textarchive.ru

Главная > Документ


Из цикла “Философские беседы”


ПРОБЛЕМЫ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

ИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ,

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ПУТАНИЦА

(СМЕШЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ФОРМ),

НЕОБХОДИМОСТЬ КОРРЕКТИРОВКИ

КАТЕГОРИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

МОСКВА 2006

ББК 87.817

Б 20

О цикле “Философские беседы”

Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу проблем. Он рассчитан на читателя, которому интересно философствование само по себе. Таким читателем может быть и философ-профессионал, и деятель науки, культуры, и учащийся, студент, аспирант.

Книги цикла относятся к разряду развивающей литературы и могут служить учебными пособиями для пополнения знаний по философии.

Балашов Л. Е.

Ошибки и перекосы категориального мышления. 2-е издание, расширенное. М., 2006. — (Из цикла “Философские беседы”/серия “Проблемы категориальной логики”). — 219 с.

В книге ставится вопрос об ошибках и перекосах категориального мышления.

Применительно к ошибкам мышления обычно говорят о логических ошибках. Однако, если внимательно посмотреть на то, что называют логическими ошибками, то можно увидеть, что в этом предмете синкретически присутствуют или смешиваются принципиально разные ошибки: чисто логические ошибки, связанные с нарушением правил логического мышления (законов формальной логики), и категориально-логические ошибки, связанные с нарушением категориальной логики или логики взаимоотношения категорий мышления.

Категориально-логические ошибки — это по большей части ошибки абсолютизации тех или иных категорий мышления. Последние осознаются людьми обычно под именем философских понятий-категорий.

Перекосы и крены категориального мышления— те же ошибки, но только не отдельные, а, как бы сказать, системные или совокупные, ведущие к большим искажениям-деформациям категориальной логики.

По проблемам категориальной логики автором изданы:

1. Мир глазами философа. Категориальная картина мира. М., 1997.

2. Соответствия и антисоответствия между категориями. М., 1998.

3. Философия: Учебник. М., 2004.

Отзывы и предложения направлять по адресу:

Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110

Телефон: 397-77-91 E-mail: lev_balashov@

На сайте “” размещены электронные тексты 20-и книг автора

ISBN  © Балашов Л.Е., 2006

С О Д Е Р Ж А Н И Е

В В Е Д Е Н И Е 8

Категориальный строй мышления
(категориальная логика) 8

О категориальном детерминизме 16

"Крены", абсолютизация одних категорий
в ущерб другим 18

О многозначности слов,
выражающих категории мышления 18

Ошибки категориально-логического мышления 20

Классификация категориальных ошибок 22

Типичные категориальные ошибки 23

Каузализм 23

Ошибка представления причины как следствия, а следствия как причины 30

Ошибка отождествления необходимости, закономерности
с причинностью или причинности с необходимостью 31

Квалитатизм 31

Квантитатизм. Ошибка абсолютизации
количественных определений 32

Ошибка сведения качества к количеству
(«качество — это еще не познанное количество» и т. п.) 33

Ошибки смешения категории количества
с другими категориями 33

Аналогизм. Ошибки абсолютизации сходства (аналогизирования) 36

Дистинктивизм. Ошибки абсолютизации различия (специфики) 37

Ошибка отождествления качества и свойства 40

Ошибка отождествления мира и материи (материализм) 42

Ошибка отождествления мира и духа
(абсолютный идеализм) 43

Противоположные взгляды на взаимоотношение
материи и движения 43

Кинетизм. Ошибка абсолютизации движения 47

Ошибка расширенной трактовки (абсолютизации) движения 48

Ошибка сведения материи к движению (критика трактовки движения как способа существования материи) 49

Ошибка отождествления материи с вещью,
а движения со свойством 50

Ошибка отождествления материи с субстанцией,
а движения — с атрибутом 51

Ошибка отождествления материи (как философской категории) и тела 54

Ошибки применения категорий «возможность» и «действительность» 55

Потенциализм. Ошибки абсолютизации возможности 56

Актуализм. Ошибка абсолютизации действительности. Отрицание возможности 57

Ошибка отождествления необходимости с неизбежностью 67

Нецессизм. Ошибка абсолютизации необходимости 69

Фатализм 69

Отрицание случайности
(случай — атеистический псевдоним чуда) 70

Ошибка отождествления случайности с беспричинностью 87

Окказионализм. Ошибка абсолютизации случайности 88

Противоположные взгляды на свободу 89

О так называемом парадоксе свободы 96

Ошибки применения категорий «целое—строение—часть»
и «система—структура—элемент» 98

Распутывание клубка путаницы с категориальными триадами «целое—строение—части»
и «система—структура—элементы». 98

Холизм (абсолютизация целостности).
Ошибка сведения частей к целому 102

Целое без частей 105

Систематизм. Ошибка абсолютизации
системы (системности), порядка 106

Партикуляризм. Ошибка сведения целого к частям
(к отдельной части или к сумме частей).
По-другому: ошибка элиминации целого 109

Хаотизм. Ошибка абсолютизации неупорядоченности, хаоса, неопределенности 110

Реализм и номинализм 117

Ошибки абсолютизации общего (всеобщего) 119

Абсолютизация общего в теории и практике коммунизма и национал-социализма 119

Ошибка поспешного обобщения (отождествления общего с частным) 120

Ошибки смешения категорий «общее—частное» («род— вид») с категориями «целое—часть» в логических операциях обобщения и ограничения понятий или в операциях с понятиями, употребляемыми в собирательном и/или разделительном смысле 122

Органицизм 123

Монизм. Ошибка сведения многого к одному 125

Плюрализм. Ошибка представления одного как многого 127

Абсолютизм и релятивизм 129

Финитизм. Разные степени и формы отрицания бесконечного 129

Инфинитизм. Пренебрежительное отношение
к категории конечного 131

Ошибки переоценки и недооценки противоречий 132

Противоречия в мышлении 132

Парадоксальное мышление 133

Ошибка отождествления живого и сущего,
жизни и существования, бытия. 145

Телеологизм, финализм. Абсолютизация
целесообразности и целеполагания 145

Ошибки абсолютизации старого и нового 146

ПЕРЕКОСЫ КАТЕГОРИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И ИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ 149

О нежелательных следствиях, вытекающих
из концепции первичности качества 149

Материализм и идеализм 150

Рационализм, эмпиризм, иррационализм 153

Вышизм. Ошибка наделения низшего чертами высшего 157

Гилозоизм 158

Панпсихизм 158

Антропоморфизм 158

Редукционизм. Ошибка сведения
высшего к низшему или сложного к простому 160

Механицизм 160

Механистический тоталитаризм Ленина-Сталина 160

Физикализм 161

Бихевиоризм 162

Лапласовский детерминизм 162

Лаплас 162

Квазилапласовский детерминизм 164

Эссенциализм и экзистенциализм 167

Субъективизм и объективизм 167

“Наше время” и ложный объективизм 169

Категориально-логическая характеристика
идей социализма и коммунизма 172

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ПУТАНИЦА, СМЕШЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ФОРМ 176

Гегель о смешении категориальных форм 176

Критика концепции перехода количества в качество 178

О смешении "вещи-свойства" с "предметом-признаком" (отождествление вещи и предмета, вещи и тела, вещи и объекта, свойства и признака) 193

Примеры сбалансированного подхода
к категориальной логике 194

Случайность и необходимость — «полюсы взаимозависимости» 194

Н. Винер: астрономия и метеорология 195

М. Борн: причинность и случайность 199

К. Поппер: «облака» и «часы» 199

М. Н. Грецкий: незамкнутые цепочки
и замкнутые циклы 200

Е. А. Седов: случайные и детерминированные связи 201

Концепция соответствий и антисоответствий между категориями 202

Указатель имен 220

В В Е Д Е Н И Е

Всякое мышление является категориальным. Категории — структурные элементы мысли, которые фигурируют в философской литературе под именем философских категорий-понятий. Человек думает, решает умственные задачи не иначе как с помощью категорий. Последние — инструменты мышления, идеальные орудия человеческой деятельности.

Когда философы обсуждают проблему категорий как свое внутреннее дело, т. е. как проблему исследования и систематизации философских категорий, то нельзя не увидеть некоторый отпечаток профессиональной ограниченности, субъективности на этой проблеме. В зависимости от личного опыта и склада ума одни философы считают эту проблему искусственной, надуманной, вчерашним днем философии, а другие считают ее важной, заслуживающей внимания философской проблемой. В том и другом случае проблема категорий субъективно ограничена и не поддается разумному решению. Суть в том, что надо выйти за рамки этой проблемы и взглянуть на дело шире, не с чисто философских, узко цеховых позиций, а с точки зрения объективной, естественной систематики категорий. Хотят или не хотят философы обсуждать проблему категорий, независимо от них она властно заявляет о себе как необходимость мыслить сознательно-системно, во всеоружии категориального аппарата мышления.

Бессознательно люди давно уже мыслят системно. Для этого они выработали целый комплекс вопросов: что? кто? чей? когда? где? куда? откуда? как? какой? каким образом? в какой мере? сколько? почему? отчего? зачем? для чего? ради чего? как возможно? что делать? и т. д. В этих вопросах отчетливо проглядывают категориальные формы мышления. (Философы, кстати, являются своего рода повивальными бабками, помогающими рождению, т. е. осознанию людьми категорий мышления — под видом философских категорий и понятий).

Категориальный строй мышления
(категориальная логика)

Категории функционируют, работают, действуют в нашем мышлении, хотим мы этого или нет, более того, они формируют, организуют, упорядочивают мышление. В самой природе мышления заключен определенный категориальный строй, порядок. Люди мыслят в той степени, в какой они пользуются категориями. Впервые об этом со всей определенностью сказал И. Кант: "Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий"1. Это открытие Канта базируется на солидной философской традиции, начало которой положили Платон, Аристотель, и которую в Новое время поддержали великие философы-рационалисты Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Открытие Канта воспринял и развил Гегель. Вся логическая система Гегеля есть не что иное, как грандиозная попытка открыть естественную систематику категорий. Кант только поставил проблему, Гегель же попытался ее решить.

У Гегеля можно встретить немало высказываний о естественной логике мышления, естественной системе категориальных определений.

"В жизни, — пишет он, например, — уже пользуются категориями; они лишаются чести рассматриваться особо и низводятся до служения духовной выработке живого содержания, созданию и сообщению друг другу представлений, относящихся к этому содержанию. С одной стороны, они ввиду своей всеобщности служат сокращениями (...) С другой стороны, они служат для более точного определения и нахождения предметных отношений... Такое применение категорий, которое в прежнее время называлось естественнойлогикой (курсив мой — Л.Б.), носит бессознательный характер"2.

Ниже Гегель говорит о "формах мысли", "которые проходят через все наши представления".

Нам кажется, что они "нам служат, что мы обладаем ими, а не наоборот, они нами". На самом деле, отмечает он, дело обстоит иначе: "когда мы хотим говорить о вещах, их природу и их сущность мы равным образом называем понятием, которое существует только для мышления; о понятиях же вещей мы имеем гораздо меньшее основание сказать, что мы ими владеем или что определения мысли, комплекс которых они составляют, служат нам; напротив, наше мышление должно ограничивать себя сообразно им и наш произвол или свобода не должны переделывать их по-своему. Стало быть, поскольку субъективное мышление есть наиболее характерная для нас деятельность, а объективное понятие вещи составляет самое суть (Sache), то мы не можем выходить за пределы ее, и столь же мало мы можем выходить за пределы природы вещей (Natur der Dinge)".

"... сказанного нами, — заключает философ, — будет вполне достаточно для уяснения той точки зрения, согласно которой исчезает отношение, выражающееся в том, что определения мысли берутся только как нечто полезное и как средства".

И еще: "Пронизывающая все наши представления, цели, интересы и поступки деятельность мышления происходит, как сказано, бессознательно (естественная логика)". Ниже Гегель еще раз говорит об "инстинкте здравого смысла" и об "инстинктивном действии естественной логики"3.

В своей обычной абстрактно-философской, идеалистической манере немецкий философ высказывает, по существу, правильную мысль, что категории, понятия выражают объективную природу вещей и именно в силу этого они подчиняют себе субъективную деятельность мышления, "владеют нами".

Далее Гегель отмечает, что категории мышления нельзя рассматривать как "формы, которые только касаются содержания, а не составляют самого содержания"1.

"Непременная основа, понятие, всеобщее, — пишет он, — которое и есть сама мысль, поскольку только при слове "мысль" можно отвлечься от представления, — это всеобщее нельзя рассматривать лишь как безразличную форму при некотором содержании. Но эти мысли обо всех природных и духовных вещах, само субстанциальное содержание, представляет собой еще такое содержание, которое заключает в себе многообразные определенности и еще имеет в себе различие души и тела, понятия и соотносимой с ним реальности; более глубокой основой служит душа, взятая сама по себе, чистое понятие ­сердцевина предметов, их простой жизненный пульс, равно как и жизненный пульс самого субъективного мышления о них"2.

Аналогичные рассуждения можно найти и в Малой логике:

"Утверждать о категориях, что они сами по себе пусты, будет не основательно, поскольку они имеют содержание уже потому, что они определены. Содержание категорий, правда, не есть чувственно воспринимаемое, пространственно-временное содержание, однако последнее мы должны рассматривать не как недостаток категорий, а скорее как их достоинство. Это обстоятельство находит признание уже в обыденном сознании: мы говорим, например, о книге или о речи, что они полны содержания, когда мы в них находим мысли, всеобщие выводы и т. д. (...) Этим, следовательно, обыденное сознание также определенное признает, что для того чтобы быть содержанием, требуется нечто большее, чем один лишь чувственный материал, и это большее есть не что иное, как мысли, а в данном случае прежде всего категории. При этом следует еще заметить, что утверждение, будто бы категории сами по себе пусты, несомненно, правильно и в том смысле, что мы не должны останавливаться на них и их тотальности (на логической идее), но должны двигаться вперед, к реальным областям природы и духа. Однако мы не должны понимать это движение вперед так, будто благодаря ему к логической идее прибавляется извне чуждое ей содержание, а должны понимать движение вперед так, что именно собственная деятельность логической идеи определяет себя к дальнейшему и развивается в природу и дух"3.

В этих идеалистических по форме высказываниях заключены важные мысли, которые можно было бы сформулировать так.

Каждая категория — не только момент системы, но и сама является системой более частных категорий и понятий. Она — вершина гигантской пирамиды понятий. И в целом система категорий — это вершина пирамиды всех человеческих понятий. Как с помощью трех десятков букв в алфавите выражается все богатство человеческого языка, так с помощью нескольких десятков категорий выражается все многообразие человеческих понятий и, соответственно, объективного мира.

В "Философии природы" находим замечательное сравнение системы определений (категорий) мышления с алмазной сетью: "метафизика есть не что иное, как совокупность всеобщих определений мышления, как бы та алмазная сеть, в которую мы вводим любой материал и только этим делаем его понятным"1.

Утверждая мысль о естественной системе категорий мышления Гегель ставил задачу осознания, сознательнойреконструкции этой системы. "Задача философии, — отмечает он в Малой логике, — состоит лишь в том, чтобы ясно осознать то, что люди издавна признавали правильным относительно мышления.

Философия, таким образом, не устанавливает ничего нового; то, что мы получили здесь с помощью нашей рефлексии, есть непосредственное убеждение каждого человека"2.

В современных научных исследованиях происхождения человеческого мышления ученые приходят к тем же выводам, которые делали раньше великие философы. И то, что у философов носило характер догадки, у современных ученых приобретает характер научно обоснованных утверждений. Немецкий психолог Ф. Кликс совершенно четко указывает, например, на наличие у архаического мышления определенной категориальной организации. "Когнитивное расчленение реальности, — пишет он, — отражается в системе языковых названий. Свое исторически самое раннее выражение оно получает в классификационных системах архаического мышления"3.

Вот как по Кликсу происходит категоризация мыслительного акта:

"Соединение признаков в определенное единство, зафиксированное в памяти, образует понятийную структуру. В соответствии с этим определением понятийные структуры являются основой когнитивной категоризации. Представители определенного множества объектов могут быть распознаны, то есть отнесены к соответствующему понятию, при помощи сопоставления перцептивной информации со структурой признаков, зафиксированной в памяти" (с. 158).

(Это почти по Гегелю: "совокупность всеобщих определений мышления" — "как бы та алмазная сеть, в которую мы вводим любой материал и только этим делаем его понятным").

Кликс указывает на жизненно важное значение категориальной организации мышления:

"... классификационные системы не просто облегчают ориентировку в необозримо многообразном мире, но собственно и делают ее возможной. Названия же способствуют сохранению в памяти именно тех данных, которые значимы для достижения целей в определенной ситуации. Становится возможным гигантский шаг вперед: из необозримого богатства воспринимаемого мира отбирается самое существенное и благодаря классификации сохраняется в памяти. Происходит когнитивное освоение некоторых форм проявления объективной реальности. Именно в этом глубокий рациональный смысл архаического классифицирования, а также причина происходящего с тех пор постепенного преобразования классификационных систем"1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Из цикла “философские беседы” проблемы категориальной логики их отрицательные эффекты категориальная путаница

    Документ
    ИзциклаФилософскиебеседыПРОБЛЕМЫКАТЕГОРИАЛЬНОЙЛОГИКИИХОТРИЦАТЕЛЬНЫЕЭФФЕКТЫ, КАТЕГОРИАЛЬНАЯПУТАНИЦА (СМЕШЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ФОРМ), НЕОБХОДИМОСТЬ КОРРЕКТИРОВКИ КАТЕГОРИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ МОСКВА  2002 ББК 87. ...
  2. Из цикла «философские беседы» (категориальная к а р т и н а м и р а) москва  2006

    Книга
    ... . — 293 c. (Изцикла "Философскиебеседы") В книге предложена оригинальная версия категориальной картины мира, категориальной (собственно философской) логики. Эта версия ...
  3. Из цикла «философские беседы» л е балашов м и р глазами

    Книга
    ... c. (Изцикла "Философскиебеседы") В книге предложена оригинальная версия категориальной картины мира, категориальной (собственно философской) логики. Эта ... способствуют уяснению ихкатегориальной сущности и, напротив, вносят путаницу в их понимание. ...
  4. (категориальная картина мира или основы категориальной логики) первая часть трилогии

    Книга
    ... циклеФилософскиебеседы” под названием: Мир глазами философа. (Категориальная ... ПЕРЕКОСЫ КАТЕГОРИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ (ихотрицательныеэффекты, категориальнаяпутаница, смешение категориальных форм, необходимость корректировки категориального мышления ...
  5. Категориальное мышление в праве его значение

    Документ
    ... науки. Категориальный состав ... их реализации: 1. проблема «исключений» из ... , беседы 29 ... предупредительного эффекта. ... Материальными отрицательными ( ... циклами. ... вызывая путаницу. ... это философско-правовая категория ... : логико-методологические и социальные проблемы. ...

Другие похожие документы..