textarchive.ru

Главная > Документ


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

ИТОГИ 2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА И ЗАДАЧИ

НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

Доклад начальника управления образования

администрации муниципального образования

город Гусь-Хрустальный В.В. Царева

на августовской конференции

26 августа 2010 года

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

19 августа на областной августовской конференции был старт заинтересованному разговору о задачах, которые поставлены перед отраслью образования в период перехода к реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Мы должны сегодня ответить на вопрос: А что нужно сделать, что изменить в работе наших учреждений, чтобы заявить, что мы готовы работать в новых условиях?

«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Так сформулированы задачи, стоящие перед школой 21 века в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Документ подписан Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым 4 февраля 2010 года.

       В текущем году завершается реализация Концепции модернизации российского образования, принятая в 2001 году. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" обеспечивает преемственность ее основных направлений. Определены пять ключевых направлений развития общего образования.

Качество образования будет обеспечиваться новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

       Теперь каждый родитель сможет понять, каких результатов достигнет их ребенок по окончании ступени образования, что он будет знать, что будет уметь, как сможет применять свои знания на практике.

2

В стандарте появились требования к условиям обучения, которые должны быть обеспечены для достижения требуемого современного качества образования. На данный момент утвержден стандарт начальной школы (1-4 класс). Обязательное его введение в соответствии с законом «Об образовании» начнется с 1 сентября 2011 года.

В наступающем учебном году введение стандарта в пилотных школах. В нашем городе в качестве экспериментальной определена средняя школа № 15. Два первых класса будут обучаться по новым образовательным стандартам. Школа выбрана неслучайно. В прошлом учебном году МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» получила статус школы с углубленным изучением ряда предметов. В третий раз за период с 2006 года коллектив школы стал обладателем гранта в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Пользуясь случаем, поздравляю коллектив педагогов, учащихся и родителей с очередной победой.

В прошедшем учебном году учителя прошли обучение, создаются условия для обучения детей.

Всего текущем учебном году особое внимание было уделено подготовке учителей начальных классов к введению ФГОС второго поколения. С этой целью были организованы и проведены семинары-практикумы с участием учебных центров и издательств г.Москвы- федеральный научно-методический центр им. Л.В.Занкова, учебный центр АПКи РО «Планета знаний», «Перспективная начальная школа». В рамках проведенных мероприятий учителей знакомили с УМК соответствующих ФГОС, основными подходами к реализации деятельностного подхода. Всего на данных мероприятиях приняло участие 76 педагогов ОУ.

Идеологической и методологической основой построения федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Основной задачей, которую ставит стандарт перед образовательными учреждениями, - воспитание гражданина России. Эта задача решается всем укладом школьной жизни в единстве учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения, его взаимодействием с основными институтами социализации, культуры, спорта, системы дополнительного образования детей, институтами гражданского общества. Задача развития и воспитания гражданина

3

России должна решаться всеми предметами учебного цикла и внеурочной внеучебной деятельностью учащихся. В начальной школе на это выделяется 10 часов в неделю. Разработчики стандарта предложили такие варианты деятельности как патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, оздоровительная работа и многое другое. Распределение часов производится руководством образовательного учреждения в соответствии с запросами учащихся и родителей. Школа не способна справиться с задачей формирования гражданского общества без важнейшего и первейшего института социализации ребенка – семьи. Предстоит большая работа по вовлечению семьи в процесс воспитания детей. К сожалению, вынужден констатировать, что современная система педагогического образования не готовит будущих учителей к работе с семьей. Необходима серьезная методическая работа с педагогами, должна усилиться работа психологов и социальных педагогов с родителями, чтобы добиться максимального понимания и приятия форм и методов работы с детьми и участия в совместной деятельности с образовательным учреждением.

В прошлом учебном году многим педагогическим коллективам удалось организовать работу совместную с родителями в период подготовки к празднованию 65- летия Великой Победы.

«Война и моя семья», «Военная фотография в моем семейном альбоме», сочинения и эссе для школьной экспозиции музеев. Участие родителей в торжественных мероприятиях в дошкольных образовательных учреждениях и школах.

В наступающем учебном году системообразующим должен стать Комплекс мер «Я – гусевчанин», утвержденный постановлением главы от 10.08.2010 № 442. Цель данной работы: сохранение и популяризация культурного наследия города, развитие чувства гражданственности, гордости и патриотизма за свою малую Родину. В 2011 году город будет отмечать 255-летие со дня рождения. Этой дате должна быть посвящена работа коллективов школ. Ко всем делам должны быть привлечены родители.

Успех реализация ФГОС возможен при условии качественного предшкольного образования.

4

Основным направлением деятельности управления образования в области дошкольного образования является обеспечение всеобщей доступности и повышение качества дошкольного образования. Данная проблема в городе решалась путем:

- оптимизации дошкольной сети, направленной на обеспечение запросов граждан города в дошкольных образовательных услугах;

- открытия дополнительных групп;

- реализации мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста;

- внедрения современных программ и технологий.

В настоящее время в городе работает 27 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Двадцать дошкольных образовательных учреждений (74%) аккредитованы на 1-ю и 2-ю категорию. В 2009-2010 учебном году 12 ДОУ успешно прошли аккредитацию.

По сравнению с прошлым годом охват детей дошкольными образовательными услугами увеличился на 2,3% и составляет 87,7% (в 2009г. - 85,4%), что выше среднего областного показателя (84,6%). В настоящее время в ДОУ воспитывается 3338 детей с 1 года до 7 лет (2009г. – 3293 ребенка).

Охват дошкольным образованием

В городе нет очередности на устройство детей в ДОУ, она имеется только в некоторых микрорайонах города (Жилучасток, Центральный рынок, Красный Химик). В резерве остаются места в ДОУ № 12, 29. В период с 1 сентября 2009 года открыты 4 дополнительные группы для детей раннего возраста на базе ДОУ № 9, 29, 37. Планируется открытие еще двух групп на базе ДОУ № 9 и № 12, что позволит родителям решить проблему устройства детей в детские сады по месту жительства.

5

Доступность дошкольного образования определяется разнообразием групп и режимов пребывания в них детей. В детских садах работают общеразвивающие, оздоровительные, логопедические и социальные группы, а так же группы кратковременного пребывания, что позволяет в полной мере удовлетворить запросы родителей. Удовлетворенность потребности населения в дошкольных образовательных услугах составляет 95% (при областном показателе 87%).

В городе исполняются финансовые обязательства, возложенные на органы местного самоуправления. С 1.01.2009г. постановлением Главы города установлен размер родительской платы за содержание ребенка в ДОУ не превышающий 20% допустимого уровня от стоимости содержания детей в ДОУ, а с родителей, имеющих 3-х и более детей – 10%. На сегодня родительская плата составляет 48 рублей в день, что ниже областного показателя (55 рублей). Стоимость содержания ребенка в день в ДОУ по сравнению с прошлым годом увеличилась до 279 рублей.

В целях социальной поддержки семьи предусмотрены льготы по оплате за содержание детей из многодетных и малообеспеченных семей, детям-инвалидам и тубинфицированным детям. Сегодня льготой пользуются 393 ребенка (11,7%). Количество льготников по сравнению с 2009г. увеличилось на 1,3%. Кроме этого все родители (законные представители) независимо от материального благополучия получают компенсационные выплаты по оплате за содержание детей в ДОУ. На реализацию переданных государственных полномочий органам местного самоуправления на компенсацию части родительской платы за содержание детей в ДОУ из средств областного бюджета было выделено 8063 тыс.руб. В отчетный период все дети – инвалиды были охвачены социальной поддержкой. На эти цели из областного бюджета была выделена 621 тыс.руб.

Количество льготников в ДОУ

6

Важнейшим качественным показателем развития системы дошкольного образования является доступность образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. В настоящее время в регистре получателей компенсации состоит 73 ребенка-инвалида дошкольного возраста. В настоящее время 39 детей-инвалидов (53,4%) посещают обычные и логопедические группы, получают дошкольные образовательные услуги на дому и консультативную помощь. С 1.09.2010г. 15 детей-инвалидов пойдут в школу, 12 из них прошли предшкольную подготовку на базе ДОУ.

Коррекционно-развивающей работой были охвачены все нуждающиеся дети. Для данной категории работали 24 группы, где воспитывалось 265 детей. В том числе 21 оздоровительныая группа, для часто болеющих и ослабленных детей, 3 логопедические группы и 5 логопунктов.

ДОУ оказывают консультативную и методическую помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Постоянно изучаются запросы родителей. В 24-х ДОУ работают консультативные пункты и «Школы молодой матери», где получили помощь 596 родителей. С февраля по май на базе ДОУ проходила учеба молодых родителей по подготовке детей к адаптации в ДОУ. В работе консультативных пунктов принимают участие врачи, психологи, логопеды.

На протяжении последних пяти лет основной задачей работы дошкольных образовательных учреждений является повышение качества дошкольного образования. В целях решения этой задачи серьезное внимание уделялось повышению качества организационно-управленческой деятельности руководителей ДОУ, выполнению временных государственных стандартов, развитию вариативных форм дошкольного образования, созданию условий для повышения профессионального мастерства педагогов.

Качество предоставляемых образовательных услуг во многом определяется кадровым потенциалом ДОУ и уровнем профессионализма педагогов. В настоящее время в ДОУ работает 359 педагогов: из них 304 (84,7%) имеют категорию. По сравнению с прошлым годом на 10,8% увеличилось количество педагогов, имеющих высшую, первую и вторую квалификационную категорию. По итогам аттестации 2010 года аттестовано 87 (24,2%) педагогов, из них 38

7

педагогов повысили и 49 педагогов подтвердили уровень квалификации.

Основной проблемой является то, что очень мало педагогов имеют высшую квалификационную категорию (6 человек).

Постоянно растет уровень профессионализма педагогических кадров. Из 359 педагогов в детских садах работают 338 (94,2%) педагогов с высшим и средним педагогическим образованием. 53 педагога являются студентами высших учебных заведений. В этом году еще 6 педагогов поступили в высшие учебные заведения.

Вместе с тем в ДОУ доля педагогов пенсионного возраста увеличилась на 5,4% и на сегодня составляет22,4% от всех работающих педагогов (2009г. – 17%).

Образовательный уровень педагогов ДОУ

Значительно улучшилась ситуация с прохождением курсовой подготовки. В 2010 году обучение на базе ВИПКРО прошли 104 педагога - заведующие ДОУ, старшие воспитатели, музыкальные руководители и воспитатели. Охват курсовой подготовкой составляет 92% , что выше областного показателя.

На базе ДОУ к школе было подготовлено 98,8% детей в возрасте 5-7 лет. В этом году по результатам диагностики 97,8% выпускников детских садов показали высокий и средний уровень готовности к школе.

7

Уровень готовности выпускников ДОУ к школе

Большинство выпускников ДОУ успешно адаптируются в школе и учителя дают положительную оценку успеваемости детей. В связи с утверждением новых требований к образовательным программам дошкольного образования и внедрением новых государственных стандартов начального школьного образования с педагогами ведется целенаправленная работа по обеспечению преемственности между детским садом и школой.

В этом году на базе СОШ №10 была проведена городская научно-практическая конференция на тему «Формирование будущего гражданина России и система духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников», где обсуждались вопросы преемственности в воспитании гражданина и патриота своей Родины.

Сотрудники и дети ДОУ № 38 принимали участие в областном семинаре ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на базе СОШ №4.

В целях раскрытия творческого потенциала педагогов и обмена опытом работы между дошкольными учреждениями ежегодно проводятся конкурсы среди педагогов.

С каждым годом увеличивается количество педагогов, участвующих в областных конкурсах. В этом году в конкурсах «Зеленый огонек» и «Пчелка» и Всероссийском экологическом форуме «Зеленая планета» участвовало 29 педагогов из 12 ДОУ (2009г. – 23 педагога из 7 ДОУ).

8

Участники областных конкурсов

Двенадцать коллективов детских садов участвовали в городском конкурсе «Румяные щечки», в ходе которого представили опыт работы по организации рационального питания. Победителями конкурса стали коллективы ДОУ № 20,40, 29, 37, 17.

Серьезное внимание в ДОУ уделяется организации дополнительного образования, ориентированного на способности и интересы воспитанников. Во всех детских садах налажена кружковая работа по различным видам деятельности: художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной, познавательно-речевой, экологической. В этом учебном году работало 128 кружков, которые посещали 1587 (66,6%) от общего количества детей с 3 до 7 лет (в 2009г. - 1465 (62,4%) детей). Воспитанники ДОУ продолжают занятия по интересам, обучаясь в школе.

На уровне города ежегодно проводятся смотры – конкурсы различной направленности: «Юные дарования», «Малышок», «Веселые старты», «Конкурс детского рисунка», которые способствуют развития творческих способностей детей. Городские конкурсы организуются совместно с комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике, «Городским информационно-библиотечным центром», Национальным парком «Мещера». В 2009-2010 учебном году было проведено 10 городских конкурсов, в которых приняли участие 1124 ребенка (62%).

По результатам конкурсов наибольшее количество призовых мест заняли коллективы ДОУ № 37, 40, 9, 3, 30.

Одной из приоритетных задач администрации ДОУ является создание условий для организации учебно-воспитательного процесса и летней оздоровительной работы, которой в этом году было охвачено более 3000 детей. Одновременно с подготовкой к новому учебному году, дошкольные образовательные учреждения проводили работу по подготовке к лицензированию образовательной и медицинской деятельности. В каждом ДОУ были проведены косметические ремонты

9

медицинских и процедурных кабинетов, приобретено дополнительное оборудование. Проведены косметические ремонты групп, ремонт игрового оборудования и благоустройство участков, изготовлено нестандартное физкультурное оборудование. На выполнение ремонтных работ были привлечены как бюджетные, так и внебюджетные средства (средства родителей, предприятий и организаций). В 2010 году проводится лицензирование образовательной деятельности в 22–ух ДОУ и лицензирование медицинской деятельности в 27 ДОУ. Лицензию на медицинскую деятельность имеют 2 МДОУ - №№ 29, 34 и 15 МДОУ прошли лицензионную экспертизу на медицинскую деятельность.

С 4.08.10 по 12.08.10 работала городская комиссия по приемке МДОУ к новому учебному году, которая отметила серьезную работу администрации и коллективов ДОУ по подготовке помещений, прогулочных участков, спортивных площадок. На участках появились цветники, огороды, экологические тропы, пополнился запас нестандартного оборудования. По результатам работы комиссии были отмечены коллективы ДОУ № 40 (зав. Н.В.Рыбина), а так же коллективы ДОУ № 3, 4, 12, 17, 20, 21, 25, 28, 29, 31, 34, 36, 37, 38.

Несмотря на проделанную работу в МДОУ остается ряд нерешенных проблем:

1. Основная из них, это проблема недоукомплектованности кадрами, т.к. на сегодня в ДОУ не хватает 10 воспитателей, 9 музыкальных руководителей и 5 медицинских сестер. За последние пять лет в ДОУ поступило всего пять молодых специалистов, в этом году – ни одного.

В целях решения этой проблемы управлением образования проводится работа по стимулированию труда педагогических работников и оказанию им мер социальной поддержки:

- установлена 30% доплата воспитателям к должностному окладу за работу с родителями, что позволило приостановить отток педагогических кадров из дошкольных образовательных учреждений; В 2009 - 2010г.г. выплачено 841 тыс.руб. (293 педагога);

- сотрудники имеют льготы по устройству детей и льготы от 50 до 100% по оплате за их содержание в ДОУ; В 2009-2010г.г. выплачено 140 тыс.руб. (15 педагогов);

10

- с целью решения кадровой проблемы на должность воспитателей переводятся младшие воспитатели, обучающиеся в ВУЗах и колледжах.

2. Следующая проблема – это недостаточность финансирования мероприятий по выполнению лицензионных условий и созданию материально-технической базы для осуществления образовательной деятельности в соответствии с нормами СанПиН. Из-за недостатка выделенных средств, не в полной мере ведется строительство недостающих веранд, своевременно не проводятся косметические ремонты помещений, асфальтирование дорожек, оборудование спортивных площадок и не в полной мере приобретается мебель, игровое и спортивное оборудование. Всего 7 (25,9%) ДОУ (в 2009г. - 7,4%) дошкольных образовательных учреждений оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.

Анализ работы ДОУ города показывает, что качество работы дошкольных учреждений позволяет обеспечить хорошую подготовку детей к школе, сохранить и укрепить их здоровье, обеспечить доступность дошкольного образования для всех категорий граждан

Ключевым элементом качественного образования в стратегии «Наша новая школа» названо обновленное содержание образования, способное раскрыть возможности детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном обществе.

Эта задача обеспечивается реализацией государственных образовательных стандартов через базисный учебный план.

С 2006 года начался поэтапный переход на новый федеральный базисный учебный план 2007г., который планируется завершить в 2010-2011 учебном году, включая 8,9 классы.

Основные изменения в содержании образования начальной школы связаны с реализацией учебных курсов федерального компонента (иностранный язык, «Практика работы на компьютере, регионального курса «Наш край», учебного курса «Основы здорового питания» (ОШ №5)).

Общее число учащихся, изучающих иностранный язык в школе I ступени, составляет 1825, из них 80% изучают английский язык, 16% - немецкий язык, 4% - французский язык. Во всех 2-4 классах школ города изучался курс «Наш край».

В школах города сложилась практика реализации различных дидактических систем и образовательных программ в системе начального образования. По-прежнему, предпочтение отдается

11

традиционной системе обучения, что составляет 95,3% и связано с наличием современных развивающих образовательных программ и УМК, реализующих идеи федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. 5 классов- комплектов, что составляет 4,7%, занимаются по системе Л.В. Занкова.

В рамках традиционной системы обучения по учебно-методическому комплекту «Школа России» занимается 69% начальных классов, что на уровне областного показателя, «Школа 2100» - 3,7% (областной показатель – 5%), «Гармония» - 17% (областной показатель – 4,6%), «Начальная школа XXI века» - 2,8% (областной показатель – 5%), начато освоение образовательной программы «Перспективная начальная школа» (1,9%), «Перспектива» (0,9%).

В настоящее время образовательные учреждения включились в подготовительную работу по переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального образования. Управлением образования разработан План мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В школе II ступени начато изучение курса «Обществознание» с 6 класса, в 9 классах активно ведется предпрофильная подготовка. Для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы велико значение учебного курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», на II ступени «Информатика» изучается в СШ № 1,2,3,4,10,15; в основной школе №9.

В общеобразовательных школах города работают 19 оборудованных компьютерных классов, в которых имеется 248 компьютеров. Учащиеся школ посещают элективные курсы «Интернет: среда и средство получения знаний», «Создание школьного сайта», «Компьютерный мир», участвуют в сетевых проектах, конкурсах, создают Интернет - газеты.

Активно используются компьютерные технологии как средство учебной деятельности по всем учебным предметам во всех средних общеобразовательных школах.

Воспитание гражданской ответственности осуществлялось не только в процессе преподавания предметов «История», «Обществознание», но и в 8 (67%) школах при изучении граждановедческих и правоведческих курсов, наиболее активно это

12

направление развивается в средней школе №1, основной школе №5. В школах № 3,7,9,10 изучается в качестве самостоятельного курса «Вокруг тебя – Мир», способствующий нравственному воспитанию учащихся в 5-7 классах.

В двух школах (ОШ №9, СШ №10) изучается религиоведческий курс «Основы православной культуры» по региональной программе.

Учащимся, не изъявившим желание изучать религиоведческие курсы, предлагаются курсы, формирующие нравственную культуру на основе нерелигиозных мировоззрений, в числе которых новый курс «Этика» (шк. №4,5,7,16).

Во всех общеобразовательных школах изучаются филологические курсы, 65% которых являются элективными, 38% разработаны педагогами школ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. УДК 342 531 ББК 67 620 61 (Рос) Д63 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» /

    Доклад
    ... –2009годы», «Комплексная программа развитиясистемыобразования Калужской области в 2006–2010 гг.», «Доступное жилье в Калужской области на ...
  2. Периодические издания поступившие в центр правовой информации в 2010 году

    Бюллетень
    ... Энергетической стратегии России на период до 2030 года)________________________________________________ 60 Юридическое образование и наука - №1 – 2010 Содержание ...
  3. Периодические издания поступившие в центр правовой информации в 2010 году

    Бюллетень
    ... Энергетической стратегии России на период до 2030 года)________________________________________________ 60 Юридическое образование и наука - №1 – 2010 Содержание ...
  4. Анализ работы МОУ ДПО ЦИМПО за 2010-2011 учебный год «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в городе Иркутске

    Документ
    ... Нашановаяшкола». В течение 2010-2011учебногогодазадачимуниципальной методической службы были направлены наразвитиемуниципальнойсистемыобразования, на реализацию основных направлений национальной образовательной инициативы «Нашановаяшкола» ...
  5. Долгосрочная целевая программа по реализации нациальной образовательной инициативы «наша новая школа» в муниципальном образовании город алапаевск на 2011-2015 годы»

    Программа
    ... годы. При неизменной формулировке стратегической цели развитиямуниципальнойсистемыобразования структура тактических задач отражает требования национальной образовательной инициативы «Нашановаяшкола» ...

Другие похожие документы..