textarchive.ru

Главная > Программа курса


ЦЕЛи и задачи

Цель данной части курса – дать комплексное представление о поле деятельности современного журналиста. Студенты осваивают основы методики классификационного типологического анализа, учатся дифференцировать издания и программы с учетом характера информации, понимать суть работы как универсальных изданий и программ, так и тех, которые отличает предметно-тематическая специализация, либо связь с определенным типом творчества (научно-популярного, художественного, публицистического).

Изучение многообразия характеристик газет, журналов, еженедельников, радио и телепрограмм, информационных агентств новостей, интернет-изданий окажет будущим журналистам помощь в самоопределении, в корректировке их профессионального поведения.

По окончании изучения данной части курса студент должен:

  • знать о месте и роли журналистики в обществе, процессах ее функционирования;

  • понимать смысл основных категорий теории и практики журналистики;

  • иметь четкое представление о современной системе российской журналистики, ее структуре, типологии органов информации, тенденциях их развития.

Раздел I. Периодическая печать в системе сми

Тема 1. Функционирование прессы

Общая характеристика состояния современного информационного пространства России. Особенности газетно-журнальной периодики как канала массовой коммуникации. Факторы, влияющие на функционирование печатных СМИ. Вариативность типологических структур в зависимости от положения прессы в обществе. Теории (авторитарности, свободы воли, социальной ответственности) и концепции печати. Тенденции и проблемы развития прессы в условиях реформирования общества.

Основные компоненты системы печати.

Фактор времени и пресса (утренние и вечерние газеты; степень оперативности ежедневных, еженедельных и ежемесячных изданий).

Соотношение общенациональной и региональной прессы. Особенности системы печати в связи с делением прессы на качественную и массовую.

Тема 2. Дифференциация системы прессы

Дифференциация изданий: в соответствии с характером аудитории; по целевому назначению; по ареалу распространения; по качественным параметрам. Разделение прессы на качественную и массовую, политизированную и «нейтральную», общей ориентации и специализированную, прессу «дела» и прессу развлечений, просветительские издания и прессу масс-культуры.

Объем издания и вариативность структур периодических изданий. Формат издания. Основные форматы и их соответствие типологическим структурам. Периодичность выхода газеты, журнала, еженедельника как фактор развития типологической структуры. Аудиторный фактор.

Газета как тип издания. Журнал как тип издания. Особенности типологии еженедельников. Группы изданий: общественно-политическая пресса; деловая пресса; литературно-художественная и культурологическая пресса; конфессиональная пресса; научно-публицистические и научно-популярные издания, специализированные издания; пресса для женщин, для молодежи, рекламно-информационная, сервисная и рекреативная пресса.

Тема 3. Сеть газетных изданий РФ

Городские и общенациональные издания.

Ведущие газеты России.

Региональные газеты – районные и областные.

Городские газеты и газеты округов мегаполисов (на примере изданий Москвы и Санкт-Петербурга).

Многотиражные газеты, их роль в истории советской прессы и современные задачи.

Особенности специализированных газет.

Газетные листки и приложения. Характерные черты воскресных газетных приложений. Тематические вкладыши. «Газета в газете».

Качественная газета: основные параметры издания.

Оперативная пресса во взаимоотношениях с радио и телевидением.

Тема 4. Еженедельники-газеты и еженедельники-журналы

Специфические условия восприятия информации аудиторией, рекреативные возможности еженедельных изданий. Особый характер оперативности еженедельников.

Ведущие общественно-политические еженедельники России.

«Тетрадки», тематические блоки и другие возможности использования расширенного (по сравнению с газетой) объема.

Жанровая палитра еженедельников. Панорама новостей, принцип их фильтрации. Оперативный комментарий и обозрение как литературные формы, определяющие специфику издания. Возможности «расцвечивания новости» в репортажах и интервью по горячим следам событий. Художественные произведения, юмор и сатира на страницах еженедельников.

Специализированные еженедельники.

Тема 5. Система российской журнальной периодики

Основные характеристики журнала в сопоставлении с газетой и еженедельником. Исторически сложившиеся варианты первых журналов и дальнейшая трансформация этого типа издания. Журнальные приложения: тематические и литературные. Традиционное определение задач политического «партийного» журнала и их соотнесение с задачами журнального издания в целом.

Ведущие группы журнальных изданий: общественно-политические (в том числе «иллюстрированный журнал новостей»), литературно-художественные, научные и научно-публицистические, специальные, популярные, отдыха и развлечений.

Региональные журналы.

Ежемесячный и еженедельный журнал: особенности работы.

Варианты классификации современных журналов: по спросу и предложению, по функциональному признаку, по степени публицистичности.

Раздел II. ВЕДУЩИЕ ГРУППЫ (ПОДСИСТЕМЫ)

СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ

Тема 6. Общественно-политическая пресса

Политизированная, партийная и независимая российская пресса.

Общенациональные издания современной России; круг тем и проблем.

Сопоставление задач и моделей общественно-политических журналов партийной и массовой ориентации.

Системы политического информирования и печать. Пресс-службы партий, аналитические центры политических и социальных исследований в их взаимодействии с политическими и политизированными изданиями.

Публицистические еженедельники. Иллюстрированный еженедельник новостей как наиболее перспективный вариант массового общественно-политического издания.

Особенности общественно-политической периодики в связи с делением на прессу качественную и массовую.

Тема 7. Деловая пресса

Деловая пресса России как результат новой политической, социально-экономической и правовой обстановки. Социальные задачи, на которые ориентирована деятельность бизнес-прессы: формирование рыночного мышления, предпринимательской цивилизованной этики, необходимость адаптации российского бизнеса к общественной среде.

Система деловой прессы России: газеты, еженедельники, журналы. Бизнес-приложения к газетам и журналам. Типологические варианты: массовые издания с широким диапазоном информации, массовые специальные издания с узким диапазоном информации, специализированные издания.

Международные издания бизнес-прессы и их российские аналоги. Общественно-политическая пресса: бизнес-вариант; массово-популярная деловая пресса (журнал «Деньги» и др.); реклама в деловом издании; рекреативные издания для бизнесменов; справочно-рекомендательные газеты, журналы, еженедельники.

Тема 8. Научно-публицистические и научно-популярные издания

Научные специальные журналы и научная журналистика. Ведущие научные журналисты российских газет.

Современные российские научно-публицистические журналы по проблемам естественных и общественных наук.

Система научно-популярной прессы. Научное просветительство. Научно-публицистические издания экологической тематики. Исторические журналы; роль популяризации истории в свете перспектив национального самосознания. Региональные историко-просветительские, краеведческие и историко-культуро­логические издания.

Журналистика «профессий приключений» – популяризация проблем этнографии, географии, археологии и пр. Специализированные научно-популярные журналы. Популяризация как средство помощи в социальной адаптации: популярные издания на темы бизнеса, фермерства, банковского дела. Специфика работы научно-популярных изданий общего профиля.

Тема 9. Специализированные издания

Специализированные журналы и газеты «для всех» и «не для всех». Общность интересов, общность досуга как основа специализированных изданий «для всех» (здоровье, спорт, армия, кино, телевидение и пр.). Основания для специализации: профессиональные интересы, возраст, хобби, объекты воздействия со специфическими запросами (женская аудитория).

Профессиональная пресса России.

Литературные журналы. Объединение задач литературного и общественно-политического издания. Региональная литературно-художественная пресса.

Спортивная пресса.

Типологические варианты прессы для женщин.

Подсистема молодежной печати. Дифференциация по возрастным группам. Клубные молодежные журналы и хобби-периодика. Подростковая самодеятельная пресса. Студенческая пресса.

Журналы общественных групп («Журнал московской интеллигенции», «Издание для малоземельных» и т.п.).

Журналы землячеств.

Конфессиональная периодика.

Тема 10. Рекреативная периодика и сервисные издания

Система газет, журналов и еженедельников рекреативного направления. Развлекательная юмористическая журналистика.

Бульварная пресса сплетен, скандалов, сенсаций.

Тема фантастики, приключений и путешествий. Эзотерическая пресса.

Рекламно-рекомендательные газеты и журналы. Сервисные издания как отклик на необходимость адаптации населения к ситуации рыночных отношений. Газеты частных объявлений. Бесплатные газеты и еженедельники объявлений и рекламы.

Еженедельники – обозрения товаров и услуг. Сервисная пресса – служба знакомств.

Справочно-рекомендательные издания.

Особенности рекламно-информационного и рекомендательного направления в современной российской прессе.

Раздел III. РОССИЙСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ

Тема 11. Общественно-политическая роль телевидения как СМИ

Пути становления российского телевещания.

Школа советского телевещания и ее влияние на современное функционирование телесистемы.

Важнейшие этапы трансформации системы телевещания в 90-е гг. ХХ столетия. Перестройка центрального вещания. Перестройка местного вещания.

Осознание телевидением своей роли в демократическом обществе. Условия, помогающие наиболее полно реализовать коммуникационную природу телевещания.

Тема 12. Программные и вещательные организации ТВ

Дифференциация по способу трансляции: антенное, кабельное и спутниковое ТВ.

Дифференциация по типу деятельности: вещательные, программопроизводящие (продюсерские фирмы), дистрибьюторы.

Дифференциация по охвату аудитории: общероссийские, межгосударственные, региональные, местные.

Дифференциация по форме собственности: государственные, негосударственные (частные, акционерные общества, корпорации и др.).

Межрегиональные телеассоциации («Кубань», «Восток» и др.). Общественные некоммерческие организации: Национальная ассоциация телевещателей – НАТ, Российская ассоциация региональных телекомпаний – РАРТ (информационные услуги, защита интересов местных телекомпаний).

Тема 13. Проблемы и перспективы развития телесистемы РФ

Новые запросы телеаудитории и пути их реализации. Рынок кадров и рынок программ: основные параметры, проблемы успешного функционирования.

Пласты информации. Совмещения телекоммуникационного пространства с информационным пространством: общезначимая телеинформация и потребность в ней. Особые запросы аудитории; специализированная телеинформация.

Необходимость сохранения вещательной структуры, единой для страны. Борьба за общее экономическое пространство.

Проблемы вариативности выразительных средств современного ТВ. Творчество тележурналиста. Рейтинг программ. Специфические возможности, общее и особенное в работе тележурналистов.

Тема 14. Системные особенности современного российского радиовещания

Тенденции к монополизации и централизации вещания. Сектор государственного радиовещания. Основные этапы его образования. Масштаб работы.

Сектор муниципальной собственности.

Сектор коммерческих и частных радиостанций.

Иновещание.

Складывание радиорынка как современное состояние РВ: стимулы, факторы, главные достижения.

Тема 15. Основные радиоорганизации России, особенности
их деятельности, формат программ

Эфир государственного вещания: политика, формат программ.

Эфир коммерческого радиовещания: ведущие станции, формат и рейтинг программ. Конкуренция и взаимодополняемость на примере работы «Радио России».

Образование мощных вещательных корпораций как примета времени. Мультимедийные холдинги, их спонсоры и владельцы. Телерадиоконцерны. Коммерческие станции в регионах (два типа: ретрансляторы и местные коммерческие станции).

Борьба за слушателя. Информационный формат, музыкальный формат; смешанный и универсальный варианты. Определение, уточнение и модификации формата в связи с аудиторной направленностью.

Раздел IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СМИ РФ

Тема 16. Информационные агентства как развивающаяся подсистема

Структурная характеристика информационных агентств – специализированных информационных предприятий. Особенности информационных продуктов, создаваемых агентствами.

Система информационных агентств России: общероссийские (универсальные, специализированные), региональные, сетевые.

Информационное агентство ИТАР-ТАСС: подразделения, специфика работы, способы распространения информации.

Работа информационного агентства ИНТЕРФАКС.

Информационно-аналитическое агентство РИА-ВЕСТИ – новостные ленты «Горячая линия» и др., «Вестники», журналы. Взаимодействие с другими СМИ («ТВ-новости», «РИА-радио» и др.).

Ведущие специализированные агентства и их продукция.

Тема 17. Российские СМИ и Интернет

Интернет как многофункциональная система.

Профессиональные интересы журналистов и Интернет.

Российский сектор аудитории Интернета. Анализ информационного поведения аудитории, поисковые запросы.

Российские СМИ в Интернете. Электронные версии печатных изданий (вэб-страницы). Сетевые СМИ (Web издания). Российские информационные агентства в WWW. Российское телевидение и радиовещание в WWW.

Подсистема электронных служб новостей – процесс формирования, сложности, перспективы. Плюсы и минусы Интернет-журналистики.

Тема 18. Эволюционный характер системы СМИ

Процессы концентрации и монополизации в сфере массовых коммуникаций.

Пути укрепления системы: большая целостность, наличие такой совокупности элементов, которые необходимы и достаточны, большая взаимозависимость элементов системы, непременная обусловленность функционирования системы в целом.

Функциональные особенности современного политического процесса и возможные роли СМИ: посредник, организатор и пропагандист, партнер власти, общественный контролер. Актуальные вопросы формирования политической культуры России и СМИ.

Духовно-идеологические и политико-правовые факторы дальнейшего развития российских СМИ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

  1. Роль и место печатных изданий в общей системе СМИ.

  2. Какие признаки берутся за основу при определении типа издания?

  3. Подсистемы современной системы печати.

  4. Как определяется «ниша» издания, особый участок его работы?

  5. Кому и с какой целью может быть адресовано издание? Приведите примеры адреса точного, широкого, смешанного.

  6. Как различаются по задачам и возможностям газета и еженедельник?

  7. Определите журнал как тип издания.

  8. Сопоставьте три издания (например, спортивных): газету, еженедельник, журнал. В чем особенности их работы?

  9. Расскажите о прессе массовой и качественной.

  10. Какие варианты информации могут поступать к читателю? Как различаются издания по характеру предоставляемой информации?

  11. Перечислите ведущие общенациональные газеты России.

  12. Определите задачи деловой прессы.

  13. Каковы особенности политической печати?

  14. В каких направлениях работает специализированная пресса?

  15. Приведите примеры работы рекреативной прессы (прессы отдыха и развлечений). Укажите на особенности этих изданий.

  16. Перечислите известные вам литературно-художественные публицистические («толстые») журналы.

  17. Каковы задачи культурологических, просветительских изданий?

  18. Расскажите о научно-популярных изданиях.

  19. Назовите наиболее популярные российские хобби-журналы.

  20. Спортивная пресса: ведущие типы и характеристики изданий.

  21. Современное состояние молодежной прессы России.

  22. Современное состояние прессы для женщин; ведущие издания.

  23. Справочно-рекомендательные газеты и журналы.

  24. Российские аналоги международных изданий.

  25. Ведущие информационные агентства России.

  26. Сопоставительная характеристика политики ведущих радиостанций РФ.

  27. Государственное и коммерческое радиовещание.

  28. Как определяется формат вещания?

  29. Телевизионные каналы, их программы и их аудитория.

  30. Специфика телевидения как СМИ.

  31. Специфика радиовещания как СМИ.

  32. Конкурентная борьба на радиорынке.

  33. Тенденции развития российского телевещания.

  34. Специфика интернет-журналистики.

  35. Российские СМИ в Интернете.

Методические РЕКОМЕНДАЦИИ к ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Создание гипотетической модели издания

В процессе работы над гипотетической моделью издания студент должен:

уточнить

– место выбранного издания среди других,

– его характер (массовый, элитарный, специализированный, популярный и др.),

– типологические характеристики (объем, формат, периодичность, ориентацию),

– особенности аудитории данного издания,

– «нишу» издания (особенности направления и тематики, отличающие именно эту газеты или журнал, точную ориентацию на определенные запросы);

определить

– ведущие темы и разделы возможного издания (рубрики, тематические страницы, «тетради», «корзины», «журналы в журнале» и пр.), насколько они соотносятся с интересами аудитории и могут найти отклик у читателей;

предложить

– несколько постоянных рубрик, разделов,

– общую проблемно-тематическую линию издания,

– концепцию оформления,

– общую стилистическую концепцию;

сопоставить с однотипным изданием.

Важно обосновать суждение об аудитории гипотетического издания: газеты, еженедельника или журнала, поразмыслить над тем, соответствует ли и в какой степени «заявка редакции» (определение, данное на обложке, на первой полосе) и программа (заявленная в первом номере, в редакционных выступлениях) возможному состоянию дел. Нужна ли такая газета (еженедельник, журнал) сегодня и завтра, и почему?

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2001.

Закон РФ «О средствах массовой информации».

Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. – М., 1998.

В поисках своего лица: Общероссийская пресса на информационном рынке (Материалы к курсу «Система средств массовой информации») / Под ред. Л.Л. Реснянской и И.Д. Фомичевой. – М., 1998.

Воронова О.А., Реснянская Л.Л., Руденко И.А. Методика типологического анализа периодической печати. – М., 1995.

Журнальная периодика России / А.Г. Бочаров, М.И. Шостак, Л.И. Калашникова. – М., 1996.

Кулев В.С. Деловая пресса России. – М.: изд-во МГУ, 1996.

Овсепян Р.П. Периодическая печать России. Система, типология. – М., 1995.

Стяжкин В.Е. Региональная и локальная периодика. – М., 1995.

Шкондин М.В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). – М., 1999.

Дополнительная

Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения // Телескоп. – 1999. – № 1.

Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов н/Д, 1995.

Бакшин В.В. Типологические характеристики еженедельника. – Владивосток, 1984.

Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных журналов // Вестник МГУ, Сер. 10: Журналистика. – 1973. – № 3.

Волкова Т. Система национальной печати // Система периодической печати России. – М., 1993.

Газетно-журнальная периодика // Справочно-информационные материалы / Сост. Л.Л. Реснянская. – М., 1994. – Ч. 1–2.

Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. – М., 1996.

Грабельников А.А. Отраслевая пресса // Вестник МГУ, Сер. 10: Журналистика. – 1997. – № 4.

Гуревич С.М. Газета и рынок. Как добиться успеха. – М., 1998.

Гурбанов И.Г. Пресса как системный объект / Под рук. М.В. Шкондина. –М., 1998.

Дзялошинская М.И. Штрихи к статистическому портрету российской прессы // Журналист. – 1995. – № 1.

Кашинская Л.В. Печать русской православной церкви. – М., 1996.

Костикова Н.А. Типологические характеристики православной печати. – М., 1996.

Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества. – М., 1998.

Методологические основы изучения региональной печати. – М., 1993.

Мордовская Е.И. Деловое периодическое издание / Дисс... канд. филол. наук. – МГУ, 1998.

Муладжанов Ш.С. Капитал и пресса // Вестник МГУ, Сер. 10: Журналистика. – 1998. – № 1.

Пресса региона. – Томск, 1993.

Прохоров Е.П. Средства массовой информации и информационная безопасность // Информационное общество. – 1997. – № 4–6.

Реснянская Л.Л. Эволюция газетно-журнальной периодики // Вестник МГУ, Сер. 10: Журналистика. – 1994, № 4.

Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. – М., 1996.

Руденко И.А., Шуйская Г.Г. Детская и юношеская пресса России. – М., 1996.

Сапонов В.И. Аграрная пресса России. – М., 1996.

Сапонов В.И. Развитие аграрной прессы в 90-е годы // Журналистика в 1997 году. – М.: изд-во МГУ, 1998. – Ч. 3.

Сизова Л. Система экологической прессы России. – М., 1996.

Фомичева И. Российские региональные рынки подписки. Средства массовой информации: портреты аудитории. – М., 1993.

Шостак М.И. Еженедельник как тип издания. – М., 1986.

Шостак М. Журналы России // Типология периодической печати. – М., 1995.

Шостак М. Качественное издание в системе периодики // Журналистика в переходный период. – М., 1997.

Шостак М. Развивающиеся системы. О некоторых тенденциях в типологической структуре прессы // Журналистика в 1997 году. – М., 1998. – Ч. 1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курса основы журналистики

    Программа курса
    ... экономики имени А.С. Грибоедова 2002 ПРОГРАММА КУРСАОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Москва Институт международного права и ... Шостак, Л.Г. Свитич ПРОГРАММА КУРСАОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Для студентов факультета журналистики Редактор С.Г. Обухова Компьютерная верстка ...
  2. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ по курсуОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Для студентов факультета журналистики Москва Институт международного права ... III) Сборник методических материалов по курсу «Основыжурналистики». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 55 ...
  3. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ по курсуОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Для студентов факультета журналистики Москва Институт международного права ... III) Сборник методических материалов по курсу «Основыжурналистики». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 55 ...
  4. Учебное пособие по курсу «основы журналистики» (раздел «введение в специальность (журналистика)» ч 2)

    Учебное пособие
    ... пособие по курсу «Основыжурналистики» (раздел «Введение в специальность (журналистика)». Ч. 2) Для студентов факультета журналистики Москва Институт ... учебного труда: Учеб. пос. по курсу «Основы жур-налистики» (раздел «Введение в специальность ...
  5. «основы журналистики»

    Программа дисциплины
    ... жизни. 1.2. Место курса в системе дисциплин Дисциплина «Основыжурналистики» непосредственно связана с дисциплинами ... студентами в результате освоения курса В результате студенты, прослушавшие курс «Основыжурналистики»» должны: Освоить содержание ...

Другие похожие документы..