Главная > Урок


Опыт Волчанской В.В. «Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий»

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ровеньский политехнический техникум»

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий

Автор опыта:

Волчанская Виктория Владимировна, преподаватель математики

п. Ровеньки

2012 год

Содержание

стр.

Моя педагогическая философия

2-4 стр.

Информация об опыте

5 стр.

  • Условия возникновения и становления опыта.

5 стр.

  • Актуальность опыта

6 стр.

  • Ведущая педагогическая идея опыта

7 стр.

  • Длительность работы над опытом

8 стр.

  • Диапазон опыта

8 стр.

  • Теоретическая база опыта

9 стр.

Технология опыта

10 стр.

  • Приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся

14 стр.

  • Некоторые способы организации начала урока

14 стр.

  • Приёмы развития познавательной активности учащихся при изучении нового материала

14 стр.

  • Формы мотивации учащихся к обучению при закреплении изученного материала

15 стр.

  • Различные формы контроля знаний учащихся

16 стр.

  • Развитие познавательной активности учащихся во внеурочной работе

17 стр.

  • Информационно-коммуникационные технологии – альтернатива кнуту и прянику

18 стр.

  • Зри в корень (понятие компьютерной технологии)

19 стр.

  • Дело стоит труда

21 стр.

  • Две стороны одной медали

22 стр.

  • Глаза боятся, а руки делают

24 стр.

  • Программные средства и их использование в образовательном процессе

26 стр.

Результативность (Post scriptum)

32 стр.

Библиографический список

33 стр.

Рецензия на опыт работы

34 стр.

Приложение к опыту

35 стр.

Моя педагогическая философия

Нет профессии более важной,

Чем моя. И не спорьте со мной!

Потому что с учителем в жизни каждый

Навсегда породнился душой.

И, действительно, учитель в жизни каждого из нас играет огромную роль. Это с ним связаны все годы учёбы. Он не только даёт азы науки, но и помогает нам стать настоящими людьми, а также правильно выбрать профессию. Вот и в том, что я стала педагогом, я благодарна своим учителям. Это они привили любовь мне к профессии учителя. А смогли сделать это лишь только потому, что сами были замечательными учителями.

Каждый из нас, не подозревая об этом, выбирает свою будущую профессию в детстве. Мечта стать учителем появилась у меня в 1 классе, когда я узнала свою первую учительницу Добранюк Валентину Владимировну - человека необыкновенной души. Добротой и вниманием она сумела с первых дней моей учебы завоевать моё сердце.

В играх я всегда выступала среди своих сверстников в роли учителя и старалась подражать ей. Всегда мечтала стать учителем. А когда полюбила математику, то решила, что преподавать буду только её. И в этом помогла мне моя учительница Ревуцкая Людмила Митрофановна, которая преподавала математику в Снитковской средней школе. Она дала мне очень хорошие знания и привила интерес к математике. Её авторитет в глазах учащихся был безупречным. Поэтому в своей работе я часто равняюсь на неё и на протяжении своей трудовой деятельности я стараюсь умело сочетать высокую требовательность к учащимся с искренней доброжелательностью, уважительным отношением к ученику с учётом индивидуальных познавательных интересов каждого.

Главным принципом моей работы являются слова В.О.Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь». Поэтому, любя свой предмет, я многое делала для того, чтобы заинтересовать учащихся математикой. В своей педагогической деятельности я старалась не только дать учащемуся определённую сумму знаний, но и научить учиться, развить интерес к учению. Я всегда показывала учащимся важность математики и необходимость её изучения. Убеждала их, что математика проникает во все сферы нашей жизни, достигая просторов Вселенной.

Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учащихся появилось разочарование. Я боюсь равнодушных лиц на уроке. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.

Суть моей работы – умение учить всех хорошо. В самом обычном профессиональном училище, которым являлись долгие годы. В самой простой обычной группе. Я убеждена, что надо уметь находить хорошее, в любом из них, даже самом «безнадёжном».

Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!». Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться. Я убеждена, что если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. А будить мысль ученика, побуждать к действию помогают индивидуальные разноуровневые задания, практические работы, задания занимательного и творческого характера.

Для ученика необходимо создать на уроке условия, максимально раскрывающие его творческие способности, определяющие, степень продвижения, рост уровня их развития и мышления учащихся. Считаю, что учитель должен быть очень справедливым. Он ведь живой человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному ученику. Поэтому я в своей работе следую заповеди: «оценивай не личность, а деятельность ученика». И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя.

Очень важно учителю убедить учащихся, что не ошибается тот, кто ни чему не учится. И самому учителю помнить об этом и с пониманием относиться к ошибкам своих учеников. Помочь в этом должно знание принципа Питера: «Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта. Чтобы набираться опыта, надо делать ошибки». Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание ошибкам учащихся. Я веду их учёт, а затем планирую и провожу целенаправленную работу над ошибками учащихся. Стараюсь спокойно указать ученику на его ошибку и помочь ему исправить её. Хорошо, если учащиеся сами заметят свою ошибку или ошибку товарищей, исправят ее и больше не повторят её.

Учитель должен уважать своих учащихся, доверять и понимать их. Ведь учитель - это человек, у которого в душе живёт ребёнок с открытым сердцем. Помня это всегда, учитель сможет быть своим ученикам хорошим другом, помощником и наставником.

По-моему мнению вот такой должна быть азбука преподавателя математики:

М – милосердный

А - активный

Т - творческий

Е - естественный в общении, (ёмкость мысли)

М - мужественный, мудрый

А - аккуратный

Т – требовательный и талантливый

И - искренний, инициативный, интеллигентный

К – компетентный

А – абсолютно знающий свой предмет.

И главное я вижу в том, что профессию учителя не должны выбирать случайные люди. Обязательно учитель должен быть по призванию и любить своё дело. Я люблю свою профессию.19 лет я работаю преподавателем математики и не жалеюа об этом. Да, иногда было трудно. Но у меня никогда даже не было мысли, чтобы поменять профессию, потому что не вижу себя в другой ипостаси.

Замечательные слова я услышала от своей первой профессиональной наставницы, когда я училась в педагогическом училище и проходила практику в городе Бар. Она пожелала мне: «Работайте не за страх, а за совесть»… И я убеждена, что если эти слова будет помнить и выполнять каждый учитель, то не будет плохих учителей и учеников.

Информация об опыте

  1. Условия возникновения и становления опыта

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

Научно-методическая тема техникума: «Активизация личности учащегося путем формирования у них познавательных интересов». Поэтому учебное заведение обращается к личности каждого учащегося, к его внутреннему миру, где сокрыты не развитые способности и возможности, и. соответственно, основная цель обучения в техникуме - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для полного и свободного развития личности.

Таким образом, ведущая цель обучения в техникуме подчинена созданию необходимых инновационных методических предпосылок для комплексного решения проблемы повышения эффективности учебного процесса, достижения высокого уровня образования, основанного на широком использовании информационных технологий.

При этом естественным образом возникают противоречия:

  • между неэффективными традиционными методами и формами обучения и необходимостью развития познавательного интереса и способностей учащихся;

  • между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;

  • между групповой формой обучения и индивидуальным развитием личности учащегося с применением элементов разноуровневого обучения;

  • между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом

Все это и определило выбор темы моего педагогического опыта «Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий».

  1. Актуальность опыта

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новых ФГОСов изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Это требует иных подходов в организации учебного процесса, обновления методов, средств и форм организации обучения, разработки и внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

В настоящее время, считаю, имеет смысл разрабатывать и апробировать систему уроков с применением новых информационных технологий. Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности становится все более осознаваемой. Трудно представить современное образовательное учреждение без компьютерного класса. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации. Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся. Особый интерес для меня представляют возможности развивающих, проблемных, информационно-коммуникационных технологий, использования программного обеспечения компьютерного класса, электронных учебников, Интернет ресурсов. Владение этим инструментарием позволяет мне как педагогу расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление школьников. Сказанное выше определяет актуальность выбранной темы, состоящую в поиске особых методических подходов к использованию средств информационных технологий с целью совершенствования математической подготовки учащихся.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опытазаключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках математики современных образовательных технологий. Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Необходимо также отметить интерес учащихся к использованию компьютера. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Моя личная концепция, как автора данного опыта, состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения

  • Развитие логического мышления учащихся

  • Привитие познавательного интереса к изучению математики и стимулирование творческого подхода в изучении

  • Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей

  • Умелое использование нестандартных форм проведения урока

  • Применение дифференцированного подхода в обучении

  • Применение межпредметных связей на уроке.

  1. Длительность работы над опытом

Разработка опыта продолжалась три года, в течение которых уточнялись и корректировались отдельные моменты, тщательно изучалась динамика роста качества знаний учащихся.

1-й этап 2009-2010 г.г. - Анализ теории и практики внедрения современных образовательных технологий на уроках математики, осознание актуальности проблемы, выделением объекта исследования.

2-й этап 2010-2011 г.г. - Определение целей и задач, разработка уроков и внеклассных мероприятий. Апробация и моделирование содержания с корректировкой действий. Подготовка выступлений и докладов.

3-й этап. 2011-2012 г.г. - Обобщение результатов исследования, их апробация и литературное оформление. Выступления на педагогическом совете, методическом объединении.

  1. Диапазон опыта

Опыт «Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий» предоставляет возможности реализации развивающих, проблемных технологий, использование информационно-коммуникационных технологий, Интернет ресурсов, электронных учебников. Часто изучение нового материала начинается с постановки перед учащимися проблемы, которая решается преподавателем или с привлечением учащихся. Учащиеся ";сталкиваются"; с трудностями, у них возникает желание найти способы преодоления их, желание приобрести новые, недостающие знания. Усвоение нового материала тогда становится для учащихся мотивированным процессом, вызывающим внимание, сосредоточенность и активно. Стержнем обучения математике в техникуме является решение задач на применение теоретических знаний. Овладение этим инструментарием позволило мне, как педагогу, расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявить нестандартность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать логическое мышление.

Доступность опыта состоит в том, что он может быть успешно использован преподавателями математики для повышения уровня индивидуального развития каждого учащегося, повышения его познавательной активности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Опыт «развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий»

    Документ
    ... совете, методическом объединении. Диапазон опыта Опыт «Развитиепознавательной и творческойактивностиучащихсянаурокахматематикипосредствомиспользованиясовременныхобразовательныхтехнологий» предоставляет возможности реализации развивающих ...
  2. Современные образовательные технологии в модульно-

    Сборник статей
    ... развитиюпознавательнойактивности, речевых навыков, критического мышления учащихся. 3. Воспитательная: - оказывать влияние наразвитие патриотизма, нравственности учащихся, используя ...
  3. Современные образовательные технологии в модульно-

    Сборник статей
    ... развитиюпознавательнойактивности, речевых навыков, критического мышления учащихся. 3. Воспитательная: - оказывать влияние наразвитие патриотизма, нравственности учащихся, используя ...
  4. Анализ учебно-воспитательной и научно-методической работы моу сош№10 за 2010-2011уч год основные задачи на новый учебный год

    Анализ
    ... Внедрение современныхобразовательныхтехнологий и принципов организации учебного процесса. 4. Развитие ... науроке. 3.«Развитие логического мышления и творческойактивностиучащихсянаурокахматематики в условиях гуманизации образовательного ...
  5. Образовательная программа на 2011-2012 учебный год в мбоу игринская вечерняя (сменная) ош п игра

    Основная образовательная программа
    ... слабоуспевающими детьми. 1.«Развитие логического мышления и творческойактивностиучащихсянаурокахматематики и русского языка в условиях гуманизации образовательного процесса» 2.Рассмотрение ...

Другие похожие документы..