textarchive.ru

Главная > Программа курса




ПРОГРАММА

КУРСА

ОСНОВЫ

ЖУРНАЛИСТИКИ

Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2002

ПРОГРАММА

КУРСА

ОСНОВЫ

ЖУРНАЛИСТИКИ

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2002

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики

периодической печати

С о с т а в и т е л и: д-р филол. наук, проф. Е.П. Прохоров (часть I),

канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак (часть II),

канд. филол. наук, доц. Л.Г. Свитич (часть III)

Программа курса «Основы журналистики». – М.: ИМПЭ

им. А.С. Грибоедова, 2002. – 50 с.

Подготовлена на факультете журналистики.

Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта

© Прохоров Е.П., Шостак М.И., Свитич Л.Г., 2002

Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ

Предмет данной части курса – общие закономерности функционирования СМИ, знание которых необходимо для получения теоретических представлений о журналистике и присущих ей формах деятельности в обществе. Столь высокий уровень обобщения необходим для формирования глубоких представлений о сущности журналистики и для знакомства с эмпирическим миром журналистики. Очень важно, чтобы с первых шагов обучения теоретические представления о журналистике накладывались на знание реальных явлений в жизни СМИ. Поэтому и на лекциях, и на семинарских занятиях, и при подготовке письменных работ обязательно обращение к анализу текущей практики журналистики. Данная часть курса задает систему подходов и для других теоретических дисциплин по журналистике, а также для истории и социологии журналистики. Этим определено место данной части курса в структуре занятий. Курс имеет пропедевтический (pro + paideuo – «обучаю вперед») характер и призван дать целостное представление о журналистской деятельности.

Тема 1. Предмет, задачи и структура данной части курса

Понятие «журналистика» в ряду терминов: средства массовой информации, средства массовой коммуникации, средства массовой пропаганды, средства массового общения (mass media) и др. Журналистика как средство массовой информации и специальная (научная, техническая, медицинская и т.д.) журналистика.

Предмет изучения теории журналистики: особая сфера социально-творческой практики. СМИ как функционирующая система. Компоненты системы: «учредитель» («владелец», «издатель», «вещатель»), «журналист», «текст», «канал», «аудитория» и другие; ее структура, взаимодействие компонентов. «Прямые» и «обратные» связи в системе. Факторы порождения текстов, предназначаемых для публикации в СМИ.

Система основных категорий науки о журналистике. Центральное место понятия «массовая информация» в структуре системы категорий. Прямые и опосредованные связи между категориями науки о журналистике.

Сферы и области научного знания о журналистике: теория, история, социология. Связи и взаимодействия. Особенности развития и современного состояния. Объекты изучения и отрасли научного знания (газетно-журналь­ное дело, тележурналистика, радиожурналистика, фотожурналистика, редакционно-издательское дело, агентская журналистика, служба паблик рилейшнз, кибержурнализм в Интернете и т.д.). Множественность конкретных научно-учебных дисциплин и их система.

Значение научного знания для практики журналистской деятельности. Проблема практичности научного знания и его востребованности. Учебно-научные центры. Формы подготовки, повышения квалификации, переподготовки.

Задачи данной части курса. Роль в формировании личности профессионала. Выработка теоретических ориентиров как оснований практического подхода к анализу явлений жизни. Соотнесение теории и практики. Формирование методологических основ изучения журналистских дисциплин. Роль системного научного знания о закономерностях функционирования журналистики для профессионально ориентированного овладения дисциплинами общегуманитарного и социально-экономического циклов.

Тема 2. Журналистика как сфера массово-информационной
деятельности

Специфика массово-информационной деятельности. Информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Понятие «информация»: обыденное и научное содержание термина. Многообразие использования. Традиционные и современные значения. Атрибутивный и функциональный подходы. Информация и знание. Произведение – текст – информация.

Массовая информация в ее взаимоотношениях с личностной и специальной. Признаки и специфика массовой информации. Журналистика как носитель массовой информации. Массово-информационная деятельность: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование информации. Проблема полноты и достоверности. Потенциальная, принятая и реальная информация.

Семантический аспект массово-информационной деятельности. Информация и знания о действительности. Дескриптивная, валюативная, нормативная, прескриптивная информация как элементы информационной модели действительности.

Синтактический аспект массово-информационной деятельности. Принципиаль­ные возможности структурирования текста и основания использования различных элементов в разных ситуациях.

Прагматический аспект массово-информационной деятельности. Текст (потенциальная информация) и аудитория. Принятая и реальная информация. Проблема информационной насыщенности текста и его информативности. Условия и критерии информативности: небанальность, декодируемость и релевантность.

СМИ и ориентация «потребителей» информации в самых различных сферах жизни. «Необходимое и достаточное» разнообразие СМИ в демократическом обществе. Право на получение полной и достоверной информации журналистами и аудиторией. Информационная транспарентность и ее рамки. Требование гласности деятельности социальных институтов и доступа журна­листов к источникам информации. Правила работы с ними. Законодательные и этические нормы. Проблема информированности. Информационная безопасность. Информационная борьба и информационные войны. Информационная природа слухов. Проблема публикации непроверенных данных и сведений. Информация и дезинформация. Проблема «информационного порядка» в обществе.

Массовая информация в социальном управлении. Ожидаемые и реальные результаты массово-информационных контактов. Информация как фактор формирования сознания и направленности поведения массовой аудитории. Массовая информация и социальные институты: прямые и опосре­дованные последствия информационного взаимодействия.

Тема 3. Функции журналистики

Функциональный подход к журналистской деятельности. Место категории «функция» в системе знаний о журналистике. Взаимосвязь поня­тий «цель», «средства», «деятельность», «результат» Выявление сущности предмета или явления через его функции. Необходимость знания о функциях журналистики для оптимизации практической деятельности. Функции журналистики: объективное предназначение и субъективное целеполагание. Функ­ции журналистики и многообразие общественных потребностей в массовой информации. Значение объективного знания о функциях в целях реализации объективного предназначения СМИ по достижению информированности аудитории.

Функциональная роль СМИ в общественной системе. Представления о функциях различных субъектов системы («учредителя / владельца», «журналис­та», «аудитории»). Объектив­ные и субъективные причины неверной интерпретации и реализации функций. Функциональные, дисфункциональные, нефункциональные, афункциональные результаты.

Коммуникативная основа деятельности журналистики. Понятие коммуника­ции. Многообразие коммуникативных средств и форм. Средства массовой коммуникации.

Система функций журналистики. Идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные.

Идеологические функции. Понятие «идеология», проблема деидеологиза­ции, переидеологизации, реидеологизации применительно к различным областям современной жизни. Идеология и социальная ориентация. Журналистика и массовое сознание. Структура массового сознания и его реальное бытие в различ­ных социальных группах. Журналистика и различные компоненты массового сознания (мировоззрение, миросозерцание, историческое сознание, общественное мнение). Знания, нормы, ценности. Взгляды, убеждения, идеалы.

Место и роль журналистики в формировании отдельных компонентов массового сознания. Определяющий сущность СМИ характер взаимоотноше­ний «журналистика – общественное мнение». СМИ – аккумулятор, трибуна, комментатор, аналитик, инструмент формирования, преобразования и развития общественного мнения. Особенности его взаимодействия с другими компонентами массового сознания.

Культуроформирующие (просветительные, образовательные) функции СМИ. Особенности культуроформирующей деятельности журналистики по сравнению с характером обязанностей других институтов культуры. Отношение СМИ к массовой и элитарной культуре. Роль СМИ в развитии духовной культуры. СМИ и культура быта, досуга, здоровья, общения и т.д. Рекламно-справочная (утилитарная) информация. Рекреативные функции СМИ. Журналистика и развлечение, психологическая релаксация.

Непосредственно-организаторские функции СМИ. Массово-информа­цион­ное обеспечение решения политических, экономических, социальных и других задач. СМИ и реализация программ, выдвигаемых ими и стоящими за ними социальными силами, партиями, организациями. Участие журналистики в управлении и социальном контроле. Журналистика и социальная защита граждан.

Функции журналистики как системы.

Базовый характер идеологических функций. Взаимодополнение функций в массово-информационном процессе. Монофункциональные и полифункциональные произведения. Функциональ­ная структура отдельных изданий и программ. Интегративная роль журналистики и возможности ее реализации в различных социальных условиях.

Тема 4. Социальная позиция журналиста

Журналист – субъект профессиональной деятельности, осуществляемой на основании представления об объективном предназначении СМИ. «Жизнь» функций в представлениях журналиста в зависимости от его взглядов на общест­во. Социальная позиция журналиста как определенное культурно-идеологическое отношение к прошлому и настоящему, представление о желаемом будущем, действующих силах, путях и средствах его достижения.

Журналистика и разнообразие позиций, ценностей и интересов социаль­ных групп (классовых, национальных, региональных, конфессиональ­ных, возрастных и др.).

Связь групповых интересов и общечеловеческих гуманистических ценнос­тей: необходимость и трудности согласования подходов. Границы разнообразия в рамках гуманистической системы ориентиров открытого общества. Журналистика и права человека (политические, экономические, социальные, культурные и др.).

СМИ и глобальные проблемы человечества. Геополитическое мышление журналиста и отношение к различным проявлениям глобализма и антиглобализма, необходимости решения глобальных проблем человечества при осознании требований устойчивого развития общества.

Объективные и субъективные основания определения личной позиции журналиста. Журналист и партии, движения, союзы с их программами, отноше­ние к действующим в их поддержку СМИ. Виды социально-политиче­ской позиции в традиционных представлениях: «левые», «левоцентристские», «центристские», «правоцентристские», «правые», по-разному проявля­ющие­ся в названи­ях партий (социалистических, социал-демократических, либерально-демократических, народных, христианско-социальных, консервативных, национально-патриотических и т.д. и т.п.). Возможность и необходимость формирования социальных позиций в современных условиях на основе различных вариантов гуманистических идей и подходов.

Проблема конвергенции различных позиций. Отношение к экстремизму в различных проявлениях («левому», правому», «национальному», «религиозно­му» и т.д.). Социальная позиция как система принципов деятельности. Сущность и механизм формирования принципов.

Проблема принципа партийности как форма проявления ангажированности журналиста. Объективные основания партийности и ее субъективные интерпретации. Место и роль принципа партийности в формировании системы принципов и их содержательном наполнении. Проблема верности принципов. Причины различий в интерпретации принципов (объективности, народности, патриотизма и др.). Историческая динамика принципов. Принципы как основа социально-политического анализа явлений жизни. Роль принципа гуманизма как интегрального выражения принципов. Гуманистические критерии деятельности в СМИ.

Принципиальность – ясность и последовательность позиции и формы ее реализации. Проблема верности принципам. Опасные для общества формы «принципиальности» (догматическая – недостаток принципиальности – отступления от принципиальности – беспринципность). Творческая, антидогматиче­ская природа подлинной принципиальности. Принципиаль­ность в условиях политического и идеологического плюрализма современного общества. Принципиальность и требования толерантности и гибкости в целях достижения социального согласия. Принципиальность и выбор способа дискуссии и полемики с представителями иных позиций и взглядов. Возможности трансформации принципов в результате борьбы мнений в целях более точного учета реальностей жизни.

Тема 5. Свобода печати и журналистской деятельности

Социальная позиция и возможности ее свободной реализации. Многознач­ность понятия «свобода» и трудности, связанные с его понимани­ем и использованием. Возникновение лозунга «свобода печати». Политическая и идеологическая борьба на различных этапах развития журналистики. «Позитивная» и «негативная» свобода. Свобода и произвол.

Свобода журналистской деятельности в общем контексте личных и социальных свобод. Свобода СМИ как условие реализации всех других сво­бод человека. Различные аспекты проблемы свободной деятельности СМИ.

Социально-творческий аспект свободы журналистской деятельности. Объективное значение и субъективная ценность свободы выбора решений. Проблема социальной ответственности за него. Необходимость учета связей «свобода – необходимость – ответственность». Основа свободы – творческое следование исторической необходимости (свобода как «снятая» необходимость). Свобода и прогресс: деятельность в пользу и против исторической необходимости. Характер социальной позиции и мера свободы. Борьба различных концепций. Творческий потенциал журналиста и мера свободы деятельности, его профессиональных решений и действий. Развитие креатив­ных возможностей журналиста и расширение границ социально-творческой свободы журналистской деятельности.

Юридический аспект свободы журналистики. Нормы международного права и национальное законодательство. Становление и характер концепции свободы: авторитарная, полной и ответственной свободы. Современные подходы и решения. Зависимость концептуальных решений от социальной позиции различных общественных сил. Законодательство о журналистике как юридическая фиксация рамок социально-творческой свободы. Законодательство: запреты, обязывания, дозволения и санкции за нарушение норм в сфере журналистики. Закон и право. Мера адекватности действующих норм. «Ограничение» свободы и «злоупотребление» ею. Пресечение злоупотреблений свободой печати на основе закона. Законодательно закрепленные права и обязанности субъектов журналистской деятельности. Документы, регламентирующие деятельность редакций (учредителей, издателей, вещателей, главных редакторов, сотрудников). Права аудитории СМИ. Права и обязанности социальных институтов как объектов публикаций.

Государственные институты регулирования деятельности СМИ. Административный контроль. Проблема цензуры (предварительной, последующей, консультативной, косвенной). Правоприменительная практика.

Своеобразие юридической регламентации в разных странах. Правовое регулирование массово-информационной деятельности на международной аре­не. Формирование международного информационного права в сфере деятельности СМИ и сети Интернет (кибержурналистики). Документы ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, деятельность Европейского суда по правам человека.

Экономические условия и возможности реализации права на свободу жур­налистской деятельности. Экономические основы функционирования СМИ в государственном, общественном, частном секторах. Источники средств: субсидии владельца, подписная и абонементная плата, спонсорство, реклама, государственная поддержка и пр. Проблема экономической независимости. Диверсификация источников финансовых поступлений. Концерны и конгломераты. Государственные дотации, налоговые, тарифные, таможенные льготы: проблема справедливого распределения в общественных интересах.

Проблема свободы СМИ в различных социальных системах. Исторические типы журналистики. Сущность и эволюция. Отношение к историческому наследству в сфере журналистики. Исторические типы СМИ и современная цивилизация. Формирование «мирного периода» развития человечества и трансформация (реальная и ожидаемая) массово-информационной сферы. Теоретические, политические, психологические трудности функционирования журналистики в переходный период на пути глобализации к устойчивому развитию в условиях «информационной цивилизации» XXI в.

Тема 6. Журналистика в системе социальных институтов

Институциональная организация общества. Многообразие видов социальных институтов и их юридических статусов. Суверенитет народа в демократическом обществе и проблема характера журналистики при развитой демократической системе. Структура общественной системы: гражданская, экономиче­ская, государственно-административная подсистемы. Инфраструктуры: научная, образовательная, безопасности. Роли и взаимосвязи компонентов общественной системы. Место и значение гражданской подсистемы (гражданского общества). Гражданин как субъект всех компонентов общественной системы. Проблема гражданского сознания («адекватного гражданина»). Уровень гражданского сознания и поведения как критерий развитости демократического общества. Журналистика как социальный институт демократического общества.

Вопрос о журналистике как «четвертой власти». Специфика, масштабы, ограничения, формы реализации «властных полномочий» различных СМИ в демократическом и тоталитарном обществе. Массово-информацион­ная деятельность СМИ как социального института в связи с особенностями учредителей (владельцев) и стоящих за ними социальных сил (СМИ – официальные органы и «официозы» различных социальных институтов, в том числе государственных; частные и независимые издания и программы). СМИ как инструмент непосредственной демократии. Проблема легитимности СМИ как «четвертой власти». Участие СМИ в формировании и реализации делиберативной партиципарной демократии. Отношения с институтами представительной демократии («первой», второй», «третьей» властями). Область и мера «властных полномочий» СМИ. СМИ как «сверхвласть» или «недовласть».

СМИ и информационный порядок в демократическом, гуманистически ориентированном обществе. Информационное обеспечение демократии (представительной и непосредственной) через достижение информированнос­ти всех слоев общества. Плюрализм как обязательное условие демократизма. «Необходимое и достаточное» разнообразие СМИ в демократическом обществе. «Борьба до победы» или стремление к согласию? Проблема моноплюрализма. Толерантность (терпимость) к инакомыслию. Признание равенства социальных сил и позиций (исключая экстремизм). Диалог как способ движения к согласию и его достижения.

Многообразие форм: закрытая позиция (монолог), «монологический диалог», «диалогический монолог», открытый диалог. Подготовленный и спонтанный диалог. Ясность представлений о роли и сущности диалога. Открытая и закрытая позиция участников диалога. Полнота и адекватность представления и обсуждения взглядов, позиций и предложений. Коллоквиум и солилокви­ум. Ход и результаты диалога. Консенсус, компромисс, паллиативное решение, «отложенный диалог». Проблема «сдвига к центру». Зависимость успеха от намерений сторон и их способности вести конструктивный диалог. Социальное партнерство как условие и результат достижения информационного порядка.

Государственная политика в области СМИ. Требования информационного порядка и его нормативное фиксирование. Регулирование отношений «учредитель (владелец) – главный редактор – журналист», «СМИ – действительность», «СМИ – социальные институты», «СМИ – аудитория». Юридические нормы и обычное право как регуляторы журналистской деятельности. Нормы международного права и национальное законодательство. Государственное регулирование деятельности СМИ. Уставные документы, регламентирующие деятельность редакций (учредителей, издателей, вещателей, главных редакторов, сотрудников). Государственный контроль деятельностьи СМИ. Проблема цензуры. Деятельность правоохранительных органов в сфере массовой информации. Саморегулирование (прежде всего этическое) в журналистике. Общественный контроль в сфере СМИ. Своеобразие юридической регламентации, административного и общественного контроля в разных странах. Проблема формирования Хартии поведения СМИ.

Обеспечение информационной безопасности. Государственная Доктрина информационной безопасности. Информированность как важнейшее условие безопасного состояния и развития. Сущность, условия, факторы, опасности и угрозы (внутренние и внешние). Участие различных общественных сил и институтов в поддержании массово-информационной безопасности.

Система социальных типов журналистики, необходимых для достижения информированности и поддержания информационной безопасности. СМИ гражданского общества. Государственные СМИ и проблема выполнения ими роли «всеобщего представителя». Частные СМИ как представители различных социальных слоев, политических сил, институтов гражданского общества. Общественные (государственно-общественные) СМИ как выразители потребностей и интере­сов всего общества и формирования общественности. Государственно-общественный Национальный совет по СМИ и его возможные роли в налаживании оптимального функционирования СМИ. Взаимодействие и динамика развития социальных типов журналистики в демократическом обществе.

Тема 7. Журналистика в информационном пространстве

Проблема информационного пространства. Формирование единого информационного пространства региона, страны, мира. Информационное пространство – «информационные поля» различных СМИ, «информационная среда» личности (группы, слоя общества). Обеспечение его единства при различных состояниях системы СМИ.

Зависимость меры выполнения функций СМИ в условиях политическо­го и идеологического плюрализма от состояния системы СМИ, действующих в информационном пространстве. Понятие системы СМИ как сложно организованной совокупности изданий и программ, информационных служб, а также управленческих структур, технических служб, средств доставки и других организаций. Формирование и развитие информационного рынка. Система и конъюнктура на рынке. Издательские дома, СМИ-холдинги и другие объединения («империи СМИ»). Открытость и динамика системы СМИ. Критерии оптимальности. Внешние и внутренние факторы становления и развития.

Использование в СМИ различных средств коммуникационной техники. Печатные СМИ: газеты, еженедельники, журналы, альманахи и др. Специфика прессы как носителя информации. Достоинства и недостатки. Пресса на ранних стадиях развития СМИ как единственный тип каналов СМИ. Пресса в условиях действия радио и телевидения. Прогнозы развития прессы. Радиовещание. Специфические возможности радио и их использование в массово-информационной деятельности. Развитие радиовещания. Телевидение. Аудиовизуальный синтез. Разнообразие использования творческих возможностей. Будущее телевидения. Мультимедиа и кибержурнализм.

Пресса – радио – телевидение – кибержурналистика: проблема взаимоотношений. Взаимодополнение и соревнование на рынке информации.

Инфраструктура СМИ. Агентства и другие производители печатной, аудио- и видеоинформации. Отношения с прессой, радио- и телевещательными организациями. Пресс-службы ведомств и организаций. Синдикаты прессы и их будущее. Рекламные организации. Службы паблик рилейшнз (ПР). Независимые журналисты (free lance) и внештатные сотрудники (stringer). Организационно-управленческая инфраструктура СМИ, ее институ­ты, их нормотворческая, регулирующая и контрольная деятельность. Учебно-научная инфраструктура СМИ.

Структура системы СМИ. Формирование и проблемы оптимизации. Макросистема СМИ, мера ее организованности в стране. Зарубежные СМИ, включающиеся в макросистему. Типы изданий и программ РВ и ТВ. Микросистема СМИ: совокупность изданий и программ, к которым обращается конкретная аудитория (информационная среда личности, семьи, малой группы, слоя и т.д.). Информационные ниши и динамика типологических характеристик в зависимости от определения каждым СМИ своего места в макро- и микросистемах в условиях плюрализма.

Взаимодействие СМИ на макро- и микроуровнях. Конкуренция, политическая борьба, кооперация, диалог как формы взаимодействия. Формирование подсистем СМИ, близких по позициям, и координация их деятельности. Закономерности участия в социальном диалоге частных, государствен­ных и общественно-государственных СМИ. Проблема обеспечения информа­ционной безопасности при организации функционирования системы журналистики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курса основы журналистики

    Программа курса
    ... экономики имени А.С. Грибоедова 2002 ПРОГРАММА КУРСАОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Москва Институт международного права и ... Шостак, Л.Г. Свитич ПРОГРАММА КУРСАОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Для студентов факультета журналистики Редактор С.Г. Обухова Компьютерная верстка ...
  2. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ по курсуОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Для студентов факультета журналистики Москва Институт международного права ... III) Сборник методических материалов по курсу «Основыжурналистики». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 55 ...
  3. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ по курсуОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Для студентов факультета журналистики Москва Институт международного права ... III) Сборник методических материалов по курсу «Основыжурналистики». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 55 ...
  4. Учебное пособие по курсу «основы журналистики» (раздел «введение в специальность (журналистика)» ч 2)

    Учебное пособие
    ... пособие по курсу «Основыжурналистики» (раздел «Введение в специальность (журналистика)». Ч. 2) Для студентов факультета журналистики Москва Институт ... учебного труда: Учеб. пос. по курсу «Основы жур-налистики» (раздел «Введение в специальность ...
  5. «основы журналистики»

    Программа дисциплины
    ... жизни. 1.2. Место курса в системе дисциплин Дисциплина «Основыжурналистики» непосредственно связана с дисциплинами ... студентами в результате освоения курса В результате студенты, прослушавшие курс «Основыжурналистики»» должны: Освоить содержание ...

Другие похожие документы..