дисками

2.4. Программное обеспечение компьютера

2.4.1. Операционная система

2.4.2. Прикладное программное обеспечение

2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений

2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

2.8. Правовая охрана программ и данных. Защита информации

2.8.1. Правовая охрана информации

2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

2.8.3. Защита информации

Практическая работа 2.1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера

Практическая работа 2.2. Форматирование дискеты

Практическая работа 2.3. Определение разрешающей способности мыши

Практическая работа 2.4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы

Практическая работа 2.5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение

7

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Глава 3. Коммуникационные технологии

3.1. Передача информации

3.2. Локальные компьютерные сети

3.3. Глобальная компьютерная сеть Интернет

3.3.1. Состав Интернета

3.3.2. Адресация в Интернете

3.3.3. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям

3.4. Информационные ресурсы Интернета

3.4.1. Всемирная паутина

3.4.2. Электронная почта

3.4.3. Файловые архивы

3.4.4. Общение в Интернете

3.4.5. Мобильный Интернет

3.4.6. Звук и видео в Интернете

3.5. Поиск информации в Интернете

3.6. Электронная коммерция в Интернете

3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML

3.7.1. Web-страницы и Web-сайты

3.7.2. Структура Web-страницы

3.7.3. Форматирование текста на Web-странице

3.7.4. Вставка изображений в Web-страницы

3.7.5. Гиперссылки на Web-страницах

3.7.6. Списки на Web-страницах

3.7.7. Интерактивные формы на Web-страницах

Практическая работа 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети

Практическая работа 3.2. Подключение к Интернету

Практическая работа 3.3. «География» Интернета

Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине

Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой

Практическая работа 3.6. Загрузка файлов из Интернета

Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете

Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

16

Повторение

3

Всего

35

* КП - компьютерный практикум

* К/Р – контрольная работа

* Т - тестирование

Формы и средства контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, тестирование, доклады, работа по карточкам, групповая работа, индивидуальная работа.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  1. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11: Методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  2. Горностаева А.М. Информатика. 8 класс: поурочные планы по учебнику Угриновича Н.Д. – Волгоград: Учитель, 2008

  3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы.-М.: ВАКО, 2008

  4. Гусева И.Ю. Информатика в схемах и таблицах – СПб.: Тригон, 2008

  5. Гилярова М.Г. Информатика. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. 8 класс».- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

Дополнительная литература:

  1. Авдошин С.М., Ахметсахина Р.З., Максименкова О.В. и др. Информатика. ГИА. Учебно-справочные материалы для 9 класса./-М.: Просвещение, 2011.-252 с.

  2. Авдошин С.М., Ахметсахина Р.З., Максименкова О.В. и др. ГИА. 2011. Информатика. Контрольные измерительные материалы с ответами и комментариями./-М.: Просвещение, 2011.-252 с.

  3. Златопольский Д.М. Занимательная информатика, 2009.

  4. Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011./Под ред. Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н. – Рорстов н/Д: Легион М, 2011. – 272 с.

  5. Кириенко Д.П. ГИА-2011. Информатика. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ. М.: АСТ, Астрель, 2011. – 114 с.

  6. CD Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2008 г.

  7. www.1september.ru

  8. www.metodkopilka.ru

  9. school-collection.edu,ru

4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа «информатика и икт» для 11 класса

    Рабочая программа
    ... Ф.А. Приказ № ____ от « » 2011 г. Рабочаяпрограмма «Информатика и ИКТ»для 11 класса Учитель информатики: Щелычев Ф.А. 2011-2012 уч ... по информатике и ИКТ, примерной программы базового курса «Информатика и ИКТ»для основной школы (10-11 классы) автор ...
  2. Рабочая программа «информатика и икт» для 7 класса

    Рабочая программа
    ... г. Рабочаяпрограмма «Информатика и ИКТ»для 7 класса Учитель информатики: Щелычев Ф.А. 2011-2012 уч. год Пояснительная записка Данная рабочаяпрограмма разработана ...
  3. Рабочая программа «информатика и икт» для 10 класса

    Рабочая программа
    ... Ф.А. Приказ № ____ от « » 2011 г. Рабочаяпрограмма «Информатика и ИКТ»для 10 класса Учитель информатики: Щелычев Ф.А. 2011-2012 уч ...
  4. Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса Составитель учитель информатики и ИКТ Галкина Инна Владимировна

    Рабочая программа
    ... …………; обучить навыкам работы с системой программирования. Рабочаяпрограмма «Информатика и ИКТ»для 9 класса на базовом уровне рассчитана на ...
  5. Рабочая программа (627)

    Рабочая программа
    ... ; обучить навыкам работы с системой программирования. Рабочаяпрограмма «Информатика и ИКТ»для 8 класса на базовом уровне рассчитана на ...

Другие похожие документы..