Главная > Документ


Примерные билеты по информатике для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI (ХП) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике в устной форме за курс среднего (полного) общего образования составлены на базе Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.99 г.) и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). Поскольку новая структура обучения предмету «Информатика и ИКТ» ориентирована на два основных концентра в основной и старшей школе и Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования в настоящее время практически полностью реализуется в основной школе, то представленные комплекты билетов отражают в полной мере федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, реализуемого на двух уровнях — базовом и профильном. Представленный экзаменационный материал независим от конкретной реализации содержания предмета в существующих учебниках. Комплекты можно считать универсальными, поскольку содержание теоретических вопросов ориентировано на федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования соответствующего уровня и учитель самостоятельно конкретизирует содержание практических заданий в зависимости от имеющейся компьютерной техники и используемого программного обеспечения, а также может корректировать сложность предлагаемых задач. Комплекты являются примерными, то есть образовательное учреждение на их основе, составляет комплекты билетов, непосредственно используемых на экзамене, с учетом содержания учебной программы, наличия средств ИКТ и используемого программного обеспечения.

Экзамен по Информатике и ИКТ является экзаменом по выбору учащегося, поэтому предполагается, что содержание, форма и процедура проведения будет скорректирована в конкретном образовательном учреждении в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Победителям и призерам регионального этапа: Всероссийской олимпиады по информатике можно засчитать экзамен по выбору без проведения процедуры сдачи по диплому или сертификату.

Поскольку предмет Информатика и ИКТ имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов, и новым базисным учебным планом предусмотрены часы на проектную деятельность, возможно в качестве экзамена по выбору организовать защиту тематического проекта, Проектная работа учащегося должна представлять собой законченное исследование вопроса (задачи) по заданной тематике. Это означает, что учащийся проанализировал имеющуюся в различных источниках (не только учебного назначения) информацию, обобщил ее, сформулировал самостоятельно результаты исследования и представил их для оценки экзаменационной комиссии. Защита проекта производится в очной форме учащимся. Тематика проектных работ может быть выбрана из предложенных ниже тематических блоков.

Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Информация и ее кодирование. Информационные процессы», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Основные устройства информационных и коммуникационных технологий», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии».

Содержание билетов охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики. Различие в базовом и профильном уровнях по информатике проявляется в степени детализации описания содержания образования, которая отражает стремление к дифференциации построения, характера образования на этих уровнях. На базовом уровне ориентация содержания на обобщение, систематизацию изученного материала. На профильном уровне — на расширение и углубление материала. Учителям при составлении экзаменационных материалов для выпускников необходимо это учитывать.

Комплект примерных билетов по информатике имеет следующую структуру: каждый билет содержит три вопроса. Первый вопрос теоретический, предполагает устный ответ учащихся с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части. Вопрос проверяет теоретическую подготовку выпускника по предмету. Это может быть описание объектов изучения, их существенных признаков, свойств, связей между ними, а также раскрытие сущности изученного объекта. Качественные характеристики усвоения изученного материала могут отличаться. В каких-то случаях это полнота и системность сформированных знаний, в других случаях — прочность и действенность знаний учащихся, возможен случай самостоятельного и оперативного применения знаний учащимися. Описанные качественные характеристики являются критериями оценивания результатов обучения учащихся.

Второй вопрос содержит практическое задание, которое обязательно выполняется на компьютере. Основная цель данного раздела экзамена — проверить у выпускника сформированность умений оперировать изученным программным обеспечением и применять его для решения практических задач. Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять определенный комплекс операций с конкретным программным пакетом, но при этом проверяются также общие знания и умения: запуск программ на исполнение, чтение и запись файлов данных, выбор оптимального формата данных, связь и внедрение объектов. Задание такого формата позволяет выявить степень освоения информационных технологий, достаточную для продолжения образования. Таким образом, проверяются как специальные (предметные) умения, которые формируются в процессе изучения конкретного учебного материала, так и умения рациональной учебной деятельности, т.е. умение планировать учебную работу, рационально ее организовывать, контролировать ее выполнение.

Третий вопрос содержит расчетное задание, которое может выполняться как на компьютере, так и в письменной форме. Учащийся может использовать установленное на компьютере программное обеспечение для облегчения расчетов. Задание обеспечивает проверку интеллектуальных умений (анализ и синтез, обобщение и дифференциация, абстрагирование и конкретизация, сравнение и аналогия, установление причинно-следственных, связей) в основном на двух уровнях: продуктивном (применение знаний по образцу, решение типовых задач и их объяснение) и творческом (применение знаний в новой ситуации).

Для наиболее полного охвата и равномерного распределения тем по билетам предлагается таблица распределения заданий в различных желательных сочетаниях (см. далее). Далее на основе примерной программы, где дается распределение часов на каждую тему, рассчитывается количество необходимых билетов с различными сочетаниями тем. Таблица поможет учителю определить минимальную комплектацию билетов для конкретного контингента экзаменуемых.

Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам базового уровня может быть в диапазоне от 10 до 30 минут, профильного уровня — 20— 40 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.

Оценивание ответа экзаменуемого экспертное (складывается из нескольких мнений членов экзаменационной комиссии). При оценке ответа возможно использование традиционной формы оценивания по пятибалльной шкале каждого вопроса и выставление среднего значения в итоге за экзамен. Такой принцип оценивания подчеркивает значимость всех видов деятельности, которым обучен выпускник по предмету.

На ";5"; оценивается ответ, если учащийся имеет системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, раскрывает последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускает терминологических ошибок и фактических неточностей.

На ";4"; оценивается ответ, в котором отсутствуют незначительные элементы содержания или присутствуют все необходимые элементы содержания, но допущены некоторые ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения.

На 3 оценивается неполный ответ, в котором отсутствуют значительные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены существенные ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

На ";2"; оценивается ответ, при котором учащиеся демонстрируют отрывочные, бессистемные знания, неумение выделить главное, существенное в ответе, допускают грубые ошибки.

В приложении к билетам приводятся образцы вторых и третьих заданий к билетам. Сделано это только в тех случаях, когда из формулировки билетов неочевидна сложность задачи. Формулировки задач примерные, они даются только в качестве образца. Учителю необходимо самому составить задачи. Предполагается, что конкретные формулировки задач сообщаются учащимся только на экзамене, после того, как учащийся выберет соответствующий билет. Сообщать формулировки конкретных задач в период подготовки к экзаменам не рекомендуется, так как велика вероятность заучивания; учащимися правильных решений без понимания сущности вопроса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О порядке окончания 2010/11 учебного года подготовке и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений республики татарстан

    Документ
    ... РоссийскойФедерации и Республики Татарстан «Об образовании», Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классовобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерации ...
  2. Закон российской федерации «об образовании» о государственной (итоговой) аттестации выпускников

    Закон
    ... примерныхбилетахдлясдачиэкзаменаповыборувыпускникамиXI (XII) классовобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерации, ... повыборувыпускникапо иным общеобразовательным предметам: литературе, химии, биологии, географии, физике, информатике ...
  3. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в 2012 году

    Статья
    ... (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХП) классовобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерации, утвержденным приказом Министерства образования РоссийскойФедерации от 03 ...
  4. Положение об итоговой аттестации учащихся 9-х – 11-х классов муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2

    Документ
    ... (итоговой) аттестации выпускников IX-х и XI(ХП)-х классовобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерации»,Уставом школы. Положение ... в 9-х классахповыбору, включая региональные экзамены (устно побилетам, письменно побилетам, собеседование ...
  5. Города набережные челны

    Документ
    ... (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классовобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерации, утвержденным приказом МОиН ... Примерныебилетыдля устных выпускных экзаменов по татарскому языку для русскоязычных учащихся IX классов» ...

Другие похожие документы..