textarchive.ru

Главная > Документ



тельное искусство» и раздела «Музыка в формировании духовной культуры личности»  по учебному предмету «Музыка».

В соответствии с областным базисным учебным планом на ступени среднего (полного) общего образования предмет «Мировая художественная культура» может изучаться на базовом уровне в классах универсального обучения, а также в социально-гуманитарном и филологическом профилях. На базовом уровне учебный план отводит на изучение данного предмета 70 часов – по 35 часов в X и XI классах, из расчета 1 учебный час в неделю. Раздел «Культурные традиции родного края», который предполагает изучение регионального варианта культуры, реализуется за счёт компонента образовательного учреждения. На профильном уровне изучение мировой художественной культуры осуществляется в классах художественно-эстетического профиля. На профильном уровне на изучение мировой художественной культуры учебный план отводит 204 часа, в том числе в X-XI классах — по 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю.

Содержательная часть федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности. Выделение одного-двух наиболее характерных для целых эпох и культурных ареалов произведений изобразительного искусства или архитектурных комплексов гарантирует базу, без которой невозможно формирование полноценной картины мирового художественного развития и, соответственно, широкой мировоззренческой и эстетической позиции. Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов.

Постоянный сравнительный анализ, создающий основу для мобильной системы осмысления феноменов художественной культуры, является главным с методологической точки зрения. Следуя этой логике, на базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса дает возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, ее вклад в мировую культуру и обще культурную значимость. Сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъемка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.).

На профильном уровне рассматриваются наиболее значимые культурные ареалы, представленные в грех разделах: художественная культура стран Азии (Индия, Китай, Япония), Африки (Египет), Латинской Америки (Мексика); художественная культура стран Западной Европы (Италия, Франция, Германия, Испания, Англия) и Северной Америки; художественная культура России. Отечественная (русская) культура выделена в отдельный блок, поскольку является приоритетной на территории России.

Интегрированный курс «Мировая художественная культура» в старшей школе, как правило, ведут учителя истории, при соответствующем повышении квалификации – учителя изобразительного искусства, литературы или музыки. Для преподавания профильных предметов художественно-эстетического цикла необходима дополнительная специальная переподготовка учителя (с получением соответствующего документа) или привлечение преподавателей из профессиональных учебных заведений. В ЧИППКРО ежегодно проводятся специальные курсы повышения квалификации для учителей мировой художественной культуры. В 2010 г. планируется набор на курсы профессиональной переподготовки учителей по истории мировой культуры.

Обзор действующих учебно-методических комплектов

по искусству и мировой художественной культуре

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 379 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год. Федеральные перечни учебников состоят из трех разделов: начальное, основное и среднее (полное) общее образование. Разделы структурированы по учебным предметам. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале () публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. В настоящее время на портале зарегистрировано около 1,5 тысяч участников из Челябинской области, большую часть которых составляют педагоги-практики – более 1 000 учителей, а также управленцы, методисты, родители обучающихся. Реализуемый проект призван привлечь внимание широкой общественности к вопросам учебно-методического обеспечения, повысить информированность педагогов, школьников и их родителей в выборе и использовании  школьных учебников.

Учебно-методический комплекс по предмету «Мировая художественная культура» в 8-9 классах только формируется.

Учебная программа «Искусство» для 8-9 классов Г. П Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской, вышедшая в 2007 г. в издательстве «Просвещение», соответствует Федеральному компоненту образовательного стандарта, но не имеет изданного учебно-методического обеспечения. Данная предметная линия является приоритетной с точки зрения перспективной разработки УМК и целью сохранения преемственности рекомендуется для использования, прежде всего, в тех общеобразовательных учреждениях, где по программе этих же авторов осуществляется преподавание музыки. Для 7-8 классов рекомендован также учебник по изобразительному искусству А.С. Питерских и Г.Е.Гурова под ред. Б.М. Неменского, вышедший в издательстве «Просвещение». В Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в учебном процессе, включен учебник по МХК Ю.А. Солодовниковой для 10 класса (базовый уровень).

Для 8 класса рекомендован также учебник по музыке Т.И.Науменко и В.В. Алеева, вышедший в издательстве «Дрофа». Обращаем внимание руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений на то, что учебно-методический комплект «Мировая художественная культура» для 5-9 классов (Г. И. Данилова), ранее вышедший в издательстве «Дрофа», является полностью завершенным, но Федеральному компоненту образовательного стандарта соответствует лишь частично, изобилует теоретическими и фактическими ошибками. В Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в учебном процессе, включен учебник Г. И. Даниловой для 10 класса (базовый уровень).

Издательство «Академия», традиционно выпускающее учебную литературу для вузов, разрабатывает перспективную линию учебников Л.Г.Емохоновой по мировой художественной культуре для средней (полной) школы (базовый уровень). Кроме учебников для 10 и 11 класса, в комплект входят методические пособие, рабочие тетради и компакт-диски с иллюстрациями и музыкальными записями. УМК успешно прошли апробацию в МОУ СОШ № 153 г. Челябинска (Е.Н.Ридель) и получили положительные отзывы учителей и методистов. В 2008 г. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО совместно с издательством был проведен авторский семинар Л.Г.Емохоновой, в котором приняли участие почти 100 для учителей-предметников общеобразовательных учреждений Челябинской области. В ноябре 2009 г. планируется проведение хозрасчетных курсов повышения квалификации с участием соавтора методических пособий.

Учебно-методический комплект Л.А.Рапацкой для 10-11 классов, вышедший в издательстве «ВЛАДОС», является полностью завершенным. Предметная линия по мировой художественной культуре рекомендуется для использования на базовом и профильном уровне, по русской художественной культуре – на профильном уровне, а также в качестве дополнительной литературы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.

Особенности преподавания мировой художественной культуры

в 2009/2010 учебном году

Появление новых вызовов времени закономерно определяет необходимость дальнейшей модернизации системы образования. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года большое внимание уделяется вопросам образования. В своем обращении глава государства провозгласил: «Наша школа не должна быть ветхой!». В Послании Президента РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Решением коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 25.11.2008 г. № 5/3 общеобразовательным учреждениям рекомендовано включить в планы работы мероприятия по реализации Послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению президентских Посланий на учебных занятиях по предметам общественно-гуманитарного цикла.

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Особенностью 2009/2010 учебного года является подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения». С 1 сентября 2009 г. начинается апробация новых стандартов на ступени основного общего образования. Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования. Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения художественно-эстетического образования.

С 1 сентября 2009 г. начинается апробация новых стандартов на ступени основного общего образования. На официальном сайте (), в предметных научно-методических журналах опубликованы материалы для обсуждения – проекты документов: концепция предметной области, фундаментальное ядро содержания образования, примерные программы. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО включен анализ этих материалов в программу курсов повышения квалификации учителей МХК.

Теоретические вопросы обновления содержания культурного образования, проблемы использования личностно-ориентированного и культурологического подходов в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин, опыт реализации этнокультурного и краеведческого образования обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует кафедра общественных и гуманитарных (художественно-эстетических) дисциплин ЧИППКРО. Материалы предыдущих конференций опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией канд. ист. наук Г. П. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 6 ноября 2009 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

Рекомендации по составлению рабочих программ

по мировой художественной культуре

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

  • Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству;

  • Примерная программа основного общего образования по музыке;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень);

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (профильный уровень).

Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;

  • Современное образование. Искусство. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Примерных учебных программ по МХК, включающих региональный (национально-региональный) компонент содержания образования, и рекомендованных Министерством образования и науки Челябинской области, в настоящее время не имеется.

Примерная программа по МХК содействует реализации единой концепции художественного образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по искусству (мировой художественной культуре) для основной и средней (полной) школы:

  • Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство. 8-9 классы. М.: Просвещение, 2007;

  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура, 10-11 класс. М.: Академия, 2006;

  • Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10-11. М.: Владос, 2006.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

Примерная учебная программа («министерская»)

Вариативная учебная программа («авторская»)

(1) Рабочая учебная программа («школьная»)

(2) Рабочая учебная программа («школьная»)

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении в 8 – 9 классах на ступени начального общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени основного общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Общие рекомендации по подготовке рабочих программ в общеобразовательных учреждениях даны в инструктивно-методическом письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях».

Электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области»

по искусству и мировой художественной культуре

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, О. В. Давыдова, Д. А. Алпатиков) совместно с факультетом информатики ЧГПУ и МОУ СОШ №  151 г. Челябинска (О. В. Шумакова) подготовлена электронная модель содержания образования по мировой художественной культуре – Образовательная программа Челябинской области, рекомендованная к внедрению в общеобразовательных учреждениях приказом Министерства образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13 февраля 2008 г. № 01-80. В данном электронном ресурсе представлены Федеральный компонент основного и среднего полного (базовый и профильный уровень) общего образования по МХК, а также варианты учебных планов для общеобразовательных учреждений разных видов (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия), в т.ч. для классов социально-гуманитарного и художественно-эстетического профилей.

Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметных линий по мировой художественной культуре, включая в тематическое планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету (учебно-методический комплекс).

Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлено по одному варианту тематического планирования, составленного в соответствии с Примерными программами по МХК для основной и средней (полной) школы (базовый и профильный уровень). В тематическом планировании определена система тематического и промежуточного повторения, обобщения и контроля – за счет распределения резервного учебного времени. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с избранным учебно-методическим комплектом (предметной линией).

В электронной модели содержания образования представлены также образцы элективных курсов по мировой художественной культуре, включающие оригинальный материал для организации творческой деятельности, проблемных (проектных) заданий при составлении рабочей программы, разработанные канд.пед.наук О. В. Давыдовой (ЧИППКРО).).

Программно-дидактическое и методическое обеспечение
элективных и факультативных курсов

Программы

Учебно-методические материалы

Давыдова О.В.Изобразительное искусство: программы интегрированных курсов для факультативных, элективных и дополнительных занятий. – Челябинск: Рекпол, 2008.

Давыдова О.В. Орнаментальные фантазии: интегрированный курс. Челябинск, 2007

Давыдова О.В. Пейзажные фантазии: интегрированный курс. Челябинск, 2007

Давыдова О.В. Ландшафтные фантазии: интегрированный курс. Челябинск, 2007.

Давыдова О.В. Маскарадные фантазии: интегрированный курс. Челябинск, 2007.

Организация воспитательной и внеурочной работы

по искусству и мировой художественной культуре

Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы общего образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В. В. Путина: «Свободный человек в свободной стране». В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов «второго поколения», на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием,  эффекты консолидации общества и формирования российской идентичности (этнокультурной, региональной, национальной, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера», достижения социального равенства отдельных личностей с разными социальными возможностями.

Учителя искусства (МХК) активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. Предстоящий 2009/2010 учебный год пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 65-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Учителям МХК рекомендуется провести учебные занятия и внеклассные мероприятия, посвященные темам «Культура в период Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в произведениях искусства второй половины ХХ века», «Тема войны и мира в современном искусстве».

Важным условием, позволяющим решать задачи современного художественно-эстетического образования и воспитания, является использование интегрированного подхода к обучению и освоению искусства. Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации обучения, подготовке учащихся к процессу активного восприятия, пониманию и осмыслению информации, формированию у школьников понятий и представлений о мире как едином целом. Интеграция помогает учить детей рассматривать любые явления с разных позиций, применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи, активно выражать себя в каком-либо творчестве. Функционально-ролевая модель воспитательного пространства образовательной области «Искусство» была представлена в рамках теоретико-практического семинара «Развитие художественно-эстетического потенциала личности в воспитательной системе школы-комплекса». Материалы семинара опубликованы во втором сборнике из серии «Педагогическая мастерская», подготовленном кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, С. Н. Трошков) совместно с СОШ № 84 г.Челябинска (Г. А. Красюн, О. В. Сенина).

Активное использование в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии и формы интегрированного обучения, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, театральные технологии, диспуты, дискуссии и т.д.) помогут учителю успешно осуществлять педагогическую деятельность. Информационные карты инновационного педагогического опыта по опубликованы в сборнике «Опыт лучших учителей Челябинской области, победителей конкурса приоритетного национального проекта "Образование"».

Важное направление воспитательной работы учителей искусства (МХК) – формирование этнокультурной идентичности и толерантного сознания. Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания. Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.08.2006 г. № 201 утверждена Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. В этом документе образование рассматривается как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации – социокультурной трансформации, духовной консолидации многомерно сложного, многонационального народа России в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество. Государственная образовательная и языковая политика в условия полиэтничности России рассматривается в тематическом приложении к журналу «Вестник образования» (2008. № 2).

Правительство Челябинской области уделяет вопросам этнокультурного образования особое внимание, поскольку рассматривает их как важнейшее средство сохранения межнационального мира, гармонизации межнациональных отношений, которые в свою очередь расцениваются как существенный аспект национальной безопасности страны. В программу интегрированного учебного предмета «Краеведение» включен раздел «История и культура народов Южного Урала». Учителям искусства рекомендуется проведение воспитательных мероприятий по данной тематике, например, интерактивного фестиваля «Мозаика народов», методическая разработка которого опубликована в журнале «Преподавание истории в школе» (2009. № 4). В сентябре 2009 г. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин планируется проведение семинара для учителей-предметников и педагогов дополнительного образования краеведческой направленности по теме «История и культура народов Южного Урала».

Практическая, жизненная направленность содержания художественно-эстетического образования обусловлена современными социокультурными условиями и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном Мире. В содержании образования по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и исполнителя; способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Все это будет способствовать воспитательному воздействию искусства на личность школьника.

Искусство полифункционально. Одной из его функций является семиотическая, которая состоит в сохранении и передаче в системах знаков и символов художественных ценностей. Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми сегодняшнего дня, но и между народами, эпохами, городами, странами. Знание языка искусства и обладание эмоционально-образным, ассоциативным мышлением обеспечивает человеку информационная связь с людьми различных эпох и национальностей. Искусство предоставляет уникальную возможность участвовать в непосредственном диалоге с выдающимися личностями прошлого и современности, получать информацию не только об объективном мире, но о субьективном восприятии этого мира художником.

Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращенных к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость. Воспитательный характер предмета «Мировая художественная культура» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

Посещение музеев и выставок, проведение викторин, конкурсов, смотров к различным праздникам с участием школьников для оформления проводимых мероприятий школьного уровня, участие детей в школьных, региональных, областных, всероссийских и международных конкурсах по изобразительному искусству является мощным стимулом в повышении интереса к предмету. Условия конкурсов по искусству и творчеству на текущий учебный год можно узнать на сайте

  • Конкурс декоративно-прикладного и народного искусства «Мастер и  подмастерье».

  • Конкурс детского творчества "Ирландия - изумрудный остров. Саратовская область, Саратов, ул. Б.Казачья,113, КВЦ "Радуга". Телефоны: 8 (8452)26-21-77 и 49-17-20

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развития школьников. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи. Масштабы этой работы в стране требуют системной общественной поддержки. В 2007 году, по инициативе ведущих ученых и педагогов из Москвы и ряда регионов России, была создана некоммерческая организация – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» (Свидетельство о регистрации №1077799022070). В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2008 г. № 03, перед Движением ставятся задачи развития сетевого взаимодействия образовательных и научных учреждений, педагогов и ученых в области реализации исследовательских проектов различного уровня; развития системы повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников и студентов; информационно-методической поддержки проектно-исследовательской деятельности. Программа работы Движения на 2009 – 2010 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте ().

Движение имеет отделения в 50 субъектах Российской Федерации. Руководителем организационного комитета Челябинского регионального отделения Движения творческих педагогов «Исследователь» является зав. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО, канд. ист. наук, доцент, руководитель и учитель высшей категории В. М. Кузнецов. Проведение организационной конференции регионального отделения и обучающего семинара по вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся планируется 18 сентября 2009 г.

В 2008/2009 учебном году была проведена I областная олимпиада школьников по искусству (МХК). Большинство призовых мест на олимпиаде по искусству (МХК) заняли старшеклассники МОУ гимназии № 80 г.Челябинска (учитель М.В.Богомаз), которая является областной предметной лабораторией по работе с одаренными (мотивированными) детьми. В октябре 2009 г. планируется проведение хозрасчетных курсов на базе МОУ гимназии № 80 для учителей искусства (МХК).

Для проведения школьного этапа олимпиады по искусству (МХК) и организации подготовки учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях по предмету рекомендуется использовать следующие пособия, в которых содержится характеристика типов заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий с ответами и комментариями:

  • Козленко С. И., Козленко И. В. Всероссийские олимпиады. История. М.: Просвещение, 2008. - Серия «Пять колец».

  • Кузнецов В. М., Алпатиков Д. А. Главные праздники Современной России и Малой Родины. – Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО, РЕКПОЛ, 2008.

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся

по искусству (МХК)

При составлении контрольно измерительных материалов для экзамена по выбору девятиклассниками из предметной области «Искусство» необходимо руководствоваться образовательным стандартом, рабочими программами по предмету, созданными на основе примерных и деятельностным подходом, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Проверка теоретических знаний по предмету, предполагает не просто ответы на сформулированные вопросы билетов, а собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности. Это могут быть билеты с теоретическими вопросами и практическими заданиями, раскрывающими полученный опыт художественно-творческой деятельности или творческие работы (итоговая экзаменационная работа), содержащих определенную проблему, адекватную школьному уровню по объему и степени научности. Старшеклассники работают над итоговой экзаменационной работой (рефератом, презентацией, творческим проектом - практической работой в изобразительном материале) под руководством учителя в течение длительного времени – четверти, полугодия или года (см. приложение 1,2). Итоговая экзаменационная работа должна быть представлена учителю в окончательном виде к концу III  четверти. Учитель, руководящий работой, обязан написать рецензию и в течение IV четверти подготовить ученика к защите экзаменационной работы перед специально назначенной комиссией.


Приложение 1

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО МХК 1

История зарубежной культуры

  1. Библейские образы. [Электронный ресурс]. – М.: ООО New Media Generation, 2005.

  2. История искусства. [Электронный ресурс].– М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996.

  3. Мировая художественная культура [Электронный ресурс]. – М. : ЗАО «Новый диск», 2003.

  4. Светские и духовные властители Европы. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2004.

  5. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996.

  6. Эрмитажное искусство Западной Европы [Электронный ресурс]. –– М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1998.

  7. Шедевры архитектуры. [Электронный ресурс]. – М.: ООО New Media Generation, 1997. – (Шедевры мировой культуры).

  8. Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до киноискусства. [Электронный ресурс]. – М.: ЗАО «Новый диск», 2003.

  9. Мировая художественная культура. Культура стран Древнего и Средневекового Востока. [Электронный ресурс]. – М.: ЗАО «Новый диск», 2005.

  10. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. [Электронный ресурс]. – М.: Интерактивный мир, Большая Российская Энциклопедия, АО Коминфо, 2005.

  11. Сокровища мирового искусства. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2004.

  12. Энциклопедия материальной культуры. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2004.

  13. Модерн. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», ЗАО «Новый диск», 2005.

  14. Орнамент всех времен и народов. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2005.

  15. Путь к Леонардо. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», ЗАО «Новый диск», 2005.

  16. Романтизм. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2005.

  17. Карнавал животных. Камиль Сен-Санс. [Электронный ресурс]. – М.: ЗАО «Новый диск», Alisa studio, 2003.

История культуры России

  1. Золотое кольцо России. Интерактивные экскурсии. [Электронный ресурс]. – М.: ООО New Media Generation, 1997.

  2. Московский Кремль. Путеводитель. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2005.

  3. Русский музей. Живопись [Электронный ресурс]. – СПб.: Гиперметод, РМГ Мультимедиа, 2003.

  4. Свердловский областной краеведческий музей: Презентационный диск [Электронный ресурс].- Екатеринбург: СОКМ, 2005.

  5. Шедевры русской живописи. [Электронный ресурс].– М.: «Кирилл и Мефодий», 2001.

  6. Современное российское искусство. [Электронный ресурс].– М.: «Кирилл и Мефодий», 1997.

  7. Древнерусская культура и искусство. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», ЗАО «Новый диск», 2004.

  8. Русские народные праздники, обряды и обычаи. [Электронный ресурс]. – М.: ЗАО «Новый диск», 2007.

  9. Православная икона. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2005.

  10. Несерьезные уроки. Учимся рисовать. [Электронный ресурс]. – М.: ЗАО «Новый диск», 2004.

Изобразительное искусство

  1. Арт-студия. [Электронный ресурс]. – М.: ООО New Media Generation, 2005.

  2. Пейзаж. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2005.

  3. Портрет. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2005.

  4. Несерьезные уроки. Учимся рисовать. [Электронный ресурс]. – М.: ЗАО «Новый диск», 2004.

  5. Секреты живописи для маленьких художников. Форма. [Электронный ресурс]. – М.: ЗАО «Новый диск», Alisa studio, 2005.

Музыка

  1. Шедевры музыки. [Электронный ресурс].– М.: «Кирилл и Мефодий», 2001.

  2. Музыкальный класс. [Электронный ресурс]. – М.: ООО New Media Generation, 1997.

  3. Энциклопедия классической музыки. [Электронный ресурс]. – М.: Интерактивный мир, ЗАО «Новый диск», АО Коминфо, 2002.

Приложение 2

Требования к реферату по искусству (МХК)

Реферат должен иметь определенную логическую структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материал самостоятельной работы.

В плане реферата обычно предусматривается введение, две или три главы (в каждой главе может быть несколько параграфов), заключение, иллюстративное приложение, список использованной литературы и других источников. Общий объем работы – 10–12 страниц машинописного или компьютерного текста или 20–25 страниц рукописного текста.

Во введении (1–2 стр.) раскрывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость, степень разработанности данной проблемы в литературе, цели и задачи работы.

В главах излагается содержание проведения самостоятельной работы по выбранной теме. Автор должен обратить особое внимание на аргументацию выдвигаемых положений, на результаты проведенного анализа, на обобщающие выводы, которые должны завершать каждую главу реферата.

В заключение (1–3 стр.) предлагается кратко изложить результаты проведенного анализа, показать решение поставленных автором во введении задач.

В конце реферата дается список использованной литературы и других источников. При составлении данного списка рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
  1. Документы государственных органов (в хронологическом порядке).

  2. Специальная литература (монографии, сборники, брошюры – в алфавитном порядке).

  3. Периодическая печать (газеты, журналы).

  4. Материалы архивов.

Оформление реферата должно соответствовать стандартным требованиям. Он открывается титульным листом. Титульный лист не нумеруется. На втором листе печатается (пишется) содержание реферата, с указанием страниц.

Текст реферата печатается через два интервала (28–29 строк на странице).

При написании реферата необходимо давать ссылки на авторов и источники, откуда взяты те или иные положения, выводы других исследователей и фактический материал. Сноски даются внизу каждой страницы. Сноски печатаются через полтора интервала.

Приложение 3

РЕЦЕНЗИЯ

на экзаменационную работу (реферат, презентацию, творческий проект)

за курс основной школы /для 9 класса/

по предмету «Искусство» (МХК)

ученика _______класса школы №________

______________________________________

(Ф.И.О.)

на тему:

«_______________________________________»

  1. Актуальность выбранной темы

  2. Источники по данной теме

  3. Поставленная проблема в данной экзаменационной работе

  4. Ход работы по решению проблемы

  5. Особенности представленной работы (структура, стиль, оформление, новизна…)

  6. Приобретенные (не приобретенные) в ходе работы исследовательские методы, теоретические знания, практические навыки.

  7. Рекомендации к практическому применению (личная и/или общественная значимость)

  8. Оценка работы ____________________________

Учитель (предмет) роспись /Ф.И.О./

1 Аннотированный каталог областного государственного учреждения «Областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской области»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Моу « лицей №89» перечень учебных программ и учебников инвариантной и вариативной частей (учебных предметов на базовом и профильном уровне элективных учебных предметов)

    Документ
    ... инвариантной и вариативной частей (учебных предметов набазовом и профильномуровне, элективных учебных предметов) 2011 – 2012 ... 11 классов общеобразова- тельных учреждений (профильный уровень) (базовый уровень) Кузнецова Н.Е Габриелян О.С. Просвещение ...
  2. Сетевые мультимедийные учебные курсы для изучения учебных предметов на базовом и профильном уровнях

    Документ
    ... курсы для изучения учебных предметов набазовом и профильномуровнях. № п.п. Учебный предмет Сетевой ... ресурс Характеристика Заочная школа Базовый уровень 1. Химия Общая и ... МГУ им. М.В.Ломоносрва Профильный уровень Химия Неорганическая химия ...
  3. Сравнительная таблица требований к знаниям умениям и навыкам учащихся на базовом и профильном уровнях среднего (полного) общего образования по литературе х1х и хх века

    Документ
    ... требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся набазовом и профильномуровнях среднего (полного) общего образования по ... осознать диалог классической и современной литературы. Напрофильномуровне старшей школы усиливается сопоставительный аспект ...
  4. Приложение сравнительная таблица требований к знаниям умениям и навыкам учащихся на базовом и профильном уровнях среднего (полного) общего образования по литературе х1х века

    Документ
    ... требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся набазовом и профильномуровнях среднего (полного) общего образования по ... осознать диалог классической и современной литературы. Напрофильномуровне старшей школы усиливается сопоставительный аспект ...
  5. Умк для базового и профильного уровня

    Документ
    ... изучении физики набазовом и профильномуровне» (изданы). Базовый уровень Материал комплекта полностью соответствует «Базовой программе по ... , «Физика. 11класс» при изучении физики набазовом и профильномуровне» (2ч, 3ч, 4ч, 5ч тематическое ...

Другие похожие документы..