Главная > Документ


Математика

Т. И.Черноусенко,

доцент кафедры

математических и естественнонаучных

дисциплин СКИРО ПК и ПРО, к.п.н.

Е.А. Орлова,

старший преподаватель кафедры

математических и естественнонаучных

дисциплин СКИРО ПК и ПРО.

Современное математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Целью обучения математике является не только изучение математики, но и развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социуме.

Приоритетные направления совершенствования школьного

математического образования:

    1. Смена целевой ориентации и более чёткое обозначение приоритетности его развивающей функции.

    2. Совершенствование структуры и содержания математического образования с учётом принципов непрерывности, преемственности.

    3. Реализация образовательных стандартов в обучении математике в основной и средней (полной) школе, подготовка к переходу на стандарты второго поколения (ФГОС ООО, ФГОС С(П)ОО).

    4. Использование вариативных учебных программ, УМК при сохранении требований к содержанию математического образования при различных научно - методических подходах.

    5. Дифференциация, позволяющая на всём протяжении обучения получать учащимся математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями и предусматривающая возможности выбора типа математического образования на старшей ступени общего образования в соответствии с положениями Концепции профильного обучения.

    6. Формирование ключевых компетентностей учащихся при обучении математике.

    7. Подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся основной школы по алгебре в новой форме, учащихся средней (полной) школы в форме ЕГЭ.

    8. Работа с одарёнными детьми;

    9. Использование современных образовательных технологий, интерактивных способов обучения, ЭОРов.

Стандарты нового поколения

Внедрение Стандарта по математике в образовательный процесс ставит задачу развития способностей учащихся, их самореализации и готовности к самосовершенствованию.

В условиях реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике в учебно-воспитательном процессе необходимым условием развития и социализации школьников является овладение общими умениями, навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, приобретение опыта разнообразной деятельности, в том числе опыта творческой деятельности.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определена новая цель и назван главный результат школьного образования. Учащиеся должны быть вовлечены в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, творческие занятия, в ходе которых они учатся исследовать, осваивать и понимать новое, выражать собственные мысли, быть открытыми к новому, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

В достижении этих целей большая надежда возложена на постепенное и эффективное внедрение обновленных стандартов общего образования. В образовательном процессе необходимо постепенно внедрять новые подходы в обучении, ориентироваться на требования к образованию, которые предъявляют государственный стандарт второго поколения, в частности по математике, требования к результатам обучения и освоению содержания предметов математического цикла: Математика. Алгебра. Геометрия.

В российских школах начался поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения общего образования (далее – ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС О(П)ОО), основной миссией которых является повышение качества образования.

Содержание математического образования представленное в виде традиционных содержательных разделов: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Математический анализ», «Вероятность и статистика» дополнено историей математики и следующими общематематическими методами, понятиями и фактами:

  • определения и начальные (неопределяемые) понятия, доказательства, аксиомы и теоремы, гипотезы и опровержения, контрпример, типичные ошибки в рассуждениях;

  • прямая и обратная теорема, существование и единственность объекта, необходимое и достаточное условие верности утверждения, доказательство от противного, метод математической индукции;

  • математическая модель, математика и задачи физики, химии, биологии, экономики, географии, лингвистики, социологии и пр.

Познакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения можно на сайтах /pro/fgos или www.standart.edu.ru.

В основе государственного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и самообразованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Акцент переносится с усвоения знаний и способов выполнения действий с этими знаниями на формирование деятельности. Информационную поддержку можно получить на сайте: http://standart. и сайте инновационной образовательной сети «Эврика» /

Примерный учебный план по математике для образовательных

учреждений Ставропольского края, реализующих программы

общего образования

Недельный учебный план для V-IX классов

образовательных учреждений

Учебные предметы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX

Математика

5

5

5

5

5

В том числе:

алгебра

3

3

3

геометрия

2

2

2

Модель профильного обучения предполагает стандартизацию двух уровней изучения основных учебных предметов: базисного и профильного, включение в компонент образовательного учреждения элективных курсов, которые может выбрать обучающийся в соответствии с индивидуальным профилем образования. Состав федерального компонента определяет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов.

ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

для двух уровней

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях

Базовый уровень

Профильный уровень

Количество часов за два года обучения

Количество часов в неделю

Количество часов за два года обучения

Количество часов в неделю

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

Математика

280

4

4

420

6

6

1. Для обеспечения подготовки выпускников старшей школы к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации рекомендуется 1 час регионального компонента использовать на увеличение количества часов на преподавание предметов области «Математика» до 5 часов, при этом изучается два предмета – алгебра и начала анализа (3 часа в неделю) и геометрия (2 часа в неделю).

2. При недельной нагрузке в 4 часа (на базовом уровне) изучается один предмет – «Математика».

3. Календарно-тематическое планирование для школ и классов с углубленным изучением математики учитель разрабатывает применительно к выбранным учебным программам, учитывая подготовленность класса, интересы учащихся и исходя из учебного плана, согласно которому в 8–9-х классах изучаются два предмета — алгебра (5 ч в неделю в каждом классе) и геометрия (3 ч в неделю в 8-9 классе); в 10–11-х классах изучаются предметы алгебра и математический анализ (5 ч в неделю в 10-м классе и 5 ч в неделю в 11-м классе) и геометрия (3 ч в неделю в каждой параллели). При этом может изменяться количество часов, отводимых на ту или иную тему, переставляться темы, включаться некоторые дополнительные теоретические вопросы. Все изменения, вносимые в авторское тематическое планирование, рассматривается на заседании кафедры и утверждается решением педагогического совета образовательного учреждения.

Выбор учебников

Выбор учебников и пособий необходимо производить в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

Не допускается использование устаревших учебников и пособий, не получивших грифа Министерства образования и науки.

При выборе учебников следует обратить внимание на наличие в них раздела «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей».

Профильное обучение на старшей ступени общего образования

Тенденции модернизации российского образования демонстрируют неослабевающий интерес к проблемам профильного обучения. В настоящее время создана нормативно-правовая база, регламентирующая все основные направления деятельности системы профильного обучения.

В 2010 году Министерством образования и науки России разработаны Методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения (4 марта 2010 г. № 03-412). В приложениях к этому письму представлены материалы, представляющие большой интерес для организации профильного обучения:

  1. Об организации профильного обучения на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

  2. О привлечении для педагогической работы в системе профильного обучения кадров из системы профессионального образования, в том числе не имеющих педагогического образования

  3. Об организации взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.

  4. Об оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся в условиях профильного обучения. [/profedu.php]

Последние материалы подчеркивают актуальность проблем профильного обучения.

Место элективных курсов в системе профильного обучения

Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору). Курсы по выбору в IX классах, в отличие от элективных курсов в старших классах, в большинстве не должны служить углублению базового курса математики. Их назначение – показать учащимся возможности использования фундаментальных дисциплин в профессиональной деятельности. Главная цель элективных курсов в предпрофильном обучении заинтересовать учащегося прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин, а также сформировать представления о фундаментальных разделах современной математики, не подлежащих изучению в средней школе в полной мере.

Этому назначению и отвечают межпредметные ориентационные курсы прикладного характера.

Для проведения курсов по выбору можно пользоваться, например, следующими учебными пособиями:

  1. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Многоугольники. Курс по выбору. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.

  2. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Кривые. Курс по выбору. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.

  3. Семенко Е.А. Обобщающее повторение в курсе алгебры основной школы. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010;

  4. Сукманюк В. Н. Решение задач с параметрами (метод «занавески»): учеб. Пособие. – Краснодар: ККИДППО, 2010.

  5. Сукманюк В. Н. Решение задач с параметрами (метод «каркас функции»): учеб. Пособие. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2010.

Следует обратить внимание, что федеральный компонент государственного стандарта предусматривает на профильном уровне расширение и углубление программы по сравнению с базовым уровнем. Так, например, в профильных классах предусматривается изучение элементов теории комплексных чисел, теории многочленов, углубленное повторение курса планиметрии и т.п.

Элективные курсы по математике при профильном обучении позволяют поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку к Единому государственному экзамену; дополнить математическое содержание до курса углубленного изучения математики; удовлетворить познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

В дополнение к основным учебникам в преподавании предмета, для проведения элективных курсов и подготовки к итоговой аттестации могут быть использованы, например, следующие издания:

  1. Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Математика» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. Под редакцией А. Г. Каспржака. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 96 с.

  2. А.Д. Гетманова. Логические основы математики (элективные курсы). 10 – 11 классы, учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 253 с.

  3. С.А. Гомонов. Замечательные неравенства (элективные курсы). 10 – 11 классы, учебное пособие. – М.: Дрофа, 2005. – 254с.

  4. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Многогранники (элективный курс). 10– 11 классы, учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007. – 95 с.

  5. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Изображение пространственных фигур (элективный курс). 10 – 11 классы, учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007. – 64 с.ЕГЭ. 2010. Математика. Типовые задания / под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 55с.

  6. Единый государственный экзамен 2012. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 80 с.

  7. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2012 году. Методические указания/ под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко – М.: МЦНПО, 20011.-128 с.

  8. Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач. Сергеев И. В. ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010. – 80 с.

  9. Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего повторение по математике / Семенко Е. А. – Краснодар: 2008. – 240 с.

Элективные курсы - это краткосрочные тематические курсы (модули), которые общеобразовательное учреждение предлагает учащимся на основе изучения их запросов и реализует за счет часов школьного компонента. Элективные курсы призваны удовлетворить запрос к образовательному учреждению со стороны личности и местных сообществ. В контексте профильного обучения они реализуют компенсаторную функцию и являются объектом, позволяющим организовать регулярную процедуру выбора: избыточный список элективных курсов, рассчитанных на полугодие, формируется заново и предлагается учащимся для выбора в начале каждого полугодия. Процедура выбора, обеспеченная педагогическим консультированием, позволит сформировать один из результатов обучения на старшей ступени: готовность делать ответственный выбор.

Каждый элективный курс представляет собой завершенную дидактическую единицу, нацеленную на получение одного-двух образовательных результатов. К образовательным результатам элективных курсов могут быть отнесены:

- знания учащихся, сформированные на определенном уровне освоения,

- предметные умения,

- предпрофессиональные умения,

- элементы функциональной грамотности,

- навыки,

- отдельные аспекты ключевых компетентностей,

- полученный опыт деятельности.

Элективные курсы должны быть рассчитаны на 17, 34 или 51 учебных часов.

Для получения права на включение разработанного элективного курса в образовательную программу школы программа этого курса должна быть обсуждена на заседании методического объединения (кафедры) учителей математики (протокол № … от…), утверждена решением педагогического совета (протокол № … от…), и иметь внешний отзыв (рецензию) вуза или СКИРО ПК и ПРО.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективных курсов, широко освещаются в предметных научно-методических журналах «Математика в школе». Дополнительную информацию можно получить: http://www.profile-edu.ru.

Широкий выбор электронных пособий в помощь учителю представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

Единые требования в преподавании математики.

В связи с тем, что отсутствуют современные документы, регламентирующие деятельность учителей математики общеобразовательных учреждений по соблюдению единых требований, на основе лучшего опыта, накопленного в этом направлении, приведены в соответствие с последними требованиями ранее функционирующие документы. Таким образом, на современном этапе развития школы учителя математики должны руководствоваться следующими едиными требованиями преподавания предмета.

О письменных работах, тетрадях обучающихся и ведении классных журналов

Рекомендации о ведении записей в классных тетрадях.

В своей работе учителя математики могут использовать «Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год: в 2 ч. – Ставрополь : СКИПКРО, 2009. – Ч. II. – С. 3-15.»

О подготовке к ГИА в 9 классах в новой форме

В 2011/2012 учебном году значительно изменилось содержание Контрольно- измерительных Материалов (КИМ) на ГИА по математике. В КИМы были включены задачи по геометрии учебного материала 7-9 классов.

В контрольно-измерительных материалах ГИА за курс основной школы включены задания по геометрии, выполнение которых учитываются при определении порога успешности, этот факт актуализирует своевременное изучение геометрии в полном объеме. Незнание фундаментальных метрических формул, свойств основных планиметрических фигур полностью лишает ученика возможности применить свои знания в геометрии при решении соответствующих заданий ГИА.

При преподавании геометрии необходимо, прежде всего, уделять внимание формированию базовых знаний курса планиметрии (прямоугольный треугольник, решение треугольников, четырехугольники и т.д.). При изучении геометрии необходимо повышать наглядность преподавания, больше уделять внимания вопросам изображения геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, применению геометрических знаний к решению практических задач.

Следует постоянно подчеркивать, что при оценивании решения задачи учитывается и логика решения, и аргументация, а не только получение верного ответа.

Традиционное систематическое итоговое повторение, проведение традиционных письменных работ (самостоятельные и контрольные работы, зачеты), где ученик предъявляет не только ответы, но и решения заданий, должно становится важным и для учащихся и для учителя.

В результате изучения геометрии выпускники основной школы должны



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... . Математика Т. И. Черноусенко, доценткафедрыматематических и естественнонаучныхдисциплинСКИРОПК и ПРО, к.п.н. Е.А. Орлова, старший преподаватель кафедрыматематических и естественнонаучныхдисциплинСКИРОПК и ПРО. Современное математическое ...
  2. Методические рекомендации по организации учебного процесса (8)

    Методические рекомендации
    ... Математика Т. И. Черноусенко, доценткафедрыматематических и естественнонаучныхдисциплинСКИРОПК и ПРО, к.п.н. Е.А. Орлова, старший преподаватель кафедрыматематических и естественнонаучныхдисциплинСКИРОПК и ПРО. Современное математическое ...
  3. Методические рекомендации по организации учебного процесса (13)

    Методические рекомендации
    ... 36 Математика …………………………………………………………………………...... 60 ... кафедройматематических и естественнонаучныхдисциплинСКИРОПК и ПРО, к.б.н. Дамианова Е.В., доценткафедрыматематических и естественнонаучныхдисциплинСКИРОПК и ПРО ...
  4. Методические рекомендации по организации учебного процесса (1)

    Методические рекомендации
    ... 12 Литература ……………………………………………………………………………... 36 Математика …………………………………………………………………………...... 60 Информатика ... кафедрахСКИРОПК и ПРО. Приложение 2. Скороботова Т.В., доценткафедрыматематических и естественнонаучныхдисциплинСКИРОПК и ПРО, ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (15)

    Методические рекомендации
    ... 36 Математика …………………………………………………………………………...... 60 ... доценткафедрыматематических и естественнонаучныхдисциплинСКИРОПК и ПРО, к.п.н. Андреюк В.В., методист математических и естественнонаучныхдисциплинСКИРОПК и ПРО ...

Другие похожие документы..