textarchive.ru

Главная > Документ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

профессиональной подготовки

Каюмова Е.А.___________________

«____»______________2008 г.

П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы

Физиология физического воспитания и спорта

033100 «Физическая культура»

Специализация 033106 «Спортивная подготовка»

ДПП. Ф - 04

1. Цели и задачи дисциплины.

Физиология физических нагрузок - это вторая часть курса физиологии, изучаемого в институтах и на факультетах физической культуры. Основное содержание этого курса - физиология мышечной деятельности человека, частным случаем которой является спортивная деятельность. В курсе физиологии физических нагрузок можно выделить два основных вопроса: физиологическую характеристику различных видов спортивной деятельности и физиологические механизмы адаптации ор­ганизма в процессе этой деятельности.

Занятия спортом связаны, как правило, с предельным или почти предельным напряжением ведущих физиологических систем, обеспечивающих осуществление физических нагрузок. Основная задача спортивной физиологии - дать количественную характеристику физиологических реакций отдельных систем и всего организма для различных видов спортивной деятельности.

В связи с наличием огромного количества видов спортивной деятельности возникает необходимость в их классификации, что позволяет объединить спортивные упражнения в относительно небольшое число групп с общими физиологическими чертами.

Одной из задач курса спортивной физиологии является раскрытие особенностей адаптации организма спортсмена к различным внешним условиям, что позволит будущему тренеру учитывать их влияние на физическую работоспособность, планировать тренировочные нагрузки при подготовке спортсмена к соревнованиям.

Другая важная задача курса спортивной физиологии - дать представление о физиологической адаптации организма к физическим нагрузкам, то есть описать механизмы тех изменений в функциях различных органов и систем, которые возникают в процессе систематических тренировок и обеспечивают более высокие возможности тренирующегося человека. Представление о специфических адаптационных изменениях, возникающих в организме в процессе спортивной тренировки, можно получить путем сопоставления и оценки физиологических показателей в условиях покоя и, особенно, при стандартных и предельных нагрузках у спортсменов различных специализаций и нетренированных лиц. Следует отметить, что только по результатам этого сравнения далеко не всегда удается выявить «чистые» эффекты физиологической адаптации организма при систематических занятиях спортом. Более полную картину дают длительные исследования одного и того же контингента тренирующихся, в связи с чем будущему тренеру необходимо уметь оценивать стан­дартные нагрузочные пробы для динамического наблюдения за эффективностью тренировочного процесса и готовности спортсмена к соревнованиям.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В курсе физиологии физических упражнений основное место уделяется раскрытию физиологических закономерностей, механизмов взаимодействия органов и их систем при физических нагрузках. При изложении отдельных разделов и тем акцентируется внимание на особенностях изменения функционального состояния организма на фоне мышечной деятельности.

Функционирование органов и физиологических систем организма рассматриваются в плане развития и становления физиологических функций. На лабораторных занятиях закрепляются знания, полученные студентами в лекционном курсе. Кроме того, эти знания вооружают будущего учителя физической культуры умениям и навыкам объективной оценки функционального состояния организма.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид научной работы

Всего часов

Семестры

5

Общая трудоемкость дисциплины

120

120

Аудиторные занятия

54

54

Лекции

36

36

Практические занятия

10

10

Семинары (С)

Лабораторные работы

8

8

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

66

66

Курсовой проект

Расчетно-графические работы

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля (экзамен)

Экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)

Разделы и темы

количество часов

лекции

практ. Занятия

или семинары

Лабораторн.

работы

1. Общая физиологическая классификация физических упражнений

2. Динамика физиологического состояния организма при спортивной деятельности

3. Физиологические основы физических качеств.

4. Физиологические основы формирования двигательного навыка.

5. Системы обеспечения физических нагрузок.

6. Функциональный резерв организма и методы его определения.

7. Общие физиологические закономерности и принципы занятий физической культурой и спортом.

4

6

4

4

8

8

2

2

2

2

2

2

4

4

4.2 Содержание лекций по курсу физиологии физического воспитания и спорта.

1. Понятие физиологического упражнения и его цели. Принципы общей физиологической классификации физических упражнений. Понятие силы, мощности, выносливости и их взаимосвязь в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Циклические спортивные упражнения и их энергетическая характеристика, предельное время эффективного выполнения. Классификация ациклических упражнений.

  1. Основные периоды в процессе изменений физиологического состояния организма при спортивной деятельности. Предстартовое состояние и его физиологическая сущность. Виды предстартового состояния и их проявления. Разминка и ее функции, виды разминки. Врабатывание, процессы, происходящие в этот период. Устойчивое состояние и его характеристика. Понятие потребления кислорода. Утомление, - понятие, локализация и механизмы развития. Восстановление. Понятие о кислородном дефиците и кислородном долге. Периоды восстановления, компоненты кислородного долга. Положительный эффект активного отдыха и его физиологическое обоснование.

3. Физиологические основы силы, факторы ее определяющие. Абсолютная, максимальная, произвольная сила. Связь произвольной силы и выносливости. Рабочая гипертрофия мышц, силовая тренировка. Физиологические основы мощности. Компоненты мощности, ее энергетическая характеристика. Выносливость, мышечный аппарат и выносливость. Структурные изменения мышечных волокон и адаптация мышц при тренировке выносливости.

4. Условнорефлекторные механизмы, как физиологическая основа формирования двигательного навыка. Стадии формирования двигательного навыка, значение правильного его формирования. Устойчивость двигательного навыка и длитель­ность его сохранения. Динамический стереотип. Спортивная техника. Принципы обучения спортивной технике.

5. Сердечно-сосудистая система, ее функции, производительность. Артериальное давление, факторы его определяющие, изменения артериального давления при физических нагрузках. Ударный и минутный объемы. Эффективность сердечно-сосудистой системы. Механизмы регуляции гемодинамики. Резервы сердечно-сосудистой системы. Дыхательная система, ее функции. Вентиляция легких, потребление кислорода. Транспорт газов кровью, тканевое дыхание. Регуляция ды­хания. Гипоксия. Регулирующие системы - вегетативная нервная система - общая характеристика функций. Симпатическая и парасимпатическая нервная системы. Медиаторы. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Водно-электролитный обмен, кислотно-щелочное состояние. Распределение воды и со­лей в организме. Буферные системы организма. Нарушения кислотно-щелочного состояния и физиологические системы его регуляции.

6. Функциональный резерв организма - понятие и составные части. Нагрузочные пробы в оценке функционального резерва. Адаптация организма к физическим нагрузкам. Пусковые механизмы развития адаптации. Цена адаптации, дезадаптация, срыв адаптации. Взаимосвязь компонентов функционального резерва орга­низма и последствия их истощения.

7. Адаптация организма к физическим нагрузкам при систематических занятиях спортом. Основные эффекты тренировочного процесса. Система пороговых тре­нирующих нагрузок. Длительность, частота и объем тренировочных нагрузок. Специфичность и обратимость тренировочных эффектов. Тренируемость.

5. Лабораторный практикум

№п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторной работы

1

2

Реакция артериального давления на физическую нагрузку.

2

2

Изменения ударного и минутного объемов при физических нагрузках.

3

6

Оценка общей физической работоспособности

4

6

Оценка скоростно-силовой выносливости

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1. Физиология человека под ред. Н.В. Зимкина. М., «Физкультура и спорт», 1975г.

2. Серопегин И.М., Волков В.М., Синайский М.М. Физиология человека.- М., «Физкультура и спорт», 1979г.

  1. Физиология мышечной деятельности.-под ред. Я.М.Коца.-М., 1982

  2. Фомин Н. А. Физиология человека.-М., 1995

  3. Физиология человека.- под ред. И.Косицкого.- М., 1995

  4. Дж. Дудел, И.Циммерман, Р.Шмидт и др. Физиология человека: в 4-х томах. Пер.с англ. под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса.- М.,1985

  5. Спортивная физиология.- под ред. Я.М.Коца. М., 1986

  6. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М., 1990

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная

  1. Физиология человека под ред. Н.В. Зимкина. М., «Физкультура и спорт», 1975г.

  2. Серопегин И.М., Волков В.М., Синайский М.М. Физиология человека.- М., «Физкультура и спорт», 1979г.

  3. Физиология мышечной деятельности. -под ред. Я.М.Коца.-М., 1982

  4. Фомин Н. А. Физиология человека. -М., 1995

  5. Основы физиологии.- под ред. П.Стерки.- М., 1984

  6. Физиология человека.- под ред. И.Косицкого. - М., 1995

  7. Дж. Дудел, И.Циммерман, Р.Шмидт и др. Физиология человека: в 4-х томах. Пер.с англ. под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса.- М.,1985

б) дополнительная

  1. Спортивная физиология.- под ред. Я.М.Коца. М., 1986

  2. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта М., 1980

  3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология.- М., 1985

  4. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма М., 1986

  5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М., 1990

6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

Плакаты, таблицы.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Велоэргометр ВЭ–02; Велоэргометр Kettler 2000; газоанализатор Spirolyt; графопостроитель Н-306; измеритель артериального давления ИАД –1; спироволюметр; метроном; секундомеры.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

8.1 ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(вид контроля – собеседование)

I. Спортивная работоспособность в различных условиях внешней среды.

  1. Теплопродукция и теплоотдача в условиях повышенной температуры и влажности воздуха. Физиологические механизмы усиления теплоотдачи. 8 часов.

  2. Тепловая адаптация. Питьевой режим. 6 часов.

  3. Спортивная деятельность в условиях пониженной

  4. температуры воздуха (холода) 6 часов.

  5. Физиологические эффекты пониженного атмосферного давления. Горная акклиматизация (адаптация к высоте). Спортивная работоспособность в среднегорье и после возвращения на уровень моря. 14часов

  6. Смена поясно-климатических условий. 4 часа

ИТОГО 38 часов

II. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста.

1. Возрастная периодизация и индивидуальные особенности развития 6 часов

2. Возрастные особенности физиологических функций и систем. 6 часов

3. Развитие движений и формирование физических качеств. 4 часов

ИТОГО 16 часов

III. Физиологические аспекты моторной системы

1. Функции моторной системы. 4 часа

2. Общие принципы регуляции двигательной деятельности. 4 часа

3. Регуляция позы тела и движений 4 часа

ИТОГО 12 часов

ВСЕГО 66 часов

8.2 Варианты контрольных работ

  1. Проблемы восстановления в спорте (физиологические процессы, принципы, методы).

  2. Теплопродукция и теплообмен при физических нагрузках.

  3. Формирование двигательного навыка, как условно-рефлекторного акта.

  4. Изменения в сердечно-сосудистой системе при физических нагрузках (УО. МОК, ЧСС, АД).

  5. Функциональные состояния организма в условиях спортивной деятельности (предстартовое состояние, врабатывание, «мертвая точка», устойчивое состояние, утомление).

  6. Физиологические принципы построения тренировок (пороговость, интенсивность, периодичность).

  7. Регуляция основных параметров сердечно-сосудистой системы при физических нагрузках (рефлекторная, гуморальная, нервная).

8.3 Перечень вопросов к экзамену

  1. Общая классификация физических упражнений.

  2. Циклические упражнения и их физиологическая классификация.

  3. Ациклические упражнения и их классификация.

  4. Предстартовое состояние и его физиологическая сущность.

  5. Разминка и ее функции.

  6. Виды разминки и их различия.

  7. Врабатывание, «мертвая точка», «второе дыхание», устойчивое состояние.

  8. Утомление.

  9. Восстановление.

  10. Формирование двигательного навыка.

  11. Одиночное мышечное сокращение и тетанус.

  12. Контрактура.

  13. Рабочая гипертрофия мышц.

  14. Теплопродукция при физических нагрузках.

  15. Физические механизмы теплообмена.

  16. Физиологические механизмы терморегуляции при физических нагрузках.

  17. Водно-солевой обмен при физических нагрузках.

  18. Питьевой режим.

  19. Ударный объем крови, минутный объем кровообращения, изменения при физической нагрузке.

  20. Реакция артериального давления на физическую нагрузку, факторы, определяющие АД.

  21. Изменения в сердечно-сосудистой системе при физических нагрузках.

  22. Регуляция основных параметров системы кровообращения при физических нагрузках.

  23. Функциональные эффекты тренировки.

  24. Характеристика тренировочных эффектов.

  25. Принципы построения тренировочных нагрузок.

  26. Тренируемость.

  27. Перетренированность

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки для специальности 033100 «Физическая культура»

Программу составил: А.В. Кулемзин - к.м.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин ИПП ТГПУ

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры МБД, протокол №_____ от_____________________2008г.

Зав. Кафедрой д.м.н., профессор _____________________________ С.В. Низкодубова

Программа дисциплины одобрена советом (методической комиссией) ИПП, протокол №_____ от ______________________2008г.

Председатель методической комиссии_________________________



Скачать документ

Похожие документы:

  1. физиология физического воспитания и спорта

    Список учебников
    ... Дубровский ФИЗИОЛОГИЯФИЗИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и ... , 2002 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебник «Физиологияфизическоговоспитания и спорта» про­фессора В. М. Смирнова ...
  2. Методические рекомендации к занятиям по курсам «анатомия» «физиология» «физиология физического воспитания и спорта»

    Методические рекомендации
    ... КУРСА ФИЗИОЛОГИЯФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Выписка из государственного образовательного стандарта ПП.Ф.04 Физиологияфизическоговоспитания и спорта. Физиология мышечного ...
  3. Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях интеграция в европейское образовательное пространство

    Документ
    ... кафедр физическоговоспитания и спорта в кафедры физкультурного образования. С этих позиций задачи физическоговоспитания в ... физиология, биохимия и др.), биомеханики, метрологии. Изучение педагогики, психологии, теории и методики физическоговоспитания ...
  4. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции

    Доклад
    ... . 2009. № 1. С.79-86. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиологияфизическоговоспитания и спорта. М., 2002. С. 524-528 (605 с.). Хрипкова ...
  5. Департамента физической культуры и спорта города Москвы

    Отчет
    ... ,2009. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиологияфизическоговоспитания и спорта: Учебник. -М.: Владос-Пресс, 2002 ... Гигиенические основы физической культуры и спорта Основная: 1. Вайнбаум Я.С. Гигиена физическоговоспитания и спорта: Учеб. пособ ...

Другие похожие документы..