textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


Примерная

основная образовательная программа

среднего профессионального образования

по специальности

073101 Инструментальное исполнительство

(по видам инструментов)

Москва 2011

Материал настоящего издания подготовлен:

В.С. Каменевой, заместителем директора по учебной работе ФГБОУ СПО «Центральная музыкальная школа (колледж) при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского »;

Составитель: В.С.Каменева, заместитель директора по учебной работе ФГБОУ СПО «Центральная музыкальная школа (колледж) при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского».

Главный редактор: А.О.Аракелова, заместитель директора Департамента науки и образования Минкультуры России, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации;

Рецензент: О.В.Худяков, декан факультета исторического и современного исполнительского искусства ФГБОУ ВПО «Московская государственная консерватория (университет) имени П.И.Чайковского».

1. Общие положения

    1. Определение

Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования (ПООП СПО) по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) является системой учебно-методических документов, сформированной на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по данной специальности и рекомендуемой средним профессиональным учебным заведениям (далее – учебным заведениям) для использования при разработке основной образовательной программы (ООП) среднего профессионального образования по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) в части:

  • компетентностно-квалификационной характеристики выпускника;

  • содержания и организации образовательного процесса;

  • ресурсного обеспечения реализации основной профессиональной образовательной программы;

  • государственной (итоговой) аттестации выпускников.

1.2. Цель разработки ПООП СПО по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

Целью разработки примерной основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС СПО по данной специальности, а также создание рекомендаций учебным заведениям для разработки основной образовательной программы по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов).

1.3. Характеристика ОПОП СПО по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

В Российской Федерации по данной специальности реализуется основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования углубленной подготовки, освоение которой позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификации, соответствующие виду инструментов основной профессиональной образовательной программы.

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основной профессиональной образовательной программы (в часах) для очной формы обучения и соответствующие квалификации приведены в таблице 1:

Сроки, трудоемкость освоения ОПОП и квалификации выпускников

по видам инструментов

Таблица 1

Наименование

ОПОП

и

видов ОПОП

Квалификации

Нормативный

срок освоения ОПОП

Трудоемкость

(в часах)1

Код в соответствии

с принятой классификацией ОПОП

Наименование

Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

52

10 лет 10 месяцев

20736

Фортепиано

Артист-инструменталист, (концертмейстер), преподаватель

Оркестровые струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас (возможно арфа)

Артист-инструменталист, преподаватель

Оркестровые духовые и ударные инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон (возможно туба, тенор, баритон, саксофон), ударные инструменты)

Артист-инструменталист, преподаватель

Инструменты народного оркестра (домра, балалайка, баян, аккордеон, гитара (возможно гусли, гармонь)

Артист-инструменталист, (концертмейстер),

преподаватель

Орган

Артист-инструменталист, (концертмейстер),

преподаватель

Национальные инструменты народов России

Артист-инструменталист, (концертмейстер),

преподаватель

При приеме на ОПОП учебное заведение проводит вступительные испытания творческой направленности.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

2.1. Область профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников: музыкально-инструментальное исполнительство; музыкальная педагогика в детских школах искусств, детских музыкальных школах и других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО; организация и проведение концертов и прочих сценических выступлений, музыкальное руководство творческими коллективами.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

музыкальные произведения разных эпох и стилей;

музыкальные инструменты;

творческие коллективы;

детские школы искусств, детские музыкальные школы и другие учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения, учреждения СПО;

образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

слушатели и зрители театров и концертных залов;

театральные и концертные организации;

учреждения культуры, образования.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускников

Исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста оркестра, ансамбля, концертмейстера, солиста на различных сценических площадках).

Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).

3. Требования к результатам освоения ОПОП

На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.

ОК 12. Использовать результаты освоения предметной области «Искусство» основной образовательной программы основного общего образования в профессиональной деятельности.

ОК 13. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

ОК 14. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Исполнительская деятельность

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.

Педагогическая деятельность

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в Детских школах искусств и Детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

4. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса

4.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график должен соответствовать положениям ФГОС СПО и содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности полугодий, семестров, промежуточных аттестаций (зачетно-экзаменационных сессий), практик, каникулярного времени (приложения 1,3,5,7,9,11).

4.2. Примерный учебный план

Примерный учебный план, составленный по циклам дисциплин, включает базовую и вариативную части, перечень дисциплин, междисциплинарные курсы, их трудоемкость и последовательность изучения, а также разделы практик. При формировании учебным заведением «Вариативной части» учебного плана необходимо руководствоваться целями и задачами настоящего ФГОС СПО, также компетенциями выпускника, указанными в ФГОС СПО.

Формирование учебным заведением цикла «Вариативная часть» и введение в разделы практики аудиторных занятий должно основываться на исторических традициях в подготовке профессиональных кадров в области музыкального искусства, а также расширении компетенций выпускника, связанных с потребностями рынка труда и запросами обучающихся. При этом учебное заведение должен учитывать имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда преподавательского состава (приложения 2,4,6,8.10,12).

4.3. Аннотации к примерным программам учебных дисциплин, практик, МДК

Аннотации представлены к примерным программам учебных дисциплин, практик и МДК базовой части ФГОС CПО. Аннотации позволяют получить представление о структуре и содержании самих примерных программ (Приложение 13).

5. Ресурсное обеспечение основной профессиональной образовательной программы

Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам, видам практик.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основной профессиональной образовательной программы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин, междисциплинарных курсов видов основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Образовательное учреждение должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, практической, творческой работы обучающихся, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

При выполнении обучающимися практических занятий в качестве обязательного компонента необходимо включать практические задания с использованием персональных компьютеров.

Минимально необходимый для реализации ПООП перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя следующее:

Кабинеты:

начальных классов;

русского языка и литературы;

математики и информатики;

иностранных языков;

истории, географии и обществоведения;

физики;

химии и биологии;

гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

мировой художественной культуры;

музыкально-теоретических дисциплин;

музыкальной литературы.

Учебные классы:

для групповых и индивидуальных занятий;

для занятий по дисциплине «Оркестровый класс» со специализированным оборудованием;

для занятий по дисциплине «Дирижирование», оснащенные зеркалами и двумя роялями;

для проведения оркестровых и ансамблевых занятий.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

концертный зал от 100 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием, с органом при реализации профессионального модуля 01.05. «Орган»;

малый концертный зал от 30 посадочных мест с концертными роялями,пультами и звукотехническим оборудованием, с учебным органом приреализации профессионального модуля 01.05. «Орган»;

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), соответствующими профилю подготовки).

Для проведения занятий с обучающимися, осваивающими ОПОП по виду инструментов «Фортепиано», учебные аудитории для индивидуальных занятий должны быть оснащены роялями. При этом площадь учебной аудитории должна составлять не менее 18 кв.м.

Для проведения занятий с обучающимися, осваивающими ОПОП по видам инструментов «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Национальные инструменты народов России», учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 12 кв.м.

При реализации ОПОП по специальности Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) учебное заведение должно быть оснащено следующими инструментами:

по виду Фортепиано — роялями;

по виду Орган — концертным органом, аудиторией с учебным органом;

по виду Оркестровые струнные инструменты — комплектом оркестровых струнных инструментов, пультами;

по виду Оркестровые духовые и ударные инструменты — комплектом оркестровых духовых и ударных инструментов, пультами;

по виду Инструменты народного оркестра — комплектом инструментов народного оркестра, пультами;

по виду Национальные инструменты народов России — музыкальными инструментами, согласно профилю подготовки.

Для проведения занятий по дисциплине «Музыкальная информатика» образовательное учреждение должно располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.

При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

В образовательном учреждении должны быть обеспечены условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта всех музыкальных инструментов, находящихся на его балансе.

6. Требования к условиям реализации ОПОП

6.1. Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на ОПОП по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) осуществляется в первый класс.

При приеме абитуриентов на данную образовательную программу учебное заведение проводит вступительные испытания творческой направленности.2

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает творческие задания, позволяющие определить музыкально-слуховые данные абитуриента, музыкальную память, координационно-ритмические способности, уровень подготовки игры на инструменте.

При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

проверка музыкальных данных (слуховых, ритмических, музыкальной памяти);

исполнение на инструменте (для абитуриентов, обладающих исполнительскими навыками);

проведение собеседования (в том числе, в виде тестов) для определения элементарных навыков подготовки к общеобразовательной школе (внимание, логическое мышление, память), уровня психологической адаптации.

Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

1. Проверка музыкальных данных (для всех видов инструментов):

чистота интонирования:

пение заранее подготовленной песенки без сопровождения фортепиано;

слуховой навык:

определение отдельно взятых педагогом на фортепиано звуков (в диапазоне голоса абитуриента). Поступающий должен либо подобрать их на фортепиано, либо пропеть, называя ноты.

определение интервалов (консонансы) и аккордов (мажорные и минорные трезвучия с обращениями, септаккорды), сыгранных педагогом на фортепиано. Поступающий должен подобрать каждый интервал и аккорд на фортепиано и/или пропеть его нотами. По желанию абитуриента можно предварительно пропеть интервал или аккорд на любые слоги;

музыкальная память:

запомнить и подобрать на фортепиано и/или спеть, называя ноты, сыгранную педагогом мелодию. Мелодия состоит из четырех тактов, звучит в размере 2/4 или 3/4. В мелодической линии может быть скачок. Ритмический рисунок мелодии состоит из восьмых, четвертных и половинных нот, тональности – до двух знаков при ключе. Мелодия звучит не более двух раз;

ритмическая память:

    • определение ритмического рисунка и повторение его хлопками. Педагог не более двух раз играет несколько мелодий с ритмическими рисунками, включающими шестнадцатые, пунктирный ритм, триоли и синкопы. Мелодии состоят из четырех тактов.

по виду инструментов «Фортепиано»

Исполнение сольной программы

Поступающий может исполнить:

  • полифоническое произведение;

  • один этюд;

  • классическое сонатное allegro или классические вариации;

  • пьесу.

Примерная программа:

  • полифонические пьесы: пьесы И.С.Баха из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах», маленькие прелюдии, инвенции;

  • этюды: А.Лемуана, К.А.Лешгорна, К.Черни-Гермера (I-II тт.);

  • вариации или часть сонатины: В.А.Моцарта, М.Клементи, Д.Чимарозы, Ф.Кулау, Й.Гайдна:

  • пьесы: П.И.Чайковского из «Детского альбома», С.С.Прокофьева из «Детской музыки», Р.Шумана из «Альбома для юношества».

по виду инструментов «Оркестровые струнные инструменты»

(скрипка, альт, виолончель (арфа))

Исполнение сольной программы:

Поступающий может исполнить:

Скрипка:

  • любая гамма;

  • этюд;

  • пьеса или одна часть концерта.

Альт:

  • любая гамма;

  • этюд (или пьеса);

  • пьеса;

Виолончель:

  • гаммы До мажор, Соль мажор с открытыми струнами в 2 октавы;

  • этюд;

  • две разнохарактерные пьесы.

Арфа:

  • упражнения, гаммы, арпеджио (например, по сборнику М.Рубин «Упражнения. Хрестоматия для арфы. 1-3 классы» или К. Эрдели «Сборник упражнений»);

  • этюд (Н.Бокса, Х.Рубиа, К.Эрдели);

  • пьеса (например, М.Гранжани «Мечты», «Звезды»; Ж.Ф.Данрие «Игра в волан», Л.Хассельманс «Прялка»)

по виду инструментов «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон

(возможно туба, тенор, баритон, саксофон), ударные инструменты

Определение ярко выраженных музыкальных способностей (слух, память, ритм), общемузыкальной подготовки, а также подходящие физические данные (поступающие должны обладать здоровым сердцем и легкими, а также нормальным строение губ, зубов и рук). Возможно исполнение произвольной программы на любом инструменте в случае, если абитуриент обладает исполнительскими навыками.

по виду инструментов «Инструменты народного оркестра»

(домра, балалайка, аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь)

Определение ярко выраженных музыкальных способностей (слух, память, ритм), общемузыкальной подготовки. Возможно исполнение произвольной программы на любом инструменте, в случае, если абитуриент обладает исполнительскими навыками.

по виду инструментов «Орган»

Требования к поступающим соответствуют требованиям по виду инструмента «Фортепиано». Возможно исполнение программы на фортепиано, в случае, если абитуриент обладает исполнительскими навыками.

по виду инструментов «Национальные инструменты народов России»

Определение ярко выраженных музыкальных способностей (слух, память, ритм), общемузыкальной подготовки. Возможно исполнение произвольной программы на любом инструменте, в случае, если абитуриент обладает исполнительскими навыками.

6.2. Рекомендации по использованию образовательных технологий

6.2.1. Методы организации и реализации образовательного процесса

а) методы, направленные на теоретическую подготовку:

урок,

лекция;

семинар;

практические занятия (индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по исполнительским дисциплинам и дисциплинам в области теории и истории музыки);

самостоятельная работа обучающихся;

коллоквиум;

консультация;

различные межсеместровые формы контроля теоретических знаний;

б) методы, направленные на практическую подготовку:

индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по исполнительским дисциплинам;

мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов;

академические концерты;

учебная практика;

реферат;

выпускная квалификационная работа.

При реализации учебным заведением ОПОП по видам инструментов «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Национальные инструменты народов России» необходимо обеспечивать подготовку специалистов на базе учебных творческих коллективов – оркестров (симфонического, камерного, духового, народных инструментов, оркестра национальных инструментов), сформированных из обучающихся по данной образовательной программе. При необходимости, учебные творческие коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами, но не более чем на 20%.

Учебное заведение обязано планировать работу концертмейстеров из расчета 100% количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по междисциплинарным курсам профессиональных модулей, требующим сопровождения концертмейстера.

На виды учебной практики, требующие сопровождения концертмейстера, необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившейся традиции и методической целесообразности, но не менее 50% от объема времени, отведенного на изучение данного вида практики.

Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий:

групповые занятия – не более 25 человек обучающихся данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;

по дисциплинам «Музыкальная литература», «Народная музыкальная культура» – не более 15 человек;

мелкогрупповые занятия – от 2-х до 8-ми человек;

индивидуальные занятия – 1 человек.

6.2.2. Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки

Урок. Урок – основная форма учебного процесса в освоении основных образовательных программ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Урок характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль учителя и учащихся. При этом, на каждом уроке целенаправленно решаются и задачи воспитания. Различают обычно следующие основные типы уроков:

организации восприятия и усвоения новых знаний;

формирования навыков и умений;

формирования опыта творческой деятельности (или проблемный урок);

комбинирующий урок (объединяющий 2 или 3 первых типа).

Лекция. Рекомендуется использовать различные типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительную (готовящую обучающегося к более сложному материалу), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющую обучающихся к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы), междисциплинарную.

Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у обучающегося соответствующих компетенций и соответствовать выбранным преподавателем методам контроля.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:

Практические занятия. Этоиндивидуальные, мелкогрупповые и групповые занятия, которые проводятся по дисциплинам учебного плана. К практическим занятиям также относятся репетиции и творческие вступления обучающихся. В рамках творческих выступлений обучающихся должны быть предусмотрены встречи с представителями учреждений культуры (филармоний, театров, концертных организаций и т.д.), учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений, средств массовой информации.

Семинар. Этот метод обучения должен проходить в различных диалогических формах – дискуссий, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, обсуждения результатов работ обучающихся (докладов, сообщений).

К участию в семинарах могут привлекаться ведущие деятели искусства и культуры, специалисты-практики.

Самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую обучающимся вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться обучающимся в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.

Реферат. Форма практической самостоятельной работы обучающегося, позволяющая ему критически освоить один из разделов учебной программы дисциплины или междисциплинарного курса. Рекомендуемый план реферата: 1) тема, предмет (объект) и цель работы; 2) метод проведения работы; 3) результаты работы; 4) выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы; 5) области применения, 6) библиография. В течение семестра рекомендуется выполнять не более одного реферата.

6.2.3. Требования к организации учебной практики обучающихся

Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная и производственная практики проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики определяются образовательным учреждением самостоятельно.

Учебная практика

Учебная практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения (суммарно – 20 недель) в форме учебно-практических аудиторных занятий под руководством преподавателей и дополняет междисциплинарные курсы профессиональных модулей.

Реализация учебной практики осуществляется следующим образом:

УП.01.«Фортепиано»

УП.01.01. Концертмейстерская подготовка

УП.01.02. Фортепианный дуэт

УП.01.03. Чтение с листа и транспозиция

УП.01.04. Ансамблевое исполнительство

УП.01.05. Учебная практика по педагогической работе

«Оркестровые струнные инструменты» – УП.02.

УП.02.01. Оркестровый класс

УП.02.02. Ансамблевое исполнительство

УП.02.0. Учебная практика по педагогической работе

«Оркестровые духовые и ударные инструменты» – УП.03.

УП.03.01. Оркестровый класс

УП.03.02. Ансамблевое исполнительство

УП.03.03. Учебная практика по педагогической работе

«Инструменты народного оркестра» – УП.04.

УП.04.01. Оркестровый класс

УП 04.02. Концертмейстерская подготовка

УП.04.03. Учебная практика по педагогической работе

«Орган» – УП.05.

УП.05.01. Концертмейстерская подготовка

УП.05.02. Фортепианный дуэт (орган и фортепиано)

УП.05.03. Чтение с листа и транспозиция

УП.05.04. Ансамблевое исполнительство

УП.05.05. Учебная практика по педагогической работе

«Национальные инструменты народов России» – УП.06.

УП.06.01. Оркестровый класс

УП.06.02. Концертмейстерская подготовка

УП.06.03. Учебная практика по педагогической работе

Учебная практика по педагогической работе проводится в активной форме и представляет собой занятия студента с практикуемым (учащимися детской музыкальной школы, детской школы искусств, других учреждений дополнительного образования детей или обучающимся в секторе педагогической практики, по профильным образовательным программам) под руководстовм преподавателя. Результатом учебной практики по педагогической работе студента является открытый урок с практикуемым, по итогам которого проводится широкое обсуждение проведенного занятия.

Учебная практика по педагогической работе может проходить как под руководством преподавателя учебного заведения, в котором обучается студент, так и под руководством преподавателя детской музыкальной школы, детской школы искусств, других учреждений дополнительного образования детей. В случае прохождения студентом данной учебной практики под руководством преподавателя другого образовательного учреждения, с данным преподавателем заключается договор на соответствующий вид и объем работ.

При прохождении студентом учебной практики по педагогической работе в другом образовательном учреждении учебное заведение, в котором обучается студент, должно заключить договор о сотрудничестве с данным образовательным учреждением, в котором среди прочих необходимо обозначить условия по предоставлению учебных аудиторий для проведения занятий студента с практикуемым.

Производственная практика

Производственная практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения (23 нед.). Производственная практика состоит из двух этапов:

  • производственная практика (по профилю специальности) – 21 нед.; производственная практика (педагогическая) – 2 нед.;

  • производственная практика (преддипломная) – 2 нед.

Производственная практика (по профилю специальности) проводится рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу студентов: подготовка к концертным выступлениям, выступления на конкурсах, фестивалях, участие в концертных программах, в том числе проводимых учебным заведением.

Производственная практика (педагогическая) проводится рассредоточено в течение всего периода обучения в пассивной форме в виде ознакомления с методикой преподавания игры на инструменте (по видам инструментов) в классах опытных преподавателей. Базами производственной (педагогической) практики должны быть детские школы искусств, детские музыкальные школы, другие образовательные учреждения дополнительного образования детей, общеобразовательные учреждения. Отношения с данными образовательными учреждениями должны оформляться договором.

Производственная практика (преддипломная) проводится рассредоточено в течение III-IV семестров под руководством преподавателя. Производственная практика (преддипломная) включает практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной (итоговой) аттестации.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций или самого учебного заведения.

Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому этапу производственной практики определяются образовательным учреждением самостоятельно.

Производственная и преддипломная практики должны проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профессиональной подготовке обучающихся.

6.3. Требования к кадровому обеспечению

Реализация основной профессиональной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины,междисциплинарных курсов. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 95% в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной профессиональной образовательной программе.

Наличие опыта работы в организациях и учреждениях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях и учреждениях не реже 1 раза в 5 лет. К профильным организациям и учреждениям относятся учреждения культуры (филармонии, театры, концертные организации, творческие коллективы), а также образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, реализующие образовательные программы в области музыкально-инструментального искусства.

До 10% от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания Российской Федерации в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.

Преподаватели учебного заведения должны регулярно осуществлять художественно-творческую и методическую работу, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

К методической работе преподавателей наряду с разработкой учебно-методических пособий, написанием и подготовкой к изданию учебников, могут приравниваться следующие формы художественно-творческой деятельности, которые публично представлены, опубликованы, или имеются в виде аудио- и видеозаписи:

новая сольная концертная программа музыканта-исполнителя;

участие в качестве артиста оркестра или ансамбля в новой концертной программе оркестра или ансамбля;

создание произведения музыкального искусства;

создание переложений, аранжировок и других форм обработки музыкальных произведений.

Оценку художественно-творческой деятельности преподавателей осуществляет Совет учебного заведения. Результаты оценки художественно-творческой деятельности преподавателей утверждаются руководителем учебного заведения.

К формам повышения квалификации преподавателей могут относиться:

присуждение государственной премии;

присвоение почетного звания;

присуждение ученой степени;

присвоение ученого звания;

получение звания лауреата международного или всероссийского конкурса.

6.4. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости,

промежуточной и государственной (итоговой) аттестации,

разработке соответствующих фондов оценочных средств

Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную (итоговую) аттестацию выпускников.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется по двум основным направлениям:

оценка уровня освоения дисциплин, МДК, видов практик;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. В качестве средств промежуточного контроля используются зачёты и экзамены, которые также могут проходить в форме технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ и пр. Учебным заведением должны быть разработаны критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются учебным заведением.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС СПО по данной специальности, соответствовать целям и задачам ОПОП и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общих и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения дисциплин, междисциплинарных курсов и практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Оценки должны быть выставлены по каждой дисциплине общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического циклов, за исключением дисциплины «Физическая культура», по каждой общепрофессиональной дисциплине, а также по каждому междисциплинарному курсу. Оценки по разделам междисциплинарных курсов (дисциплинам, входящим в состав междисциплинарного курса) могут выставляться по решению Совета учебного заведения на основании учебного плана, утвержденного директором учебного заведения.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) профессионального цикла в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по ОПОП СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Государственная (итоговая) аттестация включает:

подготовку и представление выпускной квалификационной работы (дипломной работы) – «Исполнение сольной программы».

государственные экзамены:

по виду инструментов «Фортепиано»:

«Камерный ансамбль» по междисциплинарному курсу «Ансамблевое исполнительство»;

по междисциплинарному курсу «Концертмейстерский класс»;

по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»;

по виду «Оркестровые струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас (возможно арфа)»:

«Камерный ансамбль» по междисциплинарному курсу «Ансамблевое исполнительство»;

по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»;

по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон (возможно туба, тенор, баритон саксофон):

«Ансамбль» по междисциплинарному курсу «Ансамблевое исполнительство»

по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»;

по виду «Инструменты народного оркестра (домра, балалайка, аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь)»:

«Концертмейстерский класс и ансамбль» по междисциплинарным курсам «Ансамблевое исполнительство» и «Концертмейстерский класс»;

по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»;

по виду «Орган»:

«Камерный ансамбль» по междисциплинарному курсу «Ансамблевое исполнительство»;

по междисциплинарному курсу «Концертмейстерский класс»;

по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»;

по виду «Национальные инструменты народов России»:

«Концертмейстерский класс и ансамбль» по междисциплинарным курсам «Ансамблевое исполнительство» и «Концертмейстерский класс»;

по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность».

Учебным заведением должны быть разработаны критерии оценок государственной (итоговой) аттестации.

Тематика выпускной квалификационной работы «Исполнение сольной программы» должна соответствовать содержанию одного или нескольких междисциплинарных курсов.

Репертуар сольной программы выпускника не позднее, чем за 4 месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, должен быть обсужден в соответствующем структурном подразделении учебного заведения (отделе или предметно-цикловой комиссии) и утвержден Советом учебного заведения. Репертуар сольной программы должен охватывать произведения различных жанров и стилей.

Каждый вид государственной (итоговой) аттестации заканчивается оценкой, временной интервал между разделами государственной (итоговой) аттестации должен быть не менее 3-х дней.

Требования к государственным экзаменам определяются учебным заведением.

Государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» может включать: ответы на вопросы (билеты), выполнение тестовых заданий по вопросам методики и педагогики, теории, истории и практики музыкального искусства, в том числе музыкального исполнительского искусства.

При прохождении государственной (итоговой) аттестации выпускник должен продемонстрировать (по видам инструментов):

  • владение (или практический опыт владения):

достаточным набором художественно-выразительных средств игры на инструменте для осуществления профессиональной деятельности в качестве солиста, оркестранта, ансамблиста (владение различными техническими приемами игры на инструменте, различными штрихами, разнообразной звуковой палитрой и другими средствами исполнительской выразительности, спецификой ансамблевого и оркестрового исполнительства, сценическим артистизмом).

  • умение:

осуществлять на хорошем художественном и техническом уровне музыкально-исполнительскую деятельность (соло, в ансамбле, в оркестре);

создавать интерпретацию исполняемого музыкального произведения разных стилей и жанров, в том числе и для различных составов;

аккомпанировать вокалистам, исполнителям на других инструментах;

слышать в ансамбле все исполняемые партии, согласовывать исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения;

  • знание:

сольного, ансамблевого, оркестрового репертуара, включающего произведения зарубежных и отечественных композиторов разных исторических периодов (от периодов барокко и классицизма до конца ХХ века);

различных направлений, стилей и жанров музыкального искусства;

сочинений крупной формы (сонат, вариаций, концертов), полифонических произведений, виртуозных пьес и этюдов, сочинений малых форм, а также вокальной музыки различных жанров;

репертуара для различных видов ансамблей.

В области педагогических основ преподавания творческих дисциплин, учебно-методического обеспечения учебного процесса выпускник должен продемонстрировать:

умение:

осуществлять педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;

использовать теоретические знания в области психологии общения в педагогической деятельности;

пользоваться специальной литературой; подбирать репертуар с учетом индивидуальных особенностей ученика;

знание:

основ теории воспитания и образования;

психолого-педагогических особенностей работы с детьми школьного возраста;

требований к личности педагога;

основных исторических этапов развития музыкального образования в России и за рубежом;

основных положений законодательных и нормативных актов в области образования, непосредственно связанных с деятельностью образовательных учреждений дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, прав и обязанностей обучающихся и педагогических кадров;

творческих и педагогических исполнительских школ;

современных методов обучения игре на инструменте;

педагогического репертуара детских музыкальных школ и детских школ искусств;

профессиональной терминологии.

Приложение 1

Примерный график учебного процесса

УТВЕРЖДАЮ

Форма обучения очная

ДИРЕКТОР ГОУ СПО

Нормативный срок обучения – 10 лет 10 месяцев

Прием – на базе 1 класса

«____» _______________ 20___ года

Специальность – 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) углубленной подготовки

Фортепиано

Графикучебногопроцесса

Классы, курсы

Сентябрь

29.09 – 5.10

Октябрь

27.10 – 2.11

Ноябрь

Декабрь

29.12 – 4.01

Январь

26.01 – 1.02

Февраль

23.02 – 1.03

Март

30.03 – 5.04

Апрель

27.04. – 3.05

Май

Июнь

29.06 – 5.07

Июль

27.07 – 2.08

Август

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

6 – 12

13 – 19

20 – 26

3 – 9

10 – 16

17 – 23

24 – 30

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

5 – 11

12 – 18

19 – 25

2 –8

9 – 15

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23 – 29

6 – 12

13 – 19

20 – 26

4 – 10

11 – 17

18 – 24

25 – 31

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

6 – 12

13 – 19

20 – 26

3 – 9

10 – 16

17 – 23

24 – 31

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

1

=

=

=

=

::

0

0

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

2

=

=

=

=

::

0

0

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

3

=

=

=

=

::

0

0

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

4

=

=

=

=

::

::

0

0

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

5

=

=

=

=

::

::

0

0

=

=

=

=

=

=

=

=

6

=

=

=

=

::

0

0

0

=

=

=

=

=

=

=

=

7

=

=

=

=

::

0

0

0

=

=

=

=

=

=

=

=

8

::

=

=

::

::

0

0

=

=

=

=

=

=

=

=

9

::

=

=

::

::

0

0

=

=

=

=

=

=

=

=

10

::

=

=

::

::

0

0

=

=

=

=

=

=

=

=

11

::

=

=

0

::

::

Х

Х

III

III

III

III

Сводные данные по бюджету времени

Классы, курсы

Недель

Обязательная нагрузка (ч.)

Промежуточная аттестация

(нед.)

Производственная практика

(по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

Государственная (итоговая) аттестация (нед.)

Каникулы

(нед.)

Всего

1

34

918

1

2

15

52

2

34

1020

1

2

15

52

3

34

1088

1

2

15

52

4

34

1174

2

2

14

52

5

36

1348

2

2

12

52

6

36

1440

1

3

12

52

7

36

1440

1

3

12

52

8

36

1440

3

2

11

52

9

36

1440

3

2

11

52

I

36

1440

3

2

11

52

II

32

1248

3

1

2

4

2

44

Итого

384

13996

21

23

2

4

130

564


Обозначения:

Теоретическое обучение

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

: :


Промежуточная аттестация

Государственная (итоговая) аттестация

=

Р

:=


Каникулы

Приложение 2

Примерный учебный план

по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

Фортепиано

Квалификации: артист-инструменталист, (концертмейстер), преподаватель

Индекс

Наименование дисциплин

Распределение по классам (курсам)

Учебная нагрузка

Обязательные учебные занятия, ч.

Распределение обязательных учебных занятий по классам (курсам)

экзаменов

Зачетов

Контрольных работ

Максимальная учебная нагрузка, ч

Самостоятельная учебная нагрузка, ч.

Всего

в том числе

Групповые

М/групповые

Индивид.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1 курс

2 курс

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

IIс

IIIс

IVс

16

18

16

18

16

18

16

18

16

20

16

20

16

20

16

20

16

20

16

20

16

16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

ОД.00

ФГОС НОО, ФГОС ООО, федеральный компонент среднего (полного) общего образования

 

 

 

13095

4365

8730

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОД. 01

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

 

 

 

4464

1488

2976

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО. 01.01

Предметная область «Филология»

 

 

 

1838

646

1292

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД.

01.01.01

Русский язык. Родной язык

 

 

1 – 4

 

 

544

544

 

 

4

4

4

4

4

4

4

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 01.01.02

Литературное чтение

 

 

1 – 4

 

 

544

544

 

 

4

4

4

4

4

4

4

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 01.01.03

Иностранный язык

 

 

2 – 4

 

 

204

204

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО 01.02

Предметная область «Математика и информатика»

 

 

 

816

272

544

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 01.02.01

Математика и информатика

 

 

1 – 4

 

 

544

544

 

 

4

4

4

4

4

4

4

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО 01.03

Предметная область «Обществознание и естествознание»

 

 

 

408

136

272

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 01.03.01

Окружающий мир

 

 

1 – 4

 

 

272

272

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО. 01.04

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры России»

 

 

 

27

9

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 01.04.01

Основы духовно-нравственной культуры народов России

 

 

4

 

 

18

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО. 01.05

Предметная область «Искусство»

 

 

 

357

119

238

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 01.05.01

Изобразительное искусство (ИЗО)

 

 

1 – 4

 

 

136

136

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 01.05.02

Слушание музыки и Музыкальная литература

 

 

1 – 3

 

 

102

 

102

 

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО. 01.06

Предметная область «Технология»*

 

 

 

510

170

340

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 01.06.01

Ритмика

3

(2пг)

 

1;2,3

(1пг)

 

 

204

 

204

 

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 01.06.02

Хор

 

 

1 – 4

 

 

136

136

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО. 01.07

Предметная область «Физическая культура»

 

 

408

136

272

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 01.07.01

Физическая культура

 

1-4

 

 

 

272

272

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недельная нагрузка учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

21

23

23

23

23

20

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОД.02

ФГОС ООО

 

 

 

6525

2175

4350

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.02.01

Предметная область «Филология»

 

 

 

2268

756

1512

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 02.01.01

Русский язык. Родной язык

9

 

5 – 8

 

 

648

648

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

4

4

4

4

4

4

2

2

 

 

 

 

ПОД. 02.01.02

Родная литература

 

9

5 – 8

 

 

432

432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

ПОД. 02.01.03

Иностранный язык. Второй иностранный язык

 

9

5 – 8

 

 

432

 

432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

 

 

 

 

ПО. 02.02

Предметная область «Общественно-научные предметы»

 

 

 

1080

360

720

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 02.02.01

История России. Всеобщая история

9

 

 

 

 

360

360

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

ПОД. 02.02.02

Обществознание

 

 9

(2пг)

9

(1пг)

 

 

72

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

ПОД. 02.02.03

География

 

 9

(2пг)

5 – 9

(1пг)

 

 

288

288

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

 

 

 

 

ПО.02.03

Предметная область «Математика и информатика»

 

 

 

918

306

612

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 02.03.01

Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика

9

 9

(1пг)

5 – 8

 

 

612

612

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

4

4

3

3

3

3

3

3

 

 

 

 

ПО.02.04

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 

 

 

78

26

52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 02.04.01

Основы духовно-нравственной культуры народов России

 

 5

(1пг)

 

 

16

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 02.04.02

Народная музыкальная культура

 

8

(2пг)

 8

(1пг)

 

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

ПО. 02.05

Предметная область «Естественнонаучные предметы»

 

 

 

864

288

576

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 02.05.01

Физика

 

7

(2пг)

5 – 7 (1пг)

 

 

216

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 02.05.02

Биология

 

7

(2пг)

5 – 7 (1пг)

 

 

216

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 02.05.03

Химия

 

8

(2пг)

7 – 8 (1пг)

 

 

144

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

ПО.ОД 02.06

Предметная область «Искусство»

 

 

 

30

10

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД 02.06.01

История мировой культуры

 

5

 (2пг)

 

 

20

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.02.07

Предметная область «Технология»**

 

 

 

804

268

536

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД. 02.07.01

Музыкальная литература

8,9

 7

(2пг)

4-7 (1пг)

 

 

536

 

536

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

 

 

 

 

ПО.02.08

Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»

 

 

 

483

161

322

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОД 02.08.01

Физическая культура

 

5-8

 

 

 

288

288

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

ПОД. 02.08.02

Основы безопасности жизнедеятельности

 

4

(2пг) 

4

(1пг)

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недельная нагрузка учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

3

27

27

24

24

26

26

23

23

18

18

 

 

 

 

ОД.03

Федеральный компонент среднего (полного) общего образования

 

 

 

2106

702

1404

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОД.03.01

Базовые учебные дисциплины

 

 

 

1086

362

724

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОД. 03.01.01

Русский язык

IV

 

I-III

 

 

68

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

ОД. 03.01.02

Литература

IV

 

I-III

 

 

136

136

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

ОД. 03.01.03

Иностранный язык

III

I,IV

 

 

136

 

136

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

ОД. 03.01.04

Обществознание (включая экономику и право)

 

II

I

 

36

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

ОД. 03.01.05

Математика и информатика

IV

I-III

 

68

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

ОД. 03.01.06

Естествознание

 

III

9,

I,II

 

140

140

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

1

1

 

ОД. 03.01.07

География

 

IV

I-III

 

 

68

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

ОД 03.01.08

Основы безопасности жизнедеятельности

 

I,II

 

 

 

72

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

 

ОД 03.02

Профильные учебные дисциплины

 

 

 

1020

340

680

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОД. 03.02.01

История

 

5-8

 

 

180

180

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

ОД. 03.02.02

История мировой культуры

 

IV

5-9,

I-III

 

 

428

428

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

ОД. 03.02.03

Физическая культура

 

9

 

 

 

72

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

 

Недельная нагрузка учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

3

3

3

3

3

3

3

7

7

13

12

9

8

 

Обязательная часть циклов ОПОП

 

 

 

6030

2010

4020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

 

 

 

480

160

320

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГСЭ.01

Основы философии

 

IV

I

 

 

48

48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

1

ОГСЭ.02

История

 

III

I

 

 

48

48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

2

 

ОГСЭ.03

Психология общения

 

IV

III

 

 

48

48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

ОГСЭ.04

Иностранный язык

II

 

 

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

 

 

ОГСЭ.05

Физическая культура

 

I-IV

 

 

 

104

104

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

1

1

 

Недельная нагрузка учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

6

3

4

4

П.00

Профессиональный цикл

 

 

 

5550

1850

3700

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

 

 

 

2082

694

1388

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОП.01

Музыкальная литература ХХ века (зарубежная и отечественная)

 III

I,II,IV

 

 

136

 

136

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

ОП.02

Сольфеджио

4,9,

III

 

1-3,

5-8,I,II,IV

 

 

768

 

768

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ОП.03

Элементарная теория музыки

8

7

 

 

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

ОП 04

Гармония

IV

 

9,I-III

 

 

240

 

240

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

3

3

ОП 05

Анализ музыкальных произведений

IV 

III

 

 

64

 

64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

ОП.06

Музыкальная информатика

 

 II

 

 

40

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

ОП.07

Безопасность жизнедеятельности

 

 I-IV

 

 

68

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

 

Недельная нагрузка учащегося

 

 

 

 

 

 

\

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

7

9

10

10

ПМ.00

Профессиональные модули

 

 

 

3468

1156

2312

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПМ.01

Исполнительская деятельность. Дисциплины специализации «Фортепиано»

 

 

 

2916

972

1944

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МДК. 01.01

Специальный класс

1-9

(по 2 полугодиям),

II

1-9

(по 1 полугодиям), I

 

 

 

1084

 

 

1084

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

МДК. 01.02

Ансамблевое исполнительство

6-9,II

 

 

212

 

212

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

МДК. 01.03

Концертмейстерский класс

I,II

9

 

 

208

 

 

208

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

3

3

МДК. 01.04

История исполнительского искусства, инструментоведение

 IV

6-9, I-III

 

 

212

212

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

МДК. 01.05

Основы композиции, дополнительный инструмент

 II

5-9, I, III, IV

 

 

228

 

 

228

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

Недельная нагрузка учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

3

3

3

3

4

3

6

6

6

6

6

6

6

8

8

8

9

9

ПМ.02

Педагогическая деятельность

 

 

 

552

184

368

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МДК.02.01

Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

 

 

 

 

 

220

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы педагогики

 

8

 

 

 

72

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

 

 

 

Возрастная психология

 

8

 

 

 

36

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

Основы организации учебного процесса

 

8

 

 

 

36

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

Основы психологии музыкального восприятия

 

 II

I

 

 

36

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

Основы системы музыкального образования

 

II

 

 

 

40

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

МДК.02.02

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

 

 

 

 

 

148

148

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика обучения игре на инструменте

 

9,I-III

 

 

100

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1

1

1

1

 

Изучение методической литературы по вопросам педагогики и методики

 

 I,III

 

 

48

48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1

 

Недельная нагрузка учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

2

2

4

3

2

 

Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

 

 

 

774

258

516

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплины по выбору образовательного учреждения

 

1-4

 

 

 

136

136

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1