textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


Основная образовательная программа начального общего образования

МОУ Сретенской СОШ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

2

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

7

3.

Учебный план МОУ Сретенской СОШ, реализующей основную образовательную программу УМК «Начальная школа XXI века»

9

4.

Программа формирования универсальных учебных действий

16

5.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

20

6.

Программаформирования культуры здорового и безопасного образа жизни

33

7.

Программа коррекционной работы

45

8.

Система оценки достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

49

9.

Приложения

58

Основная образовательная программа начального общего образования

МОУ Сретенской СОШ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальное общеобразовательное учреждение Сретенская средняя общеобразовательная школа находится в с. Сретенье, на территории Рыбинского муниципального района, в 20 км от г.Рыбинска.

Она была открыта в 1846г. как одноклассное сельское училище, устроенное за счет членов Сретенского сельского общества. В настоящее время это малокомплектная сельская школа, численность обучающихся – 59 человек.

Контингент обучающихся «смешанный», т.к. представлен детьми разного уровня развития. 39% обучающихся имеют ограниченные возможности здоровья, 8 % проявляют признаки одаренности, 58,6 % учеников имеют средние или не проявили своих способностей. Наблюдается снижение уровня учебной мотивации, недостаточно сформированы ключевые компетентности.

30 % детей воспитываются в неполных семьях, 9 % - в многодетных, в социально-неблагополучных – 6%. Семей, имеющих детей под опекой, - 4,7%; имеющих детей-инвалидов – 1,6%; малообеспеченных семей – 67%.

Из-за малого контингента обучающихся, ограниченных размеров финансирования фонда оплаты труда школа объективно вынуждена открывать совместные классы-комплекты как в начальной школе, так и на основной ступени обучения. В ОУ созданы разновозрастные группы не только по различию в возрасте (классы–комплекты), но и по уровню интеллектуального развития (специальные /коррекционные/ группы в общеобразовательных классах).

В учреждении работает высокопрофессиональный, способный реализовывать современные подходы, поддерживать стабильные результаты, педагогический коллектив.

В школе 14 педагогов, в том числе 2 совместителя - учитель химии, учитель физической культуры (12 женщин и 2 мужчин). 64% учителей имеют I квалификационную категорию. Директор школы – Почетный работник основного общего образования, высшей категории.

В образовательном учреждении крепки традиции духовно-нравственного воспитания на примере жизни и деятельности героя-земляка П.И.Батова, истории школы и села, опыта работы пришкольного участка.

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Сретенской средней общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) начального общего образования (ФГОС утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373), на основе анализа деятельности образовательного учреждения, с учетом возможностей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» и условий образовательного процесса малокомплектной школы. Срок реализации программы – 4 года.

Реализуемая программа первой ступени обучения – программа УМК «Начальная школа XXI века». Анализ содержания ФГОС показывает, что основные идеи стандартов второго поколения могут успешно реализоваться через УМК «Начальная школа XXI века», так как ведущие целевые установки его направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отраженных в стандарте.

УМК «Начальная школа XXI века» позволит учитывать особенности контингента обучающихся и образовательного процесса. Методический аппарат УМК «Начальная школа XXI века» представлен заданиями для детей с различными образовательными потребностями.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Сретенской СОШ раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в данном образовательном учреждении в соответствии со Cтандартом второго поколения (2009). Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.

С учетом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, а также характеризуется учебный план начальной школы.

Цели образования, поставленные данным образовательным учреждением, отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?».

Обобщенный результат образовательной деятельности ученика начальной школы фиксируется в портрете ее выпускника.

Портрет выпускника начальной школы:

  • любознательный, трудолюбивый, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах муниципального и регионального уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.

1. Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Эта цель реализуется двумя путями:

  1. дифференциацией обучения и коррекционно-развивающейдеятельностью учителя. Для этого используется диагностика и специальнаяметодика оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальнаяшкола XXI века»;

  2. организацией внеурочной деятельности,представленной системой программ с учетом познавательных интересовмладших школьников и их индивидуальных потребностей.

2.Развитие личности школьника как приоритетная цель начальнойшколы. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

    • сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличия ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

    • умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации и адекватную поставленной учебной задаче работу с ней;

    • осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

    • изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся — целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); а также в возрастном уровне развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

    • сформированность универсальных учебных действий как предпосылку для развития достаточного уровня общеучебных умений.

3. Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы религиозных культур и светской этики», а также программ внеурочной деятельности школьников.

4. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России. Особое внимание воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности.Реализация данной цели обеспечивается в процессе изучения русского языка,литературного чтения, постижения основ духовно-нравственной культуры народовРоссии.

5. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни. Реализация этой целиобеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых вобразовательном учреждении: утренняя зарядка, уроки физической культуры ( 3 часа в неделю), дни здоровья, а также правильная организация проведения урока, не допускающая переутомления обучающихся — проведение игр, физминуток.

6. Формирование учебной деятельности школьника. Эта цель образовательного процесса в данном образовательном учреждении достигается с помощью использования средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Ее сформированность предполагает:

  • умения учиться («умею себя учить»);

  • наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»);

  • внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);

  • элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена его приоритетная цель — формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Процесс перестройки образовательного процесса в образовательном учреждении подчиняется следующим принципам.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:

  • сохранность и поддержку индивидуальности ребенка;

  • предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;

  • обучение в зоне «ближайшего развития»,

  • обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения;

  • создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи обучающимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Кроме того, определяется мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма1предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей определенного возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я — ученик», «я — школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности предполагает предоставление обучающемуся для познания лучших объектов культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что обеспечивает интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя надемократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися;предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выборучебного задания и партнера по деятельности. В начальной школеиспользуются разные формы организации обучения, в процессе которыхдети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность(парную, групповую, общую коллективную).

6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении уже установились преемственные связи методической системы обучения с основным звеном образования. В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Общая характеристика основной образовательной

программы начального общего образования

Основная образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития Сретенской средней общеобразовательной школы.

I.Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и система их оценки

1.1. Формирование универсальных учебных действий. Дается характеристика разных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Выделяются различия между личностными, предметными и метапредметными результатами обучения.

1.2. Предметные результаты обучения. С учетом авторских программ системы учебников «Начальная школа XXI века» раскрываются результаты, которые должен достичь младший школьник за годы изучения данного учебного предмета.

1.3. Содержание и формы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

II. Учебный план и внеурочная деятельность общеобразовательного учреждения

В учебном плане отражается учебная номенклатура изучаемых предметов, число часов на их изучение в неделю, нагрузка учащегося в неделю (общая часть). Также в разделе представлены основные направления внеурочной деятельности. На основе предложенного в данном документе учебного плана, образовательное учреждение вносит в него коррективы с учетом типа школы, условий ее функционирования, педагогического кадрового состава и др.

III. Программа формирования универсальных учебных действий

Раскрывается содержание универсальных учебных действий разного вида (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

IV. Программы отдельных учебных предметов, курсов

Программы учебных предметов представляются в авторском варианте системы учебников «Начальная школа XXI века».

V. Программа духовно-нравственного развития и воспитания

В содержание системы учебников «Начальная школа XXI века» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Начальная школа XXI века» реализуется различными средствами, которые описаны в содержании программы духовно-нравственного воспитания и развития.

VI. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Реализуемая в школе программа формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

VII. Программа коррекционной работы

Реализуется на основе принципов деятельности в УМК «Начальная школа XXI века».

VIII. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

Раскрываются особенности системы оценки, механизм, содержание, формы контроля и учета достижений трех групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, используемой в данном образовательном учреждении; учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования и являются основой для анализа (разработки) рабочих программ учебных предметов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников.

Личностные результаты обучения отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные качества. Они не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем, учитель должен обращать внимание на то, как происходит формирование личностных универсальных учебных действий, особенно тех, которые представлены в ФГОС НОО, оценивать изменения, происходящие в разных сферах личности школьника: учебно-познавательных мотивах; взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и др.

Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдается выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества. Характеристика может включать в себя следующие позиции:

  1. оценка успеваемости учащегося, его достижения в изучении учебных предметов, возможные трудности усвоения отдельного программного материала;

  2. уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношения к учебной деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий, средний/достаточный, низкий);

  3. взаимоотношения с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, участие в совместной деятельности, наличие друзей в классе; отношение к учащемуся других детей.

Желательно, чтобы портфолио ученика велось в течение всех лет обучения. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог дает рекомендации, какие материалы могут его наполнять. К ним относятся: творческие работы ребенка, различные награды, полученные им за успехи во внеурочной деятельности (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности и т. п. Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. К примеру, школьник подготовил интересную презентацию об истории математики, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Это письмо может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога на красивом бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведенная учащимся работа выходит за рамки классной.

Предметные результатыобучения представлены в содержании программы учебного предмета по каждому классу2.

Метапредметные результатыобучения раскрываются через умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они отражают базовый уровень планируемых результатов и могут быть выстроены по следующим позициям.

1. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:

  • «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;

  • выбор и использование целесообразных способов действий;

  • определение рациональности (нерациональности) способа действия.

2. Планирование, контроль и оценка учебных действий. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

  • составление плана пересказа учебно-познавательного текста;

  • контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);

  • адекватная самооценка выполненной работы;

  • восстановление нарушенной последовательности учебных действий.

3. Использование знаково-символических средств представления информации:

  • чтение схем, таблиц, диаграмм;

  • представление информации в схематическом виде.

4. Овладение логическими действиями и умственными операциями:

  • выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации;

  • установление причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

  • использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.

5. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:

  • составление текста-рассуждения;

  • выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;

  • использование обобщающих слов и понятий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    ... результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования. 15-65 3.Учебный план начальногообщегообразования 66 4. Программа формирования УУД 67 ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (45)

    Основная образовательная программа
    ... (дошкольное образованиена­чальноеобщееобразованиеосновное и среднее (полное) об­щееобразование). Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основнойоб­разовательнойпрограммыначальногообщегообразования в контексте ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (84)

    Документ
    ... Основное содержание образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 1.1. Назначение образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 2.1.1. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования является основным нормативным ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Планируемые результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования с этнокультурным русским компонентом (образования)

    Основная образовательная программа
    ... ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования определяет требования к результатам освоения основнойобразовательнойпрограммы. К числу ...

Другие похожие документы..