textarchive.ru

Главная > Документ


z_start

перемены

Компостер против кондуктора

n021_img_3977_ticket_komposter.jpg<a>Фото Албертса Пушпурса («Ригас сатиксме»).</a>

С 1 марта в трамваях столицы будут установлены компостеры. «Час» провел расследование — хорошо это или плохо для казны города, пассажиров и самих кондукторов.

Татьяна АНДРИАНОВА

Хорошо забытое старое

Так повелось, что все новинки, которые у нас вводятся, копируют старое, нашими же деятелями и отвергнутое. Все мы помним, как восторженно меняли компостеры на кондукторов. Как нам, журналистам, в Рижской думе с энтузиазмом пропагандировали это ноу-хау — кондукторы в столичном общественном транспорте. Как это удобно, че

ловеческий фактор, бой безработице и «зайцам», громкие реляции о получении дополнительных средств за счет продажи билетов вживую. То был 1997 год.

Мы, пассажиры, привыкли: не надо думать о талончиках, месячных проездных, отягощать карманы мелочью. И еще можно спросить, где выходить. Что немаловажно — практически изжиты унизительные облавы контролеров, когда автобус-троллейбус-трамвай тормозили в чистом поле между остановками и в вагон вваливались с десяток контролеров с полицейскими.

Да, были и жалобы на работу кондукторов, их порой бездушное отношение к детям (о чем «Час» неоднократно писал). ТТУ принимало меры. Тем не менее работа кондуктором помогла многим оставшимся получить стабильный заработок. Многие с гордостью носили форму кондуктора.

Прошло 10 лет. И вот мы опять слышим о необходимости замены кондукторов компостерами, правда, очень красивыми и современными.

Машина заменит человека

n021_vecais_ticket_komposter.jpg<t>Старый компостер явно уступает новому по дизайну.</t>

Как сказали в «Ригас сатиксме», компостеры введут на полтора-два года — до начала эры электронных билетов. В связи с этим у «Часа» возникло несколько вопросов. Первый: зачем нужно менять привычную систему кондукторов?

— Мы использовали различные методы привлечения к работе кондукторов: повышали зарплату, давали социальные гарантии, различные бонусы и пособия, но кондукторов катастрофически не хватает, — пояснили в «Ригас сатиксме». — Это работа весьма нервная, поэтому кондукторы вошли в группу с высоким уровнем профессиональных заболеваний. А без работы они не останутся — смогут перейти на другие места в системе общественного транспорта.

Интересно, насколько выросла сознательность пассажиров за 10 лет общения с кондукторами? Будут ли они компостировать билетик? Или придется множить ряды контролеров?

Оказывается, с этим проще. Контролеров хватает. Служба контроля есть не только в РС, но и в департаменте сообщения думы, а еще на помощь придет полиция самоуправления. А главным стимулом для пробивания талона считают увеличение штрафа за бесплатный проезд. Сейчас он 2 лата. Если билет дорожает в полтора раза, то и штраф должен вырасти соответственно. Но для этого нужно внести изменение в правила Рижской думы.

Чтобы не дать возможности хитроумным пассажирам неделями ездить с одним и тем же пробитым талончиком, умный компостер будет пробивать номер вагона, год, число и время.

«Час» попросил высказаться начальника 2-го троллейбусного депо Бориса Вульфсонса:

— Это вынужденная мера — у меня в парке не хватает 90 кондукторов и у нас 6 троллейбусных маршрутов перешли на систему обслуживания «водитель-кондуктор». С 1 марта трамвайные кондукторы перейдут к нам. Плохо, что это открывает поле деятельности для «зайцев», но мы надеемся усилить контроль, особенно во вторых вагонах.

Сколько стоит обновление?

Этот вопрос был самым главным среди тех, которые мы задали «Ригас сатиксме». Потому что все новшества происходят на наши с вами деньги. Кондукторов в свое время одевали, оборудовали для них места в вагонах, а теперь это все не нужно? Оказалось, что кондукторы донашивают старую форму, которую им предоставили старые предприятия общественного транспорта до их объединения в ООО «Ригас сатиксме».

Очень рачительный рижанин поинтересовался бы судьбой старых железных компостеров. Нельзя ли их как-то приспособить под новые веяния? Увы! Они морально и физически устарели и были списаны.

Сейчас будут приобретены новенькие компостеры. Их установят в трамваях — в 252 вагонах по три штуки в каждом, то есть всего 756. Закуплены они будут у чешского завода «Микроэлектроника». Почем они и сколько будет стоить установка, в «Ригас сатиксме» не сказали — мол, еще рано. Наверно, не хотят тревожить наши сердца суммой, в которую обойдется возвращение к старому в электронном виде.

И еще вопрос. Чешский компостер — штука электронная, тонкая. Вынесет ли он обращение наших нетерпеливых пассажиров? Надо подумать о штате специалистов-электронщиков, которые сначала установят (хотя это скорее всего доверят чехам), а потом будут ремонтировать электронные приборы

Во сколько же обойдется столице и ее налогоплательщикам новое забытое старое? Не успеют покончить с этим мероприятием, как пора будет браться за внедрение электронных билетов. Сколько же тогда запросят с нас за разовый проезд в общественном транспорте?

Справка

Талончик для компостирования можно будет приобрести в кассах «Ригас сатиксме», газетных киосках и у водителей транспортного средства.

«Это полная ерунда!»Так оценивают новшество кондукторы

Гайда, 54 года:

— Ликвидация должности кондуктора — большая глупость. Очевидно, что будет много «зайцев». Кондуктор же всегда видит, кто купил билет, а кто нет. Худо придется и пожилым людям. Когда в салоне транспортного средства есть работник, который сам подойдет и предложит билет, инвалидам и старикам не надо вставать с места. С установлением компостеров такого удобства не будет.

Пока о сокращении у нас в конторе речь не идет. Но если все-таки кондукторов ликвидируют, не знаю, что буду делать. На этой должности мне хорошо: оплачиваемый больничный, отпуск, премии, стабильный заработок. Работа, конечно, очень тяжелая, но зато уверен в завтрашнем дне.

Мария, пенсионерка:

— Ничего хорошего в этом нет. У нас народ такой, что пока к каждому не подойдешь, никто не заплатит. А компостер через неделю сломают. Знаете ведь, какая у нас молодежь! Компостеры мы уже проходили. Государство понесет большие убытки, ведь люди опять перестанут платить за проезд.

Что же касается перспективы остаться без работы, я не сильно тревожусь. Пойду на заслуженный отдых. А за других людей, конечно, обидно. Многие без работы останутся. Хотя, слышала, что обещают всех трудоустроить, даже будут принимать на должности контролеров. Но кому нужно будет столько контролеров?

Марис, 43 года:

— Я работаю кондуктором на маршруте 15-го троллейбуса и скажу, что на этом маршруте компостеры долго не простоят. Как будет проходить сокращение, нам не объясняют. Говорят, что будет компенсация. Сокращения не боюсь, считаю, что если человек хочет, он всегда найдет работу. Я, например, устроюсь в том же «Ригас сатиксме».

Женщина средних лет, не представилась:

— Без кондукторов нас ждет хаос. Вернутся те времена, когда на один маршрут направляли по шесть контролеров и те с полицией останавливали и штрафовали безбилетников. Но деньги, собранные в виде штрафов, не покроют убытки от непроданных билетов. До драк будет доходить, как раньше.

Что касается работы, то можно будет пойти диспетчерами, водителями, контролерами, предлагают идти мойщиками троллейбусов. Трудно будет найти работу тем, кто в пенсионном или предпенсионном возрасте. А таких среди кондукторов у нас очень много. Мыть по ночам вагоны троллейбусов для них будет не под силу.

Я думаю пойти в магазин продавцом. Там и обстановка приятней, и платят неплохо.

Водитель троллейбуса:

— Компостеры — это полная ерунда. Помню раньше, когда билеты покупали у водителей, мы продавали только по сто билетов за смену. Так и в этот раз будет.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Текст взят с психологического сайта http www myword ru (4)

    Документ
    ... для лесопосадок площади необходимы для сельскохозяйственных целей? Или потому, что тратить деньги на города ... плохо, а все объективное хорошо. Зачаиую это убеяедение самым ... в час, давая пассажирам возможность ... интеллектуального расследования. "V/hodonit" ...

Другие похожие документы..