textarchive.ru

Главная > Документ


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Мергенева Л.П.,

мастер производственного обучения

ГБОУ СПО «КТК»

(г. Курган)

«Движение – форма жизни коллектива,

остановка – форма его смерти»

(А.С. Макаренко)

Студенческий коллектив – это группа студентов, объединенная общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов коллектива в правах и обязанностях.

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывающим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективного воспитания.

Учение Макаренко А.С. содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива.

Чтобы стать студенческим коллективом, группа должна пройти не один этап формирования.

Начальным этапом, на мой взгляд, является становление коллектива. К нему относится – изучение личных дел, анкетирование, изучение анкет каждого студента, определение неформальных лидеров и стремление придать поведению этих студентов положительный опыт воздействия на товарищей, социально-бытовые условия.

Формирование актива группы – это становление студенческого коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками мастера. Основная цель мастера на данном этапе – максимально использовать возможности коллектива для решения задач, ради которых создается этот коллектив.

На следующем этапе определяется индивидуальный подход к каждому студенту. Для этого необходимо изучить личность студента, его характер, взгляды. Для этого используются такие методы: беседы с каждым студентом индивидуально, беседы с родителями, наблюдение за ответами на занятиях, во внеклассной работе и др.

В ходе становления и развития коллектива студентов группы, воспитательную работу веду в следующих направлениях:

1) всемерное развитие интересов к избранной профессии, воспитание любви к труду через систему классных часов на тему: «Зову в свою профессию», проведение уроков производственного обучения, экскурсий на предприятия, участия в конкурсах профессионально мастерства;

2) стимулирование познавательной деятельности (благодарственные письма, материальное стимулирование, грамоты, личные подарки) за участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, декадах, спортивных мероприятиях;

3) развитие технического творческого мышления (вовлечение в кружок Авто-вело-мотоспорта), формирования у студента потребности к самообразованию;

4) широкое вовлечение в общественную работу всех студентов группы, воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи, участие в коллективных мероприятиях (соревнования спортивные, подведение семестровых итогов, дни здоровья, олимпиады, «А ну-ка парни», уборка территории, дежурства, привлечение к волонтерскому движению);

5) физическое воспитание студентов, развитие любви к занятиям физкультурой и спортом (Дни здоровья, ежегодный кросс, участие в соревнованиях между группами по мини-футболу, баскетболу, волейболу, прогулка на природу, катания на коньках и лыжах)

6) развитие индивидуальности в каждом студенте (участие в общественной деятельности колледжа, группы, походы в музей, кино, театр);

7) воспитание студентов людьми широкого кругозора, высокой культуры, нравственности, профессионалами своего дела путем проведения олимпиад, участия в конкурсах профмастерства, классных часов по воспитанию культурных и духовых ценностей, патриотической направленности);

8) развитие профессиональных качеств: внимания, памяти логического мышления путем ситуационных задач, чередования теории с практикой;

9) формирование гражданской зрелости студентов, общественной позиции: встречи с интересными людьми, участие в каких-либо акциях, реализации избирательного права.

Особую роль в работе со студенческим коллективом отводится работе с родителями. Я считаю, что это самый трудный участок работы. В современных жизненных условиях проблемы «отцов» и «детей» становятся острее. Проблема зарабатывания денег становится на первый план, на воспитание ребенка не остается времени. При проведении родительских собраний очень важно найти контакт с родителями. Если родители и педагоги поймут друг друга, то и ребенок успешно подойдет к поставленной цели.

Значительная роль в становлении профессионала – личный пример мастера, педагога. Мастер должен уметь:

  1. учиться читать по лицам студентов, стараться понимать их затруднения;

  2. чаще ставить себя на их место, стараться увидеть чего они ждут от вас;

  3. поощрять даже самые малые попытки студентов думать и работать не по шаблону;

  4. помогать студентам достигнуть цели, но не навязывать своего мнения;

  5. доверять студентам;

  6. уметь прощать мелкие проступки, не возводить мелочи в принцип;

  7. стараться быть подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне;

  8. ко всем студентам относиться ровно;

  9. во взаимоотношениях со студентами никогда даже в самых сложных ситуациях, не унижать человеческого достоинства;

  10. ни один проступок, ни одно хорошее дело студента не должно проходить мимо вашего внимания, студенты всегда должны знать и чувствовать, что мастер все знает, все видит.

  11. обладать тактом, учить самостоятельности и работать под лозунгом «Я доверяю».

Вся та работа, которую веду со студентами в течение периода обучения, способствует к побуждению интересов, формированию знаний, умений и профессионального опыта и обладанию общими компетенциями, включающими в себя: способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами, исполнять воинскую обязанность.

РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ

Ряписов В.П.,

преподаватель

БОУ ОО СПО «Омский промышленно-

экономический колледж»

(г. Омск)

Научные исследования – это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью полученных результатов.

Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Эмпирическое научное познание заключается в исследовании фактов и законов, устанавливаемых путем обобщения и систематизации тех результатов, которые получаются путем наблюдений и экспериментов. Эмпирическим способом выявлены, например, закон Шарля о зависимости давления газа и его температуры, закон Гей-Люссака о зависимости объема газа и его температуры, закон Ома о зависимости силы ток от его напряжения и сопротивления.

Теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно. Таким путем были открыты: закон о всемирном тяготении, о превращении одного вида энергии в другую и его сохранении. Так развивается электронная и генная инженерия. Этот вид познания основан на построении в тесной связи друг с другом принципов, понятий, теоретических схем и логических следствий, вытекающих из исходных утверждений.

Оба вида исследований – эмпирическое и теоретическое – органически взаимосвязаны и обусловливают развитие друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирические исследования, выявляя новые факты науки, стимулируют развитие теоретических исследований, ставят перед ними новые задачи. С другой стороны, теоретические исследования, развивая и конкретизируя новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентируют и направляют эмпирические исследования.

Совершенствование научно-исследовательской работы в системе профессионального образования предусматривает, чтобы исследования актуальных научных проблем были связаны с подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Студент, который активно участвовал в научных исследованиях, олимпиадах, конкурсах творчески подходит к своей профессии, у него выше уровень готовности к труду, а период адаптации на производстве тем меньше, чем он больше по времени занимался над выполнением творческой дипломной работы и проекта, не зависимо от его успеваемости до дипломирования.

Участие в научной работе развивает творческое мышление, инициативность, самостоятельность, умение работать с источниками научной информации и отбирать необходимые материалы. В условиях реализации ФГОС необходимо, чтобы каждый студент за время обучения получил навык некоторой исследовательской работы, в зависимости от способностей студента, освоения ее методов.

Основные направления реформирования системы образования на новом инновационно-технологическом этапе рассматривают роль науки при обновлении содержания образования. Отмечается, что профессиональное образование еще не в полной мере реализует ту основную роль, которую оно призвано сыграть в обеспечении профессиональной подготовки в области науки, техники и технологии производства. К позитивным тенденциям в развитии содержания образования следует отнести ее творческие начала: -повышение уровня автономности образовательных учреждений, развитие академических свобод преподавателей и студентов; переориентацию образовательного процесса на овладение общих и профессиональных компетенций студентами различных способов освоения культуры, развитие навыков самостоятельной работы и творчества.

Можно выделить важные особенности научной деятельности студентов:

1. осуществляется не только под руководством преподавателей; но и самостоятельно;

2. в процессе научной работы у студентов формируется профессиональная самостоятельность, способность к творческому решению практических задач в трудовой деятельности;

3. научная деятельность способствует расширению возможностей для разрешения студентами профессиональных, организационных и других проблемных ситуаций, с которыми они могут столкнуться на производстве.

Исходя из указанных особенностей, можно сказать, что целью участия студентов в научной работе является формирование их профессиональной компентеции, способности к творческому решению практических задач с началом трудовой деятельности.

Мотивами научной деятельности студентов выступают: понимание ее общественной и личной значимости, стремление внести вклад в решение практических и научных проблем, стремление к научному поиску, любознательность. Для большинства студентов участие в исследовательской работе – это развитие творческих способностей для успеха в учебе и в будущей профессиональной деятельности.

Между тем мотивы студента к исследовательской работе и мотивы ученого в известной степени совпадают. А. Мигдал утверждает, что «наиболее близкие духу науки мотивы научного творчества – это желание самоутверждения, желание доказать себе и другим, что ты можешь довести задачу до конца. Другой мотив – стремление к самовыражению, т.е. к наиболее полному проявлению своей индивидуальности. Но самый важный побуждающий мотив – это любознательность».

Высокий уровень активности студентов проявляется в творческой деятельности, где они самостоятельно ставят проблему, находят пути ее решения и выбирают оптимальный вариант. Выполнение научной работы связано с необходимостью построения структуры исследования. Основными элементами в структуре студенческой научной работы является: обоснование проблемы, ее теоретического и практического значения, определения конкретных задач исследования, описания методики, его анализа и выводов. Такой алгоритм обеспечивает логическую стройность в деятельности студента, формирует теоретическое мышление, навыки и умения исследователя.

Мотивом научного творчества является воздействие на студентов преподавателей, и пример успешной научной деятельности других студентов. Для того чтобы привлечь студентов к научно-исследовательской работе преподаватель на лекциях должен сосредоточить внимание на проблемах в области изучаемой дисциплины, на актуальности определенных тем и указать возможные мотивы, пути их решения, а также определить цель, задачи, методы исследования и ожидаемые результаты.

Приобщение студента к научной работе должно осуществляться за все время обучения его в колледже. На лекциях преподаватель должен сосредоточить внимание студентов на современных проблемах изучаемой науки, раскрывать проблемы совершенствования содержания и методов изучения предмета в колледже, ориентировать на написание рефератов по отдельным темам курса, заинтересовать разработкой и подготовкой лекционных демонстраций, связь с профессиональной деятельностью.

При проведении практических занятий в решение задач включать элементы исследования, делать анализ задач в сборнике и привлекать студентов на составление новых задач, решать задачи экспериментального характера.

Лабораторные работы должны содержать задания с элементами научного поиска, студентов необходимо привлекать к совершенствованию методики и техники выполнения работы и к разработке новых лабораторных работ, лабораторный практикум развивает навыки экспериментальных исследований.

Преподавание предмета должно сводиться не только к передаче знаний, но и развитию познавательных и творческих способностей студентов. Преподавателю необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы усилия студентов были направлены на выполнение мыслительных операций:

1. на анализ зависимостей, формул и уравнений; на выделение главного и обобщение фактов; осмысление и раскрытие взаимосвязи между явлениями.

2. на умение мыслить аналогиями и моделировать. Это предпосылки к пониманию физических, электротехнических процессов и к усвоению моделирования как метода исследования.

3. на развитие творческих способностей и профессиональных компетенций то есть способность студента выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами.

Общеизвестно, что техническое изобретение начинается с разработки и изготовления модели, где изучаются основные параметры будущего проектируемого устройства посредством экспериментальных исследований. В формировании научного мировоззрения студентов и углублении их знаний положительно влияет изучение истории развития естествознания, истории конкретной отрасли науки и техники, жизни и деятельности выдающихся деятелей науки и техники, ознакомление с историей изобретений и открытий.

Изучение истории человеческого общества и истории техники позволяет проследить сложный процесс становления и развития человека и техники. Человек, создавая совершенные средства труда, повышал производительность своего труда и накапливал научные знания. Студент, изучающий историю развития электротехники, познает особенности этапов совершенствования способа получения и применения электрической энергии, пути преодоления противоречий в процессе освоения практического использования электроэнергии.

Преподавателям технических дисциплин нужно умело показывать закономерности развития техники, ее тесную взаимосвязь не только с другими техническими науками, но и с общественными явлениями. Научить студентов творчески и логически мыслить, увлечь романтикой инженерного поиска, пробудить желание попробовать свои силы в решении, пусть пока не очень сложных технических задач, активнее включаться в научно-исследовательскую работу.

Формированию исследовательского подхода способствует проблемное обучение, осуществление междисциплинарных связей, создание обстановки творческого поиска истины, выделение главного и осмысливание материала из учебных пособий, самостоятельное выяснение научного содержания изучаемых понятий.

Об эффективности научно-исследовательского подхода студентов можно судить по творческому уровню их выступлений не только на семинарах, конференциях, но и по качеству курсовых и дипломных проектов. Тематику курсовых работ можно связывать с учебно - исследовательской работой. Тематика дипломных работ отличается от прочих студенческих научных работ большей актуальностью, объемом и целью получения знаний определенной степени новизной. Для выполнения работы дипломник проводит аналитическое изучение источников информации по выбранной теме и конкретизирует задачи исследования. Структура работы технического характера обычно содержит теоретическую часть с расчетными формулами и экспериментальную часть с ее результатами. Заключительным этапом являются выводы, обобщения.

Обстановка творческого поиска существенно помогает студенту в учебной деятельности, стимулирует процесс приобретения им знаний. Таким образом, научно - исследовательская деятельность студентов повышает их интеллектуальную активность, помогает творчески осваивать учебный материал, развивать научное мышление, вырабатывать профессиональные качества личности.

Список литературы

Бытев А.А. Методика преподавания технических дисциплин. - Минск: Высш. шк., 1975. - 271 с.

Введение в методологию научного познания. Учебное пособие / Штофф В.А. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. - 191 c.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Изд-во Бел. гос. ун-та, 1981. - 383 с.

Кулюткин, Ю. Н., Муштавинская, И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУМП, 2002. – 48 с

Мигдал А. О психологии научного творчества // Наука и жизнь. - 1976. - №2.

Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Народное образование. - 1997. - № 8.

Токмовцева М.В. Многоуровневое профессиональное образование в России // Закон. – 2006. - №4. – С. 34-39.

МОНИТОРИНГ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сорокина Олеся Владимировна

педагог-психолог

БОУ ОО СПО «Омский колледж

профессиональных технологий»

(г. Омск)

Воспитание сегодня – одна из самых сложных сфер образовательной деятельности. В связи с этим во многих официальных документах последних лет, в том числе и в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Концепция Федеральной программы развития образования на 2011-2015 годы, Приоритетном Национальном Проекте «Образование» акцентируется внимание на актуальность целенаправленного воспитания на всех уровнях образования, организации последовательных исследовательских, аналитических, рефлексивных процедур с целью повышения качества педагогического процесса, где основным инструментом является система мониторинга.

Мониторинг в образовании - сложное педагогическое явление, которое можно характеризовать и как систему, и как процесс. Мы рассматриваем мониторинг как систему, представляющей собой совокупность компонентов: цели проведения, объекта и субъекта изучения, комплекс критериев и показателей оценки, методы сбора, анализа, хранения и использования информации.

С переходом внеучебной деятельности на модульно-компетентностную основу значительное внимание в образовательном процессе колледжа уделяется диагностическому сопровождению инновационных процессов, оценки уровня развития профессиональной компетентности обучающихся во внеучебной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение, с одной стороны, позволяет констатировать динамику развития общих и личностных компетенций студентов, а с другой стороны является некоторой экспертизой, где в центре внимания находится личность студента как приоритетная (гуманистическая) ценность. [7] Изучение и констатация динамики развития общих и личностных компетенций студентов в первую очередь позволяет оптимизировать образовательный процесс, сделать его более «прозрачным», с точки зрения обеспечения его качества. Поэтому содержание диагностики определено целями образовательного процесса и проектируемыми компетенциями выпускника колледжа. [1]

В рамках психолого-педагогического сопровождения опытной работы (далее ОР) «Ориентация внеучебной деятельности на развитие профессиональной компетентности студентов» с 2010 учебного года ведётся мониторинг уровня развития профессиональной компетентности студентов колледжа.

Целью мониторинга является изучение уровня развития профессиональной компетентности студентов;внесение изменений, дополнений в содержание модулей внеучебной деятельности. Субъекты мониторинга - студенты учебного заведения, задействованные в опытной работе. Объект - воспитательный процесс и его результаты.

Мониторинг уровня развития личностных и общих компетенций проводится с использованием психолого-педагогической диагностики. Диагностика условно разделена на основные и дополнительные методы и методики исследования. К основным отнесены: оценка коммуникативных и организаторских способностей (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин), самооценка (Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), степень социализированности (М.И Рожков), методика «Профиль умений», тестовая методика «Ваш творческий потенциал» (Батаршев А.В., Алексеева И.Ю.), анкета «Твоё отношение к здоровому образу жизни», методика «Групповая сплоченность» (Сишора). Дополнительныевключают в себяметодику «Моя оценка мероприятия» (разработана сотрудниками УВС ОмКПТ), протокол наблюдения учебного занятия (воспитательный потенциал занятия). [5]

Таким образом, психолого-педагогический мониторинг, независимо от решаемых в ходе его проведения задач, предполагает не единый сбор информации, а постоянное отслеживание выбранных показателей с целью выявления динамики их изменений. Проведение диагностики осуществляется 2 раза в год (на входе и выходе).

Информация, полученная в ходе мониторинга, не только используется для коррекции организуемого воспитательного процесса, но и отражает траекторию личностного, профессионального развития будущего специалиста, уровень развития профессионально-педагогического мастерства субъектов образовательного процесса.

В рамках реализации воспитательного проекта «Ориентация внеучебной деятельности на развитие профессиональной компетентности студента» в опытной работе участвуют 8 учебных групп 2 курса педагогического, технического отделений и отделения сервиса. Ежегодно полученные результаты по диагностике систематизируются, обобщаются, проводится информирование педагогов на Совете классных руководителей, студентов на часах общения о достигнутых результатах и перспективах.

На рисунке 1 представлены сравнительные результаты уровня развития личностных компетенций студентов в процентном выражении.

Личностные компетенции

Рисунок 1

Динамика развития личностных компетенций у студентов 2 курса

Анализ полученных результатов в ходе мониторинга развития личностных компетенций по 3 этапам показывает:

- по параметру «Способен вести ЗОЖ» на низком уровне 2,5%, что на 5,1% меньше, чем II этапе исследования. Студенты, которые не способны вести безопасное поведение в отношении своего здоровья, нуждаются в системном сопровождении по данному направлению;

- па параметру «Самооценка творческих способностей» наблюдаются тенденция увеличения процентного показателя по низкому уровню с 16,1% до 25,4%, а также высокий процент завышенной самооценки в 7 учебных группах, кроме 22 (группа НПО). Данное обстоятельство связано с тем, что, во-первых, студенты в процессе обучения более адекватно подошли к оценке уровня личностных компетенций, во-вторых, результаты завышенной самооценки указывают на то, что студенты либо не нуждаются в развитии данных способностей, либо переоценивают свои возможности. Для того чтобы студенты адекватно оценили свои умения, во втором полугодии 2012 уч. года студенты, задействованные в опытной работе, принимали активное участие в таких мероприятиях как: конкурсные программы «Лучший староста», «Лучший по профессии», в разработке социальных и образовательных проектов, проявляли свою инициативу и активность в период проведения цикловых часов общения «Самовоспитание личности студента», «Профессиональное воспитание», «Семейное воспитание», «Здоровый образ жизни» и др. Таким образом, результаты третьего этапа показывают, что студенты на практике (через разнообразные виды деятельности) смогли проверить уровень своих умений и более адекватно подойти к оценке своих возможностей;

- по параметру «Сплоченность коллектива» наблюдается положительная динамика показателей по каждому из 4 уровней. В группах наблюдается сближение оценок в подходе к целям и задачам совместной общественной деятельности, успеваемости и посещаемости учебных занятий. Особенно это ярко выражено в учебных группах 202 (группа СПО) (общественная активность), 21 (группа НПО) (высокая мотивация к обучению), 281 (группа СПО) (в течение первого полугодия группа занимала первое место в рейтинге активности групп, мотивированна на обучение).

Общие компетенции

Общие компетенции определены стандартом ФГОС третьего поколения, которые были включены в диагностический измеритель «Профиль умений» [5]:

ОК1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2 – организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4 – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5 – использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК3 – принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК9 – ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК10 – обеспечить безопасные условия труда в профессиональной деятельности.

ОК6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7 – брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

Профиль умений включает четыре уровня проявления: умение отсутствует, умение слабо выражено, умение присутствует, умение ярко выражено.

Анализ результатов по развитию общих компетенций у студентов 2 курса свидетельствует о том, что сохраняется высокий процентный показатель:

- по уровню «Умение присутствует» средний показатель по ОК составляет 69,6%.

- наблюдается прирост по уровню «Умение ярко выражено» (ОК4, ОК3, ОК6, ОК7). Следует отметить тот факт, что произошёл незначительный прирост по уровню «Умение отсутствует» (ОК5, ОК3, ОК10) свидетельствующий о том, что студенты пересмотрели заявленный уровень самооценки в период проведения I и II этапов диагностики и более адекватно подходят к оценке профессиональных компетенций. Немало важную роль играет личностный аспект в развитии у студентов личностных компетенций, выражающийся в оценке личностных качеств и связан с идеалом образа «Я-профессионал», который формируется на учебных занятиях и во внеучебной деятельности.

Проведение четвертого этапа исследования запланировано в мае 2012 уч. года. По результатам четырех этапов исследования будет проведен сравнительный анализ полученных результатов диагностики, матрица соответствия внеучебной деятельности развитию профессиональной компетентности студентов будет дополнена воспитательными мероприятиями, ориентированными на развитие личностных и общих компетенций.

Список литературы

  1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога / Н.М. Борытко, В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288с.

  2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

  3. 3агвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208с.

  4. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. №1.

  5. Программа развития БОУ ОО СПО «Омский колледж профессиональных технологий» на 2010-2012 гг.

  6. Коростелева, Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях / Н.В. Коростелева // Методист. – 2005. – №4. – С.17-21.

  7. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 257 с

1Колесников А.А.Реализация компетентностной парадигмы при обучении иностранным языкам в профильной школе // Иностр. языки в школе. – 2011. – № 10. - С. 16.

2Тимофеев В.Г. Примерная программа учебной дисциплины английский язык для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования - М.: ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008. - С. 5.

3 Nolasco, Rob. New Streetwise Upper Intermediate/ Rob Nolasco.- Oxford University Press, 2002.-119p.

4 Harris, Michael. Opportunities Intermediate/ Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska.-Pearson Education Limited, 2001.-128p.

5 Яндекс – словари. Интернет - ресурс. Код доступа: /.

6 Тимофеев, В.Г. Примерная рабочая программа дисциплины Иностранный язык, разработанная Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным институтом развития образования, 2008.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обеспечение образовательной деятельности

    Документ
    ... конференции «Образовательнаясреда учреждения как условие реализации стандартов нового поколения», Ревда, 2011; Сборник материалов Международной конференции «Информационные ...
  2. Научно-практический журнал

    Документ
    ... условиях введения ФГОС НОО», - «Создание информационно-образовательнойсреды как условиевнедрения Федерального государственного образовательного ... (статус областной конференции), интернет-конференции «Формирование коммуникативной компетентности ...
  3. За 2011 – 2012 учебный год

    Анализ
    ... межрегиональная научно-практическая конференция на тему: «Современная информационно-образовательнаясреда как фактор реализации ФГОС ООО». Ведущий конференции ...
  4. СПРАВКА ПО ИТОГАМ 2011 – 2012 УЧЕБНОГО ГОДА

    Программа
    ... образовательных учреждений начато внедренииФГОС ... Информационно-образовательнаясреда как условие реализации ФГОС» ... межрегиональнойконференции ... 6 - дистанционного; В ... информационная деятельность в образовательном учреждении», построенной на формировании ...
  5. МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» Анализ работы за 2011 год

    Документ
    ... вопросам развития образования. Формированиеединогоинформационно-методического пространства. Проведение ... информационно-методическом вестнике «Образовательные вести» (4 выпуска) и материалы для публикации в газете «Берега» к августовской конференции ...

Другие похожие документы..