textarchive.ru

Главная > Обзор


переподготовка учителя (с получением соответствующего документа) или привлечение преподавателей из профессиональных учебных заведений. В ЧИППКРО ежегодно проводятся специальные курсы повышения квалификации для учителей мировой художественной культуры. В 2010 г. планируется набор на курсы профессиональной переподготовки учителей по истории мировой культуры.

Обзор действующих учебно-методических комплектов

по мировой художественной культуре

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 822 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. Федеральные перечни учебников состоят из трех разделов: начальное, основное и среднее (полное) общее образование. Разделы структурированы по учебным предметам. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале () публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. Реализуемый проект призван привлечь внимание широкой общественности к вопросам учебно-методического обеспечения, повысить информированность педагогов, школьников и их родителей в выборе и использовании  школьных учебников. На официальном сайте ГОУ ДПО «ЧИППКРО» в разделе «Проекты. Учебно-методическое обеспечение общего образования» размещена информация об УМК по изобразительному искусству, выпущенными в свет ведущими российскими издательствами.

Завершена работа над УМК интегрированного курса «Искусство» для 8-9 класса (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская), в который входят программа, учебники, CD, творческие задания для учащихся, музыкальный материал для учителя, методическое пособие. Данная предметная линия является приоритетной с точки зрения перспективной разработки УМК и целью сохранения преемственности рекомендуется для использования, прежде всего, в тех общеобразовательных учреждениях, где по программе этих же авторов осуществляется преподавание музыки.

Издательство «Академия», традиционно выпускающее учебную литературу для вузов, разрабатывает перспективную линию учебников Л.Г.Емохоновой по мировой художественной культуре для средней (полной) школы (базовый уровень). Кроме учебников для 10 и 11 класса, в комплект входят методические пособие, рабочие тетради и компакт-диски с иллюстрациями и музыкальными записями. УМК успешно прошли апробацию в МОУ СОШ № 153 г. Челябинска (Е.Н.Ридель) и получили положительные отзывы учителей и методистов. В 2010 г. кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин совместно с издательством планируется семинар для учителей.

Учебно-методический комплект Л.А.Рапацкой для 10-11 классов, вышедший в издательстве «ВЛАДОС», является полностью завершенным. Предметная линия по мировой художественной культуре рекомендуется для использования на базовом и профильном уровне, по русской художественной культуре – на профильном уровне, а также в качестве дополнительной литературы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий

В федеральный перечень учебников 2010 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно-методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-9, 10-11 классы), тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.

Издательство «Просвещение» разрабатывает линию учебников Ю.А. Солодовникова 10-11 классов базового уровня. Учебно-методический комплекс, включающий программу для 6-11 классов, пособия для учителей и методистов, учебники и хрестоматии, рекомендуется к использованию в качестве дополнительного материала к занятиям в 10 и 11 классах.

Особенности преподавания мировой художественной культуры

в 2010/2011 учебном году

Одним из важнейших направлений в модернизации системы образования в области мировой художественной культуры является совершенствование методики преподавания предмета. Новизна подходов к проблеме преемственности в области художественного образования на разных ступенях обучения заключается в том, что в новом стандарте реализуется идея непрерывного художественного образования на всех ступенях образования с учетом возрастных приоритетов учащихся: от целостного восприятия искусства, через анализ целого и углубление в специфику каждого вида искусства и практическую творческую деятельность к синтезу целого на новом уровне в курсе «Мировая художественная культура».

Не менее важно обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения мировой художественной культуры, например проектную деятельность учащихся, которая представляет собой синтез учебно-познавательного, творческого, игрового процесса. Ее непременным условием представляется наличие заранее выработанного плана о конечном результате, промежуточных этапах (концепция, цели, задачи, ресурсы), путях реализации. При этом учебная проектно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована не на научный результат, а на развитие интереса к творческой работе, устойчивой мотивации учащихся к самостоятельному поиску, анализу различной информации, умению работать с текстом (выделение главного, обработка, презентация в виде эссе, реферата, рецензии, конспекта, плана, публичного выступления), а как конечный результат — активизации личностной позиции учащегося.

Теоретические вопросы обновления содержания культурного образования, проблемы использования личностно-ориентированного и культурологического подходов в преподавании общественных и гуманитарных предметов, опыт реализации этнокультурного и краеведческого образования обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует кафедра общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО. Материалы предыдущих конференций опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией канд. ист. наук Г. П. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 27 ноября 2009 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

Рекомендации по составлению рабочих программ по мировой художественной культуре

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

  • Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству;

  • Примерная программа основного общего образования по музыке;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень);

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (профильный уровень).

Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;

  • Современное образование. Искусство. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Примерных учебных программ по МХК, включающих региональный (национально-региональный) компонент содержания образования, и рекомендованных Министерством образования и науки Челябинской области, в настоящее время не имеется.

Примерная программа по МХК содействует реализации единой концепции художественного образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по искусству (мировой художественной культуре) для основной и средней (полной) школы:

  • Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство. 8-9 классы. М.: Просвещение, 2007;

  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура, 10-11 класс. М.: Академия, 2006;

  • Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10-11. М.: Владос, 2006.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

Примерная учебная программа («министерская»)

Вариативная учебная программа

(«авторская»)

(1) Рабочая учебная программа

(«школьная»)

(2) Рабочая учебная программа

(«школьная»)

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении в 8 – 9 классах на ступени начального общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени основного общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Общие рекомендации по подготовке рабочих программ в общеобразовательных учреждениях даны в инструктивно-методическом письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях».

Организация воспитательной и внеурочной работы

по мировой художественной культуре

Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращенных к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость. Воспитательный характер предмета «Мировая художественная культура» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-нибудь одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Примерная внеурочная программа художественного творчества подростков опубликована в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с – (Стандарты второго поколения).

Основная идея примерной программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уж потом на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества.

Синтетические виды художественного творчества – любительский театр, любительское видеотворчество, дизайн и т.п.- позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счет таких инструментов как сценирование, философия и технология дизайна, режиссура социальных игр.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социальных одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта, занятия объединений художественного творчества.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это организация и проведение художественных выставок, фестивалей искусств, спектаклей в классе и школе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Это художественные акции школьников в окружающем школу социуме.

Информация о конкурсах по художественному творчеству на текущий учебный год размещена на сайтах

/?p=1243

/

/

/

/

Ежегодно в декабре областным центром дополнительного образования детей проводятся областной фестиваль-конкурс детских объединений театрального и игрового творчества «Новогодний переполох», в марте – областная выставка-конкурс детского творчества «Россия-матушка, Урал-батюшка».

Также ежегодно в марте Челябинское художественное училище проводит конкурс академического рисунка им. Н.А. Аристова, в апреле – конкурс по композиции им. В.А. Неясова, призовые места в которых засчитываются абитуриентам в качестве вступительного экзамена.

Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся

по мировой художественной культуре

В соответствии с нормативными требованиями, для оценивания уровня подготовки учащихся по мировой художественной культуре рекомендуется использовать следующие методические пособия:

  • Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 кн. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999

  • Гоголев К.Н. Тесты и задачи. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. Учебное пособие. – М.: Издательский центр АЗ. Международный Союз книголюбов. – 1999.

  • Григорьева Н.А. история и мировая художественная культура: интегрированные задания. 10-11 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006.

  • Гузик М.А., Кузьменко Е.М. Культура средневековья: занимательные игры: Кн. Для учащихся. – М.: просвещение, 1999

  • Драхлер А.Б. Мировая художественная культура. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 (Вопросы к олимпиаде)

  • Иванов Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, 1997.

  • Ивлев С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК», 2001

  • Игры и занимательные задания по истории. Авт.-сост. М.Субботина, И.Горячева и др. М., 2003.

  • Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. Ярославль, 1998.

  • Кишенкова О. Сборник тематических тестов по истории Древнего мира для учащихся 5-го кл. М, 2006.

  • Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск: Русич, 2002

  • Никитина А.Б. культура древних цивилизаций. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК», 2001

  • Рыбакова О.Ю. Азбука искусств: методы преподавания курса МХК. – Волгоград: «Панорама», 2006

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.

Учащиеся старших классов должны уметь формулировать и отстаивать собственную позицию в дискуссиях по обсуждаемым вопросам. При изучении мировой художественной культуры на профильном уровне учащиеся должны научиться формулировать цели своей работы и успешно их реализовывать. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности представляются в формах конспекта, реферата, рецензии, а также творческого задания любого жанра, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации. Особенно актуально на обоих уровнях умение пользоваться различными источниками информации в современном информационном поле для выполнения учебных и творческих заданий.

В 2010/2011 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей мировой художественной культуры рекомендуется:

  • спланировать систему работы по освоению концептуальных основ федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения,

  • в рамках подготовки рабочих учебных программ провести экспертизу используемых в общеобразовательных учреждениях учебно-методических комплектов и календарно-тематических планов на соответствие указанным в настоящем письме требованиям, обратив особое внимание на раздел «Синтез искусств» (8-9 классы);

  • провести научно-методические семинары по реализации активных и интерактивных стратегий преподавания мировой художественной культуры и практикумы с использованием современных педагогических технологий.

О. В. Давыдова

8(351)263-43-71



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству (1)

    Обзор
    ... Е. В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2007. – 46 [2] с. Обзордействующихучебно-методическихкомплектовпо музыке Приказом Министерства образования и науки ... музыка 319 материал. Электронные ресурсы помировойхудожественнойкультуре (МХК) http://www.vmoui. ...
  2. Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству (2)

    Обзор
    ... ) и мировуюхудожественнуюкультуру. Для преподавания профильных предметов художественно-эстетического цикла ... переподготовки учителей по истории мировойкультуры. Обзордействующихучебно-методическихкомплектовпо изобразительному искусству ...
  3. Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству

    Обзор
    ... отводится по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Обзордействующихучебно-методическихкомплектовпо ... Проекты. Учебно-методическое обеспечение общего образования» размещена информация об УМК помировойхудожественнойкультуре, выпущенными ...
  4. Элективных курсов Обзор действующих учебно-методических комплектов (УМК) скорректированный

    Учебно-тематический план
    ... время. Обзордействующихучебно-методическихкомплектов (УМК ... Учителям краеведения и мировойхудожественнойкультуры рекомендуется организовать экскурсии ... по корректировке учебной программы. 2. Опытная проверка элементов учебно-методическогокомплектапо ...
  5. Нистерства образования и науки Российской Федерации от 06

    Документ
    ... мировойхудожественнойкультуры. В 2011 году планируется набор на курсы профессиональной переподготовки учителей по истории мировойкультуры. Обзордействующихучебно-методическихкомплектовпомировойхудожественнойкультуре ...

Другие похожие документы..