textarchive.ru

Главная > Учебное пособие


ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ АВСТРИИ, ШВЕЙЦАРИИ (2 часа)

  1. Развитие журналистики этих стран в ХVШ-Х1Х вв.

  2. Особенности исторического развития СМИ в этих странах.

  3. Важнейшие издания Австрии и Швейцарии, их история и принципы деятельности сегодня.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Любимов Б.И., Вороненкова Г.Ф., Безручко Т.С. Средства массовой информации Великобритании, новых земель ФРГ, Швей­царии в 1994 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1995. N 6. С.19-38.

  • Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1978. N 2. 1981. N 3. 1988. N 3.

  • Котенок Р.Я. Телевидение и радиовещание Австрии во вто­рой половине 1980-х годов //Вестник Московского университе­та. Сер. 10. Журналистика. 1991. N 1. С.68-76.

  • Мельников И. Республика в Альпах: свет и тени. М., 1988.

  • Телелабиринты: буржуазное ТВ сегодня. М., 1988.

На занятии студентам предстоит познакомиться с журна­листикой Австрии и Швейцарии, изучить особенности СМИ этих стран, их развитие, становление и современное состояние.

Австрийская республика образована после распада Авс­тро-Венгрии в 1918 г.

Пресса Австрии характеризуется несколькими особенностями. Ведущие газеты издаются в Вене, в частности, одна из старейших газет мира "Винер цайтунг", основанная в 1703 г.

В Австрии сильно влияние прессы Германии. Ряд ведущих газет - "Курир" (1954, тираж 430 тыс. экз.) и "Нойе кронен цайтунг" (1900, тираж 860 тыс.экз.).

В последние годы усиливается концентрация печати и про­исходит бульваризация газет: анализ уступает место сенсаци­ям, броским заголовкам, развлечению читателей. За последние 30 лет почти вдвое сократилось число ежедневных газет - от 30 до 17, хотя ровно во столько же раз вырос их общий тираж. Три издания - "Гиганты", "Кронен" и "Курир" покрывают более 50% читательского спроса.

В Австрии - две партии власти - Социалистическая партия и Народная партия. Первая издает четыре газеты, в том числе ежедневную "Нойе А-Цэт" ("Новая рабочая газета") - ежеднев­ное издание, основанное в 1889 г. и выходящее тиражом 80 тыс. экз. Есть у партии и ежемесячный журнал "Цукунф" ("Бу­дущее", основан в 1946 г.).

Народная партия выпускает 8 ежедневных газет в ряде зе­мель страны, а также еженедельник "Эстеррайхе ионатсфехте" ("Австрийский ежемесячник", основан в 1945 г.). Другие патрии также имеют свои газеты: австрийская пар­тия свободы - "Нойе фрайе цайтунг" ("Новая свободная газе­та", осн. в 1973 г., тираж 25 тыс.экз.), журнал "Фрайе аргу­менте" ("Свободные аргументы"); объединение австрийских профсоюзов (15 отраслевых профсоюзов) - ежемесячный иллюст­рированный журнал "Золидаритет" ("Солидарность"); коммунис­тическая партия Австрии - ежедневную газету "Фольксштиме" ("Голос народа", основана в 1945 г, тираж 50 тыс.экз.), жур­нал "Вег унд циль" ("Путь и цель", основан в 1935 г), пять еженедельных региональных газет общим тиражом 15 тыс.экз.

Австрия - одна из немногих европейских стран, в которой национальное "общественно-правовое" телевидение и радиовеща­ние обладают монополией на производство и распространение программ. Закон запрещает деятельность каких-либо других, кроме ОРФ (австрийское радио и телевидение), "производителей и распространителей программ", но допускается возможность доставки в страну зарубежных радио- и телепрограмм, включая частные. Сегодня два законодательных документа регламентиру­ют деятельность ОРФ, принятые в 1974 г. Это вторая реформа в этой области (первая произошла в 1966 г. с принятием закона о радио и телевидении). Первый документ - конституционный за­кон "Об обеспечении независимости радио- и телевещания"- провозглашает, что радио и телевидение выполняют "обществен­ные" функции, поэтому должны обеспечивать объективность и беспартийность информации, сбалансированность программ, не­зависимость отдельных личностей и программ, учитывать много­образие мнений. Сегодня австрийское радио и телевидение яв­ляются общественно-правовой организацией (до этого были ак­ционерным обществом с ограниченной ответственностью).

Второй закон 1974 г. - "Федеральный закон о задачах и организации ОРФ" - регламентирует структуру и программы ОРФ, обязывает выпускать в эфир не менее трех радио и двух телеп­рограмм. В 1984 г. во исполнение принятых дополнений к этому закону был создан высший орган ОРФ из 30-35 представителей правительства, политических партий, земель и общественных организация для регулирования деятельности ОРФ; а также "представительство слушателей и зрителей" из 35 человек для защиты интересов аудитории. При федеральной канцелярии функ­ционирует комиссия по соблюдению закона о радиовещании и те­левидении (состоит из юристов и судей).

ОРФ включает 9 земельных студий (в каждой земле - своя), прямо подчиненных руководству ОРФ в центре. 40 % вещания приходится на информационные передачи. основной источник финансирования радио и ТВ в Австрии - доходы от рекламы и абонементная плата за просмотр ТВ и слу­шание радиопрограмм. При населении в 7,5 млн. человек в Авс­трии насчитывается 2,5 млн. телеабонентов и 2, 65 радиоабо­нентов. Абоненты платят комбинированный "РТВ-налог", разный в каждой земле. Малоимущие освобождаются от этого налога.

Передача рекламы в Австрии регламентируется законом. До 1986 г. ее можно было передавать 20 минут только в будние дни. С 1986 г., после подписания соглашения между ОРФ и Сою­зом издателей газет, было разрешено передавать рекламу в вы­ходные и праздничные дни, но время ограничивалось 20 минута­ми на ТВ и 120 минутами по радио. Но ОРФ отказалось в пользу газет от показа рекламы в рамках регионального ТВ. Реклама не может передаваться лишь по первому радиоканалу "Авс­трия-1". Реклама передается строго в определенное время.

Сегодня по каналам ОРФ транслируется пять программ: 2 телевизионные и три радиовещательные.

ТВ-1 основная ТВ программа, построенная по классической схеме, включающей все жанры.

ТВ-2 - контрастная программа (скоординирована по времени с первой программой, чтобы дать зрителю возможность выбора жанра и тематики.

Обе программы идут в цвете и стерео.

Радиопрограмма А-1 ("Австрия -1") - основная, обществен­но-политическая, образовательная и культурная, с большим ко­личеством музыкальных передач, преимущественно классической музыки. Идет в моно- и стереозвучании.

Радиопрограмма А-Р ("Австрия региональная) - местные программы девяти земель, основа которых - локальные новости, передачи, посвященные местным проблемам, народному творчест­ву. По всем региональным сетям передается "кольцевая прог­рамма", единая для всей страны - музыкальные, спортивные, религиозные передачи, радиоспектакли.

Радиопрограмма А-3 ("Австрия-3") - молодежный канал, пе­редающих современную танцевальную музыку, "хит-парады", ра­диовикторины и краткие новости. В рамках этой программы ра­ботает сервисная служба для автолюбителей, передающая инфор­мацию о ситуации на дорогах.

Кроме того в рамках ОРФ функционирует канал "Австрия международная", которая ведет вещание на коротких волнах на 4 языках - английском, немецком, французском и испанс­ком. Служба финансируется из федерального бюджета.

Кабельное телевидение стало развиваться в 1959 г. В 1970 г. в стране было всего 50 тыс. абонентов кабельного телеви­дения, в 1986 г. - 306 тыс. Сегодня Австрия занимает одно из первых мест в Европе по распространению кабельного телевиде­ния, но проигрывает Бельгии, Голландии и Швейцарии по коли­честву абонентов кабельных сетей (соответственно 85 и 50 %). Такая популярность кабельного телевидения связана с тем, что оно дает возможность принимать спутниковые зарубежные прог­раммы. Сегодня Австрия разрабатывает проект создания собс­твенного спутникового канала.

Несмотря на свое монопольное положение телевидение и ра­диовещание Австрии сталкивается с проблемами малых и средних стран Западной Европы, связанных с вещанием вблизи крупных радио- и теледержав. Правительство Австрии не в состоянии предложить четкой вещательной политики, добиваясь лишь более выгодного партнерства с немецкими радиотелевизионными корпо­рациями.

С 1984 г. Австрия участвует в кабельно-спутниковой прог­рамме "3 сат", которая состоит из передач, уже показанных национальными службами: свыше 70% времени в ней занимают программы Германии, около четверти времени выделено Австрии, остальное Швейцарии.

Австрия стала первой страной в Европе, начавшей в 1980 г. регулярные передачи "телетекста". Чтобы увидеть информа­цию на экране, необходим специальный декодер. С помощью те­летекста можно познакомится с программами передач радио и ТВ, узнать внутренние и зарубежные новости, курс акция на бирже и т.д. Для удобства телезрителей Австрия ввела одной из первых специальную "видеопрограммирующую систему" (VPS) для владельцев видеомагнитофонов, она гарантирует запись интересующей программы на видеомагнитофон полностью, даже если время трансляции будет изменено".

Популярен сегодня во всем мире и проводимый австрийским телевидением ежегодный фестиваль современного электронного искусства "Арс электроникс" (с 1988 г.). В будущем руководс­тво ОРФ мечтает превратить его в удобную и необходимую для каждого австрийца "электронную национальную библиотеку".

В Швейцарии газетно-издательское дело имеет старейшую историю. Первые печатные листки появились здесь еще в 15-16 вв. В 1610 г. увидели свет номера "Ординари вохенцайтунг" ("Обычная ежедневная газета"), которая считается одной из первых трех периодически выходивших газет в Европе. В 1634-1635 гг. в Женеве издавались кальвинистская "Меркюр сю­исс" ("Швейцарский вестник") и католическая "Меркюр д'эта" ("Государственный вестник"), между которыми велась ожесто­ченная религиозная полемика. В 18 в. с распространением идей Просвещения возникло много новых информационных изданий, журналов, возникло много типографий. В 19-20 вв. Швейцария демонстрирует большие успехи в области печати. Многие изда­ния опираются на богатые и устойчивые традиции. Из 403 поли­тических газет 50-х гг. 8 появились до 1800 г., 35 - до 1848 г. Во второй половине 19 в. возникли еще 102 газеты, в нача­ле 20 в. - еще 134.

Сегодня Швейцария - одна из стран Европы, наиболее насы­щенных СМИ. На 1000 жителей приходится 415 экз. (выше пока­затели только в Скандинавских странах и Японии) ежедневных газет и 2440 экз. всей издаваемой в стране периодики, что ставит Швейцарию на 2 место в Европе (после Нидерландов).

Особенностью развития СМИ в Швейцарии следует считать традиционную свободу печати, что делало эту страну центром издания вольнолюбивой литературы и периодических изданий по­литических партий, подвергавшихся преследованиям в своих странах. Достаточно вспомнить, что большинство нелегальных газет и журналов России издавалось именно в Швейцарии.

Отрасль средств массовой информации занимает сегодня важное место в экономике страны. Ее доля составляет 8 %, что больше, чем доля туризма. Здесь издается 263 газеты на четы­рех государственных языках (при населении 6,5 млн. человек) общим тиражом 4 млн.экз. (106 выходят не менее 5 раз в неде­лю) и 337 ведомственных, официальных и других бюллетеней. Половина швейцарских газет выходит тиражом менее 10 тыс. экз. Пять самых крупных газет издается на немецком языке "Блик" ("Взгляд", основана в 1959 г., 300 тыс. экз.), "Та­гес-анцайгер" ("Ежедневное обозрение", с 1893 г., тираж 280 тыс.), "Нойе цюрих цайтунг" ("Новая цюрихская газета", с 1780 г., тираж 110 тыс., одна из наиболее осведомленных га­зет финансового мира запада, по количеству информации счита­ется второй после "Нью-Йорк таймс", продается по всему ми­ру), "Базлер цайтунг" ("Базельская газета", с 1977 г., тираж 110 тыс.). Из франкоязычных газет самый большой тираж - око­ло 100 тыс.экз. - "24 ор", "Трибун де Женев" ("Трибуна Жене­вы", с 1879 г.), "Ле Мотэн" ("Утро", с 1862 г.), "Ле Свис" ("Швейцария", с 1898 г.), "Ле нуво котидьен". "Журналь де Женев" ("Женевская газета", 1826 г. тираж 20 тыс.экз.) счи­тается одной из самых информированных. На итальянском языке издаются "Корере дель Тичино" ("Вестник Тичино", с 1890 г., тираж 32 тыс.), "Джорнале дель пополо" ("Газета народа", с 1926 г., тираж 22 тыс.). Тиражи газет на ретороманском языке малы - менее 10 тыс. экз. - "Куотидиана", "Газета ромонтча", "Фогль ладин".

В Швейцарии издается 1600 журналов: 63 - общественные, 674 - специальные и "хобби"-журналы, 875 - специализирован­ные. Самые высокие тиражи у журналов с радиотелепрограммами. Журнал "ТВ плюс" выходит как приложение к ряду газет и имеет тираж 800 тыс.экз. Тиражи большинства крупнейших швейцарских журналов не превышает 200 тыс.экз.

Ежедневные газеты с тиражом больше 100 тыс.экз. принад­лежат крупным информационным концернам. Лидер среди них из­дательский дом "Рингер" - "Блик", "Зонтагс блик", "Кеш", "Бунд" ("Союз"), "Люцрнер нойесте нахрихтен" ("Люцернские последние новости", основана 1852 г.), журналы "Швайцер ил­люстрирте", "Швайцер вохе", "Теле", "Глюкпост", "МиниТеле". На втором месте - "Тагес-анцайгер АГ", владеющая "Тагес-ан­цайгер", "Зоннтагс цайтунг", половиной акций компании "Бер­нер цайтнг", несколькими журналами. Популярность изданий "Тагес-анцайгер АГ" в последние годы растет в отличие от продукции "Рингер", у которых повышается спрос только на "Кеш". Есть в швейцарии и другие информационные компании.

В стране принимается более 100 радио- и телевизионных программ. Крупнейшим из них является Швейцарское радиотеле­визионное сообщество (SRG). Оно транслирует по одной теле- и трем радиопрограммам для немецкого, французского и итальянского языковых регионов страны и одну передачу на реторо­манском языке. В 1993-1995 гг. выходила национальная переда­ча "С плюс", а с 1995 г. - открыт новый канал "Швейц-4". Кроме того работает международный канал швейцарского радио и страна участвует в двух совместных международных телепрог­раммах: 8% немецкоязычной программы "З САТ" (совместно с Германией и Австрией) и столько же франкоязычной программы "ТВ 5 Еуроп энд ТВ 5 Кэнэда" (совместно с Францией, Бельгией и Канадой). Три четверти доходов в бюджет SRG поступает от абонементной платы, и лишь четверть - от рекламы. Кроме того работают частные радио- и телестанции. Правовые условия их работы определяют законы о радиовещании и телевидении, при­нятые в 1992 г. Финансируются в основном за счет рекламы. 85 процентов домов в Швейцарии подключены к кабельным сетям, в городах - 100. Всего в стране 1500 кабельных сетей. Ими вла­деют крупные компании. Конкуренция способствует улучшению качества и содержания передач.

Одна из проблем швейцарских СМИ - распределение рекламы. 45% направляется непосредственно потребителю, 30 - в газеты, 10 - в журналы, 6 - на телевидение, радио и в кино. Размеще­нием рекламы в прессе занимаются газетные объединения, их около двух десятков, в которые входят наиболее массовые га­зеты.

Занятие пятое

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ ИТАЛИИ, ИСПАНИИ (2 часа)

  1. Развитие журналистики этих стран в ХVШ-Х1Х вв.

  2. Особенности исторического развития СМИ в этих странах.

  1. Важнейшие издания Италии, Испании и Португалии, их история и принципы деятельности сегодня.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Гофман Н.Д. Типология итальянских еженедельников и не­которые особенности еженедельной печати //Вестник Московско­го униерситета. Сер.10. Журналистика. 1998. N 4-5 С. 98-110. С.109-121.

  • Гофман И.Ю. Итальянские еженедельники "Панорама" и "Экс­прессо" в период парламентских выборов 1996 года //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1997. N 6. С.84-106.

  • Засурский Я.Н. и др. Средства массовой информации Великоб­ритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1996. N4.С. 75-86.

На этом занятии речь пойдет о журналистике Италии и Ис­пании. Особенностью итальянской прессы являются ее древние традиции, восходящие еще ко временам античности. "Acta senatus", "Acta publica" - своеобразные газеты римского Се­ната представляли собой прототип газеты парламентских деба­тов. "Acta diura populi romani" выходили ежедневно и содер­жали информацию о жизни государства и его граждан. Созданный по приказу Цезаря еженедельник "Комментариус рерум новарум" ("Записки о новых событиях") имел тираж около 10,5 тыс. экз. - его переписывали 300 рабов. Колыбелью журналистики обычно считают Венецию 15-16 вв., когда появились первые "Листки новостей" - политические рукописные газеты. В 1468 г. в Ита­лии было выпущено типографским способом послание Цицерона. К началу 16 в. все самые маленькие городки Италии имели свои типографии. Важнейшей особенностью первых средств массовой информации было почти полное молчание о внутренних проблемах тогдашней Италии. Наиболее значимыми изданиями 18 - начала 19 вв. были энциклопедический журнал "Каффе" ("Кофейня") ли­тературный ежемесячник "Оссерваторе" ("Наблюдатель"), кото­рый издавал Гоцци. В эпоху Возрождения, в период освободи­тельных войн против австрийского и испанского господства Италия была раздробленной и отсталой страной - 9 отдельных государств. Наполеоновское владычество (1796-1815) был отме­чен рядом прогрессивных преобразований и относительным объ­единением страны. В это время были созданы две ежедневные газеты республиканской направленности "Оссерваторе делла ре­пубблика итальяно" ("Обозрение итальянской республики") и "Коррьера милано" ("Миланский вестник"). Была достигнута оп­ределенная свобода слова и печати, которая оказалась утра­ченной в период Реставрации. Снова политика стала запретным плодом, усилилась цензура. Научные и литературные журналы вновь усилили на своих страницах тематику борьбы за объединение Италии, за политическую свободу, но осторожно, чтобы избежать преследований цензуры. В то время было немало бесп­латных ежедневных и еженедельных периодических изданий, ко­торые издавались властями, восхваляли существующие порядки, обсуждали далекие от политики вопросы, в частности, моды. Широкое распространение получила нелегальная печать патрио­тического характера: "Деи э пополо" ("Бог и народ"), "Джус­тиция э либерта" ("Справедливость и свобода"). Как единое государство Италия сформировалась в 1870 г. и до 1946 г. ос­тавалось монархией.

Современные итальянские газеты формировались под влияни­ем французских и английских СМИ, но тираж их был невелик. Рекорд тиражности принадлежал миланской газете "Секоло" ("Век") - 100-120 тыс.экз. (в Англии и Франции максимум ти­ражей приближался к 1 млн. экз.). Второй была миланская "Коррьере делля сера" ("Вечерняя почта") - 90 тыс.экз., сле­дующая за нею туринская "Стампа" ("Печать") - 60 тыс.экз. Даже ведущие итальянские газеты имели куда меньшие тиражи - 20-30 тыс. - римская "Миссаджеро" ("Вестник"), неаполитанс­кая "Маттино" ("Утро"). Тиражи большинства итальянских газет не превышал 5 тыс.экз., однако даже маленькие города имели свои издания, например, в Бергамо издавали три ежедневные газеты.

На рубеже веков активно развивалась в Италии партийная печать, в основном республиканцев, социалистов и клерикалов. Республиканская партия выпускала две ежедневные газеты "Джорнале дель пополо" ("Народная газета") и "Италия дель пополо" ("Народная Италия"); итальянская социалистическая партия из­давала более чем 50 периодических изданий, в том числе "Аванти!" ("Вперед!", Рим), "Темпо" ("Время", Милан). Клери­калы имели ежедневную газеты в каждом городе, их главным из­данием была "Оссорваторе Романо" ("Римский наблюдатель") - печатный орган Ватикана. В годы фашистской диктатуры (1922-1945) поставил итальянскую журналистику в трудные условия. Демократическая печать могла существовать лишь нелегально, или в других странах. Важную роль в антифашистской борьбе сыграла газета компартии Италии "Унита" ("Единство"), осно­ванная в 1924 г. Она выходила 17 лет нелегально со дня свое­го запрещения в 1926 г. до легализации в Неаполе, после ос­вобождения его союзными войсками в 1943 г. Газета выходит и сегодня.

Став республикой в 1946 г., Италия начала развиваться по пути буржуазной демократии на основе многопартийности. Хрис­тианские демократы, социалисты, республиканцы, социал-демок­раты - правящие партии Италии. В конце 50-х гг. в стране вы­ходило 90 ежедневных газет и более 5тыс. периодических изда­ний политического, экономического, научного и литературного профиля. Их общий разовый тираж составлял 8 млн.экз. Закон о печати (1948 г.) позволяет им пользоваться свободой на ин­формацию и публичные высказывания, но требует не допускать публикацию ложных, преувеличенных и тенденциозных сообщений, способных нарушить общественный порядок. За поношение госу­дарственного строя и оскорбление официальных лиц в 50-х гг. были преданы суду около тысячи итальянских журналистов. Большинство газет выходили в наиболее развитой части Италии - на севере. 14 газет считали себя партийными - "Аванти!" ("Вперед!"), "Унита", "Воче републикана" ("Голос республики"), "Пополо" ("Народ"), "Джустиция" ("Справедли­вость"). В 1970-е гг. ежедневные газеты выходили в 38 горо­дах Италии. в том числе 18 - в Риме, 12 - в Милане.

Сегодня Италия по-прежнему отстает в уровне развития ежедневной прессы, преобладают другие типы периодических из­даний. Страна считается одним из лидеров по количеству жур­нальной периодики. Наиболее популярны журнал телепрограмм "Сорризи э концони ТВ" ("Улыбки и песни ТВ") и журнал для автолюбителей "Аутомобиле", еженедельник "Фамилья кристиана" ("Христианская семья"), их тиражи составляют около полумил­лиона экземпляров. Пользуются устойчивым вниманием ежене­дельники "Эпока" (170 тыс.), "Панорама" (368 тыс.), "Экс­прессо" (321 тыс.), еженедельные иллюстрированные издания "Оджи" ("Сегодня", 600 тыс.) и "Дженте" ("Народ", 550 тыс.). Наблюдается рост тиражей, хотя ежедневные газеты по-прежнему выходят тиражами не более 250 тыс. экз. (лишь шесть газет имеют больший тираж. Раньше все газеты страны относились к региональной прессе. Сейчас издается 6 национальных газет, 7 "надрегиональных", а также "провинциальные" газеты. Газе­ты, как и раньше, неравномерно распределяются по территории Италии: 42 - на севере, 22 - в центре, 14 - на юге. Особен­ность итальянских СМИ - обилие спортивных газет (больше только в Испании). Наиболее крупные - "Гадзетта делла спорт", "Коррьере делла спорт" и "Туттоспорт" ("Весь спорт"), их тираж составляет шестую часть тиража ежедневной прессы.

Крупнейшие газеты сегодня - "Репубблика" (Рим, тираж 600-700 тыс.экз),"Коррьере делля сера" ("Вечерняя почта", Милан) - 90 тыс.экз., следующая за нею туринская "Стампа" ("Печать", Турин) - 60 тыс.экз.

Государство предоставляет издателям газет и журналов субсидии и льготы, освобождает от уплаты подоходного налога, дает скидки на бумаге. Основой финансирования печати была и остается реклама. Но рекламные инвестиции в прессу упали, но, как и везде, выросли вложения от рекламы в 2 раза.

Определяющим фактором функционирования прессы является высокий уровень монополизации прессы, ее зависимость от ве­дущих монополий. Некоторые являются прямыми владельцами пе­чати, радио и телевидения. Прежде всего это группа ФИАТ, принадлежащая семейству Аньелли. Она владеет "Коррьере делля сера" ("Вечерняя почта"), "Стампа" ("Печать") "Коррьере дел­ла спорт". Тираж принадлежащих ей газет превышает на 5% ус­тановленный законом "потолок" монополизации в 20%, сходное положение и в региональной прессе на северо-западе Италии - ФИАТ перешагнул установленный предел в 50%. Ей принадлежит часть акций ряда издательств, а также зарубежных СМИ. Значи­тельная часть изданий принадлежит политическим партиям и профсоюзам.

Радиовещание существует в Италии с 1924 г., телевидение начало вести свои передачи в 1954 г. До 1977 г. оно было го­сударственным. В 1984 г. в стране было 14 млн. телеабонентов и 15 млн. слушателей государственного радио. Италия занимает второе место в мире (после США) по количеству телестанций (7 национальных и 500 местных). Телевидение регулярно смотрят 89% итальянцев, радио слушают - 43%, ежедневные газеты чита­ют 34%. В 1977 г. была отменена государственная монополия на ТВ и появилась частная телестанция "Телемилано", ее владелец С.Берлускони, которому принадлежат три крупнейшие коммерчес­кие телесети страны - "Канале-5", "Италиа-1", "Рете-4". Есть в стране и другие телестанции, например сеть "Эуро-ТВ" ("Юго-восточный ветер-ТВ"), которой владеет Каллисто Тацци. В нее входит один национальный канал, 20 местных станций и региональная программа новостей. Всего в сфере коммерческого телевидения в Италии действует 6 национальных и паранацио­нальных сетей, 290 местных и региональных телестанций. Они стали основными конкурентами государственного телевидения. В середине 80-х частное телевидение охватывало почти половину аудитории страны и начинало опережать государственное.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов специальности 351400 Прикладная информатика (в менеджменте)

    Учебное пособие
    ... , БИЗНЕСА И ПРАВА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Учебноепособиедлястудентовспециальности 351400 Прикладная информатика (в менеджменте) ... проекта. Изложенными в учебномпособии требованиями должны руководствоваться студенты, консультанты, рецензенты, ...
  2. Учебное пособие для студентов специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» Березники 2008

    Учебное пособие
    ... ископаемых» В.В.Белкин Основы геологии Учебноепособиедлястудентовспециальности «Подземная разработка месторождений полезных ... контрольные вопросы, рекомендуемая литература длястудентовспециальности «Подземная разработка месторождений полезных ...
  3. Учебное пособие для студентов специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» Березники 2008

    Учебное пособие
    ... ископаемых» В.В.Белкин Основы геологии Учебноепособиедлястудентовспециальности «Подземная разработка месторождений полезных ... контрольные вопросы, рекомендуемая литература длястудентовспециальности «Подземная разработка месторождений полезных ...
  4. Профессионального образования Разработка и оформление выпускных квалификационных работ (дипломных проектов) Учебное пособие для студентов специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии (строительство)» Воронеж – 2005

    Учебное пособие
    ... квалификационных работ (дипломных проектов) Учебноепособиедлястудентовспециальности 060800 – «Экономика и управление ... работ (дипломных проектов) [Текст]: учебноепособиедлястудентовспециальности 060800 – «Экономика и управление на ...
  5. Маркин математического аппарата инженера-системотехника вычислительной техники учебное пособие для студентов специальности 2201

    Учебное пособие
    ... аппарата инженера-системотехника вычислительной техники. Учебноепособиедлястудентовспециальности 2201 (Вычислительные машины, комплексы, ... приводит к их различным видам. Для формального определения специальных видов группоидов (полугрупп, моноида ...

Другие похожие документы..