textarchive.ru

Главная > Документ


НПО «Профессионал»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курганский технологический колледж

имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова»

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

«Омский промышленно-экономический колледж»

МАТЕРИАЛЫ

дистанционной конференции

«Формирование единой межрегиональной информационной образовательной среды

в условиях внедрения ФГОС»

17 марта - 20 мая 2012 года

Курган, 2012

Содержание

Глава 1 Информатизация в образовании

Автаева Т.Л. Информатизация в сфере образования – «Чем больше - тем лучше»?

8

Бадаева Т.С. Развитие единого информационного образовательного пространства через ресурсный центр профессионального образования по информационным технологиям

14

Беляева Т.В. Использование информационных технологий при подготовке студентов в соответствии с требованиями ФГОС

18

Бородина Н.В. Формирование коммуникативной компетенции на занятиях иностранного языка с помощью информационных технологий

22

Брунеткина Ж.А. Взаимосвязь дистанционного образования и качества подготовки обучающихся в свете новых образовательных стандартов

26

Высокина Н.В. Роль информационных технологий в реализации ФГОС третьего поколения

31

Гладких Н.И., Герасимова Ю.М. Система Smart как средство мониторинга успеваемости студентов колледжа

34

Илитович Н.А., Пошелюжная Л.В., Шибаева М.Б. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранным языкам посредством создания и использования электронных учебных пособий

39

Каширина Л.В. Использование компьютерных программ на уроках английского языка

43

Керман Т.П. ИКТ как средство организации самостоятельной работы студентов

47

Колесник Н.В., Брунеткина Ж.А. Создание автоматизированного рабочего места специалиста банковского дела коммерческого банка как средство обеспечения формирования профессиональных компетенций

52

Леонова С.В. WEB-КВЕСТ как форма организации проектной деятельности студентов СПО

57

Лих А.Г. Применение интерактивного метода обучения, как средство повышения познавательных способностей учащихся

65

Логинова Т.Н. Использование ИКТ на занятиях теоретического обучения

69

Матвеева М.С. Применение элементов информационной и модульной технологии в процессе преподавания специальных дисциплин

75

Мячина И.В., Колесник А.Г. Организация самостоятельной работы студентов средствами ИКТ при формировании общих компетенций

79

Репин П.В. Технологии программирования как средства реализации общих и профессиональных компетенций на примере методологии XP - процессов

86

Слободенюк М.Е., Тимофеева Т.П. Автоматизация процессов перевода и восстановления студентов по заочной форме обучения

90

Шевченко О.П., Смальцева М.Н. Информационно – коммуникационные технологии в системе образования

96

Шевченко О.П., Смальцева М.Н. Дистанционное обучение в системе профессионального образования

104

Глава 2 Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов СПО

(из опыта работы)

Александрович З.В. Предметная олимпиада как средство формирования коммуникативной компетенции студентов. Из опыта работы методического объединения преподавателей русского языка и культуры речи СПУЗ Омской области

110

Витохина Г.Д. Развитие технического мышления для формирования профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС

116

Гуськова И.В., Стрепеница Н.А. Обучение техническому переводу как средство формирования общих компетенций выпускников технических колледжей

122

Заика Н.Г. Содержание вариативной части ОПОП по специальности 100116 «Парикмахерское искусство»

125

Захарова Н.С. Совершенствование навыков устной речи путем погружения в среду изучения иностранного языка

129

Илюхина Е.В. Проектирование и реализация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

134

Комарова Н.П. Пути повышения качества образования по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

137

Кубатова Е.Ю., Овчинникова О.Л. Организация самостоятельной работы студентов при реализации требований ФГОС на примере профессии «Оператор нефтепереработки»

140

Кудрявцева Л.В. Разработка дидактических обучающих комплексов для проведения занятий по дисциплине «Технология маникюра и педикюра»

145

Лангеман С. В., Расщупкин А.В. Современные проблемы оптимизации процесса резания материалов

153

Лукьянчикова И.А. Эффективные формы контроля качества дисциплины «Техническая механика»

158

Лысоконь С.М. Методические подходы к оценке компетенций и их уровней освоения при реализации требований ФГОС специальность 072501 «Дизайн» (по отраслям) базовый уровень

163

Мамонтова С.Г. Формирование коммуникативных компетенций посредством участия в тренингах на занятиях по психологии

173

Матиец Ю.Д. Обоснование вариативной части ОПОП СПО специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

179

Матиец Ю.Д. Компетентностный подход при подготовке выпускника СПО

183

Меха Н.В., Пашкова Т.Н. Формирование общих компетенций, направленных на профессиональную успешность выпускника

187

Михайлец И.В. Оценка компетенций и их уровней усвоения при реализации требований ФГОС

194

Непоспехова Е.Э. Экономическая подготовка студентов колледжа на основе ФГОС СПО

198

Никитина Е.В. Подходы к формированию и оценке общих компетенций в биологии

203

Новоселова И.В. Компетентностный подход – основа реализация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

207

Овчинникова О.Л., Кубатова Е.Ю. Формирование профессиональных компетенций выпускника по специальности 240134 Переработка нефти и газа

216

Пузанова Е.С. Модель статистического исследования мнения работодателей о трудоустроенных выпускниках и требований к потенциальным работникам (выпускникам) БОУ ОО СПО «Торгово-экономический колледж им. Г.Д. Зуйковой»

220

Репин П.В. Модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» в ФГОС – 3, как средство повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда

228

Сидорова О.В. Формирование общих компетенций в процессе преподавания математики

231

Темникова М.В. Компетентностный подход в преподавании Инженерной графики

236

Фисенко И.В. Компетентностный подход в подготовке рабочих по профессии 140446 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» при изучении общепрофессиональных дисциплин

240

Холоднякова Л.В. Общественно - профессиональная аккредитация как механизм повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС

245

Чукашева Т.В. Работа над проектом при обучении английскому языку

252

Шитакова Т.А. Рейтинговая система оценивания результатов обучения как средство повышения качества профессионального образования

255

Шитик Т.В. Методика организации работы по электротехнике. Формы и методы изучения электротехники в СПО

262

Шитик Т.В. Внедрение инновационных технологий

267

Яркова Т.Н. Компетентностный подход в обучении

275

Глава 3

Развитие педагога через развитие

социальной активности студентов

Бояренок Т.А. Проектная деятельность как средство развития социальной активности обучающихся колледжа

277

Буракова Л.В., Высокина Н.В. Управление профессионально-творческим развитием и саморазвитием педагога

282

Греднева О.Н. Модульный подход в технологии личностно-ориентированного обучения на уроках литературы

288

Колтун Н.Л., Маслакова Л.М., Климова Я.А.Организация самостоятельной работы студентов на уроке и во внеурочное время

289

Колтун Н.Л., Маслакова Л.М. Использование активных методов обучения в педагогическом процессе

295

Климова Я.А. Педагогика сотрудничества 

303

Комарова Н.П. Использование предметно-знаковых систем обучения на предмете «Электротехника»

306

Курдяева Т.Г. Социально – педагогическое сопровождение обучающихся в условиях внедрения ФГОС

312

Кузнецова С.А., Сорокина О.А., Терещенко Л.И. Значение самоанализа в педагогической деятельности

318

Кулинич Т.А., Николаева А.В. Качество СПО – основа созидания специалиста

322

Лагута И.С. Самостоятельная работа как вид учебно-познавательной деятельности студентов

324

Лукьянчикова Р.Г. Формы и методы контроля знаний учащихся на уроках Материаловедения

329

Мергенева Л.П. Методические подходы формирования студенческого коллектива в соответствии с требованиями ФГОС

334

Ряписов В.П. Роль научно-исследовательской работы в формировании профессионального творчества студентов

338

Сорокина О.В. Мониторинг внеучебной деятельности

345

ГЛАВА 1

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ – «ЧЕМ БОЛЬШЕ - ТЕМ ЛУЧШЕ»?

Автаева Татьяна Леонидовна

методист

ГБОУ СПО «КТК»

(г. Курган)

Информационные и коммуникационные технологии (далее - ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.

В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда преподавателей, а также на эффективность обучения студентов.

Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае ИКТ можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

ИКТ - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Понятие технологии информатизации образования значительно шире, чем только технология использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Это понятие включает в себя весь комплекс приемов, методов, способов и подходов обеспечивающих достижение целей информатизации образования.

Так, например, к технологиям информатизации образования в полной мере могут быть отнесены приемы создания и оценки качества информационных ресурсов образовательного назначения, методы обучения педагогов эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

В основе средств ИКТ, используемых в сфере СПО и НПО, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.

Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства.

Очень часто возникает вопрос о целесообразности и необходимости использования различных информационных и телекоммуникационных технологий. Так, например, если в ходе обучения необходима визуальная информация, и ее невозможно предоставить обучаемому в печатном виде, то необходимость видеоматериалов очевидна. Если видеопленка или видеодемонстрация, организованная с помощью компьютера, - всего лишь запись лекции без каких-либо дополнительных специальных иллюстраций, то тогда использование информационной технологии может быть оправданным, но не необходимым.

Благодаря современным информационным и телекоммуникационным технологиям, таким как электронная почта, телеконференции или ICQ общение между участниками образовательного процесса может быть распределено в пространстве и во времени. Так, например, педагоги и обучаемые могут общаться между собой в удобное для них время. Такой диалог может быть растянут во времени - вопрос может быть задан сегодня, а ответ на него получен через несколько дней. С помощью таких подходов становится возможным обмен информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), что позволяет обучаемым и преподавателям анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время.

Анализируя выступления педагогов, понятно, что использование средств ИКТ оправданно во многих областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов.

Использование средств ИКТ в системе подготовки обучающихся приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности ОУ следующими значимыми возможностями:

  1. совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;

  2. введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

  3. внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

  4. повышения эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

  5. организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;

  6. совершенствования механизмов управления системой образования.

Перечисленные положительные стороны использования информационных и коммуникационных технологий не единственны. Однако индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение, предлагая общение в виде «диалога с компьютером». Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства.

Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает студента «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда обучаемому одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию. Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. В таблице 1 представлены группы потребностей, которые, по мнению автора, необходимо учитывать при использовании ИКТ.

Все приведенные автором доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы профессионального образования. А в использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Таблица 1

Признак классификации группы

Описание использования

Формирование определенных систем знаний

возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин,

при проведении занятий, имеющих межпредметный характер

возникают при изучении элементов микро и макромиров,

в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).

Овладение репродуктивными умениями

связаны с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов)

возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине (определение цены деления измерительных приборов в физике, составление изомеров по углеродному скелету в химии) и при формировании общеучебных умений (общелогических - систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных - умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).

Формирование творческих умений

возникают при решении оптимизационных задач

возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений

при проведении лабораторного эксперимента

Воспитание и формирование определенных личностных качеств

возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем

Список литературы

Бобиенко О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: Диссертация к.п.н.-Казань, 2005.-С.75-95

Менеджмент качества в образовании. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. К.т.н.доцента С.А.Степанова. СПб.:СПбГЭТУ,2006.-241с.

Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования/ Информатика и образование, 2004.№6.С.63-70



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обеспечение образовательной деятельности

    Документ
    ... конференции «Образовательнаясреда учреждения как условие реализации стандартов нового поколения», Ревда, 2011; Сборник материалов Международной конференции «Информационные ...
  2. Научно-практический журнал

    Документ
    ... условиях введения ФГОС НОО», - «Создание информационно-образовательнойсреды как условиевнедрения Федерального государственного образовательного ... (статус областной конференции), интернет-конференции «Формирование коммуникативной компетентности ...
  3. За 2011 – 2012 учебный год

    Анализ
    ... межрегиональная научно-практическая конференция на тему: «Современная информационно-образовательнаясреда как фактор реализации ФГОС ООО». Ведущий конференции ...
  4. СПРАВКА ПО ИТОГАМ 2011 – 2012 УЧЕБНОГО ГОДА

    Программа
    ... образовательных учреждений начато внедренииФГОС ... Информационно-образовательнаясреда как условие реализации ФГОС» ... межрегиональнойконференции ... 6 - дистанционного; В ... информационная деятельность в образовательном учреждении», построенной на формировании ...
  5. МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» Анализ работы за 2011 год

    Документ
    ... вопросам развития образования. Формированиеединогоинформационно-методического пространства. Проведение ... информационно-методическом вестнике «Образовательные вести» (4 выпуска) и материалы для публикации в газете «Берега» к августовской конференции ...

Другие похожие документы..