textarchive.ru

Главная > Программа дисциплины


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________ /Н.В. Гафурова /

«_____» _____________2012 г.

НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 10.02.19 – теория языка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.А.04 МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(дисциплина по выбору)

Красноярск

2012

Рабочая программа дисциплины

составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)»

Программу составили

д-р филол. наук, профессор _________________ А.П. Сковородников

д-р филол. наук, профессор __________________Л.В.Куликова

«_____»_______________2012 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

«______» _________________ 2012 г. протокол № _____________

Заведующий кафедрой ________________________Л.В. Куликова

1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

Цель изучения дисциплины – углубление и систематизация знаний в области науковедения, методологии научного исследования; овладение основными методиками филологических исследований и основными жанрами текстовой презентации результатов научного исследования, прежде всего жанром диссертации.

Аспирант должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

– владение культурой аналитического и обобщающего мышления, целеполагания и выбора путей достижения поставленной цели;

– владение нормами и основными функциональными стилями современного русского литературного языка;

– знание основ науковедения и методологии научного исследования вообще и, в частности, в области языкознания;

– владение умениями и навыками подготовки аналитических научных обзоров, аннотаций, рефератов, авторефератов и текста диссертации; приемами библиографического описания, знание основных библиографических источников и поисковых систем; владение культурой научного дискутирования, выступлений с сообщениями и докладами, виртуального (сетевого) представления результатов собственных исследований.

– стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства.

Аспирант должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

– знать основные направления и концепции в области истории и теории изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста;

–знать историю, современное состояние и перспективы развития отечественной и мировой филологии;

– владеть базовыми навыками сбора, обработки и анализа языковых и дискурсивных фактов с использованием традиционных и современных методов и технологий;

– владеть основными типами устной и письменной коммуникации на изучаемом языке (языках);

– быть способным применять полученные знания и умения в исследовании изучаемого языка/литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста;

– способностью проводить локальное лингвистическое исследование на основе существующих методик с формулировкой аргументативных умозаключений и выводов;

– владеть умением и навыками написания текста кандидатской диссертации, в частности, формулирования основных текстовых элементов диссертации: обоснования актуальности, теоретической и практической значимости, новизны проведенного исследования; определения объекта и предмета исследования; постановки целей и задач исследования и основных положений, выносимых на защиту; предъявления доказательной базы и описания эксперимента, формулировки выводов и общего заключения;

– овладение умением качественного написания текста автореферата диссертации.

1.2 Задачи изучения дисциплины

– понимание специфики научного творчества;

– изучение параметров и критериев оценки качества результатов научно-исследовательской работы;

– знакомство с типовой структурой, содержательными и техническими требованиями к кандидатской диссертации;

– совершенствование навыков постановки и решения исследовательских задач в рамках конкретной научной темы с использованием современных исследовательских методик;

– совершенствование стилистических умений и навыков создания научного текста, а также умений и навыков его редактирования.

– практическое овладение жанром кандидатской диссертации по филологической проблематике и жанром автореферата диссертации.

– знакомство с образцовыми текстами кандидатских диссертаций и авторефератов диссертаций, а также с типичными ошибками и недочетами при их написании.

1.3 Межпредметная связь

Дисциплина «Методика подготовки и представления диссертационной работы» опирается на комплекс филологических дисциплин бакалавриата и магистратуры; прежде всего на дисциплину «Специфика научного труда и основы методологии лингвистического исследования» (бакалавриат) и «Методика и техника работы над магистерской диссертацией» (магистратура), а также на работы в области методологии филологических исследований и на философию науки.

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Год обучения

1

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

2 (72)

Аудиторные занятия:

лекции

0,15 (6)

0,15 (6)

Самостоятельная работа:

1,8 (66)

1,8 (66)

изучение теоретического курса (ТО)

1,1 (40)

1,1 (40)

Практическая работа

0,72 (26)

0,72 (26)

Вид контроля

Материалы курса входят в вопросы кандидатского экзамена по специальности

3 Содержание дисциплины

3.1 Содержание разделов и тем лекционного курса

Раздел (модуль) 1. Основные понятия науковедения и методологии научного исследования.

Понятие науки. Научное знание как система, его особенности и структура. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их специфика. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Критерии и нормы научного познания и оценки результатов научного исследования. Научная парадигма и концепция смены научных парадигм и соответствующих методов (Т. Кун). Понятие научно-исследовательской программы (И. Лакатос). Понятие научной школы.

Понятия методологии и метода. Общие методы научного исследования. Описание, сравнение, измерение. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Обобщение и обработка эмпирических данных. Подходы и методы. Системный подход в лингвистических исследованиях. Синергетическая парадигма и ее отражение в лингвистических исследованиях.

Формы научного познания. Проблема. Факт. Гипотеза. Теория; закон как ее ключевой элемент.

Раздел (модуль) 2. Язык как объект изучения. Филологические методы.

Общенаучные методы в их филологическом преломлении. Наблюдение. Количественный анализ. Моделирование. Эксперимент. Сравнительно-сопоставительный метод.

Общефилологические методы: Трансформационный метод. Дистрибутивный анализ. Контекстологический анализ. Компонентный анализ. Структурный метод. Семиотический метод. Концептуальный анализ. Метод семантического поля в его расширенном варианте.

Методы и принципы диахронического анализа. Проблема выбора адекватного метода (методов) исследования.

Раздел (модуль) 3. Специфика диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук и методика ее подготовки и презентации.

Отличия кандидатской диссертации от магистерской и докторской диссертаций. Требования к содержанию и оформлению основных композиционных частей и элементов кандидатской диссертации; типичные ошибки и недочеты при их оформлении. Работа с научной литературой и фактическим материалом. Техника картографирования, классификации, интерпретации и описания речевых фактов. Вопросы культуры терминоупотребления. Составление программы эксперимента. Нормативные жанровые и стилистические требования к текстам кандидатской диссертации и автореферата кандидатской диссертации. Подготовка и проведение защиты кандидатской диссертации.

3.3 Практические занятия

Практические занятия учебным планом не предусмотрены.

3.4 Лабораторные занятия

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.

3.5.Самостоятельная работа

На самостоятельную работу отводится 66 часов (1,8 зачетных единицы). Формы самостоятельной работы аспирантов по данной дисциплине:

– изучение теоретических положений, сформулированных в лекционной части курса (см. содержание модулей 1,2,3) путем чтения и рационального конспектирования соответствующей литературы (см. п. 4 «Учебно-методические материалы по дисциплине»);

– на основе лекционного курса и прочитанной литературы – подготовка развернутых ответов на вопросы, включаемые в программу кандидатского экзамена по специальности (см п. 5).

4. Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1 Основная литература

  1. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. – М.: Гнозис, 2011.

  2. Шаховский В.И., Шейгал Е.И. Методика лингвистических исследований: учеб.-метод. пособ. для соискателей, аспирантов, магистрантов. – 2-е изд.- Волгоград, Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.

  3. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса /Пер. с анг. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2009.

  4. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: Учеб. пособие. М., 2007.

  5. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. М., 2005.

4.2. Дополнительная литература

  1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учеб. пособие. М., 1991.

  2. Базылев В.Н. Общее языкознание: учеб. пособие. М., 2007.

  3. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М., 1999.

  4. Березин Ф.М. Языкознание в России // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

  5. Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2004.

  6. Винокур Г.О. Собрание трудов: Введение в изучение филологических наук. М., 2000.

  7. Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире. М., 2004.

  8. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Учеб.пособие для студентов вузов. Мн., 2003.

  9. Головин Б.Н. Язык и статистика. М., 1981.

  10. Гречко В.А. Теория языкознания: Учеб.пособие. М., 2003.

  11. Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: учеб. пособие. М., 2008.

  12. Караулов Ю.Н. Вторичные размышления об эксперименте в языкознании // Теория языка и методы его исследования и преподавания. К 100-летию со дня рождения Льва Владимировича Щербы. Л., 1991.

  13. Кожина М.Н. Речеведческий аспект теории языка // М.Н. Кожина. Речеведение и функциональная стилистика: вопросы теории. Избранные труды / Перм. ун-т, ПСИ, ПССГК, 2002.

  14. Мекешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М., 2005;

  15. Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания: Путеводитель по лингвистике: конспект-справочник. М., 2005.

  16. Морозов В.Э. Культура письменной научной речи. М., 2007.

  17. Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. Учебное пособие. М., 2007.

  18. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2002.

  19. Рузавин Г.И. Философия науки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005.

  20. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). М., 2001.Белоусов К.И., Блазнова В.А. Введение в экспериментальную лингвистику. Учеб. пособие. М., 2005.

  21. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 2002.

  22. Хроленко А.П., Бондалетов В.Д. Теория языка: Учебное пособие. М., 2004.

  23. Эко, Умберто. Как написать дипломную работы. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с ит. М., 2003.

МАТЕРИАЛ ДАННОГО КУРСА ВХОДИТ В ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 10 02 19 теория языка

    Основная образовательная программа
    ... план подготовки аспиранта, программыдисциплин и программа практики по специальности10.02.19Теорияязыка прилагаются (приложение 1). 6. Условия реализации образовательной программы послевузовского ...
  2. УТВЕРЖДЕНО Ученым Советом МОУ ВПО Протокол № 72 от «19 » мая 2010 г ОТЧЕТ

    Отчет
    ... образовательной программы по специальности 080503 «Антикризисное управление», учебного плана и рабочихпрограммдисциплин показывает: - содержание подготовки выпускников ...
  3. УТВЕРЖДЕНО Ученым Советом МОУ ВПО Протокол № 72 от «19 » мая 2010 г ОТЧЕТ

    Отчет
    ... образовательной программы по специальности 080503 «Антикризисное управление», учебного плана и рабочихпрограммдисциплин показывает: - содержание подготовки выпускников ...
  4. Программа деятельности кандидата на должность ректора волгоградского государственного

    Научно-исследовательская работа
    ... работает 4 диссертационных совета: - Диссертационный совет Д 212.027.01 по специальностям: 10.02.19теорияязыка (по филологическим наукам); 10.02 ... программ – до учебников, учебно-методических пособий и целостных УМК; подготовкинаучно- ...
  5. Отчет по учебно-методической работе филологии журналистики и межкультурных коммуникаций за 201 1 – 201 2 учебный год

    Отчет
    ... по специальности10.02.19Теорияязыка. нет КиМКТЯиЖ 4.5. Подготовка и лицензирование новых дополнительных профессиональных образовательных программ в ... компонента преподавания методик по дисциплинам кафедры. Организация внеклассной работы с учетом ...

Другие похожие документы..