textarchive.ru

Главная > Программа


Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 57 города Чебоксары»

Принята:

на заседании методического объединения учителей ________________________

________________________

МОУ «СОШ № 57»,

протокол №___от .08.20 г.

Утверждена:

Приказом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г. Чебоксары»

№_____ от ___ августа 20 г.

Директор МОУ «СОШ №57»

______________ Р.Р.Нилова


Рабочая программа по

музыке
для 1-8 классов

на 2010-2011 учебный

год

Составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка». Под руководством Д.Б. Кабалевского. 1-8 классы

Составитель рабочей программы:

Глухова Н.Н., учитель музыки

МОУ «СОШ № 57г.Чебоксары»

Чебоксары, 2010 г.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, Письма Минобразования Чувашии от 16.04.2009 г. № 10/11-2005 «Рекомендации по разработке и утверждению учебных планов и рабочих учебных программ общеобразовательных учреждений» и программы по музыке для 1-8 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители программы 1 класса И.В. Кадовова, В.О. Усачева, Л.В. Школяр, 2-8 классы Э.Б.Абдулин, Т.А. Бейдер, Г.Е. Вендрова, И.В.Кадобнова, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Г.С.Тарасов, Е.А. Трушин под научным руководством Д.Б. Кабалевского – М.: «Просвещение»,2007г.

Программа предполагает использование разных форм организации музыкальных занятий: слушание музыки и размышление о ней, хоровое, ансамблевое пение, а также разнообразного рода импровизации, анализ произведения фольклорной, религиозной музыки, классической и современной музыки.

Программа по предмету «Музыка» для I—8 классов начальной и средней школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.

Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.

Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:

— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

— метод интонационно-стилевого постижения музыки;

— метод эмоциональной драматургии;

— метод концентричности организации музыкального материала;

— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

— метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

— метод игры;

— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».

Отличительная особенность данной программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

1.Цели и задачи изучения предмета

Цель:

Приобретение знаний музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры.

Задачи:

1)развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

2)овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении.

2.Концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и контингента учащихся

МОУ «СОШ№57 города Чебоксары» является общеобразовательной предмет музыка изучается на базовом уровне. Данная программа отражает обязательное для усвоения в начальной и средней школе содержание обучения предмета музыки.

3.Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой

По программе музыка на изучение 1-8 классов отводится 476 часа (т.е. 14 часов в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МОУ-СОШ №57 и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г.

4. Срок реализации рабочей учебной программы: 2010-2011 учебный год

Для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент баян, фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.

5.Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ПО МУЗЫКЕ

Функция оценки - учет знаний.

4. Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).

1. Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

2. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка "5" ставится:

· если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);

· умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «4» ставится:

· если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей

жизненной позиции);

· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

· умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Отметка «3» ставится:

· проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей

жизненной позиции);

· или:

· в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;

· или:

· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «2» ставится: и

· нет интереса, эмоционального отклика;

· неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

· нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить

6.Содержание программы учебного предмета

1класс

Тема 1-4 четверти «Как можно услышать музыку»

2класс

Тема 1четверти «Три кита в музыке – песня, танец и марш»

Тема 2 четверти «О чем говорит музыка?»

Тема 3 четверти «Куда ведут нас три кита?»

Тема 4 четверти «Что такое музыкальная речь»

3класс

Тема 1четверти «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость»

Тема 2 четверти «Интонация»

Тема 3 четверти «Развитие музыки»

Тема 4 четверти «Построение (формы) музыки»

4 класс

Тема 1 полугодия «Музыка моего народа»

Тема 2 полугодия «Между музыкой моего народа, и музыкой других народов мира нет непереходимых границ»

5 класс

Тема 1 четверти «Что стало бы с музыкой, если не было бы литературы»

Тема 2 четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»

Тема 3 четверти «Можем ли мы увидеть музыку?»

Тема 4 четверти «Можем ли мы услышать живопись?»

6 класс

Тема 1 полугодия «Преобразующая сила музыки»

Тема 2 полугодия «В чем сила музыки?»

7 класс

Тема 1 полугодия «Музыкальный образ»

Тема 2 полугодия «Музыкальная драматургия»

8 класс

Тема 1четверти «Что значит современность в музыке?»

Тема 2 четверти «Музыка «серьезная» и музыка «легкая»

Тема 3 четверти «Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки»

Тема 4 четверти «Великие наши современники»

7.Учебно-методическое обеспечение предмета, учебно-методический комплект)

1.Энциклопедия "Музыкальные инструменты"

Семейства инструментов.

Инструменты стран мира.

Музыкальные ансамбли (с примерами звучания в тех или иных музыкальных стилях и направлениях).

2.Словарь музыкальных терминов

Шедевры классической музыки. СD, DVD

2.Коллекция классической музыки «Вечером у камина» CD.

3. Шедевры классической музыки .CD.

4. Сборник романтической музыки Ф. Шопена.C.D.

5. Сборник детских песен (караоке) DVD.

6.Сборник опер (Сивильский цирюльник, Свадьба Фигаро, Евгений Онегин, Риголетто,Борис Годунов, Волк и семеро козлят и т.д.). DVD.

7.Балет «Лебединое озеро».CD.

8. Музыкальные сказки для детей: (Бременские музыканты, Где зимует лето?, Снежная королева, Теремок)

Образовательные сайты

/

/load/122-1-0-5706

/load/14-1-0-90

ttp:/ru/files/ls1pqs70k

http://ucheba.pro/viewtopic.php?f=45&t=77&p=273

http://www/node/6388

/files/20218694/Muzinstr.part1.rar

/files/20219409/Muzinstr.part2.rar

/files/20220477/Muzinstr.part3.rar

/files/20221519/Muzinstr.part4.rar

/files/20222274/Muzinstr.part5.rar

/files/20217289/Muzinstr.part6.rar

8. Музыкальный материал

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.

Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

«Гусляр Садко». В. Кикта.

«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.

«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.

«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.

«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.

«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.

«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.

«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.

Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.

«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.

«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.

«Наигрыш». А. Шнитке.

«Утро». Э. Денисов.

«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.

«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.

«Вечер». В. Салманов.

«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.

«Менуэт». Л. Моцарт.

«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.

«Баба Яга». Детская народная игра.

«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.

«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.

«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.

«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.

«Волынка». И. С. Бах.

«Колыбельная». М. Кажлаев.

«Колыбельная». Г. Гладков.

«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

Лютневая музыка. Франческо да Милано.

«Кукушка». К. Дакен.

«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.

«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.

Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.

«Клоуны». Д. Кабалевский.

«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.

«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.

«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.

«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.

«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.

«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.

«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.

«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.

«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.

«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.

«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.

«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.

«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На заседании методического объединения учителей русского языка

    Рабочая программа
    ... 2010 г ПояснительнаязапискаРабочаяучебнаяпрограмма составлена на ... ПисьмаМинобразованияЧувашииот16.04.2009 г. № 10/11-2005 «Рекомендациипоразработке и утверждениюучебныхпланов и рабочихучебныхпрограммобщеобразовательныхучреждений» ...
  2. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    ... N 526 от 29.10.2010 "Об утверждении методических рекомендацийпо формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям ...
  3. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (1)

    Методические рекомендации
    ... N 526 от 29.10.2010 "Об утверждении методических рекомендацийпо формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям ...
  4. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (2)

    Методические рекомендации
    ... заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением" Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10 ...
  5. Раздел 2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (2)

    Основная образовательная программа
    ... жизни. Резерв учебного времени (6 ч) 5.5. Английский язык. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Предлагаемая Рабочаяпрограмма предназначена для 2–4 классов общеобразовательныхучреждений и составлена ...

Другие похожие документы..