Главная > Рабочая программа


Рабочая программа

Базовый уровень

XI класс

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Структура документа

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Решает задачи формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 68 часов - 2 часа в неделю, в классе социально-гуманитарного профиля 1 час.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Основное содержание (68 часов)

Электродинамика (45 часов)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма.Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Квантовая физика и элементы астрофизики (19 часов)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии.Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемойВселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Резерв свободного учебного времени (4 часа)

Учебно-тематический план

урока

Содержание учебного материала

Количество

часов

Электродинамика

45

Электрические взаимодействия

10

1

Природа электричества

1

2-3

Взаимодействие электрических зарядов

2

4-6

Напряженность электрического поля

3

7-8

Электрическое поле в веществе

2

9

Потенциал и разность потенциалов

1

10

Электроемкость. Энергия электрического поля

1

Законы постоянного тока

9

11

Электрический ток

1

12-13

Закон Ома для участка цепи

2

14

Последовательное и параллельное соединение проводников

1

15-16

Работа и мощность электрического тока. Решение задач

2

17

Закон Ома для полной цепи

1

18

Лабораторная работа «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

19

Контрольная работа

1

Магнитные взаимодействия

6

20

Взаимодействие магнитов и токов

1

21-24

Магнитное поле. Магнитная индукция. Действия магнитного поля

4

25

Лабораторная работа «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»

1

Электромагнитное поле

10

26-27

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции

1

28

Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

29-30

Правило Ленца. Явление самоиндукции. Энергия магнитного поля

2

31

Производство, передача и потребление электрической энергии

1

32

Электромагнитные волны

1

33-34

Передача информации с помощью электромагнитных волн

2

35

Контрольная работа

1

Оптика

10

36

Природа света. Законы геометрической оптики

1

37

Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла»

1

38

Линзы

1

39

Глаз и оптические приборы

1

40-41

Интерференция волн. Дифракция волн

2

42

Лабораторная работа «Наблюдение интерференции и дифракции света»

1

43-44

Цвет

2

45

Контрольная работа

1

Квантовая физика

16

Кванты и атомы

9

46

Кванты света - фотоны

1

47-48

Фотоэффект. Уравнение фотоэффекта

1

49

Строение атома

1

50

Атомные спектры

1

51

Лабораторная работа «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»

1

52

Лазеры

1

53-54

Квантовая механика

2

Атомное ядро и элементарные частицы

7

55

Атомное ядро

1

56

Радиоактивность. Закон радиоактивного распада

1

57-58

Ядерные реакции и энергия связи ядер

2

59

Ядерная энергетика

1

60

Мир элементарных частиц

1

61

Контрольная работа

1

62-64

Строение и эволюция Вселенной

Солнечная система

5

3

65-66

Звезды, галактики, Вселенная

2

Резерв учебного времени

2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: элементарный электрический заряд, сила электрического тока, напряжение, электрическое сопротивление;

  • смысл физических законов сохранения электрического заряда, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел:электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличатьгипотезы от научных теорий; делать выводына основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 11 кл.: Учеб. базового уровня для общеоразоват. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Илекса, 2006

    2. Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика. 11 кл.: Сборник заданий и самостоятельных работ.- 2-е изд.- М.: Илекса, 2008.

    3. Сборник задач по физике: Для 9 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г. Н. Степанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.

    4. Рымкевич А. П., Рымкевич П. А. Сборник задач по физике для 8 – 10 классов средней школы. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 1984.

    5. Гольдфарб Н. И. Физика. Задачник. 9 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

    6. Ильин С. И., Никитенко В. А., Прунцев А. П. Сборник задач по физике для поступающих в ВУЗ. М.: Высшая школа, 2006.

    7. Егорова Л. Н. Оптика: Учеб. пособие. Саратов: Лицей,1999.

    8. Тарасов Л. В. , Тарасова А. Н. Вопросы и задачи по физике (Анализ характерных ошибок поступающих во ВТУЗы): Учеб. пособие, - 4-е изд., стереотип. - М.: Высшая школа, 1990.

    9. Савченко Н. Е. Задачи по физике с анализом их решения. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1999.

    10. Рябоволов Г. И. и др. Сборник дидакт. заданий по физике: Учеб. пособие для техникумов. – 2-е изд., перераб. и доп. / Г. И. Рябоволов, Н. Р. Дадашева, П. И. Самойленко – М.: Высшая школа, 1990.

    11. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя / В. А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Заворыкин и др.; Под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.

    12. Тесты. Физика. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования. – М.: Центр тестирования Министерства образования РФ, 2004 и т.д.

    13. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект – Центр, 2005 и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа (364)

    Рабочая программа
    ... данную рабочую учебную программу Парфенюк О.В. Рабочаяпрограмма по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочаяпрограмма разработана ...
  2. Рабочая программа (400)

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограмма Дисциплина: «Основы экономики ». Разработал: Конев ... : 44(34) 20(10) 20 4 Программа курса ТЕМА 1. Введение в основы экономики ... на рынке труда. Дефицит рабочих рук и незанятые рабочие места. Эластичность рынка труда ...
  3. Рабочая программа (477)

    Рабочая учебная программа
    ... данную рабочую учебную программу Парфенюк О.В. Рабочаяпрограмма по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочаяпрограмма разработана ...
  4. Рабочая программа (541)

    Рабочая программа
    ... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная ... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная ...
  5. Рабочая программа (653)

    Рабочая программа курса
    ... Государственного образовательного стандарта в содержании рабочейпрограммы предполагается реализовать актуальные в ... практическое содержание рабочейпрограммы имеет базовый и продвинутый уровень. Реализация рабочейпрограммы обеспечивает освоение ...
  6. Рабочая программа (664)

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММА по информатике для 9 класса ... -2012 уч.год Пояснительная записка Рабочаяпрограмма по информатике и информационным технологиям ... СПб.: Питер, 2009 При составлении рабочейпрограммы учтены рекомендации иструктивно-методического письма ...

Другие похожие документы..