Главная > Документ


СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА СПЕЦИАЛИСТА БАНКОВСКОГО ДЕЛА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Колесник Н.В.,

Брунеткина Ж.А.,

преподаватели

БОУ ОО СПО «Омский промышленно-

экономический колледж»

(г. Омск)

Широко известно, что компетентностный подход к подготовке специалистов заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. То, что профессиональные компетенции формируются из трех этапов, которые включают в себя: требования к результатам, структуре и к условиям их осуществления, заставили провести ревизию материальной базы и программного обеспечения специальности 080110 «Банковское дело». И если материальная база соответствует требованиям Стандарта, то программное обеспечение - нет. Поэтому, в соответствии с требованиями к реализации новых Государственных Стандартов, где основным результатом обученности стала не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций, необходимо создать в учебном заведении условия для их формирования.

Для реализации компетенций в колледже были приняты шаги по внедрению в учебный процесс новых информационных технологий, способствующих обеспечить проведение лабораторных работ и практических занятий на уровне эффективного решения профессиональных задач. Кроме того, для специалистов банковского дела коммерческого банка одним из требований является умение использовать специализированное программное обеспечение для расчетного обслуживания клиентов.

Для специальности 080110 «Банковское дело» модуля ПМ.01 Ведение расчетных операций и модуля ПМ.03 Выполнение работ по профессии «Контролер сберегательного банка», был выбран путь создания автоматизированных рабочих мест (АРМ), имитирующих реальную деятельность специалиста банковского дела коммерческого банка.

Методологические исследования проводились в период 2011 - 2012 г.г. и состояли из шести последовательных этапов, характеризующихся свойственными им задачами, методами и результатами исследования.

На первом этапе был проведен анализ состояния проблемы формирования профессиональных компетенций специалиста банковского дела коммерческого банка в процессе обучения. Выявлено, что в результате изучения профессиональных модулей обучающийся должен уметь использовать специализированное программное обеспечение для расчетного обслуживания клиентов.

На втором этапе было произведено выделение компетенций, выявление требований к умениям и практическому опыту при использовании специализированного программного обеспечения. Из общего перечня всех профессиональных компетенций было выделено несколько взаимосвязанных компетенций, которые должны быть сформированы при работе со специализированным программным продуктом, а именно, обучающийся должен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и осуществлять:

- расчетно-кассовое обслуживание клиентов;

- безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах;

- расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

На третьем этапе был проведен анализ существующих программных продуктов и принятие решения о начале разработки собственного программного продукта – «Автоматизированное рабочее место специалиста банковского дела коммерческого банка» с целью формирования указанных профессиональных компетенций.

На четвертом этапе были изучены особенности работы специалиста при осуществлении расчетного обслуживания и отобраны все функции при работе с вкладами и пластиковыми картами: открытие и закрытие, проведение операций по счетам клиентов, поиск процентных ставок, возможность поддержки нескольких счетов для одного вкладчика, добавление новых типов вкладов, возможность изменения курса валюты, добавление новых типов валюты для валютных счетов.

Также выявлена необходимость разграничения работы операционистов с использованием паролей.

На пятом этапе проводилась разработка программного продукта.

На шестом этапе было проанализировано соответствие выполнения профессиональных функций с помощью программы - эмулятора основным показателям оценки результата освоения компетенций. Были сформулированы выводы по проделанной работе и определены ориентиры будущего развертывания эмулятора.

Таким образом, для осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов были выделены следующие функции:

- Вход в систему с использованием указанного логина и пароля. Каждый специалист, выполняя свои функциональные обязанности, должен нести ответственность за свой участок работы, поэтому все будущие пользователи автоматизированной системы должны пройти регистрацию - авторизоваться под новым паролем или войти в систему под своими данными.

- Просмотр истории вкладов. Чтобы просмотреть историю вклада конкретного клиента банка, нужно указать его номер счета или просто выбрать его по указанным реквизитам. История счета содержит все совершенные операции по указанному счету с указанием даты их выполнения, начисленных процентов, а также параметры специалиста, совершившего указанную операцию.

- Регистрация новых вкладчиков и открытие счетов. Для регистрации нового вкладчика нужно заполнить все его реквизиты. В соответствии с технологией работы с вкладчиком, после заполнения реквизитов нужно заполнить документ «Договор вкладчика», сопоставленный с данным вкладом.

- Проведение банковских операций. После заключения договора, а также при повторных посещениях вкладчика необходимо совершать операции по «приходу», «расходу» и вычислению «остатка».

- Просмотр операций, проведенных за день. В конце рабочего дня необходимо просмотреть все операции, проведенные за день, причем для каждой операции нужно указать оператора, который ее провел.

- Возможность капитализации процентов по счетам. По завершении операционного дня на остатки вкладов, по которым предусмотрена капитализация на текущий день, нужно начислить проценты. Проценты исчисляются по ставке, указанной при создании вклада, у которых дата исчисления процентов соответствует текущей. После исчисления процентов высчитывается новая дата, в соответствии с типом вклада.

- Возможность закрытия счета. Закрытие счетов производится либо автоматически, либо принудительно. Автоматическое закрытие счетов происходит по завершении операционного дня для тех счетов, чья дата закрытия соответствует текущей дате. Для принудительного закрытия следует выбрать вклад для закрытия, указать дату, при этом система автоматически исчислит сумму процентов на остаток вклада и капитализирует, после чего специалист заполнит расходный кассовый документ с указанием окончательной суммы, подлежащей выплате клиенту, на котором последний должен поставить только свою подпись.

- Поддержка дополнительной документации. При работе с клиентами банка могут понадобиться кроме договора и другие документы, которые всегда должны быть под рукой. Например, документ «Завещательное распоряжение» «Доверенность» и другие. После открытия документа, его нужно заполнить и вывести на печать. Также можно добавлять для быстрого доступа другие документы, которые тоже могут понадобиться в работе.

Выполненное исследование посвящено изучению и анализу ряда проблемных вопросов, отражающих формирование профессиональных компетенций в условиях применения программного продукта – эмулятора АРМ специалиста банковского дела коммерческого банка. Цель исследования определила его направление — разработка АРМ и выявление эффективности его применения в реальных условиях профессиональной подготовки специалистов банковского дела. В данной работе подтверждена гипотеза исследования: в процессе работы студентов с программой приобретаются навыки использования программного обеспечения, применяемого в коммерческих банках и их подразделений; отрабатывается технология отдельных банковских операций; формируются указанные в стандарте профессиональные компетенции, такие как:

- полнота и правильность оформления договоров банковского счета, расчетных документов;

- правильность открытия, закрытия и ведения лицевых счетов в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

- полнота и правильность отражения в учете операций по расчетным счетам клиентов;

контроль расчетов по корреспондентским счетам;

- использование специализированного программного обеспечения для расчетного обслуживания клиентов.

Таким образом, на указанном виде деятельности и профессиональных действиях формируется состав профессиональных компетенций специалиста банковского дела.

WEB-КВЕСТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО

Леонова Светлана Васильевна,

заведующая отделением

БОУ ОО СПО «Омский

автотранспортный колледж»

(г. Омск)

Web-квест – это новая технология работы с информационными интернет-ресурсами.

Questв переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают студенты, выполняя ту или иную учебную задачу.Веб-квест является одним из популярных и современных видов образовательных интернет-технологий.

Веб-квест – это не что иное, как сценарий организации проектной деятельности студентов по любой теме. Разработка веб-квеста - работа и полезная, и интересная, действительно активизирующая учебную деятельность.

Большинство студентов свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска и обработки информации. Поэтому использование в проектной деятельности компьютера, как инструмента творческой деятельности, способствует достижению нескольких целей:

  • повышение мотивации к самообучению;

  • формирование новых компетенций;

  • повышение личностной самооценки и др.

В основе веб-квеста лежит индивидуальная или групповая работа студентов по решению заданной проблемы с использованием интернет-ресурсов, подготовленных автором – преподавателем. Веб-квест – это не простой поиск информации в сети. Студенты, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний.

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы. Полученный студентами опыт обязательно принесет свои плоды в будущем, потому что при работе студентов над таким проектом развивается ряд компетенций:

  • использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);

  • самообучение и самоорганизация;

  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

  • навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Разработчиком веб-квеста, как учебного задания, является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США):

Назначение и цели web-квеста

Рисунок 1

Основные требования к структуре веб-квеста:

    1. Вступление, где четко описаны роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

    2. Конкретное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы студента.

    3. Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания.

    4. Описание этапов работы, которую необходимо выполнить каждому студенту при самостоятельном выполнении задания.

    5. Руководство к действиям.

    6. Заключение, в котором суммируется опыт, полученный студентами при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

Формы web-квеста могут быть различными. Наиболее популярными являются: 

- создание базы данных по проблеме; 

- создание микромира, в котором студенты могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство; 

- написание интерактивной истории ( студенты могут выбирать варианты продолжения работы: для этого каждый раз указываются два-три возможных направления);

- cоздание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов; 

- интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются студентами, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть известный выпускник вашего учебного заведения, политический деятель, литературный персонаж, и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным студентам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за свою работу.

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и преподаватель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.

Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

- исследовательской и творческой работы,

- качества аргументации, оригинальности работы,

- навыков работы в микрогруппе,

- устного выступления,

- мультимедийной презентации,

- письменного текста и т.п.

Таблица 1

Критерии оценки работ студентов

Этапы работы

Критерии

Обоснование критериев

Баллы

Содержание

Понимание задания

- работа демонстрирует точное понимание задания

- включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней

- включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме,

собранная информация не анализируется и не оценивается

10

5

0

Полнота раскрытия темы

- полно

- частично

- не раскрыта

10

5

0

изложение аспектов темы

- изложены полно

- частично

- не изложены

10

5

0

изложение стратегии решения проблемы

- изложена стратегия решения проблем

- процесс решения неполный

- процесс решения неточный или неправильный

10

5

0

логика изложения информации

- логичное изложение материала

- нарушение логики

- отсутствие логики

10

5

0

Самостоятельная работа группы

Слаженная работа в группе

- четко спланированная работа группы

- работа группы частично спланирована

- не спланирована работа в группе

5

3

0

Распределение ролей в группе

- вся деятельность равномерно распределена между членами команды

- работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды

- несколько членов группы отвечают за работу всей команды

5

3

0

Авторская оригинальность

- уникальная работа, содержится большое число оригинальных изобретательных примеров

- в работе присутствуют авторские находки

- стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности

5

3

0

Степень самостоятельности работы группы

- полная самостоятельность при выполнении работы

- частичная самостоятельность работы

- несамостоятельная работа группы

5

3

0

Оформление работы

Грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток

- грамотная работа с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

- негрубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

- грубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

5

3

0

Защита работы

Качество доклада

- аргументированность основных позиций, композиция доклада логична, полнота представления в докладе результатов работы

- нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы

- не заявлены аргументы по основным позициям, полное нарушение логики, не представлены результаты исследования

10

5

0

Объем и глубина знаний по теме

- докладчики демонстрируют эрудицию

- докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний

-докладчики обнаруживают полное невладение материалом

10

5

0

Культура речи, манера держаться перед аудиторией

- докладчики уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории

- докладчики допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории

- докладчики теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории

10

5

0

Ответы на вопросы

- докладчики убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся

- докладчик не на все вопросы может найти убедительные ответы

- докладчик не может ответить на вопросы или при ответах ведет себя агрессивно, некорректно

10

5

0

Деловые и волевые качества докладчика

- докладчик стремится к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, контактен

- докладчик готов к дискуссии, не всегда проявляет доброжелательность

- докладчик не готов к дискуссии, агрессивен, уходит от контактов

10

5

0



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обеспечение образовательной деятельности

    Документ
    ... конференции «Образовательнаясреда учреждения как условие реализации стандартов нового поколения», Ревда, 2011; Сборник материалов Международной конференции «Информационные ...
  2. Научно-практический журнал

    Документ
    ... условиях введения ФГОС НОО», - «Создание информационно-образовательнойсреды как условиевнедрения Федерального государственного образовательного ... (статус областной конференции), интернет-конференции «Формирование коммуникативной компетентности ...
  3. За 2011 – 2012 учебный год

    Анализ
    ... межрегиональная научно-практическая конференция на тему: «Современная информационно-образовательнаясреда как фактор реализации ФГОС ООО». Ведущий конференции ...
  4. СПРАВКА ПО ИТОГАМ 2011 – 2012 УЧЕБНОГО ГОДА

    Программа
    ... образовательных учреждений начато внедренииФГОС ... Информационно-образовательнаясреда как условие реализации ФГОС» ... межрегиональнойконференции ... 6 - дистанционного; В ... информационная деятельность в образовательном учреждении», построенной на формировании ...
  5. МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» Анализ работы за 2011 год

    Документ
    ... вопросам развития образования. Формированиеединогоинформационно-методического пространства. Проведение ... информационно-методическом вестнике «Образовательные вести» (4 выпуска) и материалы для публикации в газете «Берега» к августовской конференции ...

Другие похожие документы..