textarchive.ru

Главная > Документ


Беляков Александр Петрович,

капитан I ранга

ВСОК ВМФ РФ

История флотского духовенства и его роль
в воспитании военных моряков дореволюционной России.

Оглавление

Оглавление 1

Введение 4

Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви. - Вып. 1-й и 2-й – Изд. 2-е. - Рязань: Типография наследников З.П. Поздняковой, 1889. – С. 144 -146. 17

I. История становления и развития флотского духовенства. 35

§ 1.1 Формирование института флотского духовенства
в XVIII веке. 39

§ 1.2. Флотское духовенство в XIX веке. 59

Озерецковский Павел Яковлевич // /show_bio.aspx?id=99869 77

12 января 1827 г. Павел Моджугинский обратился к синодальному обер-прокурору князю Мещерскому с ходатайством об увеличении штата своей канцелярии. Он предлагал иметь: секретаря, помощника секретаря, регистратора и двух писцов. Канцелярские расходы определить 600 руб.
в год. 3 апреля 1827 г. император постановил: «Быть по сему» . 81

Кутневич Василий Иванович // /show_bio.aspx?id=72688 88

Богословский Михаил Измайлович // /show_bio.aspx?id=11701. 95

Покровский Петр Евдокимович // /show_bio.aspx?id=107329 96

Желобовский Александр Алексеевич // /show_bio.aspx?id=42398 98

§ 1.3. Флотское духовенство в XX веке 107

В бывший Порт-Артур прибыли участники морского крестного хода на фрегате «Паллада» // /news/040518113226 114

II. Православные традиции Российского флота 134

§ 2.1 Православных традиции и их значение в деле воспитания воинов 134

§ 2.2 История создания неподвижных флотских православных храмов и их роль храмов в хранении преумножении традиций 169

Идея создания Морского собора в Кронштадте // /idey-sozdaniy-morskogo-s.html 187

§ 2.3 Отношение к религии известных российских флотоводцев. 220

III. Роль священников в единой системе воспитания военных моряков дореволюционной России. 243

§ 3.1 Положение священников и их деятельность на корабле 243

§ 3.2 Недостатки в деятельности военного и флотского духовенства и их причины 309

§ 3.3 Религиозное воспитание в иностранных армиях 351

Форум команды Alliance // /forces/2003-01-17/3_god.html 354

Англиканская церковь Америки // /h-angl-aca.html 360

- Форум команды Alliance // /forces/2003-01-17/3_god.html 361

Welcome to // /uniforms/branch_insignia/chaplain_corps.htm 368

Там же. 374

Советником главы военно-воздушных сил США назначен раввин // /index.php?ss=2&s=3&id=342&print=1 376

Минобороны призвало в армию священнослужителей четырех конфессий // /news/2005/11/23/chaplain/ 377

Черных Антон. Политический бизнес первой семьи США // /main/bush/bushi.htm 378

Пентагон обнародовал инструкцию по обращению с Кораном // /news/2005/05/17/koran/ 381

Иваницкий Антон. Британской армии нужны духовные наставники: Ради спасения солдатских душ // /?act=news&div=4036 382

В британскую армию набирают капелланов-буддистов // /news/2005/10/21/chaplain/18.02.2007 383

Раш Кавад Багирович. Сибиряки против CC // /almanah/articles/233.html. 397

Босых А., Шигов М. Морально-психологическое состояние военнослужащих Бундесвера // /psychology/moral_psy_bundeswehr.php 405

Босых А., Шигов М. Морально-психологическое состояние военнослужащих Бундесвера // /psychology/moral_psy_bundeswehr.php 407

Военное духовенство // /text/022/742.htm 410

Гоголь, Николай Васильевич // /wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C. 421

Польская армия: по батюшке на тысячу православных бойцов // /index.php?ss=2&s=7&id=4529&print=1 425

Материалы СМИ: "Армии обеспечат святость. Греко-католики вступили в связь с военными" // /print.php?act=news&id=14376 428

В эстонской армии появился первый исламский капеллан // /index.php?ss=2&s=3&id=1810&print=1 437

В Латвии больше всего капелланов-лютеран // /index.php?ss=2&s=3&id=8096 438

Папа Римский назначил ординара Литовской армии // /print.php?act=archive&id=2046 439

§ 3.4 Взгляд на проблему возрождения института флотского духовенства и предлагаемая организация подготовки корабельных священников на Высших Специальных Офицерских Классах ВМФ 455

3. "Морским судам быть!" 472

5. Импера-торская гвардия в Санкт-Петербурге 473

8. "Красуйся град Петров, и стой непоколебимо как Россия" 474

11.Ленинград – город герой 475

13. Заключение 475

Введение 476

Ознакомление с предметом, целями и задачами обучения. Основные периоды истории Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда – Санкт-Петербурга. Значение Санкт-Петербурга и его пригородов в мировой культуре. 476

Раздел 1. Основание военной крепости "Санкт-Петербурх" 476

Раздел 3. "Морским судам быть!" 477

Раздел 4. Развитие пушкарского дела в новой столице России 478

Заключение. 496

Часть пятая 579

Глава I О службе Божией 579

11 окгября1889г. Главный морской штаб 581

О старшем священнике или благочинном 600

О богослужении на корабле 602

Митрополита 613

Петроградского и Гдовского 613

о. Протопресвитеру 613

Военного и Морского духовенства 613

Введение

1. Актуальность исследования.

С вступлением Российской Федерации в XXI век возросла объективная необходимость повышения эффективности государственной политики
и принятия на высшем уровне взвешенных решений с учетом исторического опыта и в соответствии с современными концепциями управления страной
в целом и Вооруженными Силами в частности. В современных условиях
многие люди лишились четких моральных ориентиров, критерии добра и зла оказались достаточно размыты, сместились понятия жертвы и подвига,
о которых всегда учила Православная Церковь и которые должны быть близки и понятны каждому воину. Поисками национальной идеи, способной объединять весь народ нашей Родины, озабочено руководство страны на самом высоком уровне. После крушения коммунистической системы, рассматривавшей религию и Церковь преимущественно через призму атеизма, прежние идеологические установки оказались разрушены. Настало время переосмысления нашего прошлого.

Конечно же, возврата к старой застойной системе нет. Мечтать
о возрождении Советского Союза, о его реставрации могут только люди, лишенные чувства реальности. Их верность прежней идеологии заслуживает уважения, но идиология эта не оставляет шанса на существование России. Не дает такого шанса и механическое перенесение западной либеральной идеологии на российскую почву. Запад никогда не был и никогда не будет заинтересован в существовании мощной процветающей России.

Выход у нас один – возвращение к тысячелетним духовным
и нравственным истокам, возвращение к вере наших прадедов, создавших Великую Россию, – к Православию.

Следует заметить, что общественное мнение все больше и больше склоняется в пользу введения в Российской Армии института военных священников. Опрос, проведенный в 2006 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что 53% населения считают, что это нужно сделать как можно быстрее (в их числе 23% – безусловно и 30% с некоторыми оговорками). Ещё 18% видят в создании такого института поровну «плюсов» и «минусов». И лишь 21% опрошенных сомневаются (в их числе только 8% безусловно), что армии нужны священники. Причем в необходимости службы военных священников убеждены 30% неверующих и атеистов1.

В связи с тем, что Вооруженные Силы в силу своего специфического предназначения всегда были и будут очень чувствительными к любым социальным потрясениям, сейчас особенно важно, критически переосмыслив богатейший исторический опыт духовно-нравственного формирования христолюбивого российского воинства, сделать его переоценку для использования положительного в системе воспитания нынешних воинов.

Таким образом, актуальность данной проблемы обусловливается следующими моментами:

- во-первых, недостаточной разработанностью этой темы, отсутствием по ней крупных обобщающих научных исследований, раскрывающих деятельность института православного духовенства морского ведомства России в XVIII - начале XX веков. Следует заметить, что в работах некоторых авторов, касающихся истории военного духовенства в целом
и флотского в частности, нередко допускаются отдельные ошибки. Так, идет смешение двух параллельных должностей - обер-священник армии и флота
и обер-священник гвардии и гренадер. Принципиально неправильно указываются должности глав военного духовного ведомства. Например, некоторые авторы обер-священника Главного Штаба и отдельного гвардейского корпуса именуют обер-священником Главного Штаба гвардейского корпуса. Не всегда просматривается историческая грань учреждения должностей: обер-священник армии и флота – главный священник армии и флота – протопресвитер армии и флота. Умалчиваются имена и не освещена деятельность отдельных глав военного духовного ведомства. Не уделялось внимание исследованию такого важного вопроса, как недостатки в деятельности военных священников;

во-вторых, отсутствием научно обоснованной концепции взаимодействия государства с Русской Православной Церковью.
В современных программах воспитания личного состава ВМФ не учитывается влияние религии на формирование в человеке духовно-нравственной составляющей его мировоззрения;

в-третьих, активизацией деятельности нетрадиционных религиозных конфессий и сект в районах дислокации воинских частей, кораблей, в связи с чем необходимостью разъяснения вредоносности различных пришлых религиозных учений, необходимо глубоко изучать собственные духовные традиции;

в-четвертых, потребностью взаимодействия ВМФ с РПЦ в новых исторических условиях в связи со значительным сокращением срока срочной службы с одной стороны и значительным увеличением сложности вооружения и технических средств с другой;

в-пятых, необходимостью совершенствования деятельности органов военного управления в области воспитания личного состава на основе опыта, накопленного за тысячелетнюю историю существования тесного взаимодействия государства и церкви;

в-шестых, повышением, в нынешних условиях, влияния духовенства Русской Православной Церкви на воспитательный процесс, направленный на формирование у моряков лучших духовно-нравственных качеств защитников морских рубежей Родины.

2. Методологическая база исследования

1.Методология исследования определена тем, что его проблематика находится на стыке исторических, психолого-педагогических знаний социологических и отчасти философских знаний, то есть отличается системно-комплексным подходом.

2. Цели исследования

Цель данного исследования состоит в том, чтобы осуществить комплексный анализ процесса создания и развития института православного флотского духовенства России в XVIII - начале XX века, на основе исторического опыта показать значимость православного духовенства
в повседневной и боевой деятельности флота. Изучить опыт деятельности флотских священников по духовно-нравственному воспитанию военных моряков. Проанализировать все положительные аспекты, а также недостатки в этой работе. Исследовать зарубежный опыт работы военных капелланов. Выработать рекомендации к использованию исторического опыта духовно-нравственного воспитания личного состава флота в современных условиях.

3. Задачи исследования:

А). На основе обобщения, анализа и систематизации исследуемого материала (архивные документы, данные периодической печати, литературные материалы) проследить процесс создания и основные этапы становления и развития института православного духовенства на флоте.

Б). Раскрыть роль руководителей военного духовного ведомства: обер-священников, главных священников, протопресвитеров

В). Показать специфику деятельности флотских священников и роль их служения по религиозно-нравственному воспитанию военных моряков,
в формировании у них духовно-нравственных качеств, любви к Родине, верности гражданскому и воинскому долгу.

Г). Выявить значимость Православной Церкви в единой системе воспитания военных моряков дореволюционной России.

Д). Показать влияние православных воинских традиций на нравственное состояние и боеготовность в российском военном флоте.

Е). Проанализировать организацию службы капелланов в вооруженных силах других государств.

Ж). Сделать обобщающие выводы из опыта деятельности военных священников и выработать практические рекомендации по возрождению института флотского духовенства в современных условиях.

4. Объектом данного исследования явился институт флотского духовенства, как составная часть государственной структуры.

5. Предметом исследования является исторический опыт организации - деятельность института флотского духовенства по религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию моряков.

6. База исследования.

В процессе проведения исследования использовались различные документы и материалы, хранящиеся в Российском Государственном историческом архиве.

7. Методологической основой исследованияявились историко-описательный, историко-сравнительный, историко-логический методы
и метод изучения исторических документов.

8. Научная новизна исследования.

  1. Впервые история становления института военного и флотского духовенства представлена как единое целое: от момента начала его формирования и до ликвидации в 1918 году.

  2. Впервые дан сравнительный анализ роли военного духовенства
    в Российских Вооруженных Силах и роли капелланов в зарубежных сухопутных и военно-морских силах.

  3. Показаны трудности службы священников, и порой недопонимание отдельными лицами различных рангов значимости флотских клириков в повседневной и боевой деятельности российского флота.

  4. Отражены недостатки, имевшие место в деятельности военных священников, и вскрыты их причины.

  5. На основании анализа современного состояния Вооруженных Сил России и Русской Православной Церкви, а также роли и места института военного духовенства в дореволюционной России и капелланских служб в армии и военно-морских силах зарубежных государств сформулированы выводы и практические рекомендации по развитию взаимодействия РПЦ и ВМФ РФ, намечены пути возрождения института военного духовенства.

9. Научная и практическая значимость работы состоит в том, что представленные исторические уроки, опыт функционирования института флотского духовенства могут быть использованы при возрождении института военного духовенства, а также будут полезны в процессе выработки концепции воспитательной работы с воинами флота и для практической деятельности органов военного управления по воспитанию личного состава. Нынешний духовно-нравственный уровень Вооруженных Сил РФ говорит о том, что необходимость этой составляющей в системе воспитания военнослужащих крайне важна. Результаты работы могут быть учтены и использованы при дальнейшем исследовании истории флота России, а также при чтении курсов по отечественной и военно-морской истории, истории православной культуры, религиоведению и ряду других дисциплин в военно-морских учебных заведениях.

10. Положения, выносимые на защиту:

  • исторический аспект формирования и развития института флотского духовенства, как основной воспитательной структуры на флоте;

  • значение религиозных традиций формируемых и внедряемых духовенством в процесс духовно-нравственного воспитания личного состава кораблей и частей флота;

  • анализ деятельности флотского духовенства в вопросах духовно-нравственного воспитания военных моряков;

  • использование исторического духовно-нравственного воспитания в современных условиях.

11. Организация исследования проводилась в 3 этапа:

    1. Исследование процесса становления и развития института флотского духовенства, как воспитательной структуры на флоте.

    2. Изучение религиозного аспекта существовавших флотских традиций и его влияния на духовно-нравственное воспитание военных моряков.

    3. Анализ деятельности флотского духовенства по формированию духовно-нравственных качеств у личного состава флота, рассмотрение возможных путей по использованию исторического опыта в современной системе воспитания ВМФ РФ.

12. Апробация работы

Основные идеи, высказанные в работе, прошли апробацию в ходе международных и российских научно-практических конференций, проводимых:

- 4–5 февраля 2005г. на Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание на флоте: традиции
и современность», посвященной 260-летию со Дня рождения адмирала
Ф.Ф. Ушакова и организованной Центром Национальной Славы России
и Кронштадтским Морским собранием в г. Кронштадте;

- 10-14 октября 2005г. на VI Покровских чтениях «Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций», организованных Межвузовской ассоциацией духовно-нравственного просвещения «Покров» в г. Санкт-Петербурге;

- 1–2 ноября 2005г. на Кронштадтских Иоанновских чтениях, организованных Кронштадтским Морским собранием и Санкт-Петербургским Государственным архитектурно-художественным музеем
г. Кронштадта;

- 15-17 ноября 2005года на IV Покровских образовательных чтениях «Философско-педагогические и религиозные основания образования
в России: история и современность», организованных Рязанской епархией
и Рязанским педагогическим университетом им. С.А. Есенина в г. Рязани;

- 17-19 февраля 2006г. на Межрегиональной научно-практической конференции «Православие и нравственность», организованной общественной организацией «Собор православной интеллигенции»
в г. Санкт-Петербурге;

- 12 мая 2006г. на Общероссийской научно-практической конференции «Безопасность личности, общества, государства», организованной Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка в г. Санкт-Петербурге;

- 19-23 мая 2006г. на Международной научно-практической конференции «Православные ученые – России: следуя отечественным традициям предпринимательства», организованной Сообществом православных предпринимателей «ДелоРус» в рамках круиза на теплоходе «В. Куйбышев» по местам Северной Фиваиды.

- 14-15 июля 2006г. на IV Международных Ильинских научно-богословских чтениях «Иван Ильин и современная Россия», организованных Екатеринбургской епархией РПЦ МП и Уральским институтом бизнеса
им. И.А. Ильин в г. Екатеринбурге;

- 9-14 октября 2006г. на VII Покровских чтениях «Духовная культура как основа безопасности и здоровья личности, семьи, общества», организованных Межвузовской ассоциацией духовно-нравственного просвещения «Покров» в г. Санкт-Петербурге;

- 19-21 апреля 2007г. на Международной научно-практической конференции «Православие и власть: традиции и современность», организованной общественной организацией «Собор православной интеллигенции» в г. Санкт-Петербурге;

- 20 апреля 2007г. на Юбилейном заседании почитателей Святителя Игнатия Брянчанинова «Святитель Игнатий Брянчанинов: Служение Богу
и Отечеству (200 лет со дня рождения)», организованном Санкт-Петербургской епархией и Сообществом православных предпринимателей «ДелоРус» в г. Санкт-Петербурге;

- 8-13 мая 2007 г. на Международной научно-практической конференции «Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности», организованной Сообществом православных предпринимателей «ДелоРус»
в рамках круиза на теплоходе «Г. Чечерин» по местам Северной Фиваиды.

- 12-13 июля 2007 г. на Международной научно-практической конференции «Св. прав. Иоанн Кронштадтский и будущее России», организованной Информационным агентством «Русская линия», Сообществом православных предпринимателей «ДелоРус» и Кронштадтским Морским собранием в г. Кронштадте;

- 10-14 октября 2007 г. на VII Покровских чтениях «Духовно-нравственное воспитание как фактор безопасности Российского государства», организованных Межвузовской ассоциацией духовно-нравственного просвещения «Покров» в г. Санкт-Петербурге.

3. Структура работы.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, перечня источников и литературы, использованных в работе и приложения.

Основная часть включает три главы: Глава I в свою очередь состоит из трех параграфов; Глава II включает два параграфа; Глава III- четыре параграфа:

4. Обзор источников и литературы.

О воспитательной деятельности военного и флотского духовенства
в дореволюционной России написано большое количество работ. При подготовке данной работы большую помощь автору оказало историографическое исследование, проведенное М.И. Ивашко - «Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы (XVIII – начало XX вв.)».2 Эта сравнительно небольшая по объему книга является настоящей лоцией для поиска необходимой информации в море литературы, посвященной исследуемой проблеме.

Основными источниками для написания данной работы явились архивные документы, публикации из военной и церковной периодической печати, воспоминания очевидцев, труды известных дореволюционных
и писавших в эмиграции авторов: прот. А Смирнов3, проф. Т Барсов4, прот. Ласкеев5, А. Ставровский6, А Боголюбов7, Г. Шавельский8 и других. Кроме того, использовались статьи и работы современных авторов.

Следует отметить, что до революции наибольший всплеск
в исследовании данного вопроса приходится на конец XIX - начало XX веков: писались солидные монографии, публицистические работы, истории отдельных кораблей, сборники героических примеров, журнальные статьи
и памятки, но не всегда эти исследования доходили до простого матроса и не притворялись в жизнь. По содержанию и стилю литература была очень разнообразна.

Из архивных источников удалось почерпнуть: 1) редкие сведения
о судьбе иконы Порт-Артурской Божией Матери (РГИА. Ф.806. Оп.4. Д.4945); 2) о решении строительства храма в память русских моряков погибших в Цусимском и других боях «Спаса на Водах» (РГИА. Ф.1276. Оп.3. Д959); 3) в «Приложении» помещены: копия грамоты о пожаловании патриархом Иерусалимским священнику крейсера "Богатырь" Александру Щеглову Золотого Креста с подлинной частицей древа Животворящего Креста Господня для ношения на груди от 9 июня 1914 года (РГИА. Ф.806. Оп.5. Д.9527); 4) копии: прошения об увольнении последнего протопресвитера армии и флота Г. Шавельского на имя обер-прокурора Святейшего Синода от 10 марта 1917 года (РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Д. 96);
5) обращения Г. Шавельского в народный комиссариат по военным делам (РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10526); 6) в Главное Управление по делам личного состава флота (РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 110526); 7) к Святейшему Патриарху Московскому и Всея России Тихону (РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10526),
8) к Митрополиту Петроградскому и Гдовскому Вениамину (РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10526) по поводу судьбы военных священников в после революционное время.

Из Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ), взята переписка принимавших участие в военных действиях священнослужителей, информация о благотворительной деятельности Православной Церкви на Дальнем Востоке и т. п.

Использовались так же отдельные документы из фондов Центрального Военно-Морского музея. Например, оригинал «Приказа Командующего Флотом Балтийского моря» адмирала фон-Эссена о награждении группы корабельных священников государственными наградами.

К самой ранней работе по истории военного и флотского духовенства можно отнести исторический очерк церковного историка Н. Невзорова «Исторический очерк управления духовенством Военного ведомства России»9. В этой работе он подтвердил и значительно дополнил исторические сведения о военном флотском духовенстве, опубликованные ранее и имевшие лишь отрывочный характер10. Н. Невзоров, привлекая архивные источники, впервые сделал попытку раскрыть процесс формирования института военного и флотского духовенства, оценить деятельность руководителей ведомства военно-морского духовенства
и обобщить опыт этой деятельности. Не смотря на небольшой объем работы в ней дан уникальный оценочный материал. Н. Невзоров делает попытку научно осмыслить опыт формирования механизма религиозно-нравственного воспитания войск и сил флота, проанализировать формы воспитательной деятельности священников. Он отмечает, что основной обязанностью духовенства всегда являлось богослужение. Во время боя священник должен был совершать «молебствия» и для воодушевления «гласом веры
и благословения своих духовных детей быть готовыми победить, или положить свою жизнь за веру и Отечество»11.

Работа обер-секретаря Св. Синода, члена комиссии по вопросу об устройстве управления церквами и духовенством военного ведомства, доктора церковного права, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Тимофея Васильевича Барсова «Об управлении русским военным духовенством»12 изданная в 1879 году в значительной степени дополнили исследование Н. Невзорова. В ней автор обобщил данные, полученные
в архивах Св. Синода, Александро-Невской лавры, Главного Штаба, канцелярии главного священника армии и флотов, канцелярии главного священника Главного Штаба Его Императорского Величества. Автор отследил развитие военного духовного ведомства, начиная с эпохи Петра I, проанализировал ход формирования органов управления и показал роль некоторых руководителей военного духовного ведомства. Т. Барсов в своем исследовании отразил материальное положение флотского духовенства, довольно подробно изложил процесс обсуждения вопроса принадлежности береговых флотских храмов, также рассмотрел процесс эволюции взаимоотношений военного и морского духовенства с епархиальными ведомствами. Он впервые попытался проследить развитие военного духовенства в зависимости от состояния вооруженных сил и раскрыть опыт духовно-нравственного воспитания личного состава. В отношении форм воспитательной работы Барсов также как и Невзоров подчеркивает важность богослужений, но вместе с тем отмечает, что священники во время боя кроме вдохновения воинов на победу утешали раненых и причащали их.

После реформы военно-морского духовного ведомства 1890 года
Т. Барсов опубликовал другую свою работу «Новое положение
об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств»13, которую он полностью посвятил процессу формирования ведомства протопресвитера военного и морского духовенства. Здесь дан краткий экскурс в историю становления института военного и морского духовенства. Подробно разбирается статус и значение неподвижных армейских
и флотских храмов. Однако в этой работе совершенно не затрагиваются вопросы организации воспитательной работы среди личного состава.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной россии

    Документ
    ... , капитан I ранга ВСОК ВМФ РФ Историяфлотскогодуховенства и егороль в воспитаниивоенныхморяковдореволюционнойРоссии. Оглавление Оглавление 1 Введение 4 Доброклонский А. Руководство ...
  2. Проблемы развития современных психодинамических концепций в россии и за рубежом материалы межвузовской научно-

    Документ
    ... [Электронный ресурс]. Режим доступа: / Беляков А.П. Историяфлотскогодуховенства и егороль в воспитаниивоенныхморяковдореволюционнойРоссии. Историко-графическое исследование. [Электронный ресурс ...
  3. Ббк 86 372 19-3-637 22 удк 281 96 «19»(092) а 18 по благословению

    Документ
    ... , - Симферополь, 2004. 6. Журнал «Нива», 1904. 7. Историяфлотскогодуховенства и егороль в воспитаниивоенныхморяков в дореволюционнойРоссии. 8. Клочко Р. Атеизм по-мелитопольски. – В газ ...
  4. История русской православной церкви синодальный и новейший периоды синодальный период

    Документ
    ... его в Россию. В Россииего ... роли, ибо был так рыцарственно воспитан ... флотскоедуховенство подчинено обер-священнику. Это вызвало недовольство. Моряки ... военный министр в 1905-1909гг. генерал А. Редигер. («История моей жизни»). Россия ... дореволюционной ...
  5. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    ... воспитание нового ... России. Его ... Ведущую роль играли представители духовенства и ... ), военныйморяк, лейтенант ... военные Чины гражданские Чины придворные армейские флотские ... истории, М., 1975; Самошенко В. В., История архивного дела в дореволюционнойРоссии ...

Другие похожие документы..