textarchive.ru

Главная > Программа курса


Тема 8. Журналистика как область творческой деятельности

Творческая деятельность как способ реализации функций СМИ на базе принятой социальной позиции. Разнообразие массово-информационных продуктов – результат творческой деятельности. Сущность творчества. Единство продуктивного и репродуктив­ного. Развитие журналистских способностей и овладение методологической культурой творчества.

Виды творческой деятельности в журналистике. Журналист – руководитель СМИ и его подразделений (редактор, продюсер), журналист – организатор, журналист – автор при подготовке номера, программы, пресс-релиза и т.д.

Формирование, принятие и проведение информационной политики – идейно-содержательная основа творчества. Сущность и структурные части информационной политики. Направление издания и программы как реальное проявление социальной позиции. Программная политика. Мягкие и жесткие формы реализации. Проблемно-тематические линии и формы их творческого воплощения. Факты и мнения. Взаимоотношения с другими СМИ. Отношения со своей аудиторией. Реализация информационной политики: пропаганда, агитация, контрпропаганда, организационные меры в условиях конфронтации или поиска «поля согласия».

Редакция как творческий коллектив. Распределение обязанностей. Журналист как творческая личность. Взаимодополнение и взаимозаменяемость. Планирование. Индивидуальные и коллективные формы творчества. Но­мер (программа) как результат труда творческого коллектива. Качества массовой информации: достоверность, объективность, актуальность, оперативность, последовательность и т.д. Доказательность и убедительность. Опровержение и переубеждение.

Творческие формы деятельности. Система рубрик, материалов колумнистов, крупные авторские («гвоздевые») материалы, рядовые публикации в системе номера (программы). Кампании. Выбор типов повествова­ния (направленности): позитивно-утверждающая, критическая, сатирическая, полемическая, проблемная, дискуссионная. Организация социального диалога и формы его ведения. Области диалога: СМИ – социальные институты, СМИ – СМИ, СМИ – аудитория.

Типы и методологические основы творчества в журналистике. Использование в СМИ научного, художественного, публицистического типов творчества. Роль и специфика публицистики в журналистике. Публицистика и общественное мнение. Движущаяся панорама современности через совокупность произведений номеров (программ). Отслеживание процессов современности в разных ее проявлениях. Публицистичность других произведений в СМИ.

Методологическая культура журналиста (общесоциальная, общежурналистская, эмпирическая, интерпретационная). Произведение: содержание (тема, проблема, идея) и форма (жанр, композиция, стиль). Процесс создания произведения: замысел, подготовленность и подготовка к реализации, сбор и обработка данных, гипотезы (предполагаемые решения) и их разработка. Создание текста и включение его в структуру номера (программы). Уровни творчества: технологические навыки, искусство, мастерство. Творческая индивидуальность.

Тема 9. Действенность и эффективность журналистики

Результативность – оценочное суждение о характере и мере выполнения СМИ своих функций в соответствии с социальными потребностями. Результативность и прагматика творческой деятельности: интегральное представление. Закономерности оптимизации деятельности в расчете на конечный результат (социальная позиция и метод – мастерство – качество произведения – результативность). Проблема прагматической адекватности различных сторон и шагов профессиональной деятельности. Факторы создания произведений высокой результативности. Использование информации о состоянии различных компонентов системы. Формула результативности и возможности ее использования при оценках деятельности. Значение результативности для СМИ, действующих в рыночных условиях.

Действенность выступлений журналистики как мера результативности контрольной, непосредственно-организаторской деятельности. Определение (формула) действенности и ее использование в практике. Анализ ситуации и разработка рекомендаций. Требования обоснованности, конструктивности, реалистичности. Организаторские факторы повышения действенности. Проблема правового регулирования реакции социальных институтов на выступления СМИ. Значение публикаций типа «по следам наших выступлений» для повышения действенности и роста авторитета СМИ. Методы изучения действенности и использование их результатов.

Эффективность – мера результативности влияния на массовую аудиторию при реализации ее потребностей в информации. Аудитория как субъект и объект. Закономерности информационного поведения аудитории. Определение (формула) эффективности и ее значение для практической ориентации журналиста на конечные результаты. Два варианта подхода к пониманию эффективности. Идея совокупного результата и концепция пофакторного (шагового) определения эффективности. Взаимодополняемость подходов.

Закономерности оптимизации журналистской деятельности в расчете на массовую аудиторию. Расчетная, реальная, потенциальная аудитория. Знание аудитории как условие эффективности. Источники сведений о характере, социокультурном и психологическом состоянии аудитории. Социально-демографические сведения, знания о социальных ориентациях и информационном поведении как исходные данные. Представления о потребностях, интересах, мотивах, предпочтениях, запросах аудитории и их роль в определении информационной политики.

Пути повышения информативности текстов в расчете на конкретную аудиторию. Творческие факторы эффективности. Проблемы близости, ситуативности, драматизма. Общепсихологические и социально-психологические механизмы восприятия и интерпретации информации, реагирования на нее в различных слоях аудитории. Творческое использование сведений для повышения эффективности.

Изучение эффективности в целях оптимизации деятельности журналистики. Аналитические службы и формы их деятельности. Критерии эффективности и методы ее изучения. Анализ реальной и потенциальной эффективности текстов. Способы изучения совокупного результата. Методы изучения эффективности различных шагов массово-информационной деятельности. Интерпретация данных и разработка рекомендаций по оптимизации и повышению эффективности деятельности СМИ.

Взаимозависимость эффективности и действенности.

Тема 10. Журналистская деонтология

Журналистская деонтология как система знаний о профессиональном долге и обеспечивающих его выполнение свойствах личности и формах поведения работников СМИ во всех областях его деятельности.

Внешняя и внутренняя ответственность: объективный характер и субъективное осознание. Общественный долг и социальная позиция. Формы ответственности (гражданская, юридическая, этическая, внутриредакционная) и характер их кодификации.

Гражданская ответственность. Сознательность и убежденность в выборе своей социальной позиции. Толерантное и честное отношение к другим общественным силам и их представителям в сфере массовой информации. Ответственность за свои профессионализм, общую и частную компетентность, добросовестность поиска, обработки и представления информации. Ответственное отношение к СМИ иных позиций, открытость и готовность к диалогу и компромиссу. Внимание к аудитории, ее потребностям, интересам, запросам. Учет особенностей аудитории, ее состава и характера. Забота о ее развитии. Охрана от деструктивных, унижающих и развращающих воздействий. Проблема отношений к неразвитым запросам и вкусам.

Юридическая ответственность журналиста. Правовые рамки деятельности журналиста в СМИ. Юридическая компетентность журналиста в сфере его предметно-тематических интересов. СМИ и охрана тайн и секретов. Права и обязанности журналиста. Регламентация доступа к источникам информации. Ответственность за злоупотребление свободой журналистской деятельности. Охрана чести, достоинства, деловой репутации журналистов. Защита журналиста от неправомерных действий: закон и практика. Основания исков к журналистам и работников СМИ к официальным лицам и организациям. Авторское право. Ответственность за плагиат.

Этическая ответственность журналиста. Профессиональная этика. Принципы, нормы и правила этического поведения в различных сферах журналистской деятельности («журналист – аудитория», «журналист – источник информации», «журналист – персонаж произведения», «журналист – коллеги» и др.). Этические кодексы и кодексы поведения работников различных СМИ. Контроль за их соблюдением. Ответственность за нарушения. Журналистский этикет.

Долг журналиста как члена коллектива. Внутриредакционная ответственность. Устав редакции, его содержание и необходимость выполнения его требований. Другие внутриредакционные документы (правила поведения персонала, коллективный договор, приказы по редакции, редакционные планы и т.д.). Структура редакции, подчинение и соподчинение сотрудни­ков. Дисциплинарная ответственность. Журналист и информационная политика СМИ. Жесткая и мягкая формы следования ей. Разрешение творческих и трудовых споров. Пути решения конфликтов.

Журналистский корпус страны и профессиональные объединения. Профессиональные и непрофессиональные (нештатные сотрудники, авторский актив) работники СМИ. Состояние кадрового корпуса и авторского окружения редакций. Подбор, обучение, переподготовка. Роль личных профессиональных ориентаций. Редакцион­ные коллективы в формировании журналистов как профессионалов и общественных деятелей. Внутригосударственные и международные организации журна­листов. Уставные требования. Характер и организация деятельности. Общественные центры защиты журналистов в мире. Учебно-научные учреждения. Журналистские издания.

Письменные работы (рефераты) и коллоквиумы

Первая письменная работа – терминологическая. Выбор термина – по согласованию с преподавателем из предложенного списка. Возможен выбор других терминов.

При подготовке реферата используются словари разного характера: этимологические (Черных, Фасмера, Преображенского), толковые (Даля, Ушакова, Евгеньевой и др.), иностранных слов, англо- (франко-, немецко-, латинско-) русские, специализированные (политические, философские, психологические, социологические) и энциклопедические, энциклопедии (БСЭ разных изданий, иноязычные) и другие с точным указанием источников.

Структура реферата: этимология слова, современное значение в разных трактовках, сравнение трактовок, сводная характеристика, наиболее верная по представлениям студента, причем применительно к журналистике.

Объем – 2–3 стр. Срок сдачи реферата – 10–15 октября.

Автор

Авторитет

Агентство (инф., рекл., ПР и пр.)

Агитация

Адекватность

Аккредитация

Анализ

Аргументация (доказательства и пр.)

Актуальность

Аудитория (реципиент)

Банальность (небанальность)

Безопасность (информационная)

Взаимодействие

Власть (информационная, «четвертая»)

Влияние (в обществе)

Внимание

Внушение

Газета

Гласность

Гражданственность

Группы, слои, страты, классы (социальные)

Гуманизм

Дебаты

Дезинформация (и ее средства: ложные, неполные, нарочито односторонне интерпретированные сведения, использование софизмов и пр.)

Дезориентация

Деидеологизация

Действенность

Декодируемость

Демагогия

Демократизм

Деонтология

Диалог

Дискуссия

Диффамация (клевета, оскорбление и пр.)

Доверие

Доказательство

Достоверность

Доступность (информации, СМИ)

Досье

Закон и право

Запрос (информационный)

Идеология

Идеологическая борьба (война и пр.)

Идея, идейность

Имидж

Интерес (информационный)

Интернет (кибержурналистика и пр.)

Интернационализм

Интерпретация

Информация

Информативность

Информационная борьба (война, оружие и пр.)

Информационное поведение (аудитории)

Информированность

Историческое сознание

Источники информации (информатор)

Комментирование

Коммуникация (массовая)

Компания (в СМИ)

Компиляция

Консенсус, компромисс, паллиатив

Конкретность

Контрпропаганда

Концепция

Космополитизм

Критика

Манипуляция (ложная, неполная, односторонняя)

Маркетинг

Массовое сознание (общественное)

Менеджмент

Мировоззрение

Миросозерцание

Мотивы (выбора и получения информации)

Направление СМИ

Народ, народность

Национализма

Новость, новизна (news)

Обсуждение (публичное)

Общественное мнение

Объективность, объективизм

Объяснение

Ориентация (социальная)

Ответственность

Паблик рилейшнз (ПР)

Партнерство (социальное)

Партийность

Патриотизм

Позиция (социальная)

Плагиат

Плюрализм (монизм, дуализм)

Полемика

Политика (информационная, редакционная)

Понимание

Популизм

Популярность

Потребность (в информации)

Право / закон

Право (на информацию, коммуникацию)

Предпочтения

Пресса, в т.ч. электронная (массовая, качественная, качественно-массовая, «желтая», «рептильная», «бульварная» и пр.)

Пространство (информационное, инфосфера, медиа-среда, поле и пр.)

Пресс-конференция ( -релиз, -брифинг, -центр, -секретарь и пр.)

Принцип

Принципиальность

Проблема

Пропаганда

Прямые и обратные связи

Публицистика, публицистичность

Радио

Редактирование

Редакционная тайна

Реклама

Рекреация (релаксация, гедонизм и пр.)

Релевантность

Реферирование

Свобода

Сенсация

Сетевая (кибер-) журналистика

Событие

Спор

Субъективность, субъективизм

Текст

Телевидение

Тема

Тенденциозность

Типология (в журналистике)

Толерантность

Убеждения, убедительность

Управление, регулирование (в области СМИ)

Факт

Функция (целеполагание, предназначение)

Цензура

Эвристика

Эксклюзив

Этика (профессиональная в журналистике)

Эффективность

Вторая письменная работа «СМИ о СМИ» требует внимания студента к «стыковым» проблемам теории и практики СМИ и потому касается обсуждения в журналистике проблем самой журналистики – тех или иных теоретических, творческих, организационных и других актуальных проблем СМИ. Например, как обсуждаются проблемы свободы и независимости СМИ, какой должна быть аналитическая еженедельная программа; как ведется диалог в различных передачах с участием публики; насколько последовательно ведется дискуссия между разными газетами; каково положение местной прессы по материалам общефедеральных газет и т.п. Источники – журналы и газеты («Журналист», «Четвертая власть», «Среда», «Литературная газета», «Культура» и др.). Следует обсудить и согласовать с преподавателем тему, показать отобранные материалы, объяснить причины возникшего интереса и определить пути дальнейших поисков и разработки темы. Над темой работать легче и продуктивнее для того, кто следит за двумя-тремя газетами, программами ТВ и РВ.

Объем реферата – 4–5 стр. с приложением вырезок или ксерокопий материалов прессы, которые стали предметом анализа. Сроксдачи – 10–15 ноября.

Третья письменная работа обращена к вопросам журналистской практики и законодательства. Это рефераты законодательных актов, их отдельных разделов или опубликованных законопроектов, касающихся правового положения журналистики, анализ проблем «журналистика – власть», «СМИ – капитал», обзоры выступлений официальных лиц, политических деятелей, публицистов, специалистов по правовым вопросам деятельности журналистики, ее деонтологическим проблемам, другим общим и частным правилам деятельности и поведения журналистов («Права и обязанности журналистов», «Учредитель и редакция», «Тайны и секреты: поведение журналистов», «Тема журналистики в дебатах в Федеральном Собрании», «Законодательство о защите чести, достоинства, деловой репутации», «Решения Судебной палаты по информационным спорам», «Документы Совета Европы и Европейского суда по правам человека в сфере журналистики» и т.д.). Тема также должна быть согласована с преподавателем.

Объем реферата – 4–5 стр. Срок сдачи работы – 10–12 декабря.

Коллоквиумы(собеседования) проводятся на учебных занятиях в форме обсуждения в группе сделанных студентами кратких докладов на выбранную и согласованную с преподавателем тему.Первый коллоквиум – по материалам одной-двух работ, указанных в списке литературы к первой теме, второй и третий – по результатам сравнительного анализа номеров нескольких (2–4) изданий или программ ТВ или РВ по темам третьего раздела, которые каждыйстудент выбирает и согласовывает с преподавателем (соответственно рассматриваются типологические особенности и характер взаимодействия различных СМИ).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Возникновение форм массово-информационного общения. Пражурналистские явления.

  2. Возникновение, техническое, профессиональное, социальное развитие журналистики.

  3. Начальные стадии и развитие журналистского образования.

  4. Важнейшие компоненты и структура личности профессионального журналиста. Взаимообусловленность и специфика связей.

  5. Журналист и журналистика в переходном обществе.

  6. Трансформация теоретических представлений о современной журналистике.

  7. Формирование структурных компонентов современного знания о журналистике.

  8. Структура учебного плана. Роль каждой дисциплины в формировании журналиста.

  9. Специфика высшего образования. Формы учебной работы.

  10. Рациональные формы самоподготовки. Развитие личностных качеств.

  11. Журналистика как предмет изучения. Структура и связи (прямые и обратные) журналистики как функционирующей системы.

  12. Система основных категорий журналистского знания.

  13. Сущность массовой информации как центральной категории науки области практики.

  14. Массовая, специальная, личностная информация в структуре сознания.

  15. Семантический, синтактический, прагматический аспекты массово-информационной деятельности.

  16. Массовая информация и социальное управление.

  17. Социальная роль журналистики. Функции, предназначение, цели.

  18. Система функций журналистики. Проблема системности реализации на практике.

  19. Идеологические функции СМИ. Проблема адекватности социальных ориентаций.

  20. Массовое сознание и его структура. Формы взаимодействия СМИ с массовым сознанием.

  21. Непосредственно-организаторские (контрольные) функции СМИ и формы их реализации. Особенности в современных условиях.

  22. Культуроформирующие функции СМИ: специфика и значение в современном обществе.

  23. Рекламно-справочные и рекреативные функции СМИ. Связь с информационной политикой издания (программы).

  24. Взаимодействие функций: теория и редакционная практика.

  25. Характер представления о функциях и их реализации в зависимости от социальной позиции.

  26. Сущность социальной позиции журналиста, факторы ее формирования и трансформации.

  27. Многообразие социальных позиций. Границы допустимого разнообразия.

  28. Проблема соотношения частногруппового и общечеловеческого в позиции журналиста.

  29. Гуманистическая основа формирования социальных позиций различ­ных СМИ в современных условиях.

  30. Социальная позиция журналиста: отношение к глобализации и концепции устойчивого развития.

  31. Социальная позиция и ее выражение в системе принципов журналистской деятельности.

  32. Проблема принципиальности журналиста. Верность принципов и верность принципам.

  33. Принципиальность и толерантность.

  34. Основы политической культуры журналиста.

  35. Возникновение и развитие идеи свободы печати. Теории: авторитарная, полной свободы, ответственной свободы.

  36. Сущность и значение для деятельности социально-творческого компонента свободы СМИ и журналистской деятельности.

  37. Творческая свобода: историческая необходимость и социальная ответственность.

  38. Экономические условия свободы журналистики.

  39. Юридическая фиксация рамок свободы СМИ. Закон и право.

  40. Исторические типы журналистики: мера свободы, накопленные позитивные традиции – наследие современной журналистики.

  41. Журналистика в системе социальных институтов тоталитарных и демократических обществ.

  42. Власть и управление в демократическом обществе. Журналистика как «четвертая власть»

  43. Проблема легитимности СМИ как «четвертой власти». Характер и мера «властных полномочий» СМИ.

  44. СМИ и информационный порядок в демократическом гуманистически ориентированном обществе.

  45. Нормы функционирования плюралистической журналистики.

  46. Толерантность и формы ее проявления.

  47. Социальный диалог как норма функционирования плюралистической журналистики.

  48. Диалог между СМИ; между СМИ и властью, СМИ и аудиторией.

  49. Формы ведения диалога, логические, социальные и психологические трудности.

  50. Возможные и необходимые итоги диалога. «Моноплюрализм». Проблема социального партнерства.

  51. Информационный порядок и обеспечивающие его социальные типы СМИ.

  52. Государственная политика в области СМИ.

  53. Обеспечение массово-информационной безопасности в демократическом обществе.

  54. Журналистика как область творческой деятельности и ее формы.

  55. Информационная (редакционная) политика, ее составляющие и формы реализации.

  56. Типы и методологические основы журналистского творчества.

  57. СМИ и социальные институты. Действенность журналистских выступлений СМИ. Факторы повышения действенности.

  58. СМИ и аудитория. Эффективность журналистских выступлений СМИ.

  59. Области необходимых знаний об аудитории для эффективной деятельности СМИ и формы использования.

  60. Творческие факторы эффективности. Учет закономерностей восприятия информации.

  61. Взаимосвязь эффективности и действенности. Изучение действенности и эффективности. Использование результатов изучения в практике.

  62. Проблемы журналистской деонтологии. Социальная ответственность журналистов за выполнение своего общественного долга.

  63. Гражданская ответственность и ее проявления.

  64. Юридическая ответственность, права и обязанности журналиста. Ответственность за ущемление юридически закрепленных прав.

  65. Внутриредакционная ответственность. Устав редакции. Дисциплинарная ответственность.

  66. Информационное пространство страны и мира. Роль и значение в нем СМИ.

  67. Проблема единого информационного пространства в связи с необходимостью обеспечения информированности аудитории.

  68. Средства коммуникации, используемые СМИ.

  69. Пресса в структуре СМИ.

  70. Радио в структуре СМИ

  71. Телевидение в структуре СМИ.

  72. Кибержурналистика (электронные версии, сетевые издания и программы, сайты и порталы).

  73. Информационная инфраструктура журналистики.

  74. Глобализация информационных процессов. Позитивное и негативное в развитии.

  75. Структура системы СМИ. Типоформирующие факторы в национальном и глобальном информационном пространстве.

  76. Взаимодействие СМИ. Реальное состояние и требующееся для оптимизации информирования аудитории.

  77. Макро- и микровзаимодействие. Виды и организация взаимодействия в системе плюралистической журналистики.

  78. Тенденции развития СМИ в ХХI в. Закономерности и трудности. Требования к журналистам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курса основы журналистики

    Программа курса
    ... экономики имени А.С. Грибоедова 2002 ПРОГРАММА КУРСАОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Москва Институт международного права и ... Шостак, Л.Г. Свитич ПРОГРАММА КУРСАОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Для студентов факультета журналистики Редактор С.Г. Обухова Компьютерная верстка ...
  2. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ по курсуОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Для студентов факультета журналистики Москва Институт международного права ... III) Сборник методических материалов по курсу «Основыжурналистики». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 55 ...
  3. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ по курсуОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Для студентов факультета журналистики Москва Институт международного права ... III) Сборник методических материалов по курсу «Основыжурналистики». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 55 ...
  4. Учебное пособие по курсу «основы журналистики» (раздел «введение в специальность (журналистика)» ч 2)

    Учебное пособие
    ... пособие по курсу «Основыжурналистики» (раздел «Введение в специальность (журналистика)». Ч. 2) Для студентов факультета журналистики Москва Институт ... учебного труда: Учеб. пос. по курсу «Основы жур-налистики» (раздел «Введение в специальность ...
  5. «основы журналистики»

    Программа дисциплины
    ... жизни. 1.2. Место курса в системе дисциплин Дисциплина «Основыжурналистики» непосредственно связана с дисциплинами ... студентами в результате освоения курса В результате студенты, прослушавшие курс «Основыжурналистики»» должны: Освоить содержание ...

Другие похожие документы..