textarchive.ru

Главная > Документ


Примерные билеты по информатике для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI (ХП) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике в устной форме за курс среднего (полного) общего образования составлены на базе Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.99 г.) и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). Поскольку новая структура обучения предмету «Информатика и ИКТ» ориентирована на два основных концентра в основной и старшей школе и Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования в настоящее время практически полностью реализуется в основной школе, то представленные комплекты билетов отражают в полной мере федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, реализуемого на двух уровнях — базовом и профильном. Представленный экзаменационный материал независим от конкретной реализации содержания предмета в существующих учебниках. Комплекты можно считать универсальными, поскольку содержание теоретических вопросов ориентировано на федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования соответствующего уровня и учитель самостоятельно конкретизирует содержание практических заданий в зависимости от имеющейся компьютерной техники и используемого программного обеспечения, а также может корректировать сложность предлагаемых задач. Комплекты являются примерными, то есть образовательное учреждение на их основе, составляет комплекты билетов, непосредственно используемых на экзамене, с учетом содержания учебной программы, наличия средств ИКТ и используемого программного обеспечения.

Экзамен по Информатике и ИКТ является экзаменом по выбору учащегося, поэтому предполагается, что содержание, форма и процедура проведения будет скорректирована в конкретном образовательном учреждении в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Победителям и призерам регионального этапа: Всероссийской олимпиады по информатике можно засчитать экзамен по выбору без проведения процедуры сдачи по диплому или сертификату.

Поскольку предмет Информатика и ИКТ имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов, и новым базисным учебным планом предусмотрены часы на проектную деятельность, возможно в качестве экзамена по выбору организовать защиту тематического проекта, Проектная работа учащегося должна представлять собой законченное исследование вопроса (задачи) по заданной тематике. Это означает, что учащийся проанализировал имеющуюся в различных источниках (не только учебного назначения) информацию, обобщил ее, сформулировал самостоятельно результаты исследования и представил их для оценки экзаменационной комиссии. Защита проекта производится в очной форме учащимся. Тематика проектных работ может быть выбрана из предложенных ниже тематических блоков.

Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Информация и ее кодирование. Информационные процессы», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Основные устройства информационных и коммуникационных технологий», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии».

Содержание билетов охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики. Различие в базовом и профильном уровнях по информатике проявляется в степени детализации описания содержания образования, которая отражает стремление к дифференциации построения, характера образования на этих уровнях. На базовом уровне ориентация содержания на обобщение, систематизацию изученного материала. На профильном уровне — на расширение и углубление материала. Учителям при составлении экзаменационных материалов для выпускников необходимо это учитывать.

Комплект примерных билетов по информатике имеет следующую структуру: каждый билет содержит три вопроса. Первый вопрос теоретический, предполагает устный ответ учащихся с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части. Вопрос проверяет теоретическую подготовку выпускника по предмету. Это может быть описание объектов изучения, их существенных признаков, свойств, связей между ними, а также раскрытие сущности изученного объекта. Качественные характеристики усвоения изученного материала могут отличаться. В каких-то случаях это полнота и системность сформированных знаний, в других случаях — прочность и действенность знаний учащихся, возможен случай самостоятельного и оперативного применения знаний учащимися. Описанные качественные характеристики являются критериями оценивания результатов обучения учащихся.

Второй вопрос содержит практическое задание, которое обязательно выполняется на компьютере. Основная цель данного раздела экзамена — проверить у выпускника сформированность умений оперировать изученным программным обеспечением и применять его для решения практических задач. Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять определенный комплекс операций с конкретным программным пакетом, но при этом проверяются также общие знания и умения: запуск программ на исполнение, чтение и запись файлов данных, выбор оптимального формата данных, связь и внедрение объектов. Задание такого формата позволяет выявить степень освоения информационных технологий, достаточную для продолжения образования. Таким образом, проверяются как специальные (предметные) умения, которые формируются в процессе изучения конкретного учебного материала, так и умения рациональной учебной деятельности, т.е. умение планировать учебную работу, рационально ее организовывать, контролировать ее выполнение.

Третий вопрос содержит расчетное задание, которое может выполняться как на компьютере, так и в письменной форме. Учащийся может использовать установленное на компьютере программное обеспечение для облегчения расчетов. Задание обеспечивает проверку интеллектуальных умений (анализ и синтез, обобщение и дифференциация, абстрагирование и конкретизация, сравнение и аналогия, установление причинно-следственных, связей) в основном на двух уровнях: продуктивном (применение знаний по образцу, решение типовых задач и их объяснение) и творческом (применение знаний в новой ситуации).

Для наиболее полного охвата и равномерного распределения тем по билетам предлагается таблица распределения заданий в различных желательных сочетаниях (см. далее). Далее на основе примерной программы, где дается распределение часов на каждую тему, рассчитывается количество необходимых билетов с различными сочетаниями тем. Таблица поможет учителю определить минимальную комплектацию билетов для конкретного контингента экзаменуемых.

Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам базового уровня может быть в диапазоне от 10 до 30 минут, профильного уровня — 20— 40 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.

Оценивание ответа экзаменуемого экспертное (складывается из нескольких мнений членов экзаменационной комиссии). При оценке ответа возможно использование традиционной формы оценивания по пятибалльной шкале каждого вопроса и выставление среднего значения в итоге за экзамен. Такой принцип оценивания подчеркивает значимость всех видов деятельности, которым обучен выпускник по предмету.

На "5" оценивается ответ, если учащийся имеет системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, раскрывает последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускает терминологических ошибок и фактических неточностей.

На "4" оценивается ответ, в котором отсутствуют незначительные элементы содержания или присутствуют все необходимые элементы содержания, но допущены некоторые ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения.

На 3 оценивается неполный ответ, в котором отсутствуют значительные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены существенные ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

На "2" оценивается ответ, при котором учащиеся демонстрируют отрывочные, бессистемные знания, неумение выделить главное, существенное в ответе, допускают грубые ошибки.

В приложении к билетам приводятся образцы вторых и третьих заданий к билетам. Сделано это только в тех случаях, когда из формулировки билетов неочевидна сложность задачи. Формулировки задач примерные, они даются только в качестве образца. Учителю необходимо самому составить задачи. Предполагается, что конкретные формулировки задач сообщаются учащимся только на экзамене, после того, как учащийся выберет соответствующий билет. Сообщать формулировки конкретных задач в период подготовки к экзаменам не рекомендуется, так как велика вероятность заучивания; учащимися правильных решений без понимания сущности вопроса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О порядке окончания 2010/11 учебного года подготовке и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений республики татарстан

    Документ
    ... РоссийскойФедерации и Республики Татарстан «Об образовании», Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классовобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерации ...
  2. Закон российской федерации «об образовании» о государственной (итоговой) аттестации выпускников

    Закон
    ... примерныхбилетахдлясдачиэкзаменаповыборувыпускникамиXI (XII) классовобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерации, ... повыборувыпускникапо иным общеобразовательным предметам: литературе, химии, биологии, географии, физике, информатике ...
  3. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в 2012 году

    Статья
    ... (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХП) классовобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерации, утвержденным приказом Министерства образования РоссийскойФедерации от 03 ...
  4. Положение об итоговой аттестации учащихся 9-х – 11-х классов муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2

    Документ
    ... (итоговой) аттестации выпускников IX-х и XI(ХП)-х классовобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерации»,Уставом школы. Положение ... в 9-х классахповыбору, включая региональные экзамены (устно побилетам, письменно побилетам, собеседование ...
  5. Города набережные челны

    Документ
    ... (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классовобщеобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерации, утвержденным приказом МОиН ... Примерныебилетыдля устных выпускных экзаменов по татарскому языку для русскоязычных учащихся IX классов» ...

Другие похожие документы..