textarchive.ru

Главная > Документ


ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЕТЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Брунеткина Жанна Александровна

преподаватель

БОУ ОО СПО «Омский промышленно-

экономический колледж»

(г. Омск)

Образование для всех через всю жизнь

«Образование для всех через всю жизнь» - приведенный эпиграф к статье подчеркивает, что именно так в настоящее время можно получать образование самое разное: техническое, гуманитарное, экономическое, в своей стране и за рубежом. А возможность получения такого образования возможно только через систему развитого дистанционного образования.

В федеральном законе от 28.02.2012 г. № 11-ФЗ под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

В современных условиях при введении новых образовательных технологий и образовательных стандартов изменяется подход к управлению и оценке качества обучения. Преподаватель, открывая дисциплину (модуль) в дистанционном образовании, несет полную ответственность за качество своего «продукта». При этом, формируя лекционный материал, практические задания и основные средства контроля, он должен учесть все требования новых образовательных стандартов в формировании общих и особенно профессиональных компетенций, так как от того, насколько полно будут учтены компетенции при формировании учебно-методического комплекса, настолько конкурентоспособным (качественным) выйдет подготовленный им специалист. Понятие «качество» включает в себя совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям. Выпускник по специальности должен отвечать требованиям в профессиональной подготовке и сформированных общих и профессиональных компетенциях. Качество дистанционного образования складывается из совокупности потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребности по всестороннему развитию личности студента, профессиональных компетенций и требований работодателя.

В настоящее время развитие дистанционного образования имеет еще большее значение, так как в век информационных технологий обучающиеся хотят не только традиционно посещать занятия в образовательном учреждении и получать знания, но и имеют возможность дополнять их, используя ресурсную базу дистанционного образования, или получать его (образование) самостоятельно.

Преподаватель, разрабатывая учебно-методический комплекс должен использовать все современные методы подготовки специалиста для овладения им профессиональными компетенциями.

Из всех существующих технологий дистанционного образования наиболее перспективной является Интернет-обучение.

Основными компонентами технологий дистанционного обучения, от которых зависит эффективность обучения и соответственно качество, являются:

  1. Структура дистанционной дисциплины (модуля). Структуризация должна обеспечивать возможность вовлечения обучающихся в самостоятельную деятельность, т.е. осуществление процесса учения, а не преподавания. При этом преподаватель должен управлять процессом учения и контролировать уровень полученных знаний, качество освоенных умений и приобретенных навыков, складывающихся в общие и профессиональные компетенции.

  2. Средства доставки учебных дисциплин (модулей).

Сегодня это – Интернет, электронная почта, локальная сеть образовательного учреждения.

  1. Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися.

Средств обратной связи достаточно: почта, телефон, электронная почта, Skype и др.

  1. Методы оценки знаний и приобретение общих и профессиональных компетенций.

Для контроля качества осуществление постоянного мониторинга выполненных заданий, участие в Интернет конференциях, консультации у преподавателя и др. с использованием электронных средств и традиционных способов.

Говоря о технологиях, нельзя забывать и об уровне подготовки преподавателей для работы в системе дистанционного образования.

  1. Уровень подготовки преподавателей.

Преподаватели, осуществляющие образовательный процесс, должны быть не только квалифицированными специалистами в своей области (постоянное повышение квалификации, освоение современных педагогических методов и технологий в ведении традиционных занятий, и в системе дистанционного образования, но и владеть знанием в области телекоммуникационных и компьютерных технологий).

Используя выше перечисленные, отличающиеся высокой эффективностью технологии, преподаватель направляет их на практическое применение знаний. Обучение не сводится к только изучению фактов и концепций, а предполагает развитие навыков их использования для более эффективной профессиональной деятельности и формирования именно тех самых профессиональных компетенций стандартов нового поколения.

Но подготовка специалиста не будет отвечать требованиям государственного стандарта третьего поколения, если не будут сформированы компоненты учебной дисциплины (модуля):

  1. Учебные тетради, в которых содержаться основные концепции изучаемого модуля (дисциплины), описание контекста, в котором их необходимо использовать, задания для первичной практики использования полученных знаний.

Создание учебных тетрадей преподавателем необходимо, так как развивает навыки чтения и ведения записей, оформления документов.

  1. Небольшие письменные задания, которые обучающемуся необходимо выполнять в сроки, установленные преподавателем в соответствии с рабочей программой.

Задания являются первым опытом использования теоретического материала для анализа своей практики.

  1. Письменные работы, которые должны содержать анализ своих конкретных профессиональных проблем.

Обучающиеся применяя изученные теории, дают рекомендации, как изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. Преподаватель оценивает понимание обучающимися проблемы, методов ее решения, уместное использование профессионального инструментария и жизнеспособность предложенных решений.

  1. Заключительное письменное задание, которое обучающийся готовит по окончании изучения дисциплины (модуля).

Разработанное и предложенное преподавателем задание предусматривает комплексный перечень вопросов изученной дисциплины (модуля), чем в работах, выполненных обучающимся ранее.

Обучающиеся изучают проблему, связанную с изменениями в своей практической деятельности и дают рекомендации по ее улучшению. При выполнении заключительного задания студенту необходимо использовать весь материал курса. Работу могут проверять независимые эксперты, в качестве которых может выступать будущий работодатель.

  1. Экзамен является одним из важнейших элементов образовательного процесса. Подготовка к нему заставляет студента вернуться к ранее изученному материалу и заново проработать его.

  2. Преподаватель (тьютор), который выполняет эту роль. Он главный помощник в течение всего периода обучения в системе дистанционного образования. Деятельность тьютора заключается в формировании учебно-методического комплекса для размещения в системе ДО, консультанта по всем вопросам обучающихся, оценке выполненных работ, комментировании и рецензировании работ.

В свете выше упомянутого Федерального закона № 11-ФЗ, образование будет более эффективным, если использовать дополнительно Интернет – конференции, где обучающиеся смогут размещать свои выполненные задания. При данном виде общения преподаватель и обучающиеся смогут проводить групповое обсуждение решений: при обсуждении можно будет выявить, насколько правильно студент понимает и применяет предложенную теорию.

Проведенный анализ взаимосвязи дистанционного образования и качества подготовки позволяет сделать вывод, что для работы в системе дистанционного образования необходимо преподавателю уметь, используя современные технологии и методы обучения, направить обучающегося на развитие познавательной активности и самостоятельности, формирование ключевых и профессиональных компетенций.

Грамотно составленные учебно-методические материалы и методы, используемые при обучении, позволят не только сформировать общие и профессиональные компетенции, но и выпустить специалиста, отвечающего требованиям качества образования в системе среднего профессионального образования, а значит востребованного работодателем.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Высокина Н.В.

преподаватель

БОУ ОО СПО «Омский промышленно-

экономический колледж»

(г. Омск)

Развитие информатизации образования связано с активным использованием в образовательном процессе современных информационных технологий, передовых научных и технических разработок, которые позволяют реализовать на практике новые педагогические подходы в образовании. Дифференциация и индивидуализация образования, необходимость обеспечения государственных образовательных стандартов на основе вариативности образовательных программ, требуют введения новых технологий и информационных систем. В условиях модернизации российского образования особенно необходимой становится проблема внедрения медиатехнологий на всех уровнях обучения. Эту необходимость диктуют, прежде всего, высокие требования, предъявляемые к уровню квалификации работников на всех ступенях управления. Не стоит забывать и о том, что без внедрения медиатехнологий в сферу образования невозможно гармоничное вхождение государства в мировое сообщество на принципах равноправного сотрудничества и информационной открытости.

В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только как формирование технологических навыков. Одним из результатов процесса информатизации должно стать появление у студентов и педагогов способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда обучающийся становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

Особое внимание следует уделить ИКТ - компетентности. В стандартах третьего поколения выделены следующие компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 6. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

В личностно ориентированном образовании большое значение придается организации учебно-пространственной среды. Одним из факторов, влияющим на совершенствование профессиональной подготовки, является характеристика той учебно-пространственной среды, в которой осуществляется профессионально-образовательный процесс. Проникновение в этот процесс ИТ, основанных на использовании компьютеров, создает предпосылки для разработки компьютерных учебно-пространственных сред. Учебно-пространственную среду, основанную на современных ИТ, можно определить как специфическую среду, включающая компьютерную, телекоммуникационную, методическую и организационную составляющие единого профессионально-образовательного процесса. Максимальный эффект от организации учебно-пространственной среды на основе ИТ может быть достигнут лишь при согласованном развитии психологической, технической, технологической, информационной, нормативной, методической и других составляющих этого процесса. Именно ИТ во многом могут непосредственно влиять на развитие обучения в современных условиях. При этом важным становится обращение к личностно-ориентированным аспектам организации учебно-пространственной среды на основе ИТ.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз отметить актуальность проблемы применения инфокоммуникационных технологий в сочетании с традиционными подходами в образовании, поскольку инновационные педагогические и инфокоммуникационные технологии являются важными составляющими современного образовательного процесса, направленного на формирование специалиста с критическим и творческим мышлением, способного эффективно функционировать в меняющихся условиях профессиональной деятельности.

Литература

Статьи:

  1. Каракурчи Ю.В. Мультимедийные средства обучения на уроках истории // «Преподавание истории в школе», 2009, №7, - С. 12-13.

  2. Чернов А.И.. Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание, перспективы развития// «Преподавание истории в школе», 2008, №3. – С. 2-5.

Интернет – ресусы:

Маткин А.А. ИКТ - компетентность учителя истории / А.А. Маткин. - ()

Система Smart как средство мониторинга успеваемости студентов колледжа

Гладких Наталия Ивановна

Герасимова Юлия Михайловна,

преподаватели

БОУ ОО СПО «Омский промышленно-

экономический колледж»

(г. Омск)

На сегодняшний день во многих сферах человеческой деятельности активно используются интерактивные технологии. Новейшие технологии всё более активно проникают в образовательный процесс. Преподаватели, и студенты колледжа по достоинству смогли оценить преимущество учебного процесса, проводимого с использованием интерактивного оборудования.

В колледже появляется необходимость в постоянном мониторинге обученности каждой учебной группы и каждого студента с целью внесения необходимых коррективов. Как администрация, так и преподаватели заинтересованы в адекватной оценке учебных достижений студентов, оценке учебной деятельности преподавателей, колледжа в целом.

В связи с этим определились следующие методы мониторинга:

  • Опросные методы – позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основании анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы.

  • Анализ результатов учебной деятельности; при этом по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, творческие работы обучаемых.

  • Тестирование: один из объективных методов сбора данных уровня развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Ориентация тестирования на норму позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста.

Выделяют три формы мониторинга:

  • Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости.

  • Экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностика осуществляется в течение всего времени обучения, по ее результатам вносятся коррективы в учебно-познавательную деятельность.

  • Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускника, помимо определения уровня сформированности социально-профессиональных знаний, навыков и умений, включающая диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.

Для эффективной постановки организационных целей и мониторинга успеваемости студентов оптимально применять систему SMART.

Система интерактивного опроса SMART позволяет преподавателям создавать опросники и тесты, получать как промежуточные, так и суммирующие оценки, генерировать спонтанные вопросы для определения уровня понимания материала студентами.

Для проверки усвоения материала в системе с помощью шаблонов вопросов создаются тесты с вопросами, которые потом образуют базу тестов. Сами вопросы могут содержать текст, графический образ, мультимедийные фрагменты. При создании заданий настраивается всё: формат вопроса, количество ответов, время ответа и многие другие параметры.

В то время как студенты отвечают на вопросы с помощью своих пультов, программа оценки знаний в SMART автоматически суммирует результаты опроса и отображает их в круговой диаграмме или гистограмме. Это мгновенное отображение результатов проверочной работы позволяет преподавателям и студентам увидеть, сколько ответов было правильными и нужно ли повторить опрос. Быстро оценив результаты, преподаватель может подстроиться к нуждам группы прямо во время занятия и быть уверенным в том, что все учащиеся хорошо поняли материал занятия. Благодаря Инструментам преподавателя, результаты тестов автоматически добавляются в интегрированный табель и сохраняются в одном файле, что позволяет лучше организовать такие сведения.

База данных системы голосования позволяет быстро восстановить результаты предыдущих сессий, а также многократно использовать разные тесты, созданные другими педагогами.

С помощью программа оценки знаний в SMART возможно определить тип изменений успешности студентов: восходящий; ровный; нисходящий; неопределенный. Фиксируется общий рейтинг ежемесячной аттестации по баллам студентов отделения и рейтинг по отдельным дисциплинам. Оценивается динамика усвоения знаний на каждом этапе: по восходящему типу или по нисходящему типу.

Применение системы SMART апробировано на группах экономического отделения, в частности при изучении дисциплин «Бухгалтерский учет», «Аудит».

Положительными чертами при использовании системы SMART явилось:

  • повышение мотивации у студентов;

  • рост выполненных на занятии заданий;

  • получение объективной картины уровня усвоения изучаемого материала;

  • проведение работы с системой голосования содержит элемент новизны и игровой момент и поэтому проходит всегда на высоком эмоциональном уровне.

Результаты рейтинга некоторых студентов, при изучении дисциплины «Аудит», представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Рейтинг успеваемости студентов при изучении дисциплины «Аудит»

ФИО

Рейтинг при первом тестировании

Рейтинг при втором тестировании

Рейтинг при третьем тестировании

Тип успешности

Дорошенко Виктория

70%

73%

82%

восходящий

Пилипенко Юлия

69%

69%

69%

ровный

Никитенко Анастасия

68%

67%

66%

нисходящий

Оценка динамики усвоения знаний по группе в целом представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Оценка динамики усвоения знаний по группе при использовании системы SMART

При получении таких результатов, преподаватель начинает рассматривать причины возникновения нисходящего и неопределенного типа успешности.

С целью выяснения причин неуспеваемости студентов по дисциплине «Аудит» были разработаны опросники для неуспевающих студентов, опросник представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Опросник для неуспевающих студентов

№ п/п

Причина неуспеваемости

Баллы (0-5)

1

Пропуски занятий

2

Непонятное объяснение преподавателя

3

Сложная дисциплина

4

Конфликтные отношения с преподавателем

5

Не уверен(а) в своих силах

По результатам проведенного анкетирования получены результаты, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты анкетирования

По результатам анкетирования, было выявлено, что у 62% студентов возникает сложность в изучении дисциплины.

В результате обработки выявились два типа неуспевающих студентов и разработаны эффективные меры помощи, которые кратко представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Типы неуспеваемости студентов

Характеристика студента

Эффективные меры помощи

Студенты с низкой обучаемостью, но положительным отношением к учебе

Разноуровневое обучение

Студенты с более высокой обучаемостью, отрицательным отношением к учебе

Коррекционные меры в работе

Формирование учебной мотивации с помощью системы SMART

Разноуровневое обучение - дает возможность каждому студенту овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого студента.

Таким образом, система SMART позволяет выявить уровень усвоения учебного материала, и на начальном этапе обучения выявить слабые стороны освоения изученного материала.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обеспечение образовательной деятельности

    Документ
    ... конференции «Образовательнаясреда учреждения как условие реализации стандартов нового поколения», Ревда, 2011; Сборник материалов Международной конференции «Информационные ...
  2. Научно-практический журнал

    Документ
    ... условиях введения ФГОС НОО», - «Создание информационно-образовательнойсреды как условиевнедрения Федерального государственного образовательного ... (статус областной конференции), интернет-конференции «Формирование коммуникативной компетентности ...
  3. За 2011 – 2012 учебный год

    Анализ
    ... межрегиональная научно-практическая конференция на тему: «Современная информационно-образовательнаясреда как фактор реализации ФГОС ООО». Ведущий конференции ...
  4. СПРАВКА ПО ИТОГАМ 2011 – 2012 УЧЕБНОГО ГОДА

    Программа
    ... образовательных учреждений начато внедренииФГОС ... Информационно-образовательнаясреда как условие реализации ФГОС» ... межрегиональнойконференции ... 6 - дистанционного; В ... информационная деятельность в образовательном учреждении», построенной на формировании ...
  5. МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» Анализ работы за 2011 год

    Документ
    ... вопросам развития образования. Формированиеединогоинформационно-методического пространства. Проведение ... информационно-методическом вестнике «Образовательные вести» (4 выпуска) и материалы для публикации в газете «Берега» к августовской конференции ...

Другие похожие документы..