textarchive.ru

Главная > Книга


А. М. Столяренко, Г. А. Броневицкий,

Ю. П. Зуев, В. Я. Коркин.

Введениев

военно-морскую психологию

-1970-

ОТ АВТОРОВ:

Коллектив авторов написал настоящую книгу по заданию Политического управления Краснознаменного Северного флота.

Книга представляет собой первую попытку систематического рассмотрения основных психологических проблем повседневной и боевой деятельности Военно-Морского Флота, обучения, воспитания и психологической подготовки советских моряков. Авторы стремились к популярному изложению теоретических вопросов и их современного практического значения. Содержание рассчитано на офицеров, старшин флота и курсантов высших военно-морских училищ. Многие ее главы могут быть полезными для командного состава торгового флота.

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Г. А. БРОНЕВИЦКИЙ (в соавт.— главы 10—13, 14, 15, 25, 27-29. кандидат педагогических наук Ю П. ЗУЕВ (главы 16—19; в соавт.— главы 25, 28, 29,) В. Я. КОРКИН (глава 20, в соавт.—главы 14, 25, 26, 28, 29. 31—33), кандидат педагогических наук А. М. СТОЛЯРЕНКО (главы 1—4, 6—9, 21—24, в соавт.—главы 10—13, 15, 25, 26—33);. Книгу литературно редактировали А. А. АДЕКОВ и В. Я. КОРКЙН. Общая редакция

A. М. СТОЛЯРЕНКО.

Кандидат военно-морских наук М. И. СКВОРЦОВ принял участие в работе над главой 30, а кандидат педагогических наук И. Д. ЛАДАНОВ над главой 5.

Мы признательны профессорам А. Г. БАЗАНОВУ, К. К. ПЛАТОНОВУ за ценные советы и замечания при подготовке книги к изданию.

Рецензенты книги: кандидаты психологических наук А. И. КИТОВ и Б. Ц. БАДМАЕВ.

Авторы приносят глубокую благодарность товарищам: К. К. Абрамову. Н. П. Батурову, В. В. Горонцову, В. С. Егурнову, А. Б. Заир-Бек, B. И. Кириллову, А. М. Кольцову, А. В. Маркову, Г. Л. Просянкину, С. Н. Филимонову, Н. А. Шашкову, А. И. Шилову, чьи советы и товарищеская поддержка помогли закончить работу над книгой.

Настоящая книга предлагается для обсуждения. Все отзывы, критические замечания и предложения читателей будут приняты с благодарностью.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Корабельный Устав ВМФ СССР {1959) указывает, что «всестороннее изучение» подчиненных — «постоянная обязанность всех командиров {начальников) и политических работников» (ст. 87), далее эта обязанность уточняется для начальников разных рангов, от командиров соединений и кораблей до командиров отделений.

В. И. Ленин учил: «По каким признакам судить нам о помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей». Значит, изучение деятельности своих подчиненных не только не менее важная задача, но и предпосылка к изучению их личности.

Было время, когда считалось, что для этого достаточно только практического опыта и старания командиров или политработников. Но сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что достаточно успешно изучать, и тем более формировать в нужном направлении личность и деятельность подчиненного, можно только опираясь на знание психологической и педагогической науки. И психология совсем не случайно стоит здесь на первом месте, поскольку в самой педагогике достаточно отчетливо наметился путь ее наиболее успешного развития — путь, как теперь говорят, «психологизации педагогики». Психологическая наука сейчас наиболее успешно и быстро развивается именно в своих отраслях, пограничных со смежными науками. Ушли в безвозвратное прошлое споры, о том—«нужна ли авиационная психология» — споры, только задержавшие ее развитие.

Сейчас никто не сомневается в необходимости не только ее, но и выросшей из нее космической психологии.

Отраслями военной психологии частично являются авиационная и морская психологии. Частично, потому, что кроме Военно-Воздушных Сил и Военно-Морского Флота ведь существуют и гражданская авиация и торговый флот.

Опыт развития ряда отраслевых психологии показал, что надо различать «Психологию для моряков» и «Морскую психологию» (военную), как различны «Психология для летчиков» и «Авиационная психология», «Психология для военных» и «Военная психология», «Психология для медиков» и «Медицинская психология». Первые из них содержат курс общей психологии, изложенный на примерах той деятельности, для специалистов которой они излагаются. Написать такую книгу много легче. Вторые же излагают вопросы специфические именно для данной деятельности, психологическое понимание которых требует практика. Чтобы написать их, нужны квалифицированные кадры, специально занимающиеся данной отраслью психологической науки, должен быть и уже накоплен научный опыт.

Эта книга — не «Психология для моряков», а именно «Морская психология» (военная). Она убедительно показывает, что уже есть и научные кадры, занимающиеся ею, есть уже и немалый опыт. Но главное — она показывает давно назревшую потребность в научной систематизации этого опыта. Авторы назвали книгу «Введение в военно-морскую психологию», думается, что они поступили правильно, подчеркнув этим, что работа над созданием военно-морской психологии только начата.

Вряд ли сейчас стоит спорить, нашли ли авторы полностью законченную систему отраслей «Морской психологии», которая на долгое время достойной была бы команды—«Так держать!». Однако, бесспорно, что эта книга не только с интересом и пользой будет прочтена читателем-моряком, (а многими даже изучена!), но и что она правильно намечает направления дальнейших научных поисков.

Попутного ветра и счастливого плавания этой книге, первопроходцу новой отрасли психологической науки!

Заслуженный деятель науки,

профессор К. ПЛАТОНОВ.

РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ВОЕННО-МОРСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

Флотский офицер, как и всякий занятой человек, дорожит своим служебным и свободным временем. Из множества работ, занятий, книг он выбирает только те, которые, по его мнению, могут помочь ему в нелегкой морской службе, работе по обеспечению высокой боевой готовности, руководстве подчиненными, их подготовке к решительным и активным действиям в сложных условиях современной войны. Естественно, сталкиваясь с новой для него областью научных знаний — психологией, он невольно задает себе вопросы: а стоит ли изучать ее, не является ли рост интереса к ней, наблюдающийся в последнее десятилетие, своего рода модой, проходящим явлением?

Можно было бы сразу сказать, что эти сомнения ошибочны, что знание психологии сегодня нужно каждому флотскому офицеру, и ему следует настойчиво овладевать ими. Но правильнее — обоснованно ответить на вопросы.

Развитие психологии, особенно в последние годы, не случайно. Оно обусловлено объективными переменами, которые произошли и происходят в обществе, науке, технике, военном деле и выражает потребности жизни, практики. Это подтверждается следующим.

ПЕРВОЕ. Вооруженные силы — специфическая военная организация людей, оснащенных средствами вооружения и подготовленных к ведению вооруженной борьбы в целях защиты интересов государства. «Армия — организованное объединение вооруженных людей, — писал Ф. Энгельс, — содержимое государством в целях наступательной и оборонительной войны»1. То же можно сказать и о Военно-Морском Флоте.

Таким образом, согласно общей теории вооруженной борьбы асе существо вооруженных сил, все их качества и свойства определяются двумя главными элементами, а именно: 1) людьми, их состоянием, подготовкой, и 2) вооружением и его боевыми качествами. Люди являются определяющим элементом вооруженных сил, Военно-Морского Флота. Как бы сложна и совершенна ни была техника, она всегда остается орудием в руках человека. Воюют не машины, а люди. «В любой войне, — писал В. И. Ленин,— победа в конечном счете обуславливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь»2.

Более мощное и совершенное оружие, технические средства позволяют каждому воину, подразделению, части, кораблю сильнее влиять на ход военных действий. Так, один подводный ракетоносец, имеющий ракеты с термоядерным зарядом, обладает боевой мощью, превосходящей мощь артиллерии и авиации всех стран, воевавших в течение девяти лет двух мировых войн. Развитие оружия, стало быть, ставит боевой успех все в большую зависимость от действий личного состава, оцениваемых не в массе, а в подразделении, части, корабле, соединении. Военно-технический прогресс на флоте закономерно и неуклонно повышает роль личного состава, каждого моряка и, вместе с тем, предъявляет к ним все более высокие требования.

ВТОРОЕ. Наше общество вступило в период развернутого строительства коммунизма. Одна из важнейших задач на этом пути — воспитание нового человека. Эта задача поставлена в Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой на XXII съезде КПСС, в ряде других партийных и государственных документов. Речь идет о воспитании всех советских людей в духе высокой идейности и преданности коммунизму, сознательного отношения к труду и общественной собственности, полном преодолении пережитков прошлого, о всестороннем и гармоничном развитии личности.

Воспитание кристально чистого человека в своих помыслах и делах — задача сложнейшая. Но она требует своего решения уже сегодня и должна быть решена во что бы то ни стало, ибо тесно взаимосвязана с обеспечением высокой боевой готовности армии и флота.

Нельзя не учитывать, что задачи воспитания нам приходится решать в условиях борьбы с буржуазной пропагандой, идеологических диверсий империализма, направленных в первую очередь против молодежи.

Развитие общества связано и с социально-психологическими изменениями. Они — необходимое следствие происходящих социальных перемен и научно-технической революции. Возрастает общий динамизм жизни, ликвидируется замкнутость различных групп и слоев, расширяется круг контактов. Ускоряется обмен духовными ценностями, опытом, усиливается взаимовлияние, ускоряется развитие подрастающего поколения (акцелерация), ликвидируется социальная, географическая и национальная ограниченность. В этих условиях меняются люди. И мы видим, как на флот приходит все более зрелая, образованная и самостоятельная молодежь. Моряки ныне духовно богаче, индивидуальнее, разностороннее.

Вместе с развитием общества повышается роль коллективов, взаимоотношений, общественных настроений, мнений, Возрастает потребность более квалифицированно руководить социально-психологическими процессами. Особое значение такое руководство имеет в отдаленных военно-морских базах, гарнизонах, на кораблях, находящихся в длительных океанских походах. В боевой обстановке возникает и задача борьбы против средств психологической войны, применяемых противником. Таким образом, объективный процесс развития нашего общества ставит сложные задачи воспитания матросов, старшин, офицеров по руководству социально-психологическими явлениями.

ТРЕТЬЕ. Развитие оружия, изменение характера войны и вооруженной борьбы на море идет по линии усложнения и расширения требований к военным морякам, к их выучке, устойчивости к боевым факторам современной войны с применением оружия массового поражения. Это тоже объективный процесс, который не повернуть вспять. Та же тенденция наблюдается и в мирное время. Она проявляется в требовании поддержания непрерывной высокой боевой готовности, в длительных океанских походах, ставших обычным явлением, плавании в тропиках и подо льдами, насыщением кораблей сложной техникой, автоматикой... Да мало ли сейчас новых задач и трудностей, которые порой ставят возможности человека на предел. Они заставляют думать о снятии, облегчении трудностей, более качественной подготовке людей, конструировании боевой техники с учетом психологических особенностей человека, использующего ее.

ЧЕТВЕРТОЕ. Процессы развития общества все больше и больше повышают роль науки. Она превращается в производительную силу. Ее значение для практики неуклонно растет. Познание объективных законов и умелое использование их-—основа и гарантия успеха в любой области деятельности. Правда, познание— не мгновенный процесс. Объективные законы, влияние новых условий выявляются не сразу, не вдруг. Между тем, совершенствовать дело, руководить надо немедленно, непрерывно, всегда, вне зависимости от того, достаточно ли изучены законы. Без административных, основанных порой на интуиции и опыте, решений не обойтись. Это так. Но нельзя отрицать, что более высокие результаты будут при сочетании административных и научных методов руководства. Причем, историческая тенденция ведет к увеличению доли научных и к сокращению административных методов. Этот процесс идет, но будучи осознан, он ускоряется и приводит к улучшению результатов деятельности.

Коммунистическая партия требует от всех военных руководителей овладевать научными методами руководства, а от представителей науки — приближать свою работу к запросам практики. Партия принимает меры, ускоряющие применение данных науки в практике.

Если бы кто-нибудь стал утверждать, что он может с успехом использовать ракетное оружие, не понимая ни сил, действующих на старте и в полете ракеты, ни химических процессов, не разбираясь в специфике подводного (надводного) старта, его в лучшем случае сочли бы несерьезным. Но вот когда речь идет о руководстве обучением и воспитанием, то кое-кто считает еще, что тут можно обойтись без знаний психологии и других наук о человеке. Нельзя не признать, что обучение и воспитание моряков, руководство ими относится еще к тем немногим направлениям деятельности офицеров и старшин, в которых научные знания, научные методы еще не заняли подобающего места, здесь слишком велик удельный вес личного опыта, собственных мнений и решений на основе «здравого смысла».

Развитие общественных наук, военной и военно-морской психологии идет навстречу объективной тенденции возрастания роли научных методов обучения, воспитания, руководства личным составом, открывает возможности, которыми несомненно следует воспользоваться,

ПЯТОЕ. Развитие науки и техники привело сейчас к тому, что многие отрасли ее стали испытывать потребность в психологических данных. Создание сложных воспринимающих устройств (перцептронов) зависит от познания процесса восприятия человека. Конструкторы счетно-вычислительных и управляющих устройств нуждаются в раскрытии механизмов памяти, процессов переработки информации, выработки решений. Моделирование оценки обстановки, принятия решений, действий групп, эффективного ведения боя успешно настолько, насколько известно, каким образом осуществляет это в своих мыслях сам человек. Возможности и особенности человека приходится учитывать при конструировании пультов информации, органов управления, рабочего места, создании условий рабочей среды.

Перечисление доводов можно было бы продолжить, но и из сказанного ясно, что процесс развития общества, науки, техники, военного дела, военно-морской деятельности объективно и закономерно повышает роль психологической науки, в том числе военно-морской психологии. Развитие ее и изучение—не мода, не игра случая, а потребность, выдвинутая жизнью. Военно-морскую психологию необходимо знать офицерам и старшинам (в определенной степени и матросам) независимо от специальности, должности, характера работы и места.

Что же это за наука и как она может быть использована?

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психических явлениях, представляющих собой функцию мозга, отражение объективной действительности. Предметом изучения советской военной психологии является изучение психики советского воина и психологических особенностей воинского коллектива в специфических условиях деятельности в мирное время и в боевой обстановке. Военная психология исследует общие закономерности, характерные для личного состава всех родов войск и видов Вооруженных Сил с преимущественным уклоном на сухопутные войска.

Не секрет, что служба и боевая деятельность на море обладают большим своеобразием. Они, с одной стороны, не находят отражения в военной психологии, а с другой — делают неприменимыми на флоте ряд ее положений и рекомендаций. Это не недостаток военной психологии, а естественное проявление общности подхода. Но это же призывает к жизни специальные направления военно-морской науки. Одним из них и является военно-морская психология. Она призвана изучать психологические особенности деятельности личного состава ВМФ в мирных условиях и в боевой обстановке, разрабатывать психологические пути повышения ее эффективности. Таков предмет и основная задача военно-морской психологии. Она конкретизируется в различных направлениях и частных задачах (рис. 1) исследования и практического приложения. К ним относятся следующие:

1. Психологические особенности ведения вооруженной борьбы на морских и океанских театрах и руководства личным составом в ходе ее:

а)

  • изучение и оценка психологических особенностей противника.

  • планирование операций с учетом психологических особенностей противника,

  • учет психологических факторов при нанесении удара, ведении боя. атаки,

  • психологическое воздействие на противника в боевой обстановке,

  • методы борьбы против средств психологической войны, применяемых противником;

б)

  • психологические особенности начала войны на море в последующих ее периодов,

  • психологические особенности различных видов и форм боевых действий на море,

  • педологические особенности ракетно-ядерной войны на море,

  • психологические особенности деятельности. в боевой обстановке различных категорий личного состава.

  • основы психологической устойчивости в боевой обстановке;

в)

  • психологические основы руководства личным составом при ведении боевых действий на море,

  • особенности руководства личным составом на различных этапах войны, при ведении различных форм и видов боевых действий.

  • психологические особенности работы с различными категориями личного состава в боевой обстановке,

  • руководство личным составом в критических ситуациях с учетом психологических факторов;

г)

  • методы моделирования и описания психологических факторов вооруженной борьбы на море.

2. Морально-политическая и психологическая подготовка советских военных моряков к действиям в условиях современной войны:

а)

  • проявление морально психологической подготовленности и неподготовленности в боевой обстановке и их причины,

  • сущность, особенности и компоненты морально-психологической подготовленности,

  • требования современной войны на море, различных задач, видов деятельности к морально-психологической подготовленности матросов, старшин и офицеров;

б)

  • основные пути и особенности морально-политической и психологической подготовки,

  • виды, формы и методы морально-политической и психологической подготовки,

  • особенности общей и специальной психологической подготовки на флоте,

  • особенности психологической подготовки различных флотских специалистов и должностных лиц,

  • психологическая подготовка в ходе обучения,

  • психологическая подготовка в ходе воспитания,

  • морально-политическая и психологическая подготовка моряков в дальних походах, на тактических учениях,

  • критерии и методы определения морально-психологической подготовленности личного состава.

3. Психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности ВМФ:

а)

  • психологическая структура высокой боевой готовности личного состава ВМФ,

  • характерные психологические закономерности, проявляющиеся при решении задач по обеспечению боевой готовности,

  • социально-психологические и личностные характеристики боевой готовности;

б)

  • психологический анализ ошибок во взглядах на критерии и методы достижения боевой готовности в истории военно-морского дела,

  • психологические факторы в предвидении вероятного характера боевых действий на море и определение критериев высокой боевой готовности,

  • пути формирования достоверных взглядов на критерии и методы достижения боевой готовности в условиях быстрого развития военно-морского дела в мирное время;

в)

  • психологические трудности длительного сохранения высокой бдительности и работоспособности военных моряков и пути их преодоления,

  • поддержание высокой боевой готовности в ходе океанских походов с учетом психологических сдвигов,

  • психологические основы длительного несения ходовых вахт;

г)

  • анализ психологических трудностей и пути их преодоления при внезапном возникновении боевой обстановки

  • особенности формирования мастерства и психологической подготовки личного состава, обеспечивающие активные и решительные действия при внезапном начале войны

  • психологические особенности поддержания боевой готовности на кораблях с началом войны.

4. Управление социально-психологическими явлениями на флоте, соединении, в коллективе корабля, части, подразделении:

а)

  • психологические особенности корабельных (флотских) коллективов,

  • характеристика психологических явлений во флотских коллективах;

б)

  • психологические основы руководства флотским коллективом,

  • особенности формирования коллективов на строящихся кораблях,

  • психологические особенности руководства флотскими коллективами при решении различных задач в мирное и военное время,

  • особенности руководства различными флотскими коллективами с учетом особенностей их психологии,

  • руководство различными категориями личного состава с учетом их психологических особенностей;

  • методы управления разными психологическими явлениями во флотских коллективах (социально-психологические установки, обычаи, традиции, общественное настроение и др).;

в)

  • психологический анализ различных форм, методов, стилей руководства, учет социально-психологических последствий различных действий и поступков командного и политического состава,

  • социально-психологические последствия различных приказов,

  • влияние личности руководителя и стиля руководства на флотские коллективы,

  • методы социально-психологической стимуляции деятельности личного состава.

5. Психологический анализ деятельности и мастерства военных моряков:

а)

  • воздействие специфических морских факторов на психику личного состава,

  • психологический анализ системы «человек-машина» в условиях военно-морского флота,

  • психологическая сущность привычки к морю и морских качеств;

б)

  • психологическое описание (разработка профессиограмм) типовых флотских специальностей и должностей,

  • психологическая характеристика различных видов деятельности (ракетных и торпедных стрельб, кораблевождения, водолазных спусков, гидроакустического и радиолокационного наблюдения, борьбы за живучесть и пр.),

  • психологический анализ происшествий и предпосылок к ним;

в)

  • математическое моделирование различных видов деятельности и решений специалистов и должностных лиц.

6. Психологические основы воспитания матросов старшин офицеров:

а)

  • психологические особенности личности советских военных моряков.

  • особенности развития направленности, характера, способностей различных должностных лиц,

  • психологическая структура важнейших политических, нравственных, командирских, организаторских, волевых качеств и способностей;

б)

  • пути совершенствования воспитания личного состава,

  • психологические особенности политического, нравственного и эстетического воспитания,

  • психологические особенности воспитания различных должностных лиц, категорий личного состава, специалистов флота,

  • пути формирования и развития командирских, организаторских, волевых, профессионально-волевых качеств и способностей;

в)

  • психологические условия деятельности различных форм и методов воспитания,

  • психология партийной пропаганды на кораблях и в частях ВМФ,

  • пути усиления влияния коллектива на личность.

  • специфические особенности профессионального развития личности моряков,

  • морально-психологическая подготовка моряков средствами воспитания и идеологического воздействия.

7. Психологические основы обучения личного состава военно-морского флота и достижения превосходства в выучке над вероятным противником:

а)

  • психологическая характеристика мастерства различных специалистов и должностных лиц, трудностей овладения профессией;

  • психологические слагаемые мастерства личного состава боевых постов, расчетов, командных пунктов, подразделений, частей, соединений,

  • психологические критерии превосходства в мастерстве

  • над вероятным противником;

б)

  • психологические особенности различных компонентов мастерства,

  • психологические закономерности обучения,

  • формирование мастерства различных флотских специалистов я должностных лиц с учетом их психологических особенностей,

  • психология различных видов, форм и методов боевой подготовки,

  • подготовка личного состава боевых постов, расчетов, боевых частей, служб с учетом психологических факторов,

  • психологические основы формирования морских качеств, психологические факторы отработки курсовых задач, выполнения боевых упражнений, оценка мастерства на основе психологических критериев,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психология и методика ускоренного обучения

    Книга
    ... и мореходных вузах, на кораблях ВМФ и в военно-морских учи­лищах, и везде получили положительную оценку ... . — М., 1965. 19. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1978. 20. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтап­ном формировании ...
  2. Психология влияния (2)

    Документ
    ... теме «психология влияния», посетите сайт . Роберт Б. Чалдини Введение Теперь ... роли экспериментального социального психолога я начал изучать пси­хологию уступчивости. Сначала ... намерении чиновников железнодорожного и военно-морского ведомств за три дня ...
  3. ВВЕДЕНИЕ По определению Энциклопедического словаря

    Документ
    ... удлинил пропорции до 9:4 путем введения второго яруса с пилястрами, расположенного ... назначение Адмиралтейства — средоточия военно-морской мощи Российской державы — должно ... века, — крепнущее мастерство художника-психолога — с особой полнотой и силой ...
  4. К 90-й годовщине советской армии и военно-морского флота сычев владимир николаевич воспоминания о великой отечественной войне г тверь 2008 г

    Документ
    ... маневра, используя первостепенный успех введенного в сражение танкового корпуса прорваться ... огромное влияние на умы и психологию людей) серьезно считают воинов ... Высшего Военно-морского училища (КВВМУ) – без пяти минут офицеры Военно-морского флота. ...
  5. ВОЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ АРМИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

    Автореферат диссертации
    ... Заключение Список использованных источников Введение В арсенал инструментария всех ... [23] В американской Высшей военно-морской школе в стадии разработки находится новый ... традиции, учитывать арабский менталитет, психологию и прочие местные особенности. ...

Другие похожие документы..